Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

­Вадим Ковалев: «Цикл рождения конкурса занимает пять месяцев»

­Вадим Ковалев: «Цикл рождения конкурса занимает пять месяцев»

Олимпиады, вошедшие в список Министерства образования и науки («Российский совет олимпиад школьников»), - это очные события, в которых на выполнение заданий дается ограниченное время. У нас несколько другой формат: есть время подумать, участник может потратить его на свое развитие. Получается не оперативный контроль знаний (хотя и так можно наши конкурсы использовать!), а обучение.  Причем обучение практико-ориентированное, которое вовлекает в процесс не только ребят со средним уровнем, но и очень «слабых», которые не справляются с большинством задач в предмете. Яркий пример, когда школьнику предлагается посчитать количество рулонов обоев, необходимых для оклеивания его комнаты. Он считает длину рулонов, высоту стен и периметр комнаты. Дальше понимает, что на окна и на двери клеить не надо… Такую задачу обычно решает взрослый, но она по силам даже ребенку и показательна.

Важное отличие соревнований Электронной школы еФТШ, например состязания «Карта сокровищ», которое начинается в апреле, - это экспертная проверка живым учителем каждой работы… Участник видит свою загруженную работу, видит, где совершил ошибку, видит правильное решение, видит, с какого момента по ходу его решения пошла ошибка. Может подать апелляцию и вступить в диалог с методистами. Это большой объем обратной связи и данных для обучения. Бывают отметки вдохновляющие, когда решение красивое или необычное, если школьник подошел нешаблонно. А если задача общая, то он может предложить несколько решений, сам их проанализировать. При этом мы понимаем, что ученик глубоко занимается предметом в этот момент. И это именно та цель, которой мы добиваемся. Школьник учится в соревновании, в форме игры.

- Получается, что в ваших конкурсах нет победителей?

- Победитель – каждый, кто принял участие. Абсолютно прекрасная история, когда неважно, первый ты или нет. Если преодолел себя, инерцию, лень, тебе интересно развиваться, то ты уже победил. Конечно, всегда интересно сравнить себя со своими одноклассниками. Участники у нас видят, что Ваня Петров хуже справляется, чем Ваня Иванов, но при этом им известно, что лучший в их школе может не входить в тысячу лучших в стране. Всегда есть куда стремиться. nbsp;Из бумажного диплома не следует делать культ.

- Для всех ли является мотивацией соревноваться с кем-то другим?

- Соревнование - очень хороший мотиватор. Конечно, школьникам вручаются дипломы в том или ином виде, а очень часто бывает так, что родители участника покупают ему подарок, приз за набранный результат. Деньги на поощрение не проходят через нас, но мы даем хороший повод для мотивации школьника родителями.

- При участии в онлайн-олимпиадах обычно есть сомнения: может, это не сам школьник решает, а родитель или учитель?

- Эта проблема становится острой, когда возникают какие-то льготы, когда возникает нездоровая мотивация… У нас эта проблема выглядит абсурдно.

- Камень в огород «отбирающих» олимпиад?

- Не камень, просто там на кону больше и образовательные цели уходят на второй план. У нас нет противоречия с традиционными олимпиадами. Наоборот, очень часто видим в статистике такую картинку: в начальной и средней школе в основном участвуют в мотивирующих конкурсах, в старших классах, наши «выпускники» приходят на предметные министерские олимпиады, вузовские олимпиады.

Что касается фальсификации, то она недопустима. Мы можем аннулировать работы, не выдавать сертификаты участия, дипломы и благодарственные письма, если задачи за ученика решал взрослый. Фальсификацию результатов мы можем заметить, поскольку видим общую картину по стране. Есть действительно сильные школы, и их результаты могут отстоять от средних. Но есть и другие, чьи результаты «вдруг» сильно отличаются. Да, мы контролируем это, и достаточно жестко. Повторю, фальсификация недопустима.

- Какова роль организатора участия школьников в конкурсе, ведь вряд ли они по собственной инициативе заходят на сайт и регистрируются?

- Такое тоже бывает: старшеклассники уже люди самостоятельные. По нашей статистике, главные «зачинщики», примерно 60 процентов – это учителя, оставшаяся часть – родители. На плечи организатора ложится информирование о предстоящем мероприятии: о сроках, об условиях. Организатор помогает сдать и оформить правильно результаты, особенно в младших классах. Безусловно, родители важны в любом мероприятии, они поддерживают своих детей и оплачивают их взносы, идущие на поддержание системы, проверку загруженных решений, методические материалы.

- Ну а как мотивировать педагогов, если на них падает основная нагрузка?

- Для педагогов в нашем проекте все бесплатно. Помимо методических рекомендаций мы вооружаем учителя, например, анализом, что было для школьников сложным в таком-то мероприятии, в такой-то задаче, какие интересные решения они предложили. Все материалы постепенно складываются в методическую копилку и публикуются. Надеемся, это также способствует профессиональному росту. Ну и благодарности, дипломы…

-  Скажите, но ведь конкурс, даже в онлайн, объявить несложно: так поступают отдельные школы и отдельные учителя?...

- Любой может объявить действительно. Но … провести не любой. Цикл рождения конкурса, на нашем опыте, занимает более 5 месяцев. В начале с помощью авторов, учителей-практиков, методистов мы стремимся получить такой комплект заданий, чтобы и темы были интересные, и подача увлекательная. Для этого работают несколько методическх команд, а не один кустарь-одиночка. Чтобы полученные материалы были понятны школьникам, проходит пробное тестирование на группе учеников.

Я знаю не один пример организаций, которые проводят много конкурсов в год, а методический уровень их в среднем очень слабый.  Есть случаи, когда организаторы  скатываются до того, что на местах учитель должен сам придумывать задачи, чтобы провести конкурсный этап, это непозволительное на мой взгляд поведение в образовании.

- Может потому, что проще купить диплом, чем поучаствовать?

- Я надеюсь, что российское образование станет взрослее. Если кто-то платит за бумажку, то пусть и платит за бумажку. А если кто-то платит за участие во всероссийском полноценном мероприятии, то он должен платить за участие во всероссийском мероприятии со всеми вытекающими отсюда последствиями.  Кто продает дипломы, будут продавать их по ценам бумаги, не сравнимыми с оргвзносами за участие в серьезных проектах. Эту культуру выбора и разборчивости мы помогаем сформировать.

Проблемы ведь есть всегда? Есть проблемы, связанные с материально-техническим обеспечением в школах, невысоким уровнем компьютерной грамотности среди учителей. Некоторые из них испытывают трудности и недоверие к интернет-ресурсам, многие люди просто опасаются логиниться через сайт, не доверяют современным электронным платежным системам и имеют обыкновение переплачивать через платежки Сбербанка. Но проблемы существуют, чтобы их решать. Рано или поздно они уйдут из нашей жизни, как ушло недоверие к мобильному телефону. Я уверен, что сотрется граница между оффлайном и онлайном и онлайн конкурсы станут не просто распространённым, а вполне обычным инструментом педагога.


Автор

Педсовет

Все материалы автора

Количество подписчиков: 125

Подписаться Отписаться

Комментарии (42)

  1. Вадим Монахов 8 Апреля, 2014, 12:13

    Обычная самореклама. Попытка "срубить бабок", подав заявку на финансирование чисто коммерческого бизнес-проекта, выдавая его за что-то новое. Сколько таких "открывателей" уже было! Но ничего нового они не принесли.

    "в развитие еФТШ инвестировал созданный по инициативе президента России Фонд развития интернет-инициатив" - обращаю внимание, что это инвестирование в коммерческий проект. То есть все красивые слова имеют одну-единственную цель: получить деньги.

    Цитирую с сайта конкурса:
    Принять участие в конкурсе очень просто! После ознакомления с условиями участия нужно:
    - зарегистрироваться (как зарегистрироваться);
    - добавить в корзину продукт оргвзнос на конкурс «Волшебный сундучок 2013»;
    - пополнить счет на нужную сумму;
    - купить продукт в вашей корзине (при «автопокупке» конкурс оплачивается сразу при зачислении средств);

    Я совсем не против подобных конкурсов, напротив, поддерживаю их. Но про цель проведения надо честно писать - предназначены для зарабатывания денег. В отличие от олимпиад, которые в обязательном порядке бесплатны для участников. Или редких конкурсов типа "Конкурса нестоличных городов по математике" http://math.gs-group.com/ , которые бесплатны для участников.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  2. Вадим Монахов,

    не всё что бесплатно провдится - хорошо. Не всё, что проводится платно - "попытка срубить бабок". У нас не черно-белый мир с единственным критерием "платность мероприятия".

    Образование в России становится платным. Развивать рынок качественным (прописью - качественных) образовательных услуг - важная работа всей отрасли.
    И то, что раньше что-то оплачивалось налогами людей, а сейчас оплачивается напрямую - это не делает каких-то организаторов хорошими и каких-то плохими.

    Если вы подробно почитаете про Фонд, то он единственный работает с социально значимыми проектами. И проекты должны (обязаны) себя окупать.

    Более того, в текущем конкурсе "Карта сокровищ" http://eftsh.ru/maths/treasuremap можно участвовать бесплатно. Условия доступны в Рабочем кабинете после регистрации, можно так же загрузить работы учеников и получить свидетельство участника.
    Если хочется, чтобы работу проверили наши учителя и получить бумажные документы - это стоит денег. И такая услуга предлагается.

    Я ответил на ваш вопрос?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 5 лет

    Род деятельности: —

    Регион проживания: Москва, Россия

  3. Вадим Монахов 8 Апреля, 2014, 14:15

    Уважаемый Вадим,
    1. я понимаю ваше желание позиционировать ваш проект как нечто новое и выдающееся. Как говорится, реклама - двигатель торговли. Только реклама должна быть честной. Надо с самого начала говорить, что ваш проект - коммерческий и нацелен на получение денег от участников. И что именно это отличает его от олимпиад и конкурсов типа "Конкурса нестоличных городов". И отдельные бесплатные акции - просто средство привлечения покупателей (к тому же оплаченное государством, т.е. из наших карманов, в рамках финансирования бизнес-проекта).

    2. Что же по поводу ваших слов о том, что "Образование в России становится платным. Развивать рынок качественным (прописью - качественных) образовательных услуг - важная работа всей отрасли"
    - это как раз та разрушительная позиция, противоречащая мировым тенденциям, с которой я лично всеми силами борюсь.
    В ней два крайне отрицательных момента:
    - попытка сделать среднее образование платным.
    - рассмотрение образования как услуги (естественно, платной).

    Так что у меня создаётся впечатление, что ваш конкурс - антипод олимпиадам.

    3. Я не вижу ничего плохого в подобных коммерческих проектах. Например, есть эвристические олимпиады «Эйдос». Есть "Медвежонок" и "Кенгуру". Ну, появится, немного просуществует и, вероятнее всего, довольно быстро исчезнет ещё один. Когда за конкурсом или олимпиадой нет идеи, продвигающие общество вперёд, и нет инфраструктуры, которая в этом нуждается, этот конкурс или олимпиада обычно быстро прекращает существование.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  4. Любовь Балыкина 8 Апреля, 2014, 19:15

    Уважаемые коллеги! Хорошо бы ещё ВСЕ конкурсы были бесплатные, большое спасибо еФТШ, что всё таки дает возможность поучаствовать в конкурсе бесплатно, большинство организаторов различных конкурсов просят оргвзносы за детей. Спасибо за полезную ссылку!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 3 года

    Род деятельности: —

    Регион проживания: Россия

  5. Елена Казьмина 8 Апреля, 2014, 23:11

    Сложно ответить однозначно: хорошо ли, плохо ли принимать участие в многочисленных конкурсах интернет-пространства...Изменилась парадигма образования, задачи всех участников образовательного процесса. На первом месте сейчас деятельностный подход. Администрация школы теперь оценивает работу педагога по многим критериям, в том числе и его участие в конкурсах. Надеяться на бесплатное участие в наше время почти не приходится. Думаю, что всем ясно, что речь идет об альтернативных конкурсах и олимпиадах, кстати, дети в них принимают участие с удовольствием.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Ростовская область, Россия

  6. Наталья Еремина 9 Апреля, 2014, 0:59

    Абсолютно согласна с Вадимом Монаховым по поводу: "Развивать рынок ... образовательных услуг.....разрушительная позиция", т.к. в этот процесс включаются именно законы рынка. Причём нашего, специфического и необузданного.
    Почему-то, когда речь идёт о примерах из "манящей заграницы", сразу вспоминают гранты, социальные программы... Да я по своей специальности могу сказать: когда текстильные фирмы (западные) проводят конкурс среди студентов, то фирмы эти ПЛАТЯТ СТУДЕНТАМ ЗА УЧАСТИЕ. Как говорится, от вас - креатив, а всё остальное - наша проблема. Когда конкурсы проводят у нас - "баблосы" текут из студенческого кармана. О качестве повода подумать не случается: "Вам же диплом участника (победителя, призёра...) дают!"
    От лукавого всё это - платные конкурсы для "вашей пользы". Для статуса, который требует минобр от преподавателей в форме портфолио - безусловно, плюс (хотя, куда деваться?). Для "качественного образования" - полагаю, что за очень редким исключением. От нищеты все эти песни про качественные платные конкурсы в России как панацее от тотальной безграмотности. Или от жадности

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 5 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Нижегородская область, Россия

  7. Валерий Ганузин 9 Апреля, 2014, 1:19

    Елена Сироткина. Педагогическая тетрадь. Глава 20. В БЛОГЕ.

    "Разумеется, я делала «Пушкинский класс» не для того, чтобы разбогатеть. На просветительских проектах денег не наживёшь."

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Ярославская область, Россия

  8. Ольга Чупрова 9 Апреля, 2014, 14:07

    Мои ученики с большим удовольствием принимают участие в конкурсах "Волшебный сундучок" и "Золотой ключик" по математике. Задания интересные, требуют хороших знаний, творческого подхода. Единственное пожелание: упростить отправку решений участников конкурсов.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 3 года

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Хабаровский край, Россия

  9. Наталья Шабанова 9 Апреля, 2014, 17:13

    да, сегодня, пожалуй, слишком большая загруженность разного рода конкурсами, как для детей, так и для педагогов. Наверное , кое-что нужно, так конкурс портфолио и для детей, и для педагогов позволят хотя бы увидеть что получилось, а что нет. А участвовать приходится, потому что при аттестации на что смотрят в первую очередь? НА ПОРТФОЛИО! Чем больше бумажек, тем лучше

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Сахалинская область, Россия

  10. Ирина Лукьяненко 9 Апреля, 2014, 17:31

    Месяц назад завершился конкурс учитель года г. Хабаровска. в котором я принимала участие и заняла второе место в номинации "Победитель ПНПО". По завершению конкурса чувство которое меня не покидает до сих пор, не смотря на большую загруженность и приближение экзаменов - это творческий подъем. Я получила огромное профессиональное удовлетворение. За месяц подготовки я несомненно повысила свой профессионализм. Я поделилась опытом с коллегами и конечно сама прошла школу по приобретению новых знаний. Если мы будем "вариться" каждый в своем котле, то о каком росте педагога можно говорить? Сегодня на педагогическом совете своим коллегам я искренне пожелала, чтобы каждый из нас принимал активное участие в различных конкурсах педагогического мастерства, который несомненно позволить повысить свой профессионализм!!!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Хабаровский край, Россия

  11. Наталья Магала 9 Апреля, 2014, 17:40

    В связи с отдаленностью региона, мы чаще принимаем участие в дистанционных конкурсах. На мой взгляд любая победа ребенка повышает его самооценку, стремление расти, да и для других детей пример. Я работаю с детьми старшего дошкольного возраста и конкурсы у нас творческие. Выбор конкурсов велик, есть и со взносом и без него, но ,думаю, что ценность конкурсов для ребенка от этого не меняется.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 5 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Сахалинская область, Россия

  12. Марина Ким 9 Апреля, 2014, 17:54

    Конкурсы,олимпиады для детей бесспорно нужны. Платные или бесплатные не в этом дело.Я приучала своих учеников с 5 класса активно принимать участие в разных конкурсах.Сейчас они в 9-ом.Кто-то перестал участвовать,т.к. потерял веру в свои силы,а кто-то стал находить конкурсы ,в которых просто за участие дают грамоту или сертификат.Вот и портфолио готово.Участие ради портфолио.К чему придем?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 4 года

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Хабаровский край, Россия

  13. Наталья Страхова 9 Апреля, 2014, 17:54

    Уважаемые коллеги! Не занимайтесь, пожалуйста, перетягиванием каната "платно-бесплатно"! У своих учеников я вижу ИНТЕРЕС участия НЕЗАВИСИМО от платности. Деньги, которые платятся за участие не такие уж и большие. Посмотрите на участие малокомплектных (сельских!!!) школ: дети участвуют в конкурсах сразу по нескольким предметам и находят на это средства. Да, есть уже испытанные конкурсы типа "Кенгуру". Но интерес к ним падает от класса к классу, т.к. ничего не меняется ни в заданиях, ни в оформлении. А все мы любим что-то новенькое. Главное, чтобы те, кто задумывает новый конкурс проявлял творчество и не копировал уже предложенное, а это действительно трудно. Недобросовестные организаторы (например, конкурс "Олимпус") останутся ни с чем в итоге. Только надо не оставаться ворчуном в уголке, а оставлять комментарии к таким конкурсам на всеобщее обозрение.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 3 года

    Род деятельности: —

    Регион проживания: Россия

  14. Наталья Магала 9 Апреля, 2014, 17:56

    Я дважды принимала участие в конкурсе " Учитель года"., весьма успешно -победитель. Да это отнимает очень много времени и нервов, но это не сравнимо с тем взрывом положительных эмоций, которые ты получаешь в ходе конкурсов. На мой взгляд и дистанционные конкурсы тоже прекрасная возможность поделиться своим опытом , поучиться у других. Любой конкурс - это ступенька вверх в своем профессиональном мастерстве. Победа - это замечательно, но и участие имеет свои положительные стороны.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 5 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Сахалинская область, Россия

  15. Надежда Соболева 9 Апреля, 2014, 18:02

    С одной стороны конкурсы - это конечно нагрузка для педагога. и заработок для организаторов. Педагоги будут участвовать в этих конкурсах, потому что нужно аттестоваться. С другой стороны детям хочется получить эти грамоты, дипломы и т.д. Если учитель работает с детьми он должен учитывать и этот факт. И по карману бьют эти конкурсы.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 3 года

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Красноярский край, Россия