ВПР как зеркало школьного образования

В редакцию 66.RU написал читатель Валентин Михайлов, который рассказал, как в школах учителя предпочитают не объяснять детям предметы и не учить их мыслить вне алгоритмов, а просто натаскивать на тесты. Он описал ситуацию, которая случилась в Пермском крае, но похожее происходит по всей России. 
 

Текст письма:

"Сейчас в школах проходят Всероссийские проверочные работы (ВПР). Пятиклассники, дети 12 лет, пишут ВПР по четырем предметам, в том числе и по истории. ВПР — это по сути обычная годовая контрольная работа. Ее назначение — проверить знания детей и качество работы учителей.

В работе по истории для 5-го класса есть вопрос, касающийся родного края. Конкретный учитель в конкретной школе конкретного города Пермского края, натаскивая детей на ВПР по истории, прочитал много заданий примерных контрольных и решил, что в реальной ВПР будет такой вопрос: «Чем известен ваш земляк, каков его вклад в развитие вашего региона, или населенного пункта, или нашей страны, или мира в целом?»

Этот учитель заставил детей выучить текст про их знаменитого земляка Валентина Леонидовича Миндовского — замечательного человека, озеленившего город. Учителю, видимо, было некогда рассказывать историю родного края, а также о других знаменитых земляках. Если бы он это сделал, то попутно в этих историях неизбежно было бы рассказано про интереснейшие исторические события, происходившие на территории города.

В общем, все пятиклассники натаскались на текст про Миндовского, и он отскакивал у них от зубов. Никому не казалось странным, почему примерно 100 человек в ВПР напишут очень похожий по содержанию текст. Но в реальном ВПР задание звучало иначе: «Укажите одно историческое событие, связанное с вашим регионом или населенным пунктом». Конечно, этого никто не мог предположить. И все сломалось — даже у тех, кто знал исторические события родного города. Учитель-то запретил пороть «отсебятину»!

Дети, даже те, которые понимали, что вызубренный текст — неправильный ответ на вопрос, мужественно написали про Миндовского. Конечно, это был полный провал. Всем нужно было не зачитывать задание.

Можно было бы школе признать ошибку, решить, что больше так учить не будут, что расскажут детям историю родного края. Но нет! Самое отвратительное, что в школе стали делать, — это думать, как превратить текст про Миндовского в текст об историческом событии по озеленению города. Зачем? Затем, чтобы зачесть всем неправильно выполненное задание. И они придумали! Задание зачли. Все незаслуженно молодцы.

Как так получилось? Учитель не научил детей мыслить вне алгоритма — и они не смогли побороть заложенную программу.

Вообще в 2017 г. ВПР — эксперимент, и Министерство образования РФ неоднократно направляло в регионы письма: по результатам этой контрольной годовые оценки не ставить. Однако, как это всегда бывает в России, устно, видимо, было сказано совершенно другое. Видимо, погрозили кулаком и сказали: «Смотрите у нас там! Плохо напишут — всем достанется: чиновникам от образования, главам городов и учителям, конечно».

Далее это устное указание пошло в регионы, а региональные министерства образования отправили эти установки в муниципалитеты. Директора школ выписали строгача всем учителям, ответственным за ВПР. Учителя в свойственной им манере начали натаскивать детей на задания ВПР. Это самое простое — не объяснять предмет, а натаскивать. Объяснять — это долго и времени нет; слишком много всяких бумажек надо заполнять, писать и отправлять в те же министерства.

Сам процесс натаскивания на ВПР выглядит, конечно, ужасно. Само слово «натаскивание», применяемое к человеку, имеющему, в отличие от животных, разум, оскорбительно. Сам процесс отвратителен. Детям вбивают в головы алгоритмы! Заставляют зазубривать, а не понимать предмет изучения.

Но позвольте, человек отличается от компьютера способностью мыслить вне алгоритма. Люди никогда не смогут хранить в своей голове информацию в таком же объеме, как компьютер, и никогда не смогут анализировать огромные объемы данных, как компьютер. Наше преимущество — в мышлении без алгоритма, за его пределами. И именно для развития этого мышления мы посылаем детей в школу! Но всё получается совершенно наоборот.

Школа — яркий пример того, что происходит в России и российском обществе, в котором идут мерзкие процессы тотальной лжи с тотальным непрофессионализмом и неумением устраивать жизнь. Прежде всего ложью, непрофессионализмом и беспомощностью отличаются те, кому мы платим деньги (в виде наших налогов) за то, что они должны устраивать нашу жизнь с наибольшей для нас пользой. Мне непонятно, почему нельзя говорить правду о том, что с нами происходит, почему нельзя смотреть на происходящее открытыми глазами, почему нельзя признавать недостатки. И почему их нельзя исправлять. Эта ложь касается и наших детей, потому что в школе происходит то же, что и в других сторонах российской действительности".

Новости образования