- Олег Алексеевич, как отличить «липовый» конкурс от настоящего, и в каких конкурсах не стоит принимать участие?
- Помните анекдот про фальшивые елочные игрушки, которые выглядят как настоящие, только радости не приносят… «Лицо» любого конкурса – это его положение. Внимательное прочтение положения формирует достаточное представление о конкурсе, его организаторах и позволяет принять решение о своем участии (в конкурсе). Например, если в положении нет информации, позволяющей идентифицировать организаторов, это должно насторожить. Получается, что деньги заработать хотят, а кто они такие – не признаются. Если критерий отбора победителей – результат «народного» интернет-голосования, это означает, что организаторы попросту не хотят напрягаться с оцениванием качества конкурсных работ, а, следовательно, для победы в конкурсе оно (качество) будет необязательным условием… Когда реквизиты для оплаты оргвзноса высылаются индивидуально, а не размещаются доступно на сайте конкурса. Когда «стесняются» выкладывать в открытом доступе даже работы победителей. Когда победителей много. Признаков «хороших» и «плохих» конкурсов много, рецепт во всех случаях один – внимательно читать положение.
- Что, на ваш взгляд, нужно сделать, чтобы участники конкурса доверяли его организаторам?
- Открытость требований, критериев, результатов. Профессионализм жюри. Перед проведением конкурса можно организовать какие-то установочные семинары, чтобы участники до начала испытаний получили возможность вступить в диалог с организаторами и экспертами. Это поможет нивелировать недопонимание и недоверие. Если конкурс проводится дистанционно, то для обсуждения различных аспектов участия можно создать форум или блог. Насколько я знаю, есть организаторы дистанционных конкурсов, которые к этому приходят.
- Можно ли избавиться от плагиата в конкурсах?
Да, можно. Для этого нужно соблюдать одно требование – не оценивать плагиат. Никак не оценивать. Уверен – если человек «списывает», значит, он неспособен к собственному творчеству. К сожалению, в случае заочных конкурсов, когда массово присылаются какие-то методические разработки, плагиат в разных формах встречается нередко. Следовательно, экспертам жюри необходимо уметь выявлять уровень авторского вклада педагога в конкурсную разработку. «Списал» слово в слово, создал полностью свой материал – это крайние точки, между которыми встречается множество промежуточных вариантов.
- Чему научили вас конкурсы? Какой главный урок вы «вынесли»?
- Никто не
сомневается, что для победы в спортивном соревновании нужно проявить максимум
своих физических способностей. Любой спортсмен, участвуя в соревновании, должен
быть готов к тому, что этого максимума может не хватить для победы. Что даже
максимально выложившись, можно оказаться последним…
Нередко коллеги не понимают и не принимают тот факт, что для победы в
профессиональном педагогическом конкурсе требуется то же самое – полная
самоотдача в подготовке к конкурсу и участии в нем.
Многие коллеги не принимают факт своей непобеды. Люди готовы к победе, но не
знают, как пережить неудачу. При этом, не каждый способен разработать
стратегию, наметить алгоритм подготовки к конкурсу и следовать ему.
Готовясь к Всероссийскому финалу «Сердце отдаю детям» я спал по 4 часа в сутки.
Во время финала – по два часа в сутки. Я не стремился к победе, было попросту
некогда думать об таких глупостях. Цель была одна – успеть сделать все что
возможно, все, что в моих силах. В первом вопросе упоминалось о том, что в
своем блоге я проводил разбор конкурсных материалов. Это намеренно. Подобный
разбор наглядно иллюстрирует мое утверждение о том, что конкурсные материалы
нередко бывают «сырыми», недоделанными. Стоит ли удивляться, если авторы таких
материалов не побеждают?
Участие в конкурсе учить работать на пределе способностей. Только осознав
пределы способностей, можно их расширить.
Победа – это следствие. «Причина» – умение доводить начатое до конца! – Это
главный урок от конкурсного опыта.
- Что бы вы пожелали коллегам не только относительно конкурсов?
- Найти способы восстановления своих сил. Наша работа требует постоянного эмоционального напряжения. Поэтому мы, педагоги, как никто подвержены эмоциональному выгоранию. Чтобы этого не произошло, и надо уметь восстанавливаться (эмоционально). Мой способ – «завел» дачу. Чего и всем желаю.