Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Пал в борьбе с российской бюрократической инквизицией

Вчера, 10 ноября, не стало Михаила Петровича Щетинина. Умер последний великий педагог-новатор советской поры, известный во всем мире создатель педагогики комплексного формирования личности. Академик Российской академии образования и директор лицея в поселке Текос в окрестностях Геленджика. Не выдержало сердце: в 75 лет, да еще после операции, нелегко пережить то, что твое детище, школа, которую ты строил с нуля и опекал последние 25 лет, закрыта  в результате абсурдных и надуманных претензий. 

Автор: Дмитрий Сотников - собственная работа, CC BY-SA 4.0, Ссылка

Вся жизнь Михаила Петровича  была непрерывной экспериментальной деятельностью. Он был в поиске путей развития гармоничной личности юношей и девушек на основе гуманистической педагогики и трудовой деятельности, которые ведут подростки параллельно с образованием.

По словам Щетинина, важнее не подготавливать ребёнка к жизни, а дать ему возможность в полной мере проживать свое детство и юность без каких-либо существенных ограничений и так приобретать знания об этом мире и опыт взаимодействия с ним.

Щетинин стоял за свободный выбор занятий учащимися как важнейший фактор, определяющий развитие личности, изучение предметов путем погружения без проведения уроков, отказ от домашних заданий, сотрудничество детей в разновозрастных группах, безоценочность, повседневную трудовую и творческую деятельность, учебно-воспитательный процесс без каникул. Эти принципы в настоящее время лежат в основе всей мировой практики альтернативного образования и в той или иной форме повторяются практически во всех передовых педагогических системах (Макаренко, Монтессори, Вальдорфской и т.д.).

Встречи с педагогами-новаторами в 80-е годы прошлого века собирали огромную аудиторию. Педагогика Щетинина была в моде.

Советское государство еще с 1970-х годов вело поиск педагогической модели «Школы Третьего Тысячелетия», и Михаил Петрович Щетинин был одним из основных и самых активных исследователей, как научный сотрудник, а потом как действительный член Академии педагогических наук СССР вел экспериментальную работу в школах нескольких регионах России и Украины. Он добился того, что учащиеся его школ осваивали программу десятилетки за 2-3 года, заканчивали ее подростками и получали затем вузовское (иногда по два) образование, были успешными в различных областях деятельности.

Конечно, не все позиции Щетинина и его педагогической системы, реализованной в Текосе, являются универсальными, и могут быть безоговорочно приняты любым человеком с критическим мышлением. Да, некоторые суждения Щетинина звучат еретически с позиций ортодоксальной педагогики. Но попытки объявить его школу сектой, не говорят ли они о принадлежности критиков к некой Инквизиции, взявшей на себя современную миссию по искоренению ересей во славу принятых догматов, осудить «ведьм» за сношения с дьволом и сжечь их? 

На своем творческом пути Щетинин неоднократно подвергался травле и шельмованию. Это началось еще в 1980-е годы, но особенно обострилась критика в 2010 году, когда на него, с одной стороны, обрушилось православное священничество за недостаточно ортодоксальные высказывания, а с другой – желтая пресса. 

Последние годы на Щетинин попал под бюрократическую машину, задача которой, как и церковников, состоит в том, чтобы не допустить инакомыслия и вольнодумства. 

В его Лицее-интернате, созданном в 1993-м году в поселке Текос, который был ассоциированной школой ЮНЕСКО, учились в последнее время 300 детей из многих стран мира. Ежегодно количество желающих учиться здесь доходил до 20 человек на одно освобождающееся место. Лицей был закрыт формально на законных основаниях, но...

На чем чиновничество поймало Щетинина? На том, что при проверках школы государством, она должна предоставлять бумаги о праве на землю и здания, в которых она находится, выданное тем же государством, но через другое оконце. При этом проблема не в том, что этого права на землю нет.  Оно есть, и это право на участок под индивидуальное жилищное строительство. Но для строительства школы можно использовать только землю, предназначенную под возведение общественных нежилых зданий. 

Михаил Петрович Щетинин – он кто такой? Он никто, хоть и академик. Он взял, и построил (вместе с детьми) школу. Но мы ведь не дали ему на это разрешение, не оформили ему для этого необходимые бумаги! Теперь давайте проверим наличие этих бумаг, а когда он не сможет их показать, школу закроем.

Щетинин всю жизнь служил государству, при котором родился и вырос. Всю жизнь он стоял за патриотизм, за национальную народную духовность, за доступность и бесплатность образования для всех. Но он ошибся. Причем жестоко. Он был честен и прям, называл вещи своими именами и не хотел обманывать и выкручиваться, искать лазейки, которое нынешнее законодательство оставляет море. Например, если бы загодя внести несколько изменений в документацию, назвать очевидные вещи по-другому, дать кому-то на лапу никто бы не подкопался под щетининский Лицей-интернат…

Да, Щетинин умер. Однако, дело его живо, мы, педагоги и учителя самых разных статусов, продолжаем работать во благо своего народа, используя принципы щетининской педагогики. Живы выпускники лицея Щетинина, коллеги, которые знали его близко. Идеи и опыт Михаила Петровича Щетинина не умрут, они станут путеводной нитью для создания школ нового типа, школ третьего тысячелетия, нами – новой сменой педагогов-новаторов, которые по всей России в последние годы создают свои авторские школы, и этих школ – тысячи.


Автор

Могилев Александр Владимирович

Все материалы автора

Количество подписчиков: 139

Подписаться Отписаться

Комментарии (21)

  1. Александр Могилев 11 Ноября, 2019, 19:41

    Это, так сказать, сокращенный и смягченный текст... А кто-то хочет увидеть полную авторскую версию?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 10 лет

    Род деятельности: Руководитель в организации высшего образования

    Регион проживания: Воронежская область, Россия

    • Александр Могилев 29 Ноября, 2019, 9:59

      Вот этот авторский текст статьи о Щетинине, авторская версия. Лучше было бы назвать ее так: "Роковая ошибка Щетинина"

      https://www.facebook.com/alexander.mogilev.1/timeline?lst=100001490752658%3A100001490752658%3A1575010007

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Руководитель в организации высшего образования

      Регион проживания: Воронежская область, Россия

  2. Сергей Циренщиков 11 Ноября, 2019, 20:41

    Я сам "по Щетинину" никогда не работал.
    Но в школе, где были реализованы некоторые из положений, как-то:
    - свободный выбор занятий учащимися;
    - погружение без проведения уроков;
    - учеба без Д/З;
    - учеба без оценивания;
    (это то, что помню)
    бывать приходилось.
    Но там самого Щетинина не было, а был бардак. самый натуральный.
    Дети желали заниматься домоводством, рисованием, физкультурой...
    Учителя ВЫЛИ!!!
    Школа напоминала городской парк в кошмаре поручика Лукаса... из "Похождений бравого солдата Швейка"...

    Через какое-то время это прикрыли.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 12 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Александр Могилев 11 Ноября, 2019, 22:00

      Это совершенно точно вы описываете, и абсолютно все ясно как 2х2.

      Детям реально НУЖНО все, как было у Щетинина, но учителям на детей ..., как это сказать прилично, пофиг, им хочется учить так, КАК ПОЛОЖЕНО в системе. Не всем, слава Богу, но ...

      Короче, те учителя, которые "выли", все, что могли, в системе Щетинина извратили и добились негативного результата и возвращения к старому.

      Но карма, она карма есть, и она вернулась к учителям. Теперь государству пофиг на учителей... и они наслаждаются достатком и почетом.

      А детям реально нужно рукоделие, рисование, физкультура, это элементарная психофизиология. А потом бы они результативно позанимались бы сложными абстрактными предметами - математикой, физикой, химией - и прошли бы школьную программу за два года...

      Надо было просто руководству той школы чуть больше мозгов.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Руководитель в организации высшего образования

      Регион проживания: Воронежская область, Россия

    • Сергей Циренщиков 11 Ноября, 2019, 22:33

      Согласен, почти...
      Но:
      1. А учителей ПОДГОТОВИЛИ к работе "по Щетинину"?
      Нет! Просто объявили, что со следующего уч.года ... Это было еще до ЕГЭ.

      2. А с чего бы это "ученику", который 9 лет занимался рисованием, лепкой, домоводством и самодеятельностью, в 10-11-м "возлюбить" математику и русский? Не говоря уже о физике, химии?
      "А потом бы они результативно позанимались бы сложными абстрактными предметами - математикой, физикой, химией - и прошли бы школьную программу за два года..."
      Вы же сами в это не верите!
      Иначе в одном предложении 2(два) раза "бы" не употребили ... (бы).

      3. Я понимаю, что пример Михайлы Ломоносова, а еще больше Ильи Муромца, греев душу и будоражит воображение "новаторов"...
      Как же: один до зрелых лет хозяйством занимался - и в академики скок!
      Другой, как своё на печи отсидел - так сразу в богатыри подался!
      33 года, однако СРОК! Сейчас за убийство меньше дают...

      Жива в народе вера в чудо... На том и стоим!

      Генерал-фельдмаршал Христофор Антонович Миних: "Россия управляется непосредственно Господом Богом. Иначе невозможно представить, как это государство до сих пор существует".

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 12 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Ксения Русанова 21 Ноября, 2019, 22:06

      Уверена, что новаторская педагогическая система держится на гениальности (или таланте) самой личности новатора-педагога, его уникальных личностных качествах и способности воплощать свои идеи в жизнь. Именно поэтому не удалось практически нигде заставить работать эти системы, как часы. А пока единственная действующая модель - это модель Яна Амоса Коменского - четвёртый век пошёл, как работает его система.

      Статус в сообществе: Конфиденциально

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Самарская область, Россия

  3. Сергей Циренщиков 11 Ноября, 2019, 22:39

    М-м-дя...
    Как сразу не обратил внимание?
    Сколько воспитанников было в лицее у Щетинина? - 300?

    А в нашей школе 1600... При проектной нагрузке - 800 и в 2 смены ...
    Работаем в 2 смены. В коридор выйти опасно - сбить могут! Как на Казанском вокзале в Москве.
    Перегруз не менее чем в 4(четыре!) раза. За перемену дети в туалет сходить не могут. Перегруз...

    20 человек на место, у нас, не претендуют.
    Выбирать-то не из кого!

    "Учим" ВСЕХ.
    Как можем и умеем.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 12 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Александр Могилев 11 Ноября, 2019, 22:51

      Действительно, есть разница между лицеем Щетинина и вашей школой. Щетинин вместе с детьми самостоятельно его построили и притянули детей со всей России и некоторых других стран. А вы... а вы ничего такого не можете в принципе и работаете по принципу бурдюка: сколько детей в вас напихают, столько и выдержите, изображая трудовой героизм.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Руководитель в организации высшего образования

      Регион проживания: Воронежская область, Россия

    • Сергей Циренщиков 12 Ноября, 2019, 6:28

      "Щетинина вместе с детьми самостоятельно его построили и притянули детей со всей России и некоторых других стран."
      Судя по фотографии... - "Корнет! Вы женщина?!"

      Вы предлагаете каждому учителю самому строить школу?
      Хотя... Это ВАША фантазия.
      "Школа была создана как эксперимент в системе среднего образования. Истоки эксперимента лежат в 80-х годах прошлого века, когда директор школы, Михаил Петрович Щетинин, занимал должность старшего сотрудника НИИ средств и методов обучения АПН СССР. Суть эксперимента состояла в создании школьного агропромышленного комплекса, при этом сочеталась учёба в первой половине дня с трудом школьников во второй половине дня."
      С официального сайта лицея.

      Сразу становится ясно, что речь не о "частной лавочке", а о эксперименте.
      Не надо путать "экскурсию" с "эмиграцией"!

      "А вы... а вы ничего такого не можете в принципе и работаете по принципу бурдюка: сколько детей в вас напихают, столько и выдержите, изображая трудовой героизм."
      Точно! Только Лицей Щетинина - ОДИН, а школ-"бурдюков" - тысячи.

      Вы, возможно, и не ставили своей целью "обидеть школы", но получилось так, как получилось.
      М.П.Щетинин был ОДИН, а школ, обычных, - тысячи.
      "Принцев мало и на всех их не хватает"...

      Что-то совсем у "научных работников" головокружение началось. Интересно с каких успехов?
      Один - русский язык "помоечным" окрестил, другой - тысячи МБОУ СШ определил как работающими "по принципу бурдюка".
      Нам что: плату за обучение ввести?
      И после уроков детей на плантации гнать? Мы, может, и "погнали", да кто ж нам даст?
      Та же "либеральная общественность" взвоет.
      А прокуратура?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 12 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

  4. Татьяна Васильева 12 Ноября, 2019, 0:37

    Современная школа - жуть. Она не учит и не "готовит к жизни". Дети в школу не хотят. Как можно узнать жизнь, сидя за партами? Нельзя так много просто сидеть, надо получать информацию разными путями, взаимодействовать, позволить меняться... Нет этого в школах. Еще это ЕГЭ...

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Россия

    • Сергей Циренщиков 12 Ноября, 2019, 6:36

      "Современная школа - жуть. Она не учит и не "готовит к жизни"."
      Вам, из ВУЗа, конечно виднее...
      Обратитесь в прокуратуру, суд, ГосДуму...

      "Дети в школу не хотят."
      Да... Вчера в каждом классе 2-3 ученика отсутствовали - грипп.
      На первый урок - опаздывают.
      Предлагаете учителям вменить в обязанность их по домам собирать?!
      Круто...

      "Как можно узнать жизнь, сидя за партами?"
      Вот абсолютно с вами согласен!!!
      Порочная картина: из детсада в школу, из школы в вуз, из вуза в школу/вуз...
      А ГДЕ ЖИЗНЬ?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 12 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

  5. Сергей Циренщиков 12 Ноября, 2019, 11:25

    P.S.
    Я ничего личного не имел ни против М.П.Щетинина, ни против его лицея.
    Но не надо путать ЭКСПЕРИМЕНТ с МАССОВОЙ школой!
    Это первое.
    И Главное!
    Вот сайт ""Приучили жить в боли". За что закрыли школу академика Щетинина"
    https://www.svoboda.org/a/30232973.html
    Единственный вопрос, который возник у меня, - "Почему не закрыли раньше?!"

    Я никогда не поверю, что лицей существовал ТОЛЬКО на "хозрасчете" + плата за обучение.
    Земля, здание лицея, хозпостройки, и т.п. - КТО СОБСТВЕННИК?
    Если лицей - спор может решить только суд.
    Но если Управление образованием? В чём смысл вопроса?
    Что эксперимент закрыли?
    Так имеют право...
    Последователи не смогли ДОКАЗАТЬ ПРАВО на существование.
    Капитализм, однако...

    Да и это (цитата из сайта):
    "Отбор и условия обучения в школе были строгими. Занятия проходили по спецпрограмме, утвержденной Щетининым. Детям не разрешали пользоваться компьютерами. Разговоры по телефону с родителями ограничивались. Употребление в пищу мяса запрещалось. Дети не получали оценок, предметы они изучали с точки зрения славянской мифологии. "Водород – это вода и род", – говорил преподаватель в фильме Натальи Бондарчук, который она снимала в школе. "Ребенок – идеальный человек. Вслушайся: "Че" – это "Отче", чистота, святость, единение мужского и женского начала. "Ло" – событие, наполненное любовью, "Ве" – проникновение в круг сил, а "К" – главенство от Бога. Зачем такому "Че-Ло-Ве-К-у" взрослый? Ребенок и сам найдет правильное в своем образе, и другого кратчайшим путем выведет к пониманию, – разъяснял основу своего воспитания Михаил Щетинин. – Уроки – это от лукавого"

    "Меня терзают смутные сомнения..."

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 12 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Смоленская область, Россия

  6. Александр Либерман 12 Ноября, 2019, 12:31

    Интересно будут ли привлекать к ответственности чиновников, которые подтолкнули человека к смерти?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: —

    • Дмитрий Комаров 12 Ноября, 2019, 13:08
      Интересно будут ли привлекать к ответственности чиновников, которые подтолкнули человека к смерти?

      Чтобы привлечь, нужно доказать взаимосвязь между сердечным приступом и закрытием школы, а также личную заинтересованность конкретных чиновников в закрытии школы.

      P.S. Но то, что пишется даже на сайте "Свободы", не укладывается ни в какие разумные рамки. Эту школу нужно было закрыть еще раньше, только на основании тех фактов, как там строилось обучение, и "внеурочная" деятельность учеников.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Сергей Циренщиков 12 Ноября, 2019, 13:13

      Дмитрий, вы абсолютно правы.
      То, что человек ведет себя "иначе", не делает его объектом подражания.
      И я не понимаю, каким образом обход класса со свечками влияет на успеваемость?
      А уж объяснение понятия "водород" - просто в ум не укладывается.
      Дичь какая-то!
      И мракобесие.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 12 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Ксения Русанова 21 Ноября, 2019, 22:11

      Скорее всего, это были уже какие-то возрастные изменения.

      Статус в сообществе: Конфиденциально

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Самарская область, Россия

  7. Валерий Ганузин 12 Ноября, 2019, 14:44

    "...которые по всей России в последние годы создают свои авторские школы, и этих школ – тысячи."
    **********************************************
    Может автор перечислит 100 из тех тысяч современных авторских школ? Или хотя бы список из 10 самых важных авторских школ, возникших за "последние годы" и чем они знаменательны для учащихся, учителей и современной России?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Ярославская область, Россия

  8. Виктор Рябцовский 12 Ноября, 2019, 18:07

    Не все авторские методики работают в исполнении других людей, у автора все получается, так как он горит как факел, а у остальных в лучшем случае только тлеющий уголек, да и тот могут засыпать и затоптать, здесь все не так однозначно. Одно точно можно сказать школа в виде класса начнет себя изживать, объединять можно учеников по уровню развития, а не по возрасту. Значит либо класс по уровню знаний и подготовки, либо нет никакого класса, так как слишком разные по уровню ученики, один в 7 классе штурмует уровень 3-го курса МИФИ(призер по России), а другой с большим трудом пытается выучить таблицу умножения(сталкивался со случаем, когда руководитель отдела с высшим образованием имел проблемы с таблицей умножения), такова жизнь. Траектория образования у каждого будет своя на любом этапе жизни, один мечтает, как сдать экзамен на 3, другой будет думать, как написать программу, которая сдаст экзамен лучше человека. Между этими двумя пропасть, как их учить вместе - дилемма. Кстати я описал реальную ситуацию из жизни школы, если не ошибаюсь около 5000 учеников не сдали ОГЭ по математике с первой попытки, в тоже время школьник 7 класса написал программу, которая решает задания из ОГЭ по математике и ни одно, пара программ - решено 3 задания, в принципе, это говорит о том, что имея доступ к программам можно сдать ОГЭ по математике образно выражаясь - "умея только читать", т.е. надо хотя бы уметь оценить задание и знать последовательность ввода параметров в программу на смартфоне или другом устройстве даже типа умных часов, а на подходе технологии распознавания речи, прочитал задание, а тебе бот в ответ продиктует решение. Жизненная практика показывает невероятные вещи: можно научить машину делать то, то могут делать 1-5% людей в лучшем случае, а научить машину иногда даже проще, чем научить любого ученика.

    Развитие и разработка библиотек на том же Python'е идет с невероятной скоростью, вышла новая книга "Глубокое обучение в биологии и медицине"(тираж 200 шт.), но исходный код к книге составляет без библиотек десятки тысяч строк, жаль только что все приходится вытаскивать чуть ли не построчно, кстати даже прочитать будет интересно любому человеку, так как раскрываются горизонты развития в современной медицине и биологии. И опять все основано на глубоком обучении. Основная библиотека DeepChem - многочисленные примеры на применение, в книге описано много интересных вещей, например, показаны основные походы к прогнозированию белковых структур, но много придется разбираться по применению исходного кода, здесь авторы оставили очень многое на читателя. Первый раз встречаю такой объем исходного кода к книге.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Предприниматель

    Регион проживания: Московская область, Россия

  9. Андрей Ростовцев 29 Ноября, 2019, 11:18

    Нескончаемая дискуссия - наверно, еще со времен "древних греков"? Какой быть школе - вопрос, конечно, будоражащий... но реальность такова, какой ее описывает Автор. Да, уважаемый Сергей Циренщиков, вы обаятельный и опытный спорщик, мгновенно срезаете своими репликами спесь оппонентов))) Но я тоже Ваш оппонент - обычные школы, я убежден, могу и аргументировать, но пропустим этот волнительный этап - обычные школы с их немыслимым давиловом должны остаться только для детей с окраин. Это не географическое понятие - я работал в московской окраинной школе (за двором простирается МКАД) и видел таких чудесных детей (в основном дети мигрантов), которые тянулись к знаниям, как М.В. Ломоносов к рыбному обозу))) не оторвать! и мои дети в одном из крупных творческих конкурсов департамента образования заняли первое место с их первой творческой работой. Работал я и в"престижных школах", в т.ч. в одной "авторской". Руководитель - ученик Давыдова-Эльконина, титпичный самодур, фанфарон и соблазнитель молодых "училок". Исключение? Очень надеюсь на это...

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации дополнительного образования

    Регион проживания: Москва, Россия

  10. Ольга Комиссарова 4 Декабря, 2019, 19:37

    Живу около Текоса, в школу к Щетинину приезжали. Но, но в школу можно попасть было в дни открытых дверей. Видели радостных детей, встречала на отдыхе ребёнка, который сам напросился в школу. Много и восторженно рассказывал про обучение, свою жизнь. Сын знакомой поступил туда в прошлом году. У детей есть право после поступления оставаться или уехать обратно. В нашем случае парень не остался. Ему просто не подошёл тот вариант обучения и обстановки. Много хорошего рассказывал, про бардак не слышала. А вот про погружение мы слушали с мужем раскрыв рот. Разбирается тема в разновозрастной группе в их случае было 2 недели.
    Много не ясного со школой всё таки остаётся, нет мнения учеников, выпускников, официальной версии закрывших школу. Но то, что школа наработала, конечно, имеет право на жизнь.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 месяц

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: Краснодарский край, Россия

  11. Олег Чаленко 13 Декабря, 2019, 1:28

    Отличные комментарии !!!
    Но интересно, есть НАУЧНОЕ описание, основанное на глубоком исследовании этой методики?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 10 лет

    Род деятельности: —

    Регион проживания: Ярославская область, Россия