Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Исповедь неудобной ученицы

Мария Фролова оканчивает школу в Санкт-Петербурге, но появляется в ней очень редко (это было еще до режима самоизоляции). Уже несколько лет она последовательно выступает против традиционной системы образования. Критикует, но и предлагает свой вариант. Она построила сама для себя персонализированную систему обучения, а потом стала помогать и другим подросткам «прокачивать» актуальные навыки, основав стартап OPEN MIND. В этом году за свою активность Мария была отмечена премией Рыбаков Фонда.

Мне очень скучно в школе. Поэтому до самоизоляции я появлялась там два-три раза в неделю. Очень люблю и уважаю учителей, но сам формат обучения мне не подходит. Я неудобный для школы ребенок — оценки у меня идеальные, олимпиады пишу, в конференциях участвую. Но частый гость в кабинете у завуча, потому что все революции, которые дозволено совершить ученикам, совершаю я.

Мое отношение к образованию изменилось после десятого класса. Тогда я первый раз сказала маме, что не буду поступать в университет — не понимаю, зачем мне сейчас высшее образование, если компетенции, актуальные для меня «здесь и сейчас», я могу получить на более краткосрочных программах. То есть мне важно прокачивать практические навыки, как только на это появляется запрос, а не ждать четыре-пять лет, пока я закончу вуз. 

По сути это внедрение методологии Agile в жизнь: ты выдвигаешь какую-либо гипотезу и тестируешь ее за короткий промежуток времени. Например, сейчас у меня есть запрос на изучение маркетинга, поэтому я прохожу годовой курс от Mail.ru. Мне важно получать ответ на вопрос: «зачем?» и понимать, как я могу применить полученную информацию в жизни.

В школе такого чувства не было — наоборот, тебе кажется, что материал оторван от реальности: изучаешь по обществознанию, какой была экономика в начале 2000-х годов, в то время, как на дворе уже цифровая экономика. 
Про практику — я сразу применяю полученные знания или навыки в своем проекте. Когда ты только делаешь стартап, понимаешь, какая деятельность тебе ближе, к чему тянет больше. Мой проект, кстати, связан с образованием, неформальным. До пандемии я вместе с двумя молодыми людьми — Артемом и Рамилем — создавала образовательные курсы по soft skllls (мягким навыкам) для подростков. Сделали первую онлайн-платформу, которая позволяет участникам, понять, куда и как двигаться дальше, и построить стратегию развития. Цена такого курса небольшая: то есть, каждый подросток может выбрать — сходить один раз в Макдональдс или сделать инвестицию в свое развитие через нашу платформу.

Раньше мы делали только курсы: обычные вебинары, проверка домашнего задания и взаимодействие с экспертами. А потом познакомились с понятием «геймификация» и стали пробовать внедрять игротехники в нашу деятельность. Все это происходило постепенно и очень медленно.

А когда ввели режим самоизоляции, пришлось на ходу перестраиваться. Отказались от онлайн-курсов, их сейчас и так предостаточно. Игротехники в нашем проекте стали внедряться с невероятной скоростью. Так, теперь вместо курса по креативности, делаем онлайн-квесты в Minecraft по развитию этого скилла. 

«Как проводить время с друзьями?» — сейчас именно это волнует большинство подростков в связи с карантином. Поэтому мы немного поменяли позиционирование и сделали большую онлайн-тусовку, в которой теперь есть две траектории: образовательная и развлекательная. 

Устраиваем интернет-тусовки — дискотеки в наушниках с диджеями, просмотр и разбор фильмов и игры в монополию и мафию онлайн, даже посиделки у онлайн-костра есть. Как теперь выглядит образовательный контент? У нас было направление, где эксперты рассказывали, как устроена та или другая профессия, какие навыки нужно прокачивать, чтобы стать успешным в ней. Сейчас каждый четвертый день мы проводим онлайн-эфиры или интервью в записи с разными известными людьми, которые позволяют подросткам ответить на вопрос: «что делать дальше?». Например, уже провели интервью с Кириллом Аверьяновым — это бывший IOS-разработчик ВКонтакте, который в 18 уехал в Кремниевую долину, чтобы развивать стартап. 

 

Какие «soft-скиллы» надо прокачивать ученикам в первую очередь. Из опыта молодого предпринимателя

1. Коммуникация. Умение договариваться с другими людьми, высказывать свою точку зрения. В условиях дистанционного обучения этот навык западает самым первым. Из-за того, что вы сидите в четырех стенах, а единственная коммуникация — видеоуроки, на которых иногда спрашивают, и переписки в чате в формате «Кто знает, где включить звук?».
Не умея договариваться, говорить о себе, говорить в принципе, все остальные навыки уходят на второй план. Да, многие считают: «Вы же ничего не потеряли, вы общаетесь в чатах!». Чаты и соцсети — это крутое дополнение к новым знакомствам, но никак не основа отношений.
Коммуникация очень хорошо развивается в классе. Это то, ради чего нужно приходить в школу. Общение с друзьями на перемене — это один уровень, сдача реферата у доски — второй. Ежедневная прокачка ораторского искусства, постоянный контакт с одноклассниками, с учителями, с директором, приглашенными гостями. Ты постоянно развиваешь умение говорить, понимаешь, где нужно подстроиться под человека, где нужно ускорить речь, где замедлить.
2. Адаптивность.
Когда сидишь в школе, у тебя одни и те же условия. Ты видишь каждый день одного и того же учителя, знаешь, что будет завтра. Когда же выходишь за границы школы, понятно, что условия постоянно меняются. И мне кажется, адаптивность в формате дистанционного образования развивается максимально быстро или гораздо быстрее, чем в реале. Банально, отключился звук в Zoom — ты быстренько погуглил.
У меня нет ощущения паники на дистанте — я и раньше училась самостоятельно. Но моим одноклассникам сейчас тяжело — они два года готовились к ЕГЭ, поступлению, а как сейчас это будет происходить — непонятно. Теперь они не понимают, зачем готовились, как сдавать? Поэтому развивать адаптивность необходимо — какими бы не были условия всегда можно решить задачу.
3. Критическое мышление. Пока, наверное, оно еще не у всех развивается, и было бы здорово дать основы в школе. Раньше все копировали в тетради одну и ту же информацию, не анализируя ее. Сейчас же существует миллион ресурсов, и надо оценить их полезность буквально на лету. Потихоньку учишься фильтровать, начинаешь работать с текстами, цифрами, статистикой. Было бы здорово, если бы учителя разбирали фейки: почему это правда, а вот это нет.
4. Креативное мышление.
Мне кажется, такой навык даже вынужденно развивается в дистанционном обучении и у педагогов, и у школьников. Приведу не очень хороший, но яркий пример в плане шпаргалок. Как списывали в школе? Телефон под партой, максимум бумажный листик с ответами. Сейчас же чтобы списать — нужно придумать массу способов: как в зуме выключить камеру, как еще что-то сделать. Вы постоянно придумываете множество вариантов, как воспользоваться информацией, как выжить на контрольной. У учителей тоже развивается креативность, потому что, например, на каждую нашу сдачу стихотворения наизусть в онлайне они придумывают кучу различных штук — сдать с закрытыми глазами и так далее. В условиях дистанционного обучения креативность как мышца растет каждый день и это круто.
5. Эмоциональный интеллект.
Это качество сложнее развивать в условиях онлайн, потому что общаешься с людьми только через экран: ты их не видишь, не чувствуешь. Для меня это вызов — понять настроение у одноклассника или учителя, почему он вдруг выключил камеру. В своем проекте я стараюсь уделять внимание эмпатии — постоянно спрашиваю ребят, что они чувствуют, почему. Я, правда, вне компетенций и понимания, как прокачивать эмоциональный интеллект в условиях онлайна, но пытаюсь понять, какая боль и потребность у подростков-пользователей. 


Мне кажется, статус школы потихоньку меняется. Учебные заведения стали не платформой для получения глубоких знаний, а своеобразным навигатором, необходимым в большом потоке информации. Я не считаю себя уникумом, просто не боюсь говорить то, что думает большинство подростков. 

Обучение на удаленке обострило проблему. Сейчас 30 человек в классе не будут слушать час лекцию за компьютером. Ключевая задача учителей на дистанте — не передать информацию удаленно, а продумать крутые инструменты для этой передачи, то есть сжать материал из 3-4 уроков на 15-20 минут. Добавить больше практики, игр и интереса. 
Будет идеально, если каждая школа станет не только навигатором по знаниям, но и центром сообщества. Мне кажется, многие проблемы подростков сейчас исходят из того, что рядом нет единомышленников, которые поддерживали бы тебя в том, что ты делаешь. Когда они отсутствуют — сложно понять, что, например, делать проекты вместо компьютерных игр или обсуждения сериалов — это нормально.

Сейчас мы часто можем быть со взрослыми полезны друг другу. Например, у учителей часто бывает плохо развита цифровая грамотность, у школьников — отлично. То есть в таком союзе подростки могут стать менторами для учителей, а учителя останутся менторами ребят.

На мой взгляд, школа как центр социума позволит и учителям, и школьникам приобрести то окружение, в котором будет комфортно меняться, достигать того, к чему ты стремишься. Поэтому я поддерживаю движение Рыбаков Фонда — у нас одинаковые ценности. 

В ближайшие три года я планирую создать свой образовательный центр, где смогу создать ту атмосферу, которая станет своеобразным инкубатором для тех ребят, которые хотят меняться и менять мир вокруг себя. Я готова своим опытом поделиться и со школами. Другое дело, готова ли школа принять это сейчас, готова ли она выйти на такой уровень сотрудничества. Это вопрос, на который нужно ответить взрослым.

Что такое Школа — центр социума?

Школа — центр социума объединяет сообщество из выпускников, родителей, партнёров, местных жителей и учеников школы. Школа, вовлекающая сообщество, повышает мотивацию учиться, создаёт условия для получения реальных, а не кабинетных знаний, меняет социум вокруг себя и находит ресурсы для своего развития при помощи благодарных выпускников и партнёров.

Спецпроект Рыбаков Фонда Школа — центр социума рассказывает о том, как стать школой — центром социума и делится историями школ, ставших на этот путь.

 

Партнерский материал

Подписаться на канал «Школа — центр социума»


Автор

Мария Фролова

Все материалы автора

Количество подписчиков: 2

Подписаться Отписаться

Комментарии (13)

  1. Спасибо большое, Мария! Вы порадовали и вселили надежду... Мне посчастливилось трудиться в коллективе, где в течении долгих лет учителя и воспитатели работали в такой же педагогической парадигме. Мы придерживались несколько другого содержания. Если вам интересно, рад буду поделиться опытом и соображениями.

    https://www.lulu.com/search?adult_audience_rating=00&q=%D0%98%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%BD%D0%B0%D1%8F+%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%BA%D0%B0%2C+%D0%90%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%80+%D0%93%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 13 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Colorado, США

    • Ирина Касаткина 1 Июня, 2020, 0:28

      Дорогие педагоги, давайте попытаемся писать грамотно. Не "в течениИ долгих лет", а "в течениЕ долгих лет". Спасибо.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 12 лет

      Род деятельности: Сотрудник в организации высшего образования

      Регион проживания: Ростовская область, Россия

    • Спасибо, Ирина, вы правы.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 13 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Colorado, США

  2. Чем бы дитя ни тешилось...

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель старшей школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Калининградская область, Россия

  3. Вадим Монахов 6 Мая, 2020, 23:18

    Редкий случай, когда я придерживаюсь диаметрально противоположной точки зрения о статье по сравнению с Александром Городинским. Впрочем, у нас разный контингент - он работает с самыми запущенными случаями, так что, возможно, ему виднее.

    >сжать материал из 3-4 уроков на 15-20 минут.
    - Альберт Эйнштейн: «Всё следует упрощать до тех пор, пока это возможно, но не более того»

    >не буду поступать в университет — не понимаю, зачем мне сейчас высшее образование, если компетенции, актуальные для меня «здесь и сейчас», я могу получить на более краткосрочных программах
    >Добавить больше практики, игр и интереса

    - если в 11 классе школьник не вышел за пределы игры в игрушки, ему, действительно, не место в вузе.
    Но школа, конечно, виновата в подобных результатах. В итоге десятилетнего обучения по антинаучным кондаковским ФГОСам мы видим совмещение клипового мышления с безграмотной терминологией о выработке "компетенций".
    Напомню, что компетенцией называется право принятия решений в некоторой области (например, компетенция органов власти), а компетентностью - способность принятия адекватных решений на основе имеющихся знаний и жизненного опыта.
    Естественно, при отсутствии тех самых "ненужных" знаний (идеал неуча Грефа) и замены 3-4 уроков на 15-20 минут не может быть и речи о компетентности. Клиповое мышление приучает скакать по верхам БЕЗ ПОНИМАНИЯ. И верить, что все ответы можно найти в интернет в недостоверных ресурсах типа "одна баба сказала, что ...", классическим примером которых является Википедия.

    >В ближайшие три года я планирую создать свой образовательный центр
    - по этому поводу есть замечательный советский мультфильм "Большая жизнь", минуты с 3:00 по 4:15
    https://youtu.be/iYKC0JYXgr4

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 10 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  4. Lubova Barker 11 Мая, 2020, 21:01

    .... С уважением и благодарностью к автору за статью. Приятно, когда человек САМ для себя хоть что-то построил (персонализированную систему обучения) и стал помогать другим. Затронули слова, — «В своем проекте я стараюсь уделять внимание эмпатии —....» ИЗУМИТЕЛЬНО!!!
    ..... Мария, я Вам желаю творческих успехов, удачи,.. ииииии....(попасть в Кремниевую долину и построить свою "долину")))

    Время летит, так догони –
    мчись с ним, решай задачи,
    «здесь» и «сейчас» твори, не жди
    и будь сегодня значим.

    А кто сказал, что через года три,
    всё будет «так» и не иначе...?
    Научили, научилСЯ,.. – примени,
    стремись к сегодняшней удаче.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 месяцев

    Род деятельности: Родитель

    Регион проживания: California, США

  5. Александр Марков 13 Мая, 2020, 9:11

    "Я неудобный для школы ребенок — оценки у меня идеальные, олимпиады пишу, в конференциях участвую. Но частый гость в кабинете у завуча, потому что все революции, которые ДОЗВОЛЕНО СОВЕРШИТЬ УЧЕНИКАМ (выделено мной), совершаю я"

    И в чем неудобство, если совершается только то, что дозволено?)))) Выглядит, как педалирование собсбтвенной особости и сключительности, но в рамках дозволенного)))

    "Тогда я первый раз сказала маме, что не буду поступать в университет — не понимаю, зачем мне сейчас высшее образование, если компетенции, актуальные для меня «здесь и сейчас», я могу получить на более краткосрочных программах."

    Актуальны здесь и сейчас для чего??? Какова цель??? К сожалению, автор статьи, озвучивает и реализует современный тренд - сугубо утилитарный подход к образованию, как источнику получления материального благосостояния в кратктосрочной перспективе. Это идеология ПТУ-ников, которая возабладала в системе образования. Инвестировать в себя в долгую стремиться все меньшее количество молодых людей. Но без этого невозожно развитие науки, создание новых технологий, без которых в свою очередь, страна рискует првратиться в страну третьего мира, территорию низкоуровневого массового потребления.
    В чем можно согласиться, так это в том, что множество современных провинциальных российскийх ВУЗов практически не занимаются наукой, они опустились по уровню подготовки до не самых лучших советских техникумов, с той лишь разницей, что еще и практически значимых знаний свои выпускникам не дают. По сути продолжая то, чем занимается средняя школа - содержать в своих стенах огромные массы нежелающей взрослеть молодежи. Если выпускник ВУЗа, отучившись 4 года на повышенную степендию и претендуя на красный диплом, так и не понял в чем суть его професии и его не горят желанием брать на открытую вакансию по специальности, ходить за образование в них - действительно терять время.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации дополнительного образования

    Регион проживания: Пензенская область, Россия

  6. Ирина Касаткина 1 Июня, 2020, 0:21

    Может, все же не "ЗАканчивает школу", а "Оканчивает школу"? Бедная школа!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 12 лет

    Род деятельности: Сотрудник в организации высшего образования

    Регион проживания: Ростовская область, Россия

    • Сергей Сафронов 1 Июня, 2020, 15:19
      Может, все же не "ЗАканчивает школу", а "Оканчивает школу"? Бедная школа!

      Верное замечание, поправили!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 20 лет

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Юрий Куликов 3 Июня, 2020, 10:36
      Может, все же не "ЗАканчивает школу", а "Оканчивает школу"? Бедная школа!

      В начальной школе - звукофонетический разбор слова.
      А на такие мелочи времени в школе не остаётся.
      Так, что не взыщите.
      Не взыщите - да невзыщаемы будете !.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 5 лет

      Род деятельности: Руководитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Владимирская область, Россия

  7. Татьяна Ратунова 20 Июня, 2020, 19:36

    Письмо десятиклассницы написано явно взрослыми людьми, которые либо по своей малообразованности не ведают, что творят, либо заинтересованы в развале образования в нашей стране.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 10 лет

    Род деятельности: Учитель старшей школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Саратовская область, Россия

  8. Марина Бернштейн 16 Июля, 2020, 20:48

    Внимательно прочитала материал о "нестандартной" школе в Армении и исповедь неудобной ученицы. Захотелось высказать свое мнение.
    Все замечательно. Творчество "фонтанирует", дети свободно высказывают свое мнение, директор демократичен, ученики играют, выбирают формы обучения, формируют клубы по интересам...Однако удивляет несколько пренебрежительный взгляд на проверенную временем классно-урочную систему Яна Амоса Коменского...
    Убеждена в том, что школа сильна консерватизмом. Несомненно, необходимо внедрять и новые формы обучения, но это должно происходить, во-первых, поэтапно, во-вторых, осторожно и бережно, в-третьих, инновационные методики должны базироваться на определенной стержневой платформе учебного заведения.
    Игра-прекрасно! Но учеба-это прежде всего ТРУД!
    Являюсь приверженцем классического образования, классической педагогики. Дети и сто , и двести ...лет назад , и сегодня развивались и развиваются примерно одинаково, проходя через все этапы взросления: от младенчества до юности. Да, нынешние подростки более информированы, но и более инфантильны, в силу объективных факторов...Это (и не только) необходимо учитывать обязательно...
    Считаю, что до 14-15 лет, как минимум, ребенок должен научиться трудиться и интеллектуально, и физически по вполне определенному алгоритму обучения, в котором будут и домашние, и классные задания, и лабораторные, и экспериментальные работы, и творческие эвристические уроки, и духовно-нравственные беседы с интересными людьми... ( Благодарю за внимание. Марина Бернштейн)

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 3 года

    Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Ульяновская область, Россия

  9. Василий Сафонов 11 Августа, 2020, 18:51

    Странно представить себе подобную подготовку в медицине, МЧС, у военных, в юриспруденции, инженерии, преподавании и многих других сфер деятельности. Типа умер пациент - ну пойду еще пару компетенций отработаю ..... печально ... , а ведь она на полном серьезе.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия