Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Игровые техники на уроке: зачем использовать и как не переборщить

Игра — один из немногих видов деятельности, в котором удовольствие от процесса стоит выше, чем результат. Участники игры принимают определенные правила и следуют им для того, чтобы получить эмоции, впечатления, радость. Может ли при этом игра стать эффективным инструментом обучения как детей, так и взрослых? Безусловно, но при этом потеря удовольствия от игры превратит ее в обычный урок.

Использование игры как обучающего инструмента следует отличать от использования геймификации. Геймификация предполагает внедрение игровых элементов в целом неигровую деятельность, например, при оценке результатов работы, разминке на занятии, введении в тему. Геймификация также повышает вовлеченность учеников, однако удовольствие и эмоциональная отдача от геймифицированной деятельности будут ниже, чем от игры, следовательно и вовлеченность — меньше.

Итак, цель игры на уроке — именно вовлечь, а не развлечь или отвлечь учеников, хотя последнее, наверное, тоже возможно, если сроки, программа и ФГОСы позволяют.

Плюсы и минусы использования игровых техник

Игровые техники на занятии, безусловно, приносят пользу. Ученики вовлекаются в процесс изучения предмета, зачастую могут на практике применить свои знания или же своим умом дойти до определенных выводов, написанных в учебнике. В случае, если игра рассчитана на длительный период и предполагает несколько этапов (итераций), ученики будут с радостью спешить на занятие, чтобы узнать продолжение сюжета, усилить свои позиции в игре или попросту отыграться. В целом высокая эмоциональная вовлеченность и радость от процесса облегчают запоминание материала и повышают мотивацию к учебе.

Однако для создания игр, обладающих всеми вышеперечисленными свойствами, учитель должен затратить немало сил и времени, ведь простое включение в учебный процесс звездочек вместо оценок или видео вместо лекции долгосрочного эффекта и необходимого уровня вовлеченности не даст, а качественная игра требует проработки сюжета, адаптации правил под конкретную аудиторию, разработки артефактов игры (карт, карточек, фишек, наград, видеороликов).

К минусам можно отнести и недостаток времени в рамках учебного процесса. 40 минут урока не позволяют провести полноценную игру с разбором результатов (рекомендуемая продолжительность игр — 1,5-2 часа).

Учителю необходимо дать вводные по теме, объяснить правила, провести игру, а затем разобрать ее результаты и сделать выводы с обучающим элементом, на саму игру получится отвести разве что 15-20 минут. В таких условиях можно вести речь только об элементах игры на занятии, то есть геймификации.
 

Комментарий «ЯКласс»: «Высокая нагрузка и необходимость следовать учебной программе часто не позволяют учителю выделить достаточное количество времени на подготовку полноценной игры. В этом случае педагогу помогут короткие задания с элементами геймификации, которые можно безболезненно внедрить в урок. На сайте „ЯКласс“ подобные задания можно найти в разделе „Переменка“ — они хорошо подходят для уроков в начале четверти, когда дети ещё не вошли в рабочий ритм. Также для учеников 4-6 классов есть олимпиадные задания подготовительного тура по математике и английскому языку. С их помощью можно и научиться решать более сложные задачи, и развлечь учеников интересными заадниями с элементами геймификации».


Условия эффективного использования игротехник на уроке

Прежде всего, до разработки или использования игры на уроке необходимо определиться с целями и предполагаемыми результатами: ученики должны запомнить факты, прийти к логическим выводам, разработать проект на основе изученного материала. Цель будет определять механику игры и обратную связь по ней. Проще всего найти готовую игру для решения определенных педагогических задач.

Сложнее дело обстоит в случае, если игра отсутствует. Создание игры — процесс довольно трудоемкий и предполагает детальный анализ целевой аудитории (сколько человек играет, какого возраста, насколько они замотивированы изначально, как они воспримут поражение), проработку механики (типы игроков, роль модератора, продолжительность игры, использование артефактов, игровой результат, используемая платформа), написание сценария, разработку артефактов, описание ролей игроков.

Учителю важно понять, что его роль в игре может состоять только в модерировании игровой деятельности, но одним из игроков он стать не может. Более того, игра должна идти по заданным изначально правилам, и если эти правила оказались несовершенными, то непосредственно в ходе игры их изменить нельзя. Поэтому, прежде чем использовать любую игру на уроке, желательно самому в нее поиграть.

Цель игры в обучении не будет достигнута, если не включить в программу разбор результатов игры. Часто полезно обсудить с игроками не только образовательный аспект (какие факты они запомнили благодаря игре или какие выводы сделали относительно отыгранного сюжета), но и механику игры (почему игрок А повел себя определенным образом, но к желаемому результату это не привело, почему игрок Б схитрил и при этом выиграл). Разбор механики игры и мотивов действий игроков может иметь не только обучающий, но и воспитательный эффект.

Примеры использования игровых техник на уроке

Использовать отдельные игровые элементы, например, при разминке, оценке знаний, проведении небольших тестов помогают порталы Kahoot.com и mentimeter.com. Бесплатная часть сервисов дает возможность опрашивать аудиторию, выводя результаты опроса на экран, строить «облака слов», давая определение новому понятию, проводить тестирование в интерактивном формате. Обеспечить интерактивное взаимодействие с использованием смартфонов поможет и мессенджер Telegram.

Примерами качественных настольных игр, которые могут быть использованы на уроке, являются «История России в лицах» от Mosaicum, «Эволюция» от Мосигры. Больше игр можно найти в путеводителе по настольным играм на портале tesera.ru

Если же вы решились стать игротехником и самостоятельно разрабатывать игры для своих уроков, полезным может стать бесплатный онлайн-курс «Игропрактика в образовании» от НИТУ «МИСиС» на платформе «Открытое образование» openedu.ru.

