Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Когда учитель имеет право быть злым

Чем больше в СМИ появляется сообщений о фактах агрессивного поведения учителей по отношению к ученикам, тем чаще в обсуждениях этих событий учителя пишут: «Его/ее просто вывели из себя. Учитель – тоже человек! И имеет право на эмоции! И иногда вынужден быть злым!». 

Итак, когда учитель имеет право быть злым? 

Никогда!

Почему?

Несмотря на то, что иногда повышение голоса и выплеск негативных эмоций могут прекратить плохое поведение учеников -  из-за естественной реакции страха - это никогда не пойдет на пользу в долгосрочной перспективе.

Подобное поведение учителя только усложняет процесс управления классом. 

Когда учитель идет на поводу у негативных эмоций и демонстрирует их детям в качестве последствия могут произойти две вещи.

Во-первых, такое поведение учителя вызовет ухудшение эмоциональной атмосферы в классе и взаимоотношений с учениками. Неприязнь и обида детей, которые они непременно ощутят в ответ на негатив учителя, снизят уровень доверия к педагогу и пошатнут его авторитет. 

Когда ученики боятся или опасаются учителя, его неодобрение плохого поведения или проблем с успеваемостью перестает быть значимым для учащихся. 

Влияние такого учителя будет незначительным, и единственная причина, по которой дети вообще будут обращать внимание на педагога или прилагать какие-либо усилия в учебе, - это внешние факторы, такие как их родители, перспективы попасть в кабинет директора и т.д. 

Сложные дети, в частности дети с проблемами в обучении, сниженными социальными, эмоциональными или умственными способностями, страдают больше всего. Они склонны регрессировать, выключаться и вообще прекращать стараться.

Во-вторых, учитель, позволяющий себе выказывать негативные эмоции, тем самым облегчает нагрузку на своих учеников.

Рассмотрим две ситуации, в которых есть класс и учитель. В обеих ситуациях класс или его отдельные представители повели себя непозволительно: шумели во время урока, мешали учителю и друг другу или как-то иначе нарушали правила поведения. В первом варианте учитель сдержал негативную реакцию: не повысил голоса, ни использовал оскорбления или грубые слова и уж тем более не применял физическую силу. Выразил свое отношение к происходящему с помощью тщательно подобранных слов, объясняющих, что такое поведение нарушает принятые в школе и приличном обществе правила, мешает учителю выполнять свою работу, а соученикам получать знания. Во втором варианте учитель сорвался, позволив себе выплеск эмоций. В первой ситуации всем присутствующим понятно, что виноваты нарушители дисциплины, это понимают и сами нарушители и у них есть шанс почувствовать раскаяние. Во второй ситуации вина ложится и на хулиганов, и на учителя. И это очевидно для всех. Тяжесть вины в этом случае на нарушителей дисциплины давит куда меньшая.  Баланс раскаяния смещается от них на учителя.

Болезненно и остро реагировать на нарушения дисциплины, становиться мстительным и давать свободу своим негативным эмоциям не только неэффективно, но и по-детски. А учитель - лидер и образец для подражания в классе, который должен быть старше, мудрее, спокойнее, выдержаннее и терпеливее своих учеников.

На основе статьи

Подписаться на канал Светланы Лаврентьевой
 


Автор

Светлана Лаврентьева

Все материалы автора

Количество подписчиков: 166

Подписаться Отписаться

Комментарии (18)

  1. Владимир Головняк 4 Апреля, 2019, 6:39

    Так понимаю, автор сего - простой учитель в простой школе, и своим примером показывает как надо выполнять всё, что тут написано?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Краснодарский край, Россия

    • Светлана Лаврентьева 4 Апреля, 2019, 14:11

      Да. 8 лет работы в простой школе. Ни одного срыва на детей.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Владимир Головняк 4 Апреля, 2019, 18:20
      Так понимаю, автор сего - простой учитель в простой школе, и своим примером показывает как надо выполнять всё, что тут написано?
      Да. 8 лет работы в простой школе. Ни одного срыва на детей.

      А можно узнать,а) 8 лет в какие годы? 2) Простая школа - это где? в деревне? 3) А потом почему не продолжили работать в школе, причины? 4. Если бы на уроке вам ученик сказал, что ваши муж и сын педики, Ваши действия?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Краснодарский край, Россия

    • Светлана Лаврентьева 4 Апреля, 2019, 18:25

      2009 - 2017
      В городе.
      Не сошлись характерами с новым директором.
      Предложила бы обсудить эту тему после урока. И после урока обсудила бы.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Sergey Pаssionar 4 Апреля, 2019, 22:53
      Так понимаю, автор сего - простой учитель в простой школе, и своим примером показывает как надо выполнять всё, что тут написано?
      Да. 8 лет работы в простой школе. Ни одного срыва на детей.

      Срыв... что это? У женщин истерики случаются как вариант нормы, и иногда полезны, обоюдная встряска.
      У мужчин - контролируемы и осознаны в 99, 9999....
      Опасны не срывы, а не контролируемое субъектом, учителем поведение, но это же из области медицины... , если сдерживать порывы, то рано или позно, но обязательно сорветесь, надо срываться! Демонстративно, естественно.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 месяцев

      Род деятельности: Воспитатель в дошкольной организации

      Регион проживания: —

  2. tixi fixi 4 Апреля, 2019, 13:37

    да, это из жизни роботов, где афтор - железяка еще та -несгибаемая или наглотавшаяся успокоительного.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 месяцев

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: —

    • Светлана Лаврентьева 4 Апреля, 2019, 14:10

      Ошиблись. Автор - не железяка. И успокоительные употребляю крайне редко. И эмоции испытываю самые разные, в том числе и негативные, в том числе и в качестве реакции на поступки и слова детей. Только вот при детях выхода им не даю. Знаете, не сложно.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Sergey Pаssionar 4 Апреля, 2019, 22:57
      да, это из жизни роботов, где афтор - железяка еще та -несгибаемая или наглотавшаяся успокоительного.
      Ошиблись. Автор - не железяка. И успокоительные употребляю крайне редко. И эмоции испытываю самые разные, в том числе и негативные, в том числе и в качестве реакции на поступки и слова детей. Только вот при детях выхода им не даю. Знаете, не сложно.

      Кончики губ уже опущены, носогубная резкая - учитель печального образа, к 60 - привычно печальный страдальческий образ учительницы... плохо это, для здоровья плохо.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 месяцев

      Род деятельности: Воспитатель в дошкольной организации

      Регион проживания: —

  3. 0 0 4 Апреля, 2019, 15:50

    8 лет - это не срок, это самый расцвет. Полно сил, здоровье отличное, выгорания нет, все интересно, полно идей, хватает сил на их осуществление, дети - ровесники твоих собственных, и ты относишься ко всем как к своим...
    ...
    А теперь нам возраст пенсионный еще увеличили. И значительно выросла дополнительная нагрузка, связанная с подготовкой и проведением экзаменов, а теперь вот и ВПР еще, которые проводятся практически в экзаменационном режиме. А в классах - дети с ОВЗ. задержкой развития и проч. (без сопровождения!!!).
    Я вот сравниваю ту школу, куда пришла работать когда-то и нынешнюю - ну так это небо и земля. Это два разных учреждения.

    Короче, проблемы будут только нарастать.

    Статус в сообществе: Конфиденциально

    На сайте: 13 лет

    Род деятельности: —

    Регион проживания: —

    • Светлана Лаврентьева 4 Апреля, 2019, 18:28

      У меня много друзей и знакомых - учителя. В возрасте от 25 до 70 лет. Многие работают учителем всю жизнь. Кто-то из них позволяет себе срывы на детей, кто-то - нет. Значит, второе возможно? Даже в 70 лет и после 45 лет работы в школе? И да, я знаю двоих, кто навсегда ушел из школы после того, как пришло понимание, что сил нет, что эмоции прорываются. Ушли и нашли себя за пределами школы.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Sergey Pаssionar 4 Апреля, 2019, 22:25
      8 лет - это не срок, это самый расцвет. Полно сил, здоровье отличное, выгорания нет, все интересно, полно идей, хватает сил на их осуществление, дети - ровесники твоих собственных, и ты относишься ко всем как к своим...
      ...
      А теперь нам возраст пенсионный еще увеличили. И значительно выросла дополнительная нагрузка, связанная с подготовкой и проведением экзаменов, а теперь вот и ВПР еще, которые проводятся практически в экзаменационном режиме. А в классах - дети с ОВЗ. задержкой развития и проч. (без сопровождения!!!).
      Я вот сравниваю ту школу, куда пришла работать когда-то и нынешнюю - ну так это небо и земля. Это два разных учреждения.

      Короче, проблемы будут только нарастать.
      У меня много друзей и знакомых - учителя. В возрасте от 25 до 70 лет. Многие работают учителем всю жизнь. Кто-то из них позволяет себе срывы на детей, кто-то - нет. Значит, второе возможно? Даже в 70 лет и после 45 лет работы в школе? И да, я знаю двоих, кто навсегда ушел из школы после того, как пришло понимание, что сил нет, что эмоции прорываются. Ушли и нашли себя за пределами школы.

      В эмоциях учителя, порыве эмоций нет ничего не нормального!
      Да, контроль на собой терять нельзя в крайностях, как на любой другой позиции в обществе. Неадекватность ситуации в классе у учителя очень тонко чувствуют дети, может тоньше взрослой аудитории, но не всегда могут выразить словами.
      Злобу уж точно нельзя скрыть, просекут и начнут несознательно, подсознаельно мстить....
      Важна искренность, открытость и железный профессионализм, в том числе актера убедительно играющего всё способствующее результату и укреплению уверенности ученика в своей силе ученичества.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 месяцев

      Род деятельности: Воспитатель в дошкольной организации

      Регион проживания: —

  4. Николай Мимеев 4 Апреля, 2019, 18:14

    Вот вспомнился случай из первого года работы. Дали мне замену в 8Б, который прослыл по школе, как самый-самый хулиганистый.
    Замена в таких ситуациях стократно усугубляет ситуацию.
    "Проверять" меня начали с первой минуты. Весь класс предвкушал заранее 45 минут сплошного удовольствия. Особенно старался их лидер, стимулируемый поощрительным хихиканьем всего класса. Я понимал, что ввязаться в перепалку -- значит проиграть полностью и навсегда. Сквозь шум и гам я начал рассказывать новую тему и сделал вид, что ходить по классу, при этом, моя обычная практика. План уже был. Когда я проходил мимо лидера, в сторону доски, он на несколько секунд замолкал. Так я сделал два круга, полностью усыпив его бдительность. На третьем круге решил действовать. Пройдя мимо него, незаметно замедлил шаг, дождался возобновления его концерта и резко повернувшись ударил по его столу, одновременно выкрикнув: "В УГОЛ".

    Многие не верят, что телепортация существует. Мы с классом в этом убедились. Не успел звук долететь до угла, как объект уже оказался там. Потом узнал, что с этого момента лидер в классе поменялся. Бразды принял более адекватный.

    "Забавно" то, что ничего подобного впредь повторять не приходилось.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: Владимирская область, Россия

    • tixi fixi 4 Апреля, 2019, 19:55
      Вот вспомнился случай из первого года работы. Дали мне замену в 8Б, который прослыл по школе, как самый-самый хулиганистый.
      Замена в таких ситуациях стократно усугубляет ситуацию.
      "Проверять" меня начали с первой минуты. Весь класс предвкушал заранее 45 минут сплошного удовольствия. Особенно старался их лидер, стимулируемый поощрительным хихиканьем всего класса. Я понимал, что ввязаться в перепалку -- значит проиграть полностью и навсегда. Сквозь шум и гам я начал рассказывать новую тему и сделал вид, что ходить по классу, при этом, моя обычная практика. План уже был. Когда я проходил мимо лидера, в сторону доски, он на несколько секунд замолкал. Так я сделал два круга, полностью усыпив его бдительность. На третьем круге решил действовать. Пройдя мимо него, незаметно замедлил шаг, дождался возобновления его концерта и резко повернувшись ударил по его столу, одновременно выкрикнув: "В УГОЛ".

      Многие не верят, что телепортация существует. Мы с классом в этом убедились. Не успел звук долететь до угла, как объект уже оказался там. Потом узнал, что с этого момента лидер в классе поменялся. Бразды принял более адекватный.

      "Забавно" то, что ничего подобного впредь повторять не приходилось.

      действительно пример жизненный, и прием заменил многие часы ожидания прозрения со стороны неадеквата, который напрашивался и его нужно было обязательно поставить на место. Что важно, простое спокойствие и невозмутимость здесь были явно проигрышным вариантом. Люди, как и страны мира "уважают" силу, а уж затем разум.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: —

  5. Валерий Ганузин 4 Апреля, 2019, 20:40

    Когда учитель имеет право быть злым?
    Когда придет домой, а дома нет мужа до раннего утра. Вот когда учитель имеет право быть злым. Но только на мужа. А в школе он на работе и должен свой гнев гасить, что бы дети не видели этого гнева. Иначе дети будут постоянно стараться вывести учителя из равновесия, заколбасить учебное время, да еще и нехорошее прозвище дадут.

    Учителям нравиться или нет, когда на них кричат кассиры в магазине, клерки в жеках, директора в школах?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Sergey Pаssionar 4 Апреля, 2019, 23:00
      Когда учитель имеет право быть злым?
      Когда придет домой, а дома нет мужа до раннего утра. Вот когда учитель имеет право быть злым. Но только на мужа. А в школе он на работе и должен свой гнев гасить, что бы дети не видели этого гнева. Иначе дети будут постоянно стараться вывести учителя из равновесия, заколбасить учебное время, да еще и нехорошее прозвище дадут.

      Учителям нравиться или нет, когда на них кричат кассиры в магазине, клерки в жеках, директора в школах?

      Я обычно отвечаю, резче, но спокойно и громко. Когда противник в истерике бьётся от пол в бессилии, добиваю.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 месяцев

      Род деятельности: Воспитатель в дошкольной организации

      Регион проживания: —

  6. Ольга Олейник 8 Апреля, 2019, 19:58

    Автор текста явно недавно защитил диссертацию и давно работал в школе.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 месяцев

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Республика Крым, Россия

  7. Анатолий Гарновский 16 Апреля, 2019, 15:00

    Как то обсуждение не туда вроде бы ушло: мне кажется, что быть злым и срывы у учителя - не одно и то же. Я не злой, дети иногда на перерывах гроздьями на мне висят, при этом на уроке грохнуть чем нибудь об парту или сказать несколько обидных в другой ситуации слов позволяю себе регулярно - дети воспринимают все адекватно. А вот держать в себе эмоции - вот это действительно "быть злым". (в школе уже 25 лет учителем, если интересно, но детей до сих пор воспринимаю , как своих)

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 месяцев

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Минская область, Беларусь

  8. Мария Семенова 31 Августа, 2019, 13:20

    Неадекватные дети могут быть в школе, и это не зависит от учителя. Диагноз ставит ПМПК, и родители часто просто не ведут туда ребенка. Без их желания и согласия перевод в коррекционную школу невозможен.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 2 месяца

    Род деятельности: Воспитатель в дошкольной организации

    Регион проживания: —