Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Самая важная проблема школьного телевидения

Прошедшим летом Ольга Васильева публично заявила о планах создать школьное телевидение в каждой российской школе. Несколько лет назад я уже прошла по этому пути – строила  медиацентр в школе, и хочу рассказать, что в этом самое сложное.

Придя работать в школу в начале 2009 года, я взялась за создание редакции школьной газеты. Желающие дети набрались довольно быстро, и мы приступили к изданию газеты. Это не было особо сложным делом: ребята с энтузиазмом предлагали темы, брали интервью, писали новостные заметки, репортажи, даже проблемные статьи. Каждый материал мы совместно обсуждали, «доводили до ума».  Я написала программу учебного курса, на занятии которого сотрудники редакции знакомились с азами журналистики. Мы довольно бодро выдавали «на гора» по одному номеру газеты в месяц. 

Спустя два года энтузиазм немного увял, и мне, и ребятам захотелось какого-то разнообразия. Тогда мы впервые заговорили о перспективах создания телепрограмм. В нашем распоряжении была видеокамера, видеоредактор и огромное желание попробовать. И вот тут-то и начались наши проблемы. Нет, дело было не в том, что аппаратура любительская, не в том, что не было среди нас профессионалов видеомонтажа, и не в том, что нас не поддерживала администрация. Оказалось, что самое сложное в создании школьной телепрограммы, - придумать, что это будет.

Формат «говорящей головы», то есть диктора, который зачитывает на камеру новости, мы отмели сразу – это никому не интересно. Снимать репортажи со школьных мероприятий - тоже как-то бессмысленно: те, кому они интересны, на них и так были, а неинтересующиеся и репортаж смотреть не будут.  Мы решили начать с очевидного, и стали снимать видеоинтервью. А у кого брать интервью? Самое простое – у учителей. И вот именно с серии телепрограмм «В фокусе учитель» и началось наше телевидение. 

За 10-минутными программами стояли недели подготовительной работы. Во-первых, надо было найти учителя, который согласится в этом поучаствовать. Во-вторых, подготовить вопросы. В-третьих, найти время и место для съемки. В-четвертых, снять и смонтировать. А отдача была минимальна: просмотров было довольно мало. Стало понятно, что игра не стоит свеч. Этот формат у нашей школьной аудитории не востребован. А нам хотелось не только увеличения количества зрителей нашего продукта, но и какой-то реальной пользы от него. Чтобы у этих недель подготовки, траты стольких сил был какой-то полезный выхлоп. 

Конечно, мы получали удовольствие. Учились говорить перед камерой, снимать, монтировать. Это тоже было важно, но  этого было мало. И однажды возникла идея о съемке социальных видеороликов, в которых поднимались бы какие-то важные проблемы. Мы загорелись этой идеей, сценарий первого ролика был придуман совместным мозговым штурмом за полчаса. 

Через две недели ролик был готов, выложен на сайте нашего уже медиацентра. Через несколько дней мы узнали, что ролик активно скачивают и используют учителя на классных часах. Это была победа! Победа, подарившая нам идею, которую мы так долго искали: мы решили, что не пойдем по традиционному телевизионному пути с новостями, репортажами, ток-шоу, а вместо этого будем придумывать и снимать ролики, которые могут быть использованы на уроках, на классных часах, внеурочных занятиях.

Так у нас появились серии: социальные ролики, буктрейлеры, живой словарь. Это было интересно, вдохновляющее, а самое главное – дарило уверенность, что мы делаем нужное дело, и результаты нашего труда востребованы и используются.

Когда сейчас в социальных сетях я читаю обсуждения инициативы Васильевой о школьном телевидении в каждой школе и вижу комментарии, что ничего не получится, потому что нет аппаратуры, нет специальных умений и навыков, нет ставки руководителя медиацентра, а дети и так прекрасно сами умеют снимать телефоном все, что захотят, и выкладывать это на youtube,  я понимаю, что совсем иначе смотрю на эту ситуацию. Я абсолютно уверена в том, что самая главная проблема при создании медиацентра или школьного телевидения – это определиться с тем, что снимать, зачем снимать и для кого снимать. Это и, правда, непросто. А все остальные проблемы существенно менее значимы. И я не верю в то, что распоряжением министра образования в каждой школе решится эта самая важная проблема. А, пока она не решится, даже с очень дорогой и профессиональной аппаратурой и высокой зарплатой руководителю медиацентра создать живое и кому-то нужное школьное телевидение  не получится. 