Буду рада, если в комментариях вы поделитесь своими советами по использованию игр на уроке, примерами игр и вашими впечатлениями от их использования.

Об авторе: Евгения Викторовна Кузнецова, кандидат юридических наук руководитель образовательной программы «Правовое обеспечение национальной безопасности» УрФУ, преподаватель Уральского федерального университета и Уральского государственного юридического университета

 

Хотите узнать все об игровых технологиях и геймификации, регистрируйтесь на Летнюю школу Педсовета. Она посвящена теме игры в образовании.

 

Партнерский материал

Подписаться на канал ЯКласс


Автор

Наталья Кулик

Все материалы автора

Количество подписчиков: 7

Подписаться Отписаться

Комментарии (22)

  1. Светлана Решетняк 28 Декабря, 2019, 10:08

    Учитель излагает новый материал.
    Диалог
    Учитель: Кто не понял?
    Вася: Я.
    Учитель: Кто понял?
    Петя, Коля: Я понял!
    Учитель: Петя, ты сейчас учитель. Объясни Васе .
    Вася: Всё равно не понял.
    Учитель: Коля, теперь ты учитель- объясняй! ...
    Вот и думаю - игровая эта техника или нет? А, может, ещё раз учителю объяснить помедленнее и с новыми примерами да в контакте с Васей на каждом шаге объяснения? Для внука- первоклашки предпочла бы второй вариант.

    Статус в сообществе: Конфиденциально

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Конфиденциально

    Регион проживания: Конфиденциально

  2. Виктор Рябцовский 28 Декабря, 2019, 13:01

    Игровые методики больше подходят в начальной школе, да и то не для всех детей. В средних и старших классах школьников желательно вовлекать в исследования, но многое здесь часто лежит за пределами текущей школьной программы для данного возраста или даже за пределами вообще школьной программы. Посмотрел штатное расписание частной школы: преподаватели шахмат, ТРИЗ, робототехники, но некоторые из них любители, например, учитель истории ведет роботехнику, но здесь нужен специалист, разбирающийся в механике, электронике и программировании, вряд ли гуманитарий разбирается во всех этих областях. Сегодня в Китае изучают искусственный интеллект в школе, а в России нет, ну ладно, но познакомить с опытом соседей и перевести учебники на русский язык - прямая обязанность министерства, а там даже ухом не ведут, у них видно другие проблемы, вообще работа министерства в области анализа текущих школьных программ, содержания учебников вызывает удивление, а когда содержание будет актуально применяемым знаниям в деятельности человека, прыгание по верхушкам или изучение материала, который не будет использован никогда. Очень мало бесплатных кружков по знаниям в электронике, интерес у школьников есть и практическое значение огромное, а возможностей нет. Упор в робототехнике странный, собирают все без творческого подхода, элементарную замену сделать не могут, преподаватели может и энтузиасты, но большинство не имеет специального образования, хотя бы по одной областей (механика, электроника, программирование). Подбор датчика и расчет элементарного интерфейса - просто запредельная задача для самого преподавателя, но организовали бы хоть какой-нибудь ликбез для этой категории на уровне министерства. В самом то министерстве то же видно одни гуманитарии сидят, которые как огня боятся данных направлений творчества школьников, но ладно нет людей, но в университетах то они есть, можно было бы организовать, но и этого нет, и когда будет никому не известно! Это так загадочно работает министерство, нет ни только специалистов, но нет вообще людей, способных организовать что-то разумное. Не министерство, а детский сад!!!

    Соглашусь с мнением, в России министры в отставку не подают, туда такие люди по определению не попадают, там только чего изволите-с, типа госпожи Яровой, которая вносит проекты, даже не являясь специалистом в данной области, причем области крайне сложной даже профессионалов. Юристы, экономисты решают все без учета технических нормативов и технической политики, потом удивляются, а почему объекты взрываются, и почему ничего не работает. Подбор исполнителей типа Мутко, провалил, не беда, был министром, повысим - станешь заместителем премьера, главное служи нужным хозяевам, а мнение простых граждан никого не волнует. Особенно удивляет, как Мутко сдал кандидатский минимум по иностранному языку, если английская речь пишется для него русскими буквами, выходит он даже читать не умеет!!! Вот он - эталон министра России!!! Эталон для подражания - дальше уже некуда.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 лет

    Род деятельности: Предприниматель

    Регион проживания: Московская область, Россия

    • Николай Мимеев 28 Декабря, 2019, 15:42

      Какая робототехника, какой ИИ?

      Вот подлинная задача из первого честного ЕГЭ 2014 года.

      В старинной книге полезных советов «Домострой» имеется рецепт десерта Шарлотка. Для приготовления Шарлотки следует взять 12 фунтов яблок. Сколько килограммов яблок надо взять хозяйке для приготовления Шарлотки? Считайте, что 1 фунт равен 400 грамм.


      70% элитных выпускников справились с этой задачей в близком 2014.


      Иными словами от 40 до 50% детей за 11 лет научились решать задачи такого уровня.

      Не пора ли просто подумать, как повысить этот результат?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Владимирская область, Россия

    • Вадим Монахов 28 Декабря, 2019, 16:42
      Игровые методики больше подходят в начальной школе, да и то не для всех детей. В средних и старших классах школьников желательно вовлекать в исследования, но многое здесь часто лежит за пределами текущей школьной программы для данного возраста или даже за пределами вообще школьной программы. Посмотрел штатное расписание частной школы: преподаватели шахмат, ТРИЗ, робототехники, но некоторые из них любители, например, учитель истории ведет роботехнику, но здесь нужен специалист, разбирающийся в механике, электронике и программировании, вряд ли гуманитарий разбирается во всех этих областях. Сегодня в Китае изучают искусственный интеллект в школе, а в России нет, ну ладно, но познакомить с опытом соседей и перевести учебники на русский язык - прямая обязанность министерства, а там даже ухом не ведут, у них видно другие проблемы, вообще работа министерства в области анализа текущих школьных программ, содержания учебников вызывает удивление, а когда содержание будет актуально применяемым знаниям в деятельности человека, прыгание по верхушкам или изучение материала, который не будет использован никогда. Очень мало бесплатных кружков по знаниям в электронике, интерес у школьников есть и практическое значение огромное, а возможностей нет. Упор в робототехнике странный, собирают все без творческого подхода, элементарную замену сделать не могут, преподаватели может и энтузиасты, но большинство не имеет специального образования, хотя бы по одной областей (механика, электроника, программирование). Подбор датчика и расчет элементарного интерфейса - просто запредельная задача для самого преподавателя, но организовали бы хоть какой-нибудь ликбез для этой категории на уровне министерства. В самом то министерстве то же видно одни гуманитарии сидят, которые как огня боятся данных направлений творчества школьников, но ладно нет людей, но в университетах то они есть, можно было бы организовать, но и этого нет, и когда будет никому не известно! Это так загадочно работает министерство, нет ни только специалистов, но нет вообще людей, способных организовать что-то разумное. Не министерство, а детский сад!!!

      Соглашусь с мнением, в России министры в отставку не подают, туда такие люди по определению не попадают, там только чего изволите-с, типа госпожи Яровой, которая вносит проекты, даже не являясь специалистом в данной области, причем области крайне сложной даже профессионалов. Юристы, экономисты решают все без учета технических нормативов и технической политики, потом удивляются, а почему объекты взрываются, и почему ничего не работает. Подбор исполнителей типа Мутко, провалил, не беда, был министром, повысим - станешь заместителем премьера, главное служи нужным хозяевам, а мнение простых граждан никого не волнует. Особенно удивляет, как Мутко сдал кандидатский минимум по иностранному языку, если английская речь пишется для него русскими буквами, выходит он даже читать не умеет!!! Вот он - эталон министра России!!! Эталон для подражания - дальше уже некуда.
      Какая робототехника, какой ИИ?

      Вот подлинная задача из первого честного ЕГЭ 2014 года.

      В старинной книге полезных советов «Домострой» имеется рецепт десерта Шарлотка. Для приготовления Шарлотки следует взять 12 фунтов яблок. Сколько килограммов яблок надо взять хозяйке для приготовления Шарлотки? Считайте, что 1 фунт равен 400 грамм.


      70% элитных выпускников справились с этой задачей в близком 2014.


      Иными словами от 40 до 50% детей за 11 лет научились решать задачи такого уровня.

      Не пора ли просто подумать, как повысить этот результат?

      1. Да, это почти так - с поправкой, что не "70% элитных выпускников", а 70% выпускников 11 класса".
      Источник: ЕГЭ по ма­те­ма­ти­ке 05.06.2014. Основная волна. Запад. Ва­ри­ант 1. Задание 1.

      2. Я уж не говорю про то, что «Домострой» назван "книгой полезных советов". Там, например, имеются такие "полезные советы" как правильно бить жену:
      "Плетью же, наказывая, осторожно бить, и разумно и больно, и страшно и здорово – если вина велика. За ослушание же и нерадение,– рубашку задрав, плеткой постегать, за руки держа и по вине смотря, да поучив попенять: «А и обиды бы не было, а и люди бы о том не слыхали, а и жалобы бы о том не было»."

      И как правильно бить сыновей:
      «Казни сына своего от юности его, и он успокоит тебя на старость твою… И не ослабей, бия младенца. Если его железом бьешь, то не умрет, но здравее будет: бия его по телу, ты душу его избавляешь от смерти».

      Одно слово, духовные скрепы... А знание математики - это ерунда. Тем более, какие-то там фунты непонятные. Но под влиянием критики ЕГЭ всё-таки совершенствуется в правильную сторону. Хотя давление на замену математики, физики, химии и биологии на "духовные скрепы" продолжается.

      3. Только у меня один вопрос возникает: как те, кто не смог решить эту задачу, успешно сдали ОГЭ и успешно закончили 10 класс??!
      Многие учителя жалуются на ВПР, но как без ВПР или других проверок предотвратить такое безобразие?
      И, опять же, ругают возвращение в ФГОС содержания и, о ужас, привязке его к конкретным годам обучения. Что, мол, это делается для удобства проверок. Но как можно иначе предотвратить подобные результаты? Если тысячи несовместимых учебников и десятки тысяч различных несовместимых образовательных программ?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Оксана Горбачева 28 Декабря, 2019, 17:25
      Игровые методики больше подходят в начальной школе, да и то не для всех детей. В средних и старших классах школьников желательно вовлекать в исследования, но многое здесь часто лежит за пределами текущей школьной программы для данного возраста или даже за пределами вообще школьной программы. Посмотрел штатное расписание частной школы: преподаватели шахмат, ТРИЗ, робототехники, но некоторые из них любители, например, учитель истории ведет роботехнику, но здесь нужен специалист, разбирающийся в механике, электронике и программировании, вряд ли гуманитарий разбирается во всех этих областях. Сегодня в Китае изучают искусственный интеллект в школе, а в России нет, ну ладно, но познакомить с опытом соседей и перевести учебники на русский язык - прямая обязанность министерства, а там даже ухом не ведут, у них видно другие проблемы, вообще работа министерства в области анализа текущих школьных программ, содержания учебников вызывает удивление, а когда содержание будет актуально применяемым знаниям в деятельности человека, прыгание по верхушкам или изучение материала, который не будет использован никогда. Очень мало бесплатных кружков по знаниям в электронике, интерес у школьников есть и практическое значение огромное, а возможностей нет. Упор в робототехнике странный, собирают все без творческого подхода, элементарную замену сделать не могут, преподаватели может и энтузиасты, но большинство не имеет специального образования, хотя бы по одной областей (механика, электроника, программирование). Подбор датчика и расчет элементарного интерфейса - просто запредельная задача для самого преподавателя, но организовали бы хоть какой-нибудь ликбез для этой категории на уровне министерства. В самом то министерстве то же видно одни гуманитарии сидят, которые как огня боятся данных направлений творчества школьников, но ладно нет людей, но в университетах то они есть, можно было бы организовать, но и этого нет, и когда будет никому не известно! Это так загадочно работает министерство, нет ни только специалистов, но нет вообще людей, способных организовать что-то разумное. Не министерство, а детский сад!!!

      Соглашусь с мнением, в России министры в отставку не подают, туда такие люди по определению не попадают, там только чего изволите-с, типа госпожи Яровой, которая вносит проекты, даже не являясь специалистом в данной области, причем области крайне сложной даже профессионалов. Юристы, экономисты решают все без учета технических нормативов и технической политики, потом удивляются, а почему объекты взрываются, и почему ничего не работает. Подбор исполнителей типа Мутко, провалил, не беда, был министром, повысим - станешь заместителем премьера, главное служи нужным хозяевам, а мнение простых граждан никого не волнует. Особенно удивляет, как Мутко сдал кандидатский минимум по иностранному языку, если английская речь пишется для него русскими буквами, выходит он даже читать не умеет!!! Вот он - эталон министра России!!! Эталон для подражания - дальше уже некуда.
      Какая робототехника, какой ИИ?

      Вот подлинная задача из первого честного ЕГЭ 2014 года.

      В старинной книге полезных советов «Домострой» имеется рецепт десерта Шарлотка. Для приготовления Шарлотки следует взять 12 фунтов яблок. Сколько килограммов яблок надо взять хозяйке для приготовления Шарлотки? Считайте, что 1 фунт равен 400 грамм.


      70% элитных выпускников справились с этой задачей в близком 2014.


      Иными словами от 40 до 50% детей за 11 лет научились решать задачи такого уровня.

      Не пора ли просто подумать, как повысить этот результат?
      1. Да, это почти так - с поправкой, что не "70% элитных выпускников", а 70% выпускников 11 класса".
      Источник: ЕГЭ по ма­те­ма­ти­ке 05.06.2014. Основная волна. Запад. Ва­ри­ант 1. Задание 1.

      2. Я уж не говорю про то, что «Домострой» назван "книгой полезных советов". Там, например, имеются такие "полезные советы" как правильно бить жену:
      "Плетью же, наказывая, осторожно бить, и разумно и больно, и страшно и здорово – если вина велика. За ослушание же и нерадение,– рубашку задрав, плеткой постегать, за руки держа и по вине смотря, да поучив попенять: «А и обиды бы не было, а и люди бы о том не слыхали, а и жалобы бы о том не было»."

      И как правильно бить сыновей:
      «Казни сына своего от юности его, и он успокоит тебя на старость твою… И не ослабей, бия младенца. Если его железом бьешь, то не умрет, но здравее будет: бия его по телу, ты душу его избавляешь от смерти».

      Одно слово, духовные скрепы... А знание математики - это ерунда. Тем более, какие-то там фунты непонятные. Но под влиянием критики ЕГЭ всё-таки совершенствуется в правильную сторону. Хотя давление на замену математики, физики, химии и биологии на "духовные скрепы" продолжается.

      3. Только у меня один вопрос возникает: как те, кто не смог решить эту задачу, успешно сдал ОГЭ и успешно закончил 10 класс??!
      Многие учителя жалуются на ВПР, но как без ВПР или других проверок предотвратить такое безобразие?
      И, опять же, ругают возвращение в ФГОС содержания и, о ужас, привязке его к конкретным годам обучения. Что, мол, это делается для удобства проверок. Но как можно иначе предотвратить подобные результаты? Если тысячи несовместимых учебников и десятки тысяч различных несовместимых образовательных программ?

      ВПР?
      Полная профанация. Это ЕГЭ пишут под камерами, сидя по одному в чужой школе, а ОГЭ (и тем более проверочные работы, которые не всегда соответствуют проходимым темам) "всей толпой".
      Как только начнутся обязательные реальные экзамены с полным контролем после 4-го, 9-го класса, можно будет говорить о количестве двоечников "переползающих" из класса в класс.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Томская область, Россия

    • Вадим Монахов 29 Декабря, 2019, 0:53
      Игровые методики больше подходят в начальной школе, да и то не для всех детей. В средних и старших классах школьников желательно вовлекать в исследования, но многое здесь часто лежит за пределами текущей школьной программы для данного возраста или даже за пределами вообще школьной программы. Посмотрел штатное расписание частной школы: преподаватели шахмат, ТРИЗ, робототехники, но некоторые из них любители, например, учитель истории ведет роботехнику, но здесь нужен специалист, разбирающийся в механике, электронике и программировании, вряд ли гуманитарий разбирается во всех этих областях. Сегодня в Китае изучают искусственный интеллект в школе, а в России нет, ну ладно, но познакомить с опытом соседей и перевести учебники на русский язык - прямая обязанность министерства, а там даже ухом не ведут, у них видно другие проблемы, вообще работа министерства в области анализа текущих школьных программ, содержания учебников вызывает удивление, а когда содержание будет актуально применяемым знаниям в деятельности человека, прыгание по верхушкам или изучение материала, который не будет использован никогда. Очень мало бесплатных кружков по знаниям в электронике, интерес у школьников есть и практическое значение огромное, а возможностей нет. Упор в робототехнике странный, собирают все без творческого подхода, элементарную замену сделать не могут, преподаватели может и энтузиасты, но большинство не имеет специального образования, хотя бы по одной областей (механика, электроника, программирование). Подбор датчика и расчет элементарного интерфейса - просто запредельная задача для самого преподавателя, но организовали бы хоть какой-нибудь ликбез для этой категории на уровне министерства. В самом то министерстве то же видно одни гуманитарии сидят, которые как огня боятся данных направлений творчества школьников, но ладно нет людей, но в университетах то они есть, можно было бы организовать, но и этого нет, и когда будет никому не известно! Это так загадочно работает министерство, нет ни только специалистов, но нет вообще людей, способных организовать что-то разумное. Не министерство, а детский сад!!!

      Соглашусь с мнением, в России министры в отставку не подают, туда такие люди по определению не попадают, там только чего изволите-с, типа госпожи Яровой, которая вносит проекты, даже не являясь специалистом в данной области, причем области крайне сложной даже профессионалов. Юристы, экономисты решают все без учета технических нормативов и технической политики, потом удивляются, а почему объекты взрываются, и почему ничего не работает. Подбор исполнителей типа Мутко, провалил, не беда, был министром, повысим - станешь заместителем премьера, главное служи нужным хозяевам, а мнение простых граждан никого не волнует. Особенно удивляет, как Мутко сдал кандидатский минимум по иностранному языку, если английская речь пишется для него русскими буквами, выходит он даже читать не умеет!!! Вот он - эталон министра России!!! Эталон для подражания - дальше уже некуда.
      Какая робототехника, какой ИИ?

      Вот подлинная задача из первого честного ЕГЭ 2014 года.

      В старинной книге полезных советов «Домострой» имеется рецепт десерта Шарлотка. Для приготовления Шарлотки следует взять 12 фунтов яблок. Сколько килограммов яблок надо взять хозяйке для приготовления Шарлотки? Считайте, что 1 фунт равен 400 грамм.


      70% элитных выпускников справились с этой задачей в близком 2014.


      Иными словами от 40 до 50% детей за 11 лет научились решать задачи такого уровня.

      Не пора ли просто подумать, как повысить этот результат?
      1. Да, это почти так - с поправкой, что не "70% элитных выпускников", а 70% выпускников 11 класса".
      Источник: ЕГЭ по ма­те­ма­ти­ке 05.06.2014. Основная волна. Запад. Ва­ри­ант 1. Задание 1.

      2. Я уж не говорю про то, что «Домострой» назван "книгой полезных советов". Там, например, имеются такие "полезные советы" как правильно бить жену:
      "Плетью же, наказывая, осторожно бить, и разумно и больно, и страшно и здорово – если вина велика. За ослушание же и нерадение,– рубашку задрав, плеткой постегать, за руки держа и по вине смотря, да поучив попенять: «А и обиды бы не было, а и люди бы о том не слыхали, а и жалобы бы о том не было»."

      И как правильно бить сыновей:
      «Казни сына своего от юности его, и он успокоит тебя на старость твою… И не ослабей, бия младенца. Если его железом бьешь, то не умрет, но здравее будет: бия его по телу, ты душу его избавляешь от смерти».

      Одно слово, духовные скрепы... А знание математики - это ерунда. Тем более, какие-то там фунты непонятные. Но под влиянием критики ЕГЭ всё-таки совершенствуется в правильную сторону. Хотя давление на замену математики, физики, химии и биологии на "духовные скрепы" продолжается.

      3. Только у меня один вопрос возникает: как те, кто не смог решить эту задачу, успешно сдали ОГЭ и успешно закончили 10 класс??!
      Многие учителя жалуются на ВПР, но как без ВПР или других проверок предотвратить такое безобразие?
      И, опять же, ругают возвращение в ФГОС содержания и, о ужас, привязке его к конкретным годам обучения. Что, мол, это делается для удобства проверок. Но как можно иначе предотвратить подобные результаты? Если тысячи несовместимых учебников и десятки тысяч различных несовместимых образовательных программ?
      ВПР?
      Полная профанация. Это ЕГЭ пишут под камерами, сидя по одному в чужой школе, а ОГЭ (и тем более проверочные работы, которые не всегда соответствуют проходимым темам) "всей толпой".
      Как только начнутся обязательные реальные экзамены с полным контролем после 4-го, 9-го класса, можно будет говорить о количестве двоечников "переползающих" из класса в класс.

      Так про это и речь. Надо из имеющегося хаоса восстанавливать систему, в которой можно сравнивать, где учат хорошо, а где плохо. Где оценки ставят честно, а где подтасовывают. И начинать исправлять там, где плохо и нечестно.
      Только это всё должно сопровождаться повышением зарплаты учителей и уменьшением отчётности - хотя бы там, где всё честно и хорошо. Без этого толку не будет никакого.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Светлана Решетняк 28 Декабря, 2019, 18:12

      Пример 4-дневной давности- не смог девятиклассник сложить 1 и 3/5 ( не шучу, правда). Да нельзя ставить двойки в году, ну нельзя!!! Не будет стимулирующих...
      По мне, так надо возвращаться к з/п в 90 % одинаковой для всех и только 10% на всякие поощрения, чтобы соблазна ставить 3 вместо 2 не возникало.

      Статус в сообществе: Конфиденциально

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Конфиденциально

      Регион проживания: Конфиденциально

  3. Светлана Решетняк 28 Декабря, 2019, 15:23

    "В самом то министерстве то же видно одни гуманитарии сидят, которые как огня боятся данных направлений творчества школьников, но ладно нет людей, но в университетах то они есть, можно было бы организовать, но и этого нет, и когда будет никому не известно! Это так загадочно работает министерство, нет ни только специалистов, но нет вообще людей, способных организовать что-то разумное."

    Так оно и есть, к сожалению. Достаточно просмотреть список замов в МП.

    Статус в сообществе: Конфиденциально

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Конфиденциально

    Регион проживания: Конфиденциально

  4. Елена Романова 29 Декабря, 2019, 15:36

    «По мне, так надо возвращаться к з/п в 90 % одинаковой для всех и только 10% на всякие поощрения, чтобы соблазна ставить 3 вместо 2 не возникало». Для меня это не будет иметь никакого значения, т.к. в этом вопросе гораздо более значимо не финансовое давление (снимут стимулирующие - не страшно, это не так много), а моральное (я должна в письменном (!) виде доказывать, что я вела работу с учеником, с родителями и прочее). А ведь я веду уроки, на которых другие дети научаются делать то, чему один-два ученика научиться не могут (а точнее, просто не хотят). Разговоры с родителями сводятся к двум темам. 1. родители много работают, поздно приходят, спрашивают детей о ДЗ и удовлетворяются ответом, что всё сделано/сдано, а учитель не проверил/не исправил отметку. 2. Родители признают, что сделать с ребёнком ничего не могут, ребёнок их не слушает. На все советы и рекомендации кивают головой - и всё возвращается на круги своя. Я пытаюсь что-то сделать с такими учениками, но: если нужно «загонять» ученика на дополнительные индивидуальные занятия; если на уроке нужно контролировать каждое действие ученика, иначе он ничего делать не будет (а, кроме него, на уроке ещё 25-26 ребят); если нужно вместо родителей контролировать наличие ДЗ, то - извините - желание всё это делать пропадает очень быстро, потому что отдачи никакой. А писать отчёты, что ты сделал, чтобы у ученика не было двойки, это пустая трата времени. В конце года нужно ставить три, потому что это нужно для общешкольного отчёта. Я не знаю, как другие с этим справляются, но для себя я решила раз и навсегда, пока за двойки учеников отвечаю я и только я, двоек не будет, потому что я делаю всё возможное, чтобы этих двоек не было. Я не могу быть учителем, репетитором и тьютором 5-8 учащихся, которые по каким-то причинам не осваивают программу, я должна быть учителем для 90-100 остальных учащихся и родителем для собственных детей. Какой из этого выход? С моей точки зрения, ставить двойки в году, переводить с двойками в году и выпускать с двойками в аттестате. Оценку нужно заработать. Если ученик не согласен с двойкой, дать ему право сдать промежуточную аттестацию другому учителю, конфликтной комиссии, да как угодно. Надоели вечные подозрения, что учитель не учит, не даёт знания. И пока меня будут подозревать в том, что я ставлю двойки, потому что мне лень работать, неуспевающих у меня не будет. А результаты экзаменов - проблема ученика и его родителей. Кто у меня учится (именно учится, а не посещает уроки и не числится в списках), тот их сдаёт без проблем.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 3 года

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Архангельская область, Россия

    • Валерий Ганузин 29 Декабря, 2019, 18:32

      Уважаемые коллеги!
      Поздравляю Вас и ваши семьи с Новым годом и Рождеством! Счастья, здоровья, удачи.

      В качестве подарка - замечательный Рождественский концерт Андре Рье:

      https://www.youtube.com/watch?v=ucWmucr4guQ

      С уважением, Валерий Ганузин.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Мария Семенова 29 Декабря, 2019, 19:09

      Всех благ вам!!!!!!!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Воспитатель в дошкольной организации

      Регион проживания: —

    • Николай Мимеев 29 Декабря, 2019, 20:58

      В 1985 году выставил я 37 итоговых двоек за год. Директор решил схитрить, дескать заниматься с осенниками будешь в личное время. Тут-то он и попался. Ибо я согласился.
      На следующий год я повысил ПЛАНКУ, но, странное дело, -- "желающих" остаться на осень набралось только 9 человек. На третий год, после очередного повышения планки, их осталось только трое.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Владимирская область, Россия

    • Елена Романова 30 Декабря, 2019, 15:32

      В 85-м году те, кого Вы оставили на осень, безропотно приходили на осенние занятия. Сейчас такие ученики просто не придут заниматься.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 3 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Архангельская область, Россия

    • Николай Мимеев 30 Декабря, 2019, 16:46

      Этот финт стал возможен благодаря тому, что ЦК КПСС приняли постановление отменившее отчётность школ по успеваемости. (ПОСТАНОВЛЕНИЕ
      от 12 апреля 1984 г. N 313)

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Владимирская область, Россия

    • Сергей Циренщиков 2 Января, 2020, 12:12

      В 1960-1966 годах 3-5 оставленных на 2 год в классе из 40-42 учеников, чем-то "катастрофическим" вовсе не являлись.
      Да и с "качеством" ситуация была иной...
      Процент качества выше 25-30, легко мог вызвать инспекторскую проверку школы на предмет ЗАВЫШЕНИЯ результатов.
      Вся дурь и блажь началась, как мне кажется, с появлением "учителей-новаторов" и "новых, передовых методик обучения". Им НЕОБХОДИМО было "доказывать свою эффективность" в сравнении с общепринятыми.
      Причем не на жалкие 1-2%, что в пределах ошибки измерения, а на 20-30%... А ещё лучше "в разы"!
      За это "плюшки" получали не только "фигуранты", но и руководители.
      А когда дело касается "карьерного роста" или просто "упоминания" на совещаниях, эти "деятели соображают очень быстро.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 13 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Вадим Монахов 2 Января, 2020, 14:32

      Сергей Игнатьевич, с Новым Годом!
      И да, вы совершенно правы, именно организаторы колмогоровской реформы, когда замена учебников на "новаторские" привела к катастрофическому падению успеваемости, предприняли усилия по маскировке своего провала обвинением учителей в неспособности правильно учить по "новаторским" методикам. И выдвинули тезис, что "нет неспособных учеников, есть плохие учителя". Из-за чего система школьного образования была переведена на режим подтасовок оценок отстающих. Из-за чего отстающие стали всё больше отставать, и постепенно число отстающих стало нарастать. И у всё большего числа учащихся начала теряться мотивация к учёбе. Но сползание было медленное, так как учителя старой закалки всё-таки старались держать планку - ну, как могли, несмотря на давление сверху. И несмотря на сокращение часов по важнейшим темам и вообще по предметам из-за впихивания новых "новаторских" тем и "новаторских" предметов (ОБЖ, МХК, ОРКСЭ, второй иностранный язык, третий урок физкультуры и т.д.) с ужиманием прежних важнейших тем - с потерей их понимания учащимися.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Сергей Циренщиков 2 Января, 2020, 16:44

      С НОВЫМ ГОДОМ, Вадим Валериевич!
      Я совершенно не в курсе того, чьи это были "реформы"...
      Там ведь не один Колмогоров "старался", последователей, соратников у него хватало.
      Причем, лично у меня, к Колмогорову никаких претензий нет.
      Положительного от него было достаточно.
      Если он и ошибался в чем то, скорее всего - искренне.... опять же возраст...

      А нынешние "р-реформаторы-образованцы" ведь не могут не понимать КУДА их стараниями летит образование РФ.
      И управы на них не дождемся, пока "гром не грянет, а мужик не перекрестится"!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 13 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Николай Мимеев 2 Января, 2020, 19:07

      Как дополнение:

      "Липецкий метод

      Самым известным феноменом школьной практики начала 60-х гг. несомненно является опыт учителей Липецкой области. В нем удивительно слились два процесса. С одной стороны искренний, не поддельный интерес учительства к эффективным методам преподавания. В 1961-62-м гг. тысячи педагогических паломников со всей страны стекались в Липецк, чтобы приобщиться к чудодейственному методу. Город был переполнен учителями. Делегации размещались на полу в спортивных залах школ. Педагоги даже спали на верстаках в мастерских.
      Вместе с тем это был первый почин, который не только стал предметом распространения и изучения, но и насильственного внедрения во все педагогические коллективы страны. Учителя обязаны были работать только по липецкому методу, иначе им грозили крупные неприятности. Все это, разумеется, привело к формальному восприятию идей и неизбежному краху метода способного обеспечить успешную реализацию определенного круга идей, но превращенного в педагогическую панацею.

      А на самом деле опыт липецких учителей был, несомненно, интересен. Да это, собственно, и не был учительский опыт. Его знаменитые составляющие: гибкая структура урока, комментированное письмо, поурочный балл – были в начале разработаны преподавателями Липецкого пединститута и лишь затем по инициативе завгороно в духе времени выданы за инициативу снизу. Правда, сами липецкие педагоги действительно хорошо освоили этот метод и добивались замечательных результатов, прежде всего в преподавании русского языка и литературы."

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Владимирская область, Россия

    • Вадим Монахов 2 Января, 2020, 21:12

      Сергей Игнатьевич,
      естественно, Колмогоров был "свадебным генералом" в проводившейся тогда реформе. Он был гениальным математиком, но совершенно не разбирался в проблемах школьного образования. Хотя и в школьном образовании, если не говорить о вредительской реформе его имени, он сделал много полезного для развития талантливых детей: был одним из создателей олимпиадного движения в 1935-36 годах, в 1970 году вместе с академиком И. К. Кикоиным А. Н. Колмогоров создал журнал «Квант», поддержал идею создания физико-математических школ и был создателем СУНЦ МГУ.
      Что же до реформаторов типа Фрумина, Асмолова или Кондакова, тут, полагаю, действовали два принципа:
      1. "Не надо подозревать злой умысел там, где всё можно объяснить некомпетентностью" (Наполеон).
      2. "Ничего личного, это просто бизнес!" (американский принцип ведения дел, а теперь и российский).

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Николай Мимеев 2 Января, 2020, 19:05

      Моя жизнь, с самого рождения, тесно связана со школой. Поэтому все реформы прошли перед моими глазами.
      Насаждение процентомании началось, по сути, сразу или почти сразу после смерти Сталина. Первые победы процентомания одержала к 1957 году.

      ( Далее цитата от Шаталова): "...никто не роптал до тех пор, пока среднестатистическая успеваемость в школах находилась в пределах устойчивых 80%. В лучших (?) школах она поднималась до 85%, в худших (?) застывала на 78. О большем никто и не помышлял, на меньшее никто не покушался. А всего вернее сказать, что методическая система и её результаты находились во взаимно-однозначном соответствии.
      Так продолжалось до 1956-1957 года, когда в отдельных школах итоговые результаты стали приближаться к 90%, и школы эти выходили на праздничные демонстрации с переходящими красными знаменами, а аттестационные комиссии без учета рабочего времени оформляли представления к званиям, наградам и денежным вспомоществованиям передовиков дела народного образования. "

      Я отчётливо помню толпы осенников, которые "осаждали" школу в июне. На школу в 200 человек приходилось не меньше десятка второгодников даже в 1962 году, когда я пошёл в школу. Второгодники добавлялись в класс ежегодно, до шестого класса включительно. Однако, в шестом классе нам просто "повезло": на всю школу было всего 3 второгодника. Иными словами за 10 лет между памятными датами кол-во второгодников снизилось от 10 до 1,5%. Окончательно победа процентомании была закреплена к 100-летию Ленина.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Владимирская область, Россия

    • Вадим Монахов 2 Января, 2020, 22:26

      Николай,
      я учился в обычной ленинградской школе №491, где в классе было 44-41 учащихся, с 1966 года по 1973 год, а затем три года (8,9,10 классы) в физ.-мат. школе №239 . Так вот, в обычной школе до начала колмогоровской реформы никакой процентомании не было, а отстающих оставляли на второй год. В классе традиционно было от трёх до одного второгодников. С отстающими были дополнительные занятия. Каждое лето отстающие (имевшие хотя бы одну двойку по какому-нибудь предмету по итогам года) сначала оставлялись на две недели, и если не исправляли все двойки, оставались учиться в школе в летнюю смену. А если и там не исправляли, оставлялись на второй год. Но после 1970 года второгодники вдруг полностью исчезли из школы. С чего бы это?
      Конечно, Ленинград - это не весь СССР. Но, полагаю, не случайно в СССР официально признали катастрофичность последствий колмогоровской реформы. И надо учитывать, что реально её первый этап начался в 1956 году.

      Вот история реформы и её последствий https://almavest.ru/ru/node/1256
      Цитирую: "снижение качества знаний учащихся следует отсчитывать с 1956 г., когда из неполной средней школы были изъяты учебники А.П. Киселёва. Катастрофический обвал произошёл в 1978 г., когда из школы выпустили первую «отреформированную» молодёжь."
      "Установка «изжить» традиционное была внедрена реформой-70 в школу, она уничтожила классическую методику обучения решению систематизированных типовых задач, неторопливо и основательно развивавшую мышление детей. Это подтвердило международное исследование 1995 г. — лишь 37% восьмиклассников решили задачу: «В классе 28 человек. Отношение числа девочек к числу мальчиков равно 4/3. Сколько в классе девочек?» [16. С. 9]. До реформы, в 1949 г., подобные и более сложные задачи решали 83,5% пятиклассников [17. С. 5]."

      А вот подробный рассказ учительницы о колмогоровской реформе (первоначально - её сторонницы) - Курдюмова Н.А. Былое: Воспоминания учительницы о Колмогоровской реформе. Архимед: Научно-методический сборник. Вып. 3. С. 20–44.
      https://refdb.ru/look/2089731-pall.html
      Там указана и основная причина проблем - потеря учащимися начальной школы понимания того, что они делают: «Раньше мы тратили на каждый вид задач по 5–6 уроков, а теперь пробегаем их за один урок. ... Ведь это не шутки – научить думать, именно начальная школа этим и занимается по большому счету, а в средней школе полученное ранее умение думать только шлифуется. Человек учится думать в процессе своей речи. Когда же ребенок формулирует вопрос к каждому арифметическому действию, которое он выполняет по ходу решения, он еще и еще раз его оценивает, внутренне взвешивает, отвергает или принимает, – он думает самостоятельно. А теперь вместо вопросов мы даем формальные правила: перенести переменную х в одну часть уравнения, свободные члены – в другую, и т. д.».
      В этой статье очень много важных методических наблюдений, которые не только не потеряли актуальности, но в результате деятельности неореформаторов стали ещё важнее.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Сергей Циренщиков 3 Января, 2020, 8:03

      Подтверждаю, истинная правда!
      Сам учился с 1956 по 1966 год.
      2-3 второгодника в классе было нормально. Занимались с ними дополнительно... и не только учителя, но и нас "прикрепляли".
      "Лешенька, Лешенька,
      Сделай одолжение:
      Выучи, Алешенька,
      Таблицу умножения!"
      И повторно оставляли!
      И родителей в школу вызывали, и на производство сообщали, и на профкоме/парткоме "разбирали", и премий (позже 13-й и 14-й зарплаты) лишали...
      Из школы исключали!!!
      За поведение могли исключить на 3 дня, неделю. И это правда. Сам был исключён на 3 дня - потом неделю сидеть не мог...
      "Ювенальной юстиции", к счастью, не было.
      Пороли...
      Из дома сбегали, было... На целину, на границу, на север, ...
      О "самоубийцах" ничего не припоминается... Вероятно не было...
      Как и маньяков...
      Но за хулиганство любой прохожий мог "вломить", а родители "добавить".

      ЛЮБОГО ученика могли направить на психиатрическое обследование. "Согласия" родителей, как и ученика, не требовалось.
      На 35 школ нашего города была одна для умственно отсталых - "Третья". И места в ней были...
      А вот классов "коррекции" не было - появились позже.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 13 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия