Учителя те же, только другие

На странице Педсовета в социальной сети ВКонтакте опубликовано сообщение мамы школьника Таисии Сергеевны Гришуновой. Она пишет о том, что по ее наблюдениям, современные российские учителя сильно изменились за последние несколько лет, стали менее человечными, менее расположенными к детям. На сообщение Таисии Сергеевны ответили учителя. 

Но сначала само сообщение: «Уважаемые учителя, у меня нет цели вас обидеть, поверьте. Я просто хочу поделиться с вами своими наблюдениями. Мой старший сын закончил школу в 2012 году, сейчас в 6 классе той же школы учится младший сын. Состав педколлектива практически не изменился за это время, учителя работают те же, но мне кажется, что они стали другими.

Если несколько лет назад они воспринимали учеников, как живых детей, которые им интересны, которых воспитывать и обучать не только положено по служебным обязанностями, но и просто интересно и хочется, то сейчас те же самые учителя очень сильно отдалились от учеников, видят в них причину своих проблем, напрягов, сложностей и невзгод. Куда-то исчезла человечность. Даже изменилась интонация, с которой учителя общаются с родителями на родительских собраниях. Если раньше учителя в случае проблем с ребенком предлагали родителям объединиться и вместе помогать ребенку, то сейчас те же самые учителя только говорят:  «Мне с вашим ребенком не жить, я его до выпуска дотяну и попрощаюсь, это ваш ребенок, как хотите, так на него и влияйте». 

Я понимаю, что учителя устают. Понимаю, что они измучены проверками, реформами, безденежьем и беззащитным положением. Да, это все понятно, но ведь это все приводит просто к профнепригодности. Учителя так сильно обижались на то, что образование назвали услугой, а теперь именно это и делают - оказывают услугу. Без души, без заинтересованности, без человечности. 

Мне больно от того, что те учителя, которых я так уважала, и которым была так благодарна, когда они учили моего старшего сына, теперь у меня не вызывают ни уважения, ни благодарности. 

Я надеюсь, что не все из вас могут отнести мои слова на свой счет. Но те, кто может, кто узнает себя в моем описании, скажите честно, вы не считаете, что надо уходить из школы и зарабатывать деньги в каком-то другом месте?»

Вижу неприглядную картину

Таисии Сергеевне ответила учитель Ирина Павловна Горолыва: «Печально это говорить, но я, скорее согласна с этой мамой. Наблюдая за собой и за коллегами, я вижу неприглядную картину. Мы работаем в Москве, то есть  жаловаться на зарплаты и условия труда в присутствии учителей других регионов просто стыдно. Но тем не менее мы довольно часто похожи на персонажа какого-то мультифильма, у которого в глазах вместо зрачков были значки доллара. Вот у нас также, только рубли.

Я помню, как мы работали 10 лет назад. Если к нам подходил ученик и просил позаниматься с ним после уроков, потому что он понимает, что не может разобраться в новой теме, мы счастливы были! Ну как же, ребенок проявляет инициативу, демонстрирует стремление разобраться, понять. Сейчас же в аналогичной ситуации мы начинаем считать, а сколько бы денег нам за такое занятие заплатил частный ученик. И, либо отказываем, либо соглашаемся, но ощущаем, как будто нас обманули на деньги. Это не только у меня такое, у коллег тоже самое.

Наверное, виноваты обстоятельства, время, совсем другая жизнь. Но и мы виноваты. Мы выбирали свою профессию, чтобы помогать детям, чтобы быть для них друзьями, воспитателями, авторитетными взрослыми. Но стали ли ими? Сомневаюсь».

Слова «человечность» нет в должностных обязанностях

А вот мнение учителя Светланы Владимировны Огневской: «Что это значит - стали другими? Учителя - живые люди, они не могут законсервироваться и не меняться годами и десятилетиями. Да, в молодости учителя, как правило, - идеалисты, бессеребренники, они готовы с горящими глазами пахать с утра до ночи, вкладываться без остатка в своих учеников. Но потом проходят годы, приходит мудрость, спокойствие, осознание собственной ценности, и учителя уже совсем иначе относятся и к ученикам, и к своей работе. И это нормально. И разве так происходит только с учителями? Видели ли вы где-нибудь 40-летнего бухгалтера, который готов сутками напролет выписывать счета и подсчитывать убытки, да еще без надежды на сверхурочные? Нет, к определенному возарсту все люди, вне зависимости от профессии, становятся спокойнее и рассудочнее. А по поводу человечности... В наших должностных обязанностях такого слова нет.  Значит, и требовать ее от нас никто не имеет права».

Довели сами родители

Учитель Диана Пестова: «До этого довели сами родители. Своими придирками к учителям. Выбиванием оценок. Неоправданными «наездами». За что боролись, на то и напоролись. А вообще, если 10 лет говорить человеку, что он - обслуживающий персонал, - он сам в это поверит».

Учитель Юлия Быстрых: «Так долго вбивалось в головы населения, что образование это услуга, что все поверили. Теперь следующий этап, уважаемые родители, скоро вы эту услугу будете оплачивать сами, на 100 процентов. А даватели услуги, учителя, будут выбирать, кто не заплатил, услугу не получил. За что боролись...»

Учитель Анна Иванова: «А я помню других детей и других родителей. Если ребенок не учил уроки, хулиганил, стоило только позвонить: на пороге родители, ребенок понял, что не прав. Дети что-то рассказывали, обнимали на перемене, уважали. Сегодня родитель придет, претензии предъявит, а ребенку того и надо. Он тоже сегодня права качает: «А Вы видели? Докажите, что я сорвал урок» и т.д и т.п. Где бы набраться человечности, когда тебя считают не небожителем, как раньше, а обслугой...»

Учитель Наталья Горелова: «Мы очень любим детей, потому и работаем в школе. Только теперь на каждое слово учителя жалоба родителей: одному интонации не нравится, другому отсутствие оборудования. И всем должны учителя. Но мы забыли, что у родителей, как и у учителей, есть не только права, но и обязанности (ст.44 273-ФЗ) И учителям даже не предоставляют оборудование, которое должно быть в школе, но отсутствует, а родители требуют!!!»

За что платят, то и делаю

Учитель Василиса Крученых: «Я училась в институте и работаю в школе не для того, чтобы демонстрировать интерес к детям и к родителям. Моя работа - сделать так, чтобы доверенные мне обучающиеся выполнили программу обучения, получили указанные в программе знания, умения и навыки, а потом сдали государственную аттестацию. Ровно за это мне государство платит зарплату. Ровно то, что мне оплачивается, я и делаю. Не думаю, что есть много людей, которые соглашаются что-то делать бесплатно, проявлять инициативу или демонстрировать на работе свои положительные человеческие качества. Если государство начнет мне платить за то, чтобы я была человечной, увлеченной детьми и прыгала вокруг родителей, я начну это делать. Но сейчас никто не имеет права от меня это требовать».

Все это написано не про нас

Учитель Юрий Алексеевич Тимофеев: «Возможно, в школе сына этой мамы действительно учителя по какой-то причине такие, какими они описаны в сообщении. Может быть, у них директор - зверь или другие обстоятельства. Но согласиться с такими претензиями в свой адрес я не могу. Я не вижу, чтобы за годы работы в школе я стал более суровым или более равнодушным. У меня прекрасные отношения с детьми, я знаю, что они меня уважают, может быть, даже любят. Я с радостью с ними встречаюсь после каникул. Я в курсе их увлечений, интересов, влюбленностей или проблем дома. Я всегда готов помочь советом, поддержкой, действием. И те учителя, которые работают в нашей школе, не сильно от меня в этом отличаются. Мы любим свою профессию, мы уважаем себя и поэтому стараемся быть хорошими учителями, воспитателями, наставниками. Так что все это написано не про нас».

Новости образования
Вам будет интересно: