Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Зачем современному педагогу дизайн-мышление

Что может связывать дизайн и педагогику? Как методика, созданная основателями школы дизайна, может помочь педагогу? Почему дизайн-мышлению надо учить детей? Рассказывает Роман СИМУКОВ, заместитель директора МКОУ «Китежская средняя общеобразовательная школа», неоднократный участник Выездной школы педагогов.

Иллюстрация ©Лаборатория Wonderfull

При чём здесь «дизайн»

Пусть вас не смущает слово «дизайн» в понятии «дизайн-мышление». Обычно мы используем это слово, когда говорим об эстетической стороне какого-либо объекта: предмет мебели, интерьер помещений, архитектура зданий, web-страница, обложка журнала или учебника и т.п.

Однако в методологии дизайн-мышления, это слово используется ближе к своему прямому переводу с английского языка – «проектировать, создавать, конструировать».

Слово «мышление» в данном случае говорит об особом процессе познавательной деятельности человека, направленной на глубокое понимание потребностей пользователей создаваемого им продукта (материального объекта или услуги).

Дизайн-мышление гораздо ближе к творческому способу решения задач, чем к аналитическому. Главное в этой методологии – обеспечение лучшего пользовательского опыта от взаимодействия с продуктом или сервисом (удобство, гибкость, скорость, тактильные и визуальные ощущения). Привычные нам физические параметры, такие как форма, цвет, фактура, технические характеристики, бренд – являются вторичными, и лишь стремятся обеспечить позитивный опыт наилучшим образом.

Дизайн-мышление за последние двадцать лет приобрело огромную популярность в бизнесе, некоммерческом и государственном секторе, в том числе и в образовании, благодаря тому, что стало одним из эффективных инструментов, позволяющих работать в ситуации быстро изменяющихся внешних условий.

Зачем и как

Образование нашего времени перешло от процесса трансляции знаний к формированию необходимых навыков и компетенций, востребованных в современном, постоянно изменчивом и неопределенном мире. Всё чаще мы говорим о необходимости формирования навыков работы в команде, развитии эмоционального интеллекта, развитии критического и творческого мышления.

Использование дизайн-мышления в проектной и исследовательской деятельности способствует развитию таких навыков как результат их собственного развивающего опыта в процессе решения проблемной задачи.  Указанный опыт обеспечивается следующими, заложенными в дизайн-мышление, принципами:

1. Эмпатия. Создание человеко-ориентированных решений, за счет глубокого погружения в потребности пользователей (потребителей, клиентов). В дизайн-мышлении этот принцип выражается словом «эмпатия». Используя различные методы наблюдений, дизайн-мыслители собирают большое количество информации о том, в чем нуждаются люди, как они ведут себя в различных ситуациях, связанных с решаемой задачей. Эмпатия помогает определиться с направлением поиска нужного решения.

2.Формулировка проблемы с разных сторон. Наилучший результат достигается, когда над проектом работает группа людей, в которую входят представители разных профессий и социальных ролей. Это позволяет посмотреть на задачу со множества сторон и по-разному оценить пользовательский опыт. Такая команда может состоять из учащихся разных классов, учителей, родителей, приглашенных специалистов. Гениальные решения рождаются на стыке культур, профессий и опыта.

3. Генерация идей. Генерируем идеи, развивая идеи других. Использование на практике данного принципа формирует высокую культуру отношений между членами команды. В таком совместном творчестве нет плохих или хороших идей: какую бы безумную мысль не предложил бы ваш партнёр, её всегда можно дополнить, расширить и трансформировать. В речи, во время обсуждения, этот принцип звучит как «да, и...».

4. Экспериментирование. Экспериментирование и полученный опыт гораздо важнее конечного результата. Идеи и мысли в процессе дизайн-мышления максимально быстро воплощаются в самых разнообразных прототипах (зарисовках, шаблонах, конструкциях из картона, скотча и других подручных средств). Прототипы тестируются и дорабатываются, позволяя приблизиться к наиболее лучшему ожидаемому пользовательскому опыту.

Дизайн-мыслители не создают готовый продукт или сервис, они генерируют решения – изобретают способы реализации потребностей. Такие решения, реализованные в продуктах или услугах, создают для потребителя новую ценность, за которую он будет готов платить (или с большой радостью её использовать). В этом смысле, обучить детей дизайн-мышлению – это научить их способу создания инноваций.

Где научиться

В конце октября – в начале ноября в рамках Пятой выездной школы педагогов и директоров пройдет практикум «Дизайн - мышление». Его проводит Наталья Андреева, руководитель Центра смешанного обучения, преподаватель МГППУ. Практикум ориентирован на создание мотивирующей образовательной среды в образовательных организациях (школах, детских садах, организациях дополнительного образования и даже в онлайн-проектах).

Участники обучения познакомятся со множеством инструментов анализа данных и генерации решений. Результатами работы практикума станут: прототип мотивирующей образовательной среды, дорожная карта внедрения, список идей для изменения образовательной среды в конкретной организации.

Наталья АНДРЕЕВАСамое главное: мы можем использовать инструменты дизайн-мышления для изменения и формирования организационной культуры школы, в том числе и для внедрения инновационных практик, например, смешанного обучения.

