Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Ольга Васильева провела духовную черту между учителями и учениками

«Почему именно воспитание включил Президент В. В. Путин в стратегические задачи образования?» — первый вопрос ведущего на последнем туре конкурса «Учитель года России-2019» застал финалистов врасплох. Непросто им пришлось и дальше. В какой-то момент они выглядели, как ученики, не выучившие урока. 

Последний тур проходил вчера в Общественной палате и назывался «Публичная лекция » и «Разговор с Министром». Да, уточню, ведущий только задавал вопросы, а главным героем стала министр просвещения Ольга Юрьевна Васильева. 

Ольга Васильева на "Разговоре" с учителями вспоминала свой педагогический опыт как эталонный. Скриншот онлайн-трансляции.

Разговор — это обычно все-таки на равных, когда люди делятся мнениями. Поэтому конкурсное задание вернее было назвать «Экзамен у министра». Ольга Юрьевна прекрасно справилась с ролью строгого экзаменатора. Ведь ответы участников оценивались как правильные и неправильные. Трансляция конкурсных заданий шла онлайн, за ней следили многие сотни педагогов, и это было по сути такое всероссийское воспитательное мероприятие. Для взрослых.

Но вернемся к воспитанию детей. На вопрос про стратегические задачи, по мнению Ольги Васильевой, ближе всего к оценке «пять» ответила Лариса Гивиевна Арачашвили, учитель русского языка и литературы школы № 55 «Долина знаний» из Волгограда. Она дала ответ: «Воспитание — это то, что формирует настоящего гражданина страны. Человек может быть и умным, и образованным, но совершенно не осознающим, кто он и зачем он. Мы вступили в спокойную экономическую и социальную пору и начали понимать, что потеряли навык, который был в Советском Союзе. Это работа, за которую тебе не платят деньги, работа для удовольствия, чтобы сделать страну лучше».

Лариса Арачашвили, кстати, еще на «Публичной лекции», которая прошла до «Разговора», раскрыла секрет воспитания: ребенка надо взять за руку и вести. Правда, учитель точно должен знать, куда, как и зачем его вести. Посетовала, что учителя (по статистике, взятой из Яндекса) больше интересуются вопросами своей профессиональной деятельности, связанной с образованием, и намного меньше вопросами воспитания. Она считает, что надо воспитывать сначала учителя, тогда мы сможем воспитать детей.

Ответы других участников не устроили министра и, видимо, невольно посылая членам жюри подсказки, она заявила «ученикам»: «Так как все остальные, кроме Ларисы Гивиевны, плутали далеко в ответе на вопрос, то я хочу, чтобы каждый сказал, что такое воспитание». Ребята оказались, надо сказать, сообразительными (сказывается опыт прохождения конкурсных туров со школы, района и области): подкорректировали свои ответы в правильном направлении. Наиль Гамильжанович Мирсаитов, учитель биологии «Лицея-интерната № 2» из Казани, предложил вариант воспитания примером личности учителя. Ольга Юрьевна сразу же мягко поправила, что надо сначала понять, какие ценности прививать.
Ответы на другой вопрос — о взаимоотношениях педагогов и родителей — снова не удовлетворили министра. Даже позиция Ларисы Гивиевны, что учитель должен быть на связи 24 часа 7 дней в неделю и, коль выбрали эту профессию, то знали, куда шли, не порадовала ее. Министр потребовала четкой формулировки трех принципов по работе с родителями. Слабо отреагировав на ответы конкурсантов, она четко обозначила три правильных — обоюдное уважение, обоюдное терпение и четкость исполнения обоюдных обязательств.

Запись трансляции разговора с Министром.

Фактически вторя друг другу, все участники объявили, что главная миссия учителя — это служение обществу. Именно поэтому совершенно органично прозвучали на лекции слова Павла Евгеньевича Красновида, учителя географии «Гимназии имени Подольских курсантов» из Московской области, о том, что школа должна быть прочным фундаментом государства. Марина Александровна Зезкова, учитель французского языка Гимназии № 171 из Санкт-Петербурга, уверенно заявила, что индивид, уставившийся в гаджеты, не сможет помочь своей стране. Обществу нужны люди, которые смогут ставить и решать задачи вместе.

О каких мирских проблемах имеет право думать учитель, если на него возложена такая ответственность? 
Большинство участников конкурса «Учитель года» — люди молодые, поэтому их ошибки на разговоре с министром вполне допустимое дело. «Сейчас очень нужны педагоги-наставники», — заключила Ольга Юрьевна. Если они в возрасте и даже не очень хорошо знают свой предмет, неважно. «У них есть мощнейший выстраданный жизненный опыт, возможность научить всех вас, как общаться с учениками».

«Самое главное в отношения между учителем и учеником — внутренняя, духовная черта, — раскрыла секрет министр. - Педагог никогда не должен перейти эту черту и оступиться».

«Что бы ни говорили, что бы ни проповедовали (не было указано, кто — прим. автора), не должно быть никакого панибратства, истории „давайте с вами дружить и говорить“. Они это чувствуют и сразу садятся на голову».


Завершился конкурс «Учитель года-2019». Официальный победитель будет назван сегодня. Его назовет в Государственном Кремлевском дворце министр просвещения, учитель учителей, наставник, Ольга Юрьевна Васильева.


Автор

Наталья Березина

Все материалы автора

Количество подписчиков: 32

Подписаться Отписаться

Комментарии (17)

  1. Даниил Трофимов 4 Октября, 2019, 23:44

    Кто умеет - делает, кто не умеет - учит, а кто не умеет учить - учит учителей? На самом деле не все так плохо, могло быть и хуже.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 4 года

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Карелия, Россия

    • Валерий Ганузин 5 Октября, 2019, 13:13

      "... могло быть и хуже."
      ******************************
      Могло. А зачем делать хуже, чем есть.
      Ольга Юрьевна Васильева, наш министр, везде говорит о недопустимости заставлять педработников вести и заполнять не предусмотренные законом "бумаги". И, что.... Вот очередная нагрузка на воспитателей детсадов, за ту же зарплату, помимо листов адаптации к ДОУ, внедряют еще одну "бумагу", которую надо будет трижды в год заполнять(+++


      См.:
      " Карты развития ребенка, которые позволят воспитателям своевременно изменять учебную программу для исправления негативного сценария развития ребенка, появятся в детских садах. Об этом в субботу сообщает газета "Известия" со ссылкой на методику, разработанную Федеральным институтом развития образования (ФИРО) РАНХиГС по заказу Минпросвещения.
      "Педагог должен заполнять карту в конце сентября, когда проходит адаптационный период ребенка в детсаду, в январе и мае. Она покажет динамику развития каждого из детей и всей группы в целом."

      https://news.rambler.ru/community/42943873/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink

      И интересные комментарии на сайте этой статьи(+++ Вот один из них.
      "Н.А. Новикова
      05.10.2019 в 07:45
      1
      Не должны этим воспитатели заниматься. У них и так сил уже не хватает, группы переполнены, воспитателей не хватает, из-за этого постоянные переработки. Увеличилось количество гиперактивных и часто неадекватных детей. В семьях детьми занимаются мало, не учат самостоятельно одеваться, обслуживать себя. Няня и воспитатель замотаны. А тут еще кроме отчетов о посещаемости и постоянных проверок (вдруг котлету лишнюю выдадут) карты развития заполнять надо. Может пусть этим психологи и логопеды занимаются? И обязательно надо вернуть медсестер в детские сады. Неправильно это, что теперь по инструкции при любой царапине надо скорую вызывать. Короче, сплошной идиотизм от укрупнения. Раньше как было, если заведующая хорошая, то и садик хороший. Теперь монстр образования для удобства управления все сводит к циркулярам, отчетам и указаниям. Работа с детьми предполагает наличие души и совести, а они ни в какие инструкции не вписываются."


