О воспитательной роли ВПР

В социальной сети "ВКонтакте" в группе "За возрождение образования" опубликован любопытный материал, анализирующий смысл введения ВПР и влияние Всероссийских проверочных работ на будущее школьного образования.


Публикуем статью целиком:
"Выстроенная Минобром система тотального недоверия к учителю подрывает основы воспитания в школе. А дальнейшее закручивание гаек при помощи ВПР сделает его фактически невозможным.

Не так давно школе решили вернуть воспитательную функцию. Поняли, наконец, что она должна воспитывать гражданина и патриота. Патриотизм в его нынешнем официальном понимании есть любовь к Родине и государству, причем с акцентом на втором слове. Что не должно вызывать возражений, ибо власть у нас теперь как бы патриотическая.

Связующим звеном между подрастающими гражданами и государством является учитель. Наш российский педагог априори лоялен власти. Если ему не мешать, он сам всегда скажет о государстве доброе слово и тем самым «проведет воспитательную работу». Разумеется, если для этого у него будет соответствующий авторитет, который, как известно, нарабатывается на уроках, в процессе обучения детей. 

Словом, учителей Минобру сегодня на руках носить надо. Но там, вместо этого, взялись поучать, наставлять и требовать. И причем исключительно не на пользу делу, а во вред.

В такой ситуации у педагога в плане воспитания учеников были два пути:
либо, следуя инструкциям, имитировать обучение, и тогда его воспитательные возможности будут ничтожны; 
либо, не замечая минобровских новаций, по-настоящему учить детей и вести воспитательную работу как бы через голову министерства. 

Но теперь в школу пришли ВПР (всероссийские проверочные работы), которые игнорировать невозможно. Как мы уже писали, эти примитивные тесты для успешного выполнения требуют специальной подготовки, попросту говоря, натаскивания, которое начальная школа уже освоила в штатном режиме.

И в процессе такого натаскивания перед учителями со всей остротой встает наивный детский вопрос: сколько времени мы еще этой тупостью заниматься будем? (помните сказку про голого короля?) 
И отвечать на него проходится. 

Минобр тем самым заставляет учителя делать выбор: с кем он? Будет ли он поддерживать эту систему имитации контроля, или прямо выскажет отношение к ней, определив, по сути, свое отношение к министерству и власти? Во втором случае он вполне может воспитать патриотов, но это будет не тот патриотизм, которого ожидает нынешнее государство.

А когда приходит время писать проверочные работы, в классе появляется минобровский «независимый наблюдатель», нагоняющий на детей страх. И снова возникает вопрос: для чего? Чтобы дети не списывали? Так для этого учитель есть.

Нет, «наблюдатель» следит и за учителями тоже, чтобы не подсказывали. Власть демонстрирует своё отношение к ним как к потенциальный жуликам. При детях, начиная со второго класса. Не рановато ли?

Кого может воспитать учитель, безропотно принимающий такую форму показного унижения в глазах учеников? 

И ведь рособрнадзоровские чиновники тут же заголосят, что без контроля — обманут (сплошь и рядом обманывают!)
Так вот, не надо провоцировать на обман. Доуправлялись уже до такой степени, что обмануть Минобр все считают святым делом.
В основе этих ненормальных отношений лежит выстроенная министерством система тотального недоверия к учителю, вызывающая адекватную ответную реакцию. Это недоверие подрывает возможности воспитания. И дальнейшее закручивание гаек при помощи ВПР сведет такие возможности к нулю.

Недавно прошли пять пробных ВПР в 11 классе, введенные с подачи Васильевой (чтобы дети "учили все предметы"). В них «добровольно» приняло участие большинство школ. По нашей информации, во многих случаях процедура носила характер механического переписывания учениками ответов из интернета. Вся необходимые сведения ко времени были в сети, будущие выпускники пользовались телефонами, и учителя такому переписыванию, как правило, не препятствовали.

Словом, итог вышел предсказуемый. Также предсказуема и реакция Рособрнадзора, который непременно заявит, что результаты слишком высоки, и впредь надо уделить особое внимание «честности». 
А это снова надзор, контроль и деньги из бюджета «на образование»...

Если намеченная программа внедрения "проверочных работ" будет выполнена, в школу придет непрерывное натаскивание на ВПР. По каждому предмету, в каждом классе. Не оставляющее никаких шансов образованию и воспитанию.

ВПР придумала не Васильева. Но расцветают они пышным цветом при ней. По мере погружения школы в новую систему "оценки качества" у детей и родителей будет расти понимание её вредительской сути. Очень скоро они осознают, что ЕГЭ в сравнении с ВПР — это всего лишь цветочки.

И тогда новое трехбуквенное проклятие нашего образования неразрывно свяжут в народе с именем нынешнего министра".

Новости образования