Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

О задачах сообщества сторонников альтернативного образования

Попробую обозначить некоторые вопросы, наличие ответов на которые принципиально для развития сообщества сторонников альтернативного образования. Эти проблемы активно обсуждались как важнейшие участниками нескольких ежегодных Международных конференций по альтернативному образованию, проводимых в Санкт-Петербурге. Будучи переформулированными в задачи, они могут способствовать развитию сообщества сторонников альтернативного образования.

1. «Поддержка устойчивости»

Опыт наших ежегодных конференций и иных встреч показывает - сегодня существует и активно развивается множество различных интересных образовательных проектов, общественно-педагогических инициатив, в том числе, соорганизованных молодыми людьми. Многие из них стартуют и  по разным причинам (не всегда содержательным) затухают.

Как сообществом организовать поддержку этих инициатив, чтобы они были устойчивы?

2. «Передача традиции»

Инициируя свои проекты, молодые люди часто идут интуитивным путем, не имея соответствующих педагогических знаний и опыта. При этом в российской педагогике накоплен большой опыт эффективных педагогических практик. Важно чтобы не были забыты сделанные открытия, и новые поколения не вынуждены были их открывать заново, а могли двигаться дальше. При этом, понятно, что каждому новому поколению хочется чувствовать себя первооткрывателями и первопроходцами.

Как организовать передачу этих традиций новому поколению? (но так, чтобы не отбить у коллег желания этим заниматься)

3. «Формирование сети»

Появляющиеся в различных концах страны и мира качественные педагогические инициативы, чаще всего, выживают по одному и движутся собственными маршрутами. Это связано и с тем, что люди, конечно же, хотят реализовывать, в первую очередь, свои собственные идеи и проекты, и с тем, что много сил уходит на собственное выживание новых проектов … При этом виден интерес людей друг к другу, к родственным проектам и душам, но, чаще всего, ограничивающийся знакомством и информационным обменом… Похоже, что без формирующегося сообщества, внутренних связей выживать, а тем более влиять на окружающую  жизнь – сложно.

Как формировать и удерживать сеть таких общественно-педагогических инициатив?

4. «Массовость»

Опыт имеющихся устойчивых образовательных инициатив показывает, что он может быть доступен и другим - родителям, педагогам, детям. Возникает естественное желание сделать его более массовым. Опасение вызывает негативный опыт «широкомасштабного внедрения» чего бы то ни было, приводящий обычно к отрицательным результатам.

Нужно ли сторонникам альтернативного образования стремиться их опыт сделать массовым? И если – да – то, как это возможно сделать?

5. «Имидж»

К сожалению, для большинства населения в стране альтернативное образование остается либо просто «терра инкогнито», либо объектом стереотипных претензий и неприязни. У людей нет информации о многовариантности проектов альтернативного образования, об их достижениях и возможностях.

Негативное отношение к альтернативе в целом на уровне ценностей сказывается, в том числе, на отношении к конкретным проектам.

Каждый проект по отдельности своими силами пытается выстроить собственную политику по продвижению, информированию населения о себе. При этом чаще всего это делается в конкретной среде с родственными проектами альтернативного образования.

Но по одиночке изменить общее отношение сложно.

Могут ли быть какие–либо форматы объединения усилий в обеспечении кампании по продвижению ценностей ценностей и позитивных эффектов альтернативного образования на более широкую аудиторию?

6. «Исследования»

В большинстве своем проекты альтернативного образования создаются как экспериментальные, еще не имеющие уже отработанной образовательной программы, работают, что называется «с колес» - экспериментируя, анализируя успехи и ошибки, тут же реализуя на практике новые форматы. Вероятно это естественный способ жизни стартующих проектов альтернативного образования. Такая резко уплотненная жизнь, к тому же проводимая в ситуации необходимости финансового выживания (в том числе, экономии ресурсов, которые важно направлять на самое актуальное) чаще всего не оставляет сил на разворачивание серьезной внутренней исследовательской работы, и тем более на исследование иных проектов, проблем движения альтернативного образования в целом. Добавим здесь, что и специалистов-исследователей в этой сфере очень немного.

При этом необходимость организации исследовательской деятельности в отношении как конкретных проектов, так и всего явления в целом, существует, так как это необходимо, в том числе, для осознанного выбора дальнейших путей развития.

Каким образом в ситуации резкого дефицита средств и сил возможно решить вопрос с изучением и осмыслением происходящего в альтернативном образовании?

***

Во многом для поисков ответов на поставленные выше вопросы, мы инициировали деятельность проекта «Открытого авторского Института альтернативного образования имени Януша Корчака», посвященного изучению и поддержке гуманистических ценностей в образовании и социальной практике.

События показывают, что в обществе в целом и в отдельных его сферах (бизнес, образование, социальная политика) постепенно дискредитируются гуманистические ценности, идеи и практика личностно-ориентированного подхода. К сожалению, сейчас внимание к конкретным проблемам личности обуславливается не поддержкой ее творческого самосозидания и осознавания ответственности в этом, а желанием эффективно манипулировать ее поведением ради корпоративных и сугубо потребительских индивидуальных целей.

Мы же верим (и не просто верим, а знаем: это - реально), что вполне возможны эффективное, современное образование, успешное управление, грамотная социальная политика (практика) при условии выстраивания их на основе гуманистических ценностей, идеи уважения к человеку, сообществу, в котором мы живем.

Одно другому не мешает. Просто тот или иной стиль и смысл работы педагога, управленца, предпринимателя определяются внутренней его убежденностью, личным выбором подхода к делу и его оснащенностью соответствующими социальными, образовательными, управленческими технологиями.

Более того, мы уверены, что в долгосрочной перспективе именно ценности свободы, уважения, ориентации на самостоятельный выбор и основанные на них подход к делу и технологии обеспечивают устойчивое развитие образования, бизнеса, общества в целом.

Понятно, что весь мир сразу не переделать. И, видимо, и не нужно. Мы хотим в меру своих возможностей приложить силы к тому, чтобы становилось больше людей, для которых воплощение в практике гуманистических ценностей, идеи уважения к человеку – не абстрактная «заумь», а непростая задача напряженных, трудных, но осмысленных и радостных будней.

Убеждены, что без образовательной и иной поддержки тех педагогов (и только еще начинающих свою профессиональную жизнь, и уже имеющих опыт), кто осознает необходимость изменения своей практики работы с детьми, невозможны никакие «модернизации образования», в действительности давно уже назревшие.

Без изменения подходов в социальной практике наше общество не станет ни реально гражданским, ни социально-ориентированным.

Без возможности равнозаинтересованного диалога и взаимообогащения (в том числе, технологиями) бизнеса и образования вообще будущее нашего общества сомнительно.

Задумывая деятельность Открытого Авторского Института Альтернативного Образования имени Януша Корчака мы предлагаем коллегам-единомышленникам объединить усилия, чтобы предоставить образовательные условия всем желающим овладевать теорией и практикой гуманистического подхода в бизнесе, образовании и социальной политике, и развивать успехи этого направления в нашей жизни.

Почему - институт?

Мы планируем, что сможем общими усилиями и вести исследования в выбранной области, и оказывать образовательную поддержку (различными путями) заинтересованным людям и организациям. Это будут и образовательные программы, ориентированные на детей; и различные программы дополнительного образования, повышения квалификации для взрослых – педагогов, социальных работников, управленцев,… Таким образом, наш институт, не претендуя на право выдачи документов о первом высшем образовании, постарается, будучи организацией дополнительного образования, помочь коллегам профессионально расти в выбранном ими направлении.

Почему – открытый?

Первое время, по крайней мере, наш институт с формальной точки зрения не будет отдельным юридическим лицом. И уже позже, когда мы убедимся, что наша идея оказалась востребованной, и мы сможем найти устойчивую финансовую базу, то тогда и озаботимся специальной регистрацией отдельного юридического лица.

А пока что мы планируем развивать те исследования и те учебные программы, в которых, с одной стороны, видят необходимость и собственный интерес специалисты, объединяемые институтом, а с другой – те, на которые мы сумеем найти хотя бы минимально необходимые для общей работы ресурсы (в виде грантов, заказов, или «рыночной востребованности»). Так же убеждены, что от объединения усилий единомышленников возможен «кумулятивный» эффект, хотя бы потому, что появляется возможность той или иной поддержки друг друга за счет «внутренних источников».

Но дело, конечно, не только и не столько в формальной «институции», сколько в объединении усилий заинтересованных людей-деятелей и возможности подсоединиться к ним другим. Для нас важно, чтобы в исследовательских и образовательных программах нашего института могли принимать участие различные люди – вне зависимости от их образовательного ценза и социального статуса.

Необязательность выдачи итоговых официальных государственных бумаг также дает нам возможность свободного планирования нашей деятельности и содержания работы.

Мы надеемся, что постепенно сможем обеспечить возможность для наших потенциальных коллег-клиентов повышать свою квалификацию, удовлетворять свои образовательные запросы очень различными способами и маршрутами: и через открытые лекции и встречи; и через циклы курсов и семинаров; и через сопровождение в процессе работы и/или стажировки у интересующих специалистов; и через систему заочного обучения; и через публикации в СМИ и т.д.

Так же мы рассчитываем, что Институт станет площадкой встреч, открытой для диалога различных групп нашего общества: представителей бизнеса и социальной сферы, образования и культуры… Такой диалог давно назрел и чрезвычайно важен в сегодняшнем состоянии развития нашего общества.

Почему – авторский?

Потому что технологии – технологиями, но при личностно-ориентированном подходе важна личность не только ученика, но и Учителя. Мы планируем, что в первую очередь образовательная деятельность нашего института будет строиться на курсах, семинарах, открытых лекциях авторов – людей самостоятельно разрабатывающих свой курс, имеющих собственную практику и позицию, а не «читающих лекции» по чужим лекалам.

Кроме того, мы хотим попытаться объединить людей, хотя и близких друг другу по основным ценностям, но при этом ярких, самобытных, авторов своей «технологии» и жизни, и в этом смысле – уникальных.

Почему – альтернативное образование?

Потому что традиционное образование – и в бизнесе, и в социальной сфере, и в образовании – находится в кризисе. И по своим целям и смыслам, и по формам организации этого образования. И необходим поиск путей изменения ситуации.

Потому что и то, как мы хотим выстраивать нашу работу, и то про что мы собираемся работать – пока еще является не самым популярным, массово принятым как традиция в нашей стране, по крайней мере. И требует внимательного и бережного изучения , описания, осмысления.

С другой стороны, в европейской традиции под альтернативным образованием давно уже подразумевается образование с иными целями и смыслами, в иных, чем общепринятые, формах и способах.

Кроме того, в стране остается огромный пласт неформальной (неформатной) педагогики, требующий как минимум «проявления», осмысления, введения в оборот общественного обсуждения.

Да и сам путь к образованию не через государственный вуз, не для бумажки или сертификата, а ради самого образования, исходя из понимания «учениками» того, что им необходимо самим что-то осмыслить, изучить, чему-то научиться, с кем-то вместе поработать над собственной квалификацией – все еще необычен, альтернативен. В Скандинавии – с их системой высших народных и дневных народных школ – такой путь давно уже стал традиционным, и обеспечивает возможность реально непрерывного образования. Но не в России.

Другое понимание альтернативного образования – как негосударственного – для нас также важно. Поскольку мы уверены, что принципиальное отличие частного от государственного не в том, что одни берут деньги за обучение, а другие нет (теперь уже практически все берут). Отличие их в том, что «частное образование» может быть гораздо более личностным (по крайней мере, в смысле влияния личности основателей учебного заведения), а с другой стороны, гораздо более общественно нацеленным. В смысле общественного участия в образовании, возможности сообщества влиять на выстраивание образования своего младшего поколения в соответствие с собственными смыслами и целями.

Альтернатива – не означает борьбы со всем другим, существующим сегодня у нас в обществе и образовании. Мы не за конкуренцию – мы за взаимное дополнение. Мы за то, чтобы было РАЗНОЕ. Альтернатива означает, что мы - про другое, но со всеми кому это другое интересно мы рады сотрудничать.

Почему - Януш Корчак?

Мы предлагаем объединяться под именем Януша Корчака потому, что он был, вероятно, первым из современных деятелей образования, кто столь четко сформулировал и реализовал в социальной и педагогической практике идею уважения к ребенку (человеку вообще), важную для всех нас.

***

И еще раз – чем, как планируется,  будет заниматься такой институт?

Исследования

Поддержка и организация исследований для полноценной работы Института альтернативного образования необходима с нескольких точек зрения:

- Для описания опыта педагогов и представления его другим коллегам.

- Для формирования сообществ, включающих в себя и исследователей, изучающих ту или иную сферу педагогической деятельности и развивающих ту или иную «новационную» практику, и педагогов-практиков. Убеждены – именно в таком сообществе – исследователей и практиков становятся хорошие учителя.

 – Такая среда полезна и просто для повышения квалификации учителя (известно, что учитель, участвующий в каком-либо эксперименте по изменению учебного процесса, дает лучший результат, чем учитель, просто транслирующий чужую программу).

- Для разработки новых образовательных технологий, пособий. Это необходимо, так как направление, которое развивает Институт, еще не слишком практически проработано, требует исследовательской и апробационной части. (Заметим – Классно-Урочная Система становилась на ноги и методически оснащалась более 300 лет. Современному «новому образованию» чуть больше 100 лет. В России – и того меньше.)

- Для разработки и проведения учебных курсов – так как, опять же, дело – новое, большая часть из них требует разработки и/или адаптации.

Обучение

Длительные и краткосрочные образовательные программы (очные и дистанционные), семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, стажировки и пр.

Среди направлений образования:

  • личностно-значимое образование, его философские, психологические, педагогические основы, сравнительная педагогика, образовательный менеджмент, социокультурный и феноменологический подход в образовании,
  • образовательные технологии - гносеодрама, метод проектов, содержательная интеграция, погружение, интеркультурное учение в образовании, групповая работа, педагогическая поддержка,
  • новые специальности в образовании – тьютор, консультант, ведущий групп, учитель малой школы, менеджер социальных проектов, педагогический журналист…
  •  

Предполагается, что как сама работа института, так и организация обучения в нем строятся на постоянной взаимосвязи – практики, учения, исследований, продвижения идей, ценностей, опыта альтернативного образования.

Сопровождение

В рамках деятельности Института разрабатываются и реализуются разнообразные программы сопровождения как вновь создаваемых и уже работающих школ (и др. образовательных проектов), так и «индивидуальных» педагогов.

Сопровождение такое может быть как очным, так и дистанционным.

Дополнительным «плюсом» в программах сопровождения образовательных проектов, надеемся, будет то, что в рамках курса «лидеры образовательных инициатив», которые предполагается организовать, будут подготовлены консультанты, менеджеры, которые смогут приходить и помогать конкретным школам в решении их конкретных проблем.

Среди возможных форм такого индивидуального сопровождения - организация стажировок, ведение групп обсуждения пед. ситуаций и пр.

Общественные акции в поддержку альтернативного образования

 Открытые встречи, лекции, круглые столы, и др.

Смысловые задачи этих встреч:

  • распространение идей и ценностей альтернативного образования;
  • знакомство горожан с практическим опытом реализации «иных подходов» к образованию;
  • представление городу и людям имеющихся замечательных людей, специалистов;
  • создание возможности для встречи, диалога людей из образования с заинтересованными в развитии образования специалистами из других сфер; и встречи горожан с настоящей, живой педагогикой.

Публикации

Ежегодная международная конференция по вопросам альтернативного образования и другие образовательные пространства (каникулярные школы, конференции, учебные программы) - для детей и взрослых, находясь в которых люди будут хотя бы на время оказываться в атмосфере нормальных человеческих отношений, что позволит им верить и видеть, что такое в принципе возможно. Участвуя в жизни таких проектов, дети и взрослые смогут увидеть образ будущего (школы, общества), к приближению которого им хотелось бы приложить свои силы.

Международное сотрудничество

Работа по представлению имеющегося интересного, часто уникального опыта российских педагогов за рубежом. Для этого - поиск и отбор имеющихся текстов, их перевод, издание.

Организация международных сетевых проектов, семинаров, конференций, летних школ и др.

Поиск интересного зарубежного опыта, пособий, учебных материалов, подготовленных иностранными коллегами, перевод  их на русский язык, обеспечение свободного доступа к ним для российских педагогов.

***

И еще раз о смысле того, зачем все это нужно

Мне представляется, что тот радостный «одобрямс», которым в большой своей массе российский народ встречает инициативы по возврату в Советский Союз, во многом (не только, но значимо) связан с тем образованием, которое мы все получаем в детском саду и школе. Образование это, в серьезной степени, пронизано несвободой и отсутствием уважения, не приучает критически мыслить и инициативно действовать, кооперироваться и вместе искать способы улучшения нашей жизни.

В существенной мере это связано, на мой взгляд, с непопулярностью идей свободы и уважения личности в среде педагогов. С их незнанием иных идей и способов организации образовательного процесса, невладением соответствующими педагогическими технологиями. С тем, что часто педагоги не знакомы не только с зарубежным опытом, но и с российскими находками. С отсутствием механизмов поддержки (методической, информационной, организационно-финансовой) в их поисках и экспериментах.

Так, из поколения в поколение, передается один и тот же стиль организации жизни…

В этом смысле я убежден, что если мы хотим постепенно воспитать новую Россию, разорвать этот бесконечный круг несвободы, то начинать надо с педагогов.

Вернее так - я, конечно, понимаю, что это очень долгий путь, что кроме этого нужны и какие-то более краткосрочные меры. Но без этого «постепенного перевоспитания», уверен, все остальные меры не укоренятся. (И та легкость, с которой страна, несмотря на активные попытки перестройки последние 20-30 лет, активно возвращается в СССР - тому свидетельство.)

Я думаю, что в ближайшее время ситуация с возможностью реализации более-менее независимых инициатив в стране будет ухудшаться. Но пока существует какая-то возможность поддерживать учительство и способствовать появлению нового поколения молодых педагогов, желающих работать с детьми - это стоит делать.

В конце концов, когда-нибудь страна снова вырулит на новый виток возвращения свободы (она всегда туда выруливает - но на короткий промежуток). И чем больше будет людей, которые смогут противопоставить действенную практику прошлым методам, чем больше будет людей, которые, поддержанные нами, продолжат уже сейчас в меру своих сил пытаться школьникам предлагать иной взгляд на жизнь - тем вероятнее, что новый виток свободы будет более долгим.

То, что я написал выше, касается вроде бы только России. Но на самом деле, конечно, не только. Так или иначе, со схожими проблемами сталкиваются люди во многих странах (больше или меньше, с поправкой на социокультурную специфику), и, значит, такой проект актуален и должен быть международным.


Автор

Михаил Эпштейн

Все материалы автора

Количество подписчиков: 11

Подписаться Отписаться

Комментарии (23)

  1. Елена Мурграф 1 Марта, 2018, 13:50

    Коллеги! Просто Манифест!
    Полностью поддерживаю и готова сотрудничать.
    Е. Н. Мурграф, ecoproject-murom@yandex.ru

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Преподаватель в организации среднего профобразования

    Регион проживания: Владимирская область, Россия

  2. Александр Либерман 1 Марта, 2018, 14:40

    Страна не возвращается в СССР, просто народ наелся фантомной, фасадной, маскарадной европейской жизни которая буксует то здесь то там. Сами европейцы говорят о том, что пришли в тупик. Поэтому народ возвращается к родительским, дедовским, бабушкиным житейским канонам.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 месяцев

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: —

  3. Елена Мурграф 1 Марта, 2018, 15:03

    Михаил! Просмотрела Ваши ранние публикации - как здорово! К публикации от 21.02 оставила комментарий. Посмотрите, пожалуйста.
    Считаю важной задачей - формировать профессиональный менеджмент образования. Условия для любого типа образовательной деятельности должны создавать управленцы. А они в этом не участвуют. Управление проектом - это менеджмент. А разрабатывают, реализуют и управляют проектом - опять же педагоги. С моей точки зрения - именно здесь сейчас основная проблема отечественного образования. А проектов и инноваций в правильном направлении много. И не только формальных. Важно, чтоб проект выполнил свою миссию - изменил в отдаленной перспективе реальную ситуацию, как в нем и записано. Да только все результаты проекта затухают, т к не внедрены в управленческий уровень и не изменили надстройку. Она функционирует по-старому.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Преподаватель в организации среднего профобразования

    Регион проживания: Владимирская область, Россия

    • Михаил Эпштейн 4 Марта, 2018, 1:35

      Ну, наверное, здесь может быть несколько ответов. и все более-менее правильные :-) Во-первых, я наблюдаю, что сейчас в образовательные проекты пошли очень даже оснащенные с точки зрения менеджмента молодые люди. Что здорово! Во-вторых, да, многие педагоги - не администраторы. Но может быть желающих из них можно этому поучить? В-третьих, если есть те кто умеют - может быть можно прийти и помочь педагогам, которые не умеют. В конец конце концов это могут быть разные работы: с детьми работать, и выстраивать вокруг этого устойчивую организацию.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: —

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  4. Вадим Монахов 1 Марта, 2018, 15:28

    На "Мы же верим (и не просто верим, а знаем: это - реально), что вполне возможны эффективное, современное образование, успешное управление, грамотная социальная политика (практика) при условии выстраивания их на основе гуманистических ценностей, идеи уважения к человеку, сообществу, в котором мы живем."

    - хотелось бы конкретики. Чтобы понимать, что вы имеете в виду под эффективностью образования. Его современностью. Успешностью управления. Грамотностью социальной политики (практики) . На конкретных примерах - в России и за рубежом.

    Как можно заметить, в классно-урочной системе Коменского обеспечивалось "эффективное, современное образование, успешное управление, грамотная социальная политика (практика) при условии выстраивания их на основе гуманистических ценностей, идеи уважения к человеку, сообществу, в котором мы живем."
    Нынешняя классно-урочная система исказила эти основы. Она никоим образом не является системой Коменского, хотя и заимствовала некоторые её элементы. Вы предлагаете без анализа причин появления этих искажений и их устранения перейти на альтернативные системы.
    Альтернативным системам уже 100 лет, как вы написали. Каковы их успехи и неудачи? Почему нет единой победившей? Почему в странах, перешедших на альтернативные системы, наблюдается катастрофическое падение уровня подготовки в области физики, математики, химии?
    Может быть, сначала имеет смысл провести анализ нынешней ситуации? Я вот ничего не имею против развития альтернативных систем образования, но только при опоре на факты, показывающие преимущества перед имеющейся системой или её модификаций. Слишком высока цена экспериментов на детях.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Саид Насреддинов 1 Марта, 2018, 16:14

      Почему в странах, перешедших на альтернативные системы, наблюдается катастрофическое падение уровня подготовки в области физики, математики, химии?

      Фейнман объяснил бразильскому Министру - почему.

      И Бразильский Министр это понял!

      Когда об этом узнали в ГосДепартаменте США, там решили больше этого Фейнмана в Бразилию не посылать: "Глупец, он может вызвать только неприятности. Он не понимает всех сложностей" - и Фейнман поехал в Японию.

      И японское качество до сих пор в цене... А Фейнман - бесценен.

      http://www.e-reading.club/book.php?book=59677

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Михаил Эпштейн 4 Марта, 2018, 1:52

      Давайте сначала попробуем доказательно описать эффекты, результаты, преимущества "традиционной" , "имеющейся" системы образования. Получится?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: —

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Вадим Монахов 4 Марта, 2018, 11:19
      На "Мы же верим (и не просто верим, а знаем: это - реально), что вполне возможны эффективное, современное образование, успешное управление, грамотная социальная политика (практика) при условии выстраивания их на основе гуманистических ценностей, идеи уважения к человеку, сообществу, в котором мы живем."

      - хотелось бы конкретики. Чтобы понимать, что вы имеете в виду под эффективностью образования. Его современностью. Успешностью управления. Грамотностью социальной политики (практики) . На конкретных примерах - в России и за рубежом.

      Как можно заметить, в классно-урочной системе Коменского обеспечивалось "эффективное, современное образование, успешное управление, грамотная социальная политика (практика) при условии выстраивания их на основе гуманистических ценностей, идеи уважения к человеку, сообществу, в котором мы живем."
      Нынешняя классно-урочная система исказила эти основы. Она никоим образом не является системой Коменского, хотя и заимствовала некоторые её элементы. Вы предлагаете без анализа причин появления этих искажений и их устранения перейти на альтернативные системы.
      Альтернативным системам уже 100 лет, как вы написали. Каковы их успехи и неудачи? Почему нет единой победившей? Почему в странах, перешедших на альтернативные системы, наблюдается катастрофическое падение уровня подготовки в области физики, математики, химии?
      Может быть, сначала имеет смысл провести анализ нынешней ситуации? Я вот ничего не имею против развития альтернативных систем образования, но только при опоре на факты, показывающие преимущества перед имеющейся системой или её модификаций. Слишком высока цена экспериментов на детях.
      Давайте сначала попробуем доказательно описать эффекты, результаты, преимущества "традиционной" , "имеющейся" системы образования. Получится?

      Конечно, Михаил, получится.
      Во-первых, она много десятилетий работает в массовых условиях и уцелела даже в условиях революций, мировых войн и смен общественно-экономических формаций, а также волюнтаризма некомпетентных чиновников и постоянного недофинансирования.
      Во-вторых, она обеспечила во времена СССР лидирующие позиции страны в мире в области науки и образования, и даже сейчас обеспечивает удовлетворительный уровень, не уступающий, а во многом превышающий уровень развитых стран.
      В-третьих, у неё очень большой потенциал к улучшению, так как имеется много очевидных недостатков, которые следует исправлять.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Саид Насреддинов 4 Марта, 2018, 11:29

      "... имеется много очевидных недостатков, которые следует исправлять" - в этом месте должна быть ссылка на "список замеченных недостатков".

      Тогда было бы понятнее, почему никто НЕ стремится/кидается их исправлять.

      Нет истин, более спорных, чем очевидные.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Вадим Монахов 4 Марта, 2018, 11:34

      Пожалуйста, вот ссылка: https://pedsovet.org/beta/

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Саид Насреддинов 4 Марта, 2018, 12:20

      Спасибо, список действительно не малый ... даже значительный.

      Спасибо: не все очевидные и не всем, но на первое время - хватит, и хватит - всем.

      А может - и на второе и на третье.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Михаил Эпштейн 13 Марта, 2018, 3:20

      Я же просил доказательно... Когда мы пишем "она много десятилетий работает"... то возникает много вопросов. Во-первых, "она" - очень разная... до революции были гимназия - это одна логика, и реальные училища - уже другая... после революции около 10 лет были уже совсем иные подходы... (проекты, комплексы, бригады... ), а после второй мировой - что-то иное... что так не нравилось ни Хрущеву, который пытался сделать "ее" ближе к жизни , ни "космически-атомным академикам", которые зачем-то инициировали физ-мат школы... Зачем бы это им понадобилось, если все было так хорошо... Про кто обеспечил лидирующие позиции и в чем... Лидирующие позиции были обеспечены в военной и около-военной сфере... Которую во многом сначала поднимали выпускники "довоенной школы" (как раз выпускники гимназий и "революционной школы" 20-х), и которым создавались "спец. условия" - сначала в "шарашках", а потом "в ящиках". А потом то вот для поддержки этой сферы понадобились "спец.школы", в которых учились совсем не "все", а лишь некоторые, талантливые, отобранные из многих... Ну вобщем не массовая школа... А как быть со всеми? Да и потом нельзя сказать, что ею всегда были все довольны и лишь сейчас вот "якобы заговорили об обновлении"... Я более менее осознано могу относиться к происходившему в образовании где-то года с 1977-78... И могут привести целый ряд свидетельств постоянной критики происходящего в массовой школе и попыток ее изменить , перестроить ... И эти "некоторые недостатки" при ближайшем рассмотрении оказываются базовыми проблемами ... Без решения которых системно не изменить, а решение которых приводит как раз к принципиальным изменениям...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: —

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Вадим Монахов 13 Марта, 2018, 4:44
      На "Мы же верим (и не просто верим, а знаем: это - реально), что вполне возможны эффективное, современное образование, успешное управление, грамотная социальная политика (практика) при условии выстраивания их на основе гуманистических ценностей, идеи уважения к человеку, сообществу, в котором мы живем."

      - хотелось бы конкретики. Чтобы понимать, что вы имеете в виду под эффективностью образования. Его современностью. Успешностью управления. Грамотностью социальной политики (практики) . На конкретных примерах - в России и за рубежом.

      Как можно заметить, в классно-урочной системе Коменского обеспечивалось "эффективное, современное образование, успешное управление, грамотная социальная политика (практика) при условии выстраивания их на основе гуманистических ценностей, идеи уважения к человеку, сообществу, в котором мы живем."
      Нынешняя классно-урочная система исказила эти основы. Она никоим образом не является системой Коменского, хотя и заимствовала некоторые её элементы. Вы предлагаете без анализа причин появления этих искажений и их устранения перейти на альтернативные системы.
      Альтернативным системам уже 100 лет, как вы написали. Каковы их успехи и неудачи? Почему нет единой победившей? Почему в странах, перешедших на альтернативные системы, наблюдается катастрофическое падение уровня подготовки в области физики, математики, химии?
      Может быть, сначала имеет смысл провести анализ нынешней ситуации? Я вот ничего не имею против развития альтернативных систем образования, но только при опоре на факты, показывающие преимущества перед имеющейся системой или её модификаций. Слишком высока цена экспериментов на детях.
      Давайте сначала попробуем доказательно описать эффекты, результаты, преимущества "традиционной" , "имеющейся" системы образования. Получится?
      Конечно, Михаил, получится.
      Во-первых, она много десятилетий работает в массовых условиях и уцелела даже в условиях революций, мировых войн и смен общественно-экономических формаций, а также волюнтаризма некомпетентных чиновников и постоянного недофинансирования.
      Во-вторых, она обеспечила во времена СССР лидирующие позиции страны в мире в области науки и образования, и даже сейчас обеспечивает удовлетворительный уровень, не уступающий, а во многом превышающий уровень развитых стран.
      В-третьих, у неё очень большой потенциал к улучшению, так как имеется много очевидных недостатков, которые следует исправлять.
      Я же просил доказательно... Когда мы пишем "она много десятилетий работает"... то возникает много вопросов. Во-первых, "она" - очень разная... до революции были гимназия - это одна логика, и реальные училища - уже другая... после революции около 10 лет были уже совсем иные подходы... (проекты, комплексы, бригады... ), а после второй мировой - что-то иное... что так не нравилось ни Хрущеву, который пытался сделать "ее" ближе к жизни , ни "космически-атомным академикам", которые зачем-то инициировали физ-мат школы... Зачем бы это им понадобилось, если все было так хорошо... Про кто обеспечил лидирующие позиции и в чем... Лидирующие позиции были обеспечены в военной и около-военной сфере... Которую во многом сначала поднимали выпускники "довоенной школы" (как раз выпускники гимназий и "революционной школы" 20-х), и которым создавались "спец. условия" - сначала в "шарашках", а потом "в ящиках". А потом то вот для поддержки этой сферы понадобились "спец.школы", в которых учились совсем не "все", а лишь некоторые, талантливые, отобранные из многих... Ну вобщем не массовая школа... А как быть со всеми? Да и потом нельзя сказать, что ею всегда были все довольны и лишь сейчас вот "якобы заговорили об обновлении"... Я более менее осознано могу относиться к происходившему в образовании где-то года с 1977-78... И могут привести целый ряд свидетельств постоянной критики происходящего в массовой школе и попыток ее изменить , перестроить ... И эти "некоторые недостатки" при ближайшем рассмотрении оказываются базовыми проблемами ... Без решения которых системно не изменить, а решение которых приводит как раз к принципиальным изменениям...

      Михаил,
      1. практика - критерий истины. Приведите пример работоспособной альтернативной системы школьного образования, которая даёт результаты лучше, чем советская примерно 1965-1970 годов - и я соглашусь, что она заслуживает внимания.
      Вы застали школьную систему, уже разрушаемую реформой Колмогорова. Но даже до этого её критиковали, и вполне заслуженно. Мир и общество менялись, и требовались изменения и в системе образования. А единственной системной проблемой, которую я вижу в советской системе школьного образования 1965-1970 годов - это нарушение принципов классно-урочной системы (см. далее).
      2. По поводу "для поддержки этой сферы понадобились "спец.школы", в которых учились совсем не "все", а лишь некоторые, талантливые, отобранные из многих... "
      - это же основы классно-урочной системы: в классе должны находиться дети с примерно одинаковым уровнем подготовки и примерно одинаковой скоростью восприятия материала. Поэтому для эффективного обучения требуется разделение детей по уровню подготовки и скорости восприятия. И создание физ.-мат. лицеев было совершенно верным шагом в выполнении базовых принципов классно-урочной системы.
      И дальнейшая идея сделать примерно 20-25% лучших школ в пределах шаговой доступности лицеями и гимназиями - это был единственный реально инновационный шаг в постсоветском образовании. Очень важный именно для массового образования. Однако ультрареформаторы эту единственную хорошую и правильную вещь в постсоветских реформах загубили.
      Или вы считаете, что все дети одинаково способные, одинаково мотивированные, имеют одинаковый рост и одинаковый вес, и даже одинаковый пол?
      3. Основной проблемой советской системы была система принятия решений - которая пошла совсем вразнос после смерти Сталина. "Космически-атомным академикам" было понятно, что "в одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань" - и им с поддержкой ведущих вузов удалось продавить совершенно правильную идею создания физ.-мат. школ. Проблема в том, что точно таким же образом группе академиков-"инноваторов" (Колмогоров и др.) удалось продавить антинаучную реформу школьного образования. Решения принимались политическим образом, что и привело к действительно системным проблемам: процентомании и подтасовке оценок, невозможности оставления неуспевающих на второй год или отчисления из школы за плохое поведение. Одновременно с этим стали накапливаться системные проблемы в экономике и в высшем образовании - что, видимо, воспринимается вами как "во всём этом школа виновата".

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  5. Александр Могилев 1 Марта, 2018, 17:41

    О, как здорово! И я тоже разделяю и одобряю идеи альтернативного образования, по крайней мере многие из них.

    Причем в практической плоскости, т.е. я занимаюсь альтернативным образованием практически, каждый день и вижу его результаты.

    А я уже боялся, что я здесь один такой.

    Готов к сотрудничеству!
    Связь через Фейсбук.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Сотрудник в организации высшего образования

    Регион проживания: Воронежская область, Россия

  6. Александр Горячев 1 Марта, 2018, 20:08

    Я надеюсь, что альтернативное образование это что-то хорошее.
    Как-то пугающе звучит. Сразу вспоминаются альтернативно одарённые ученики.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 лет

    Род деятельности: —

    Регион проживания: Москва, Россия

    • Наталья Ширяева 4 Марта, 2018, 11:50

      Истина, так же, как и свежесть одна.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 5 месяцев

      Род деятельности: Родитель

      Регион проживания: —

  7. Сергей Циренщиков 13 Марта, 2018, 9:20

    Ну..., во-первых "истина" для одного, совершенно не очевидна для другого.

    В начале 80-х главный инженер КМЗ В.А.Сахаров, произнес совершенно замечательную фразу:
    - Если каждый идиот будет вносить изменения в техпроцесс, то вместо БМП мы будем выпускать мясорубки!

    Практически все, что написано в статье о "альтернативном образовании" - не более чем заявления о намерениях.
    Где примеры, с цифрами, диаграммами, результатами статистической обработки...?
    Кроме бла-бла-бла, рисующего благостную картину всеобщего счастья НИ-ЧЕ-ГО...

    Причем в тексте отчетливо проступают либеральные мотивы, которые в сущности деструктивны.

    Это мое мнение.
    Доказательной базой "классно-урочной" системы является то, что она СУЩЕСТВУЕТ. И уже давно.
    Изменять ради "изменений" - глупо.
    Ради личных амбиций - тем более.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Вадим Монахов 13 Марта, 2018, 10:12
      Ну..., во-первых "истина" для одного, совершенно не очевидна для другого.

      В начале 80-х главный инженер КМЗ Сахаров, произнес совершенно замечательную фразу:
      - Если каждый идиот будет вносить изменения в техпроцесс, то вместо БМП мы будем выпускать мясорубки!

      Практически все, что написано в статье о "альтернативном образовании" - не более чем заявления о намерениях.
      Где примеры, с цифрами, диаграммами, результатами статистической обработки...?
      Кроме бла-бла-бла, рисующего благостную картину всеобщего счастья НИ-ЧЕ-ГО...

      Причем в тексте отчетливо проступают либеральные мотивы, которые в сущности деструктивны.

      Это мое мнение.
      Доказательной базой "классно-урочной" системы является то, что она СУЩЕСТВУЕТ. И уже давно.
      Изменять ради "изменений" - глупо.
      Ради личных амбиций - тем более.

      Сергей Игнатьевич, в том-то и дело, что вся эта "альтернативная педагогика", как и "инновационная педагогика", основаны на БЕЗДОКАЗАТЕЛЬНОСТИ. Вместо фактов приводятся мнения, которые предлагается воспринимать восторженно - а у кого "невосторженный образ мыслей", кто требует от модернизаторов, чтобы предъявили на примере конкретных учебных заведений работающую новую методику и привели сравнение её результатов с имеющейся методикой, чтобы были видны её достоинства и недостатки, те ретрограды.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Сергей Циренщиков 13 Марта, 2018, 22:29

      И заметьте, Вадим Валериевич, как ПОХОЖИ в этом наши "р-реформаторы" и западные политики.
      Похожи в БЕЗДОКАЗАТЕЛЬНОСТИ, но "уверенности".
      Последний пример - отравление Скрыпаля с дочерью.
      Этот мерзавец 4 года сидел в тюрьме, у нас. Потом его обменяли на наших разведчиков. (Он, кстати, не разведчик, а изменник, предатель). 8 лет жил в Лондоне.
      И всё это время до него никому не было дела!
      Но "подкатил" чемпионат - и вот! Русский след...
      Они там совсем логикой не владеют?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

  8. Виктор Рябцовский 13 Марта, 2018, 10:31

    Это все хорошо, но без финансирования крупных проектов из государственного бюджета их реализовать нельзя. Например, Илон Маск показал несколько дней назад возможность доставки грузов на грузовых автомобилях с полуприцепами без водителя, обещает начать массовый выпуск подобных транспортных средств в 2019 году. Это на год раньше, чем объявленная дата выпуска автомобилей без водителя крупнейшими автомобильными концернами в мире. Несколько дней назад отечественная компания Mail.ru объявила участие в проекте разработки искусственного интеллекта для транспортных средств без водителя.

    Но я хочу поднять вопрос о применении искусственного интеллекта в образовании, а не в промышленном производстве и на транспорте. Именно этим путем идет много лет Япония, через два-три года проект будет завершен, тогда любое задание даже олимпиадного уровня, лежащее в области школьного образования японцы смогут проверить и оценить правильность решения. В России нет подобного проекта. Без государственного финансирования и софинансирования от крупнейших компаний страны эту задачу решить очень проблематично. Но никто даже не пытается обсуждать актуальность данного направления. Отдельные попытки личного участия к решению подобной задачи эффекта не дадут, так как элементарный подсчет говорит здесь нужны человеко-годы или даже десятки человеко-лет на создание подобных систем. Ведь подобные системы потребуют обработки данных на естественном языке человека с применением любых математических операций. Затем разработку алгоритмов контроля знаний, причем по любому предмету школьной программы. А подобный подход потребует кооперацию не только разработчиков, но и носителей этих знаний на самом высоком уровне.

    Классно-урочная система очень далека от индивидуальной работы с учеником. Учитель просто в силу ограниченности временного ресурса не может работать с каждым учеником класса, если в классе 2-3 десятка учеников. Надо отметить, что уровень развития и подготовки у учеников может сильно отличаться. То, что знает и успешно использует один, для другого тайна за семью печатями. Даже перечисленные причины вызывают сомнения в применении классно-урочной системы в будущем, так как перечисленные недостатки слишком критичны. Можно добиться успеха на отдельном участке, например, подготовить программы для решения вопросов ЕГЭ по информатике. Я решил часть самых сложных вопросов для ЕГЭ по информатике на любом уровне, включая уровень, который не доступен академику, если он не использует компьютер или другие аналогичные средства для выполнения расчетов. Но все это не решает проблему в комплексе, так как нужен комплексный подход по всем изучаемым предметам и всем темам каждого предмета, но эта задача может быть решена только коллективом, который имеет достаточные ресурсы.

    Сегодня в области развития образования мировые тренды анализируются явно недостаточно, иначе Россия не допускала бы существования подобных белых пятен. Задача дать образованию, простому учителю помощь в подъеме уровня подготовки учащихся за счет применения искусственного интеллекта, постепенно перерастает в жизненную необходимость, если общество планирует развиваться в соответствии с потребностями времени. Игнорирование наиболее вероятно приведет к отставанию массовой подготовки. Вспомните 1998 год, какая часть, читающих эти строки, пользовалась интернетом, который был в стране на первых ступенях развития. Ситуация может повториться в отношении к искусственному интеллекту. Ведь именно об этом пишут ведущие футурологи планеты, прогнозируя в 2030 году выравнивание ресурсов человека и машины в области применения интеллекта. Даже в электронных таблицах Excel есть функция, а что, если Мир стремительно меняется, поэтому надо постоянно быть в тренде новых развивающихся направлений, включая область образования

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: Московская область, Россия

    • Сергей Циренщиков 13 Марта, 2018, 22:36

      Чушь!
      "Классно-урочная система очень далека от индивидуальной работы с учеником. Учитель просто в силу ограниченности временного ресурса не может работать с каждым учеником класса, если в классе 2-3 десятка учеников. "

      Вы просто "не в курсе".
      Я начал работать в 1970 году.
      Была и "классно-урочная", и 42-43 человека в классе, и ИНДИВИДУАЛЬНАЯ работа.

      Для "индивидуальной работы" учителя необходимо:
      - НАЛИЧИЕ ВРЕМЕНИ для ОБЩЕНИЯ с детьми, а не перепечатывание бумажек;
      - НОРМАЛЬНЫЕ учебники и Программы;
      - СООТВЕТСТВУЮЩАЯ НОРМАМ учебная нагрузка.
      И достаточно:
      - ЖЕЛАНИЕ детей учиться.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Виктор Рябцовский 13 Марта, 2018, 22:48

      Индивидуальная работа подразумевает мгновенную реакцию на действие ученика, а как можно одновременно реагировать на действия группы лиц, если вы в единственном экземпляре. Да был любимчиком в школе у учительницы химии, но я был один, она мне одному давала на каждом уроке персональное задание, затем проверяла, Аналогично представьте себе, что у вас 10 учеников знают школьную программу на 5+, как вы займете их, один задаст вопрос, выделил память из кучи, но не знаю есть утечка памяти или нет, у меня был ученик, когда работал в школе, так он писал на ассемблере, другой решал задачи за 2 курс МИФИ по программированию, сомневаюсь, что школьный учитель сможет эффективно работать и контролировать процесс даже у 3-5 подобных учеников, а ведь есть еще и такие которые и ни одной строчки кода за всю жизнь не написали, встречал и таких. Так у вас как не было времени на каждого ученика, так и не будет никогда, пока у вас не появится электронный помощник, который поможет вам решить эту проблему. Еще вариант создать ваш клон в 30 экземплярах и закрыть проблему. Это шутка, но в каждой шутке есть доля правды Сергей Игнатьевич!

      Подумайте сколько потребуется времени, чтобы объяснить почему адрес выделяемой оперативной памяти надо читать справа налево по байтам. Ведь надо показать массив указателей, затем перевести значение в реальный адрес, и только потом показать, что лежит по реальному адресу. За это время еще масса учеников будет ждать помощи учителя. А можно всех построить и всем дать одну информацию, вопрос зачем мне это, если я это знаю, или меня это совсем не интересует, следовательно в одно ухо залетело, а в другое вылетело. Школа пытается дать знания, а ученик не берет, Ему нужны другие знания по другому вопросу или другой теме, но учитель один! Берут только то, что востребовано. Сомневаюсь, что если вас за ваши деньги будут учить вещам, которые вы прекрасно знаете или которые вас совсем не интересуют вы будете из уважения сидеть и делать вид, что это очень важно для вас. Даже если вы сможете это, то это не гарантия, что каждый ученик поступит подобным образом. Именно это и происходит в школьном образовании.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Сергей Циренщиков 13 Марта, 2018, 23:31

      "Индивидуальная работа подразумевает мгновенную реакцию на действие ученика"
      А это-то вы с чего взяли?
      С "режимом реального времени" путаете?

      У вас какое-то странное представление о индивидуальном подходе к обучению.
      Какое-то механистическое....

      P.S.
      " у меня был ученик, когда работал в школе, так он писал на ассемблере, другой решал задачи за 2 курс МИФИ "
      Один ученик, другой ученик... - Это ничего не доказывает.
      На конкретных примерах можно доказать/опровергнуть всё что угодно!

      "Статистику" в студию!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия