Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Президент РАО высказалась за синхронизацию школьных программ по истории и литературе

По ее мнению, опубликованному в интервью "Российской газете", привести в соответствие программы по истории и литературе очень сложно, но важно. И к этой работе могла бы подключиться Академия образования. 

"Было бы очень хорошо, если бы ученики сначала узнали, что такое крепостное право, каким было положение женщин, а потом бы уже говорили о "Грозе" Островского", - отметила академик. Она еще раз подчеркнула сложность задаыи, состоящей в осмыслении фактов истории и соотнесении их с литературой: "Осмысление фактов истории - особая проблема. Но ведь надо еще эти факты соотнести с литературой..."

Президент РАО вспомнила свои ученические годы в школе и учителей, которые старались согласовывать курсы истории и литературы. "У меня были прекрасные учителя. Например, Анна Ивановна Илларионова в начальной школе, 5-й и 6-й класс - Алевтина Владимировна, у которой каждый урок был спектаклем, потом русский и литературу вела замечательный педагог Ида Ильинична", - поделилась воспоминанием Вербицкая.


Автор

Педсовет

Все материалы автора

Количество подписчиков: 145

Подписаться Отписаться

Комментарии (10)

  1. Людмила Дудка 10 Января, 2017, 15:42

    Это нужное дело, потому что в последнее время программы по истории и литературе не стыкуются во временном отношении. При изучении того или иного произведения зачастую приходится объяснять ученикам и историческую обстановку того времени, и осмысление фактов истории, и т.д. Да, задача сложная, но ее необходимо решать.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Ростовская область, Россия

    • Владимир Савкун 10 Января, 2017, 19:26

      Людмила Дудка, зачастую приходится объяснять ученикам и историческую обстановку того времени, и осмысление фактов истории, и т.д.

      Неужели кто-нибудь понимает?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

  2. Валерий Чернухин 10 Января, 2017, 17:26

    "Было бы очень хорошо, если бы ученики сначала узнали, что такое крепостное право, каким было положение женщин, а потом бы уже говорили о "Грозе" "

    Неужели в "Грозе", где описывается жизнь мещан, и правда затронуто что-то заметно связанное с крепостным правом? Это что-то очень новое.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • Надежда Крючкова 10 Января, 2017, 21:00


      C вашим замечанием согласна, Валерий. Однако проблема синхронизации изучения периодов истории и фактов литературы тоже очень важна.Очень хорошо, что над этим вопросом будут работать.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Александр Марков 10 Января, 2017, 23:02
      "Было бы очень хорошо, если бы ученики сначала узнали, что такое крепостное право, каким было положение женщин, а потом бы уже говорили о "Грозе" "

      Неужели в "Грозе", где описывается жизнь мещан, и правда затронуто что-то заметно связанное с крепостным правом? Это что-то очень новое.

      C вашим замечанием согласна, Валерий. Однако проблема синхронизации изучения периодов истории и фактов литературы тоже очень важна.Очень хорошо, что над этим вопросом будут работать.



      Надуманная проблема, реальность проще и жёстче. Отсутствие знаний по истории страны и мира даже в рамках школьной программы у учителей литературы и наоборот. Отсюда на уроках литературы самые непостижимые "измышлизмы" при анализе литературных произведений.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации дополнительного образования

      Регион проживания: Пензенская область, Россия

    • Надежда Крючкова 11 Января, 2017, 0:49
      "Было бы очень хорошо, если бы ученики сначала узнали, что такое крепостное право, каким было положение женщин, а потом бы уже говорили о "Грозе" "

      Неужели в "Грозе", где описывается жизнь мещан, и правда затронуто что-то заметно связанное с крепостным правом? Это что-то очень новое.

      C вашим замечанием согласна, Валерий. Однако проблема синхронизации изучения периодов истории и фактов литературы тоже очень важна.Очень хорошо, что над этим вопросом будут работать.


      Надуманная проблема, реальность проще и жёстче. Отсутствие знаний по истории страны и мира даже в рамках школьной программы у учителей литературы и наоборот. Отсюда на уроках литературы самые непостижимые "измышлизмы" при анализе литературных произведений.


      Возможно, и такое случается , но речь идёт не об "измышлизмах" с обеих сторон, а о некоторой общей "доли" знаний по истории и литературе в пределах какой-то возрастной параллели. Недавно каким-то образом почувствовала, что есть "стык": читали "Бориса Годунова", а дети вдруг очень оживились. Оказалось, что с этой исторической эпохой знакомились недавно.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Надежда Крючкова 11 Января, 2017, 17:57
      "Было бы очень хорошо, если бы ученики сначала узнали, что такое крепостное право, каким было положение женщин, а потом бы уже говорили о "Грозе" "

      Неужели в "Грозе", где описывается жизнь мещан, и правда затронуто что-то заметно связанное с крепостным правом? Это что-то очень новое.

      C вашим замечанием согласна, Валерий. Однако проблема синхронизации изучения периодов истории и фактов литературы тоже очень важна.Очень хорошо, что над этим вопросом будут работать.


      Надуманная проблема, реальность проще и жёстче. Отсутствие знаний по истории страны и мира даже в рамках школьной программы у учителей литературы и наоборот. Отсюда на уроках литературы самые непостижимые "измышлизмы" при анализе литературных произведений.

      Возможно, и такое случается , но речь идёт не об "измышлизмах" с обеих сторон, а о некоторой общей "доли" знаний по истории и литературе в пределах какой-то возрастной параллели. Недавно каким-то образом почувствовала, что есть "стык": читали "Бориса Годунова", а дети вдруг очень оживились. Оказалось, что с этой исторической эпохой знакомились недавно.


      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Валерий Чернухин 12 Января, 2017, 14:30
      "Было бы очень хорошо, если бы ученики сначала узнали, что такое крепостное право, каким было положение женщин, а потом бы уже говорили о "Грозе" "

      Неужели в "Грозе", где описывается жизнь мещан, и правда затронуто что-то заметно связанное с крепостным правом? Это что-то очень новое.

      C вашим замечанием согласна, Валерий. Однако проблема синхронизации изучения периодов истории и фактов литературы тоже очень важна.Очень хорошо, что над этим вопросом будут работать.


      Будут ли работать? Ведь фактически О. Вербицкая ничего конкретного не сформулировала.
      Привела неудачный пример.
      Нужна ли коррекция? Вполне возможно. Но только косметическая. Серьёзной проблемы синхронизации и расхождения с курсом школьной истории все же нет.
      А вот косметическая коррекция вреда не принесёт. Но О. Вербицкая о ней молчит, формулируя очень обтекаемо и неудачно.

      1. Например, я удивлён, что даже учителя истории не замечают очевидного сходства перевода оды Горация и соответствующих произведений у Державина и Пушкина (Я памятник воздвиг...). А ведь Гораций ЦИТИРУЕТСЯ в учебнике истории.

      2. В учебниках истории отсутствует привязка к произведению "Слово о полку Игореве...", что странно и неуместно.

      3. Целый ряд исторических ньюансов в "Война и мир" отмечены ЛУЧШЕ, чем в учебниках истории, что также странно:
      - активное ведение войн Россией за рубежом в начале 19 века (около 17 войн), что просто не замечается в учебной литературе, а нападение Наполеона излагается как его "захватнические планы"
      - фактическое отсутствие народной войны крестьянами (она есть только в школьных учебниках как следствие ещё советской пропаганды).

      На мой взгляд (быть может ошибочный) все же у русских писателей 19 века жизнь крепостных отражена крайне слабо. Да, Гоголь, Щедрир, Некрасов и другие писали об этом. Верно. Но все же читая их, я не сильно много узнал о быте крестьян.
      А вот,например, о том, ЧЕМ И КАК питались крестьяне, об удивительном постоянстве голодных лет, о том, что очень часто в хлеб ОБЯЗАТЕЛЬНО добавляли лебеду, так как чисто зерновой хлеб был роскошью - об этом я не узнал из произведений классиков. А, согласитесь, совсем по другом тогда воспринимается быт крестьян.

      Правки конечно нужны. Но мне видится, что проблема все же преувеличена. И даже если что-то и делать, то об этом нужно писать конкретнее, а не на уровне странной связи "крепостные - произведение "Гроза".

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • Надежда Крючкова 13 Января, 2017, 0:21
      "Было бы очень хорошо, если бы ученики сначала узнали, что такое крепостное право, каким было положение женщин, а потом бы уже говорили о "Грозе" "

      Неужели в "Грозе", где описывается жизнь мещан, и правда затронуто что-то заметно связанное с крепостным правом? Это что-то очень новое.

      C вашим замечанием согласна, Валерий. Однако проблема синхронизации изучения периодов истории и фактов литературы тоже очень важна.Очень хорошо, что над этим вопросом будут работать.

      Будут ли работать? Ведь фактически О. Вербицкая ничего конкретного не сформулировала.
      Привела неудачный пример.
      Нужна ли коррекция? Вполне возможно. Но только косметическая. Серьёзной проблемы синхронизации и расхождения с курсом школьной истории все же нет.
      А вот косметическая коррекция вреда не принесёт. Но О. Вербицкая о ней молчит, формулируя очень обтекаемо и неудачно.

      1. Например, я удивлён, что даже учителя истории не замечают очевидного сходства перевода оды Горация и соответствующих произведений у Державина и Пушкина (Я памятник воздвиг...). А ведь Гораций ЦИТИРУЕТСЯ в учебнике истории.

      2. В учебниках истории отсутствует привязка к произведению "Слово о полку Игореве...", что странно и неуместно.

      3. Целый ряд исторических ньюансов в "Война и мир" отмечены ЛУЧШЕ, чем в учебниках истории, что также странно:
      - активное ведение войн Россией за рубежом в начале 19 века (около 17 войн), что просто не замечается в учебной литературе, а нападение Наполеона излагается как его "захватнические планы"
      - фактическое отсутствие народной войны крестьянами (она есть только в школьных учебниках как следствие ещё советской пропаганды).

      На мой взгляд (быть может ошибочный) все же у русских писателей 19 века жизнь крепостных отражена крайне слабо. Да, Гоголь, Щедрир, Некрасов и другие писали об этом. Верно. Но все же читая их, я не сильно много узнал о быте крестьян.
      А вот,например, о том, ЧЕМ И КАК питались крестьяне, об удивительном постоянстве голодных лет, о том, что очень часто в хлеб ОБЯЗАТЕЛЬНО добавляли лебеду, так как чисто зерновой хлеб был роскошью - об этом я не узнал из произведений классиков. А, согласитесь, совсем по другом тогда воспринимается быт крестьян.

      Правки конечно нужны. Но мне видится, что проблема все же преувеличена. И даже если что-то и делать, то об этом нужно писать конкретнее, а не на уровне странной связи "крепостные - произведение "Гроза".


      1. Ничего странного в этом плане не вижу: Гораций из поэтов первый, кто так глубоко копнул вокруг проблемы значимости Слова.Так глубоко, что через многие века аукнулось. Если историкам это не особенно важно, значит, их плохо учили литературе (смеюсь!)
      2. Я думаю, что один учебник к другому привязывать не стоит: историк осмысливает факты, а художник создаёт образы, и именно они есть движители СМЫСЛОВ во времени. По моему мнению, это и есть метапредметность в обучении.
      3.С Вашими утверждениями, уважаемый Валерий, спорить не буду, замечу только, что у Толстого, действительно, потрясюще сказано о народной войне. Большое авторское отступление на эту тему производит на старшеклассников огромное впечатление.Я имею в виду отрывок, где Толстой образно передаёт впечатления французского солдата, ловко и изящно владеющего шпагой, при виде мужика с дубиной, вышедшего из леса. Метафора великолепна»: эт и есть о «дубина народной войны». А дальше –дальше Тихон Щербатый, один из партизан, тот самый , который «пленных не брал». (Тут предвижу от уважаемого собеседника критику некоторых этических «ньюансов» - но, уж извините, не Россия переправила свои войска через Неман и пошла жечь чужие города и сёла…)
      4. И.С.Тургенева , считаю, незаслуженно не упомянули. Его «Записки охотника» сам император читал и, как сообщает детям наш учебник литературы, заметил однажды, что »эта книга» повлияла на принятие важного государственного документа.
      «Коррекция», «правка» - что-то я с такой терминологией не очень согласна. В цитате употреблено слово «синхронизация» как один из способов усиления взаимовлияния образовательных полей при изучении двух гуманитарных предметов: литературы и истории.Это прекрасно!
      Спасибо за диалог!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Московская область, Россия

  3. Владимир Савкун 10 Января, 2017, 19:37

    Мне повезло посмотреть "Бенефис" Островского на Таганке... - всё-таки "Гроза" - это пьеса.

    Потрясение от спектакля прекрасно гармонировало с абсолютным равнодушием ко всем героям Островского в школьные времена...

    "Ну почему - почему Гоголь не сжёг первые два тома "Мертвых душ" - ?" -вопрошала медалистка Танечка перед очередным уроком литературы...

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 лет

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: Тверская область, Россия