Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Учителя – рабы или не рабы?..

Учителю в современной школе не позавидуешь. Но он, тем не менее, остается ключевым звеном в образовательной системе. Как ни пытаются адепты компьютеризации отдать образовательный процесс на откуп машинам – без учителя обойтись невозможно, поэтому за него в первую очередь и нужно бороться. Поскольку я сам учитель, пусть эта глава будет как бы моим личным обращением к современным учителям.  

Начать свои грустные размышления о нас, учителях,  мне хочется со стихотворения моего друга, поэта Александра Чума:

Учителям
Когда же мы стали рабами?
Когда нас сломали во зле?
Когда же столкнули нас лбами?
Когда затоптали в земле?

Когда-то мы дрогнули, видно, 
Пред силою наглой и злой, 
И как же мы сдали обидно
Рубеж наш последний, святой.

Рубеж, за которым бесчестье, 
Колючего страха укор, 
А в духе – достойною местью –
Клейменого рабства позор!..

Когда же мы стали рабами?..

Друзья и коллеги, вы согласны?.. У вас нет ощущения, что на нас действительно – и чем дальше, тем «гуще» - смотрят как на рабов?.. Когда, не спрашивая никакого нашего желания или, тем более,  мнения, не предполагая никаких возражений,  даже не справляясь хотя бы  с трудовым кодексом, посылают на «установку новогодней елки» или «обеспечивают» дежурство с детьми на каких-либо муниципальных или городских мероприятиях. Или – ну, очень наглядная картина в этом плане! – обращаются с дежурными учителями на ЕГЭ…

А продавленные без всякого обсуждения учительского сообщества все эти электронные журналы, как специально придуманные для большего груза и контроля за каждым учителем вне всякой педагогической целесообразности?

Ведь реальной пользы от электронных журналов и учителям, и ученикам – никакой. Но они для этой цели и не создавались. Они создавались под предлогом помощи родителям и для их удобства – чтобы они беспрепятственно могли контролировать учебные результаты своих чад. Вот только мало кто задумался (или наоборот – хорошо все продумал), что тем самым закладывается еще одна мина в и без того непростые отношения «отцов и детей». 

А что касается учителей – то для них сплошные неудобства и трудности, но рабов кто-нибудь спрашивает об их удобствах? Напротив – они должны чувствовать тяжелую «лапу хозяина», чтобы лучше повиновались, и чтобы жизнь медом не казалась. 

Кроме этого  рабов – да! – нужно контролировать, предварительно намертво «приковав» к «галерам», то бишь к компьютерам. И если раньше каждый из нас заполнял оценками один журнал, теперь – три. Обычный бумажный, его никто отменять не собирается, новый электронный, да еще и «промежуточный», свой собственный, «сводный», ибо далеко не всегда – а практически никогда! – нет возможности выставить «электронные оценки» на уроке. Где тут уж дети? Не до них – не запутаться бы во всех этих журналах…

Но рабов нужно грузить и грузить, чтобы они не смели пикнуть и не вздумали объединиться и поднять «восстание». А чтобы этого не произошло – нужно их разделить по категориям в соответствии с классическим римским постулатом «разделяй и властвуй». 

Во-первых, сначала нужно выделить «управленческий персонал» - директоров, завучей, иногда и руководителей МО, подняв им зарплату и жестко привязав ее к чисто формальным показателям работы школы (типа - результаты олимпиад). Они должны чувствовать себя частью «системы» и добросовестно отрабатывать свой «кусок хлеба».

Знаете, кто сейчас в школе главный человек после директора?.. Главный бухгалтер! Согласны? А почему, спрашивается? Все просто: современная образовательная система ценит только деньги, и главными становятся те, кто к ним ближе всех, –  только не учителя с их детьми, - это рабы системы, это рядовой «классный планктон».

Но и рядовых учителей нужно расслоить и перессорить. И для этого придумана гениальная система поощрений – так называемые «бонусы»…  О, далеко не глупый человек все это придумал! Как кусок мяса, брошенный в свору собак, чтобы перессорить их друг с другом!.. Пусть учителя грызутся из-за них, пусть выслуживаются перед администрацией школы, перед всеми власть имущими, пусть и детей приучают к этому. Гениально! Нет лучшего способа разрушить учительскую профессиональную солидарность и корпоративную этику.

Да, и детей тоже нужно воспитывать в таком же духе – они должны быть «конкурентоспособными».  Еще раз повторю, что нет, пожалуй,  более разрушительной и ядовитой идеи, которая уже давно вброшена в воспитательную среду, и которая с непонятной и ужасающей готовностью была воспринята многими учителями. И мало кто взял на себя труд задуматься, что кроется за этой лозунговой блестящей оберткой. Что фактически нам предлагают выращивать среди детей «раковые клетки». В самом деле, вы только задумайтесь - раковые клетки внутри организма есть самые конкурентоспособные, ибо легко пожирают клетки организма, на котором они паразитируют... Правда один недостаток  - когда их становится слишком много, организм погибает. И эту философию нам подспудно предлагают в качестве воспитательной стратегии. Это было бы смешно, если бы не было так грустно…

Теперь знаменитые ФГОСы!

Сколько правильных слов о необходимости воспитания и духовности, и нравственности, и патриотизма!.. Но одна небольшая деталь – а дьявол, как известно, кроется в деталях – на все это воспитание не предусмотрено никакого финансирования. И сразу становится понятным, что же является главным для разработчиков этих стандартов. Нафаршировать как перчики головы учеников одинаковым набором знаний – все сплошь одинаковые и «стандартные»… Слово-то какое точное нашли – стандарты, точно речь идет о каких-то чугунных болванках. Можно было сказать – направления, принципы, федеральная государственная образовательная политика, в конце  концов; нет – стандарты, и извольте их добиться, кровь из носа…

Только кровь из носов рабов-учителей, даже если это хроническое кровотечение,  никого не волнует, как не важно, что каждая личность ребенка уникальна, и она никак не может быть подведена, если мы не хотим ее изуродовать,  под прокрустово ложе каких-либо «стандартов».

Причем, эти стандарты внедряются не только в школах, но и в ВУЗах и теми же самыми «садомазохистскими методами». Преподаватели одного из наших педагогических ВУЗов жаловались, что их как нерадивых учеников (а среди них и профессора!) построили перед какими-то «мальчиками из министерства» и те их долго журили и выговаривали за то, что они, дескать, плохо вбивают эти пресловутые «стандарты» в головы студентов. Ай-ай-ай, не заботятся о правильном развитии личности, так сказать. 

Ах, нет, забыл – как же, как же!.. А олимпиады, а работа с «одаренными детьми» - чем не развитие личности и выделение из «стандартов»?

Только опять же – всех, то бишь, тех, кто сверху,  по-настоящему волнует только успеваемость - содержание мозгов, а не душ.  И еще грызут «смутные сомнения», что за этим стоит очень циничная политика выделения из «неконкурентоспособного стандартизированного быдла» все тех же «конкурентоспособных», или «лидеров», из которых впоследствии и будет создана элита для управления тем же «стандартизированным быдлом».

Простите, если слишком эмоционально и грубовато, но ничего не могу поделать с этими сомнениями.

А если поспокойнее, то все последние тенденции с усилением контроля над детьми – все эти электронные журналы и дневники, турникеты и камеры в коридорах и классах (скоро, поверьте – будут во всех классах!) – все это выражение простой до тупости мысли: детей не нужно воспитывать – их нужно пасти. Да, именно – пасти, как пасут скот на пастбищах и загонах. Да, а заодно и присмотреть за «пастухами» – вдруг они общаются с «телками и бычками» не на «матерном» языке современных наук, как предписано образцово-показательным пастухам, а пытаются говорить о чем-то «высоком». То бишь вместо «стандартного» комбикорма подсунут питательного «свежачка»…

Коррупция… О, это отдельная тема!..

Не буду о коррупции в высших сферах – управлениях, министерствах, махинациях с поставками школьного оборудования, ЕГЭ и проч. Если бы коррупция была только там, можно было бы красочно возмущаться и гневаться по адресу кого-то.… Но в том то и дело – и это самое ужасное! – что самая настоящая коррупция живет с нами, среди нас и в нас самих.… Скажите, какие курсы, которые вы ни проходили, не завершались разговорами: «Так, девочки, по скольку будем скидываться?.. Надо же достойно отблагодарить… По тыще?..» Только не говорите, что этого нет.

Причем, что самое поразительное, инициатива сбора всех этих «благодарностей» исходит, как правило, от самих учителей. В очередной группе учителей, проходящих  повышение своей квалификации,  выбирается староста, пара его помощников, а они уже и организуют сбор «дани». Приходилось даже вступать в «жесткие» споры с этими самозваными «мытарями»: 

- Вас кто-нибудь заставляет собирать с учителей дань?
- Нет.
- Так зачем вы это делаете?
- Это наша благодарность нашим руководителям и преподавателям.
- Какая благодарность? За что?
- За внимательное отношение к нашим проблемам и за наше обучение.
- Да они за это зарплату получают. Это их непосредственные обязанности.
- Нет, они делают это с душой и заслуживают нашей благодарности в виде скромных подарков. 
- Подарки?.. Да их дарят только близким людям, которых особенно любят.
- А мы их как раз и любим за их труд и благодарим за него… 

И что тут возразишь этим «благотворителям»? Ясно, что все этой чисто воды лицемерие, где под «любовью» скрывается желание подмазаться и подстраховаться на случай учебных недочетов, а сам способ, каким это желание реализовывается, есть яркое свидетельство вошедшего в плоть и кровь принципа: «Не подмажешь – не проедешь». Грустно только, что этот принцип без каких-либо нравственных сомнений реализуется нами, учителями, людьми, которые по идее первыми должны показать пример слома этого мерзкого принципа.      

А все «подарки» от детей, родителей, родительского комитета!?.. И уже не пресловутые коробки с конфетами, а конверты с деньгами, или откровенный «заказ» - мне нужно то-то и то-то… И это не коррупция? И даже не моральное разложение? Впору задать себе жесткий вопрос: а имеем ли мы вообще моральное право кого-либо воспитывать?.. Неужели правда, мы настолько стали рабами, что приняли все навязанные нам окружающей средой «правила игры» и потеряли профессиональное учительское достоинство?

Еще по поводу рабства припоминаются последние мои курсы повышения квалификации. Где кураторша четко объяснила, что все идет к тому, что каждый учитель должен будет иметь свой сайт или страничку на общем сайте МО, где будет ОБЯЗАН помещать свои уроки и все результаты своего труда, все свои достижения, свое пресловутое портфолио.… А на наш вопрос – зачем? - последовал простой ответ: чтобы можно было проконтролировать каждого.

Просто, откровенно и со вкусом. Апофеоз политики пускания пыли в глаза (со стороны нас, учителей) и всеобщего контроля (со стороны тех, кто нас курирует).

