С учителя-словесника особый спрос

У каждого учителя-предметника свои проблемы, свои особенности работы. Мы уже писали о труде преподавателей химии. Сегодня пойдет речь о профессиональной деятельности учителя-словесника российской школы.
 

Учитель и воспитатель

Все преподаватели русского языка и литературы, с которыми удалось поговорить, отмечали, что в школе с них спрос не только как с предметников, но и как с воспитателей чувственно-эмоциональной сферы и нравственности детей. Роль литературы в познании внутреннего мира человека, в формировании нравственных и эстетических ценностей, в обогащении эмоциональной и интеллектуальной сфер человека трудно переоценить, поэтому учитель этого предмета находится в особой ситуации. Ученики и родители хотят видеть в нем не только высококвалифицированного преподавателя, но и высоконравственного человека. Ведь если литература воспитывает нас, то уж учитель, который прочитал весь корпус русской классической литературы, должен демонстрировать то самое воспитание, которое он получил в итоге. Хотя не все учителя-словесники с этим согласны. Например, Артем Новиченков, о статье которого сегодня писал Педсовет, оспаривает воспитательную роль литературы.

Общаясь с преподавателями русского языка и литературы, мы задавали вопрос: «Чем преподавание Вашего предмета отличается от преподавания любого другого?»

Ученики не читают

Отвечает Лариса Чекалкина, учитель-словесник из Москвы: «В современной школе в одном классе могут быть дети разных национальностей, для которых русский язык неродной. Поэтому обучение тормозится.

Еще одна проблема состоит в том, что дети, имея разные источники получения информации, все реже и реже обращаются к классической литературе, считая её не актуальной. И вообще, ученики мало читают, многие не читают вообще.

Наверное, только на уроках литературы дети много работают с электронными книгами:  часто работа с книгой (прочтение, пометки на полях) сводится к закладкам-маркерам по определенным словам. Поэтому нет глубокого, осмысленного прочтения текста. Я не против электронных книг. Но тогда, когда задача - прочитать и знать общую концепцию. При детальном же рассмотрении нужна печатная книга. 

Ну и еще одна наша особенность, она же проблема: быстро меняются правила и орфоэпические, стилистические нормы. Поэтому зачастую учебники не соответствуют реальности, да и учителю приходится обращаться к разным справочникам, чтобы проверить «норму».

Ирина Шеверная, тоже столичный педагог, была лаконичнее: «Мне, как учителю, важнее всего, чтобы дети читали. Невозможно изучать литературу по «кратким пересказам» сюжета, но вот именно этого добиться и не получается».

Правила - это только приемы

Получили мы комментарий и от Ольги Матвеевичевой, учителя-словесника из Москвы: «Само преподавание русского языка - это очень специфичная область. Ведь мы преподаем предмет, который на самом деле дети знают либо хорошо, либо очень хорошо (мы не берем сейчас русский как иностранный). Учителя об этом забывают, к сожалению, внушая детям страх перед языком. Владение речью, умение прочесть текст и понять его - это в первую очередь инструмент. Правила - это мнемонические приемы для того, чтобы не лезть в словарь.

Что касается литературы, то тут огромное количество проблем, начиная от объема информации, которую дети должны усвоить,- ни по одному предмету дети столько не читают. А это время, которого очень мало у современных детей.

Программа по литературе - это отдельная боль словесника. Кто-то упорно бьется сквозь тексты классического канона, доказывая, что они интересны современному школьнику. Кто-то пропагандирует  вольное плаванье юных читателей в море литературы. Современного подростка все сложнее мотивировать получать информацию, которая, по его мнению, ему не нужна. Настаивая же на прочтении того, что ему неинтересно, мы, учителя, часто своими руками отбиваем охоту к чтению.

Кроме всего прочего, письмо и чтение - два процесса, подверженные изменениям, нуждающимся в коррекции. Дисграфия, дислексия, неспособность к пересказу - все это влечет за собой провалы в других науках».

Филолог - не писатель

А вот Тамара Красавина, учитель из Перми, сделала акцент на совсем другой проблеме: «В школе почему-то принято считать, что учитель-словесник непременно должен быть литературно одарен. Если надо написать поздравление в стихах, сценарий, статью для газеты о нашей школе, - идут ко мне. Да, я – филолог, я много книг прочитала, я могу научить детей грамотно писать и говорить, но я не писатель и не поэт. А когда я пытаюсь это объяснить, то в ответ слышу: «Но если не ты, то кто? Не физик же!» А ведь среди физиков поэтов тоже немало. Но в это почему-то не верят».

О том, с какими проблемами сталкиваются, какие особенности видят в своей работе преподаватели других предметом, Педсовет еще будет писать не раз.

Светлана Лаврентьева

Аналитика
Вам будет интересно: