Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Место творчества в современной школе

Вчера президент страны В.В. Путин сказал: «Всегда в образовании должен присутствовать элемент творчества».  И мы решили поговорить с учителями,  учениками и директорами нескольких школ о том, как они относятся к творческой составляющей образования.

урок

Елена Павловна, учитель иностранного языка: «Мысль президента, конечно, правильная: творчество в образовании необходимо. Но проблема в том, что творчеством могут заниматься далеко не все. И диплом педвуза совершенно не гарантирует того, что человек, работая в школе, сможет привносить в свою работу творчество.

Творчество – это всегда созидание чего-то нового. А много ли вообще в мире созидателей?

Если ставить целью присутствие в образовании творческой составляющей, тогда надо кардинально менять подход к приему в педагогические вузы, устраивать творческие конкурсы, и принимать только тех, кто их успешно прошел. Но я не особо верю, что в нашей стране (как в любой другой) найдется достаточное количество людей, которые, во-первых, способны к творчеству, а во-вторых, хотят быть учителями».

Игорь, одиннадцатиклассник: «А что Путин в данном случае понимает под творчеством? Развивающие, творческие предметы типа рисования или музыки? Так они есть. Или творческий подход каждого учителя к преподаванию? А зачем он нужен, например, учителю физики или химии? Часов на эти предметы и так мало, если в уроки еще творчество добавить, то о подготовке к ЕГЭ можно забыть. И я не понимаю, что такое – творчество в работе учителя? Это когда он работает не по программе, а по порыву души? Или сочиняет новые задачи? Я, правда, не понимаю».

Кирилл Сергеевич, учитель истории и обществознания: «Я полностью согласен с нашим президентом, и всегда утверждал, что преподавание – дело творческое. И все годы работы в школе я старался творчески осмыслять каждую стоящую передо мной, как перед учителем, задачу и подходить к ее решению тоже творчески. Например, я никогда не пользуюсь чужими презентациями для уроков, всегда делаю сам. Все время разрабатываю интерактивные игры,  викторины, интеллектуальные марафоны по своим предметам. Мои разработки много где опубликованы, и я  с ними в конкурсах не раз побеждал. А как иначе?

Детей надо заинтересовывать предметом, а обычным уроком это сделать трудно. Вот и приходится что-то выдумывать, изобретать, творить.

И детям это нравится, я вижу отдачу, вижу результат. Так что Владимир Владимирович снова абсолютно прав, рекомендую всем прислушаться к его словам».

Директор школы, попросивший не указывать его имени и отчества: «Я сейчас сужу не как учитель, а как руководитель. И как руководитель могу сказать, что против творчества в образовании.

Потому что творчество может быть только там, где свобода и фантазия. А свобода + фантазия – это всегда в итоге проблемы.

Да, можете называть меня формалистом и сухарем, но я несу ответственность за все, что происходит в школе, и я больше всех заинтересован в том, чтобы у нас был порядок, чтобы каждый выполнял свои обязанности, чтобы все происходило согласно законам, программам, планам  и распоряжениям вышестоящего начальства. А как только мы начинаем позволять творческие поиски и творческий подход, начинается бардак».

Светлана, десятиклассница: «Не представляю себе творчества в образовании, если речь не о музыкалке или художке. Образование – это передача знаний, а творчество – это создание нового. Ну и как это можно совместить?»

Ольга Георгиевна, учитель биологии: «Занятие творчеством предполагает наличие достаточного для этого времени, возможность сконцентрироваться на процессе, вдохновение, полет фантазии, много выделенных ресурсов, а всего этого сейчас в школе нет. Когда заниматься творчеством, если у тебя 40 уроков в неделю, лабораторные (а лаборанта нет), тетради, электронный журнал, классное руководство и т.д. Откуда взять силы, время и желание на творчество?

Замордованный, униженный и вынужденный пахать человек на творчество не способен.

Нет, наверное, у нас есть школы, в которых все иначе. Те самые, которыми руководят именитые директора, куда лучших детей отбирают, где всеми бумажками занимаются отдельные люди, а у учителей нормальные зарплаты. Вот там, наверное, все учителя – творцы. Но много ли таких школ? А в массовой школе как-то не до творчества».

Ева, одиннадцатиклассница: «Мы, даже когда сочинение по русскому языку на лингвистическую тему при сдаче ОГЭ писали, предварительно заучивали шаблон. Потому что шаг вправо, шаг влево от шаблона, и эксперт на проверке твоего творчества не оценит, а снимет баллы».

Ольга Ивановна, директор школы: «Я начинала работать учителем 45 лет назад. Тогда никто ни о каком творчестве в школе не говорил. Но оно было. А больше всего его было в 90-ые годы. Когда мы были совершенно свободны в выборе программы, учебника, методов. И творили! Не все, конечно. Только те, кто мог и хотел. Потому что была свобода, не было такого тотального контроля, неусыпного надзора. Тогда учителю доверяли, ну или просто дела до него никому не было. И это было самое творческое время. И, знаете, результаты тоже были ого-го! Какая в школе была атмосфера! Какие дискуссии на уроках! Как глаза горели и у детей, и у нас! Сейчас такое просто невозможно.

Наше творчество задушено.

И президент может говорить что угодно с высокой трибуны, но орда чиновников способна уничтожить любой живой росток творчества, полета, поиска». 

Екатерина Вячеславовна, учитель биологии: «Президент прав! И ведь ФГОСы прямо от нас требуют творческого подхода. И есть в нашей работе творчество. Мы идем в ногу со временем, отвечаем на его вызовы. Недаром ФГОСы ввели, потому что время изменилось, теперь работать надо иначе.  

И все учителя, которые работают по новым стандартам, - конечно, очень творческие люди.

А иначе в наше время нельзя!»


Автор

Светлана Лаврентьева

Все материалы автора

Количество подписчиков: 10

Подписаться Отписаться

Комментарии (13)

  1. Фаиля Мусиевна Ситдикова 20 Октября, 2017, 23:05

    Одарённым считают ученика, имеющего хорошие результаты на НПК или ВОШ... А победы в творческих конкурсах не являются признаками (критериями) одаренности...

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Башкортостан, Россия

    • Валерий Ганузин 21 Октября, 2017, 17:23

      Уважаемая Фаиля Мусиевна! Не знаете почему на Педсовете нет Олега Григорьевича Громыко?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

  2. Валентина Власова 21 Октября, 2017, 5:03

    Выбор приёмов, методик у каждого учителя свой индивидуальный, соответственно - творческий, мотивационный. Поэтому - каждый учитель ТВОРЕЦ, АРТИСТ.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Хакасия, Россия

    • Светлана Лаврентьева 21 Октября, 2017, 13:36

      Мне кажется, выбор методик и приемов - это не творчество. Творчество - это создание приемов и методик. А вот на это у российских учителей нет ни времени, ни иных ресурсов.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Александр Горячев 21 Октября, 2017, 16:47

      Немного непонятно, речь идёт о творчестве учителя или о творчестве учеников.
      Я полагаю, что творчество учителя как необходимый элемент его работы это чересчур, не за эти деньги, извините за прямоту.
      А работая по какой-то готовой методике, выдавать ученикам творческие задания, это можно, это нормально.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: —

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Валерий Ганузин 21 Октября, 2017, 16:51

      Речь идет о совместном творчестве ученика и учителя!
      Но не все ученики и учителя (даже за деньги) могут творить!!! Как быть с нетворЧескими?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Валерий Ганузин 21 Октября, 2017, 16:58

      Уважаемая Светлана Витальевна! Сократу принадлежит фраза: «Кто хочет действовать, тот ищет возможности, кто не хочет — ищет причины».

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Валерий Чернухин 21 Октября, 2017, 17:12
      Выбор приёмов, методик у каждого учителя свой индивидуальный, соответственно - творческий, мотивационный. Поэтому - каждый учитель ТВОРЕЦ, АРТИСТ.
      Мне кажется, выбор методик и приемов - это не творчество. Творчество - это создание приемов и методик. А вот на это у российских учителей нет ни времени, ни иных ресурсов.

      Ну почему же. Учителя как раз больше создают свои методики. Хотя бы потому что практически не знакомятся с другими. Они мало читают. Мало вникают. Но свой опыт даёт возможность создать свое, пусть даже это будет велосипед.
      Это тем более актуально ввиду отсутствия внятного методобеспечения.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • Валерий Чернухин 21 Октября, 2017, 17:14
      Выбор приёмов, методик у каждого учителя свой индивидуальный, соответственно - творческий, мотивационный. Поэтому - каждый учитель ТВОРЕЦ, АРТИСТ.
      Мне кажется, выбор методик и приемов - это не творчество. Творчество - это создание приемов и методик. А вот на это у российских учителей нет ни времени, ни иных ресурсов.

      Я не случайно МНОГОКРАТНО писал, что почти все учителя - "гении-одиночки". Даже если они и пишут о своем, то как ЕДИНСТВЕННЫЕ авторы. При этом они очень вяло знакомятся с трудами коллег - то ли воспринимают их как малозначащие, то ли лень. А в учительской среде категорически не принято статьи в своих школах публично обсуждать.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

  3. Ирина Прокопьева 21 Октября, 2017, 10:41

    Да конечно хорошие слова. Но давайте так, для того чтобы заниматься бумажками (отчёты, журналы и т.д.) наймём работника в школу - допустим секретаря, он будет все отчёты сдавать, журнал электронный заполнять и т.д. Мы же как учителя займёмся наконец-то своими прямыми обязанностями - подготовим урок (все необходимое для урока), а в остальное время займёмся творчеством.
    А сейчас что происходит, уроки отвел, отчёты по контрольным написал, журнал бумажный заполнил, электронный журнал заполнил, отчёты по проведенному мероприятию предоставил и т.д. Какое творчество??? К урокам времени подготовиться нет.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 2 месяца

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: —

    • Татьяна Проворова 21 Октября, 2017, 17:47

      Ирина, продолжу ваш список: ежедневно подал секретарю отсутствующих, собрал справки и заявления с родителей о пропусках, отчитался перед замом, показывая все документы (вдруг ты что подделал?)... и учи-работай...
      сдал отчеты соцпедагогу о мероприятиях в социальном направлении... и учи-работай...
      заму по безопасности показал журнал инструктажей по ПДД, противопажной, электро и т.д... и учи-работай...
      в пятый раз переделал рабочую программу, так как Положение администрация обновила... и учи-работай...
      написала новость на сайт школы и учи-работай...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 месяц

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Севастополь, Россия

  4. Валерий Романов 23 Октября, 2017, 18:12

    Моя позиция это потенциальный работодатель. Пока читал комментарии, мне назойливо представлялся нерадивый работник с фразой «это не моё, это не я должен делать…». Все дети творческие люди, только каждый по своему. Не надо стремиться делать из каждого творческого физика и писателя. Но каждый должен выделять ребят, склонных к изучению его предмета. Поддерживать интерес узнать что-то новое по теме. Привлекать к проектным работам.
    О понятии что такое творчество. Общеобразовательная школа это прежде всего получение комплекса обязательных, базовых знаний. Поэтому и не надо требовать от школьников открытия новых законов. Творчество школьника это стремление значь чуть больше школьной программы. И если учитель будет содействовать ученику, то получат творческое развитие и учитель и ученик. Если ученики делают проекты, то ВСЕ они должны поощряться. Как? Это отдельный разговор.
    Теперь о вас, учителя. Вы чего имеете против электронных журналов?! Это тот же элемент творчества, ваш инструмент для помощи в работе, осваивайте все его возможности.
    Директора, вы по должности обязаны организовать труд учителя, по максимуму освободив от непрофильных работ. Для начала создайте систему, исключающую дублирование электронной информации на бумаге. Это ваша святая обязанность.
    Про чиновников молчу. Те заняли исключительно удобную позицию, оставив себе право тотального контроля без какой-либо ответственности. Ваша святая обязанность продвигать в школы современные технологии подачи и усвоения материала. Применение ИТ в школе, чем не творчество?
    Перейду к электронным учебникам. Спрашивается, почему с таким ужасным скрипом для них открываются ворота в школы?! Большинство учителей даже понятия не имеют, что такое настоящий электронный учебник. Учитесь сами и учите с начальной школы, как работать с электронной учебной информацией. Это кстати путь снижения трудоемкости для школьника и учителя.
    Ну далее надо говорить о балансе основного и дополнительного образования. Это претензии уже к Минобрнауки. При современной учебной нагрузке в основной школе очень трудно говорить о творческом развитии ребенка. Как минимум надо освобождаться от традиционных домашних заданий. Да и программы по предметам надо хорошо почистить. Надо освободить время для кружков по интересам, не важно где они будут организованы, в школе, ЦДТ или в коммерческой организации.
    Кстати, работайте с бизнесом активней, подключайте родителей.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 месяц

    Род деятельности: Пенсионер

    Регион проживания: Вологодская область, Россия

    • Сергей Серебряков 27 Октября, 2017, 18:44

      "Валерий Романов. Моя позиция это потенциальный работодатель."
      С мнением Валерия о творчестве полностью согласен.
      О чиновниках даже говорить не хочется.
      Что же касается электронных журналов и ЭОР, то здесь вопрос весьма серьёзный. В подавляющем большинстве провинциальных школ материальная база оставляет желать много лучшего. А школьный "интернет"...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Новгородская область, Россия