Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Профсоюз «Учитель» считает систему учительского роста опасной инициативой

28 августа в пресс-центре «Россия сегодня» состоится мультимедийный круглый стол «Модель Национальной системы учительского роста и проект уровневого профессионального стандарта педагога: вопросы для обсуждения». Профсоюз «Учитель» к обсуждению не приглашен, но вопросы и замечания к проекту системы учительского роста направлены в Минобрнауки РФ.

профсоюз учитель

В чем заключаются основные претензии профсоюза к Национальной системе учительского роста (НСУР)?

1. Педагоги не работают в школе из карьерных соображений, а в случае наличия таких амбиций у них есть возможность продвижения на должность завуча, заместителя директора, директора, работника управления образования. Продолжают действовать категории (первая, высшая), присваиваются звания «Заслуженный учитель» и прочие, проводятся конкурсы «Учитель года». Идея о том, что учителя страдают из-за невозможности профессионального роста, ложная в принципе.

2. До сих пор непонятно, будет ли «вертикальная карьера», о которой идет речь в Пояснительной записке к НСУР, связана с ростом зарплаты и как именно. Школы получают определенное финансирование в соответствии с региональными нормативами. Если не будут предусмотрены дополнительных расходы в бюджете города или региона на учителей-методистов и учителей-наставников, то появление этих должностей будет означать просто перераспределение имеющегося школьного бюджета между учителями. Это приведет к еще большему расслоению и неравенству в зарплатах, что негативно сказывается на отношениях в коллективе.

3. Введение НСУР потребует новой отчетности от школ (директорам наверняка «спустят план» по присвоению новых званий) и дополнительной аттестации учителей, при этом критерии, на основании которых будут измеряться компетенции педагогов и присваиваться звания «старший учитель (учитель-методист)» и «ведущий учитель (учитель-наставник)», до сих пор не озвучены. На данный момент аттестация во многих регионах остается крайне трудоемким процессом, который заставляет педагога собирать массу ненужных бумаг и отрывает его от непосредственных обязанностей.

4. Присвоение новых званий предполагает выполнение дополнительных трудовых функций, в частности, разработки программ, методической работы, наставничества. Но нет никакой информации от разработчиков НСУР о том, как это будет сочетаться с выполнением учителем его основных функций — обучения детей. Будет ли это рассматриваться исключительно как дополнительная работа (которая должна соответствующим образом оплачиваться) или «старший учитель» и «ведущий учитель» получат возможность вести меньше уроков, писать меньше отчетов и избегать других видов внеурочных работ?

5. Попытка вернуть наставничество в школы упирается во внутришкольную конкуренцию педагогов, порожденную новой системой оплаты труда и системой «стимулирующих». Зарплата учителя в значительной степени зависит от успехов его учеников на олимпиадах и конкурсах, сдачи детьми ЕГЭ, а также от участия в конкурсах самого педагога. Очевидно, что учитель в такой ситуации материально заинтересован, чтобы сам он учил лучше, а его коллеги — хуже.

Мы считаем, что Национальная система учительского роста не только не нужна российскому образованию, но и опасна. Она усугубит ряд проблем современной школы, сделает неравенство в оплате труда еще более существенным, приведет к уходу из системы образования лучших педагогов, не желающих бесконечно подстраиваться под бюрократические игры Министерства образования.

Сопредседатель МПРО «Учитель» Всеволод Луховицкий
Сопредседатель МПРО «Учитель» Леонид Перлов
Оргсекретарь «МПРО «Учитель» Ольга Мирясова


Автор

Педсовет

Все материалы автора

Количество подписчиков: 139

Подписаться Отписаться

Комментарии (51)

  1. Ксения Русанова 25 Августа, 2017, 23:54

    Согласна полностью. Всё так и есть. Только кто будет прислушиваться к мнению профессионального сообщества? Будет так, как взбредёт в голову очередному министру-временщику. Пройдут долгие годы, идею признают бредовой, систему отменят, но сколько поломанных учительских судеб, испорченных нервов повлечёт за собой это псевдоновшество. Думаю, что проблему глупых и бесчеловечных экспериментов над российской школой решит только грядущий кадровый коллапс, когда на пенсию по старости уйдёт ещё пока многочисленное учительство советской выучки. Я говорю своим ученикам: учитесь, пока есть такая возможность, будете потом учить собственных детей, так как давать им образование будет некому.

    Статус в сообществе: Конфиденциально

    На сайте: 11 месяцев

    Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Самарская область, Россия

  2. Ирина Анюхина 26 Августа, 2017, 8:33

    По 4 пункту есть еще мысли - А чем будут заниматься многочисленные институты, методические центры, всевозможные центры развития образования, если разрабатывать и писать программы, заниматься методической работой станет обязанностью учителя? Надеюсь, речь идет о их расформировании и за этот счет - повышение зарплаты педагогам? Или их основной функцией станет оценка того, стоит ли присваивать ту или иную категорию учителю?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Заместитель руководителя в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Республика Крым, Россия

  3. Наталья Смесова 26 Августа, 2017, 9:08

    А я думаю, в случае принятия этой "системы"роста" ,необходимо еще принять постановление правительства, что отныне в сутках будет 30 часов.
    Или детей из школы убрать. Другого выхода нет.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: Россия

    • Евгения Игнатова 26 Августа, 2017, 19:57

      Кропоткин П.А.: "Свобода печати, свобода собраній, неприкосновенность жилищъ и всѣ остальныя права признаются только до тѣхъ поръ, пока народъ не пользуется ими, какъ орудіемъ для борьбы съ господствующими классами. Но какъ только онъ дерзнетъ посягнуть на привилегіи буржуазіи, всѣ эти права выкидываются за бортъ."

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Краснодарский край, Россия

    • Владимир Савкун 28 Августа, 2017, 17:45
      необходимо еще принять постановление правительства, что отныне в сутках будет 30 часов.

      Если сделать часы по 45 минут, их будет даже целых 32.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

  4. Сергей Циренщиков 26 Августа, 2017, 10:07

    Согласен со всеми комментариями.
    Добавлю:
    Вместо повышения квалификации, приведения профессиональных навыков учителя в соответствие современным условиям, структуры, которые раньше назывались ИУУ (институт усовершенствования учителей - "говорящее" название) , сейчас ...Институты Развития Образования.
    Чувствуется подмена понятия?
    В сущности от работы по повышению уровня, перешли на контролирующие функции. Стали одним из структур всевозможных ...ОНО.
    Конечно это нежизнеспособно!
    Если говорить о ПОЛЬЗЕ для ШКОЛЫ.
    Но у чиновников свои представления о "пользе". Для них самое важное - РАСШИРЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ и ПОЛНОМОЧИЙ.

    ====
    Закон Х.Л.Менкена.
    ===================
    Кто может - делает. Кто не может - учит.

    Дополнение Мартина.
    =====================
    Кто не может учить - управляет.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Евгения Игнатова 26 Августа, 2017, 19:52

      ПЁТР КРОПОТКИН
      Одного только действительно производится слишком много — в тысячу раз больше, чем сколько их нужно: это — чиновников. Этих, точно, фабрикуют слишком, слишком много; только об этом товаре что-то не пишут в учёных книгах. А между тем — чем не товар! Покупай, кто хочет!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Краснодарский край, Россия

  5. Владимир Головняк 26 Августа, 2017, 13:58

    НСОТ, НСУР - понавыдумывали всякого бреда. Чтобы их дети в старости кормили, как они над нами издеваются.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 5 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Краснодарский край, Россия

  6. Сергей Кожинин 26 Августа, 2017, 14:11

    Ответ Сингапура нашему МИНОБРУ, РОСОБРНАДЗОРУ и ГД:
    Учитель в Сингапуре как драгоценный камень
    https://pedsovet.org/beta/article/ekspert-ucitel-v-singapure-kak-dragocennyj-kamen

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Тульская область, Россия

  7. Елена Бердникова 26 Августа, 2017, 16:00

    А у меня мечта - спокойно работать (честно и добросовестно), за достойную зарплату.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 4 года

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Кемеровская область, Россия

    • Галина Геннадьевна 26 Августа, 2017, 18:15
      А у меня мечта - спокойно работать (честно и добросовестно), за достойную зарплату.

      Я с такой мечтой начинала работать в далеком 1991 году...
      Впоследствии на мою голову "свалилось" ЕГЭ (я учитель математики);
      сейчас мне говорят, что учительство должно по-другому аттестовываться - к нашим дипломам НЕТ ДОВЕРИЯ!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 месяцев

      Род деятельности: Учитель старшей школы в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Россия

  8. Lessy Lessyanska 26 Августа, 2017, 23:03

    Когда я пойду в школу, то я-то как раз и буду работать в относительном спокойствии, потому что не буду орать в голос против действующей власти (как это делает основная масса присутствующих здесь коллег).
    Потому что у меня уже в этом году будет диплом нужного образца, а во-вторых, деньги для меня не проблема.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 месяцев

    Род деятельности: Студент в организации среднего профобразования

    Регион проживания: Москва, Россия

    • Галина Геннадьевна 26 Августа, 2017, 23:51
      Когда я пойду в школу, то я-то как раз и буду работать в относительном спокойствии, потому что не буду орать в голос против действующей власти (как это делает основная масса присутствующих здесь коллег).
      Потому что у меня уже в этом году будет диплом нужного образца, а во-вторых, деньги для меня не проблема.

      Вы, насколько свидетельствует Ваша анкета, будете иметь диплом (как Вы соизволили заметить "нужного образца") о среднем профессиональном образовании. Как показывает практика, специалисты с таким уровнем образования в школе чувствуют себя перед аттестациями весьма неуверенно, поэтому позвольте усомниться в Вашем намерении работать "относительно спокойно".
      Кроме того, Вы неуважительно отозвались о мнениях Ваших будущих коллег, что также свидетельствует об уровне Вашего воспитания и грядущих проблемах в общении с педагогами.
      Деньги, как Вы пишете, для Вас "не проблема" - Вы дочь миллионера, или осели в предпринимательстве?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 месяцев

      Род деятельности: Учитель старшей школы в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Россия

    • Валерий Чернухин 28 Августа, 2017, 14:40
      Когда я пойду в школу, то я-то как раз и буду работать в относительном спокойствии, потому что не буду орать в голос против действующей власти (как это делает основная масса присутствующих здесь коллег).
      Потому что у меня уже в этом году будет диплом нужного образца, а во-вторых, деньги для меня не проблема.
      Вы, насколько свидетельствует Ваша анкета, будете иметь диплом (как Вы соизволили заметить "нужного образца") о среднем профессиональном образовании. Как показывает практика, специалисты с таким уровнем образования в школе чувствуют себя перед аттестациями весьма неуверенно, поэтому позвольте усомниться в Вашем намерении работать "относительно спокойно".
      Кроме того, Вы неуважительно отозвались о мнениях Ваших будущих коллег, что также свидетельствует об уровне Вашего воспитания и грядущих проблемах в общении с педагогами.
      Деньги, как Вы пишете, для Вас "не проблема" - Вы дочь миллионера, или осели в предпринимательстве?

      По опыту многих моих знакомых учителей педучилище даёт чаще больше навыков, нежели педвуз.
      Я знал немало коллег, окончивших педучилища и мнение о них очень хорошее. В отличие от мнения о Вас, судя по Вашему посту.
      Не стОит принижать такие заведения. Они бывают довольно сильны.
      Во-вторых, сколько ни вчитывался, не увидел в словах ув. Lessy Lessyanska некоего "неуважении" или проблемами с "воспитанием". На основе Вашей выдумки подозреваю, что это больше Ваши проблемы (не хотел бы ссоры, но как раз Вы проявили невоспитанность).

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • Ксения Русанова 27 Августа, 2017, 0:10

      Вы однозначно будете работать "в относительном спокойствии", более того, это будет не относительное, а скорее всего, абсолютное спокойствие, и конформизм вам в этом поможет. Хочется верить, что вы ещё и относительно умны (это я уже о ваших будущих учениках беспокоюсь).
      Меня удивило ваше выражение "орать в голос против действующей власти". Такое презрение к мнению людей. Но мы ведь живём в свободной стране и имеем пока право голоса. Учитесь дискутировать без хамства: учителю это очень пригодится. И последнее. Почему вы так уверены, что все, кто здесь излагает свою точку зрения, нищ, убог и питается с помоек? Мне кажется, вы полны предрассудков, почерпнутых из примитивных анекдотов об учителях или из образа приснопамятной Жанны Денисовны.

      Статус в сообществе: Конфиденциально

      На сайте: 11 месяцев

      Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Татьяна Филина 27 Августа, 2017, 9:55

      Посмотрим, насколько Вас хватит.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Изабелла Гаджиева 1 Сентября, 2017, 23:48
      Когда я пойду в школу, то я-то как раз и буду работать в относительном спокойствии, потому что не буду орать в голос против действующей власти (как это делает основная масса присутствующих здесь коллег).
      Потому что у меня уже в этом году будет диплом нужного образца, а во-вторых, деньги для меня не проблема.

      И флаг вам в руки. Неплохо было бы настоящее имя писать, а не ник. Здесь же не молодежная тусовка, биткоины все равно не заработаете.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 месяцев

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Дагестан, Россия

  9. Галина Геннадьевна 27 Августа, 2017, 0:21

    Ксения, эта дама явно переоценивает свои силы (скорее всего от незнания проблемы).
    Остается только надеяться на то, что со временем наша возможная коллега изменит свое отношение и к учительству, и к проблемам материального содержания работников ОУ.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 10 месяцев

    Род деятельности: Учитель старшей школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Россия

    • Ксения Русанова 27 Августа, 2017, 13:49

      Слабо верится, что этот человек способен понять то, о чём вы пишете. Мне показалось, там дремучая нравственная глухота, щедро смешанная с высокомерием. Я не задавалась целью её в чём-то переубеждать, просто высказала своё мнение под этой статьёй на сайте. Мне такие люди, как Lessy Lessyanska, неинтересны. Продолжать дискуссию не планирую.

      Статус в сообществе: Конфиденциально

      На сайте: 11 месяцев

      Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Самарская область, Россия

  10. Наталья Гаганина 27 Августа, 2017, 5:56

    И гложет лишь один вопрос: кто этот "дар" нам преподнёс?
    И когда это кончится... Реальной помощи учителям нет, к сожалению.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Томская область, Россия

  11. Татьяна Смирнова 27 Августа, 2017, 13:03

    Согласна. Учителя последнее время часто произносят фразу "некогда работать с детьми". Она отражает одну из основных проблем современной школы.

    Статус в сообществе: Участник

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Учитель начальной школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Костромская область, Россия

  12. Lessy Lessyanska 27 Августа, 2017, 20:41

    Простите, многоуважаемые, а в какую конкретно сторону я должна изменить представление о своей будущей профессии, не подскажете? Вот смотрю я на Вас, так называемые коллеги: вроде бы Вы тут люди с опытом (и не только профессиональным), а несёте такой бред, что я смеюсь сквозь слезы! А ещё меня подбиваете... Подбиваете на что? Чтобы я что: поддерживала Ваши забастовки против действующего правительства, а потом пожинала бы соответствующие последствия такой самодеятельности причём по Вашей милости? Нет уж, извините, мне такое "творчество" не нужно! Идём далее, вот Вы, уважаемые, называете тут себя воспитанными людьми вроде, так? А сами...сами Вы ведёте себя как базарные бабы из Хацапетовки: хотите всех подогнать под одну гребенку! Да, я не такая, как Вы! Да, я уже сейчас открыла для себя дополнительные источники дохода (подрабатываю на платёжных сайтах в интернете). И я не считаю это преступлением! И да, я не понимаю... Я не понимаю: если я живу в свободной России, то почему я должна скрывать факт, что я имею дополнительные источники дохода, и притворяться нищей учительницей (только бы угодить всеобщему мнению)? Я не понимаю, почему в этом плане, я должна быть таким же нытиком как Вы тут?! Я не хочу быть вернее я не хочу ныть как все! И не хочу принимать участие ни в каких антиправительственных акциях, забастовках и т.д. Мне нафиг не нужна эта Ваша политика!


    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 месяцев

    Род деятельности: Студент в организации среднего профобразования

    Регион проживания: Москва, Россия

  13. Lessy Lessyanska 27 Августа, 2017, 21:11

    И да, кстати, граждане педагоги! Продолжая разговор на предмет того, что со временем: " я должна поменять своё представление о педагогической профессии", хочу Вам предложить креативную идею: если Вас что-то не устраивает в Вашей школе, освободите мне место! А что? Я в декабре этого года заканчиваю учёбу, получаю диплом со всеми регалиями, стандартами и так далее, хотелось бы применить свои знания на практике! Хотелось бы декорации, так сказать сменить, жирок согнать маленько! А если я в школе буду работать по своей специальности: учитель начальных классов, я и декорации сменю, и дома всё время не буду сидеть, и похудею быстро! Мне больше для собственного здоровья нужно в школе работать, чтобы снова обрести стройную и красивую фигуру! А вас... вас слишком много тут недовольных в Москве засело! А я не могу до пенсии дома сидеть - диетолог запрещает! Поэтому давайте, граждане: вперёд и с песней! Чтобы к 31-му декабря сего года все недовольные освободили мне места в московских школах (желательно в школах Восточного Измайлово)! А то ишь хотите и рыбку съесть, и в избу влезть - такой номер не прокатит! So you are welcome, ladies and gentlemen!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 месяцев

    Род деятельности: Студент в организации среднего профобразования

    Регион проживания: Москва, Россия

  14. Lessy Lessyanska 27 Августа, 2017, 21:20

    Говорю заранее: мне не надо здесь предлагать переквалифироваться на другие профили. Сами идите вагончики разгружать и двор мести! Ведь это же Вы, уважаемые коллеги, недовольны своей профессией и линией правящей партии. А меня в образовании всё устраивает! И я хочу работать только учителем начальных классов и больше никем другим! Поэтому освобождайте мне места в школе!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 месяцев

    Род деятельности: Студент в организации среднего профобразования

    Регион проживания: Москва, Россия

    • Татьяна Кознова 28 Августа, 2017, 0:16

      Девочка Lessy, хочу ответить вам, что вы во многом не правы. Я внимательно прочитала ваши комментарии и была очень удивлена вашему настрою. Абсолютно никто не хочет вас ни в чём переубеждать. Живите как хочется и как можется. Но я, училка с сорокалетним стажем, не хотела бы, чтобы меня заменили в школе такие вот учителя, как вы, с полным мусором в головушке да ещё и безграмотной (с пунктуацией у вас проблемы). Кстати, не пытайтесь обвинить меня в неправильном написании слова "вы", написанное с прописной буквы. Дело в том, что с заглавной буквы его пишут в обращении к людям, которых уважают.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Нижегородская область, Россия

    • Ксения Русанова 28 Августа, 2017, 21:03

      .

      Статус в сообществе: Конфиденциально

      На сайте: 11 месяцев

      Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Сергей Циренщиков 28 Августа, 2017, 6:50

      "Каждая женщина, которой за 40, может сказать о себе: - Какой я была дурой в 18!"

      Коллеги, это правда или нет?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Евгения Игнатова 28 Августа, 2017, 9:37

      На сегодняшний день мест в школах предостаточно, первоклассников в некоторых городах набрали по двадцать классов! Согнать жирок, сменить декорации, не сидеть все время дома и быстро похудеть как раз можно и при разгрузке вагончиков. Но если предпочитаете школу, чтобы снова обрести стройную и красивую фигуру, то добро пожаловать!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Краснодарский край, Россия

  15. Наталья Смесова 28 Августа, 2017, 7:36

    Позиция "Лесси" закономерна. Путин сказал, что мы переживаем период информационной революции. Революция это ломка. Ломка старого, того, к чему мы, коллеги, привыкли. И вот "Лесси" эта самая революционерка. Они или сметут нас ,или мы как-то встроемся в эту интернетно-компьютерную реальность.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: Россия

    • Сергей Циренщиков 28 Августа, 2017, 10:57

      "Они или сметут нас ,или мы как-то встроемся в эту интернетно-компьютерную реальность."
      ---
      А сосуществовать?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Наталья Смесова 28 Августа, 2017, 11:03
      Позиция "Лесси" закономерна. Путин сказал, что мы переживаем период информационной революции. Революция это ломка. Ломка старого, того, к чему мы, коллеги, привыкли. И вот "Лесси" эта самая революционерка. Они или сметут нас ,или мы как-то встроемся в эту интернетно-компьютерную реальность.
      "Они или сметут нас ,или мы как-то встроемся в эту интернетно-компьютерную реальность."
      ---
      А сосуществовать?

      Паралельно?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Россия

    • Виктор Рябцовский 28 Августа, 2017, 16:53

      Лесси - это не революционерка, а человек, который пока остается в в шаге от взрослой жизни. Вот придет поработает, понабивает шишки, тогда вполне вероятно изменится отношение к людям. Если еще задержится в школе, странновато вступать в полемику с сообществом будущих коллег какому-то птенцу и сразу налетать на зубров. Желаю ей удачи на практической работе и хороших учеников с добрыми родителями.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Владимир Савкун 28 Августа, 2017, 17:48

      "А сосуществовать? Паралельно?"

      Можно ортогонально, можно - последовательно. Можно даже жить: " Хорошо у нас в стране Советов - можно жить, работать можно дружно".

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

    • Ксения Русанова 28 Августа, 2017, 21:05

      -

      Статус в сообществе: Конфиденциально

      На сайте: 11 месяцев

      Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Самарская область, Россия