Но самое страшное не это. Самое страшное, когда нам все это рассказали, – это реакция большинства. Не возмущение и протест, а страх!.. Ой, а как мы все это сумеем?.. Ой, а кто нас научит всему этому?.. 

Нас целенаправленно загоняют в электронный концлагерь, а мы боимся не суметь туда попасть…

Ну, так что, друзья и коллеги, – мы все-таки рабы или еще нет? А то, может, пресловутые ФГОСы  и имеют своей подспудной целью довести учителей до рабского состояния? Или все происходит по известной присказке: «Хотели как лучше, а получилось, как всегда»?

Иногда с удивлением спрашиваю себя: почему в современной школе еще остаются учителя, как они оттуда не сбегут?

Ну, во-первых, бегут. Понятно, что учителям в возрасте нужно доработать до пенсии, а потом, так как пенсия нищенская, еще тянуть из последних сил, пока позволяет здоровье. А вот что касается молодых – то текучка среди них видна невооруженным глазом. Единицы из них пришли в школу действительно по призванию, большинство – от «некуда больше податься». В условиях, когда невелик выбор  - между школой и мелкой торговлей на рынке - некоторые решают рискнуть поработать в школе, но не тут-то было! Воспитанная на либеральных идеях молодежь, попадая в концлагерные условия школьного садомазохизма, тут же ужасается и сбегает при первой возможности.

Они и представить себе не могли, что то, что они видели только в фильмах и на телеэкране, оказывается, живет в реальной жизни и теперь железными пальцами хватает за горло их самих. 

Остаются единицы – те, кто сумел приспособиться и принял «условия игры». Или сломался и стал «рабом», или примкнул к касте «надсмотрщиков» и стал одним из них. Второе возможно только в том случае, если качества лагерного охранника в тебе существовали изначально, даже если ты об этом и не подозревал. И тогда школу можно поздравить с хорошей функцией «социального лифта» - она действительно в последнее время притягивает людей именно такого типа. Как говорится: каждому времени нужны свои герои. 

«Сломанной» молодежи, остающейся в школе, не позавидуешь. Ее «гнобит» не только начальство, но и ученики не прочь покуражиться над такими «новичками», сунувшимися в школу по недоразумению и по тому же недоразумению теперь не знающие, как быть дальше. 

А все из-за первоначальной неправильной мотивации, так как шли в школу не как добровольцы на фронт в сорок первом году, а думали просто «жить как все», а иногда даже как в сказке: «жить-поживать и добра наживать». Нет, современная школа – это действительно фронт, и идти туда – это идти под пули и снаряды, наступая на мины и оттаскивая погибших и раненых товарищей. Эх, никто этого им, беднягам и бедняжкам, в пединститутах не рассказывал. Может, хоть эта статья восполнит этот существенный пробел изначальной мотивации педагогической молодежи. 

А ведь с такой - «добровольческой» мотивацией, мотивацией педагогического призвания, мотивацией на спасение погибающих в тисках школьной садомазии учеников, можно идти в школу. Не только можно, но нужно. Что-что, а жизнь на пределе и за пределом физических, психических и духовных возможностей тебе точно будет гарантирована. И если ты выстоишь и выдержишь – точно жизнь свою не проживешь зря. Особенно по сравнению с унылой, пустой и пошлой жизнью сверстников, большей частью свернувшей ее к чисто животному существованию по принципу «против всех» с максимальным набиванием собственной  «потребительской корзины».

Все эти строки пишу, уже словно имея в виду самого себя и отвечая на вопрос, почему я до сих пор работаю в школе и не сбежал из нее.  Ведь хочешь – не хочешь, а приходится порой подчиняться современным школьно-концлагерным правилам: «С волками жить – по волчьи выть» и «Попал в стаю – лай, не лай, а хвостом виляй». И не хочешь – а приходится. ФГОСы требуют!.. Так все-таки рабы мы, учителя, или еще нет?  

Ну, а если вы хотите увидеть художественный взгляд на современных учителей и их положение в «Главной Школе России», предлагаю познакомиться с романом «Учительская сага».


Автор

Александр Дедушка

Все материалы автора

Количество подписчиков: 35

Подписаться Отписаться

Комментарии (48)

  1. Валерий Ганузин 10 Апреля, 2018, 21:21

    Учитель точно не раб, но и не свободная личность! А кто в нашем обществе свободная личность?Программист, врач, дворник...? Кто???

    Shackled barefoot woman. Для того чтобы стать рабом недостаточно надеть на босые ноги женщине кандалы. Раб ютится в головном мозгу, а не в босых ногах...
    https://www.youtube.com/watch?v=R0G41jNGZMM

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Ольга Проценко 11 Апреля, 2018, 16:39

      "А кто в нашем обществе свободная личность?Программист, врач, дворник...? Кто???"
      Свободная личность - та личность, которая ни за что не несёт никакой ответственности.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Краснодарский край, Россия

    • Валерий Ганузин 11 Апреля, 2018, 22:44

      "Свободная личность - та личность, которая ни за что не несёт никакой ответственности."
      ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++


      Жаль что нет теперь учителей-анархистов. Теория анархизма предусматривает, что каждый человек имеет право быть или становиться свободным, а также придерживается концепции, что каждый должен иметь возможность быть свободным.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Ольга Проценко 12 Апреля, 2018, 2:05

      Свободными были древние философы...может быть. Лежит себе такой Диоген в тени оливкового дерева в окружении учеников. Поразмышляли, пофилософствовали - мол, мы знаем то, что ничего, оказывается, не знаем... Поели оливок с дерева и пошли спать в свою бочку. Красота!)
      Свобода - всего лишь замануха. Нет никакой такой свободы. Какая нибудь личность мнит себя свободной, а сама всякие глупости совершает, жизнью рискует вплоть до самоубийства - лишь бы побольше лайков отхватить... Где ж тут свобода?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Краснодарский край, Россия

    • Павел Филатов 19 Апреля, 2018, 15:41

      Неправда! Свобода - это осознанная необходимость.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Нижегородская область, Россия

    • Валерий Ганузин 19 Апреля, 2018, 15:45

      Забыли автора?
      Барух де Спиноза.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Саид Насреддинов 19 Апреля, 2018, 16:24

      "Забыли автора?"

      — Был в Греции великий город Сибарис рядом с великим городом Спартой. В Сибарисе жили праздно и в роскоши и себе ни в чем не отказывали. Из принципа. Считали, дело свободного человека — досуг.

      В Спарте жили нищие. Из принципа. Считали, дело свободного человека — воинское дело. Вокруг города даже стен не ставили, гордились, что ихняя доблесть сильнее стен.

      Вроде бы разные города, а сходились в одном — и в Спарте и в Сибарисе презирали работу и того, кто работает. Названия остались, а от вольного города Афины остался фундамент всей европейской культуры, чем мы сейчас живы. Потому что там работу позором не считали. Потому что догадались: свобода — это работа.
      Не свобода достигается работой, но сама работа — это и есть свобода.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Ольга Проценко 20 Апреля, 2018, 1:12

      "Не свобода достигается работой, но сама работа — это и есть свобода."
      Цитата из статьи: "Воспитанная на либеральных идеях молодежь, попадая в концлагерные условия школьного садомазохизма, тут же ужасается и сбегает при первой возможности." - другими словами - молодёжи вешали лапшу на уши по поводу свободы, а в жизни, оказывается надо пахать как раб на галерах. И не только в школе, а везде, если человек хочет чего - то достичь в жизни.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Краснодарский край, Россия

    • Ольга Проценко 19 Апреля, 2018, 23:19
      Учитель точно не раб, но и не свободная личность! А кто в нашем обществе свободная личность?Программист, врач, дворник...? Кто???

      Shackled barefoot woman. Для того чтобы стать рабом недостаточно надеть на босые ноги женщине кандалы. Раб ютится в головном мозгу, а не в босых ногах...
      https://www.youtube.com/watch?v=R0G41jNGZMM
      "А кто в нашем обществе свободная личность?Программист, врач, дворник...? Кто???"
      Свободная личность - та личность, которая ни за что не несёт никакой ответственности.
      Неправда! Свобода - это осознанная необходимость.

      Нынче модно иметь "своё мнение". Подозреваю, что мнение автора статьи по поводу того, что есть свобода, отличается от Вашего и Спинозы.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Краснодарский край, Россия

  2. Саид Насреддинов 10 Апреля, 2018, 22:03

    "А кто в нашем обществе свободная личность?" - разрешите поимённо?

    Шаталов Виктор Фёдорович
    Быков Ролан Антонович
    Булгаков Михаил Афанасьевич
    Окуджава Булат Шалвович
    Камбурова Елена Антоновна
    Ким Юлий Черсанович
    Любимов Юрий Петрович
    Высоцкий Владимир Семёнович
    Соловьёв Владимир Александрович
    Стругацкие (братья) ... в общем, есть с кого брать пример и на кого равняться.

    P.S. Есть ещё кандидатура Тарковского Андрея Арсеньевича, но он согласился на 24 поправки к фильму АНДРЕЙ РУБЛЁВ из 47. Но не сразу - через несколько лет раздумий.

    24/47 - это достаточный коэффициент свободы?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 месяцев

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Виталий Радич 11 Апреля, 2018, 19:16

      Ну эти-то абсолютно свободны. Их уже давно ничего не волнует. А другие-то есть?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Саид Насреддинов 12 Апреля, 2018, 8:10

      "Их уже давно ничего не волнует" - ошибаетесь: на концерт Юлия Черсановича в Москве пару лет назад билет был 5 тысяч рублей - я пожадничал и повёл жену в другой театр.

      Елена Антоновна участвовала в концерте 11 февраля и прекрасно выглядела - репертуар её театра - https://teakam.ru/playbill/playbill-list/ , прямо сегодня можно успеть (теоретически) на спектакль, посмотрев который моя внучка сказала:
      " - Какая я дура! Надо было идти не в медицинский, а в артистки!".

      Ну и Виктор Фёдорович сегодня продолжает быть примером свободного Учителя с 25 орденами и медалями... и согласитесь, что это - нелегко.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Виталий Радич 12 Апреля, 2018, 15:00

      Смешно всё это. Он и свободен-то благодаря орденам и медалям. Что уже само по себе не говорит о подлинности свободы.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Саид Насреддинов 12 Апреля, 2018, 16:28

      Я верю, что подлинная свобода только у Вас.

      Потому что без орденов и медалей.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Виталий Радич 12 Апреля, 2018, 19:50

      И совершенно напрасно. Нет её, свободы. Ни у кого. Впрочем, у каждого понимание свободы своё. И может не совпадать просто её понимание.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Вадим Монахов 19 Апреля, 2018, 18:45

      Позволю усомниться, что нет ни у кого. У меня, например, есть. И у вас есть. Не абсолютная, конечно - но границы нашей свободы, помимо законов природы, определяем мы сами.
      И даже законы природы при этом становятся временным частичным ограничением. Человек не может свободно летать как птица - но люди изобрели воздушные шары, дирижабли, самолёты и, наконец, вышли в космос.Чего никакая птица не может.
      Были ли свободны Королёв и Гагарин? Был ли свободен Александр Матросов, когда закрывал грудью амбразуру?
      Полагаю, Виталий, вам есть о чём подумать и какие уроки выучить.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Виталий Радич 20 Апреля, 2018, 2:07

      Если человек сам определяет границы своей свободы, то он, разумеется, может считать себя свободным в любом своём состоянии. Таким образом себя считать свободным может любой человек, руководствуясь личным убеждением.
      Но тогда и говорить не о чем. Все свободны и всё тут.
      Думаю, что все вышеупомянутые были свободны лишь в рамках выбора продолжения личного существования, но в этом они были ограничены навязанными извне понятиями.
      Так что вам тоже есть о чём подумать, прежде, чем делать горделивые заявления.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Вадим Монахов 20 Апреля, 2018, 10:49

      Ключевая фраза у вас "Если человек сам определяет границы своей свободы". Если вас заставляют что-то делать вопреки вашему желанию - вы несвободны. А вот когда сами принимаете решение в соответствии со своими желаниями - это свобода.

      Сами желания возникают не на пустом месте. Как известно, "Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя", поэтому абсолютной свободы не бывает. Вы несвободны говорить на древнеегипетском языке или даже на латыни, так как, вероятнее всего, не знаете их. И вам надо дышать, есть и пить. Да ещё и одежда нужна, и жильё. Сплошная несвобода. А ещё вы несвободны стать чемпионом мира по художественной гимнастике. Правда, это ужасно?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Виталий Радич 20 Апреля, 2018, 11:19

      Тогда вам не стоит говорить о себе, как о человеке свободном. Вы, прежде всего, несвободны. А всё остальное детали.
      Собственно об этом я и говорил.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Вадим Монахов 20 Апреля, 2018, 11:23

      Вы так ничего и не поняли. "Рождённый ползать - летать не может".

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Сергей Циренщиков 20 Апреля, 2018, 13:36

      "Рожденный ползать - летать НЕ ДОЛЖЕН!"

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Саид Насреддинов 20 Апреля, 2018, 14:51

      "Рожденный ползать - летать НЕ ДОЛЖЕН!" - Белка и Стрелка - не в счёт. Как и "ЛАЙКА".

      https://ru.wikipedia.org/wiki/Лайка_собака-космонавт

      Собака погибла во время полёта через 5—7 часов после старта от перегрева, хотя предполагалось, что она проживёт на космической орбите около недели...

      «Самая лохматая, самая одинокая, самая несчастная в мире собака» — так писала «The New York Times»

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Виталий Радич 20 Апреля, 2018, 20:40

      Кто-то летает, будучи мухой.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Москва, Россия

  3. Наталья Фурсова 11 Апреля, 2018, 4:58

    " учителям в возрасте нужно доработать до пенсии, а потом, так как пенсия нищенская, еще тянуть из последних сил, пока позволяет здоровье."
    Здоровье ещё позволяет, а вот совесть уже не позволяет, больше не могу быть рабом, сколько себя не уговариваю остаться, не могу, тошнит.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Алтай, Россия

  4. Маргарита Костенова 11 Апреля, 2018, 8:04

    Наталья... и здоровье позволяет, и желание, и силы есть, а самое главное знания, опыт...
    но управляют нами "недоделанные личности"...
    Смотрю интервью Ширвиндта: "Как же я оставлю людей без спектаклей, я обязан их задействовать. Это моя работа!".
    Любой управленец, прикидывая нагрузку заранее, исполнителям, с учетом необходимого времени на курсы, сообщит новые предметы... А здесь "о спектаклях" и исполнителях никто не думает...
    говоря об инженерном деле, разбрасываются инженерами...
    в трудовую книжку не смотрят, думать не хотят, да и подчиненных не знают...
    только дырки в расписании в авральной ситуации затыкают...
    эти люди сами не умеют работать... абсолютно.
    "... больше не могу быть рабом, сколько себя не уговариваю остаться, не могу, тошнит".
    Быть при умном руководителе - ещё куда ни шло,
    а вот быть учителю с большим опытом работы и творческим потенциалом...
    быть рабом при дураках... не слишком ли им жирно?

    Статус в сообществе: Участник

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Конфиденциально

    Регион проживания: Россия

  5. Игорь Лебедев 11 Апреля, 2018, 10:51

    Коллеги, хватит плакаться друг другу в жилетку! Раб тот, кто рабом себя считает. Есть Трудовой кодекс, есть нормы оценок, есть ФГОСы - все эти документы нужно научиться грамотно использовать в свою защиту и в защиту дела. Это моральный и интеллектуальный долг каждого учителя-не раба. В этих документах при их внимательном прочтении, вы найдете очень много полезного для отстаивания собственной точки зрения на образовательный процесс в целом и на работу с каждым учащимся в отдельности. Бей врага его же оружием!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Москва, Россия

    • Саид Насреддинов 11 Апреля, 2018, 11:05

      "Бей врага его же оружием!" - ну да, как школьнику драться с отборной шпаной:

      " - Нынче всякий в расчетах точен: что на пользу, а что во вред.
      В Дон Кихоты никто не хочет, поумнели - безумных нет!

      Никого, кто б помог мне хотя бы, никого, кто бы смог защитить!
      Если стали мужчины как бабы, то о женщинах что говорить?!"

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Игорь Лебедев 11 Апреля, 2018, 11:15
      Коллеги, хватит плакаться друг другу в жилетку! Раб тот, кто рабом себя считает. Есть Трудовой кодекс, есть нормы оценок, есть ФГОСы - все эти документы нужно научиться грамотно использовать в свою защиту и в защиту дела. Это моральный и интеллектуальный долг каждого учителя-не раба. В этих документах при их внимательном прочтении, вы найдете очень много полезного для отстаивания собственной точки зрения на образовательный процесс в целом и на работу с каждым учащимся в отдельности. Бей врага его же оружием!
      "Бей врага его же оружием!" - ну да, как школьнику драться с отборной шпаной.

      Кто трус - тот и раб! На что нам голова дана? Кланяться пониже или думать побольше? Посмотрите все эти рекомендации и инструкции, и вы найдете немало "зацепок" для победы над чиновниками, которые, порой, сами их не читали, а только на слово поверили их начальникам или авторам. Делай, что должно - и будь, что будет!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Маргарита Костенова 11 Апреля, 2018, 11:28
      Коллеги, хватит плакаться друг другу в жилетку! Раб тот, кто рабом себя считает. Есть Трудовой кодекс, есть нормы оценок, есть ФГОСы - все эти документы нужно научиться грамотно использовать в свою защиту и в защиту дела. Это моральный и интеллектуальный долг каждого учителя-не раба. В этих документах при их внимательном прочтении, вы найдете очень много полезного для отстаивания собственной точки зрения на образовательный процесс в целом и на работу с каждым учащимся в отдельности. Бей врага его же оружием!
      "Бей врага его же оружием!" - ну да, как школьнику драться с отборной шпаной.

      Драться всегда надо. Только в гнилой системе дышать не дышится.

      Статус в сообществе: Участник

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Конфиденциально

      Регион проживания: Россия

    • Валерий Ганузин 11 Апреля, 2018, 16:21

      "Если стали мужчины как бабы, то о женщинах что говорить?!"
      +++++++++++++++++++++++++++++++
      Поговорим о женщинах...
      «У женщин, которые всего лишь стараются быть на равных с мужчиной, мало амбиций». Мэрилин Монро.

      «Женщина может сделать мужчину мягче, может сделать его слабее и может сама решить, что из этого с ним сделать. Этим она и страшна».
      Зигмунд Фрейд.

      И о мужчинах...

      "В частности, результаты исследования показали, что мужчины в 3,2 раза чаще, чем женщины, считают, что они более умны, чем люди, с которыми они чаще всего сотрудничают. Это не зависело от того, был ли их партнер мужчиной или женщиной.

      Далее: https://woman.rambler.ru/psychology/39582955/?utm_content=rwoman&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Саид Насреддинов 11 Апреля, 2018, 18:37

      Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать.
      Если ты рожден без крыльев, не мешай им расти.
      Дефицит настоящих мужчин не повод цепляться за уродов.
      Для того чтобы быть незаменимой, надо отличаться от всех.
      У вас не будет второго шанса, чтобы произвести первое впечатление.
      Руки — визитная карточка девушки; Шея — её паспорт; Грудь — загранпаспорт.
      Есть время работать, и есть время любить. Никакого другого времени не остается.
      Люди с хорошим вкусом носят бижутерию. Всем остальным приходится носить золото.

      Если вы хотите иметь то, что никогда не имели, — начните делать то, что никогда не делали.

      Подлинное счастье стоит недорого: если за него приходится платить высокую цену, значит, это фальшивка .

      Не всякая женщина рождается красивой, но если она не стала такой к 30 годам-она просто-напросто глупа.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Маргарита Костенова 11 Апреля, 2018, 11:33

      Так "враги" все лазейки уже многократно обкатали на подчиненных.
      Конечно, все равно за все расплатятся, никуда не денутся.
      Систему лживую ломать надо. а людей ловят на аттестации, на срочных договорах.

      Статус в сообществе: Участник

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Конфиденциально

      Регион проживания: Россия

    • Игорь Лебедев 11 Апреля, 2018, 11:55
      Коллеги, хватит плакаться друг другу в жилетку! Раб тот, кто рабом себя считает. Есть Трудовой кодекс, есть нормы оценок, есть ФГОСы - все эти документы нужно научиться грамотно использовать в свою защиту и в защиту дела. Это моральный и интеллектуальный долг каждого учителя-не раба. В этих документах при их внимательном прочтении, вы найдете очень много полезного для отстаивания собственной точки зрения на образовательный процесс в целом и на работу с каждым учащимся в отдельности. Бей врага его же оружием!
      Так "враги" все лазейки уже многократно обкатали на подчиненных.
      Конечно, все равно за все расплатятся, никуда не денутся.
      Систему лживую ломать надо. а людей ловят на аттестации, на срочных договорах.

      Во-первых, Маргарита, не все лазейки им видны: они же сами не работают с детьми, во-вторых: документы не совсем убогие, в них есть разумные вещи, которые и надо использовать. Аттестация - это набор вопросов, на которые надо ответить документами один раз в 5 лет. Не ленитесь собирать их - и все получится. На срочный договор без вашего согласия никто вас не переведет ( см. ТК РФ)

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Саид Насреддинов 11 Апреля, 2018, 12:24

      "На срочный договор без вашего согласия никто вас не переведет ( см. ТК РФ)" - кроме ТК РФ есть ещё ГПК РФ и подлость Председателя Суда, который отклонил рассмотрение моего иска - именно на перевод без моего согласия - на основании непредоставлении мной доказательств по делу, требуемых статьёй 50.

      Пришлось мне объяснять ему, прикидывающемуся идиотом, наличие статьи 52, по которой суд имеет право затребовать необходимые документы самостоятельно. Председатель дело принял к производству и документы затребовал, но продолжал прикидываться идиотом, непонимающим, что такое "зарплата". Пришлось обратиться в судебную экспертизу в соседнем городе (и оплатить! ), так как это в России - редкость. Дело рассматривалось четыре года (норма- две недели), и за это время меня пять раз увольняли по разным статьям и пять раз восстанавливали - опять же через суд.

      Два месяца в больнице с нервным срывом (лекарства за свой счёт! ), законность "восторжествовала", полный букет судейских хитростей я освоил - как потом удивлялись профессиональные юристы: " Вы - единственный в области, которому это удалось". ЕСЛИ у кого-то есть четыре лишних года жизни ( и это не предел!) на ежедневную драку и время (и деньги!) на лечение от её результатов - готов поделиться опытом и деньгами.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Игорь Лебедев 11 Апреля, 2018, 16:19
      Коллеги, хватит плакаться друг другу в жилетку! Раб тот, кто рабом себя считает. Есть Трудовой кодекс, есть нормы оценок, есть ФГОСы - все эти документы нужно научиться грамотно использовать в свою защиту и в защиту дела. Это моральный и интеллектуальный долг каждого учителя-не раба. В этих документах при их внимательном прочтении, вы найдете очень много полезного для отстаивания собственной точки зрения на образовательный процесс в целом и на работу с каждым учащимся в отдельности. Бей врага его же оружием!
      Так "враги" все лазейки уже многократно обкатали на подчиненных.
      Конечно, все равно за все расплатятся, никуда не денутся.
      Систему лживую ломать надо. а людей ловят на аттестации, на срочных договорах.
      Во-первых, Маргарита, не все лазейки им видны: они же сами не работают с детьми, во-вторых: документы не совсем убогие, в них есть разумные вещи, которые и надо использовать. Аттестация - это набор вопросов, на которые надо ответить документами один раз в 5 лет. Не ленитесь собирать их - и все получится. На срочный договор без вашего согласия никто вас не переведет ( см. ТК РФ)
      "На срочный договор без вашего согласия никто вас не переведет ( см. ТК РФ)" - кроме ТК РФ есть ещё ГПК РФ и подлость Председателя Суда, который отклонил рассмотрение моего иска - именно на перевод без моего согласия - на основании непредоставлении мной доказательств по делу, требуемых статьёй 50.

      Пришлось мне объяснять ему, прикидывающемуся идиотом, наличие статьи 52, по которой суд имеет право затребовать необходимые документы самостоятельно.

      Председатель дело принял к производству и документы затребовал, но продолжал прикидываться идиотом, непонимающим, что такое "зарплата". Пришлось обратиться в судебную экспертизу в соседнем городе (и оплатить! ), так как это в России - редкость.

      Дело рассматривалось четыре года (норма- две недели), и за это время меня пять раз увольняли по разным статьям и пять раз восстанавливали - опять же через суд.

      Два месяца в больнице с нервным срывом (лекарства за свой счёт! ), законность "восторжествовала", полный букет судейских хитростей я освоил - как потом удивлялись профессиональные юристы: " Вы - единственный в области, которому это удалось".

      ЕСЛИ у кого-то есть четыре лишних года жизни ( и это не предел!) на ежедневную драку и время (и деньги!) на лечение от её результатов - всегда готов поделиться опытом и деньгами.

      Уважаемый, Саид! Вы прекрасно подтвердили мою точку зрения: Кто не трус - тот и не раб! Обязательно поделитесь опытом с точным указанием какое решение выносили суды, какие суды, когда. Опираясь на этот прецедент другим бойцам с системой будет легче убеждать подлых председателей суда. Так в свое время заставили внести в стаж работу пионервожатых. Тоже потребовалось несколько судов. А теперь работа пионервожатого засчитывается в стаж при начислении пенсии по выслуге лет. И хотя "рука руку моет" и "ворон ворону глаз не выклюет", но и "вода камень точит".

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Саид Насреддинов 12 Апреля, 2018, 14:21

      "...Опираясь на этот прецедент другим бойцам с системой будет легче убеждать подлых председателей суда."

      А разве учебника ОБЖ недостаточно?

      Я здесь за 10 лет ни разу не встречал, чтобы у кого-то были проблемы с юстицией.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Татьяна Авдуловская 20 Апреля, 2018, 15:27

      Жму руку. Наконец-то здравый смысл в комментариях..Добавлю. Товарищи, дорогие, помимо Трудового кодекса у нас ещё есть Конституция. У нас есть Трудовая инспекция, прокуратура, профсоюз наконец. Наблюдаю за своими коллегами и ужасаюсь - их права, закреплённые где только можно, нарушаются администрацией, а они и не пикнут. Только в кулуарчиках слышен их возмущённый шёпот. По моим наблюдениям, 5% учителей готовы защищать свои права, остальные же...есть и такие, которые заявляют:"Я - человек законопослушный. С учеников требую, почему с меня администрация потребовать не может?". И это в ситуации, когда наплевали и на них и на закон. Ушам не верю своим, и глазам.. А ведь все они - бывшие коммунисты, комсомольцы, в других условиях проявлявшие активную жизненную позицию..

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 месяцев

      Род деятельности: Учитель старшей школы в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Кировская область, Россия

  6. Маргарита Костенова 11 Апреля, 2018, 11:24

    Как говорит умнейший психолог: на все неприятности нужно смотреть как на вызов и как на новые приключения.
    Тот, кто действительно раболепствует, на этом сайте молчит, пишут только кусачие да несъедобные. )))

    Статус в сообществе: Участник

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Конфиденциально

    Регион проживания: Россия

  7. Маргарита Костенова 11 Апреля, 2018, 17:04

    Ох, Игорь Вадимович... при всем уважении не все ситуации Вам знакомы...
    они сразу и всех теперь на основании срочного договора оформляют...
    порядочные работодатели поисчезали...

    Статус в сообществе: Участник

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Конфиденциально

    Регион проживания: Россия

    • Игорь Лебедев 12 Апреля, 2018, 14:59
      Ох, Игорь Вадимович... при всем уважении не все ситуации Вам знакомы...
      они сразу и всех теперь на основании срочного договора оформляют...
      порядочные работодатели поисчезали...

      Если Вы поступаете на работу, то работодатель вправе вам предложить срочный договор, а Вы вправе искать другое место. Но, если Вы уже оформлены по бессрочному договору, перевести Вас на срочный договор (контракт) возможно только с Вашего согласия или путем закрытия учреждения, увольнения всех сотрудников, открытия другого учреждения и нового набора сотрудников.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Москва, Россия

  8. Владимир Стоян 11 Апреля, 2018, 19:05

    Все верно, полностью согласен.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Руководитель в организации послевузовского образования или науки

    Регион проживания: Московская область, Россия

  9. Виталий Радич 11 Апреля, 2018, 19:23

    У нас и президент-то раб. Он что, может уволить того, кто его подставляет? Все рабы - благополучия, барахла, и источника всего этого - работы. Свободен тот, кому терять нечего. Только так - или ты свободен или благополучен. Но настоящий раб тот, кому и терять нечего, а он исправно служит.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Москва, Россия

  10. Юрий Кукленков 11 Апреля, 2018, 22:29

    а я ушел на пенсию и стал...свободен

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 месяцев

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Москва, Россия

  11. Олег Решетников 12 Апреля, 2018, 0:57

    Учителя - киберы (современная цифровая модификация раба) с строенной программой ФГОС! Пульт управления (джойстик для управления этой игрушкой) - в Минобрнауки РФ!

    Статус в сообществе: Участник

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Москва, Россия

  12. Елена Гень 12 Апреля, 2018, 8:18

    Хорошая статья. Насчёт свободы. Один из древних философов дал определение: "Свобода это то, что не мешает быть свободным другому". А "сдали" нас давно, в девяностых, когда учителям по пол года не платили зарплату. Потом отняли льготы, потом отняли компенсацию на книгопечатную продукцию, потом ещё и ещё. В какой момент нас лишили уважения? Когда выросло поколение родителей, считающих учителей своей прислугой, бесплатной при чём? Когда мы стали прислугой государству?
    Я не знаю, сколько нужно продержаться, но стоять необходимо. Умрём все. Вопрос в том, как. Умрём сражаясь ( просто хорошо делая свою работу) или согнувшись, утопая в собственно (простите) д-ме. Кто, если не мы, коллеги, расскажет детям о том, что свобода - это то, что не мешает быть свободным другому.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: —

  13. Ольга Александровна 18 Апреля, 2018, 17:53

    Спасибо за статью. Каждая буква в точку!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 месяцев

    Род деятельности: Преподаватель в организации среднего профобразования

    Регион проживания: —

  14. ольга пруссова 20 Апреля, 2018, 18:24

    ЧТО Ж ВЫ, ДАЖЕ ПОЛУЧИВ ВЫСЛУГУ, ПРОДОЛЖАЕТЕ ЦЕПЛЯТЬСЯ ЗА ШКОЛУ, ЕСЛИ ВАМ ЭТО РАБСТВО НАДОЕЛО? ПРОГИБАЕТЕСЬ ПЕРЕД СИСТЕМОЙ, ПОКА ДУХ НЕ ИСПУСТИТЕ ЗА УЧИТЕЛЬСКИМ СТОЛОМ. НЕ ПЛАЧТЕСЬ - САМИ ЭТОГО ХОТИТЕ.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Пенсионер

    Регион проживания: Россия

  15. Елена Королева 7 Мая, 2018, 15:58

    На самом деле, электронынй журнал достаточно удобный. По крайней мере я, как родитель , каждый день чадо контролирую. Попробуй у меня уроки не сделать . И камер в школах явно не хватает. И не потому , что за учителями надо присматривать. Присматривать надо за учениками. Учителей часто несколько на несколько классов детей.Особенно когда они на перемене. А детки сейчас другие. Иногда этим деткам надо по шее дать за травлю , за воровство по карманам. Но учителя не имеют права даже трогать неразумных отморозков. Учителя не имеют , а вот родители защищать своего ребенка право имеют. И способы разные бывают, в рамках правового поля, при условии , что доказана вина. И тут камеры очень нужны.

    Единственно, действительно ,учителя часто занимаются бюрократией. А хочется, чтобы занимались обучением и воспитанием. И к их мнению прислушивались законодатели.
    И еще дать побольше прав учителям и психологам. А то у нас учителя даже разнять дерущихся детей не могут . Психолог без заказа родителя не имеет права работать с агрессивным или неуспешным ребенком. слишком много нельзя учителям

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 5 месяцев

    Род деятельности: Родитель

    Регион проживания: —