Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Отпустите детей, чтобы они научились думать

Книга “Отпустите их. Как подготовить детей к взрослой жизни” - новинка в издательстве Манн, Иванов и Фербер. Автор книги, Джули Литкотт-Хеймс, рассказывает о вреде гиперопеки: о родителях, которые слишком заботятся о своих детях, и отбирают у них возможность совершать ошибки, делать самостоятельный выбор и жить свою жизнь. Преподавателям будет интересно посмотреть на мир родителей изнутри, чтобы понять, что ими движет. А заодно задуматься - а вдруг и в школе чуть больше свободы пойдёт детям на пользу?

Для знакомства с книгой мы приводим для вас отрывки из главы “Научите детей думать”.

В будущем, о котором мы мечтаем, детям нужно будет уметь думать — то есть как следует все взвешивать и самим во всем разбираться, уметь исследовать предмет, держать в уме концепции и рассуждать о них, а после этого выбирать правильный подход к решению проблемы или понимать, стоит ли соглашаться с идеей, и если да, то в какой степени. Мы не хотим, чтобы наши дети были похожи на роботов — машинально отвечали и рутинно выполняли чужие указания. Хочется вырастить людей мыслящих. Однако очень многие школы сегодня стимулируют зубрежку и пережевывание, а дома мы слишком любим командовать, защищать и держать за руку. В конце концов, мы просто слишком много думаем за наших детей и не даем им думать за себя. Рене Декарт сказал: «Я мыслю, следовательно, существую». Может быть, мешая ребенку мыслить, мы не даем ему существовать?

Как школа отучает детей думать

Дети «занимаются» школой, но не учатся, испытывая из-за этого колоссальный стресс (не положительный стресс, а вредный для психики), и заражаются настроем «любой ценой» получить нужный балл или оценку или просто сделать домашнюю работу. Это, как обнаружила Дениз Поуп, порождает эпидемию обмана. Домашние задания имеют смысл, если помогают ученику глубже погрузиться в материал и не превращаются в рутину. При этом «учителя, администраторы и родители очень часто путают строгость и нагрузку», заявила недавно Поуп.

The Foundation for Critical Thinking называет учебу ради экзаменов психологией «матери-малиновки»: ребенку в клюв кладут уже готовый интеллектуальный корм, и ему остается только проглотить. Фонд утверждает, что из-за этого дети учатся только повторять, и им будет не хватать умений применять информацию в различных ситуациях: в этом смысле знаний у них нет. Затем у детей появляется уверенность, что, если им точно не скажут, что говорить, думать и делать, сами они все равно не разберутся. Все должны решать за них. Они не любят делать что-то большее, чем повторять за родителем, учителем или учебником.

Как развивать критическое мышление

В самом базовом смысле критическое мышление — мышление как таковое. Это умение разбираться в вопросе и применять имеющиеся знания в новой ситуации. Концепция критического мышления восходит к Сократу, который со своими последователями — прежде всего Платоном — разработал особый метод диалога, с помощью вопросов и ответов позволяющий ученикам видеть обоснование своих идей и глубже понимать истинность или ложность суждений, а затем применять это знание в разных обстоятельствах.

Еще студенткой Гарварда, в 1990-х годах, я имела дело с сократовским стилем преподавания и учебы. Такой подход использует подавляющее большинство преподавателей юриспруденции, равно как и многих других дисциплин. Это проверенный практикой способ вывести человека на уровень истинного понимания вопроса, в отличие от ситуации, когда учащийся зазубривает информацию или получает готовое решение проблемы, «правильный» ответ или мнение.

Ребенок, который самостоятельно нашел решение задачи, сам понял концепцию или идею, может рассказать о причинах и особенностях вопроса, а не просто констатировать факты, и может применять то, чему он научился, в новых ситуациях.

Как помочь студентам найти свой путь

Когда я работала в Стэнфорде, каждую пятницу вечером я находила три часа, чтобы уделить по 30 минут студентам, которые хотели получить совет по учебным и личным вопросам, например выбору специализации или магистратуры, по поводу вариантов на лето или того, какими предметами и мероприятиями можно пожертвовать, чтобы получить небольшую передышку и заняться другими делами. На любой вопрос я отвечала вопросом, например: «А почему вы думаете, что должны поступить так, а не иначе?», «Как это повлияет на ваши долгосрочные планы и почему?», «Что и почему вы потеряете, если этого не сделаете?», «Как бы вы поступили, если бы могли сделать все что пожелаете, и почему?». Повторяя на разные лады это «почему», я снимала слои, окружающие вопрос студента. Это был своего рода критический диалог с постоянными вопросами — тот самый, который мы рассматривали выше в этой главе.

Несомненно, у меня было свое мнение в отношении проблем, с которыми приходили студенты, но придумывать ответы — не моя работа. Моя задача заключалась в том, чтобы с помощью правильных вопросов помочь им лучше разобраться в себе. Я пыталась обнажить ценности, на которых основаны идеи, дать почувствовать сильные стороны их личности, подсказать области, где надо поработать, понять собственные страхи и сформулировать мечты. Затем я помогала рассмотреть имеющиеся варианты в свете того, что студент о себе знает. Я учила их обосновывать свой выбор и не давала полагаться на совет авторитета (в данном случае мой) или исходить из того, что «надо» поступить так-то и так-то, потому что «все остальные так делают» или потому что «другие хотят, чтобы я так поступил»: эти аргументы часто появляются у молодых взрослых. Было приятно и интересно наблюдать, как человек раскрывается, думает, самостоятельно разбирается в проблеме.


Автор

Анна Козлова

Все материалы автора

Количество подписчиков: 0

Подписаться Отписаться

Комментарии (22)

  1. Виктор Рябцовский 13 Июня, 2017, 19:33

    Книга, которая, если судить по данной главе, поднимает важнейшие вопросы в подходах к образованию. Если бы наши учебники содержали принцип подхода Сократовского обучения через диалог и встречные вопросы, это позволило бы увеличить погружение учащихся в глубину предмета, дойти до самой сути не навязыванием из вне, а вытаскиванием из субъекта (ученика ) новых знаний, что позволяет принять их и глубже осознать концепции, которые лежат в основе. Но этого нет не только на предметах естественного цикла, но нет и в общественных науках.

    Научить самостоятельному мышлению через классическую передачу знаний гораздо сложнее, так как процесс освоения знаний идет из вне, при этом многие знания воспринимаются без критического осмысливания. Когда идет диалог типа Сократовского, то там нет вообще прямых ответов. Там царит искусство наводящих вопросов, когда от обучаемого требуются постоянные усилия самостоятельного выбора пути на каждом этапе восприятия информации. Данное направление отсутствует в преподавании не только в средней, но и в высшей школе, так как никто целенаправленно с этим в глобальном масштабе не работает.

    В педагогических университетах вероятно этому не придают значения, поэтому метод широко не применяется, а это глубочайшее заблуждение. Попробуйте не рассказать, а подвести обучаемого к осознанному восприятию через его усилия к глубокому пониманию темы, предмета или концепции. Главное отличие здесь в том, что ученик сам источник знаний, а не учитель. Это в корне меняет направление процесса познания, самостоятельное освоение имеет гораздо более высокую ценность, так как в сознании человека возникает ощущение самостоятельного познания сути предмета обсуждения.

    Метод Сократа не только не применяется, но и не получает дальнейшего развития. Одним из направлений развития данного направления являются направляющие алгоритмы, автор Михаил Арест. Суть этой методики построение подачи информации, через задания, где задание разбито на этапы и предложено не решение, а алгоритм решения и указаны альтернативные пути решения. Ученик в данном случае вынужден четко понимать выбор пути решения задания в целом и на каждом этапе. Именно здесь рождается движение в направлении успеха, достигается глубокое понимание предмета изучения, закрепляется самостоятельный подход в изучении самых глубоких нюансов самой сущности существующих методов решения заданий и поиск своего решения. Ученик имеет право на свой путь решения задания, а это главная творческая составляющая любого творческого, а главное самостоятельного освоения предмета. Здесь главная задача дать правильное направление и удержать учащегося в границах, за которыми лежит ошибочное решение, которое приводит в тупик.

    К сожалению современная школа применяет лобовую атаку на сознание учащихся и пытается навязать знания вместо метода вытаскивания знаний из самого субъекта обучения, т.е. ученик должен самостоятельно подойти к четкому пониманию и осмыслению сути объекта изучения. Подсознание человека всегда пытается противодействовать воздействию из вне, поэтому корректный путь освоения знаний лежит через включение механизмов самостоятельного осмысления, а наводящие Сократовские вопросы или направляющие посылы путем тех же направляющих алгоритмов или иных методов должны должны быть в согласии с подсознанием человека, надо убеждать, доказывать почему и предлагать человеку самому искать ответ, ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ НЕ ДАТЬ ЗНАНИЯ, ИХ МОГУТ НЕ ПРИНЯТЬ, а ПОМОЧЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ВОСПРИЯТИЮ ПУТЕМ НАПРАВЛЯЮЩИХ ДЕЙСТВИЙ.

    Посмотрите, как учителя пишут о цели своей деятельности - наша задача дать знания. Пора задуматься, а в чем же состоит задача педагога, почему мы даем устаревшие знания до нашей эры и в то же время не можем подняться на уровень понимания, что было известно философам и педагогам в древности. Технические подробности быстро устаревают, а принципы и концепции служат значительно дольше.
    Желаю Всем успехов.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 месяцев

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: Московская область, Россия

    • Владимир Савкун 15 Июня, 2017, 18:12

      Виктор, автор не утверждает, что ИХ учебники по юриспруденции имеют сократовский стиль - только то, что "Такой подход использует подавляющее большинство преподавателей юриспруденции,..." - и никаких примеров, когда студент "что-то понял".

      И никаких ссылок. Обидно...

      За пять лет на ВИПе я ни разу не встречал упоминания, чтобы кто-то из учителей - не каждую пятницу, а хотя бы раз в месяц выделял хотя бы полчаса на встречи с непонятливыми учениками. Хотя Шаталов начинал борьбу с непониманием с первого же урока. Ну несерьёзный это лозунг - "Станьте все Сократами, Макаренко и Шаталовыми!".

      Должно быть в книге что-то ЕЩЁ. Или и так сойдёт?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

  2. Валерий Ганузин 13 Июня, 2017, 22:13

    На этом сайте можно прочитать всю книгу:
    https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/otpustite-ix/

    В этом издательстве печатается много интересных книг.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Анна Литвинова 14 Июня, 2017, 5:15
      На этом сайте можно прочитать всю книгу:
      https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/otpustite-ix/

      В этом издательстве печатается много интересных книг.

      на этом сайте можно КУПИТЬ книгу, а не прочитать....

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 3 года

      Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Приморский край, Россия

    • Владимир Савкун 14 Июня, 2017, 10:45

      Конечно, сначала надо купить: не разбив яйца, не приготовить яичницу.

      Но 39 страниц начала по указанному адресу - доступны после нажатия кнопочки "полистать", и 67 страниц - по адресу https://www.litmir.me/br/?b=577907&p=10

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

    • Анна Литвинова 14 Июня, 2017, 10:48
      На этом сайте можно прочитать всю книгу:
      https://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/otpustite-ix/

      В этом издательстве печатается много интересных книг.
      на этом сайте можно КУПИТЬ книгу, а не прочитать....
      Конечно, сначала надо купить: не разбив яйца, не приготовить яичницу.

      Ну гарантий то нет, что яйцо внутри не тухлое.... А то купишь такую дрянь......

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 3 года

      Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Приморский край, Россия

    • Владимир Савкун 14 Июня, 2017, 12:31

      Яйца поштучно НЕ продаются - почему-то. Минимальная обойма - шесть штук. и ЕСЛИ кто-то на 67 страницах нашёл хоть одну мысль - прошу поделиться с таким дебилом, как я: https://www.litmir.me/br/?b=577907&p=10

      Исходный совет - "Станьте Сократом и развивайте критическое мышление" - гениален, но не для меня. И за сотню аналогичных советов я не дам ни рубля.

      Прижимистость, однако...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

    • Вадим Монахов 14 Июня, 2017, 14:48

      Владимир, а вот я в той главе, которая приведена на ВИП, обнаружил очень правильную мысль: автор задавала студентам наводящие вопросы, вместо того, чтобы давать им ответы.
      Это очень похоже на ту методику, которую я сам применяю при обучении: когда студенты выполняют практические задания по программированию, я никогда не рассказываю, что и как надо делать. Они должны принимать решения сами. А когда они отсылают отчёты по выполненной работе, при проверке я указываю им на их ошибки - но не объясняю, как их исправлять: они опять-таки должны принимать решения сами. У каждого - свои ошибки, свои проблемы в знаниях и мышлении, причём часто совершенно неожиданные. И важно, чтобы студент их осознал и научился с ними справляться.
      Но это высший пилотаж. Это нормально для Стэнфорда или физфака СПбГУ, но вряд ли подойдёт для обычного вуза или, тем более, для школы.
      Опять-таки, бегло пролистав свободно доступную часть книги, я начал её внимательно и с интересом читать. Так что не понимаю столь отрицательное отношение к книге.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Владимир Савкун 14 Июня, 2017, 17:29

      Вадим, я согласен, что метод Сократа – это высший пилотаж. Но в доступной части книги он только упомянут, поэтому я и ограничился беглым просмотром, поставив вопрос остальным посетителям.
      Этот метод я применял – с переменным успехом – от старших групп детского сада до 9 класса лучшей Гимназии в Твери. В детских садах в 70% из пяти десятков случаев ребёнки правильно называли причину, по которой плакали Дед и Баба в конце сказки про Курочку Рябу, а так как «правильно» нигде не опубликовано, меня удивляло единство самостоятельно образованных мнений в разных городах, после того, как я забраковывал появляющиеся варианты: «Яичко испачкалось», « Золотые осколки потерялись в щелях пола», "Там не оказалось Золотого цыплёнка", «Они сами хотели стать золотыми» и т.д.

      К 6-7 классу процент угадывания снижался до нуля. Так как загадок у меня было около сотни и за каждую отгадку чемпиону мысли полагалась шоколадка, в некоторых случаях ажиотаж был фантастическим – в 20 школе Твери, как оказалось, все одарённые (вожди краснокожих) были СПЕЦИАЛЬНО собраны в один четвёртый класс и я охрип на 17 минуте. Так что одарённые дети в России – ЕСТЬ, но я не встретил какого-либо изобилия игр, книг или приёмов их развития. Как и программ потраты денег на их развитие.

      К сожалению.

      А «столь отрицательное отношение к книге» - это иллюзия. Подождём положительного.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

    • Виктор Рябцовский 14 Июня, 2017, 17:51

      Игры на развитие детей пишет Михаил Арест и выкладывает в интернет, У него десятки игр с учетом детской психологии, в нем удачно сочетается ученый психолог и профессиональный математик.
      https://www.facebook.com/arest.michael\
      У него свой канал на youtube
      По моей просьбе для сына за период чуть более месяца написал управляющие алгоритмы (развитие метода Сократа) для решения заданий на олимпиадном уровне по уравнениям, неравенствам, заданий с параметрами и сокращение выражений около 200 страниц формата А4. Фантастическая производительность у человека. К сожалению школа и даже ОГЭ и ЕГЭ не требуют подобного уровня, там все гораздо проще.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 месяцев

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Московская область, Россия

  3. Дмитрий Савельев 14 Июня, 2017, 11:19

    Работая одно время в подмосковном лагере заметил такую особенность...к нам приезжали в основном школьники-активисты ученического самоуправления 14-17 лет. Когда мы с ними ходили в поход, большинство из этих ребят были абсолютно не самостоятельные (не способные организовать процесс, взять инициативу на себя, валялись "морскими котиками" на туристских ковриках). Но были две смены, когда к нам привезли ребят из колледжей в той же возрастной категории. Походы с этими ребятами были самыми организованными: они более настроены на коллективную деятельность, коммуникацию, вообщем социализированы (иногда со взрослыми больше проблем бывает). И главное отличие заключается в том, что со школьниками-активистами постоянно нянчаются, слишком много уделяют им времени, а ребята из колледжей (как их еще назвал товарищ Калина - "трудные дети") занимаются сами собой, включают свой мозг (а чем бы заняться, а чтобы сделать, а как сделать...).
    Главный тезис: мы слишком много нянчаемся со школьниками, со студентами.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 месяцев

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Россия

    • Владимир Савкун 14 Июня, 2017, 12:41

      Ну да - я сам не знал, в кого я воспитаюсь, любил вино, друзей, и анашу. Теперь чуть что, чего - за нож хватаюсь, - которого, по счастью, не ношу. Как сбитый куст я по ветру волокся, питался при дороге, помня злобу и добро. Я хорошо усвоил чувство локтя, -который мне совали под ребро... (Главный тезис: мы слишком много нянчаемся со школьниками, со студентами).

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

    • Дежурный редактор 14 Июня, 2017, 13:18
      Работая одно время в подмосковном лагере заметил такую особенность...к нам приезжали в основном школьники-активисты ученического самоуправления 14-17 лет. Когда мы с ними ходили в поход, большинство из этих ребят были абсолютно не самостоятельные (не способные организовать процесс, взять инициативу на себя, валялись "морскими котиками" на туристских ковриках). Но были две смены, когда к нам привезли ребят из колледжей в той же возрастной категории. Походы с этими ребятами были самыми организованными: они более настроены на коллективную деятельность, коммуникацию, вообщем социализированы (иногда со взрослыми больше проблем бывает). И главное отличие заключается в том, что со школьниками-активистами постоянно нянчаются, слишком много уделяют им времени, а ребята из колледжей (как их еще назвал товарищ Калина - "трудные дети") занимаются сами собой, включают свой мозг (а чем бы заняться, а чтобы сделать, а как сделать...).
      Главный тезис: мы слишком много нянчаемся со школьниками, со студентами.
      Ну да - я сам не знал, в кого я воспитаюсь, любил вино, друзей, и анашу.

      Владимир, Вам предупреждение за постоянный флуд. Соблюдайте правила комментирования!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Владимир Савкун 14 Июня, 2017, 14:44

      Ну да - стоит процитировать четыре умных строчки - сразу предупреждение.... Спасибо.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

    • Дмитрий Савельев 14 Июня, 2017, 13:18

      речь не о детях стоящих на учете, а о детях которые ушли со школы и пошли в колледж, в котором все намного жестче по отношению к учащимся.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 месяцев

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Россия

    • Владимир Савкун 14 Июня, 2017, 14:46

      А я сдуру предположил, что в рекламируемой книге есть хотя бы одна мысль.

      Приношу нижайшие извинения.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

    • Дмитрий Савельев 14 Июня, 2017, 16:53

      Я книгу не рекламирую, написал свои мысли и свой опыт педагогический на основе темы статьи.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 месяцев

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Россия

    • Владимир Савкун 14 Июня, 2017, 17:48

      Спасибо, Дмитрий - мы здесь именно для обмена опытом .... в отличие от тех 326 тысяч зарегистрировавшихся, которые опытом поделиться не торопятся. Возникает вопрос - как мера опеки школьников и студентов (что надо подправить в консерватории) - изменяет количество детей, стоящих на учёте? Почему они начинают пить и курить?

      Да и насколько жизнь в колледже по сравнению с дедовщиной в армии "намного жёстче" - тоже интересно, не так ли?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

    • Дмитрий Савельев 15 Июня, 2017, 12:15

      я бы задал другой вопрос: почему вообще люди пьют и курят? отсюда вам и ответ будет почему начинают пить и курить подростки. и это никак не связано с опекой. Есть случаи когда опекают и подросток также начинает пить и курить,а есть множество случаев когда не опекают - и человек не употребляет алкоголь и курево. Асоциальное поведение связано со средой и кругом общения.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 месяцев

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Россия

    • Владимир Савкун 15 Июня, 2017, 18:01

      ДА.
      Отсюда вытекает вопрос о ценности книги - ценой в Лабиринте 834 рубля (и электронная версия за 279) - стоит ли тратить время на текст, сочинённый юристом другой страны, на основе другой жизни и других родителей? Не затрагивающей вопросы курения, пьянства и глупости как автора, так и потенциальных читателей? На второй день после кесарева сечения повёзшей документы на детсад вместе с малышом и "мужем"?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Тверская область, Россия

    • Дмитрий Савельев 15 Июня, 2017, 18:22

      Да причем здесь книга, что вы заладили. я же вам написал...что в комментарии лишь мои мысли, никак не связанные с книгой...я ее не читал, не собираюсь читать и никому не рекламирую.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 месяцев

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Россия

    • Вадим Монахов 16 Июня, 2017, 15:03

      Владимир,
      мне книга показалась интересной и умной (естественно, читал я только открытую часть) - автор честно рассказывает об особенностях американской жизни и американских детских садов и школ. Многое из того, что она рассказывает, начинает проявляться и у нас в России. А признавать свои ошибки и глупость некоторых своих поступков - это как раз свидетельство ума и сильного характера.
      Кстати, я сам пару раз сталкивался с мамами, которые занимались гиперопёкой своих детей-студентов. Душераздирающее зрелище. Нас пока спасают патриархальные традиции российской глубинки - иначе и в России проблемы гиперопеки стали бы столь же актуальны как в США. Но симптомы этой болезни уже проявляются в виде продвижения ювенальной юстиции.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия