Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Как платить по-честному? Продолжение

Платить по-честному, – значит за результат. Сразу вопрос: что считать результатом работы школьного учителя и как его измерить? Написанное далее исследует этот вопрос на примере урочной деятельности учителя-предметника. Внеурочная работа педагога, а также уроки учителей специфических школьных дисциплин, учителей начальной школы и иная деятельность школьных педагогов здесь не рассматриваются.

Я не ставил перед собой задачу показать готовое решение. У меня его сегодня нет.

Я хочу изложить новые принципы, радикально иной подход в оценке работы учителя, чтобы раздвинуть сложившиеся стереотипы и помочь вам взглянуть на поставленную задачу не изнутри, а снаружи, со стороны, издалека.

Итак,

Результат учителя: что это и чем его измерить?

В ныне действующей модели оценки работы учителя за основу принято количество часов, которые педагог проводит с детьми на уроке. Такой подход вполне оправдан, за исключением одного. Он не измеряет и не учитывает то, насколько результативно учитель использует рабочее время, насколько эффективно педагог решает задачи школы.

Более того, происходящее на уроке остаётся неизвестным никому, кроме присутствующих. Вполне реальной видится история, недавно описанная коллегой в одном из комментариев на Педсовете, где учитель несколько раз репетировал в классе с детьми свой открытый урок, прежде чем его «открыть». Коллега признался, что случайно узнал об этом от учеников. И не написал, получил ли тот учитель за свой «открытый урок» категорию.

Существующая система измерения работы учителя полагается на то, что «учитель – это призвание», «учитель, он - творец», учитель – профессионал, и потому эта система никак не защищена от возможной халтуры.

Учитель может прийти неготовым к уроку, провалять дурака сорок минут и компенсировать это большим заданием на дом. Или он может быть просто неспособным доходчиво объяснять. Или он может использовать урок как рекламную площадку для продвижения своих репетиторских услуг. Или он может быть директором школы, который вечно опаздывает на урок «по уважительной причине», и которого через раз выдёргивают с половины урока.

А отсутствие результата у учеников всегда можно списать на их нежелание и неспособность учиться. Вы точно уверены, что такое невозможно? Я не про вас конкретно.
Если сюда добавить ещё и субъективность оценки ученика учителем, то мы получим полное оправдание необходимости всех этих ВПР, ЕГЭ и ГИА. Мало того, что действующая модель не застрахована от халтуры, она ещё и загружает нас дополнительным контролем и инспектированием.

Что можно предложить взамен?

Есть один вариант.

Надо измерять результативность работы УЧЕНИКА на уроке

Это сделать несложно, если наша школа станет работать по-иному. (“Ну вот, щас начнётся!”)

Сегодня только ленивый не высказался о том, что в обучении нужен деятельностный подход. Почти все согласились с этим, а новые ФГОСы закрепили это законодательно. Однако до сих пор никто не знает, как это можно организовать.

Все эти «Мобилизующий этап», «Самоопределение учащихся на основе антиципации», «Момент осознания учениками недостаточности имеющихся знаний» и т.д. выглядят весьма надуманными и, как следствие, не находят широкого применения. Урок в массе своей остаётся традиционным, учителя по-прежнему остаются для детей источниками знаний, а дети большую часть времени – пассивными слушателями.

От этого надо избавиться. Но как?

Надо позволить детям самостоятельно изучать предмет по учебнику

Уже слышу: “Опять он за своё! Как самостоятельно? Они с учителем-то не могут! Они и читают-то по слогам! И вообще, они давно ничего не хотят!”

А вы хотели бы разгадывать кроссворд, если бы кто-то рядом с вами не давал вам подумать и раньше вас называл бы правильный ответ? А вам больше нравится самим принимать решение или вы предпочитаете, чтобы вам кто-то указывал? А вы сами лучше знаете себе цену или нуждаетесь в чужой оценке?..
Глупые вопросы, не правда ли?

Чтобы ученик смог самостоятельно изучать предмет по учебнику, нужно решить всего две задачи:
1.    Научить его учиться.
2.    Создать настоящие учебные материалы для школьника.

Это всё, что нужно сделать. И мы вроде бы это делаем, но совсем не так, как надо.

Под «научить учиться» я подразумеваю

НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ЧИТАТЬ С ПОНИМАНИЕМ ПРОЧИТАННОГО
И ПОНЯТНО ИЗЛАГАТЬ СВОИ МЫСЛИ КАК УСТНО, ТАК И ПИСЬМЕННО.

Вроде бы ничего нового. Но не работает и не будет работать, пока мы не признаем, что это – главная, первоочередная и, быть может, единственная задача начальной школы. Все последующие проблемы у школьников вырастают только из невыполнения этой задачи. Без навыков учиться ребёнок не должен выпускаться из начальной школы.

Предметы начальной школы не должны быть самодостаточными. Все они должны работать, в первую очередь, на выработку и оттачивание навыков чтения и говорения и на изучение новых слов, а уже потом – на всё остальное.

Только тогда полученные умения читать и говорить обретут для школьника какой-то смысл, когда они будут ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ им для дальнейшей учёбы.

Сегодняшние пятиклашки не читают и не говорят потому, что в начальной школе им дали эти знания, но не научили ими пользоваться, не отработали их до автоматизма как самые главные УУДы; эти знания сегодня не находят активного применения на уроках начальной школы.

Для меня очевидно, что только после того как ребёнок научился читать и писать, изучил правила грамматики, познакомился с толковым словарём и выяснил значения простых слов, только после всего этого он должен приступить к изучению всех остальных предметов начальной школы, причём самостоятельно и по учебникам.

Самостоятельно - значит в классе, при «вежливом» сопровождении учителя. Быть «вежливым» учителем - значит вмешиваться только тогда, когда у ребёнка возникла проблема, и не мешать ему, если дела у него идут хорошо.

Когда ребёнок, работая на уроках таким образом, отточит свои навыки самостоятельно учиться на ВСЕЙ программе начальной школы, его можно переводить в основную школу. И это не обязательно должно случиться ровно через четыре года.

Погодите вздыхать или злиться. Вы сейчас руководствуетесь своим опытом. Я руководствуюсь - своим. У меня второклассники и третьеклассники занимались самостоятельно по учебникам. Детки были проблемные, в обычной школе у них не пошло. Читать-писать они умели, мне осталось лишь научить их работать самостоятельно, и они полетели вперёд так, что порой урок закончить было непросто. Когда дети сами разбираются по учебнику, и у них это получается, они готовы работать без перерыва больше часа. Они постоянно мотивированны. Я уже писал об этом раньше, не буду повторяться.

Учебники, правда, приходилось издавать свои. Современными учебниками начальной школы (и не только начальной) разве что печку топить. Об этом я тоже уже писал.

Начальная школа – вообще отдельная тема. Напишу про неё в другой раз. Здесь мы как бы про зарплату говорим.

Давайте вернёмся к теме

Ученик работает на уроке самостоятельно, иногда – в паре с другим учеником. Он выполняет задания, указанные в его Контрольном листе (раньше я писал, что такое КЛ).

Каждое задание КЛ имеет свою цену: чтение страницы учебника – 10 очков, прояснение нового слова – 3 очка, упражнение – 10 очков, эссе – 10 очков, зарисовка – 5 очков, практическое задание – 100 очков, завершение темы – 200 очков и т.д.

В конце урока ученик заполняет форму отчёта и считает заработанные очки. Сумма очков – показатель его работы на уроке. Чем больше работы на уроке выполнил ученик, тем больше сумма очков. Если ничего не делал – ноль.

Очки - это объективная оценка работы школьника на уроке. Он САМ вычислил свою оценку, и никакая другая оценка ему не нужна. 

А что учитель?

Учитель принимает форму отчёта ученика и вносит данные в электронный журнал. Это как раз тот случай, когда возникает настоящая, оправданная потребность в использовании учителем возможностей вычислительной техники.

Программа покажет педагогу текущую СКОРОСТЬ обучения каждого ученика (количество работы, выполняемой школьником за один учебный час) и динамику изменения этой скорости от занятия к занятию - СТАТИСТИКУ. Скорость обучения является индивидуальной характеристикой ребёнка, она отличается от ученика к ученику. Поэтому абсолютное значение скорости не так важно для оценки работы учителя. Главное требование к ней – скорость должна расти. Не равномерно, чаще скачками вверх-вниз, но общий тренд должен быть положительным у всех учеников.

РАСТУЩАЯ СКОРОСТЬ ОБУЧЕНИЯ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ О РАЗВИТИИ РЕБЁНКА.

Слишком низкая скорость продвижения ученика по предмету связана с пробелами в знаниях и умениях (для «запущенных» детей и детей-мигрантов) или с ограниченными возможностями здоровья школьника.

Для «запущенных» детей контрольно-методическая служба школы на основании результатов тестирования составляет индивидуальные программы, по которым дети восстанавливают своё образование. Ребёнок получает специальные Контрольные листы для восполнения выявленных пробелов. Такой школьник может заниматься вместе со своим классом.

Для иноязычных мигрантов – обязательный «курс молодого бойца». Создаётся сводная группа для изучения сначала разговорного русского языка как иностранного, потом – букварный период (читать-писать), потом – грамматика, обучение пользованию толковым словарём и изучение простых слов. После этого – тренировка самостоятельной работы с учебником и – вперёд, в свой класс, уничтожать пробелы и догонять сверстников. По-другому с мигрантами никак не получится.

Дети с ОВЗ занимаются со своим классом по общим Контрольным листам. Они могут работать намного медленнее других, но скорость их продвижения по курсу тоже должна расти.

Если учебные материалы составлены правильно, то падение скорости обучения школьника всегда будет связано с какими-то препятствиями. Если падение наблюдается по всем предметам, то, вероятно, есть работа для классного руководителя. Если падение идёт по одному предмету, то это уже работа соответствующего учителя-предметника.

Когда учитель выполняет свою работу правильно, статистики ученика будут расти. И уже не нужно никаких аттестаций, доказывающих компетентность и результативность учителя.

Если по итогам месяца статистики растут у 91-100% твоих учеников – получи по высшей категории, если у 81-90% – получи по первой категории и т.д. Если меньше 60% твоих учеников «в плюсе» – получи по нижнему разряду и быстро разберись что не так. Если «в плюсе» меньше половины твоих учеников и уже не первый раз, – скажи школе «до свидания».

Надёжность и объективность такой системы оценки деятельности учителя гарантируется тем, что текущий контроль усвоения знаний и навыков учащихся осуществляет не учитель, а экзаменаторы, входящие в контрольно-методическую службу школы.

Ученик, завершивший изучение темы, направляется к такому экзаменатору. По имени ученика и его Контрольному листу экзаменатор находит и распечатывает контрольное задание, выдаёт его ребёнку и предоставляет ему рабочее место. Экзаменатор проверяет выполненное задание. Если всё правильно, экзаменатор делает отметку в завершённом Контрольном листе и выдаёт ученику следующий КЛ. Если какие-то задания не выполнены или выполнены неправильно, экзаменатор выписывает КЛ на коррекцию и отправляет ученика в класс. После выполнения коррекции ученик пересдаёт экзамен до полной победы. Все данные заносятся в электронный журнал. Завершённый КЛ вместе с зачтённой контрольной работой идёт в архив.

Когда я рассказываю учителям обо всём этом, меня обычно спрашивают:

«А как же преподавание? А где же урок?»

Я понимаю, привычка. Но её можно обойти.

Если вы считаете, что никто лучше вас не объяснит ученикам ваш предмет, напишите СВОЙ учебник, изложите ваш урок на бумаге так, чтобы любой подготовленный ученик мог прочитать и разобраться. А неподготовленному ученику ваш «танец у доски» одинаково не поможет.

Работая по учебникам и используя статистики, помимо избавления от субъективных оценок как учеников, так и учителя, мы решим целый ряд очень важных проблем школы. Например, учителю не нужно будет каждый день готовиться к урокам. Эта подготовка не видна непосвящённым, а потому не оценивается по достоинству. Стоит ли мучиться за бесплатно?

Учителю будет достаточно знать свой предмет и хорошо ориентироваться в учебных материалах. Всё, что нужно ученику, будет написано в его книге и Контрольных листах.

У учителя появится время на настоящее классное руководство, на дополнительные занятия с медленными учениками, на любимый спецкурс для олимпиадников, на проекты и экскурсии с детьми. (Здесь тоже для измерения работы учителя следует использовать статистики.)

Отказ от подготовок учителей к уроку позволит школе высвободить педагогов для создания своей контрольно-методической службы, в которую войдут самые профессиональные учителя. Изменится функционал заместителей директора школы, появится широкая ступенька карьерного роста учителя.

Работая самостоятельно по Контрольным листам, ученики смогут обучаться с индивидуальной скоростью. «Шустрые» практически не будут требовать участия педагога, наоборот, учитель будет использовать их помощь в работе с остальными. А остальных останется ровно половина класса.

Отпадёт потребность в трате времени и сил педагогов на аттестации – по сути, бестолковые формальные процедуры, которые не делают учителя лучше, не отражают фактическое состояние дел, а поддерживаются сегодня большинством педагогов (согласно опросам) лишь из-за возможности на некоторое время увеличить своё денежное довольствие и из страха, что придумают что-то ещё более нелепое и более затратное.

Учитель будет делать всю свою работу в школе. Дома он, впервые в истории, будет полностью принадлежать себе и своим близким. Разве это не мечта?

На самом деле, проблем решится очень много. О каких-то я писал раньше, какие-то вы уже можете увидеть сами. 

С введением статистик часовая нагрузка не перестанет быть мерилом объёма работы учителя. Но результативность и качество работы учителя теперь будет чем измерить объективно. Статистики – настоящий гарант справедливого, объективного распределения фонда оплаты труда школы.

А если ещё и «майские указы Президента» сейчас начнут работать в регионах по-настоящему, честно, не так, как до сих пор, то у всех учителей «вырастут крылья».

Нет, не вырастут. Расправятся.
 


Автор

Андрей Шалаев

Все материалы автора

Количество подписчиков: 34

Подписаться Отписаться

Комментарии (56)

  1. Дмитрий Комаров 3 Мая, 2018, 18:38

    "Где деньги, Зин, на этот чудный лимузин?"

    Прекраснодушные фантазии враз разобьются об реальность бытия. Переполненные классы, не отвечающие Санпинам, отсутствие оборудования в этих же самых классах, отсутствие соответствующих учебных пособий, позволяющих самостоятельно проходить тему. О чём вы в самом деле? В каком раю вы живете?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Андрей Шалаев 3 Мая, 2018, 21:22

      Дмитрий Анатольевич, самым простым и гениальным было бы, когда бы кто-то "сверху" всё придумал, просчитал, опробовал и внедрил.
      Если этого до сих пор не случилось, значит "наверху" не знают, что делать.
      Не зная, что делать, "сверху" либо не предлагают ничего разумного, либо предлагают какую-то муть, на которую бесполезно тратятся деньги.
      Если ещё и мы в своём сообществе не будем думать о нашем будущем, не будем предлагать варианты решения проблем, к которым мы находимся ближе всего, то перемен нам не дождаться.

      Я сам делаю пособия, позволяющие моим ученикам самостоятельно проходить тему. Это затратно. Один раз.
      Почему я это делаю?
      Потому что потом эти пособия работают на меня.
      А ещё потому, что не готов ждать, когда кто-то их сделает для меня.

      Другой вариант - мириться с тем, что есть, и жаловаться на жизнь на Педсовете.
      Это - точно не моё.
      Предпочитаю создавать новую "реальность бытия", реализуя "прекраснодушные фантазии".

      Присоединяйтесь!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

  2. Саид Насреддинов 3 Мая, 2018, 18:47

    "что считать результатом работы школьного учителя и как его измерить?" - это интегральное понятие - изменение уровня глупости учеников в данном классе.

    Определение должно быть интуитивно понятно всем, кто видел интеграл в лицо.

    Измеряется элементарно - контрольными работами, опросами, выполнением домашних заданий...

    Платить по-честному, – значит за результат плюс потенциал. У Рукшина какой оклад?
    А доплата за 90 выращенных чемпионов?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 месяцев

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Московская область, Россия

    • Андрей Шалаев 3 Мая, 2018, 22:31

      Саид Леонидович, признаюсь честно, всегда недопонимал Ваши комментарии. Не только к моим статьям.
      Ищу в них какое-то несогласие или какое-то предложение, которые можно обсудить, но часто не нахожу.
      Не примите на свой счёт, для меня это - эзопов язык.

      Вот Рукшина понимаю. И не только понимаю, но и принимаю. То, что он говорит про школу.
      Правда, я никогда не интересовался его окладом и доплатами.
      Очевидно, что он работает не за это.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Саид Насреддинов 3 Мая, 2018, 23:38

      Андрей Аркадьевич, я сам себя не всегда понимаю, но пытаюсь.

      Вот ряд Учителей: Рукшин, Шаталов, Фейнман,..... (продолжить по вкусу).

      Фейнман отказался перейти преподавать на четырёхкратный оклад в Чикаго, Перельман отказался от миллиона.

      И что с ними делать, с неподкупными?

      С футболистами проще - 200 миллионов евро - и он твой! Почти любой.

      https://www.kp.ru/daily/26824.3/3860322/

      "Очевидно, что он работает не за это" - а кто мешает работать остальным?

      Хорошо у нас в стране Советов - можно жить, работать можно дружно. Только жалко вот поэтов - нету.

      Впрочем, может, это и не нужно: 312045.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Андрей Шалаев 4 Мая, 2018, 1:32

      За Маяковского спасибо. Но про маузер, может, не стоит? Жизнь-то налаживается...

      ... Даже боюсь предположить, кем Вы были в прошлой жизни.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

  3. Я не думаю, что это фантазии... у каждого человека с годами, с опытом, по мере осмысления проб и ошибок в конце концов складывается своя система, и она, выношенная, конечно, продуктивна.
    Но это конкретный учитель, конкретный предмет плюс конкретные условия плюс здоровая атмосфера, наличие свободы творчества.
    Но в общем-то ничего нового... через эти стадии проходит любой думающий и растущий учитель.

    Статус в сообществе: Участник

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации среднего профобразования

    Регион проживания: Москва, Россия

  4. Елена Ковалева 4 Мая, 2018, 3:49

    Проблема не в том, чтобы ученик тихо сидел и выполнял на уроке задания контрольного листа. Это прилежный ученик может при желании делать где угодно. Проблема в том, что ученики приходят в школу "общаться", чем успешно занимаются не только на переменах (и многие из учеников - не прилежные). Роль учителя - направить их энергию в нужное русло. Такая модель, как вы описали, неплоха для уроков математики и русского. А на устных предметах она не подойдёт. На уроках биологии я основной задачей вижу не заставить запомнить многообразие форм жизни на земле (хотя, это тоже желательно), а понять, как всё это функционирует, научить ребят мыслить биологически. Ни одно учебное пособие не учит мыслить биологически. Оценивать работу учителей по результатам учеников можно только косвенно. Всевозможные причины, не зависящие от учителя могут тормозить учение конкретных детей (несчастье в семье, переезды, ремонт квартиры, сбор урожая на даче, влюбленность в одноклассницу). И тогда "график скорости учения" поползёт резко вниз. А виноват опять учитель? Всегда удивляли выговоры завучей классным руководителям: "Почему ВАШИ дети опаздывают на урок? Почему ВАШИ дети плохо учатся? А ВАШИ дети разбили стекло в коридоре" и т.д. Онижедети! Им нужен не только учитель, но и воспитатель или тьютор...

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • Оксана Горбачева 4 Мая, 2018, 3:55

      Елена, всё правильно, только и на математике тихо сидеть и решать не будут.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Томская область, Россия

    • Андрей Шалаев 5 Мая, 2018, 7:43

      Елена Борисовна, рад Вас видеть здесь.

      Согласен с Вами в том, что общение важно. Но не только общение человека с человеком, но и человека с книгой. У детей последнее получается хуже, потому что мы их этому не научили. И не учим, подменяя на уроке книгу собой. Так нам кажется проще и правильнее.

      На самом деле для устных предметов работа с книгой подходит даже больше. Что до прилежности учеников, то здесь всё опять упирается в умение читать. Если ученик умеет читать, он будет это делать. Не читает, - значит, не умеет. Надо научить.

      Не следует избегать чтения на уроке, ведь оно является, по сути, главным универсальным учебным действием. Соглашусь, что по биологии, как и по другим учебным предметам, нет хорошего учебного пособия. Это означает только то, что по биологии нет хорошего пособия, и вовсе не означает, что, имея такое пособие, ребёнок не сможет работать по контрольному листу. Кстати, для работы по КЛ ученику совсем не обязательно сидеть тихо. Можно даже не сидеть.

      Что касается оценки учителя, то опять соглашусь с Вами, проблемы учеников часто не зависят от учителя. Однако кто как не учитель поможет и научит ученика справляться с этими проблемами. А чтобы помочь, надо эту проблему увидеть. Для этого как раз и нужны статистики.

      Для меня вопросы Вашего завуча вполне логичны, если он обращается к классному руководителю. Кто ещё научит детей не опаздывать?
      Да, дети часто делают ошибки. Они их не видят или видят, но не осознают. Наша задача как учителей - взять ответственность за их ошибки на себя, чтобы научить детей видеть и понимать эту ответственность как свою собственную.
      А если завуч говорит Вам, что ВАШИ дети плохо учатся, покажите ему детские статистики. Они могут быть низкими, но если они растут, то завуч не прав, и он это увидит.

      Спасибо.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

  5. Дед Щукарь 4 Мая, 2018, 8:16

    Не получится платить за результат, потому что, есть решения на правительственном уровне, которые мешают КАЧЕСТВЕННО давать знания ученикам - это инклюзивное образование (не получится давать "кесарю" - "кесарево", "слесарю" - "слесарево" , если с ними в коллективе будет не адекватный ученик).

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 4 месяца

    Род деятельности: Пенсионер

    Регион проживания: Россия

    • Валерий Ганузин 4 Мая, 2018, 8:24

      Все можно решить на общем колхозном собрании. Главное, чтобы Семен Давыдов поднял этот вопрос, а Макарушка Нагульнов , секретарь Гремяческой партячейки, утвердил это решение в райкоме партии...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

  6. Татьяна Матвеева 4 Мая, 2018, 8:48

    Прекрасная система, как многие, созданные энтузиастами-одиночками своего дела. Проблема - в невозможности распространить ее. Даже в пределах школы. Нет таких учебников, нет тех, кто их захочет создать. Потом их надо апробировать, утвердить...история на много лет. Кроме того, ее тихо замылят учителя, привыкшие работать так, как они работают. И примут не все дети, не все родители... А энтузиазм многих, вспыхнув, гаснет быстро.. Ведь надо же и когда-то жить. Не только в школе или дома у монитора. Не могу себе представить женщину-учителя (а их большинство в России) , создающую "настоящие учебные материалы для школьника" между варкой борща и глажкой белья. Автору спасибо.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Коми, Россия

    • Андрей Шалаев 5 Мая, 2018, 7:45

      Татьяна, конечно "настоящие учебные материалы для школьника" должны писаться не школьным учителем. Это верно точно также как и то, что в стране есть люди, способные такие материалы создать. Задача в том, чтобы найти этих людей, организовать и заинтересовать. Это - работа для министерства. И, на мой взгляд, сегодня это - главная работа для министерства, если оно министерство образования.

      Спасибо за участие.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Прекрасная система, как многие, созданные энтузиастами-одиночками своего дела. Проблема - в невозможности распространить ее. Даже в пределах школы. Нет таких учебников, нет тех, кто их захочет создать. Потом их надо апробировать, утвердить...история на много лет. Кроме того, ее тихо замылят учителя, привыкшие работать так, как они работают. И примут не все дети, не все родители... А энтузиазм многих, вспыхнув, гаснет быстро.. Ведь надо же и когда-то жить. Не только в школе или дома у монитора. Не могу себе представить женщину-учителя (а их большинство в России) , создающую "настоящие учебные материалы для школьника" между варкой борща и глажкой белья. Автору спасибо.
      "..."настоящие учебные материалы для школьника" должны писаться не школьным учителем. Это верно точно также как и то, что в стране есть люди, способные такие материалы создать. Задача в том, чтобы найти этих людей, организовать и заинтересовать. Это - работа для министерства. И, на мой взгляд, сегодня это - главная работа для министерства, если оно министерство образования."

      Опять же... смотря какой предмет...
      информатика... учебники готовятся два года... и выходят в свет уже практически мертвыми...
      и пока не стали навязываться сверху, и были собственно учительские материалы, информатика дышала...

      Статус в сообществе: Участник

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации среднего профобразования

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Андрей Шалаев 5 Мая, 2018, 19:40

      Маргарита Николаевна, с информатикой как раз всё проще.
      Учебники можно менять каждый год. Их незачем печатать.
      В компьютерном классе можно работать с экрана.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Прекрасная система, как многие, созданные энтузиастами-одиночками своего дела. Проблема - в невозможности распространить ее. Даже в пределах школы. Нет таких учебников, нет тех, кто их захочет создать. Потом их надо апробировать, утвердить...история на много лет. Кроме того, ее тихо замылят учителя, привыкшие работать так, как они работают. И примут не все дети, не все родители... А энтузиазм многих, вспыхнув, гаснет быстро.. Ведь надо же и когда-то жить. Не только в школе или дома у монитора. Не могу себе представить женщину-учителя (а их большинство в России) , создающую "настоящие учебные материалы для школьника" между варкой борща и глажкой белья. Автору спасибо.
      Татьяна, конечно "настоящие учебные материалы для школьника" должны писаться не школьным учителем. Это верно точно также как и то, что в стране есть люди, способные такие материалы создать. Задача в том, чтобы найти этих людей, организовать и заинтересовать. Это - работа для министерства. И, на мой взгляд, сегодня это - главная работа для министерства, если оно министерство образования.

      Спасибо за участие.
      Опять же... смотря какой предмет...
      информатика... учебники готовятся два года... и выходят в свет уже практически мертвыми...
      и пока не стали навязываться сверху, и были собственно учительские материалы, информатика дышала...
      Маргарита Николаевна, с информатикой как раз всё проще.
      Учебники можно менять каждый год. Их незачем печатать.
      В компьютерном классе можно работать с экрана.

      Не проще. Они намного быстрее устаревают. Предмет такой, темпы.
      И насчет чтения с экрана... Информация с печатных книг усваивается намного крепче. Если читают, конечно.

      Статус в сообществе: Участник

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации среднего профобразования

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Дед Щукарь 6 Мая, 2018, 7:17

      Главный и существенный факт в создании качественных учебников это педагогический опыт работы учителем в школе. Как показала практика жизни, созданные в перестроечный и постперестроечный период как учебники, так и рекомендации не привели к качественному получению знаний учениками. Налицо деградация. Всякий ресурс работает, если есть команда, понимающая задачу и способ ее реализации. Если бы одних денег было достаточно, давно бы сделали лекарство от старости и прочие так нужные человечеству штучки. Но деньги имеют свой предел, за рамками которого не работают. Самое главное лежит за границей действия денег. Вы никогда не купите ни озарения, ни любви, ни совести. Элита всегда определялась не состоянием банковского счета, а состоянием духа. Основная ценность для большинства людей – игрушки. Так же и здесь. Если у человека ограбят квартиру, для него это будет большим несчастьем. Но если ограбят его страну, он даже внимания на это не обратит. Потому что эта проблема лежит вне поля его зрения. В каком масштабе вы чувствуете, думаете и действуете? В масштабе своей личности? Семьи? Родни? Страны? Человечества? Ответ на этот вопрос и есть показатель вашего масштаба. Если все ваши устремления сводятся к покупке новых «игрушек», именно на это вы ищете деньги, то по факту вы – ребенок в песочнице. Все дети стремятся «куличи лепить». Одни их слепили, другие мечтают слепить, но в обоих случаях их устремления – не выше куличей. С возрастом детская песочница видоизменяется во взрослую. Поэтому, если он имеет ученую степень, состояние в 100 миллионов и возраст 50 лет, но думает только о себе, по сути он –ребенок. Если думает не только о себе, но и о своей семье, он более взрослый. Если еще и о родственниках, он почти совсем большой. Но все же эта «взрослость» не дотягивает до масштаба, необходимого для решения ситуации. В начале Перестройки спецслужбы поставили «детское мышление» на службу России. Сегодня одни «дети», которым повезло больше, грабят и обманывают других «детей», которым повезло меньше. В итоге одни разлагаются в пресыщении, другие засыхают в истощении. Навести порядок в «детсаде» некому. Все, что случилось с нашей страной, – результат целенаправленной работы. Были созданы условия, когда во власть могли попасть только умные и хитрые обыватели. Не надо много ума, чтобы просчитать их дальнейшее поведение. Действия, лежащие за рамками его горизонта, для них невозможны. Не потому, что они плохие или хорошие, а потому что это не их размер. Если ребенок будет командовать детсадом, в итоге он будет его разрушать. И никогда не поймет этого, потому что мыслит иными категориями. Одни будут всеми правдами и неправдами добывать себе новые «игрушки». Другие будут бороться за свободы, права, строить цивилизованное общество. Люди с несоответствующим проблеме мышлением заполонили коридоры власти.

      Не надо предлагать "сменить обувь" на более качественную и модную. Меняёте направление, куда вам в этой обуви идти. А для этого надо МАСШТАБНО мыслить и видеть причинно-следственные связи.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 4 месяца

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Россия

    • Андрей Шалаев 6 Мая, 2018, 23:34

      Дед, спасибо за правильные слова.

      Не знаю, почему Вы решили меня этому поучить. Статья про другое.
      Она не про модную обувь. Она про удобную и практичную обувь (если использовать Вашу терминологию). Босиком по нынешним ухабам далеко не уйдёшь, вне зависимости от направления.

      Что касается МАСШТАБНОго мышления и видения причинно-следственных связей, то для меня все Ваши наставления умещаются в одной фразе:

      "Банковский счёт никогда не измерял ценность человека. Его ценность измеряется его способностью помогать другим, и это всё." - Л. Рон Хаббард, "Анатомия человеческого разума", 31 декабря 1960

      Да, простит меня редактор.
      (https://subscribe.ru/archive/economics.school.diagnostics/201107/08005506.html)

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

  7. Лариса Медовикова 4 Мая, 2018, 15:37

    А мне нравится идея. И нравится живой (юношеский какой-то) романтизм автора. Нравится неравнодушие и энтузиазм. И идея современная, согласитесь. Хочется попробовать у себя то-то подобное. Ну, может быть, хотя бы элементы - для начала. Спасибо вам!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 3 месяца

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Курганская область, Россия

    • Андрей Шалаев 5 Мая, 2018, 7:47

      Лариса, спасибо за поддержку.

      Учитель отличается от обычного взрослого человека тем, что в душе он - ребёнок. Не значит глупый или капризный, нет. Именно романтичный, неравнодушный, настоящий и, при этом, мудрый.
      Я не про себя, я про Учителя.
      Пока учитель такой, он сможет влиять на ребёнка позитивно. А если у учителя есть ещё и правильные, работающие инструменты, то дети просто обречены на успех.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

  8. Алексей Зуц 4 Мая, 2018, 16:53

    Всего два примечания. Первое, времени матстатистики в универе (классика), есть ложь, наглая ложь и статистика. По какому критерию оплата?
    Второе, суммирование малого приращения глупости, от того кто видел интеграл.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 месяцев

    Род деятельности: Преподаватель в организации среднего профобразования

    Регион проживания: Сахалинская область, Россия

    • Андрей Шалаев 5 Мая, 2018, 7:48

      Алексей, я не понял Ваших примечаний.
      Можете написать как-то иначе, другими словами?

      Спасибо.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

  9. Марина Еремина 4 Мая, 2018, 21:15

    Два момента мне непонятны. 1 - стоит только намекнуть начальной школе, что "не обязательно 4 года", она (началка) нас просто порвет. И 2 - ученик, самый мотивированный и талантливый, нуждается в общении с учителем, в личности учителя, если работа по КЛ ежедневно не сопровождается этим живым общением, то ни дети, ни родители не увидят смысла вообще посещать школу. Это и на дому, и где угодно можно делать. Не является ли эта система отменой школы вообще?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 5 месяцев

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Краснодарский край, Россия

    • Андрей Шалаев 5 Мая, 2018, 7:52

      Марина, постараюсь пояснить.

      Первый момент.
      "Не обязательно 4 года" у меня означает то, что ребёнку может хватить три с половиной, три или даже меньше лет на то, чтобы освоить курс НШ. Чтобы "не потерять" таких детей, их нужно сразу переводить в пятый класс. Работая по Контрольным листам, такое делать не сложно.

      Верно и обратное, когда ученику не хватает четырёх лет на освоение программы начальной школы. Но, маловероятно, что это случится даже для инклюзии, если всё делать правильно.

      Со своей стороны, я не понял, что означает Ваше "она (началка) нас просто порвет". Могу предположить, что "началка" будет недовольна. Если так, то чем? Или "началка" создаст Вам проблемы? Тогда какие?

      Второй момент.
      Личность учителя всегда при нём. Если учитель в классе, то и его личность - там же. Соответственно, общение идёт, вне зависимости от того, как оно строится.
      Когда-никогда любой ученик полностью овладеет способностью учиться, и учитель ему действительно не будет нужен. Но вряд ли это случится в школе.
      Если же ученик уже в школе сумеет иногда справляться с предметом в отсутствие учителя, то, согласитесь, это здорово. Причём, не только для ученика, но и для учителя. Не в этом ли задача школы?

      Спасибо за участие.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Елена Романова 5 Мая, 2018, 12:53

      И у меня возник такой вопрос. Как быть с переводом из класса в класс? Уверена, многие учителя имеют учеников, которые не осваивают программу по разным причинам. Выражение «три пишем, два в уме» общеизвестно. Но оставить ученика на второй год?! Это кошмар для любого учителя. Прекрасная идея - у каждого ученика своя скорость освоения программы, свой ИОМ (это даже в духе времени). Но: как продлить срок освоения программы, не оставляя ребёнка на повторное обучение? И что делать, если он не освоил один предмет из учебного плана? Писать для него отдельную программу? А если у учителя несколько классов разных параллелей и в каждом три-четыре группы учеников, осваивающих программу с разной скоростью? И как быть в конце уровня, если ученик по ИОМ дошёл до выпуска, а программу общего обучения не освоил? Впрочем, у нас есть ГВЭ. Но опять вопрос: а если родители, видя успехи ребёнка, не понимают, что общий экзамен ему не сдать и не оформляют статус ОВЗ? В общем, вопросы, вопросы. Уважаемый Андрей Шалаев, это не критика, мне действительно интересно, как Вы видите реализацию своих идей в массовой школе? И ещё хотела бы увидеть образец Вашего КЛ, если это возможно. Я разрабатываю диагностические работы по литературе в 5-7 классах. Интересно сравнить две формы работы.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Архангельская область, Россия

    • Андрей Шалаев 5 Мая, 2018, 19:39

      Елена, мне нравятся Ваши вопросы.
      Ответы на некоторые из них есть в моих предыдущих статьях.

      Вижу, что термин Контрольный лист Вы понимаете иначе. На самом деле КЛ не имеет отношения к контролю усвоения. Это авторское название, не моё. По сути это путеводитель по изучаемой теме. В нём указана последовательность заданий, которые ученик выполняет: прочитай, проясни слово, выполни упражнение, получи проверку, напиши эссе, продемонстрируй и т.д. У меня точно где-то есть об этом на Педсовете.

      Понятие "оставить ребёнка на повторное обучение" теряет смысл, если работать по Контрольным листам.
      Если у ребёнка свой КЛ, то он движется по предмету с собственной скоростью. Он завершит КЛ только в том случае, если понял материал и может его применять. Повторное прохождение КЛ уже не требуется.
      При провале экзамена даже по одному заданию ребёнок будет выполнять коррекцию до тех пор, пока не получит полного понимания изучаемого материала и не выполнит все экзаменационные задания. Только при выполнении этого условия школьник получает следующий КЛ (обычно на каждую тему создаётся свой КЛ).

      Если учебный год закончился, а предметный курс - нет, то у школьника есть несколько вариантов.
      Ученик может летом приходить в школу и доделывать свой курс. Таких учеников со всей школы можно собрать в одной комнате и один учитель будет с ними работать. У детей даже предметы могут быть разные, если учитель - универсал. Я писал об этом в статье "Что такое школа? Учителя-предметники".

      Другой вариант - ученик может начать следующий учебный год с того места, где остановился в мае. При этом он может оставаться в своём классе и работать рядом со своими друзьями-одноклассниками.
      Если к концу выпускного класса он не успеет завершить программу школы (что маловероятно, если нет ОВЗ), то закон предусматривает для такого ученика увеличение продолжительности обучения. Если и это не поможет, то в документах выпускника лишь следует указать фактически освоенный уровень.
      Ему была предоставлена возможность учиться, он занимался, но освоил только это.

      Для школы удлинение сроков обучения отдельных учеников не должно быть какой-то проказой. Хотя бы потому, что ровно такое же количество учеников будут оканчивать эту же школу досрочно. В этом огромное преимущество работы по Контрольным листам.
      Ребёнок сам выбирает свою скорость обучения. Он может халтурить и сачковать, но он всегда будет знать, где он находится, и с каким уровнем он придёт к выпуску. Это - дополнительный стимул взяться за работу и не отставать от других. Спрятаться не получится, в аттестате будет всё написано как есть.

      При всём при этом предлагаемая система позволяет существенно увеличить скорость работы ученика. Для этого есть проверенные работающие инструменты. Важно не навязывать, ребёнок сам должен выбрать.

      Но инструменты не понадобятся, если начальная школа сработала на отлично.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

  10. Елена Романова 5 Мая, 2018, 7:45

    Пришла к такому же выводу, что и автор статьи: ученика нужно научить работать самостоятельно - прочитай теорию и примени её. Однако вижу, что так работать готовы 5-10 % от общего числа. Один из моих шестиклассников на вопрос, почему он не работал на уроке самостоятельно, ответил, что ему «нужны подсказки», т.е. указания, что именно делать. Читая задание к упражнению, ребята видят только первый глагол, например, «спишите». Остальные - «найдите», «подчеркните», «объясните» - не видят. Буквально - не видят! Бьюсь с этим уже не первый год: учимся читать задание несколько раз, искать, вплоть до подчеркивания, глаголы-действия и т.д., и т.п. Сдвиги минимальны. Творческие задания, которые не найти на ГДЗ, вызывают дружный скорбный вздох. А продвижение по программе мне никто не отменит. Надо! Вот такая ситуация. Кроме того, не все предметы можно изучить самостоятельно. Например, литература. Изучение её требует обсуждений, споров, поисков смысла. Что автор предложил бы в этом случае? Рейтинговая, накопительная оценка, на мой взгляд, удобнее, чем пятибалльная. Экспериментировала с ней, когда это было возможно. Сейчас уже нельзя. Сохранила с тех времён систему критериев оценки, пользуюсь - мне удобно. Но: вот недавний разговор с коллегой. Её слова (кстати, отличный учитель и по показателям, и по всеобщему мнению): «Я вижу, что работа на 4, зачем мне оценку по критериям расписывать!» А опыт критериальной оценки у неё огромный: проверяет работы ЕГЭ! Так что не каждый учитель способен морально принять статистическую систему отслеживания результатов. Но менять существующую, фактически трехбалльную, систему надо, в этом с автором согласна. А по поводу зарплаты я давно пессимистка, и никакие изменения в системе оценивания учащихся этого не изменят. Нашему государству выгоднее «кормить» силовые структуры. А педагоги - мы ведь и бастовать не будем, некогда. Значит, и считаться с нами не стоит.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 месяцев

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Архангельская область, Россия

    • Андрей Шалаев 5 Мая, 2018, 8:39

      Елена Викторовна, здравствуйте!

      Спасибо за развёрнутый комментарий. Это - редкость.

      Проблема понимания задания учащимися - следствие их неспособности понимать прочитанное. Последнее, в свою очередь, - следствие непонимания значения слов.
      Попробуйте провести эксперимент.
      Когда ребёнок не понимает задание, спросите у него значение какого-либо слова в этом задании. Вероятнее всего, он не сможет дать определения. Тогда попросите его составить предложение с этим словом. Если и это не получится, возьмите вместе с ним толковый словарь и проясните слово там, в нужной дефиниции. Возможно, потребуется найти подходящую поясняющую картинку. Приведите ему свои примеры применения этого слова в предложениях. Пусть ребёнок сам составит несколько предложений с этим словом, до тех пор, пока он не сможет это делать без задержки. Как только это случится, вы заметите, что ребёнок стал веселее, живее, энергичнее.
      Проделайте то же самое с остальными словами в задании, в том числе с простыми (у, от, его, ...).
      После этого пусть ребёнок снова прочитает задание.
      Вероятнее всего, ему уже не будет нужна подсказка.

      Что касается изучения литературы.
      Контрольный лист здесь - просто находка. Задайте в КЛ тот вопрос, который Вы хотите. Пусть ученик напишет короткое эссе в ответ на него. Это будет его мысль в чистом виде, лишённая любых подсказок и чужих влияний. Если не получается, направьте его к тексту, пусть перечитает. Если нет ответа на вопрос, значит его нет. Значит рано. А обсуждать, спорить, искать смыслы нужно на уроке обобщения, когда все ученики закончили изучение текста. Вот здесь уже никакого чтения и писанины. Все мысли вслух, кто кого переубедит. А учитель ничего не говорит, только подкидывает новые вопросы. Вот это будет праздник! Учитель столько нового узнает!

      По поводу оценок остаюсь при своём. Учитель не должен оценивать ученика. Ученик сам себя должен оценивать, используя понятные ему инструменты. Результат сторонней оценки ученика - его безответственность по жизни. Та массовая безответственность, которую мы сегодня имеем - результат школьной оценки, не больше и не меньше.
      Способен или не способен учитель морально отказаться от оценки - не важно. Он должен это сделать.
      Не сам, конечно. Министерство образования ему в помощь.

      По зарплатам учителей, я думаю, скоро всё наладится. К этому идёт.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Елена Романова 5 Мая, 2018, 12:11

      По поводу понимания заданий: ребята их понимают, они (не знаю, как объяснить) выпускают задания из сферы внимания. Вот пример: самопроверка ДЗ. Учитель: что требовалось сделать? Ученики: списать, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы. Учитель: а ещё? Ученики: ??? (Удивлённые взгляды) Учитель: перечитайте задание в учебнике. Ученики: (перечитав и обнаружив в задании ещё пару глаголов) упс! А когда можно исправить оценку? А Вы сегодня соберёте тетради? Всё понимаю, но не вижу (не хочу видеть). По литературе - проблема другая. Либо текст не прочитан, либо прочитан не текст, а комментарии к нему на разных ресурсах. Эссе пишем, потому что понимаю: иначе речь не развить. Но без вопроса ответ не понять, по сути это реплика из диалога. Самостоятельно текст не берутся толковать, а если начинают говорить или писать без подготовки-разбора, просто пересказывают. Есть ребята, которые не освоили поисковое чтение, не могут найти ответ на вопрос в тексте. По поводу самооценки. Критерии есть, они общеизвестны (есть в кабинете, рассылаю через ЭЖ в сентябре), проговариваем их, если использую само- и взаимооценку. НО: самостоятельно, без организации этого вида деятельности со стороны учителя НЕ проверяют себя. Ещё пример: пишут сочинение. Ученик: как написать «преимущество»? Учитель: загляни в словарь, вот лежит. Ученик: а Вам жалко сказать, что ли? Это я всё к тому, что учитель, понимая необходимость формирования УУД, находится между молотом и наковальней: либо учить по старинке, осваивая программу, либо писать в журнале темы соответственно программе и сидеть на одной теме, формируя УУД, а с их потом уже изучая программный материал. Создавать учебные материалы, которые позволяют ученику самостоятельно учиться, т.е. доступные, логичные, эффективные, у меня, честно, нет времени. В общем, и рад бы в рай, да грехи не пускают. Я не оправдываю своё бездействие, но Ваши идеи созданы Вами и Вами вдохновляются те, кто ими пользуется. Изменить всю систему один человек не в силах. Но я очень рада, что познакомилась с Вашими предложениями

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Архангельская область, Россия

    • Андрей Шалаев 5 Мая, 2018, 19:34

      Елена, поверьте, причина одна - непонятое слово.

      Ученик пропускает, коверкает слова при чтении или "спотыкается" → непонятые слова.
      Ученик не может найти ответ на вопрос в тексте → он не понимает текст → непонятые слова.
      Ученик не хочет читать, не любит читать → непонятые слова.
      Ученик не проверяет себя → не понимает принципы самооценки → непонятые слова.
      Не пользуются словарём → не умеют пользоваться словарём → непонятые слова.

      Очень часто ученик не понимает значения самых простых слов. Нам с Вами это кажется невероятным, потому что мы не сталкивались с этой проблемой, нам эти слова понятны "с рождения". Поэтому мы хорошо учились в школе и стали учителями. Но не всем детям повезло так же, как нам. Только поэтому им трудно учиться.

      Причиной любой ошибки и любой тупости является непонятое слово. В Технологии обучения непонятое слово определено как главное препятствие в обучении, одним из десятка проявлений которого является желание бросить учёбу. Там же называются ещё два препятствия в обучении, но это отдельная и очень большая тема. Не здесь.

      Елена, я Вам настоятельно рекомендую провести предложенный мною эксперимент. Не на уроке.
      Если всё сделаете правильно, Вы будете изумлены его результатом.

      Спасибо.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

  11. Анненкова Анна 5 Мая, 2018, 8:39

    Андрей, вы писали: "У меня второклассники и третьеклассники занимались самостоятельно по учебникам". Это был опыт работы в начальной школе с классом или это была небольшая группа детей?
    Я прочла ваши статьи и комментарии к ним. Зацепило взгляд то, что уже почти готовы учебники для начальной школы. Почему именно началка?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 месяц

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Россия

    • Андрей Шалаев 5 Мая, 2018, 9:23

      Анна, привет!
      Спасибо за участие.

      У меня была небольшая группа детей. Они были приписаны к школе, но школу не посещали.
      В группе были не только второклассники и третьеклассники. Была девочка, оставленная третий раз на второй год во втором классе. Был семиклассник, показавший на входе уровень второго класса и читающий по слогам.
      Поэтому именно началка. И пока только началка.
      Идти дальше одному не по силам. Это работа для целого института.

      С другой стороны, детки, прошедшие началку по контрольным листам, дальше могут работать даже по существующим учебникам. Тяжеловато приходится порой, но преодолимо. Если будут нормальные учебники в 5-11 классах, скорость обучения по КЛ там удвоится.

      Один момент, о котором я ещё нигде не писал.
      Работая самостоятельно, ученики перестают зависеть от состояния учителя. Они перестают реагировать на "нервные проявления" учителей.
      Мой сын в первом классе не мог справиться с "постоянно орущей тёткой", часто болел. Его оставили на второй год. Тогда и возникла группа.
      Отзанимавшись три года по контрольным листам (ни разу не заболев!), сын успешно сдал экзамены за курс НШ и вернулся в школу. Он долго не мог привыкнуть к тому, что на уроках в школе так мало успевают сделать. Но самое интересное было в том, что "нервы" учителя на него перестали влиять. Когда его одноклассники приходили домой в слезах от того, что учительница кричала на уроке, мой даже не рассказывал об этом. А когда его спрашивали, он говорил, что "у учительницы какие-то проблемы дома, и она расстраивается".
      Хороший побочный эффект, не правда ли?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

  12. Анненкова Анна 5 Мая, 2018, 10:05

    Андрей, очень хорошо, что занятия показали такую результативность. Пусть у вас всё получится!

    Меня, как учителя начальных классов не радует то, что сейчас учебники - это не что иное как бизнес. Поэтому писать учебники для начальной школы взялись все, кому не лень. Я полностью согласна с тем, что над хорошим учебником должны работать специалисты. Однако, сейчас даже институты допускают ошибки и промахи. Взять хотя бы УМК по системе РО Давыдова-Эльконина или Занкова.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 месяц

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Россия

  13. Ирина Ступина 9 Мая, 2018, 19:01

    Некоторые тезисы не могут составить по учебной статье... Как с ними быть?
    Идея интересная, но не новая... Это уже было (листы индивидуального изучения или можно и по - другому назвать) - не прижилось как основополагающая методика.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 месяц

    Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Московская область, Россия

  14. Максим Ковырялин 19 Мая, 2018, 6:49

    Вернуть старую советскую систему, когда повышалась зарплата в зависимости от стажа и решены все проблемы. Не надо в сотый раз изобретать велосипед.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Ульяновская область, Россия

    • Оксана Горбачева 19 Мая, 2018, 8:50

      И? Количество не означает качество.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Томская область, Россия

    • Максим Ковырялин 19 Мая, 2018, 15:42

      Но и качество тоже не фига измерить нельзя! Кто-то в лицее-гимназии работает с отборными учениками, а кто-то в самой средней (если не сказать сильнее!) школе, где таких высоких показателей ни в жизни не добьёшься. И почему первый должен получать больше второго? Платить следует в зависимости от стажа. И решена проблема.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Ульяновская область, Россия

    • Оксана Горбачева 19 Мая, 2018, 16:11

      Хрен редьки не слаще.

      Работать с отборными надо уметь, как и с любыми другими.

      В какой-то момент стаж действительно может являться показателем работы, но потом происходит спад, выгорание, нежелание работать вообще.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Томская область, Россия

    • Максим Ковырялин 19 Мая, 2018, 18:52

      И тем не менее, альтернативы оплате по стажу я не вижу! Сделать нормальную ставку за 18 часов (по моим представлениям - тысяч 35 рублей для начала с последующим ростом) и запретить брать больше этого часов. Тогда и выгорания не будет, потому что учитель не будет выматываться как лошадь, таща двойную-тройную нагрузку, и времени на всё хватать будет, и перспективы для роста видны. Ну и по истечении 20 лет работы забирать учителя работать в Управление образования. А то там окопались те, кто "по земле не ходил", отсюда и дурь всякая в нашей системе.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Ульяновская область, Россия

    • Саид Насреддинов 19 Мая, 2018, 11:19

      "Вернуть старую советскую систему" - сначала нужно вернуть руководящую роль КПСС.

      Потому что я - например - не знаю, какая именно партия расколола крупное Министерство Образования на два мелких и почему, хотя эксперты и прокомментировали.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Саид Насреддинов 19 Мая, 2018, 12:17

      "когда повышалась зарплата в зависимости от стажа и решены все проблемы" - да, ВСЕ проблемы были решены для партработников - жена один раз заходила к подруге в дом с одним подъездом, когда в аналогичном по длине типовом доме было четыре подъезда.

      Тушёнку сестре в Таганрог я отправлял ящиками с 1971 года из родного города - в Таганроге этот продукт не встречался, как и с 1985 - в моём родном.

      За одеждой для сыновей мы с женой ездили в Москву - ДМ на Ленинском 78, нужные книги покупал/менял в Сокольниках под бдительным оком милиции (куда она исчезла?).

      Радиодетали приобретал возле магазина "Пионер" (Горького-56 ... куда он исчез?)... полжизни уходило на беготню и стояние в очередях - ну разве это проблемы - 40 минут в очереди за пивом "Бархатное" для жены один раз в конце месяца?

      Это - счастье!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Валерий Ганузин 19 Мая, 2018, 16:30

      Саид Леонидович! Вы так и напомнили Поездку в город В.С. Высоцкого:

      "...Чтоб я привез снохе
      С ейным мужем по дохе,
      Чтобы брату с бабой - кофе растворимый,
      Двум невесткам по ковру,
      Зятю черную икру,
      Тестю - что-нибудь армянского разлива."

      https://www.youtube.com/watch?v=LiG4GYDYTBU

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

  15. Максим Ковырялин 19 Мая, 2018, 15:37

    Уважаемый, под "решены все проблемы" я понимал способ начисления зарплаты. И только в этом смысле нужно понимать мой комментарий.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Ульяновская область, Россия

    • Саид Насреддинов 19 Мая, 2018, 15:51

      Уважаемый, вы - про способ начисления зарплаты, я - про счастливую жизнь в СССР.

      Это ортогональные качества.

      Друг 18 лет на гнилой работе (9 месяцев в году в командировках) стоял в очереди на квартиру, и когда получил - оказалось, что жить в ней невозможно и продать/обменять с доплатой - тоже... но прокатный стан в Нижнем Тагиле мы спроектировали и запустили.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Московская область, Россия