Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Инклюзия в московской школе закончилась изоляцией детей с аутизмом

Инклюзивная среда - это не только архитектурные решения, пандусы, тьюторы. Это прежде всего люди, которые, собственно, среду и создают. И если взрослые решают, что инклюзия мешает обычным детям, то происходит то, что произошло в столичной школе №285. Эксперимент по включению детей-инвалидов в образовательный процесс вместе с обычными детьми закончился провалом, передаёт НТВ.  «Особенных» учеников без ведома родителей перевели из общего класса в коррекционный и не выпускают за его пределы. 

В 285-й школе есть ресурсные классы, в которых дети с аутизмом могут учиться и дружить со сверстниками. Здесь есть и батут, и синтезатор, и перерывы каждые 15 минут. Только, как рассказывают родители, для телевизионной камеры. Настоящая инклюзия длилась в школе 2 года. С сентября этого года четверых детей с аутизмом перевели в коррекционный класс и за его пределы не выпускают, жалуются родители. Учителя обосновывают это тем, что дети не тянут общую программу. 

По словам дирекора школы Валентины Весниной, детей перевели не просто так, а по решению особой комиссии. В Департаменте образования объясняют, что комиссию вызвали сами родители. Начальник отдела городского психолого-педагогического центра департамента образования Москвы Елена Ушакова утверждает, что так как родители детей с аутизмом увидели - общеобразовательную программу их дети не берут, то они решили пойти на центральную психолого медико-педагогическую комиссию.

У родителей иное мнение. «Мы два года боролись, учились, строили, скажем так, одну модель для образования наших детей. И ради этой модели практически все родители преодолевали большие расстояния по 1,5 — 2 часа, меняя 2–3 вида транспорта, возили своих детей ради этих условий», - говорит мама школьника Мария Сахинова. Для своих детей родители хотят другого будущего - не изолированного от обычных детей, а вместе с ними. Впрочем, школьников с особыми образовательными потребностями готовят к совместной экскурсии вместе с другими детьми. Инклюзия - это же не только уроки, говорят учителя. 


Автор

Федюшина Эльвира Евгеньевна

Все материалы автора

Количество подписчиков: 16

Подписаться Отписаться

Комментарии (23)

  1. Дмитрий Новиков 16 Декабря, 2017, 23:42

    Инклюзия - это не совместное обучение в одном классе Одаренных детей и Особенных детей, это, в первую очередь, совместное общение!!!

    Ведь Особенных детей не пытаются устроить к простым (девиантным) детям - их хотят устроить в Приличную школу к Одаренным детям или, как минимум, к Почти одаренным детям. Отсюда и конфликты.

    Родители Особых детей! Не гонитесь за лучшими школами - отдавайте своих детей в простые школы и классы. Их там примут за разновидность своих и даже не заметят их особенности...
    Правда и обучения в простых школах почти нет... зато инклюзии там полно!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 4 месяца

    Род деятельности: Родитель

    Регион проживания: Московская область, Россия

    • Мария Креслева 17 Декабря, 2017, 18:45

      Если следовать тексту, то речи понятие "Одаренные" дети там не используется. А инклюзив как раз и предполагает обучение в обычной среде "особенных" детей. О каких школах для "одаренных" детей ведётся речь? И кто их и чем одарил? У нас все государственные школы общеобразовательные. Если родителю его чадо кажется "одаренным", это ещё не повод объявлять учебное заведение, которое он посещает "школой для одаренных детей".

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 месяц

      Род деятельности: Родитель

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  2. Анна Грудцына 17 Декабря, 2017, 3:03

    Такая ерунда с этой инклюзией получается, будто только особые дети полноценные, а другие просто "среда" для этих особых детей. Детям без особенностей тоже нужно внимание учителя, которое на 50% отдаётся детям особым.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 месяцев

    Род деятельности: Журналист

    Регион проживания: Россия

    • Дмитрий Новиков 17 Декабря, 2017, 9:49

      Почитайте получше отзывы самих учителей - Простые дети им нафиг не нужны. им нужны Одаренные, с которыми мороки нет и с которых можно премии получать: за открытый урок, за 100 баллов, за победу в олимпиаде.
      Правда, в основном, готовят Одаренных либо репетиторы, либо сами родители (если есть в семье учителя или пед. работники, ученые), зато премии - натуральные.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 4 месяца

      Род деятельности: Родитель

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Cветлана Азанова 17 Декабря, 2017, 11:04

      А мне кажется, не при чем тут "нужны-не нужны". В классах с такими детьми нужно 2 педагога: учитель и помощник. Иначе все равно кто-то окажется "за бортом". Детям с ОВЗ нужна поддержка, помощь , но в классах с 25-30 учащимися это почти нереально. И получается замкнутый круг: работаем с детьми с овз - запущены здоровые дети. Работаем с ними-запущены "особые" детки. Но где взять деньги на помощника? По штату его нет-денег нет.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Пермский край, Россия

    • Валерий Ганузин 17 Декабря, 2017, 11:23

      Уважаемая Светлана Леонидовна! Даю ссылку по количеству детей в классе согласно СаНПинам.

      " Исходя из СанПиНа, дети с РАС могут обучаться только в условиях инклюзии. Однако надо понимать, что инклюзия – это не только обучение в среде сверстников без ОВЗ. Инклюзией считается и включение детей с определенными нарушениями развития в среду сверстников с иными нарушениями (отличными от нарушений этих детей), но имеющих сходные образовательные потребности. Обучение в среде сверстников без ОВЗ, исходя из федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598), предлагается для обучения ребенка с РАС по 1-му варианту образовательной программы для обучающихся с РАС.

      Второй вариант программы также может реализовываться в среде сверстников без ОВЗ. Однако возникает организационный вопрос. Обучение в начальной школе по 2-му варианту программы для детей с РАС предполагает пролонгированные сроки: 5 и 6 лет. Как школа будет обеспечивать обучение в среде сверстников без ОВЗ, если программа их обучения рассчитана на 4 года?

      Обратимся к Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015). Согласно его нормам учащиеся с РАС, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, могут обучаться совместно с учащимися с задержкой психического развития, а учащиеся с РАС, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью, могут обучаться совместно с обучающимися с умственной отсталостью, но не более одного ребенка в один класс.

      Если сопоставить нормы Порядка с требованиями СанПиНа, то получается, что ребенок с РАС по 2-му варианту образовательной программы для детей с РАС может обучаться в классе для детей с ЗПР (СанПиН предусматривает, что класс для детей с ЗПР по 2-му варианту программы составляет не более 12 обучающихся, что соответствует требованиям к общей наполняемости класса при включении в него обучающихся с РАС). Отметим также, что обучение детей с ЗПР по 2-му варианту образовательной программы в соответствии с федеральными стандартами предусмотрено в течение 5 лет за счет введения первого дополнительного класса. Это также подтверждает цель законодателя: ребенок с РАС по 2-му варианту программы включается в класс для детей с ЗПР (обеспечиваются пролонгированные сроки обучения).

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Cветлана Азанова 17 Декабря, 2017, 11:26

      Да никак школа это не обеспечит: нет денег, помещений, педагогов. НИКАК. Поэтому и классов для детей с ЗПР в обычных школах уже почти нет - нет денег.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Пермский край, Россия

    • Валерий Ганузин 17 Декабря, 2017, 11:37

      Раз не могут обеспечить, то этим школам и не должны давать инклюзию. У нас многое так делается. Услышат новости от руководства и сразу хотят отчитаться, что у них все уже есть. А как детям и учителям быть в такой ситуации директору...Не ему же работать с детьми в классах.

      Введут скоро новый табель о рангах, там и помучителя, и учитель, и старший учитель и т.д. будут. А деньги никогда не идут впереди Указов, приказов, распоряжений. Они приходят позже или никогда.

      Я Вам это поместил здесь то, что должно быть по закону. От дня подписания Приказа Минобрнауки России от от 19.12.2014 № 1598 прошло сколько лет, пора бы и деньги найти. А может они и выделяются? Кто знает?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Cветлана Азанова 17 Декабря, 2017, 11:46

      Абсолютно согласна. Но есть еще фактор: родители бегут, потрясая законом об образовании. И их тоже не волнует, как будут себя чувствовать дети,учителя, да и директор. Говорю не голословно: в школе,где я работала когда-то, был мальчик 3 года остававшийся в 1 кл. Ну упорно мать не хотела переводить его в коррекционную школу. А обычную программу бедняга просто не понимал из-за ЗПР. И индивидуальная работа с ним прекрасного учителя,моей коллеги, давала очень малые результаты. В другой школе, где работает моя однокурсница, училась слепая девочка. Тоже родители не хотели ее везти в спецшколу. По-моему, это преступление со стороны родителей. Но закон был на их стороне. Директор (к слову, мать моей однокашницы) каждый день тряслась,лишь бы девочку случайно не толкнули,лишь бы не упала. А о каком достойном образовании вообще могла идти речь?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Пермский край, Россия

    • Валерий Ганузин 17 Декабря, 2017, 11:55

      А у меня другой пример со слепой девочкой. Прекрасно закончила школу и педвуз в Ярославле, а сейчас в Москве в аспирантуре. Эти примеры не подходят для обучения детей с РАС!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Cветлана Азанова 17 Декабря, 2017, 11:58

      Эти примеры подходят для того, чтобы объяснить, как иногда появляется инклюзия в классах обычных ОУ. В нашей школе дети с РАС на домашнем обучении - нашим обучение в коллективе из-за их личных особенностей не подходит.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Пермский край, Россия

    • Cветлана Азанова 17 Декабря, 2017, 11:59

      Ярославль - город немаленький. Там это возможно. Но в деревне уральской, даже и не очень маленькой, - нет.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Пермский край, Россия

    • Валерий Ганузин 17 Декабря, 2017, 12:00

      "И их тоже не волнует, как будут себя чувствовать дети,учителя, да и директор."

      Если это волнует директоров, то почему они берут таких детей при отсутствии условий? Что их заставляет нарушать приказы, СаНПины и др.?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Cветлана Азанова 17 Декабря, 2017, 12:04

      Закон об образовании. Имеет право на образование ребенок-все,учите. Думаю, нужно дополнить, что в приведенных мной примерах одним из факторов было еще и расстояние до коррекционной и спецшкол. Родителям не хотелось отпускать детей далеко от дома-других школ в деревнях не было. Все, учимся в какой есть.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Пермский край, Россия

    • Валерий Ганузин 17 Декабря, 2017, 19:42

      Спасибо за конструктивный ответ. Жизнь намного сложней и трудней. И смотреть на проблему надо с разных сторон: со стороны ребенка, родителей, учителя, директора, государства, в лице чиновников. А у нас учителя часто смотрят на детей только со своей стороны, пока у самих не случается горе. Вот тогда и прозревают сразу.
      Для тех кто работает с детьми инвалидами:

      http://medpsy.ru/climp/2017_2_16/article08.php

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Cветлана Азанова 17 Декабря, 2017, 19:52

      Учителя смотрят с разных позиций. Жизнь,действительно, сложнее и труднее, чем мы думаем. И у них есть дети-инвалиды. У одного моего коллеги была дочь с ДЦП, умерла. У другой - сын с РАС. Учился дома. У меня в семье тоже есть ребенок с ОВЗ. Так я, как родственница и учитель, сразу сказала, что нужны коррекционный сад и школа, потому что знаю, что ТАК, как ТАМ, в обычных ОУ и ДОУ не помогут-не те специалисты, оборудование, условия. Увы или не увы, но мои слова подтвердились полностью. Так что не думайте, что прямо все учителя "смотрят на детей только со своей стороны, пока у самих не случается горе. Вот тогда и прозревают сразу". Бывает так, что им с их стороны заметно куда больше.
      Кстати, я работаю с ребятишками с ОВЗ сейчас. С 5-ю занимаюсь русским языком. И твердо уверена: посади их на мои уроки в обычный класс с 28 учащимися - и "мы их потеряем".

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Пермский край, Россия

    • Валерий Ганузин 17 Декабря, 2017, 20:18

      Светлана Леонидовна! Сегодня в России имеются два журнала по аутизму. Возможно Вам пригодится. Это:
      1. Журнал "Аутизм сегодня"
      cwf.com.ua/ru/project/autism-today

      2. Аутизм и нарушения развития
      http://psyjournals.ru/autism/

      В Москве есть центр, где можно проконсультироваться по ребенку с РАС (по интернету тоже):
      Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы "Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой Департамента здравоохранения города Москвы"
      Сокращенное название: ГБУЗ "НПЦ ПЗДП им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ"
      Адрес: 119334, г. Москва, 5-й Донской проезд, дом 21А
      E-mail: mail@dpb6.ru
      Сайт: www.npc-pzdp.ru

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Cветлана Азанова 17 Декабря, 2017, 20:28

      Увы, мне не поможет. У моего родственника не этот диагноз. У учеников тоже. Но если будут в практике аутисты-посмотрю. Моей коллеге повезло-у сына легкая степень. Сейчас он получил творческую профессию.
      Еще я твердо уверена: детей нужно готовить к жизни в обществе. Не заставлять всех только подстраиваться под него, а ребенка "встраивать" в эту систему. Не может работать головой-научите работать руками. (Не говорю про тех,у кого интеллект сохранен). Пусть чувствует себя необходимым обществу и самодостаточным. Нужно подбирать ему посильные профессии: дворник, маляр, штукатур, озеленитель. Знаю пример, когда такой человек квитанции разносит. Ему это нравится, так важно их несет. Он на своем месте. А именно у коррекционных школ этот опыт имеется.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Пермский край, Россия

    • Татьяна Сучкова 18 Декабря, 2017, 10:05

      Они ВЫДЕЛЯЛИСЬ. Только потратили их не на зарплату тьюторов, а на эти вот сенсорные комнаты, где каждая фанерка по 5 тыс (финская, в России же своей фанеры нет). Кто-то неплохо попилил ту фанеру, каждая комнатка обошлась в несколько миллионов. Три несчастных компьютера со специальным ПО для слабослышащих еще дали, так там ПО работает только MS Word, а он поставили Open Office, так что оно еще и не работает!

      А вот в Израиле, например, к каждому - к КАЖДОМУ особому ученику прикрепляется помощница - саят называется. Без своей саят эти детки в школу не ходят...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 11 лет

      Род деятельности: Конфиденциально

      Регион проживания: Конфиденциально

    • Валерий Ганузин 17 Декабря, 2017, 11:24

      ...Что касается 3-го варианта образовательной программы для детей с РАС, то сопоставление норм Порядка и СанПиН предполагает включение ребенка с РАС в класс обучающихся с умственной отсталостью (с легкой умственной отсталостью – интеллектуальными нарушениями). Требования к общей наполняемости класса для обучающихся с легкой умственной отсталостью – не более 12 обучающихся. При включении в такой класс ребенка с РАС требования к общей наполняемости ужесточаются: не более 9 обучающихся в классе. Обучение также предполагает пролонгированные сроки и для обучающихся с умственной отсталостью, и для обучающихся с РАС (в соответствии с федеральными стандартами).

      Аналогично получается вывод и об обучении детей с РАС по 4-му варианту образовательной программы. Ребенок с РАС в таком случае включается в класс для детей с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) – не более 5 обучающихся в классе.

      Таким образом, включение ребенка с РАС в обычный класс реально осуществимо только при наличии заключения ПМПК об обучении по 1-му варианту образовательной программы для обучающихся с РАС. При этом СанПиН устанавливает ограничения общей наполняемости класса: не более 20 обучающихся при включении в класс одного обучающегося с РАС, не более 15 – при включении в класс двух обучающихся с РАС.

      В остальных случаях инклюзия может быть иного характера. В класс для детей с ЗПР включаются не более двух обучающихся с РАС с заключением ПМПК об обучении по 2-му варианту образовательной программы для детей с РАС. Такой класс может быть организован в обычной школе. Дети с РАС по 3-му варианту включаются в класс для детей с умственной отсталостью (с легкой умственной отсталостью – интеллектуальными нарушениями), а по 4-му варианту – в класс для детей с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой, тяжелыми и множественными нарушениями развития) при соответствующих заключениях ПМПК.

      Необходимо отметить, что при наличии ресурсов и желания регионы могут организовывать обычные классы с численностью 12 обучающихся, в которые включать детей с РАС по 2-му варианту. Однако представить это в реальности трудно."
      http://www.osoboedetstvo.ru/post/2016/02/novye-sanpiny-tonkosti-organizacii-obucheniya-detey-s-ras

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

  3. Ирина Бородкина 18 Декабря, 2017, 15:02

    Родители хотят.... А что необходимо ребёнку с РАС? Сначала с момента проявления - консультация психиатра, совместная работа психолога, с 4х лет подключить логопеда. Психиатр не для того чтобы штамп поставить, чтобы ЗНАТЬ - какие поддерживающие препараты нужны, нужен НЕЙРОФАРМАКОЛОГ. Занимаюсь с детьми РАС. Там где родители исходят из интересов ребёнка - практически всё это есть. Но есть и другие родители - вместо того чтобы решать проблему ребёнка они её отрицают, а в оправдание себе кричат о плохом влиянии лекарств на ребёнка, потом кричат и стучат кулаками требуя, чтобы ребёнок обучался в обычном классе. Без помощи, без своевременной постепенной адаптации, без врачебного сопровождения результат в развитии и обучении расиков =0. Все жалеют этих родителей. А каково их непролеченным, не получившим по вине родителей своевременную помощь детям? Особенно когда их запихивают в класс с 20ю или в лучшем случае с 15ю детьми. Ну и что что тьютер. Как передать весь ужас, который переживают эти дети в такой момент. А родители - "вы обязаны по инклюзии посадить моего ребёнка в класс, не посадите я в министерство жалобу напишу ! и т.д. и т.п. Вы уверены что их волнуют интересы ребёнка? Серьёзно? Ясно одно - необходимо СПЕЦИАЛИСТАМ пересмотреть все министерские положения по инклюзии в школе, а не министерским чиновникам. С чёткими правилами и обязанностями и для педагогов и для родителей!!!!!!!

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 3 месяца

    Род деятельности: Сотрудник в организации дополнительного образования

    Регион проживания: —

  4. Анна Полянская 19 Декабря, 2017, 2:10

    Работаю в коррекционной школе-интернате. В этом году поступил ученик (тяжёлый) по психическому здоровью, и с генетическим заболеванием. Рекомендовано обучение на дому, по программе СИПР. Но, родители выбрали согласно закону РФ, свою форму обучения, т.е в классе, где дети тоже с инвалидность. У того ученика гетероагрессия, не сидит на месте, бегает по классу, бьёт детей, кричит, ломает мебель, игрушки для занятий. Ребёнок не говорящий, не понимающий обращённую речь. Он совсем не готов даже к обучению по своей программе. Предложили на комиссии первый год по заниматься на домашнем обучении, немного подготовить морально ребёнка. Но! Родители грозят заявлением-жалобой в Министерство образования, требуют чтобы их чадо находилось с детьми. Ребёнок не общается, его раздражают дети.Другие ученики так же пострадали, участились головные боли, дети плачут, ведь они тоже дети-инвалиды. И тоже собирают коллективную жалобу, чтобы защитить своих детей. В одном коррекционном классе две программы можно было бы осуществить (детей мало), но не при таких условиях.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 3 года

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Ставропольский край, Россия

  5. Анна Полянская 19 Декабря, 2017, 2:17

    Простите, сенсор. Родители остальных учеников в классе тоже готовят коллективное заявление, чтобы защитить своих детей от агрессивного одноклассника. Дети у меня добрые, хотели подружиться, но в ответ удары....крики в виде риска. Дети с РСА не переносят крика, начинают трястись от страха, плакать. Вот такая инклюзия получилась.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 3 года

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Ставропольский край, Россия