Виктор Садовничий о ЕГЭ, медалях и электронных учебниках

Несмотря на то, что ректор МГУ выступает за расширение списка обязательных предметов к сдаче ЕГЭ, он всё равно  остается сомневающимся в правильности введения ЕГЭ. Об этом он заявил сегодня в ходе пресс-конференции в РИА Новости по итогам приёмной кампании. "Я был и остаюсь человеком, который сомневается в правильности введения ЕГЭ", - сказал Садовничий, отвечая на вопросы Педсовета.

О ЕГЭ

Ректор МГУ считает ЕГЭ не самой правильной формой: " Я как математик, не могу понять, почему нельзя провести серьезные испытания для всех предметов, как это было. Раньше сдавали же 10-11 предметов, привозили конверт из Гороно, его вскрывали, писали те же варианты, проверяли. Но зато все школьники равно и ровно готовились к любому предмету - к физике, математике, истории, географии". Сейчас, по его мнению, уже в 9 классе школьники готовятся к тем экзаменам, которые им будут нужны, отказываясь от тех, которые не будут сдавать. Нужно иметь знания по всем предметам, уверен Садовничий. Спектр знаний должен быть шире, нужно стремиться к тому, чтобы каждый предмет был интересен и нужен для человека.

Возможно, надеется Садовничий, через 20 лет "просветлеет", и понятия ЕГЭ уже не будет, а будет что-то другое, интересное и объективное.

О медалях

Садовничий всегда был противником отмены медалей и отмены льгот и выступает за повышение роли медали при поступлении в вуз: "Я считаю, что медаль, если она объективно оценивает знания на протяжении 11 лет, - это великое благо и оценка труда школьника. Сейчас она дает дополнительные пять баллов при поступлении. Золотые медали отменять нельзя. Напротив, необходимо увеличивать льготы для отличников".

Но нужно навести такой же порядок в объективности критериев  выдачи медалей, какой наведен Рособрнадзором в процедуре проведения ЕГЭ. Медаль можно выдавать объективно, уверен Виктор Антонович, и проконтролировать ее заслуженное получение вполне реально, например, можно провести параллельное тестирование. А коли так, то роль медали должна быть оценена при поступлении больше, чем сейчас. Нужно поощрять медалистов, считает Садовничий: " И даже образ девчонки-медалистки, которая все зазубрила - это тоже хорошо! Она все время хотела что-то лучше сделать - лучше стих прочитать, лучше ответить - это же хорошо!" 

Об электронных учебниках

"Никогда электронные учебники не заменят бумажного чтения и никогда мощность компьютера не достигнет уровня мощности человеческого мозга", - уверен Садовничий. Он призвал разумно относиться к возможности получения информации, не потерять умения мыслить, интеллектуально обогащать себя. 


Автор

Федюшина Эльвира Евгеньевна

Все материалы автора

Комментарии (19)

  1. Денис Порохов 6 Июля, 2017, 11:41

    Лукавит мэтр. Они с Вербицкой были главные идеологи изменеия системы образования, мотивируя это тем, что мол, наши дипломы за кордоном не принимаются, а вот если все сделать как там, то тут же дипломы начнут принимать. Хотя, на сколько я знаю, в той же Германии как не принимали, так и не принимают особо. В конце 90-х медалей липовых было пруд пруди. Школы соревновались друг с другом на предмет медалистов. Помнится на педсовете в августе какого-то 90-n-ого года директорша ругалась, что мы проиграли по медалям конкурирующей фирме, у нас всего 18, а вот у них 21.
    Ту, советскую систему, которую вспоминают с теплотой, испоганили в 90-е годы, свели ее к абсурду, впрочем, как и все хорошее, что было

    • Владимир Савкун 6 Июля, 2017, 12:39
      Ту, советскую систему, которую вспоминают с теплотой, испоганили в 90-е годы, свели ее к абсурду, впрочем, как и все хорошее, что было

      Насчёт хорошего поподробнее нельзя? Я уже смутно это себе представляю, а многие и не жили в то прекрасное время...

      Так что хотя бы на словах сформулировать - что такое "хорошо" и что такое "плохо": в моём школьном буфете были пончики с повидлом по 5 копеек - круглые вкусные жареные шарики с теннисный мяч. И много всего разного другого.

      У старшого в буфете были котлеты из мяса - 8 копеек и молоко в тетраэдрах по 6.

      У младшенького - морковные и картофельные, цену не помню - не покупал.

      У внука буфета в школе нет и не было....

  2. Оксана Горбачева 6 Июля, 2017, 13:01

    Раньше сдавали же 10-11 предметов, привозили конверт из Гороно, его вскрывали, писали те же варианты, проверяли.
    ------
    Ой ли, и конверты вскрывали, и за кого надо писали.
    А в ЕГЭ так нельзя.

    И медаль вещь спорная, в каждой школе свои критерии.

  3. Марина Прудникова 6 Июля, 2017, 13:57

    Ну что ж, Владимир. Можно и конкретно.
    В моё время кормили только 1-3 класс. Сосиска или сладкий творожок за 10 коп, чай - 3 коп, коржик или булочка - 7 коп. Всё холодное. Для остальных буфет с одной единственной тётей Машей. Работал 3 перемены. За деньги. Старшеклассники успевали, а вот мы уже нет. В результате 6-7 уроков без еды. У большинства к концу школы были проблемы с желудком. И привычка не думать о еде.
    У детей в 90-х соевые котлеты, бутерброды с джемом из переспелых бананов и чай. Бесплатно. А у меня возможность после уроков поесть за 30-60 руб. Горячее и свежее. Готовили специально для учителей. Директор и завучи питались с нами. С 12 до 14.
    У внучки платное питание - обильно, но не вкусно. Ест только салаты и фрукты. Остальное не ест. Не нравится. У меня - отсутствие возможности поесть в школе, даже платно. Вернее возможность есть - 15 тыс в месяц. Но кормить будут тем, что осталось от раздачи у школьников.

  4. Лариса Кудрявцева 6 Июля, 2017, 14:50

    Вы скажите , а!!!!Ещё что-то не хватает им!!!Бедные дети!!!!

  5. тамара кошкина 6 Июля, 2017, 17:08

    А что-всё хорошее только с едой связано?
    С ужасом вспоминаю выпускные экзамены, когда было поголовное списывание, когда медалисты после всех переписывали неоднократно свои работы, к работам на медальных комиссиях предъявлялись такие требования точно их авторами были учителя- методисты. Подлог начался уже в 60-десятые годы. А уж про поступление в вузы и говорить нечего. Мне кажется, сейчас стало всё честнее, или это не так?

    • Виктор Рябцовский 6 Июля, 2017, 18:34

      "Мне кажется, сейчас стало всё честнее, или это не так?"

      К сожалению, лучше не стало, честнее тоже, сам получил несколько высших образований в СССР бесплатно, а жена свои высшие получала только на коммерческих условиях в России, экзамены в институт иностранных языков в Москве не сдал не один человек, это 2000 год, даже те, кто говорил свободно. Все места были отданы за взятки. Второе высшее у нас теперь платное без вопросов. Но сегодня другая проблема - преобладает натаскивание к ЕГЭ, был в школе (где учился сын) в прошлом году в выпускном классе, классный руководитель с первого сентября проводила занятие по организации подготовки к ЕГЭ. У меня вопрос чему учат в школе, если компьютерная программа может набрать больше баллов, чем основная масса выпускников? Специально проверял можно ли решать олимпиадные задачи с помощью компьютерных программ - ответ положительный. Возникает вопрос, а что будущие граждане будут делать, когда уровень программ подрастет, где они будут востребованы?

  6. Виктор Рябцовский 6 Июля, 2017, 17:56

    "Никогда электронные учебники не заменят бумажного чтения и никогда мощность компьютера не достигнет уровня мощности человеческого мозга", - уверен Садовничий.
    Билл Гейтс тоже думал, что 640 кбайт хватит на все времена, но ошибся. Полагаю и академик Садовничий тоже ошибается, искусственный интеллект при жизни этого поколения превзойдет человеческий, и к мощности компьютера это не имеет отношения, так как человек не может соревноваться в быстроте вычисления даже с примитивным калькулятором.

    Очень странно, что академик и математик не может предложить адекватную математическую модель контроля знаний, чтобы исчез стресс, появилась возможность пересдать любой экзамен, не когда установлено, а по мере готовности к нему. Почему не рассматривается идея введения постоянно действующих контрольных пунктов для независимых экзаменов и текущего независимого тестирования знаний? Почему министерство образования привлекает людские ресурсы для контроля знаний там, где значительная масса работы по контролю может быть выполнена без участия человека. Сегодня решил реализовать последнюю сложную задачу из ЕГЭ по информатике на уровне искусственного интеллекта, ранее как то выпадала из поля зрения, это задание на построение выигрышной стратегии, решение естественно будет способно выдавать результаты, которые на несколько порядков будут выше возможностей человека.

    То, что можно решить самые сложные задачи по предметам естественного цикла, дает основание для организации контроля знаний без участия человека. Все просто, если машина способна решить задачу, то она способна генерировать подобные задания хоть для каждого жителя планеты и естественно контролировать результат.

  7. Олег Решетников 6 Июля, 2017, 18:31

    Не так Тамара Кошкина Закончил школу в 80-м Никакого списывания Ложь все это Был победителем Всесоюзного конкурса сочинений Во время сочинения в 8 классе все вокруг меня с придыханием ходили - ждали шедевра А я одну запятую не поставил (переволновало повышенное внимание) и в итоге четверка Правда школьном музее до сих пор фотография висит И при поступлении в вуз тоже было строго Никаких даже поползновений к блату не помню

  8. Олег Решетников 6 Июля, 2017, 18:39

    Уважаемый Виктор Рябцовский! Вы по-видимому айтишник или как минимум технарь И фанат своего дела в придачу И оттого не поймете со своим технократическим подходом меня гуманитария Да согласен искусственный интеллект превзойдет человеческий в скором времени Но и подчинит его в силу маломощности последнего Но Садовничий говорит о другом Труд человека в том числе и интеллектуальный всегда отличала духовность И в этом калькулятору не превзойти человека А если строить цивилизацию машин или человеков машиноподобных то такой уровень одухотворенного мышления и не нужен

    • Виктор Рябцовский 6 Июля, 2017, 19:05

      "...такой уровень одухотворенного мышления и не нужен"

      А не нужен никакой. пример М.М. Ботвинника - хороший пример, он предлагал Госплану СССР решить проблемы управления народным хозяйством, но куда там, человеком будет управлять машина, а мы тогда зачем? Науправлялись - СССР нет!

      ОПРЕДЕЛЕНИЕ: "Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью"

      Мы такие одухотворенные, а часть населения живет ниже прожиточного минимума. Давайте и дальше так управлять, посмотрите на постановления, которые пишут наши министры, в начале принимаем, затем все осознают, что принята глупость, отменяют. Это о часовых поясах и времени, вероятно все знают, кто это подписал. Министр спорта произносит речь на английском, не зная даже алфавита, речь была написана была русскими буквами, великий мыслитель теперь зам. премьер-министра. Весь мир умирает от смеха над подобными цирковыми номерами. Мне, как гражданину, стыдно за президента, который в состоянии алкогольного опьянения развлекал публику, за министра, который изображал человека, который говорит на английском. Полагаю, я не один такой в нашей стране. Какая духовность или совесть у таких людей, ведь они представляют страну на самом высоком уровне?

      Напомню, США просили передать им программу М.М. Ботвинника, но КГБ и партия были против. Я не против духовности, я против того, что надо вновь всех поднимать на борьбу с наукой, как уже боролись с кибернетикой. Сколько можно наступать на одни и те же грабли? Ситуация такова, наступают одни, а получает вся страна. Наши министры такие духовные, что только заканчивается одно уголовное дело, как уже привлекают другого. Опуститесь на землю и познакомьтесь как поддерживают новых граждан в других странах, поговорите с нашими соотечественниками, которые уехали в тот же Израиль. У нас только президент может решить проблему развалившегося дома, не больше и не меньше. Где Вы видите духовность у чиновников на местах? Или теперь в слуги народа выдвигают не лучших, а тех кто имеет личный интерес, как поднять свое личное благосостояние за счет других? У нас маленькая страна? А у президента такая короткая скамейка запасных, бедного Шойгу(редкий профессионал, который знает производство) бросают закрывать амбразуру. А ведь все такие духовные и патриоты, а выбрать некого.

      А главное: духовность и профессионализм из разных областей, проблема в том, как совместить?

  9. Виктор Рябцовский 6 Июля, 2017, 21:05

    "Спектр знаний должен быть шире, нужно стремиться к тому, чтобы каждый предмет был интересен и нужен для человека."

    Связь востребованности знаний и интереса прямая. Только много ли жизненных примеров в школьных учебниках. Попробуйте получить геометрическую интерпретацию ряда современных формул в математике, физике и химии. Нельзя с примитивным математическим аппаратом, который дается в школе, решать современные задачи. Результат - никак не могут понять, почему два лекарства, произведенные по единой формуле, обладают разными свойствами у разных производителей. Не зря говорят о технологиях, ведь их не передают, а именно они отражают, почему так происходит. Где рассматриваются пространственные модели молекул, как зависят свойства вещества от изменения пространственных связей. С уровнем элементарной геометрии до нашей эры там делать нечего, везде уже структуры. А мы остановились на одной из ступеней лестницы и ждем, когда поступит новая команда сделать новый шаг. А команду похоже отдавать некому, ведь для этого надо самому подняться над текущим уровнем. Ценность знаний в их практической значимости, иначе получим науку ради науки, но результат в этом случае будет весьма скромный. По мнению ряда ученых, мы постоянно делаем открытия, которые часто невозможно использовать, потом происходит новое открытие, которое нивелирует все то, что создало предыдущее поколение и все благополучно забывают старые "открытия", которые были высосаны из пальца и не получили практического применения, а теперь канули в лету. Зато образовалась область, которую наука забыла, но инженерная мысль целые десятилетия решает проблемы в областях, куда фундаментальная наука не спешит, зато масса открытий, которые в начале попадают на полку, а затем в корзину для мусора. Почему господин Садовничий об этом не пишет, я знакомился с диссертациями МГУ, некоторые вызывают мягко говоря удивление с точки зрения инженера, а что же тут нового. А мы удивляемся, почему наши ведущие университеты не попадают в первую сотню.

    Школа дает знания, которые основаны на запоминании, а надо давать на понимании, сколько можно говорить о составлении задач и примеров, а не о их решении. Огромная масса специалистов решить может, а составить нет, нет глубины понимания. Форма возвышается над содержанием. Вот и скачем по верхам. Прежде, чем приходит понимание, в самом начале работает подсознание. Школа это игнорирует и продолжает диктат навязывания фактов и формул. Причем это касается как средней, так и высшей школы. Почему совершаются прорывы, да потому, что подсознание подсказывает, где надо искать. Кто в школе дает вопрос и предлагает найти решение, формирует направление вектора подсознания, нам просто дают, а нам это может и не надо. Подсознание человека всегда против навязывания, а кто спрашивает ученика или студента. Дал знания, а они приняты и осознаны? Почему этот вопрос на последнем месте?. В стране масса академиков педагогических наук, а нормальной концепции передачи знаний нет. Ведь то, что есть, не выдерживает элементарной критики.

  10. Александр Марков 6 Июля, 2017, 21:13

    "Возможно, надеется Садовничий, через 20 лет "просветлеет", и понятия ЕГЭ уже не будет, а будет что-то другое, интересное и объективное."

    Видимо, господин Садовничий предполагает благополучно дожить до светлого будущего на посту ректора МГУ.

  11. тамара кошкина 6 Июля, 2017, 22:33

    Олегу Решетникову
    Я как раз и пишу про 80-ые. Всю эту "кухню" я знаю изнутри. Конечно, были дети, которые поступали без всякой "помощи", но сколько было блатных-свет не видывал. Про нынешние времена тоже слышу от людей причастных к приёму, и по их сетованиям чувствую, что ситуация изменилась в лучшую сторону.

  12. Олег Решетников 6 Июля, 2017, 22:40

    Уважаемый Виктор!
    "А главное: духовность и профессионализм из разных областей, проблема в том, как совместить?"
    С трактовкой духовности полностью согласен Кто сказал что у духовностью у нас все было прекрасно По всякому было Но был общий тренд к ее росту (пусть даже под коммунистическим соусом Лучше что-то чем пустота и муки Кащея) И не стоит уподобляться большевикам бросаясь в крайности (то мир насилья мы разрушим то им полны телеэкраны) Надо в специалисте видеть прежде всего человека а не ящик набитый знаниями Давно не видел человека получающего от своего труда прежде всего удовлетворение а не получающего за него прежде всего деньги А как соединить духовность и профессионализм- это главная задача И мы ее в истории России не раз успешно решали Во всяком случае шли по этому пути Но вдруг развернулись в противоположную сторону от "храма" (не храма религии а духовности, которая для кого-то может включать и веру) Надо просто вернуться на этот путь вспомнить его ориентиры

  13. тамара кошкина 6 Июля, 2017, 22:45

    Виктор, вероятно,-человек с большим жизненным опытом, уж больно романтически обо всём рассуждает и с работой по организации каких-либо мероприятий никогда не был связан, потому и думает, что всё легко и просто организовать, и, что денег у государства немеряно, чтобы у каждого индивидуально по 100 раз принимать экзамены. По своим ученикам вижу-кто как учился, тот такие баллы на егэ получает, случайностей не наблюдала. Про натаскивание тоже не согласна: чтобы научиться решать(я про свой предмет), надо много-много заниматься по- любому.

    • Виктор Рябцовский 7 Июля, 2017, 0:17

      "и с работой по организации каких-либо мероприятий никогда не был связан,"

      Определенный опыт руководителя предприятия позволяет судить об организации мероприятий. Вряд ли здесь много руководителей коллективов, которые не сравнить со школами. Насчет 100 экзаменов явный перебор, за всю жизнь сдал примерно 150, но таких рекордсменов очень мало, полагаю не ошибусь, что вряд ли здесь у всех несколько высших образований и высшие мировые сертификаты, за всю жизнь встречал пять человек с высшими мировыми сертификатами по профессии, на момент сдачи в 2002 году было 3000 на весь земной шарик, и только 10 по грубым прикидкам жили в России. То, что я предлагаю - это мировой опыт лучших мировых корпораций в сфере подготовки, от которого не отказываются более 20 лет, так как это работает и еще как работает.

      Абсолютное большинство подобных людей добилось значительных успехов в работе по созданию новых вещей. Обычно человек пересдает экзамен раз, ну два раза, даже три величайшая редкость. Ну нельзя же мыслить такими порядками и с такой огромной погрешностью.

      Теперь вопрос всем учителям, если Вы видите уровень подготовки, то что делается, чтобы изменить существующий тренд развития событий. Практика показывает - ничего. Почему, да просто потому, что это мнение человека, а оно изначально субъективно. Да, оно может близко к истине, но это редко когда меняет отношение к ситуации со стороны ученика. Насчет финансов, так давно известно, что работа машины на порядок или два дешевле, получается проблемы с математикой. Если было бы наоборот, то человек бы заменял машину, но пока это из области фантастики, если робот составлял конкуренцию человеку, он никогда не проигрывал. Я не слышал о подобном никогда. Мы рано или поздно найдем оптимальный механизм контроля знаний, но для этого надо сделать первый шаг, а мы упорно совершенствуем то, что изначально обречено, так как имеет массу недостатков, которые не устранимы в принципе.

      На экзамене на высочайший мировой уровень нет подобного ажиотажа, как на ЕГЭ, или Вы полагаете, что там низкий уровень подготовки или там можно списать, вопрос у кого. Если бы это было так, то механизм давно бы претерпел изменения, а он продолжает работать. Зачем было брать убогую систему контроля и потом тратить годы и десятилетия на ее совершенствование, ведь она изначально обречена. (Жаль, что не публикуют историю возникновения ЕГЭ - тогда значительная часть поклонников ЕГЭ могла бы поменять свое мнение).

      Прислушайтесь к критике президента чиновников, ставших академиками, интересно как много они создали для человечества, и почему они академики только в России, кто о многих из них слышал за пределами страны.

      Еще одна ошибка - много-много заниматься, нужны четкие критерии для восприятия состояния готовности, время фактор не безразмерный и имеет ограничение. Можно готовиться к экзамену, а можно готовиться к экзамену и делать шаги в своем развитии, которые к экзамену отношения не имеют. Получение высокой оценки не гарантия успеха на жизненном поприще, иногда люди раскрываются через много лет. Нужные знания получает человек, не тот который сильно старается, а тот, который имеет четкую цель и видит пути ее реализации. Основная масса людей руководствуется самыми примитивными человеческими целями, получить материальные блага, достаточные для нормальной человеческой жизни и все. Но часть людей даже этого не может достичь, и только талант и трудолюбие позволяют добиваться успеха, а это дано далеко не всем.

      Существующая система образования в России очень далека от совершенства. Почему бы не заняться анализом, и не попытаться найти лучшее решение, но пока подобного движения не заметно. Сегодня образовательные цели школы размыты, так как они слабо связаны с практической деятельностью человека. Главная задача школы не только научить применять формулы и изучить факты, а что гораздо важнее - дать навыки самостоятельного развития, умения формировать жизненную позицию и способность в выборе цели жизни и путей ее реализации. Для реальной жизни это гораздо важнее той суммы знаний, которые дает школа, причем многие знания уже безвозвратно устарели и никогда не будут востребованы.

  14. Олег Решетников 6 Июля, 2017, 22:49

    Тамаре Кошкиной
    Видимо мне больше повезло. Я только однажды столкнулся с мягким вымогательством взятки в те времена. В следующем году этого препода вуза посадили. А так за шесть лет учебы - ни разу с такими фактами не встречался. Потом работал в школе, ПТУ и универе. Нигде ничего подобного не встречал. В нулевые же - просто проходу не было от предложений, как студентов, так и некоторых коллег. Сейчас все не исчезло, просто ушло в тень, в хитрые схемы
    Так что блат и коррупция были всегда Но в разной концентрации

  15. клавдия никулина 9 Июля, 2017, 12:51

    Да сдавали экзамены в школе, а потом еще и в ВУЗ, причем -документы сдавали только в один и чаще на одну специальность, а теперь можно использовать результаты ЕГЭ и подать документы в 3 ВУЗа и на 5 специальностей в каждом. А для усложнения поступления в ВУЗЫ они могут поднимать баллы выше школьный порогов и проводить дополнительно свои экзамены по профильным предметам. А лучше бы было,обязательные экзамены ЕГЭ сдавались на базе школ, а профильные на базе ВУЗов, отвечать за организацию будут уже ВУЗЫ , а не школы....