Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Пять педагогических правил от Булата Окуджавы

 

Спонсор рубрики «Исторические хроники» - компания «Вотум», разработчик интерактивных решений в области образования.

 

 

Мало кто знает, что знаменитый поэт и исполнитель собственных песен Булат Шалвович Окуджава на заре своей трудовой деятельности - после окончания Тбилисского государственного университета - несколько лет проработал школьным учителем. Первые полгода - в селе Высокиничи Калужской области. Оттуда - после конфликта со школьным начальством, которое закончилось судебным разбирательством (школьный директор записал ему несуществующий прогул, что в сталинские времена было чревато) - его перевели в Калугу, где Булат Шалвович прослужил учителем русского языка и литературы еще четыре года.

Если первое время работа учителя ему не нравилась категорически, то затем он втянулся, а незадолго до смерти даже признавался, что с удовольствием вел бы уроки литературы в какой-нибудь московской школе, притом совершенно бесплатно.

Не удивительно, что пока с Окуджавой проходила эта удивительная метаморфоза, он сформулировал для себя несколько педагогических правил и с успехом опробовал их.

Смех - половина результата

Один из способов, с помощью которых Окуджаве удалось снискать расположение ребят (а что в одной, что в другой школе его встретили крайне настороженно) был доброжелательный юмор. Этим юмором были насквозь пропитаны его уроки. Без обидного сарказма, чем часто грешат многие его коллеги. Можно сказать, по-приятельски.

Один из учеников Булата Шалвовича запомнил такой случай. Он опоздал на урок и оправдал себя тем, что отец, который всегда подвозил своего сына, на этот раз, прельстившись левым заработком, взял "грачей" (так в Калужской глубинке называли попутчиков) и не смог доставить сына вовремя. Тогда Окуджава, в качестве шутливого наказания, заставил его разбирать у доски предложение "Сегодня папа, чтобы заработать, посадил "грачей" и повез их в город".

Предложение было успешно разобрано под хохот одноклассников, при этом самому разбирающему тоже было смешно и нисколько не обидно. А в результате все, присутствующие на занятиях, на всю жизнь запомнили, что такое придаточное предложение цели, содержавшееся в том примере, и что его следует выделять запятыми.

Окончание урока - еще не повод разойтись

Ученики Булата Шалвовича запомнили, что его уроки литературы как бы состояли из двух частей. Первая - собственно разбор новой темы и проверка домашних заданий. То есть, урок в традиционном понимании этого слова. Но Окуджава умел уместить его не в сорок пять минут, а в полчаса. После чего начиналось самое интересное - разговоры о жизни, чтение стихов, которые Булат Шалвович в то время уже начал писать. Иногда это имело связь с темой урока, иногда не имело. В любом случае во время этой неофициальной части литературный материал привлекался активнейшим образом, но не в официальной, регламентированной форме, а в свободной, доверительной.

Окуджава даже не стеснялся спрашивать у учеников их мнение по поводу своих поэтических опытов. Они были его первыми слушателями и, больше того, первыми критиками (а критика, подчас, бывала очень жесткая). Он и в таких ситуациях вел себя не как начальник, а как добрый приятель, только старший и опытный.

Не стесняться себя

Когда новый учитель впервые вошел в класс, он первым делом крупно написал на доске свои фамилию, имя и отчество и предупредил, что запомнить их будет непросто. Он спокойно и доверительно рассказывал юным калужанам о том, что в нем сочетаются грузинская и армянская кровь, о своей жизни в Тбилиси, о различиях в грузинском и русском народах, а также в бытовом укладе разных республик.

В результате у всех школьных учителей были клички, и только Окуджаву ученики называли по имени - Булат. И только одна, особо очарованная необычным преподавателем девочка, называла его "Булочкой", да и то больше про себя.

Ваш предмет - отнюдь не самый главный

Среди учеников Булата Шалвовича числится всего лишь одна знаменитость. Но прославилась она отнюдь не в области литературы. Речь идет об известной актрисе Тамаре Семиной, сыгравшей Ирину в "Трактире на Пятницкой", мать Гавроша в фильме "Прощай, шпана Замоскворецкая", воспитательницу в фильме "Одиноким предоставляется общежитие" и еще более сотни телевизионных ролей.

С литературой у нее, кстати, не ладилось. Но Окуджава, тем не менее, относился к девочке с большой симпатией, а однажды сказал ей: "У тебя будет удивительная жизнь. Ты только верь в себя и не соглашайся на скромную судьбу".

Разумеется, она запомнила слова Булата Шалвовича на всю жизнь. Которая именно так и сложилась.

Смелость и честность - незаменимые качества

Однажды в школу прибыла комиссия. Зашла она и к Окуджаве. Тема урока - "Евгений Онегин", образ Татьяны Лариной. К доске вызывается отличница, которая старательно докладывает все, что зазубрила по учебнику. Члены комиссии довольны.

И тут тянет руку мальчик, от которого ничего хорошего ждать явно не приходится. Ему дают слово. "Татьяна Ларина была плохая," - выпалил мальчик. - "Почему?" - "Она любила одного, а жила с другим".
Пауза. Члены комиссии выжидающе смотрят на преподавателя - что он станет делать в такой ситуации?
"Садись, пять," - говорит Окуджава.

Именно так настоящие учителя и заслуживают уважение учеников.

* * *
В 1955 году Булат Шалвович оставляет преподавательскую деятельность и вплотную приступает к литературному труду. Но годы, проведенные вместе с калужскими учениками, вспоминаются с огромной теплотой - как самим учителем, так и его воспитанниками.


Автор

Алексей Митрофанов

Все материалы автора

Количество подписчиков: 10

Подписаться Отписаться

Комментарии (26)

  1. Валерий Ганузин 2 Декабря, 2017, 0:19

    "Жили мы впроголодь. Страшно совершенно. Учился я плохо. Курить начал, пить, девки появились. Московский двор, матери нет, одна бабушка в отчаянии. Я стал дома деньги поворовывать на папиросы. Связался с темными ребятами. Как я помню, у меня образцом молодого человека был московско-арбатский жулик, блатной. Сапоги в гармошку, тельняшка, пиджачок, фуражечка, челочка и фикса золотая». (Из беседы с Юрием Ростом. «Общая газета» № 17 (299) 24.04-12.05.1999.)"

    Вот вам история подтверждающая, что никогда учителя не должны "ставить крест" на, так называемых, трудных ребятах.
    Булат Окуджава
    НОВОЕ УТРО

    Не клонись-ка ты, головушка,
    от невзгод и от обид,
    мама, белая голубушка,
    утро новое горит.

    Все оно смывает начисто,
    все разглаживает вновь...
    Отступает одиночество,
    возвращается любовь.

    И сладки, как в полдень пасеки,
    как из детства голоса,
    твои руки, твои песенки,
    твои вечные глаза.
    1957
    https://www.youtube.com/watch?v=0J8AgrSC_No

    https://www.youtube.com/watch?v=eOO0d_4HO1c

    https://www.youtube.com/watch?v=qsMTO269Akg

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Ярославская область, Россия

  2. Валерий Ганузин 2 Декабря, 2017, 13:05

    А мне посчастливилось один раз, во времена студенчества, попасть на концерт, очень любимого тогда в студенческой среде, Булата Шалвовича Окуджава. Все познается через года-времена!
    Молитва.
    https://www.youtube.com/watch?v=yCnlaBJRKcE&index=2&list=RDJiY133ESCYg

    Песня о дураках.
    https://www.youtube.com/watch?v=JiY133ESCYg&list=RDJiY133ESCYg&t=23

    Если ворон в вышине - актуальна и сегодня.

    https://www.youtube.com/watch?v=iqMWrFMRwMI

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Саид Насреддинов 5 Декабря, 2017, 11:29

      "Но мне всё-таки жаль (извините, Булат, за цитату),
      Что никак мы не встретимся на перекрестках Москвы.
      Пять минут на такси, две копеечки по автомату, —
      Но — увы... Я ужасно жалею. Ужасно - не знаю, как вы."

      Мне посчастливилось встретиться со всеми троими ( в разное время), при этом встреча с Булатом состоялась сразу именно после звонка за две копейки по автомату...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 месяц

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Московская область, Россия

  3. Ксения Русанова 3 Декабря, 2017, 18:58

    Кто же знает, кого на самом деле любила Татьяна Ларина: мужа или Онегина? Это спорный вопрос.

    Статус в сообществе: Конфиденциально

    На сайте: 5 месяцев

    Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Валентина Сердюкова 3 Декабря, 2017, 21:13
      Кто же знает, кого на самом деле любила Татьяна Ларина: мужа или Онегина? Это спорный вопрос.

      Это вообще не вопрос - Любовь в школьной программе не изучается.

      Пушкин писал Жуковскому, что Натали - это его 113 любовь.

      Так что у Татьяны Лариной вполне могло случиться их десяток от встречи с Евгением до замужества, да и выходить замуж по любви в те времена было не принято - как и сейчас.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Родитель

      Регион проживания: Россия

  4. Сергей Циренщиков 4 Декабря, 2017, 7:13

    Нашли "кумира"?
    У Б.Ш. были "педагогические правила"?
    Окуджава, в первую очередь, был весьма паскудным человеком.

    Да, у него есть хорошие песни и стихи, но брать за образец для подражания человека, который всё свою жизнь ненавидел страну в которой жил, брать в пример нами же выдуманный образ, - просто глупо.

    К вопросу о истинном Окуджава:
    http://spetsialny.livejournal.com/985353.html

    «Я наслаждался этим [расстрелом Белого дома в Москве в 1993 г.]. Я терпеть не мог этих людей, и даже в таком положении никакой жалости у меня к ним совершенно не было. И может быть, когда первый выстрел прозвучал, я увидел, что это заключительный акт. Поэтому на меня слишком удручающего впечатления это не произвело." (слова Окуджавы из интервью газете «Подмосковные известия», 11.12.1993 года). После этого актёр Гостюхин пришёл к Окуджаве на концерт в Минске, сломал на глазах публики и швырнул в лицо Окуджаве его пластинки...
    “Патриотизм – чувство низменное: оно и у кошки есть”. Булат Окуджава
    "Я тоже был фашист, но только красный" - Окуджава о своём участии в войне.

    Последним стихотворением Окуджавы было поздравление Чубайса с днём рождения.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 10 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Светлана Лаврентьева 4 Декабря, 2017, 8:14

      Он не ненавидел страну, он ненавидел государственный строй. И, к счастью, не он один.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Сергей Циренщиков 4 Декабря, 2017, 9:58

      Судя по итогам референдума 1991 года о сохранении СССР
      В РСФСР 71,3% - "ЗА", против 26,4% - "ПРОТИВ"
      Вы ошибаетесь.
      Тем более что по современным исследованиям:
      "... получается, что хотят социализма (СССР «как было» + исправленный вариант» 97.1 % населения. Понятно, что это число завышено — не все привыкли четко отвечать на вопросы, и вполне возможен вариант «хочу больше один вариант, но устроит любой, ставлю две галочки»."
      Хотя это и Интернет опрос, но...

      А сам Б.Ш. был СОЗНАТЕЛЬНЫМ врагом государства.
      Из-за таких "скрытых" врагов, в частности, и расшатывался социализм.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Светлана Лаврентьева 4 Декабря, 2017, 10:23

      В чем именно, с Вашей точки зрения, я ошибаюсь? В том, что он ненавидел гос. строй СССР? Или в том, что он был такой не один?

      И это очень субъективный вопрос - отношение к гос. строю и тем, кто его ненавидел. Для Вас эти люди - "паскудные", а очень благодарна тем, кто был сознательными врагами государственного строя СССР, которые расшатали социализм.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Сергей Циренщиков 4 Декабря, 2017, 11:06

      "а очень благодарна тем, кто был сознательными врагами государственного строя СССР, которые расшатали социализм."
      ----
      Это Вы, вероятно, о себе? - Тогда пропущено "Я"...

      Но это ВАШЕ мнение.
      Я его не разделяю. Как и БОЛЬШИНСТВО населения России.

      Да, мне противна "толерантность". И что?
      Кто нибудь можете ответить - Почему в ТОЛЕРАНТНОЙ Европе всё больше "расцветает" нацизм? Может это все-таки связанные явления?

      И я убежден - именно идиотическое понимание "уважения к чужому мнению" губит образование.
      Дураку, тем более если он начальник, СЛЕДУЕТ указывать на то, что он ДУРАК.
      Родителям бездельника и лоботряса - нужно, не оглядываясь на прокуратуру, говорить всё, что у вас накопилось.
      Мы "ищем ростки хорошего" в детях, в то время как в первую очередь следует "проводить прополку" укоренившихся в этом сознании "сорняков". Другого пути просто нет. Дурное и привлекательнее и требует гораздо меньших усилий личности.

      Жизнь не так сложна, как нам пытаются её представить.
      "Одной старушке рассказали о судьбе Анны Карениной. О её терзаниях и переживаниях...
      Старушка сказала: - "Корову бы ей. А лучше две."

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

  5. Сергей Циренщиков 4 Декабря, 2017, 10:20

    P.S.
    Вообще же - это очень серьезный вопрос:
    Должно ли "меньшинство" ДИКТОВАТЬ свою волю, взгляды, пристрастия, "большинству".

    Окуджава был "либералом", а они больше всего ненавидят именно СВОЮ СТРАНУ и НАРОД!
    Высказывания либералов, к числу которых относился и Б.Ш.:
    ЧУБАЙС: "Что вы волнуетесь за этих людей? Ну, вымрет тридцать миллионов. Они не вписались в рынок. Не думайте об этом - новые вырастут" http://www.pravda.ru/politics/parties/sps/46126-3/
    ---
    ГАЙДАР: «Россия как государство русских не имеет исторической перспективы», "Ничего страшного нет в том, что часть пенсионеров вымрет, зато общество станет мобильнее".
    ---
    НОВОДВОРСКАЯ: "Русских нельзя с правами пускать в европейскую цивилизацию их положили у параши, и правильно сделали". "Жалкие, несостоятельные в духовном плане, трусливые спят у параши и никаких прав не имеют. Если таким давать права, понизится общий уровень человечества", "Апартеид - нормальная вещь". "Гражданские права существуют для людей просвещенных, сытых, благовоспитанных и уравновешенных". "Так что апартеид - это правда, а какие-то всеобщие права человека - ложь".
    "Я лично правами человека накушалась досыта. Некогда и мы (!), и ЦРУ (!), и США (!) использовали эту идею как таран для уничтожения коммунистического режима и развала СССР. Эта идея отслужила свое и хватит врать про права человека и про правозащитников".
    ---
    КОХ: "Россия никому не нужна (смеется), не нужна Россия никому (смеется), как вы не поймете! Я не понимаю, чего такого особого в России?"
    ---
    К.СОБЧАК: "Я вообще не понимаю, откуда в вас столько ненависти ко мне? Это называется "быдло". Такие вот люди называются быдлом - которые завидуют, ненавидят меня... И эта черта, кстати, свойственна именно русским, поэтому я люблю евреев".
    "Сначала 1917 год, потом сразу 1937-й. Два подряд уничтожения элиты привели к тому, что Россия стала страной генетического отребья. Я бы вообще запретила эту страну. Единственная здесь для меня отдушина – это картинные галереи. И цирк."

    Достаточно?
    А ведь это его друзья...

    И...
    "Да у него были прекрасные песни и стихи, но как сказала Ахматова:
    "Когда б вы знали, из какого сора.
    Растут стихи, не ведая стыда."
    Вот Окуджава и был этот сор, из которого росли стихи.
    Так бывает, причуда природы, талант попал в гнусного человечка. Это гений и злодейство - несовместны, а талант бывает и у негодяев. Ничего в этом нового."

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 10 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Светлана Лаврентьева 4 Декабря, 2017, 10:26

      Я бы посоветовала Вам быть посдержаней в своих оценках людей. Прошу прощения, но в такой стилистике общаться не считаю для себя возможным.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Саид Насреддинов 4 Декабря, 2017, 11:20

      На каждый роток не накинешь платок, Интернет он велик: последняя цитата принадлежит "Валерию Розанову, доктору психологии, фатуролог" - газета "Завтра."

      Мне встречались эти гадости про Булата несколько лет назад - и многие (больше одного) принимают их за чистую монету, хотя статья - это энциклопедия подлейших приёмов навешивания лапши: тут зарплату родного директора школы уточнить нельзя, а в статье упоминаются суммарные "миллионы не долларов" за диски, "вышедшие к 1985г. в США, Англии, Италии, Швеции, ФРГ, Франции, Японии".

      Вот так у них это просто - позвонил в ГосДеп и тебе тут же назвали сумму дохода...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 месяц

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Сергей Циренщиков 4 Декабря, 2017, 13:06

      Саид, Вы считаете, что известная фотография на которой Чубайс открывает бутылку, а за столом Гайдар и Окуджава - фальшивка? Приём "навешивания лапши"?
      "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты"...
      Не В.Розанов из "Завтра", а Еврипид, из Древней Греции.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Саид Насреддинов 4 Декабря, 2017, 14:43

      Сергей, на известной мне фотографии из газеты "Завтра" (40 килобайт) мужик, похожий на Чубайса, орудует ножом и вилкой, фото с открыванием бутылки я не видел.

      Лет 40 назад я видел цветной французский фильм о фотофальшивках в предвыборной борьбе - фото жены одного кандидата было вставлено в картинку группового секса.

      В фильме для проверки подлинности слайда его проектировали на экран 3*4 метра и доказать подделку не смогли - делал мастер, которого для гарантии замочили.

      Мой старший сын лет 10 назад редактировал фото кандидатов - для предвыборной рекламы - за деньги, уже тогда результаты фотошопа были фантастическими.

      Самое тяжёлое обвинение в статье - "второй сын – малоизвестный музыкант", я встречался с ним пару раз на квартире любимой певицы Игнатенко.

      Так что Еврипид абсолютно прав, хоть и древний грек.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 месяц

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Сергей Циренщиков 4 Декабря, 2017, 16:28

      Т.е. ваше кредо - Верить ни чему нельзя!
      И никому...
      И тому, что Б.Ш. написал в своей, изданной книге?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Саид Насреддинов 4 Декабря, 2017, 18:20

      Если бы Булат написал в своей, изданной книге что-нибудь интересное, Митрофанов эту книгу обязательно назвал бы - как и адрес фото с бутылкой.

      А пока мы имеем пять правил без указания источника - стандартная сервировка лапши.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 месяц

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Сергей Циренщиков 4 Декабря, 2017, 23:29

      Согласен

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Вадим Монахов 5 Декабря, 2017, 0:30
      P.S.
      Вообще же - это очень серьезный вопрос:
      Должно ли "меньшинство" ДИКТОВАТЬ свою волю, взгляды, пристрастия, "большинству".

      Окуджава был "либералом", а они больше всего ненавидят именно СВОЮ СТРАНУ и НАРОД!
      Высказывания либералов, к числу которых относился и Б.Ш.:
      ЧУБАЙС: "Что вы волнуетесь за этих людей? Ну, вымрет тридцать миллионов. Они не вписались в рынок. Не думайте об этом - новые вырастут" http://www.pravda.ru/politics/parties/sps/46126-3/
      ---
      ГАЙДАР: «Россия как государство русских не имеет исторической перспективы», "Ничего страшного нет в том, что часть пенсионеров вымрет, зато общество станет мобильнее".
      ---
      НОВОДВОРСКАЯ: "Русских нельзя с правами пускать в европейскую цивилизацию их положили у параши, и правильно сделали". "Жалкие, несостоятельные в духовном плане, трусливые спят у параши и никаких прав не имеют. Если таким давать права, понизится общий уровень человечества", "Апартеид - нормальная вещь". "Гражданские права существуют для людей просвещенных, сытых, благовоспитанных и уравновешенных". "Так что апартеид - это правда, а какие-то всеобщие права человека - ложь".
      "Я лично правами человека накушалась досыта. Некогда и мы (!), и ЦРУ (!), и США (!) использовали эту идею как таран для уничтожения коммунистического режима и развала СССР. Эта идея отслужила свое и хватит врать про права человека и про правозащитников".
      ---
      КОХ: "Россия никому не нужна (смеется), не нужна Россия никому (смеется), как вы не поймете! Я не понимаю, чего такого особого в России?"
      ---
      К.СОБЧАК: "Я вообще не понимаю, откуда в вас столько ненависти ко мне? Это называется "быдло". Такие вот люди называются быдлом - которые завидуют, ненавидят меня... И эта черта, кстати, свойственна именно русским, поэтому я люблю евреев".
      "Сначала 1917 год, потом сразу 1937-й. Два подряд уничтожения элиты привели к тому, что Россия стала страной генетического отребья. Я бы вообще запретила эту страну. Единственная здесь для меня отдушина – это картинные галереи. И цирк."

      Достаточно?
      А ведь это его друзья...

      И...
      "Да у него были прекрасные песни и стихи, но как сказала Ахматова:
      "Когда б вы знали, из какого сора.
      Растут стихи, не ведая стыда."
      Вот Окуджава и был этот сор, из которого росли стихи.
      Так бывает, причуда природы, талант попал в гнусного человечка. Это гений и злодейство - несовместны, а талант бывает и у негодяев. Ничего в этом нового."

      Я бы посоветовала Вам быть посдержаней в своих оценках людей. Прошу прощения, но в такой стилистике общаться не считаю для себя возможным.
      На каждый роток не накинешь платок, Интернет он велик: последняя цитата принадлежит "Валерию Розанову, доктору психологии, фатуролог" - газета "Завтра."

      Мне встречались эти гадости про Булата несколько лет назад - и многие (больше одного) принимают их за чистую монету, хотя статья - это энциклопедия подлейших приёмов навешивания лапши: тут зарплату родного директора школы уточнить нельзя, а в статье упоминаются суммарные "миллионы не долларов" за диски, "вышедшие к 1985г. в США, Англии, Италии, Швеции, ФРГ, Франции, Японии".

      Вот так у них это просто - позвонил в ГосДеп и тебе тут же назвали сумму дохода...
      Саид, Вы считаете, что известная фотография на которой Чубайс открывает бутылку, а за столом Гайдар и Окуджава - фальшивка? Приём "навешивания лапши"?
      "Скажи мне, кто твой друг, и я скажу тебе, кто ты"...
      Не В.Розанов из "Завтра", а Еврипид, из Древней Греции.
      Сергей, на известной мне фотографии из газеты "Завтра" (40 килобайт) мужик, похожий на Чубайса, орудует ножом и вилкой, фото с открыванием бутылки я не видел.

      Лет 40 назад я видел цветной французский фильм о фотофальшивках в предвыборной борьбе - фото жены одного кандидата было вставлено в картинку группового секса.

      В фильме для проверки подлинности слайда его проектировали на экран 3*4 метра и доказать подделку не смогли - делал мастер, которого для гарантии замочили.

      Мой старший сын лет 10 назад редактировал фото кандидатов - для предвыборной рекламы - за деньги, уже тогда результаты фотошопа были фантастическими.

      Самое тяжёлое обвинение в статье - "второй сын – малоизвестный музыкант", я встречался с ним пару раз на квартире любимой певицы Игнатенко.

      Так что Еврипид абсолютно прав, хоть и древний грек.

      Это не фейк, но всё немного не так, как это трактуют. Подробности в статье https://www.kommersant.ru/doc/2287475
      И ещё - известность, власть и деньги меняют людей. И время тоже меняет. В том числе бардов. Молодой Дольский и Дольский, заискивающий перед Горабачевым - это совсем разные люди. Молодой Макаревич и Макаревич нынешний - антиподы. Окуджава-учитель и Окуджава-бард - это тоже разные люди, не говоря про Окуджаву-знаменитость, ужинающего с Гайдаром и Чубайсом.
      Поэтому надо принимать того Окуджаву, который пробуждает в нас лучшие человеческие качества, и игнорировать того, который ведёт нас в другую сторону. И не надо делать из него ни идола, ни демона.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Саид Насреддинов 5 Декабря, 2017, 12:15

      Вадим, я не утверждал, что фото - фейк, я восхищался общей педагогической схемой статьи Розанова - неопровержимые факты, аргументы, методы, приёмы и доказательства.

      Ну выпивает Штирлиц с Борманом - ну и что? Оба - прекрасные актёры: и Визбор, и Тихонов, ведь вся жизнь - театр, люди в ней - актёры, и каждый не одну играет роль...

      Но жаль, что в этой драме коварные суфлёры, бездарные актёры - мы сами, мы с вами...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 месяц

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Сергей Циренщиков 5 Декабря, 2017, 13:19

      Разумно!
      "Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика на
      небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах
      под землею: да не поклонишися им, ни послужиши им

      Не делай себе идола, ни какого-либо изображения того,
      что на небе, вверху, и что на земле внизу, и что
      в водах под землей: не поклоняйся им и не служи им"

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Саид Насреддинов 5 Декабря, 2017, 14:24

      Я вот всё сомневаюсь ...." ни какого-либо изображения" - к иконам относится или нет?

      И "не поклоняйся им и не служи им" - это про церковным службы?

      Или это наказы только католикам? (если есть специалисты на ВИПе по Культуре).

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 месяц

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Сергей Циренщиков 5 Декабря, 2017, 18:42

      Знаете, Саид, мне это так же кажется странным....
      Но церковь, и не только РПЦ - любая!, трансформируется.
      В детстве, рядом с нами жили старообрядцы (двоедане, как их у нас называли). Я не видел у них икон.
      У моей бабушки - в переднем углу. У соседей, мы играми с их детьми и бывали в их доме - икон я не видел.
      Запомнилась чистота, какая-то лаконичность обстановки, аккуратность. Доброта. Старые книги...
      У них не было священника. Собирались группой в 12-15 человек, тихо пели...
      И городской священник, которого я лично видел пьяным в канаве.

      И современная пышность РПЦ - современного ООО = общества с очень ограниченной ответственностью.

      Только учтите, что критика РПЦ не значит что другие лучше.
      А то в нашей В/Ч была лекция и капитан долго всех убеждал, что христианство плохо.
      После лекции к нему подохли два татарина из нашей роты: - Вы, т-щ капитан всё правильно говорили. А вот ислам - это хорошая религия!
      Тот только рукой махнул...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

  6. Сергей Циренщиков 4 Декабря, 2017, 11:10

    Я уже писал что "Я не толерантен"! Т.е. НЕ ТЕРПИМ К МНЕНИЮ КОТОРОЕ СЧИТАЮ СОЗНАТЕЛЬНО ОШИБОЧНЫМ.
    Любой человек может и ошибаться и заблуждаться. В этом случае возможен и обмен мнениями...

    Но с чего ВЫ взяли, что это мои оценки?
    Здесь ТОЛЬКО ЦИТАТЫ!
    А то, что они "фигурантов" весьма наглядно характеризуют, - их собственная заслуга.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 10 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Смоленская область, Россия

  7. Валерий Ганузин 4 Декабря, 2017, 22:21

    И снова все свелось к политике. Не хотелось " заезжать на эту колею", но дам маленькую ссылку для размышления.

    "...По ложному доносу, который усугубила также имевшаяся в прошлом ссора с Лаврентием Берией, отец будущего певца был сослан в лагеря, а затем расстрелян. Спасаясь от гонений, мама Булата Окуджавы перевезла сына обратно в Москву, однако впоследствии также угодила в Карагандинский лагерь для жен изменников родины. Вернуться оттуда мужественной женщине довелось только двенадцать лет спустя..."
    Стихи НОВОЕ УТРО он посвятил своей маме, возвратившейся из Карлага.
    Не клонись-ка ты, головушка,
    от невзгод и от обид,
    мама, белая голубушка,
    утро новое горит...


    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Саид Насреддинов 5 Декабря, 2017, 11:31

      Уважаемый Валерий Михайлович!

      Разрешите не согласиться: всё свелось не к политике, а к педагогике, потому что, как я понимаю, политика – это управление государством, а педагогика – управление молодёжью и пенсионерами.

      В этом смысле интересна схема статьи Розанова: например, строчка «он в течение 8 месяцев съездил за государственный счет в Югославию, Венгрию, Францию, ФРГ, Австралию и Индонезию (там же. С. 249).» - умалчивает о том, что Булат – скорее всего - ездил с концертами зарабатывать для Страны валюту, которую должен был сдать на таможне полностью, живя на командировочные.

      Относительно миллионов «не в долларах» - Георгий Данелия упоминает о командировочных от ГосКино – три доллара в день, а в Литгазете я сам читал, что артисты Большого Театра в США жарили котлеты, зажатые между двумя утюгами, чтобы не тратиться на ресторан - в их отелях запрещено включать электроплитки. (В Свердловске вообще розеток в некоторых номерах не было, я варил яйца в стакане в коридоре, подключаясь к розетке для полотёра).

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 месяц

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Московская область, Россия