Подписывайтесь на канал Медиа в школе


Автор

Светлана Лаврентьева

Все материалы автора

Количество подписчиков: 114

Подписаться Отписаться

Комментарии (21)

  1. Владимир Головняк 2 Февраля, 2018, 17:32

    Какое телевидение? Парты стоят 40-летней давности в кабинетах.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Краснодарский край, Россия

  2. Ирина Киселёва 2 Февраля, 2018, 18:14

    Спасибо за статью, очень интересные идеи для реализации. Но всё-таки, возвращаясь к недавней дискуссии, хочу задать несколько конкретных вопросов:
    1. Видеоредактор должен быть лицензионным?
    2. Вы выкладываете ролики на сайт медиацентра. Кем и как он был организован? Или это просто ссылка на ютуб?
    3. Такая работа оплачивается или это всё - живой энтузиазм?
    4. А школа у вас обычная или...
    Заранее спасибо, для меня это очень интересно и важно, потому что сама этим занимаюсь давно, только неофициально и весь материал находится только в пределах моего кабинета, в лучшем случае, в доступе школы.

    Статус в сообществе: Конфиденциально

    На сайте: 9 месяцев

    Род деятельности: Конфиденциально

    Регион проживания: Конфиденциально

    • Светлана Лаврентьева 2 Февраля, 2018, 18:37

      Ирина, отвечаю:
      1. Да, конечно.
      2. Сайт делала я. В конструкторе.
      3. Конкретно руководство сначала пресс-центром, затем медиацентром - была примерно 10-ой частью моих обязанностей и как-то, наверное, оплачивалось.
      4. Обычная школа в отдаленном районе Москвы.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Игорь Булгаков 6 Февраля, 2018, 12:01

      Ответ вызывает ощущение недоговоренности:
      1. Редактор ДОЛЖЕН БЫТЬ лицензионным или БЫЛ таковым? Если был, то "откуда дровишки"? У нас с приобретением "стороннего ПО" большие проблемы...
      2. "Сайт сделала я"... Хорошо, что можете. Впрочем, "мочь" мало, надо еще хостинг оплачивать. Как эти проблемы решались?
      3. "... Как-то, наверное, оплачивалось" - позабавило. Думаю, что основная масса учителей хлеб свой насущный в поте лица зарабатывает, поэтому для многих вопрос не праздный: каким образом и в каком объеме может быть оплачен подобный труд?
      В общем, можно много и плодотворно говорить о технических, идейных, организационных и прочих трудностях, однако финансовая сторона вопроса, думаю, будет не менее важной. Поделитесь, пожалуйста, своим опытом.
      Интересно, министр продумала вопросы финансирования медиацентров или ограничилась благими пожеланиями?

      Спасибо Вам за идеи - действительно, без свежей мысли подобное рукоделье будет скучным, примитивным. Однако без финансового обеспечения его может вообще не быть.

      Интересно, почему Вы перешли из школы работать в ПЕДСОВЕТ? Как поживает медиацентр "в отдаленном районе Москвы" без Вашего участия?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Светлана Лаврентьева 6 Февраля, 2018, 12:14

      1. "Дровишки" из пакета бесплатного софта для школ "Первая помощь", в него входит Adobe Premiere CS3.
      2. Проблема с хостингом решалась через программу Руцентра - бесплатный хостинг для сайтов образовательных учреждений.
      3. Моя должность в школе называлась "педагог-организатор", мне платили оклад. За этот оклад я:
      - организовывала и проводила праздники, конкурсы, интерактивные игры и другие внеурочные общешкольные мероприятия
      - руководила школьным медиацентром
      - руководила школьным музеем
      - руководила проектной деятельностью детей
      - организовывала участие школы в благотворительных акциях
      - готовила макеты афиш, плакатов, баннеров, брошюр и другой печатной продукции
      - делала медиасопровождение ко всем общешкольным мероприятиям.
      Сколько именно денег мне платили за выполнение каждой перечисленной обязанности, я не знаю.

      И ответ на последний вопрос: в школе сменилось руководство и мне настоятельно порекомендовали уйти, поскольку у нас с руководством были принципиальные несогласия по многим вопросам. После моего ухода все то, что я делала, не делает больше никто. Новая администрация во всем этом не заинтересована: рейтинговые баллы ни медиацентром, ни всем остальным не заработаешь.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Игорь Булгаков 6 Февраля, 2018, 12:27

      Спасибо! Теперь понятно. И грустно.
      Адобовские программы из "ПП" уже нельзя использовать - запретили "сверху".
      Руководство обеспокоено "рейтингом" - значит, всё остальное в топку! Нынче в моде "МЭШ" и рейтинговые "проекты".
      В Ютубе Вас нашел, подписался - посмотрю, когда смогу.

      "В сторону": а если "студии" в рейтинг войдут, где начальство столько работников со знанием Премьера или Вегаса найдёт? Заодно грамотных... Ха-ха-ха!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Светлана Лаврентьева 6 Февраля, 2018, 12:35

      Найдет "жертв" среди учителей, отправит на курсы 72 часа и посчитает, что проблема решена.
      - Я выкрутился? Теперь ваша очередь. (с) День радио.

      Причем, думаю, примерно так и будет. Если идею об организации в каждой школе телецентра Васильева уже публично озвучила, то эта тема будет продвигаться. Мало того, в некоторых регионах чиновники от образования уже спешат быть впереди планеты всей и требуют от школ создания телецентров прямо сейчас, не дожидаясь сверху рекомендаций, распоряжений и другой активности.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Игорь Булгаков 6 Февраля, 2018, 16:02

      Кто б сомневался! Вот, например, от админов типовых школьных сайтов требуют обязательного размещения видеоматериалов в разделе "СМИ о школе", т.е. предполагается, что все школы уже покрасовались в телепередачах (это кроме газет). Кстати, ролики из YouTube не принимаются!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Светлана Лаврентьева 6 Февраля, 2018, 16:15

      Да, я помню. Я была таким админом и ненавидела официальный сайт, который нам навязали. До этого у нас был прекрасный, живой сайт, который был востребован и детьми, и родителями. При этом он полностью удовлетворял всем требованиям законодательства, вся необходимая бюрократическая помойка на нем была. В уголочке, чтобы не мешалась. :) А официальный сайт полностью уничтожил самое понятие "школьный сайт". Он не для школьников. Не для родителей. Не для учителей. Он в первую очередь для чиновников. Там во главе угла бумажки и данные. И чего я только не делала, но посещаемость сайта была мизерной: ни дети, ни родители туда не ходили. Если только найти какой-нибудь локальный акт, чтобы написать жалобу.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Игорь Булгаков 6 Февраля, 2018, 12:11

      В дополнение: бывшая (до приказа отменить всяческие названия) гимназия НИКА - далеко НЕ обычная школа в Орехово-Борисово. Школа рейтинговая: http://gym1636u.mskobr.ru/

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Светлана Лаврентьева 6 Февраля, 2018, 12:20

      В Москве в рейтинге половина школ. Это не делает все эти школы необычными.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Москва, Россия

  3. Ирина Киселёва 3 Февраля, 2018, 13:28

    Светлана, спасибо.

    Статус в сообществе: Конфиденциально

    На сайте: 9 месяцев

    Род деятельности: Конфиденциально

    Регион проживания: Конфиденциально

  4. Алексей Зуц 3 Февраля, 2018, 15:28

    Кстати, сколько можно проектов создать на одной Вашей реализации.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Преподаватель в организации среднего профобразования

    Регион проживания: Сахалинская область, Россия

    • Светлана Лаврентьева 3 Февраля, 2018, 18:56

      Алексей Олегович, я не поняла. Это вопрос?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Москва, Россия

  5. Алина Волкова 4 Февраля, 2018, 8:55

    В школе, где учатся мои дети, тоже есть газета и ролики какие-то снимаются, но выходить в свет педагоги стесняются, мол, мы же так, на коленке, для себя.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 месяцев

    Род деятельности: Руководитель в организации дополнительного образования

    Регион проживания: Россия

  6. Денис Тимошенков 7 Февраля, 2018, 18:52

    Деньги были и будут главной проблемой школьного телевидения. Можно, конечно, снимать и на сотовый телефон. Но смотреть дрожащее видео с рассыпающимися пикселями, мне как то не интересно. Поэтому, только нормальная камера, штатив, свет. Звук как бы тоже важен: петличка, пушка, всенаправленый микрофон, в зависимости от задач нужно иметь все. Монтировать fullHD на тех компьютерах, что есть в школе - нельзя. Если снимать много и постоянно, то терабайты видео нужно где то хранить. Персонал. Это не может быть кружок на пару часов. Это полноценная ставка и может не одна. Софт для монтажа, это не офисный пакет. Денег он будет стоить бешено.
    Деньги, конечно, не гарантируют шедевров, которые будет интересно смотреть. Но без них смотреть будет просто нечего.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Смоленская область, Россия

  7. Евгения Саримо 8 Февраля, 2018, 19:42

    А вот у нас наоборот! идеи есть, желание предостаточно, снимать и монтировать умею. НООООО, нет бюджета на закупку хотя бы самой простенькой камеры с штативом и микрофоном((((

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 месяцев

    Род деятельности: Преподаватель в организации дополнительного образования

    Регион проживания: Татарстан, Россия

  8. Sergey Passionar 8 Февраля, 2018, 20:05

    Обязательное видео учителям для аттестации, пропедевтика и министерства...
    остальное - родите, и уже вчера.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 15 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Москва, Россия

  9. Валерий Ганузин 18 Февраля, 2018, 17:08

    "Первый всероссийский студенческий телеканал, направленный на развитие гражданской позиции у студентов, начнет вещание 25 февраля."
    Далее: https://news.rambler.ru/education/39172650/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

    А о всероссийском школьном сайте не пора ли задуматься?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Светлана Лаврентьева 18 Февраля, 2018, 19:14

      Да есть уже эти сайты. Тот же сайт РДШ.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Валерий Ганузин 18 Февраля, 2018, 19:27

      Да, есть официальный сайте www.рдш.рф. Но у него совсем другие задачи.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия