Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Путин считает, что введение шахмат в школьную программу-дело тонкое

Президент РФ считает себя не вправе вмешиваться в школьную программу по вопросам добавления или изъятия часов или предметов. Это - прерогатива муниципальных и региональных властей, заявил Путин сегодня в ходе большой пресс-конференции.

"Это очень тонкая сфера: нужны ли там шахматы или нет в обязательное или даже в дополнительное время. Это должны всё-таки определять на месте, и здесь компетенция даже часто школ, а не муниципалитетов", - подчеркнул Путин, отвечая на вопрос журналиста, как будут развиваться шахматы в стране в обозримой перспективе и будет ли во внеурочной деятельности дан зелёный свет в сторону шахмат.

Глава государства отметил, что в центре для одарённых детей "Сириус" в Сочи занятия шахматами организованы на соответствующем уровне.  "Но, конечно, этого недостаточно. Нужно, чтобы шахматы развивались по всей стране",- подитожил Президент.

 


Автор

Педсовет

Все материалы автора

Количество подписчиков: 145

Подписаться Отписаться

Комментарии (13)

  1. Татьяна Тимкова 24 Декабря, 2016, 16:27

    Кто будет учить игре в шахматы?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 5 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Воронежская область, Россия

    • Валерий Чернухин 24 Декабря, 2016, 17:25


      Чтобы УЧИТЬ играть в начальной школе - ну хотя бы первый разряд. Иначе - бесполезно. Хорошая подработка перворазрядникам.
      Иначе сведется как в нашей школе - "просто игра", что очевидно ни к чему.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • Татьяна Тимкова 24 Декабря, 2016, 20:09
      Кто будет учить игре в шахматы?

      Чтобы УЧИТЬ играть в начальной школе - ну хотя бы первый разряд. Иначе - бесполезно. Хорошая подработка перворазрядникам.
      Иначе сведется как в нашей школе - "просто игра", что очевидно ни к чему.


      Можно распространить опыт Калмыкии. Как там учат: всех или только способных к шахматам?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 5 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Воронежская область, Россия

    • Василий Пастушенко 24 Декабря, 2016, 22:19




      Учить будут учителя. Для этого им в руки надо дать "Стандарт ознакомленимя с шахматами". Этот стандарт могут написать несколько опытных педагогов, предварительно уяснив цели и необходимую глубину освоения шахмат для достижения этих целей. Потом жюри выберет, скажем, до 100 лучших работ и первые 10 выставит на интернет-конкурс, на голосование учительского контингента. По результатам все 10 будут премированы хорошими премиями, в которых будет и компенсация затраченных усилий, и поощрение за отличную работу, скажем, от 5-кратной базовой компенсации до 25-кратной. Усилия остальных участников должны быть компенсированы в зависимости от набранных баллов в процессе голосования, в размере от 1 до 4 необходимых затрат времени и работы. Разбиение участников на группы по баллам наиболее справедливым образом могу обеспечить с помощью ПО собственного изготовления. Его принцип описан в Журнале статистического королевского общества на английском.

      Возможно, что не все лучшие разделы будут у занявшего первое место по набранным баллам. Жюри вместе с первыми 10 участниками сможет выбрать лучшие разделы от разных участников и составить из них шахматный стандарт. Любой учитель при наличии доступного и ясного для каждого ребенка описания освоит его моментально.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Оксана Горбачева 25 Декабря, 2016, 10:52
      Кто будет учить игре в шахматы?



      Учить будут учителя. Для этого им в руки надо дать "Стандарт ознакомленимя с шахматами". Этот стандарт могут написать несколько опытных педагогов, предварительно уяснив цели и необходимую глубину освоения шахмат для достижения этих целей. Потом жюри выберет, скажем, до 100 лучших работ и первые 10 выставит на интернет-конкурс, на голосование учительского контингента. По результатам все 10 будут премированы хорошими премиями, в которых будет и компенсация затраченных усилий, и поощрение за отличную работу, скажем, от 5-кратной базовой компенсации до 25-кратной. Усилия остальных участников должны быть компенсированы в зависимости от набранных баллов в процессе голосования, в размере от 1 до 4 необходимых затрат времени и работы. Разбиение участников на группы по баллам наиболее справедливым образом могу обеспечить с помощью ПО собственного изготовления. Его принцип описан в Журнале статистического королевского общества на английском.

      Возможно, что не все лучшие разделы будут у занявшего первое место по набранным баллам. Жюри вместе с первыми 10 участниками сможет выбрать лучшие разделы от разных участников и составить из них шахматный стандарт. Любой учитель при наличии доступного и ясного для каждого ребенка описания освоит его моментально.



      А теперь как будет на самом деле.
      Всех (даже не умеющих играть в шахматы) учителей обяжут написать программу внеурочной деятельности по шахматам (со всеми ууд, учетов овз и прочее, прочее листов на 50-100), проводить занятия без материального обеспечения.
      Потом пару-тройку раз поменяют требования и обязательные пункты в программе, последнюю обяжут переписать, включая темы в журнале. И всё это без каких-либо материальных компенсаций (вы учителя, учить - это ваша обязанность, вам за это з/п платят).

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Томская область, Россия

    • Василий Пастушенко 25 Декабря, 2016, 12:00
      Кто будет учить игре в шахматы?



      Учить будут учителя. Для этого им в руки надо дать "Стандарт ознакомленимя с шахматами". Этот стандарт могут написать несколько опытных педагогов, предварительно уяснив цели и необходимую глубину освоения шахмат для достижения этих целей. Потом жюри выберет, скажем, до 100 лучших работ и первые 10 выставит на интернет-конкурс, на голосование учительского контингента. По результатам все 10 будут премированы хорошими премиями, в которых будет и компенсация затраченных усилий, и поощрение за отличную работу, скажем, от 5-кратной базовой компенсации до 25-кратной. Усилия остальных участников должны быть компенсированы в зависимости от набранных баллов в процессе голосования, в размере от 1 до 4 необходимых затрат времени и работы. Разбиение участников на группы по баллам наиболее справедливым образом могу обеспечить с помощью ПО собственного изготовления. Его принцип описан в Журнале статистического королевского общества на английском.

      Возможно, что не все лучшие разделы будут у занявшего первое место по набранным баллам. Жюри вместе с первыми 10 участниками сможет выбрать лучшие разделы от разных участников и составить из них шахматный стандарт. Любой учитель при наличии доступного и ясного для каждого ребенка описания освоит его моментально.


      А теперь как будет на самом деле.
      Всех (даже не умеющих играть в шахматы) учителей обяжут написать программу внеурочной деятельности по шахматам (со всеми ууд, учетов овз и прочее, прочее листов на 50-100), проводить занятия без материального обеспечения.
      Потом пару-тройку раз поменяют требования и обязательные пункты в программе, последнюю обяжут переписать, включая темы в журнале. И всё это без каких-либо материальных компенсаций (вы учителя, учить - это ваша обязанность, вам за это з/п платят).





      Оксана, эту картину мракобесия, которую Вы нарисовали, сейчас не могу обсуждать: только что узнал о гибели ТУ-154 под Сочи. У меня внутри все дрожит, нет слов. Семьям погибших невозможно выразить сочувствие. Нет слов, чтоб высказаться. И такое сразу после турецкого теракта.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Татьяна Тимкова 25 Декабря, 2016, 12:46
      Кто будет учить игре в шахматы?



      Учить будут учителя. Для этого им в руки надо дать "Стандарт ознакомленимя с шахматами". Этот стандарт могут написать несколько опытных педагогов, предварительно уяснив цели и необходимую глубину освоения шахмат для достижения этих целей. Потом жюри выберет, скажем, до 100 лучших работ и первые 10 выставит на интернет-конкурс, на голосование учительского контингента. По результатам все 10 будут премированы хорошими премиями, в которых будет и компенсация затраченных усилий, и поощрение за отличную работу, скажем, от 5-кратной базовой компенсации до 25-кратной. Усилия остальных участников должны быть компенсированы в зависимости от набранных баллов в процессе голосования, в размере от 1 до 4 необходимых затрат времени и работы. Разбиение участников на группы по баллам наиболее справедливым образом могу обеспечить с помощью ПО собственного изготовления. Его принцип описан в Журнале статистического королевского общества на английском.

      Возможно, что не все лучшие разделы будут у занявшего первое место по набранным баллам. Жюри вместе с первыми 10 участниками сможет выбрать лучшие разделы от разных участников и составить из них шахматный стандарт. Любой учитель при наличии доступного и ясного для каждого ребенка описания освоит его моментально.


      А теперь как будет на самом деле.
      Всех (даже не умеющих играть в шахматы) учителей обяжут написать программу внеурочной деятельности по шахматам (со всеми ууд, учетов овз и прочее, прочее листов на 50-100), проводить занятия без материального обеспечения.
      Потом пару-тройку раз поменяют требования и обязательные пункты в программе, последнюю обяжут переписать, включая темы в журнале. И всё это без каких-либо материальных компенсаций (вы учителя, учить - это ваша обязанность, вам за это з/п платят).




      Оксана, эту картину мракобесия, которую Вы нарисовали, сейчас не могу обсуждать: только что узнал о гибели ТУ-154 под Сочи. У меня внутри все дрожит, нет слов. Семьям погибших невозможно выразить сочувствие. Нет слов, чтоб высказаться. И такое сразу после турецкого теракта.


      Василий, Царство Небесное погибшим и в авиакатастрофе, и тем 20 000, кто погиб в автокатастрофах на дорогах России с начала 2016 года.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 5 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Воронежская область, Россия

    • Василий Пастушенко 25 Декабря, 2016, 15:33
      Кто будет учить игре в шахматы?



      Учить будут учителя. Для этого им в руки надо дать "Стандарт ознакомленимя с шахматами". Этот стандарт могут написать несколько опытных педагогов, предварительно уяснив цели и необходимую глубину освоения шахмат для достижения этих целей. Потом жюри выберет, скажем, до 100 лучших работ и первые 10 выставит на интернет-конкурс, на голосование учительского контингента. По результатам все 10 будут премированы хорошими премиями, в которых будет и компенсация затраченных усилий, и поощрение за отличную работу, скажем, от 5-кратной базовой компенсации до 25-кратной. Усилия остальных участников должны быть компенсированы в зависимости от набранных баллов в процессе голосования, в размере от 1 до 4 необходимых затрат времени и работы. Разбиение участников на группы по баллам наиболее справедливым образом могу обеспечить с помощью ПО собственного изготовления. Его принцип описан в Журнале статистического королевского общества на английском.

      Возможно, что не все лучшие разделы будут у занявшего первое место по набранным баллам. Жюри вместе с первыми 10 участниками сможет выбрать лучшие разделы от разных участников и составить из них шахматный стандарт. Любой учитель при наличии доступного и ясного для каждого ребенка описания освоит его моментально.


      А теперь как будет на самом деле.
      Всех (даже не умеющих играть в шахматы) учителей обяжут написать программу внеурочной деятельности по шахматам (со всеми ууд, учетов овз и прочее, прочее листов на 50-100), проводить занятия без материального обеспечения.
      Потом пару-тройку раз поменяют требования и обязательные пункты в программе, последнюю обяжут переписать, включая темы в журнале. И всё это без каких-либо материальных компенсаций (вы учителя, учить - это ваша обязанность, вам за это з/п платят).




      Оксана, эту картину мракобесия, которую Вы нарисовали, сейчас не могу обсуждать: только что узнал о гибели ТУ-154 под Сочи. У меня внутри все дрожит, нет слов. Семьям погибших невозможно выразить сочувствие. Нет слов, чтоб высказаться. И такое сразу после турецкого теракта.

      Василий, Царство Небесное погибшим и в авиакатастрофе, и тем 20 000, кто погиб в автокатастрофах на дорогах России с начала 2016 года.



      Присоединяюсь к пожеланиям царствия небесного душам погибших, хотя гораздо уместнее делать выводы из подобных случаев на будущее. Только что послал свою реакцию на трагедию под Сочи в МИД.

      Кажется, я написал где-то про 40000 погибших за год в автокатастрофах. Это было официально еще несколько лет назад. Сегодня их будет все равно гораздо больше, чем нынешние официальные 20000, куда входят погибшие на месте, а кто через неделю-другую в больнице - уже не входят. Но суть в другом. Оба момента сходятся на том, что безопасность в стране на недопустимо низком уровне, от автомобилей до самолетов и терактов.

      По шахматам - сейчас нет настроения. Но были разные идеи. Есть и оригинальные и перспективные. Но когда МОН игнорирует принципиальные предложения, нет особого настроения подвешивать в воздухе другие идеи: пустой труд. Если Вам интересно, можно для начала хотя бы прикинуть денежные расходы на ожидаемую организационную суету в описанном Оксаной варианте, а также практическую пользу от такой суеты, и сравнить их с более разумным вариантом, например - целевых расходов, как в моем предложении, или в других возможных вариантах.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

  2. Василий Пастушенко 24 Декабря, 2016, 20:57

    В шахматах имеются качества, развивающие детское сознание, комбинаторику, память и мышление . Поэтому, если в основной программе можно отвести для них место без ущерба необходимому общему образованию, то надо вопрос анализировать. Типичная постановка проблемы: имеется 1 час в неделю на шахматы для начинающих. Вопрос: как организовать занятия, чтобы через год дети овладели перечисленными качествами от шахмат в наилучшей степени? Ясное дело, требуется особео выверенная, специальная программа обучения школьников - с нуля. Дети, посещающие занятия шахматных кружков или секций, из этой категории вылетают, но не прочь, а вверх. Могу взглянуть на "курс молодого шахматиста", если и когда он будет написан. Также могу взглянуть на описание наилучшего метода обучения собаки определенному трюку или выполнению определенных действий по команде. Образцом службы являются пастушьи собаки, способные управлять стадом самостоятельно, спасательные собаки, ищущие людей в развалинах домов или под снежной лавиной - примеров много. Считаю, что настоящий педагог должен хорошо понимать, каким должен быть алгоритм обучения собаки, если он способен обучать человеческое дитя. Точно так же, невозможно научиться быстро бегать, не умея ходить.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Пенсионер

    Регион проживания: Москва, Россия

  3. Виктор Рябцовский 25 Декабря, 2016, 14:59

    Шахматы прекрасная игра, но после появления компьютерных программ, играющих на уровне мастера и выше, интерес у многих угас. Оно и понятно пришел искусственный интеллект и задавил обычного игрока. Сегодня можно развивать воображение, творческие способности и без шахмат, но необходимо отметить, есть масса возможностей, например разработка программ для смартфонов и компьютеров, для различных устройств, что гораздо полезнее и пригодится больше. Сам любил шахматы, в первом вузе даже играл на первенство вузов, но после знакомства с программированием шахматы сразу ушли на второй план, а дальнейшем интерес упал именно из-за невозможности выиграть у компьютера. Опыт комбинационной игры приходит после кропотливого труда изучения окончаний, затем вариантов защит. Большой вопрос, а зачем, если есть более интересные и важные области применения способностей. Считаю, что вводить подобный предмет нецелесообразно, так как развить ребенка сегодня можно и другими более продуктивными вариантами. Сегодня пора задуматься о вступлении человечества в эру когда робот начинает вытеснять человека, об этом пишут ведущие специалисты в области прогнозирования и эксперты ООН. Срок 10-15 лет очень небольшой, поэтому уже сегодня нужно принимать во внимание особенности подготовки будущих граждан, чтобы дать им шанс не остаться на обочине. Важнее знакомить с современными технологиями 3D печати, которая уже приходит в массовое производство, с математическим моделированием производственных и управленческих процессов, то есть с теми направлениями, которые будут востребованы уже в ближайшем будущем. К сожалению школьная программа ужасно далека от того, что потребуется в будущей человеческой деятельности. Четыре действия арифметики, лежащие в основе абсолютного большинства заданий в средней и даже в высшей школе уже исчерпали свой ресурс, нужен более современный математический инструмент в основе которого лежит структура, или что еще чаще встречается структура, в которой элементы также представляют собой структуры, а не простейшие элементы, которыми мы привыкли оперировать.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: Предприниматель

    Регион проживания: Московская область, Россия

    • Василий Пастушенко 25 Декабря, 2016, 16:04




      Виктор, поздравляю Вас с безумным прогрессом в образовании, который Вы являете персонально. Согласен, что арифметика устарела. И рад, что Вы олицетворяете предложенный Вами прыжок в будущее.

      Для осуществления Вашей инновации нужна малость: научить детей игнорировать четыре злополучных действия и сразу прыгать своим интеллектом в будущее. Почему я утверждаю, что Вы сами уже совершили прыжок ?

      Вы обещали разобраться в Уппсалаторе. Я Вам выслал литературу и уточняющие пояснения. С тех пор случилось много катастроф, и Вы совершили скачок в будущее, перепрыгнув через свои обещания. Вас не тревожит, что все же воз с проблемой и ныне там?

      Может быть, Вы хотите перепрыгнуть вообще через арифметику? Нет проблем, дети легко складывают и умножают на компах, не вникая в детали счета. Но знают ли они смысл слова "арифметика"? А Вы знаете? Сомневаюсь. Поэтому не только Вы, но и многие другие уже давно перепрыгнули через арифметику. Но пошел ли этот прыжок на пользу делу?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия

  4. Валерий Чернухин 26 Декабря, 2016, 12:47

    Всё же преувеличивать роль шахмат не нужно. Среди своих учеников я знал и перворазрядников, владеющих математикой не выше тройки.

    Массовое введение в школу бессмысленно, поскольку обучение однозначно сведётся к "просто поиграть": ну не умеют нормально играть и не знают ньюансов игры более 99,9% учителей.

    А вот для младших классов и детсадовского возраста ОДНОЗНАЧНО ПОЛЕЗНО, но при одном условии: ЕСЛИ ОБУЧАЮТ СПЕЦИАЛИСТЫ, не ниже первого разряда.

    НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ нельзя привлекать школьных учителей, если они не имеют хотя бы первого разряда!!! Иначе они всё испортят: видел, знаю.

    Но все же, опять же, если не просто поиграть, но и решить домашние задания, разобрать классические тактические приёмы типа "отвлечение" или "рентген", основы эндшпиля - в 5-9 лет это развивает.

    Но вряд ли это будет массово, а потому лучше совсем не делать, чем делать на уровне учителей по принципу "поиграть".

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • Василий Пастушенко 26 Декабря, 2016, 13:36




      Согласен в том смысле, что нельзя к школьным шахматам относиться как массовой подготовке будущих чемпионов мира. Это потребовало бы слишком много времени в ущерб основной развивающей программе. Профессиональные шахматы требуют полной отдачи, а школа не является институтом ранней профессиональной подготовки. В то же время шахматы, при правильном подходе - отличный материал для развития абстрактного мышления. Поэтому в моем представлении, шахматы для школьников должны быть "кратковременной экскурсией в игру взрослых": правила игры + пояснение основных понятий, главные эндшпили. Изучать все дебюты - категорическое излишество. Из стратегии игры можно только пояснить логику выстраивания фигур с целью получения выгоды при разменах, как по силе фигур, так и по их позиции. Но это уже последние уроки, которые дети смогут освоить только при достаточно интенсивных дополнительных занятиях.

      Сама же целесообразность шахмат в школе состоит лишь в предварительном знакомстве - возможно, кому-то понравится, кто-то столкнется с шахматами позже, и раннее знакомство полезно как своевременный посев интеллектуального растения. Думаю, среди учителей найдется не меньше сотни мастеров спорта по шахматам. Кроме того, есть большое число учителей шахмат среди детских спортивных школ. Именно эти люди, а не учителя-перворазрядники, смогут сделать введение в шахматы для младшеклассников в виде интересной, понятной и быстро и легко осваиваемой игры. Также надо подумать, нужны ли шахматы в школе вообще, или достаточно выпустить книжку "введение в шахматы для дошкольников", где суть игры изложена кратко и внятно для детского восприятия. Тогда дети смогут поиграть в шахматы летом на каникулах, в лагерях отдыха, далее везде.

      Сколько часов в неделю это может занять? Хорошо, если раз в две недели. Помню, в шестом классе за год занятий в кружке автомобилистов раз в неделю вечером принцип устройства машины и основные правила ПДД были внятно и достаточно полно изложены, и это был жизненно важный урок, гораздо важнее шахмат. Если при каждой школе устроить маленький полигон для тренировок по соблюдению ПДД, это будет основным мероприятием по устранению массовости автокатастроф, жертвы которых примерно такие же, как от постоянной гражданской войны среднего масштаба. Вот этим делом в школе заняться необходимо безусловно, это много важнее шахмат.

      Также надо достаточно рано доводить до сознания детей, что делают алкоголь и табак с организмом. Это не только важнейшее дополнение к ПДД, но и весомый кирпич в охрану здоровья будущего гражданина, важнейшее защитно-профилактическое мероприятие. Все эти вопросы можно решить только при едином подходе к составлению стандарта школьного образования, в котором на первом месте, как всегда - основные механизмы общения людей: язык общения, основы математики и введение в естественные науки.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Москва, Россия