Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Инклюзивное образование изменит школу

Право любого ребенка на получение образования в общих школах закреплено в законе об образовании. Но на практике, в подавляющем большинстве случаев, когда ребёнок аутист приходит учиться в обычную школу, оно не работает. Сегодня аутизм бросает вызов всей системе образования и педагогам в частности, считает президент АНО «Центр проблем аутизма» Екатерина Мень. По ее мнению, современная школа должна меняться, чтобы быть гибкой, давать качественное образование и транслировать настоящую инклюзию.

Инклюзия - это ...

Определение инклюзии, прописанное в законе об образовании, расходится с тем, которое дает ЮНЕСКО и Конвенция о правах инвалидов, считает Екатерина. Инклюзивным может быть «только образование в ближайшей школе, куда ходят все остальные дети, а не в специализированных школах за забором». По ее словам, инклюзия – это включение детей с абсолютно разными потребностями, поэтому коррекционые школы не могут считаться инклюзивными, Неважно, какой у ребенка диагноз, важны его образовательные потребности. 

Нет никаких научных доказательств, что когда слепые учатся со слепыми, это лучше, чем когда слепые учатся среди обычных детей, но со своими учебниками с Брайлем. Инклюзивное образование и есть самое коррекционное, потому что вы производите эту коррекцию в реальных, естественных условиях.

Инклюзия - это постоянная помощь, специально обученные специалисты, учителя ресурсной зоны. Это дополнительный кабинет, в котором можно провести занятия, куда можно удалиться в сложной ситуации. Это все ресурсы, на которых можно дополнительно  потренировать ребенка, поработать с его поведением, если оно противоречит правилам типичного урока, индивидуализировать его маршрут и определить, сколько времени он будет проводить на уроке. Это технология, которая делает школу гибкой. И поэтому ЮНЕСКО говорит о том, что инклюзивное образование – самое качественное.

Инклюзия – это когда в своих планах школа не может не учитывать учеников с особенностями. 

Инклюзия - это еще и  воля других родителей, считает педагог-дефектолог, координатор проекта инклюзии в московской школе 1465 Дарья Малышева. И пока родители детей нормы говорят: «Зачем вы нам сюда приведете социально не адаптированных, социально опасных детей?», а администрация у них на поводу, инклюзии в школе  быть не может. 

Что нужно, чтобы повернуть сознание родителей?

Показать хороший опыт, и он уже существует, считает Дарья Малышева: «Родителям нужно объяснить, что и как будет происходить, кто за что отвечает. С ребенком должен постоянно находиться тьютор, который будет емупомогать. Тьютор помогает еще и остальным детям в классе, а не только особому ребенку. При таком подходе выигрывают все». 

Из совместного опыта работы «Центра проблем аутизма» со школой

«Создана среда, в которой учителя точно не будут орать, потому что дети с аутизмом этого не позволят».

«Вводится гибкость обучения, которая вслед за этими детьми распространяется на всех».

«Учитель становится гораздо терпимее, применяет больше визуальной информации, больше поощрений, у него вообще меняется взгляд. Он работает не через наказание, ор, депривацию, а через позитив».

«Инклюзивное образование меняет всю школу, и учителя эффективнее работают, и дети лучше учатся. Пока дети с аутизмом не пришли в школу, учителя просто не знали, что можно учить вот так».


Автор

Федюшина Эльвира Евгеньевна

Все материалы автора

Количество подписчиков: 38

Подписаться Отписаться

Комментарии (14)

  1. Ludmila Usanova 26 Сентября, 2018, 14:49

    Сколько красивых слов, чтобы не вкладывать деньги в коррекционные школы!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель старшей школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Забайкальский край, Россия

  2. Владимир Головняк 26 Сентября, 2018, 19:38

    Сатанисты добьют школу своими реформочками.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Краснодарский край, Россия

  3. Елена Шедогубова 26 Сентября, 2018, 22:07

    Особенно тронули слова "ор", "орать" в т.н. научненькой статье. Спаси нас Господи от этих реформаторов, тьюторов (которых нет и не будет в провинциальных школах еще лет ...дцать, а дети сложные уже есть), безграмотных министров АБРОЗАВАНИЯ...

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 месяцев

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Воронежская область, Россия

    • Татьяна Сучкова 26 Сентября, 2018, 23:28

      Они в школах наших не были, эти реформаторы. Живых детей не видели. Бедные те аутисты...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 12 лет

      Род деятельности: Конфиденциально

      Регион проживания: Конфиденциально

  4. Дмитрий Новиков 27 Сентября, 2018, 10:50

    Правильно!
    Большинство здесь учителей "нормальных" (не одаренных) детей считают уже отстоем, девиантами... Вот аутистов им для разнообразия! Чтобы обучение простых, "нормальных" детей стало счастьем

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Родитель

    Регион проживания: Московская область, Россия

    • Дед Щукарь 27 Сентября, 2018, 12:44
      Правильно!
      Большинство здесь учителей "нормальных" (не одаренных) детей считают уже отстоем, девиантами... Вот аутистов им для разнообразия! Чтобы обучение простых, "нормальных" детей стало счастьем

      « Ты, душечка, смыслишь в этих делах не больше, чем табуретка », — Маргарет Митчелл.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 месяцев

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Россия

  5. Дмитрий Новиков 27 Сентября, 2018, 17:29

    Смыслю, Дедушка, еще как... Получал тут по мордасам неоднократно только лишь за то, что отстаивал интересы простых детей...

    Теперь, когда в каждую школу, в каждый класс, в том числе для Одаренных, возьмут хотя бы одного аутиста (диабетика, астматика и т.д.) - учителя хоть капельку начнут ценить "простых" детей.
    А то, что вы вообще не готовы и к приходу "иных" - так это ваша проблема, на совещаниях всех уровней ваши директора от восторга инклюзии руками хлопают - аж искры летят!
    Удачи вам всем!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Родитель

    Регион проживания: Московская область, Россия

    • Дед Щукарь 29 Сентября, 2018, 8:31
      Теперь, когда в каждую школу, в каждый класс, в том числе для Одаренных, возьмут хотя бы одного аутиста (диабетика, астматика и т.д.) - учителя хоть капельку начнут ценить "простых" детей.
      А то, что вы вообще не готовы и к приходу "иных" - так это ваша проблема, на совещаниях всех уровней ваши директора от восторга инклюзии руками хлопают - аж искры летят!
      Удачи вам всем!

      Верхняя ваша фраза подтверждает, что НЕ смыслите. Со мной училась девочка астматик. Её болезнь классом никак не воспринималась. Весь класс относился к ней как к нормальной, в том числе и учителя. Был у нас и совсем "инклюзив", не стесняясь громко портил воздух прямо на уроках. За счёт связей мамы до 10 класса и экзамены ему "вывели", что сдал, хотя на экзаменах его никто не видел. Это я к тому, что диабетики и асматики это НОРМАЛЬНЫЕ ученики. А вот ИНКЛЮЗИВНЫМ надо восстановить спецшколы. Иначе будет ущемление в получении знаний на уроке всем классом, кроме "инклюзива", которому учитель, ОДНОЗНАЧНО, будет уделять больше времени, не в предоставлении знаний по теме урока, а воспитывая его. Что касаемо аутистов, то такой болезни в мою учебу в школе вообще не было. и если кто-то и был аутистом, то отношение к нему было нормальное, как и к другим. Всё это говорит о том, что ваши доводы "высосаны из пальца".

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 месяцев

      Род деятельности: Пенсионер

      Регион проживания: Россия

  6. Маргарита Курышева 27 Сентября, 2018, 18:26

    В такие школы надо вкладывать ДЕНЬГИ! Нужны дополнительные ставки, дополнительные помещения, организация удобной среды (те же туалеты для инвалидов). А где они? Инклюзия у нас исключительно на энтузиазме родителей и учителей. Нужно, чтобы в классе было не более 12 человек ? Да куда же мы еще 15 денем? Пусть все вместе сидят. Тьюторов на урок? Так родитель пусть со своим ребенком посидит, учебник ему полистает. Так идею и губят.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 месяцев

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: —

  7. Елена Костина 27 Сентября, 2018, 20:44

    Много много лет назад, в 70-х годах прошлого столетия, я целый год в 6 классе училась на дому, врачи настояли. Но это не инклюзия, тогда об это даже не слышали.
    Вместе со мной в одном классе закончил школу мальчик, который странно ходил, приволакивая ногу, и странно говорил неприятным тембром с рывками из слов. Мы все знали, что у него ДЦП, это не лечится, но интеллект сохранен. И это не инклюзия.
    Пару лет назад веду урок в 7 классе, и вижу, что у девочки взгляд остановился. При этом знаю, что у нее по три-четыре раза на неделю припадки прямо на уроках. Подхожу, прижимаю ее голову к своему животу, поддерживаю за плечи, спрашиваю: "что плохо?". Вижу, что говорить она уже не может, но в сознании, глазами моргает, что да, плохо. Отправляю учеников одного за медработником, второго за классной, третьего за директором. Приходит фельдшер, из спортзала напротив приносим мат, укладываем девочку на мат, накрываем моим пальто, под голову мою кофточку. Снимаю ботинки, грею руками стопы. Фельдшер у головы девочки сидит, скорую вызывает. Прибежали директор с классной. Классная позвонила родителям, директор велела ей идти продолжать урок. Приехала скорая, пришли родители, увезли девочку в больницу. А в это время шел урок. И это тоже не инклюзия.
    В прошлом году ходили принимать на дому экзамен ГВЭ у 9-классника надомника. Впятером!!!: Представитель ГЭК, руководитель ППЭ, два организатора и медработник, у одного мальчика со сложным неврологическим заболеванием. Вот это скажу я вам инклюзия! Молодец мальчик, все выдержал, хорошо сдал, в 10 классе надомно учится.
    У меня в классе мальчик с диабетом, с прошлого года на инвалидности, оформляю кучу дополнительных бумаг, но учится он со всеми, на общих основаниях, разве что уколы себе делает. Наверное это инклюзия, но не уверена, ибо такие дети всегда учились в обычных школах. Ибо интеллект сохранен и могут себя обслуживать.
    С введением инклюзивного образования в школу (гимназию) приняли деток с диагнозами (аутичных, не ходящих, не говорящих, не способных себя обслужить). Пока в начальной школе. По закону, говорят, таких детей положено учить 5 лет в начальной школе и еще 7 в старшей. Причем все это на дому. При этом понимая, что при их диагнозах ходить, говорить и себя обслуживать они все равно не будут. Но развивать можно и нужно.
    И вот для таких деток нужны развивающие пособия: тактильные, аудиальные, визуальные. В специализированных центрах все это было. А в общеобразовательных школах нет! Кинули клич: "кто своим детям дошкольникам делал - покупал развивашки и они теперь дома не нужны, поделитесь". Я вот с девочками восьмиклассницами проект делаю по изготовлению сенсорных карточек. Им по ФГОСу проект положен, оценку за него в аттестат ставить надо, и школе польза. Опять же девочкам знакомство с профессиями психолога, дефектолога. Хоть в этом польза.
    И вот такая инклюзия, когда детей, нуждающихся в специализированной квалифицированной помощи, кинули в общеобразовательные школы с моей точки зрения преступление. Прежде всего по отношению к этим детям. Не говоря уж о том, что психолог в школе один и теперь он прочно занят инклюзией с неподлежащими обычному обучению надомниками, и сил, времени, возможности оказывать необходимую помощь более-менее обычным учащимся у него нет. Обязанности есть, но в рабочее время одного психолога они не укладываются.
    Вот такая вот инклюзия.

    P.S. Простите, если где-то букву пропустила, запятых не доставила...

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Марий Эл, Россия

  8. Людмила Горбунова 27 Сентября, 2018, 20:57

    Всё, что "умные головы" придумывают, не от большого ума. Эти"умники" путают понятия "социализация" и "образование". Да, таким детям нужно общаться с ровесниками, но не во время образовательного процесса. Цель и задачи школы, прежде всего, ОБРАЗОВАНИЕ! Что получат эти дети? Мне их жалко. (Учитель начальных классов, 36 лет стаж).

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель начальной школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Россия

  9. Олег Чаленко 28 Сентября, 2018, 10:08

    Дело за малым: всех остальных детей подтянуть до уровня инклюзиков

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 лет

    Род деятельности: —

    Регион проживания: Ярославская область, Россия

  10. Алла Лазарева 2 Октября, 2018, 20:02

    У нас как всегда: хотели как лучше. Дети с физическими заболеваниями как-то вписываются. А как быть тем же аутистам, ребятам с задержкой психического развития? Где те специалисты, готовые их обучать? Их нет. К знакомой девочке с аутизмом приезжает куча так называемых "специалистов", каждый из которых таращит глаза: что за ребёнок такой. Кроме слова "аутизм" они ничего не знают. К урокам не готовятся. Есть такой предмет у девочки "социально-бытовая ориентация". Учили ребят раньше в специальных школах накрывать на стол, готовить простые блюда, следить за домом, пользоваться бытовыми приборами. Учительница же притащила учебник истории и заявила маме, что это одно и тоже. Вот такие суперспециалисты. Не учат, а зарабатывают на этих детях. Есть, конечно, и другие. Только их единицы. Единственный дефектолог в школе - логопед (в лучшем случае). Программ тоже поискать надо... Всё брошено на родителя и исполнителя (читай: учителя). Остаётся одна надежда на человечность учителя, что крайне редко. Никогда российские чиновники ничего толкового в образование не привносили. Получается - сэкономили на образовании этих детей.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 месяц

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: —

    • Валерий Ганузин 8 Октября, 2018, 11:01

      "Более половины российских школ не готовы к приему детей-инвалидов для инклюзивного образования. Об этом в интервью ТАСС сообщила уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова.

      "В 2017 году только в 41% общеобразовательных учреждений созданы условия для беспрепятственного доступа детей-инвалидов. Но еще нужны специалисты по инклюзивному образованию, тьюторы, которых недостаточно, педагоги, которые могут вести образовательный процесс с учетом инклюзивного компонента, там должна быть постоянно медицинская поддержка", — сказала она."

      Об этом сообщает Рамблер. Далее: https://news.rambler.ru/education/40982580/?utm_content=rnews&utm_medium=read_more&utm_source=copylink
      ++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++
      Разумный подход к инклюзии нужен прежде всего.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия