В пресс-службе минздрава 28 августа, в пятницу, подтвердили, что вакцинация учителей от COVID-19 будет добровольной. Однако Общероссийский профсоюз образования обратил внимание на то, что де-юре руководитель может настоять на вакцинации, если речь идет об угрозе жизни людей.
Как сообщают представители министерства здравоохранения, в ведомство поступило большое количество запросов на тему того, будет ли добровольной вакцинация от COVID-19. В ответ на это, пресс-служба еще раз напомнила, что прием препарата, разработанного российским НИИ им. Гамалеи, будет проходить на добровольной основе. Эту же мысль подтвердил пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков:
Речи об обязательной вакцинации россиян от коронавируса идти не может: каждый примет решение сам.
Однако представители Общероссийского профсоюза образования внимательно изучили законы, регулирующие охрану здоровья. В частности: федеральный закон от 17 сентября 1998 года № 157‑ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» в рамках Национального календаря профилактических прививок, утверждённого приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года № 125 н. В соответствии с ним осуществляются основные мероприятия по профилактике гриппа и острых респираторных вирусных инфекций.
Отметим, что работник имеет право отказаться от проведения профилактической прививки, сославшись на статью 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323‑ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Однако существуют и риски распространения заболевания, в том случае, если работник не привит. В том случае если работодатель посчитает, что такая ситуация нарушает требования безопасности, а также ставит под угрозу жизнь не только работника, но и обучающихся, то он может отказать ему в приеме на работу или отстранить его от выполнения работы. Эти условия есть в статье 76 Трудового кодекса Российской Федерации и статьёй 5 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157‑ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Аналогичная логика может быть применима и к ситуации с распространением нового типа коронавирусной инфекции.