Впервые таким образом дизайн-мышление было применено в Калифорнии в 2012 году в работе с командами школьных округов и отдельных школ. Команды встречались несколько раз в месяц и двигались по процессу дизайн-мышления. После введения в метод, постановку задачи и развития эмпатического слушания, команды интервьюировали учащихся, коллег, родителей, вели дневники наблюдения за жизнью своих школ и классов. Затем команды анализировали собранные инсайты, имеющие отношение к проблеме, и на основании этого формулировали задачу, которую будут решать, оставаясь в рамках первоначально определенной проблемы.

На следующем шаге команды придумывали идеи, выбирали лучшее решение, и только после этого каждая группа создавала модель изменения школьной среды, которая поможет решить поставленную задачу, тестировала ее сначала на коллегах из других команд, а затем, в случае успешного прохождения тестирования, пробовала применить ее в своих школах, классах, округах.

По словам психолога одной из московских школ, регулярно применяющей дизайн-мышление с коллегами, метод помогает вынести на первый план Человека и его реальные потребности. Она наблюдала, как педагоги не жаловались на проблемы, а развивали в себе умение понимать и принимать другую точку зрения, системно решать задачи, в результате выстраивают свои отношения с учениками совсем по другим принципам.

Наталья АНДРЕЕВА

Интересна тема дизайн-мышления и профессионального развития?

Подписаться на Дневник «Школа педагогов и директоров»

Атлас

Партнерский материал


Автор

Школа педагогов и директоров

Все материалы автора

Количество подписчиков: 10

Подписаться Отписаться

Комментарии (36)

  1. Дмитрий Савельев 23 Августа, 2017, 11:41

    Дизайн-мышление - это очередная утка от маркетологов...цель таких идей привлечь деньги, приманить на новое незнакомое...типа ноу-хау. В итоге за красивой оберткой нет ничего путного. Я каждый день сталкиваюсь с корпоративными образовательными системами в компаниях. Там весь процесс обучения и вся система строится от других отделов (финансы, маркетинг, бухгалтерия, отдел персонала...счастье для компании если отдел обучения имеет вес и слово - получается не через одно место). На вопрос а почему вы не сделаете проще, зачем создаете трудности - ответ: нам такие условия поставили и мы не можем, потому что они специалисты, а мы должны придумать как сделать так чтобы квадратные колеса покатились. Отсюда и дизайн-мышление, как быть оригинальным будучи глупым.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 месяцев

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Россия

  2. Сергей Циренщиков 23 Августа, 2017, 13:56

    А оригинальность, созидательность, сообразительность - не одно и то же с "дизайн-мышлением"?
    Простите, если туплю...

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 10 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Дмитрий Савельев 23 Августа, 2017, 15:36

      смысл таков, что если человек от природы глупый, то никакое дизайн-мышление не поможет...учить математику и русский язык нужно таким наизусть - единственное средство от слабоумия.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 месяцев

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Россия

    • Владимир Савкун 26 Августа, 2017, 12:51
      А оригинальность, созидательность, сообразительность - не одно и то же с "дизайн-мышлением"?

      Дизайн-мышление - это игрушки для штата Калифорния и нам не грозит.

      Как и остальные виды мышления.

      Как и остальным их штатам...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 5 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

  3. Лилия Кузнецова 26 Августа, 2017, 10:00

    Тупых от природы не бывает. Все дети гениальны. Если не умеете научить, это не значит, что обучаемый тупой. Может в зеркало следует посмотреть? Директор института мозга Святослав Медведев подтверждает мои наблюдения и считает, что дети гениальны, но со временем гениальность исчезает (или уменьшается).
    Дизайн-мышление - очередная выдумка из разряда: как не садитесь, а в музыканты не годитесь. Мозговой штурм, привлечение родителей - какие задачи, кроме организационных могут решить? Мышление - его возникновение и развитие - имеет свои механизмы, которые связаны не столько с привлечением общественности и "дизайном", "кейсами" и прочей мурой, сколько с биохимией и физиологией, на что обычно не только не обращают внимания, но и не задумываются. Биохимические процессы диктуют формы и методы обучения. Почитайте Л.С.Выготского, который научно доказал, что мышление развивается в обучении, а не наоборот. Организуйте обучение так, чтобы мозги были заточены не столько на механическое запоминания, сколько на самостоятельное созидание знаний, открытие знаний для себя. Мышление - явление индивидуальное. У каждого оно развивается постепенно и лично, хотя знание каждый должен получать в коллективе. Читайте Кузнецову Л.М. "Новая технология обучения химии", "Философия и психология обучения школьников"

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: —

    Регион проживания: Московская область, Россия

    • Сергей Циренщиков 26 Августа, 2017, 10:23

      "Тупых от природы не бывает. Все дети гениальны. Если не умеете научить, это не значит, что обучаемый тупой. Может в зеркало следует посмотреть? Директор института мозга Святослав Медведев подтверждает мои наблюдения и считает, что дети гениальны, но со временем гениальность исчезает (или уменьшается)."
      ===
      Возникают вопросы...
      1. "Все дети гениальны."
      - В сравнении с кем?
      - Кто эталон? С.Медведев?
      2. "со временем гениальность исчезает (или уменьшается)"
      - В каком возрасте это неизбежное происходит?
      - Успевает ли ученик, в состоянии "гениальности" выучить таблицу умножения, действия с дробями, физику Краевича?

      И еще...
      "Биохимические процессы диктуют формы и методы обучения."
      "Широко простирает химия ..."
      - Предлагаете медикаментозное воздействие?
      - Кого будем колоть? Учеников? Учителей? Или всех + родителей?

      Я не специалист в "дизайне мышления", но почему-то такое чувство, что очередная "разводка"...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Владимир Савкун 26 Августа, 2017, 19:30

      " Организуйте обучение так, чтобы мозги были заточены" - неужели кому- нибудь удалось?

      Не верю!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 5 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

  4. Лилия Кузнецова 26 Августа, 2017, 10:37

    "Предлагаете медикаментозное воздействие?" Это так примитивно поняли прочитанное? Это значит, что нельзя уходить от природы, от механизмов работы мозга, нельзя мозг ребёнка нагружать чем попало, в каком попало порядке. Это значит, что обучение нужно строить по законам мозга, а не по навязыванию со стороны педагогов, методистов, учебников, по принципу кто что придумает. Есть наука нейропсихология, наука о мозге. Несмотря на сложность изучаемого объекта, всё же в этом направлении достигнуты успехи, раскрыты некоторые тайны, чем обязаны воспользоваться в дидактике и педагогике. Медведев (сын и научный наследник Н.Бехтеровой) возглавляет институт мозга, не последний человек в области изучения мышления. Вряд ли стоит не прислушиваться к науке и снобистки отзываться о крупнейшем учёном. Как модно выражаться "Учите матчасть". Не помешает. Ну а если хотите медикаментозно - попробуйте на себе. Я учу детей, нагружая их мозг, т.к. он требует тренировки, как любой другой орган. А без этого орган атрофируется. Удачи!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: —

    Регион проживания: Московская область, Россия

    • Сергей Циренщиков 26 Августа, 2017, 11:27

      Понял.
      А в СССР программы составляли с учетом науки о мозге, мышлении?
      Я почему спрашиваю... То, что предлагают сейчас, 30 лет реформ образования, дали какой-либо положительный результат в сравнении с образованием в СССР?
      Лично мне сравнивать просто не с чем?
      Школу окончил в 66 году, институт в 70-м, школа, армия, школа, завод, школа...
      Нейропсихолога из меня не получилось, хотя... при "врожденной гениальности", да при наличии условий - вполне мог бы...
      Но уж так сложилось...

      Зато, в позапрошлом году, провели с учениками исследование "Адекватность оценки временных интервалов в зависимости от возраста". Программы для оценки и тренинга разработали...

      А вот на "Дне науки" нас "футболили" из секции в секцию...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Владимир Савкун 26 Августа, 2017, 16:13

      "провели с учениками исследование "Адекватность оценки временных интервалов" - и результаты недоступны?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 5 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

    • Сергей Циренщиков 26 Августа, 2017, 16:54
      "Предлагаете медикаментозное воздействие?" Это так примитивно поняли прочитанное? Это значит, что нельзя уходить от природы, от механизмов работы мозга, нельзя мозг ребёнка нагружать чем попало, в каком попало порядке. Это значит, что обучение нужно строить по законам мозга, а не по навязыванию со стороны педагогов, методистов, учебников, по принципу кто что придумает. Есть наука нейропсихология, наука о мозге. Несмотря на сложность изучаемого объекта, всё же в этом направлении достигнуты успехи, раскрыты некоторые тайны, чем обязаны воспользоваться в дидактике и педагогике. Медведев (сын и научный наследник Н.Бехтеровой) возглавляет институт мозга, не последний человек в области изучения мышления. Вряд ли стоит не прислушиваться к науке и снобистки отзываться о крупнейшем учёном. Как модно выражаться "Учите матчасть". Не помешает. Ну а если хотите медикаментозно - попробуйте на себе. Я учу детей, нагружая их мозг, т.к. он требует тренировки, как любой другой орган. А без этого орган атрофируется. Удачи!
      Понял.
      А в СССР программы составляли с учетом науки о мозге, мышлении?
      Я почему спрашиваю... То, что предлагают сейчас, 30 лет реформ образования, дали какой-либо положительный результат в сравнении с образованием в СССР?
      Лично мне сравнивать просто не с чем?
      Школу окончил в 66 году, институт в 70-м, школа, армия, школа, завод, школа...
      Нейропсихолога из меня не получилось, хотя... при "врожденной гениальности", да при наличии условий - вполне мог бы...
      Но уж так сложилось...

      Зато, в позапрошлом году, провели с учениками исследование "Адекватность оценки временных интервалов в зависимости от возраста". Программы для оценки и тренинга разработали...

      А вот на "Дне науки" нас "футболили" из секции в секцию...
      "провели с учениками исследование "Адекватность оценки временных интервалов" - и результаты недоступны?

      Ну что вы, Владимир!
      Это ж "проект". У меня 10-11 классы каждый год таких "исследований" выдают штук по 8-10.

      Конкретно этот, что помню:
      Временн`ые интервалы точнее оценивают ученики 9-11 классов
      В начальной школе результаты практически совпадают с тему, что у людей за 60.
      На графиках, типичная гауссиана. По х (возраст), по у (точность определения интервала).
      Пик (размытый) 15-30 лет.

      Применение тренажера повышает точность определения промежутков времени.
      Кстати, неточность в определении промежутков времени - признак психического заболевания.
      Но можно ли с ним бороться с помощью "нашего тренажера" - не знаю.
      Дети ушли, а новые не заинтересовались...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Владимир Савкун 26 Августа, 2017, 19:02

      "У меня 10-11 классы каждый год таких "исследований" выдают штук по 8-10."

      Потрясающе интересно - никогда не сталкивался с оценкой адекватности (точности ?) измерений интервалов времени - насколько она отличается от гауссианы.

      У меня точность определения времени горения светофора (89 секунд) оценивается с точностью 2-3 секунды - пока пробегаю подземный переход к следующему светофору, но я подозреваю, что ТОТ светофор тикает быстрее и таймер-индикатор часто выключен.
      А ждать следующего - обидно...

      А в целом - Гениально.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 5 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

    • Сергей Циренщиков 26 Августа, 2017, 20:21

      Вообще-то, нужна была программа которая фиксировала бы время работы ученика над заданием.
      Короче, в 8-х классах выбиралась команда по 4-5 человек от класса, всего около 25-и.
      Проводился конкурс на умение быстро разобраться с программой и выполнить в ней задание.
      Задания были на работу с графикой:
      - фоторобот,
      - шарж,
      - узор,
      - чертёж,
      - 3D
      - и еще что-то...
      Каждому участнику выдавался "бегунок" с наименованием конкурса/временем выполнения задания/оценкой качества.
      Ну и все "по станциям" пробежались... Было и интересно и весело.
      Победитель определялся по вычисленному баллу. Учитывалась и оценка и затраченное время.
      Победительница в этом учебном году заканчивает 11 класс...

      Так вот... там возникла дискуссия на тему - А если я не могу определить сколько времени я работал, много или мало?

      Ну и... слово за слово... сначала написали программу фиксации периода работы над заданием.
      А потом возникла идея ТРЕНАЖЕРА развития "внутренних часов".
      Уже потом... озадачились "Как течет время для разных возрастов", т.е. точность контроля временных промежутков.
      Кстати, ученики начальных классов торопятся, как пожилые люди.
      5-6-7 класс отстают
      с 9 класса - более точно...

      А уже потом "нарыли" информацию о психическом заболевании, симптомы которого проявляются в расстройстве определения промежутков. Но это не дезориентировка!

      Так и остался не выясненным вопрос о воздействии тренажера на симптом...
      Ну... мы ж не ученые. 11 класс, ЕГЭ...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Владимир Савкун 28 Августа, 2017, 9:38

      "Так и остался не выясненным вопрос о воздействии тренажера на симптом..."

      Тем не менее - это "настоящее дело" - намного круче, чем можно было предположить: существует явление, его закономерности, которые можно наблюдать и обдумывать причины разброса результатов - на ФизФаке МГУ нам это давали вне учебной программы, а у вас - в школе... отпад.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 5 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

    • Сергей Циренщиков 28 Августа, 2017, 10:47

      Владимир!
      Ну какое там ...
      Это так называется "проект". Да и всё это не сразу, а постепенно. В продолжении полутора лет. И состав ребят менялся. И идеи новые появлялись, по типу: - А давайте попробуем?
      Пробовали...
      Труднее всего было родителей уговаривать на себе испробовать... Но это уж заслуга учеников.
      Короче: ПЛАНА, ПРОГРАММЫ - не было! Всё довольно спонтанно...

      Вот лет 15-18 назад, тогда еще в TurboPascalе (графика никакая), работали было несколько проектов "по науке".
      Лиля Р. делала программу, которая по стихотворению выдавала абстрактную картину.
      Книга попала в руки по связи "Цвет - Звук" (название уже и не помню...)
      Почему стихи? Размер строк/звуков в строке.
      Текст анализируется и переводится в звуки (это отдельная тема...)
      Звуки соотносятся с цветом.
      Усредненный цвет - фон. А на нем цветовые пятна по строкам... Цвет по отношению к фону...
      Последний этап - размытие. Самый головоломный оказался... В строке, а затем еще и вертикально...
      Но результат БЫЛ!
      "В лесу родилась елочка".
      На зеленом фоне - яркие пятна красного, желтого, голубого цвета.
      "Белеет парус одинокий"
      Фон голубой и белые пятна...
      "Ворон"
      На темно-коричневом фоне черные и темно-синие, темно-зеленые пятна.
      ....

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Владимир Савкун 26 Августа, 2017, 12:56

      " Я учу детей, нагружая их мозг..." - если не секрет, какой именно лапшой Вы нагружаете детский мозг?

      (Какой лапшой нагружали мой мозг в школе СССР, я в курсе).

      Балда - к примеру - нагружал мозг Бесёнка задачкой на перемещение Сивой Кобылы. Более понятного примера "системно - деятельностного подхода" я не знаю.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 5 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

  5. Лилия Кузнецова 26 Августа, 2017, 13:22

    Бедняга! Нагрузился не тем, что и понимания не хватает. В советской школе много было хорошего, т.к. соблюдали дидактические принципы в отличие от современной школы. Но был и отсталый объяснительный метод. Хотя в науке дидактике были прорывы, которые до сих пор не потеряли значимости. И не потеряют: проблемное обучение, эвристика, системно-деятельностный подход. Были разработаны методики младшей школы. Но вот в средней школе большого продвижения практически не случилось. Нужны были учебники и методики соответствующие этим прорывам. Отдельные работы, в том числе и моя положения не спасли. Но такие работы и могут вывести наше теперешнее образование на достойный уровень.
    Кстати, мозг в советской школе можно было нагрузить действительно настоящими знаниями. Надо иметь в виду, что усвоение основ наук зависело от самого ученика: хотел - нагружался, не захотел - крутил собакам хвосты.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: —

    Регион проживания: Московская область, Россия

    • Владимир Савкун 26 Августа, 2017, 13:34

      "Кстати, мозг в советской школе можно было нагрузить действительно настоящими знаниями...." - вот про них, про настоящих, я и спрашивал.

      Опять прижимистость владелицы оказалась .... значительной и ни единого примера не последовало.

      И не последует - "Цветная Капуста" Искандера: "В США каждый негр может стать Президентом".

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 5 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

    • Виктор Рябцовский 26 Августа, 2017, 17:25

      Если это намек про Абаму, то это не простой черный, а тот у кого гены двух европейских королей. Много ли таких черных в США не знаю, но одно можно сказать почти точно, скорее всего единицы, а возможно он - единственный.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 месяцев

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Владимир Савкун 26 Августа, 2017, 18:51

      Это намёк на единственную советскую школу, "... в которой было много хорошего, мозг в которой можно было нагрузить действительно настоящими знаниями" и адрес которой называть не принято.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 5 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

    • Сергей Циренщиков 26 Августа, 2017, 20:29

      Почему "не принято"? Владимир?
      Я окончил Среднюю школу №11 г. Кургана в 1966г.
      К учителям НИКАКИХ ПРЕТЕНЗИЙ!
      В Новосибирский академгородок учиться в ФМШ не поехал только из-за гриппа, приковавшего меня к постели на последнем туре олимпиады по физике. А вся команда школы, где я худшим не был, поехала, и училась.

      Хотя и не уверен, что мама бы отпустила...

      Переживаю?
      Нет.
      Жизнь была бы другой. Хуже или лучше? Не знаю...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Владимир Савкун 28 Августа, 2017, 10:07

      "Жизнь была бы другой. Хуже или лучше? Не знаю..."

      Я закончил школу №5 г. Грозного в 1966 г. – тогда выпускались одновременно 10 и 11 классы, получил двойку на письменной математике Физфака МГУ, двойку на устной в МИФИ и тройку – на биофизике Московскойй Академии Скрябина. Не поступил.

      К учителям – никаких претензий – из четырёх разных Математику не знал никто и не особо интересовался, но школьный курс знали и преподавали хорошо.
      «Не стреляйте в пианиста, он играет, как умеет».

      Когда старший сын перешёл на третий курс Химико-Технологического техникума, мне попался свежевышедший Химический Энциклопедический Словарь – я его открыл и случайно обнаружил вывернутый наизнанку Ряд Активности Металлов. Не пожалев шестьсот поездок на трамвае, я его купил и вечером задал сыну вопрос – Ряд металлов по-прежнему Активен? – Да, ответил сын и принёс школьный учебник. Я выложил словарь – сын не знал, кому верить. Я достал батарейку и два электрода, сын – по щепотке сернокислой меди и азотнокислого серебра, мы капнули в пиалу кубиков десять воды и опустили чёрные угольные электроды – что именно начнёт осаждаться первым – красная медь или белое серебро?
      Через пять минут стало ясно, что прав – Словарь.

      Вот я и хотел уточнить у автора 10 учебников по химии - глубокоуважаемой Лилии Михайловны: это единственная лапша в школьном учебнике химии или есть ещё, мною незамеченная?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 5 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

  6. Лилия Кузнецова 26 Августа, 2017, 13:32

    Сергей, в наше время школьное образование, как и вся экономика - на мели. Кузьминов со своей камарильей - агенты влияния - постарались ввести дурные принципы в среднее образование. И сейчас педагоги стараются что-то придумать, или взять из того же мутного источника забугорья. Вот пример "дизайн-мышления". Но в закромах нашей педагогической и педпсихологической науки очень много полезного разработано. Можно перечислять крупные достижения учёных Леонтьева, Рубинштейна, Выготского, Эльконина, Давыдова, Занкова, философов Мамардашвили, Ильенкова, Шиминой и др. Это кладезь мудрости. Нужно изучать, адекватно понимать и суметь применять на практике. Это не просто. Нужно скрупулёзно изучить философию, психологию, дидактику и синтезировать свой учебный предмет. Содержание учебного предмета и должно соответствовать системно-деятельностному подходу, только не того, которое сочинили Кондаков с Асмоловым в виде ФГОС.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: —

    Регион проживания: Московская область, Россия

    • Владимир Савкун 26 Августа, 2017, 13:38

      "Можно перечислять крупные достижения учёных Леонтьева, Рубинштейна, Выготского,..." - ну да, пять раз в сутки, обратясь лицом в сторону Мекки - "намаз" называется.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 5 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

    • Сергей Циренщиков 26 Августа, 2017, 15:14

      Проблема в том, что Леонтьева, ..., Занкова и др. можно учителя читать, изучать, но использовать-то требуют "сочинения" Кондакова с Асмоловым.
      Может не учителю следует "изучать" вышеперечисленных философов, психологов и педагогов?
      Как говорил начальник лаборатории на заводе: - Если к моей бабушке приделать колёса - это будет не бабушка, а мотороллер.
      Вряд ли будет польза от погружения учительства в философию... разве что некоторых, имеющих склонность к научной работе.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

  7. Александр Горячев 26 Августа, 2017, 13:40

    Как я понял из пояснения, дизайн-мышление это умение выполнять умственные действия для а) самостоятельного получения (вывода) ответов на вопросы - исследования, б) для самостоятельного создания чего-либо нового в отведённое время и имеющимися в наличии ресурсами - работа над проектами.
    Если это так, то "дизайн-мышление" лишняя сущность. В ФГОС уже упомянуты исследования и проекты. Может стоило вести речь об исследовательском мышлении и о проектном мышлении?
    Такие термины уже используются в педагогических работах. Зачем использовать кальки в переводе с иностранного. Тем более, что под словом "дизайн" мы, как правило, понимаем нечто, относящееся исключительно к внешнему виду. Зачем путать людей?
    ------------------
    Впрочем, может я ошибся и дизайн-мышление, это один из элементов проектного мышления.
    Но и в этом случае, на мой взгляд, было бы логично говорить о проектном мышлении в целом и о его отдельных составляющих.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: —

    Регион проживания: Москва, Россия

  8. Виктор Рябцовский 26 Августа, 2017, 18:01

    Можно отвлекаться от сути обучения на различные западные веяния, но знаний это точно не прибавит. Лучше изучать достижения западных (а подчас и родившихся в СССР) ученых, их практические применения. Перейти от примитивов к нормальному структурному подходу: предложение - это структура, слово - это структура, даже число - это структура. А мы все продолжаем оперировать единицами, не вникая; единица (число) тоже структура, уж не говоря о единицах чего-то, а если пойдем дальше и познакомимся с множествами и матрицами, которые имеют свои собственные операции, то математическая культура вырастет и позволит отличать истину от лжи, которая предлагается обычным гражданам с экрана телевизора и с экрана компьютера из просторов интернета. Сегодня школьная программа в значительной степени базируется на знаниях до рождества Христова, а было бы лучше, если мы отставали не на 2000 лет, а лет хоть на 50 и изучали работы Л. Заде, родившегося в Азербайджане. Ведь эти работы скоро будут определять экономические и социальные модели развития общества в условиях неопределенности. Кстати, применение нечетких множеств для оценки знаний может дать более точную картину уровня подготовки современных школьников и студентов. Но для этого нужно осознать, что пора сделать следующий шаг в развитии школьного образования. Тогда школьники будут решать задачи, где алгебраическая сумма двух элементов нечеткого множества - это операция более сложная, чем просто сложение в элементарной арифметике. Современная математика невозможна без связи с информатикой, так как на решение простого примера в теории нечетких множеств может уходить значительно больше времени. Теория нечетких множеств повлияла на теорию автоматического управления, на разрабатываемые экономические и социальные модели развития общества. Человек мыслит образами, понятиями, а мы продолжаем дискретный подход к изучению материала, но здесь грубое навязывание примитивного подхода к изучаемому материалу, подсознание человека с рождения настроено на образное, а не на дискретное мышление. Человек - это не компьютер. Тогда почему мы учим его строго порциями с разрывом во времени? А ведь между 0 и 1 - огромное пространство. Почему бы не учить в полной связи с подсознанием с использованием образного подхода, включая точные и естественные науки?

    По прогнозам именно нечеткие множества помогут решить задачу, когда невозможно будет определить собеседника - это робот или человек. Именно нечеткие множества позволят решить задачу, сколько будет стоить завтрак, если чай стоит около 20 рублей(0,4/17; 0,5/18; 0,8/19; 1/20; 0,8/21; 0,6/22; 0,5/23), а бутерброд около 30 рублей(0,4/27; 0,5/28; 0,8/29; 1/30; 0,8/31; 0,6/32; 0,5/33; 0,4/35). Именно нечеткие множества позволят оперировать данными о внешности: красивая, очень красивая, симпатичная и т.д., а ведь это значения лингвистической переменной в теории нечетких множеств, разве это не ближе к естественному языку человека? А ведь это чистая математика.

    Роль нечетких множеств в прогнозировании переоценить очень сложно. Почему пропедевтика современных математических знаний на таком низком уровне в школьной программе? Хотелось бы видеть, как мы идем в ногу со временем, а не плетемся в хвосте, а потом делаем гигантские усилия, чтобы наверстать упущенное. Повышение математической культуры членов общества - важная задача, так как образованному человеку сложно навешать лапшу на уши, он начинает анализировать речи политиков и чиновников, начинает отличать истину от лжи на основании полученных знаний, анализа логики рассуждений, выстраивания собственного представления событий на базе, основанной современными достижениями науки.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 месяцев

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: Московская область, Россия

  9. Лилия Кузнецова 27 Августа, 2017, 9:43

    Виктор, согласна с Вами во многом. В советской педагогике был негласный принцип: не факты, но принципы. Принципы предполагают осмысление фактов, а это уже требует мышления ребёнка. Поэтому требуется специально составленные учебники и методики. В моей методике описан каждый урок: какие опыты показать, как их обсудить, какие вопросы задать, в каком порядке, чтобы дети самостоятельно вывели принцип. Пусть они уже известны науке, но школьник перед ними как первооткрыватель. Он открывает знание для себя. И получает удовольствие (опять же биохимия: напряжение мышления усиливает синтез специальных интермедиаторв, которые вызывают радость). Когда школьник получит удовольствие, он испытывает радость познания и к ней будет стремиться. Но такие уроки должны быть не по случаю (дурацкий приём опять же из-за бугра - кейс), а постоянно. Мозг ребёнка должен быть всё время в готовности мыслить. Это его природное предназначение и требование. Это-то я и называю загруженностью мозга.
    Сергей, я считаю, что философию нужно глубоко изучать в пединститутах. Она раскрывает механизмы попадания знаний в мозг - только в деятельности. Как учили в школе Ильенкова слепоглухонемых? Из всех чувств у них осталось только только чувство осязания, перцепции. Не объяснишь и не покажешь, как привыкли в школе "давать" знание. Только действие. Философия и психология - это теоретические основы дидактики. Так что учителя нужно образовывать, "танцуя от печки". А что касается научных деятелей - методистов, дидактов - то им и Бог велел. К сожалению, далеко не все учёные-педагоги знают философию, но заявляют "не читал, но отвергаю".
    ФГОС - это конечно кондаковско-асмоловский фрукт, который нужно переделывать. В № 7 ж. "Директор школы" читайте мою статью об этом. Если интересно.
    В нашу компетентную компанию затесался Савкун. Не пойму, как он попал на педсовет с примитивным мышлением, явно недогруженным в школе. Обыватели, да и многие педагоги понимают школьное знание, как набор фактов. Но чтобы развить детей в школе, нужны "не факты, но принципы", система знаний, что и учит мышлению, пониманию, а не просто приведению примеров. Я могла бы и пример привести, как происходит самостоятельное открытие знаний школьником, но боюсь, что мой оппонент не поймёт.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: —

    Регион проживания: Московская область, Россия

    • Валерий Ганузин 27 Августа, 2017, 9:51

      Уважаемая Лидия Михайловна! Может быть "потеря" у современных педагогов дизайн-мышления связано с искоренением в школе чистописания? См.:
      "Юрий Аруцев: «Надо вернуть чистописание в школы».

      https://www.yar.kp.ru/daily/26723.7/3748605/

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Владимир Савкун 27 Августа, 2017, 12:13

      "Я могла бы и пример привести, … но боюсь, что мой оппонент не поймёт."

      "А потому работай не работай — все едино". И в интересах неувеличения энтропии Вселенной они не работали.

      И примеров не приводили.

      Источник: https://quote-citation.com/topic/ponedelnik-nachinaetsya-v-subbotu

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 5 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

  10. Лилия Кузнецова 27 Августа, 2017, 10:11

    Валерий, я согласна, что учебный план нужно сильно исправить. Астрономию вернули, нужно и чистописание вернуть. Современные дети пишут, мягко сказать, коряво. Считаю, что учебные предметы должны идти от личности обучаемого, в составе которой выделить духовную, эмоциональную и интеллектуальную сферу. Интеллектуальная включает изучение основ наук, взаимосвязанных межпредметными связями (которые игнорируются ФГОС), без ОБЖ, технологии (нужен просто труд), экономики, права и другого навязанного неправомерно. Эмоциональная сфера включает предметы искусств, потому что невоспитанные эмоционально человек - это беда для общества. Духовная сфера включает историю, литературу, историю религий. Математика, информатика, языки (русский, родной и один[!] иностранный) - как языки науки и общения. Лишнее нужно убрать. Голова ученика не может сразу вместить всё знание, добытое человечеством.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: —

    Регион проживания: Московская область, Россия

    • Сергей Циренщиков 27 Августа, 2017, 11:08

      Лилия Михайловна, я согласен с вами "что учебный план нужно сильно исправить".
      Проблема в том, что количество часов ограничено.
      Введение новых предметов происходит за счет часов традиционных математики, литературы, физики...
      "Вернули" астрономию..., а куда? В Физику?
      А как можно преподавать астрономию без знания элементарной тригонометрии?
      А где тригонометрия?
      Обсуждают "возвращение труда"/технологии... Замечательно! Но те часы, что были на труд - уже используются...

      Если в одном месте прибыло, значит в другом убыло!

      Что я считаю (предлагаю):
      1. Установить КВОТИРОВАНИЕ для образовательных блоков: естественно-научный, гуманитарный, социальный, ...
      2. Внутри блоков НАУЧНО РАСПРЕДЕЛИТЬ объем каждого предмета с учетом того, что раннее называлось "межпредметные связи". Математика - вне всякого сомнения лидер, в естественно-научном блоке.
      Для гуманитарного - русский/литература.
      Причем желательно учесть и то, что значительную часть материала учащийся может получать и вне школы. Это относится, например к литературе, истории, но не к химии.
      Но как это учесть - я не знаю..
      3. И как-то понять следует, нужно ли создавать всё новые и новые предметы... Может проще интегрировать их в некий общий курс.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Владимир Савкун 27 Августа, 2017, 12:16

      "Голова ученика не может сразу вместить всё знание, добытое человечеством. "

      Ну да - голова ученика может сразу вместить только всю лапшу, добытую человечеством.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 5 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

  11. Виктор Рябцовский 27 Августа, 2017, 11:46

    Сергей Игнатьевич, Вы затронули очень важную тему, где взять часы. Я полагаю пора пересмотреть многие предметы, найти мужество отказаться от устаревшего, что не имело и не имеет никакого приложения. В той же геометрии можно значительно сократить массу теорем, без которых мы живем, а главное неизвестно ни одного случая применения этих знаний на практике. Зато есть темы, например проекции. Это важнейшая тема, так как она связана с очень огромным количеством приложений в деятельности человека. Я обращу внимание на проекции не в геометрии, которые знакомы каждому, а на проекции в областях экономики, социологии, психологии. Мы не задумываемся о том, что проекции различных параметров на определенную область имеют многомерную основу, где количество намного превышает порядок трехмерного мира, известного нам пространства. Это позволит создавать математические модели в различных областях знаний, зная относительное влияние любого параметра на весь процесс или выбранную область.

    Попробую более предметно, например, возьмем экономическую модель предприятия. Рассмотрим следующие факторы: уровень имеющегося оборудования, степень его изношенности, уровень подготовки кадров, возрастной состав работающих, финансовое состояние предприятие. Конечно это не все составляющие, но для примера достаточно. Теперь рассмотрим, как проецируются эти составляющие на потенциальные возможности данного предприятия через отношения, выраженные экспертами при сравнении с лидерами в отрасли. Это позволит получить достаточно определенную картину перспектив развития предприятия. Конечно объяснить на пальцах и очень коротко не так просто, но надеюсь, что-то у меня получилось.

    Именно проекции отношений с точки зрения нечетких множеств и нечеткой логики позволяют гораздо точнее определить, куда мы должны двигаться. К сожалению, в школе никогда не смотрели на проекции с подобной точки зрения. Мы проецируем свой опыт при решении задач, с которыми сталкиваемся впервые, и часто достигаем успеха, хотя действуем на уровне иногда на уровне подсознания, при этом если мы используем научный поход, то результаты становятся гораздо выше. А ведь это мощнейший инструмент в развитии экономики, социальных отношений, и как оказалось психологических особенностей взаимодействия личностей между собой. Несколько примитивный подход, который замкнулся на геометрическом применении знаний в области проекций значительно сужает кругозор человеческой деятельности отдельных личностей, не дает оперативного простора для восприятия новых подходов, когда можно вырабатывать оптимальные пути развития общества пусть в той же экономике. Ведь от среднего уровня жизни очень сильно зависит наш комфорт, условия развития личности.

    Поэтому, считаю необходимым рассмотреть возможность перехода на 12-летнее школьное образование, можно начать с пилотных программ. Но к ним нельзя приступать, пока не пересмотрена вся школьная программа. Здесь важно мнение всех участников образовательного процесса. Жизнь усложняется, требования к работникам постоянно растут, таким образом, все имеет свою цену.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 месяцев

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: Московская область, Россия

  12. Сергей Циренщиков 27 Августа, 2017, 15:08

    Конечно, Виктор, надо пересматривать.
    Но!
    1. Не делать это каждый год. Первоклассник должен окончить школу по той же Программе, что была при поступлении.
    10-20 лет вот примерный "период пересмотра". Несмотря на новые открытия, технологии, изобретения.
    2. "В той же геометрии можно значительно сократить массу теорем"...
    ---
    Не уверен! Теоремы доказываются не потому что учитель сомневается сам, или просто - садист. Доказательство теорем это тренировка логического мышления, памяти, воображения и т.п.

    3. Нечеткие множества, вариативную математику, теорию множественности пространств, слабые взаимодействия, эргономику и т.п. - давайте оставим вузам.
    Школа должна дать ОСНОВУ, БАЗУ на которой можно построить и поэта и программиста и летчика ВКС и режиссера и мостостроителя. Причем и в науке и в воспитании/социализации.
    Конечно, "слепить" из школьника - задача трудная, но ведь у нас есть и Рукшин.
    Вот только мне интересно, он работает С ЛЮБЫМ ШКОЛЬНИКОМ, или к нему попадают "сливки"?
    Мне почему-то кажется, что даже и не "сливки", а уже "масло"!

    Для детей которым хочется большего, есть и факультативы и центры доп.образования и кружки...

    4. 12 лет? Возможно... Но это надо и думать и деньги найти!!!
    Вы поймите, что с введением 12-тилетки, в стране сразу станет МЕНЬШЕ ШКОЛ! На 1/12... - параллель куда-то сажать надо...

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 10 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Смоленская область, Россия

  13. Лилия Кузнецова 28 Августа, 2017, 7:14

    "неизвестно ни одного случая применения этих знаний на практике"
    Виктор, такой тезис выдвигают многие. А как Вы применяли знания о героях "Войны и мира", о нашествии Наполеона, о прорывах Петра I? Образование даёт не только и не столько знания, которые можно применить, сколько понимание окружающего мира, развивает мышление. В этом смысле геометрия - один из предметов, которые развивают мышление. Мой метод самостоятельного созидания (открытия) знаний учеником родился из крошечного зёрнышка, когда на геометрии в 6-м классе нам задали задание доказать теорему другим путём. Вот когда мне это удалось, я получила такой плеск эмоций, что до сих пор помню. Вот такими эмоциями и завлекаю учеников в процесс познания.
    12-летнее образование - это порочный путь. Так можно в школе протирать штаны до 30 лет. Мы учились 10 лет, а эффект гораздо выше нынешнего. Потому что предметы были подобраны оптимально, содержание составляло основы наук. Сейчас в этом отношении в школе хаос: кто что хочет, то и вводит.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: —

    Регион проживания: Московская область, Россия