      Кроме того, в ДОУ течение периода адаптации, нервно-психическое развитие, психо-моторное развитие и отклонения от их оценивает врач-педиатр (кратность оценки их зависит от возраста ребенка), а при их отклонении уже давно разработаны методические рекомендации по медико-педагогической и психологической коррекции.
      ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
      Жаль, что сайт Педсовет мало внимания уделяет детям дошкольного возраста и педработникам ДОУ!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

  2. Галина Бурова 5 Октября, 2019, 6:50

    Видимо," не должно быть никакого панибратства, истории „давайте с вами дружить и говорить“. Они это чувствуют и сразу садятся на голову»" - это позиция самой г-жи Васильевой по отношению к учителям.
    С праздником, коллеги! Почувствуйте себя детьми!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Иркутская область, Россия

  3. Ольга Густова 5 Октября, 2019, 9:39

    "... О каких мирских проблемах имеет право думать учитель, если на него возложена такая ответственность?
    Это работа, за которую тебе не платят деньги, работа для удовольствия, чтобы сделать страну лучше... ».
    Ещё бы такие ответы Министру не понравились! Главный посыл - работайте за идею! Ни есть, ни пить, ни отдыхать, ни иметь свои семьи, судя по мнению высоких чиновников, учителя НЕ ДОЛЖНЫ! Они должны делать лучше страну! А страна за это вытрет об них ноги!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 месяцев

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Александр Либерман 8 Октября, 2019, 12:20

      Вы просто не поняли суть сказанного. Речь о нестяжательстве. А вот в ваших словах сплошное мещанство. Все великие империи разбились об этот айсберг мещанства, погоней за комфортом и чрезмерной сытостью. Ни о каком развитии страны и увеличении общественных благ не может быть и речи, если основная масса учителей думает о брюхе и мягком кресле для толстой опы. Гнать таких учителей нужно из школы метлой, да подальше.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: —

    • Валерий Чернухин 8 Октября, 2019, 14:39
      "... О каких мирских проблемах имеет право думать учитель, если на него возложена такая ответственность?
      Это работа, за которую тебе не платят деньги, работа для удовольствия, чтобы сделать страну лучше... ».
      Ещё бы такие ответы Министру не понравились! Главный посыл - работайте за идею! Ни есть, ни пить, ни отдыхать, ни иметь свои семьи, судя по мнению высоких чиновников, учителя НЕ ДОЛЖНЫ! Они должны делать лучше страну! А страна за это вытрет об них ноги!
      Вы просто не поняли суть сказанного. Речь о нестяжательстве. А вот в ваших словах сплошное мещанство. Все великие империи разбились об этот айсберг мещанства, погоней за комфортом и чрезмерной сытостью. Ни о каком развитии страны и увеличении общественных благ не может быть и речи, если основная масса учителей думает о брюхе и мягком кресле для толстой опы. Гнать таких учителей нужно из школы метлой, да подальше.

      Расскажите поподробнее пожалуйста, как об этот "айсберг" разбилась самая мощная экономика мира?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • Наталья Березина 9 Октября, 2019, 9:31
      "... О каких мирских проблемах имеет право думать учитель, если на него возложена такая ответственность?
      Это работа, за которую тебе не платят деньги, работа для удовольствия, чтобы сделать страну лучше... ».
      Ещё бы такие ответы Министру не понравились! Главный посыл - работайте за идею! Ни есть, ни пить, ни отдыхать, ни иметь свои семьи, судя по мнению высоких чиновников, учителя НЕ ДОЛЖНЫ! Они должны делать лучше страну! А страна за это вытрет об них ноги!
      Вы просто не поняли суть сказанного. Речь о нестяжательстве. А вот в ваших словах сплошное мещанство. Все великие империи разбились об этот айсберг мещанства, погоней за комфортом и чрезмерной сытостью. Ни о каком развитии страны и увеличении общественных благ не может быть и речи, если основная масса учителей думает о брюхе и мягком кресле для толстой опы. Гнать таких учителей нужно из школы метлой, да подальше.

      Безусловно, не должен учитель думать о брюхе. Его задача думать о том, чем он выбрал профессионально заниматься ( причем это касается всех профессий - тогда толку от всех сидящих с попами любых размеров на рабочих местах пользы будет несоизмеримо больше). И именно поэтому задача государства дать такую зарплату педагогам, чтоб мыслей о том, как дожить до следующей зарплаты, не было. Вот тогда каждый будет думать о нужном: государство о своих гражданах и их благополучии, а педагоги о том, как дать хорошие знания и как воспитать гражданина России, которая заботится о своих гражданах.

      Статус в сообществе: ВИП

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  4. Александр Марков 6 Октября, 2019, 11:31

    Браво! Лучшие))) педагоги страны продемонстрировали правило трех У - угадать, услужить, ублажить - в действии. За будущее страны можно быть спокойным.
    Такой мощнейший жизненный опыт действительно важнее, чем профессионализм. Его надо множить и распространять. "Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство" Для этого вовсе не нужно знать математику, химию, физику и биологию. Главное, чтоб прынципы были погибче за хребет помягше. Тогда и притворяться не придется, все будет выглядеть искренне и натурально.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 10 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации дополнительного образования

    Регион проживания: Пензенская область, Россия

    • Оксана Горбачева 6 Октября, 2019, 14:11
      Браво! Лучшие))) педагоги страны продемонстрировали правило трех У - угадать, услужить, ублажить - в действии. За будущее страны можно быть спокойным.
      Такой мощнейший жизненный опыт действительно важнее, чем профессионализм. Его надо множить и распространять. "Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство" Для этого вовсе не нужно знать математику, химию, физику и биологию. Главное, чтоб прынципы были погибче за хребет помягше. Тогда и притворяться не придется, все будет выглядеть искренне и натурально.

      Не лучшие, а выбранные.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Томская область, Россия

  5. Борис Шулаев 6 Октября, 2019, 16:27

    Прочитал материал, поудивлялся, самое лучшее, как всегда, в комментариях. А вот участникам "разговора" с министром хочется задать вопрос: ребята, а все-таки что же такое воспитание? Ведь никто из вас так и не ответил на этот вопрос, включая министра. Особенно позабавила речевка: "Воспитание — это то, что формирует настоящего гражданина страны. Человек может быть и умным, и образованным, но совершенно не осознающим, кто он и зачем он. Мы вступили в спокойную экономическую и социальную пору и начали понимать, что потеряли навык, который был в Советском Союзе (?). Это работа, за которую тебе не платят деньги, работа для удовольствия, чтобы сделать страну лучше». Ну раз уж не платят деньги, то и ожидать результата пока сомнительно. да и вообще можно ли говорить о воспитании, если министр проводит "духовную черту между учителями и учениками". Если вам "садятся на голову, то смените род деятельности, вот и все.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 12 лет

    Род деятельности: Руководитель в дошкольной организации

    Регион проживания: Оренбургская область, Россия

    • Наталья Березина 9 Октября, 2019, 10:45
      Прочитал материал, поудивлялся, самое лучшее, как всегда, в комментариях. А вот участникам "разговора" с министром хочется задать вопрос: ребята, а все-таки что же такое воспитание? Ведь никто из вас так и не ответил на этот вопрос, включая министра. Особенно позабавила речевка: "Воспитание — это то, что формирует настоящего гражданина страны. Человек может быть и умным, и образованным, но совершенно не осознающим, кто он и зачем он. Мы вступили в спокойную экономическую и социальную пору и начали понимать, что потеряли навык, который был в Советском Союзе (?). Это работа, за которую тебе не платят деньги, работа для удовольствия, чтобы сделать страну лучше». Ну раз уж не платят деньги, то и ожидать результата пока сомнительно. да и вообще можно ли говорить о воспитании, если министр проводит "духовную черту между учителями и учениками". Если вам "садятся на голову, то смените род деятельности, вот и все.

      Вот Ольга Юрьевна и сменила род деятельности с учителя музыки, потом истории на министра просвещения, но свой принцип не поменяла все равно)))

      Статус в сообществе: ВИП

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  6. Валерий Чернухин 6 Октября, 2019, 17:23

    Главная проблема в обсуждаемом вопросе (воспитание) для министра и для омбудсмена - декларация результатов. Тема воспитания мутная, а потому декларировать деятельность и результаты крайне тяжело. Читайте между строк растерянность и министра, и омбудсмена, которая с завидным постоянством заявляет о необходимости "воспитательной программы", но не знает какой (пусть напишут учителя).

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: Новосибирская область, Россия

  7. Татьяна Письменская 8 Октября, 2019, 4:33

    "Браво! Лучшие))) педагоги страны продемонстрировали правило трех У - угадать, услужить, ублажить - в действии. За будущее страны можно быть спокойным."

    Учитывая возрастной состав участников (в среднем 25 лет - цифра озвучена министром) - действительно, будущее страны. Хотя, вряд ли все финалисты останутся в школе. Большинство используют конкурс как трамплин в мир управленцев и чиновников. Удивительно, как умудрились собрать такой молодой состав? Педагогический стаж участников в целом и "пятнашки" особенно, - мизерный. Анализ по "пятнашке": пед.стаж от 3 лет до 10!!! В среднем - 6 лет, у большинства - от 3 лет до 7. Конкурс юниоров? Набрать результаты для участия во Всероссийском конкурсе и стать лучшим учителем года в России: и всё это за три-пять лет?
    Уроков не видела, а вот мастер-классы удосужилась. Оные оценивались иногда, кое-где, мягко говоря, в ущерб профессионализму (соглашусь с господином Марковым).

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 10 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Волгоградская область, Россия

    • Анненкова Анна 8 Октября, 2019, 15:53

      "Удивительно, как умудрились собрать такой молодой состав?"
      Очевидно, что такого рода "естественный" отбор был предусмотрен. Стажисты в школе не нужны - они работают, чтобы жить, а не живут, чтобы работать.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Россия

    • Оксана Горбачева 8 Октября, 2019, 16:26
      "Браво! Лучшие))) педагоги страны продемонстрировали правило трех У - угадать, услужить, ублажить - в действии. За будущее страны можно быть спокойным."

      Учитывая возрастной состав участников (в среднем 25 лет - цифра озвучена министром) - действительно, будущее страны. Хотя, вряд ли все финалисты останутся в школе. Большинство используют конкурс как трамплин в мир управленцев и чиновников. Удивительно, как умудрились собрать такой молодой состав? Педагогический стаж участников в целом и "пятнашки" особенно, - мизерный. Анализ по "пятнашке": пед.стаж от 3 лет до 10!!! В среднем - 6 лет, у большинства - от 3 лет до 7. Конкурс юниоров? Набрать результаты для участия во Всероссийском конкурсе и стать лучшим учителем года в России: и всё это за три-пять лет?
      Уроков не видела, а вот мастер-классы удосужилась. Оные оценивались иногда, кое-где, мягко говоря, в ущерб профессионализму (соглашусь с господином Марковым).

      В прошлом году стаж победителей был ещё меньше
      https://pedsovet.org/beta/article/ucitelem-goda-stal-pedagog-iz-cecni

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Томская область, Россия

    • Борис Шулаев 9 Октября, 2019, 14:01

      Такой состав участников собирают следуя изречению Медведева несколько лет назад. Он заключил глубокомысленно (как это он умеет, когда отливает в граните), что молодые учителя лучше понимают детей. Во!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 12 лет

      Род деятельности: Руководитель в дошкольной организации

      Регион проживания: Оренбургская область, Россия

    • Елена Ефимова 16 Октября, 2019, 21:01
      "Браво! Лучшие))) педагоги страны продемонстрировали правило трех У - угадать, услужить, ублажить - в действии. За будущее страны можно быть спокойным."

      Учитывая возрастной состав участников (в среднем 25 лет - цифра озвучена министром) - действительно, будущее страны. Хотя, вряд ли все финалисты останутся в школе. Большинство используют конкурс как трамплин в мир управленцев и чиновников. Удивительно, как умудрились собрать такой молодой состав? Педагогический стаж участников в целом и "пятнашки" особенно, - мизерный. Анализ по "пятнашке": пед.стаж от 3 лет до 10!!! В среднем - 6 лет, у большинства - от 3 лет до 7. Конкурс юниоров? Набрать результаты для участия во Всероссийском конкурсе и стать лучшим учителем года в России: и всё это за три-пять лет?
      Уроков не видела, а вот мастер-классы удосужилась. Оные оценивались иногда, кое-где, мягко говоря, в ущерб профессионализму (соглашусь с господином Марковым).
      Такой состав участников собирают следуя изречению Медведева несколько лет назад. Он заключил глубокомысленно (как это он умеет, когда отливает в граните), что молодые учителя лучше понимают детей. Во!

      Страшно далек (впрочем, как всегда) Медведев от народа)) Пришел у меня ребенок со школы и говорит: "Нда, все таки плохие учителя из этих молодых!" И хочется спросить тогда, что ж они молодые понимают?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия