Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Метапредметный подход в образовании: разбираем на примере

Почему так важна метапредметность в современном образовании и как она может быть реализована в среде LEGO Education разбираемся вместе с Максимом Васильевым, президентом Российской ассоциации образовательной робототехники.

Чем предметность отличается от метапредметности?

Традиционное российское образование построено на обучении отдельным дисциплинам с преподавателями-специалистами, то есть учитель математики учит математике, а учитель музыки — соответственно, музыке. Такой подход эффективен, пока основная цель образования — передача определенных знаний или информации учащимся для общего развития. Такие знания полезны и нужны, но часто далеки от практики.

Метапредметность же нацелена на то, чтобы ребенок и учитель понимали, как все, что изучается, можно применить в реальной жизни. Это своеобразный способ мышления, который позволяет получить универсальные знания как ключ в том числе и к предметным знаниям.
Когда мы в жизни сталкиваемся с какой-то проблемой или задачей, нам же важно не просто помнить наизусть справочник или словарь, но и понимать, что из наших знаний может пригодиться. Поэтому очень важно давать детям не только сухие факты и формулы, но и компетенции, гибкие навыки, которые помогут им справляться с задачами, применяя свой креативный потенциал.

А как отличить метапредметность от межпредметности?

Как-то пошло, что метапредметность больше относится к дополнительному образованию, а межпредметность — к «стандартному». Метапредметность прекрасно раскрывается через проектную деятельность учеников, а это чаще всего реально только на занятиях и кружках, хотя по новым стандартам проектов в школе, конечно, стало больше. 

Например, робототехника. Она соединяет в себе сразу несколько дисциплин, и одну выделить нельзя, это всегда комплекс из информатики, математики, физики, и нельзя выделить, что главнее. В межпредметном же уроке можно. Там есть основной предмет и элементы из других наук, зачастую смежных. К примеру, на уроке биологии учитель берет что-то из химии. Межпредметность делается для большего понимания детьми определенной темы, более глубокого ее изучения.

Получается, нам нужны не педагоги-предметники, а метапредметники? 

В западной школе нет отдельных уроков физики, химии, биологии — есть предмет «наука», и ведет его один учитель. Это конечно, пример метапредметности, но если туда еще добавить искусство и технологию, возможности урока еще больше расширятся. 
В любом случае, останутся ли учителя предметниками или станут метапредметниками, зависит и от самого педагога, и школы, в которой он работает, и страны в целом. Я думаю, сохранится некоторая специализация учителей в определенных предметах, но роль и принцип работы станут совсем другими. 

Благодаря интернету сейчас оставаться профессионалом даже в узкой области уже трудно — ребенок может найти в поисковой системе такие вещи, о которых ты еще просто не успел узнать, и это нормально. Задача преподавателя — сделать так, чтобы ребенок умел задавать вопрос, знал, где брать информацию и где ее использовать.

Как организована работа в метапредметности и как происходит процесс? 

Как специалист по робототехнике приведу пример из своей области. Например, изучение темы «ускорение свободного падения». Как это организовано обычно в школе? Почитали учебник, возможно, посмотрели какое-то видео в качестве домашнего задания или даже покидали предметы в виде эксперимента. Если в классе есть некая модель, обычно ее демонстрирует учитель, показывая все на рабочем столе. 

В решениях LEGO Education все наоборот — школьники начинают с того, что собирают эту самую экспериментальную установку. Дальше дети программируют ее для эксперимента — определяют место и время падения предмета с помощью робототехнических технологий. Для этого есть специальные датчики и двигатели. После эксперимента ученики считают, заполняют учебные таблицы, делают презентацию.

По сути дети сами выводят формулу ускорения свободного падения, которую Ньютон сделал веками назад. Хотя ведь есть учебная величина, готовая. Но восприятие и процесс обучения на экспериментальном метапредметном уровне не сравнить с чтением параграфа, сведения из которого выветриваются через пять минут без понимания и представления явления. 

Когда дети работали в таком метапредметном проекте, они оттачивали коммуникативные навыки, работу в команде, планирование. Вроде была только тема по школьной программе, но при этом дети научились еще многому, жизненному. Ну и, конечно, физику поняли.

Партнерский материал 

Подписаться на канал LEGO Education


Автор

Максим Васильев

Все материалы автора

Количество подписчиков: 3

Подписаться Отписаться

Комментарии (23)

  1. Александр Марков 10 Марта, 2020, 23:28

    А в чем метапредметность описанного действа? Или опять поиск одной таблэтки от всех бед образования разом?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации дополнительного образования

    Регион проживания: Пензенская область, Россия

  2. Александра Романовская 10 Марта, 2020, 23:36

    Не может ли автор поподробнее рассказать о предмете НАУКА? По какому плану он изучается? Т.Е. сколько времени/лет, сколько уроков в неделю и др.?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 лет

    Род деятельности: Пенсионер

    Регион проживания: Москва, Россия

  3. Виктор Рябцовский 11 Марта, 2020, 0:32

    Очень интересно автор передает свои позиции в образовании. У меня очень много общего с подобной позицией. Сравниваю подход в школе и в университете, а ведь он очень точно описывает позиции не только в школе, но в университете. Сын в этом году завершает обучение в школе, подбирали университет, наиболее близкий по духу бауманка, но и там масса сложностей в подготовке специалистов по робототехнике, нет единой профессии, так как в области механики готовят одних инженеров, в искусственном интеллекте других и в электронике третьих. Могу судить об этом достаточно профессионально, так как имею дипломы инженера механика, инженера электронной техники и сертификаты, включая MCSD по С++ от Микрософт и 20 летний опыт в программировании. Не первый год подымаю проблему языка программирования, совпадающего с языком классической математики, если ранее реализовывал на компьютере, то сегодня реализовал на смартфоне. Это достаточно удобно: пишешь, как в тетради, но получаешь решение не конкретной задачи, а целого класса задач.

    Применение технологий распознавания позволяет вообще получать решение задач для ученика и возможный контроль решений без участия человека. Подобные технологии стали реальностью, а значит в процесс получения знаний можно включить искусственный интеллект. Ученик переходит на новый уровень от решения учебных задач и примеров к созданию работающих математических моделей, которыми можно обмениваться, улучшать их и совершенствовать, и мой личный опыт разработок это подтверждает. Следующий шаг участие школьника, студента в создании реально работающих моделей управления в быту, а затем и в производстве. Но здесь обнаруживается полное отсутствие соответствующей математической подготовки по матричному исчислению, хотя его успешно изучают в ряде физмат. лицеев. Эти знания применяются практически в любой области деятельности человека, включая экономику, социологию, политологию, в анализе исторических событий, уж не говоря про лингвистику и науки естественного профиля. В общем статья подымает актуальные проблемы отечественного и мирового образования. Кроме того крайне важно дать возможность школьникам получить глубокие знания в области физики, связанные с базовыми понятиями в области полупроводниковых приборов, чтобы в дальнейшем быть на ты с подобной техникой, сегодня образовался чудовищный разрыв в использовании и понимании того, как это работает. Без этого нам будет сложно продвигаться вперед, так как именно осознание механизмов работы даст возможность двигаться в углублении знаний и создании интереса к данной профессии.

    Хочу отметить, что современные достижения создаются именно на стыке наук, когда знания из разных областей становятся тесно связанными, особенно это заметно в робототехнике, где тесно переплетены механика, электроника и искусственный интеллект. Никто не будет против, если отметить тесную связь биологии, химии и математики. Геном это труд на 90% из труда математиков, но базируется эта работа на генетике. Можно обнаружить связь между языками человеческого общения и языками программирования, а также моделями построения произношения, особенно меня удивляли работы в этой области бывшего нашего соотечественника, который разрабатывал технологии изучения иностранных языков, взаимодействуя с компанией 1С, к сожалению сейчас Михаил Кнеллер живет в Германии. По прошествии 20 лет его работы в области математического аппарата разделения содержания и тембральной окраски речи до сих не превзойдены.

    Что касается ЛЕГО, то хочется надеяться, что Россия пойдет дальше, сегодня более 3 млрд. смартфонов у населения планеты, но почти полностью отсутствуют приложения и устройства, взаимодействующие со смартфонами, которые можно применять в быту, для контроля здоровья и даже для целей образования, ведь для этого нужна целая отрасль, производящая датчики, исполнительные устройства и интерфейсы для передачи и обмена информацией. Эта огромная ниша пока не занята.

    Реальные примеры моих программ, реализующих язык программирования, аналог языка математики на смартфоне можно увидеть на моей странице в facebook.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 лет

    Род деятельности: Предприниматель

    Регион проживания: Московская область, Россия

  4. Вадим Монахов 11 Марта, 2020, 0:54

    Автор начал подстраиваться под антинаучный птичий язык кондаковских ФГОС. Не надо это делать, так любое хорошее дело можно загубить!

    >Метапредметность же нацелена на то, чтобы ребенок и учитель понимали, как все, что изучается, можно применить в реальной жизни.

    - каждое разрушительное действие недоучек-"инноваторов" начиналось со слов о необходимости "приблизить образование к реальной жизни". Это и преобразования рабоче-крестьянских инноваторов после революции 1917 года с отменой вступительных, переходных и выпускных экзаменов. И не менее "мудрые" требования Никиты Сергеевича Хрущова. И недоброй памяти Колмогоровская реформа, разрушившая объективность оценок в советском школьном образовании и по факту запретившая оставлять неуспевающих на второй год. И Кондаковско-Асмоловская реформа с бессодержательными ФГОС, предназначенная для ввода платного образования (не вполне получилось из-за массовых протестов - но направление выдерживается).

    > Это своеобразный способ мышления, который позволяет получить универсальные знания как ключ в том числе и к предметным знаниям.

    - вот вы и почти правильно назвали, как в педагогике называется то, что лжеучёные окрестили "метапредметностью". Это универсальные учебные действия (УУД).

    >В западной школе нет отдельных уроков физики, химии, биологии — есть предмет «наука», и ведет его один учитель. Это конечно, пример метапредметности, но если туда еще добавить искусство и технологию, возможности урока еще больше расширятся.

    - сказки-то не рассказывайте! Это в Западных программах для детей из отсталых стран, на которые старался опираться Кондаков в своих ФГОС, физика, химия и биология заменены на "Естествознание" ="Природоведение" в СССР - курс для 5 класса. А теперь и у нас проталкивается в школы, чтобы Россия стала стнаной третьего мира.

    Ну, и ещё в некоторых местах (например, в Шотландии) сохранился архаичный Средневековый подход в обучении, называемый "Семью свободными искусствами": считалось, что свободный человек должен изучить следующие предметы: тривиум (отсюда "тривиальный" - самый простой) 1) грамматика (знание Священного писания и других церковных книг), 2) риторика (искусство проповеди), 3) диалектика/логика (умение убеждать в правильности решений Церкви и спорить с еретиками). Далее квадривиум: 4) арифметика, 5) геометрия, 6) музыка (с танцами), 7) астрономия (исчисление церковных праздников).
    Средневековый донаучный подход основывался на античном ещё более донаучном подходе изучения "свободных искусств".
    Так что можно, конечно, выдавать за инновации доисторические подходы - но на это ведутся только малообразованные люди.

    Вывод: не стоит портить ваши хорошие разработки идеями "инноваторов юрского периода".

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 10 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  5. Олег Чаленко 11 Марта, 2020, 10:30

    Нет, при всей привлекательности это неизбежно закончится.... ничем. /// Почему вы не хотите посмотреть, как это было сделано (правильно) в советск сист образования?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 лет

    Род деятельности: —

    Регион проживания: Ярославская область, Россия

  6. Анатолий Сторожев 11 Марта, 2020, 10:45

    Хорошая работа, но это не столько метапредметность, сколько проектная деятельность. Да, дети здесь сами способны делать небольшие открытия, это замечательно, это точно лучше обычного полулекционного подхода. Данная статья - хороший пример того, что даже хорошие учителя имеют очень слабое представление о метапредметном подходе в образовании, это провал в пед.образовании.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 10 лет

    Род деятельности: Руководитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Московская область, Россия

  7. Михаил Куканов 11 Марта, 2020, 13:39

    По документам ФГОС 2 в метапредметную линию входят: 1) УУД; 2) Компьютерная грамотность; 3) Поисковая и проектная деятельность; 4) Смысловое чтение.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 5 лет

    Род деятельности: —

    Регион проживания: Россия

    • Александр Горячев 11 Марта, 2020, 18:03

      Всё верно. А у автора немного запутано с терминами. Метапредметные умения и навыки - это такие умения и навыки которые используются в учебном процессе (или могут использоваться). Например, чтобы чему-то учиться, часто приходится читать и понимать много учебного текста. То есть умение смыслового чтения используется в учебном процессе (не понимая тексты, не сможешь учиться).
      То же самое со многими другими умения. Умения делать логически правильные выводы (входит в состав познавательных УУД) тоже необходимо, чтобы учиться (не умея делать выводы, не сможешь учиться).

      Почему я пишу "используются или могут использоваться"? - Есть умения, которые могут использоваться как инструментальные в учебном процессе, а могут и не использоваться. Например, умение самостоятельно находить ответ на вопрос, используя научные методы (сбор и анализ информации, выдвижение и проверка гипотез), может или использоваться при обучении, или нет. Если используется, то относится к метапредметным, если не используется, то для данного учебного процесса - не относится. Но их тоже относят к метапредметным, потому что бывает, что используются.
      И речь не только о школе. Есть магистратуры, в которых языком обучения является английский. В этом случае умение читать, писать, понимать речь и говорить самому на английском языке относится к метапредметным.

      Как правило, ученики с хорошо освоенными учебными умениями и навыками быстрее схватывают материал и лучше учатся (выше оценки). Это люди способные хорошо учиться. И ничего более.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 лет

      Род деятельности: —

      Регион проживания: Москва, Россия

  8. Светлана Решетняк 11 Марта, 2020, 23:56

    Метапредметность появляется в технических кружках, проектах естественным образом, но насильное вбивание её в предметные уроки вряд ли правильно. Ни знания предмета, ни умения применять его в соседних областях не будет. Метапредметность - следствие какого-то творчества, вынуждающего эти знания из разных областей использовать. Побольше технических кружков, факультативов с нестандартными задачами, вот метапредметность и появится. Впрочем, это личное мнение, с которым, возможно, и не согласятся. А в школе я не хотела бы, чтобы мой внук-первоклашка изучал слово "утка" с позиций сразу и орфографии, и биологии, и географии. Такое на заре советской власти уже было. Слава богу, отказались вовремя, осознав огромный вред такого подхода. Думаю, проблема в понимании понятия "метапредметность". С моей точки зрения это использование знания из разных областей при решении какой-то поставленной перед учеником задачи, но говорить о метапредметности, когда , решая физическую задачу, пишет на бумаге словесное объяснение, странно, поскольку используется просто наработанный навык письма, знание орфографии, или в задаче по физике решает систему линейных уравнений - математический навык всего лишь. Этак под метапредметность можно подвести всё что угодно. И соглашусь с мнением А.Маркова по поводу статьи "А в чем метапредметность описанного действа? " Другой способ подачи материала, хороший, не спорю, но не рассматривать же использование инструментов и собирание схемы как "метапредметность"? С этой точки зрения наши лабы по физике в советское время сплошная метапредметность - а уж всяких схем было собрано немерено. Помню даже разбитый со злости другом вольтметр - опыт не выходил ( эх, влетело нам !). Засорили новым словом педагогические мозги, а нового-то и нет по сути.

    Статус в сообществе: Конфиденциально

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Конфиденциально

    Регион проживания: Конфиденциально

  9. Александр Гулев 12 Марта, 2020, 8:11

    "...дети научились еще многому, жизненному. Ну и, конечно, физику поняли." М. Васильев.
    ____________________________________________________________________________________________________
    Да не поняли дети физику! Эксперимент с использованием LEGO не дает ответа на главный вопрос - почему тела разной массы падают на Землю с одинаковым ускорением?

    Еще цитата: "В западной школе нет отдельных уроков физики, химии, биологии — есть предмет «наука», и ведет его один учитель. Это конечно, пример метапредметности, но если туда еще добавить искусство и технологию, возможности урока еще больше расширятся."

    Ну вот дожили. Немного успокаивает, что подобные предложения это хороший пример наличия метапредметного, и отсутствия базового педагогического образования у автора статьи. К сожалению такое бывает, когда специалист по робототехнике рассуждает о педагогике.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 месяцев

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Кемеровская область, Россия

  10. Александр Марков 12 Марта, 2020, 8:29

    "... почему тела разной массы падают на Землю с одинаковым ускорением?"

    Классическая физика вообще не дает ответа на этот вопрос. Все, что можно обнаружить в эксперименте - сам факт независимости ускорения от массы.
    С моей точки зрения метапредметные ЗУНы в первую очередь методологические, независящие от конретной предметной области. Можно построить математическую модель изменения численности попоуляции и реализовать её в Excel, а можно там же обработать результаты эксперимента по свободному падению или колебаниям маятника. Если один и то же ученик спсобен сделать и то и другое - он обладает метапредметными навыками. Метапредметные навыки появляются на определенном этапе обучения, когда учеником накоплен достаточно большой багаж частных знаний и навыков, как естественый результат их обобщения и последующей формализации. В противном случает сплошная профанация, как бутерброд с маслом без хлеба.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации дополнительного образования

    Регион проживания: Пензенская область, Россия

  11. Александр Гулев 12 Марта, 2020, 9:23

    "... почему тела разной массы падают на Землю с одинаковым ускорением?"
    -"Классическая физика вообще не дает ответа на этот вопрос." А.Марков.
    ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
    Зато школьная физика дает ответ.
    Потому, что ускорение свободного падения не зависит от массы падающих тел, а зависит только от массы Земли и ее радиуса. Этот вывод следует из анализа известной каждому прилежному ученику 9 кл. формулы g=GM/R*R. В этой формуле массы падающего тела просто нет, следовательно и нет зависимости g от m. (m - масса падающего тела). Ценростремительную силу, зависящую от широты не учитываем.

    А вот для умения анализировать формулы, понимать заложенный в них физический смысл, учащимся необходим классический урок физики, но никак не метапредметное "Природоведение".

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 месяцев

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Кемеровская область, Россия

    • Виктор Рябцовский 12 Марта, 2020, 11:10

      "А вот для умения анализировать формулы, понимать заложенный в них физический смысл, учащимся необходим классический урок физики, но никак не метапредметное "Природоведение"."

      Владение методами анализа не помешает, сегодня можно просто ввести данные в программу и попробовать обнаружить связь, следуя формальной проверке на соответствие полученных единиц, используемых в физике. А можно машину научить решать задачи без участия человека, создавая базу данных имеющихся решений, и затем оперируя фрагментами решений получать варианты решений, отбрасывая банальные совпадения, если не выполняется проверка на соответствие. Пример, построили варианты расчета электрических соединений цепи, параллельное, последовательное, звезда и треугольник, группируя можно получать решения в очень сложных цепях. В самом начале надо выстроить принцип подхода к решению, затем определить методы и далее решить. В школе логика и смысл иногда не преобладают, привожу пример, почему параллельное соединение проводников решается не через проводимость, ведь действие становится элементарным, но нет. В школьной физике ничтожно мало практики в тех областях, которые реально используются в жизни. Упор на теорию без опоры на практические занятия, а теория без практики мертва. Вот и изучают люди балансировку колес автомобиля за границами школьной программы. Динамическая балансировка - классический пример межпредметной связи. Электроника после освоения школьной программы по физике вообще белое пятно у подавляющего числа школьников. Проблема сделать банальный электронный ключ, который что-то включает или выключает, зато изучаем области физики, которые подавляющей массе никогда не понадобятся, физика ядра, квантовая физика, хотя лазеры уже широко применяют, например в сварке, шов гораздо лучше, чем при электро или газовой сварке, а лет 30-40 назад сталкивались только инженеры в сфере разработки технологий сортировки руды и распознавания изображений из космоса и в космосе.

      В информатике изучается масса ненужных знаний, типа импликации и эквиваленции, которых нет в языках программирования, между информатикой и физикой огромная пропасть, так как нет мостов, которые их связывают, нет даже банальных интерфейсов. Но это никого не заботит, ну нет и нет. Жили без них и проживем, только подавляющая часть таких индивидов в будущем кандидаты на социальное пособие после окончания школы! А ведь собрать простейшие интерфейсы можно за несколько минут, но технической базы для этого в школе просто нет. Аналогичная ситуация в большинстве кружков робототехники в дополнительном образовании. Профессионалов там мало, хорошо хоть есть увлеченные люди, которые пытаются освоить сами и научить других.

      Прочитал данные опроса, 30% выпускников идет учится на экономиста, притом, что министр заявляет, что профессия бухгалтера исчезающая, экономические прогнозы строятся на примении знаний статистики и теории матриц, но на многих экономических факультетах университетов матричное исчисление не изучают, возникает вопрос, а где будут работать выпускники этих университетов?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Александр Марков 13 Марта, 2020, 6:56

      Александр, Вы путаете установленный факт и причину. Постоянство ускорения свободного падения невозможно объяснить без выяснения природы тяготения. Приведеннные вами выкладки из учебника лишь констатируют факт незавиисимости, но никак не объясняют ПОЧЕМУ? Классическая физика не дает ответа о природе каких бы то ни было сил вообще.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации дополнительного образования

      Регион проживания: Пензенская область, Россия

    • Александр Гулев 13 Марта, 2020, 8:52

      "Постоянство ускорения свободного падения невозможно объяснить без выяснения природы тяготения" Александр Марков.
      -----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
      Уважаемый Александр Марков! Изучение общей тео́рии относи́тельности, а так же других, альтернативных теорий гравитации, программой школьного курса физики не предусматривается. В рамках школьного курса физики ученик 9 кл должен знать формулу g=GM/R*R, и уметь ее анализировать.
      И мой вопрос "почему" звучит именно в контексте знаний материала школьного учебника физики. Вы же интерпретируете вопрос "почему" в более широком контексте, упуская из виду, что наш прилежный ученик еще школьник, а не студент физфака университета.
      В предыдущем комментарии, я как раз и написал о том, как именно ШКОЛЬНАЯ физика дает ответ на вопрос "почему". Ну а природа сил тяготения, о которой Вы упоминаете, в школьном курсе физики 9 кл вообще не рассматривается!

      P.s. Вариант "Природоведения" вместо урока физики не предусматривает изучения даже этой, приведенной выше, простой формулы.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Кемеровская область, Россия

    • Александр Марков 18 Марта, 2020, 7:31
      "... почему тела разной массы падают на Землю с одинаковым ускорением?"
      -"Классическая физика вообще не дает ответа на этот вопрос." А.Марков.
      ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
      Зато школьная физика дает ответ.
      Потому, что ускорение свободного падения не зависит от массы падающих тел, а зависит только от массы Земли и ее радиуса. Этот вывод следует из анализа известной каждому прилежному ученику 9 кл. формулы g=GM/R*R. В этой формуле массы падающего тела просто нет, следовательно и нет зависимости g от m. (m - масса падающего тела). Ценростремительную силу, зависящую от широты не учитываем.

      А вот для умения анализировать формулы, понимать заложенный в них физический смысл, учащимся необходим классический урок физики, но никак не метапредметное "Природоведение".
      Александр, Вы путаете установленный факт и причину. Постоянство ускорения свободного падения невозможно объяснить без выяснения природы тяготения. Приведеннные вами выкладки из учебника лишь констатируют факт незавиисимости, но никак не объясняют ПОЧЕМУ? Классическая физика не дает ответа о природе каких бы то ни было сил вообще.
      В рамках школьного курса физики ученик 9 кл должен знать формулу g=GM/R*R, и уметь ее анализировать.

      Тогда не сочтите за труд пояснить, в чем состоит умение её анализировать.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации дополнительного образования

      Регион проживания: Пензенская область, Россия

    • Александр Гулев 18 Марта, 2020, 13:54

      "Тогда не сочтите за труд пояснить, в чем состоит умение её анализировать." А. Марков.
      ___________________________________________________________________________________________
      Уважаемый Александр Геннадьевич! Мне не совсем понятна цель с которой Вы задаете данный вопрос. Во первых, очевидно, что ответ на этот вопрос для Вас не является секретом. Во вторых, я уже отвечал на него в предыдущих комментариях. (См. коммент. от 12 марта)
      Тогда может быть, задавая свой вопрос, Вы хотите меня в чем-то уличить?

      Заверяю Вас, что все мои предыдущие ответы на Ваши вопросы не содержат никакого злого умысла по отношению к Вам. Более того, читая Ваши комментарии, практически всегда имею совпадающую позицию. И последнее. В порядке обмена опытом (и ничего более) с интересом бы прочел Ваше понимание анализа формулы g=GM/R*R.

      С уважением Александр Николаевич Гулев. Учитель физики.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Кемеровская область, Россия

    • Александр Марков 18 Марта, 2020, 16:54

      Александр Николаевич, и в мыслях не было пытаться вас в чем-то уличить. Я действительно не понимаю, что в этой формуле можно анализировать. Анализ зависимостей как таковых - дело алгебры. Сама формула достаточно груба и имеет очень жесткие границы применения. Все, что из нее следует, лежит по сути на поверхности - притяжение тем сильнее, чем больше тяготеющая масса и ослабевает с расстоянием.... Мне просто кажется, что не стоит ей придавать какого-то сакрального смысла. Но с чем я безоговорочно согласен - нужно учить учеников соотносить полученные результаты с действительностью, формировать понимание того, что любой вывод, сделанный на основе формулы нуждается в тщательной экспериментальной проверке, в противном случае - грош ему цена.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации дополнительного образования

      Регион проживания: Пензенская область, Россия

  12. Виктор Рябцовский 12 Марта, 2020, 13:07

    "Исследования, основанные на деятельности, а не на лекциях, повышают творческий потенциал учащихся, позволяя студентам использовать технологии для разработки собственных оригинальных идей, сообщают исследователи.

    В новом исследовании рассматривается, как преподаватели высших учебных заведений в Европе используют мобильные технологии в своих классах.

    Исследователи обнаружили, что профессора, позволившие своим студентам использовать технологии в командных условиях для придумывания нового продукта или идеи, наиболее способствовали улучшению творчества студентов."

    https://zen.yandex.ru/media/diged/ispolzovanie-tehnologii-v-klasse-prevoshodit-lekcii-po-razvitiiu-kreativnosti-5e575fd223af6e788c2245d6?&utm_campaign=dbr

    Можно предположить, что и в школе это работает.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 лет

    Род деятельности: Предприниматель

    Регион проживания: Московская область, Россия

  13. Олег Чаленко 12 Марта, 2020, 14:29

    Это скорее для кружковой работы, когда необходимая совокупность предметов уже в значительной мере пройдена

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 лет

    Род деятельности: —

    Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Виктор Рябцовский 12 Марта, 2020, 17:37

      "Это скорее для кружковой работы, когда необходимая совокупность предметов уже в значительной мере пройдена"

      Ошибочное мнение и мой личный пример и моих друзей по кружку радио. Начинали в 7-8 классе, когда 7-классники даже не проходили электричество. Почти каждый второй закончил университет по специальности электроника, некоторые закончили техникумы по этой специальности. Выход 80% стали специалистами в данной области. Причем даже 8-классники и я в том числе пришли 1 сентября, когда не знали даже азов, а через 2-4 месяца собирали усилители, я выписал журнал радио, и как раз начали печатать серию статей по расчету усилителей на транзисторах, представьте я разобрался сам в расчетах усилителей на транзисторах, правда позднее решил все-таки закончить и этот университет, чтобы стать инженером широкого профиля, разбирающего профессионально в лазерах и электронике. С лазерами практически столкнулся при защите диплома, руководитель проектировал и испытывал аппаратуру для автоматической фильтрации руды, падающие куски породы с низким содержанием отклонялись и летели в отбросы. В жизни так сложилось, что пришлось поработать в трех областях инженерной деятельности, каждый раз одна область вела в другую. От большегрузных самосвалов КОМАЦУ в электронику и далее в программирование. Интерес к профессии часто рождается в школьные годы, а сегодня ребята идут в профессию слабо представляя нюансы будущей работы. Кружки в жизни могут сыграть большую роль, чем предметы в школе, очень мало ребят, у которых в глазах живой интерес. Школа часто напрочь убивает интерес у многих детей, мало учителей с творческой жилкой, которые могут увлечь детей и подростков.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Московская область, Россия

  14. Олег Чаленко 13 Марта, 2020, 0:20

    Резонно, но это и есть по-сути кружковая (внешкольная) работа.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 лет

    Род деятельности: —

    Регион проживания: Ярославская область, Россия

  15. Мария Семенова 22 Марта, 2020, 20:20

    Хорошая работа .

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 месяцев

    Род деятельности: Воспитатель в дошкольной организации

    Регион проживания: —