Как стать нацистами за три дня: школьный эксперимент 1967 года

В 1967 году Рон Джонс, учитель истории в одной из школ города Пало Альто, штат Калифорния, рассказывал в классе о событиях, приведших к Холокосту. Многие из учеников не могли понять, как обычные немцы «купились» на пропаганду фашизма, поэтому Джонс решил, что лучший способ объяснить - это продемонстрировать такие приемы на практике.

Один из его бывших учеников вспоминал, что Джонс в какой-то момент сказал классу: «Мы проведем эксперимент. Обещаю, никто не пострадает». Несвойственным для него угрожающим тоном он огласил список правил, которым теперь всем придется следовать в классе. Это было несколько странно, но, как и любое отвлечение от монотонной рутины старшей школы, - поначалу даже забавно.

Сначала Джонс сказал, что эксперимент продлится всего один день. Но когда он пришел в школу на следующий день, ученики уже стояли, как вкопанные, за своими партами. И, как им и было наказано днем раньше, они хором воскликнули: «Доброе утро, мистер Джонс!». Учитель слегка опешил и сказал приглушенно: «Боже ты мой». Эксперимент, который Джонс назвал «Третья Волна», продолжился.

Один из его бывших учеников в интервью в документальном фильме 2011 года Lesson Plan: the Story of the Third Wave (в русскоязычном прокате не выходил) поделился некоторыми подробностями. «Первые несколько дней это была игра. Было много правил, приходилось заниматься много чем…»  Правила включали приветствие салютом в нацистском стиле, необходимость вставать, чтобы задать вопрос (строго тремя словами или короче), и работу над коллективным проектом по «устранению демократии». Символом «Третьей Волны» было единство, что было отражено на баннере группы и ее логотипе: на нем были слова «Сила в вовлечении» и «Сила в дисциплине». Также ученикам запретили собираться в группы больше двух человек (хотя, по информации школьной газеты тех времен, не двух, а трех).

Ученикам сказали, что если они поучаствуют в эксперименте, все получат «пять». Если кому-то придет в голову мысль сместить Джонса с позиции лидера,  все получат «два». Если кто-то откажется участвовать - его запрут в библиотеке.

И, наверно, самое важное: Джонс упомянул, что правила «Третьей Волны» применялись как в школе, так и за ее пределами, даже дома. Если ты увидел другого члена группы на улице и не встретил его салютом, ты мог попасть под трибунал. Наказанием за нарушение правил была ссылка в библиотеку - то есть изгнание из группы. Один ученик вспоминает: «никто не знал, кто следующим утром придет в школу и «сдаст» тебя. Атмосфера дружеского общения между учениками быстро разрушилась».

Атмосферу дружбы заменила атмосфера страха. Слухи плодились один за другим. Даже лучшие друзья перестали доверять друг другу. «Единство», которое так подчеркивалось идеологией группы, дополнялось подозрительностью.

На четвертый день Джонс почувствовал, что эксперимент выходит из-под контроля. «Игра» привлекла внимание других студентов, и количество участников группы стремительно росло. Даже появилось активная «оппозиция». В этот момент Джонс решил, что пора заканчивать. Он объявил, что «Третья Волна» была частью национального движения, и пригласил всех на собрание следующим утром, где будет объявлен кандидат в президенты США от их «партии».

Следующим утром, когда все собрались в аудитории, Джонс включил телевизор. Сначала он показывал статику. После нескольких минут гробовой тишины Джонс объявил, что они стали частью эксперимента по зарождению фашизма. В конце собрания по телевизору был показан фильм о нацизме.

Свидетели говорят, что почувствовали облегчение. Некоторые до ужаса испугались того, насколько легко и непринужденно они переняли фашистскую манеру поведения и идеологию. Некоторые просто утвердились в мысли, что их догадки о странном поведении учителя оказались верны.

Эксперимент стал вдохновением для многих художественных фильмов: например, американский фильм 1981 года The Wave, и немецкая картина 2008-го года с тем же названием (Die Welle). Некоторые родители, однако, были настроены против такой манеры обучения, заявив, что Джонс просто использовал свой статус учителя и доверие детей, чтобы идеологически «накачать» его аудиторию - тогда как целью было показать, насколько легко люди «накачиваются».

Но в качестве демонстрации процесса нормализации фашизма - удовольствие от ощущения членства, страх исключения, комфорт дисциплины и строгих правил - нельзя спорить, что эксперимент достиг своей цели. Он наглядно демонстрирует, к чему пришла теоретик Ханна Арендт, наблюдавшая за делом Адольфа Айхманна во время Нюрнбергских процессов: большинство членов СС, как и других людей, воевавших на стороне фашистов, были «устрашающе нормальными и приличными людьми».

Источник.

Оригинальное название:  This 1967 classroom experiment proved how easy it was for Americans to become Nazis

Перевод - Михаил Лаврентьев

Воспитание
Вам будет интересно: