Гиперактивный ребенок: четыре главных заблуждения

На этой неделе саратовские ученые объявили о разработке тренажера, который позволит развивать внимательность и усидчивость у детей, страдающих синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Нейроинтерфейс «мозг-компьютер» подает звуковой сигнал, как только внимание ребенка перестает концентрироваться на задании. Тренажер уже прошел апробацию на волонтерах, но о массовом его выпуске речи пока не идет. А это значит, что по-прежнему главным помощником для таких детей в школе остается учитель. Что делать, если в классе есть гиперактивный ребенок, и какие заблуждения не должны мешать педагогу, рассказывают психологи.

Заблуждение первое: «Раньше такого не было»

Гиперактивность как заболевание начали серьезно изучать лишь к середине XX века. Диагноз СДВГ начали ставить детям чуть более 40 лет назад, а само его название официально закрепилось только в 1987 году. Сейчас в России от 4 до 18% детей получают диагноз СДВГ, это одно из самых популярных психических расстройств у детей младше 10 лет, приводит статистику семейный психолог Галия Камольдинова. Кажется, что таких детей с каждым годом все больше, но это не совсем так, ведь раньше такого диагноза попросту не было, говорит детский психолог Светлана Логинова. В то же время нельзя не признать: темп жизни и обилие информации, которую получает современный ребенок, перегружает его психику и способствует появлению неврологических проблем.

Светлана Логинова советует различать гиперактивность как  неврологическо-поведенческое расстройство развития (то есть заболевание) и гиперактивность в «массовом» понимании: зачастую родители и учителя называют ребенка гиперактивным, если он не любит спокойные игры, очень активен и инициативен, с ним тяжело справиться. Однако все это — просто  индивидуальные особенности его личности и темперамента.

Как правило, СДВГ не вызывает особого беспокойства родителей, пока ребенок не начинает учиться в школе, говорит Галия Камольдинова. Школа предъявляет к учащимся целый ряд требований, который для гиперактивного ребенка порой становится непосильным.

Заблуждение второе: «Он это специально»

Как взрослому понять, что он имеет дело именно с гиперактивным ребенком, а не просто с расшалившимся первоклассником? Для этого есть четкие критерии. Основной признак гиперактивности – это нарушение внимания. Ребенок не может выполнить задание до конца, даже если оно нравится, с трудом концентрирует внимание на одном предмете, часто забывает, что нужно сделать. Такие дети суетливы, неусидчивы, часто переключаются с одного занятия на другое. Гиперактивный ребенок импульсивен: он выкрикивает что-то с места во время урока, отвечает на вопрос, не дослушав его до конца, крайне нетерпелив и не может дождаться своей очереди, когда это нужно. Кроме того, сразу бросается в глаза повышенная двигательная активность такого ребенка: он не может усидеть на одном месте даже несколько минут, постоянно вертится, бегает, пытается куда-то залезть. Если учитель замечает такие признаки в течение трех-шести месяцев, скорее всего, у ребенка действительно есть СДВГ. И здесь учителя нередко допускают самую распространенную ошибку: не понимают, что за гиперактивностью стоит не злой умысел ребенка и желание «проверить учителя на прочность», а нарушения в работе центральной нервной системы.

«Учителям, да и родителям, бывает трудно принять, что ребенок просто не может вести себя по-другому, даже если очень сильно этого хочет и понимает (в более старшем возрасте), что создает проблемы окружающим», - говорит Светлана Логинова. Поверьте: гиперактивному ребенку сложно высидеть не только один урок русского языка или математики, но и посмотреть от начала до конца интересный мультик или доиграть в любимую игру.

Работая с гиперактивным ребенком, нельзя использовать слова «неадекватный», «ненормальный». Не стоит требовать от родителей такого ученика «воспитывать» ребенка, «научить его себя вести» или «заниматься больше». И, конечно, совершенно неприемлемо публично корить ученика за неудачи, перечисляет Галия Камольдинова.

Заблуждение третье: «В обычной школе таким не место»

Среднее образование во всем мире рассчитано на среднего ученика, без особенностей развития, поведения и состояния здоровья, констатирует Галия Камольдинова. Любые отклонения от принятой нормы требуют от сложившейся системы нестандартного подхода и новых способов взаимодействия.

Ребенку с диагнозом «гиперактивность с дефицитом внимания» действительно удобнее будет заниматься в специализированных небольших классах или группах. Однако реальность такова, что часто такие дети оказываются в обычных классах, и учителю очень сложно с ними справиться. Ведь рядом сидят еще 25 учеников, которые тоже не должны остаться без внимания преподавателя.

Возможно, несколько полезных советов помогут учителям, оказавшимся в такой ситуации.

  1. Позволяйте ребенку двигаться: отпустите в туалет, даже если до конца урока осталось пять минут, попросите намочить тряпку, вытереть с доски. Если он сильно перевозбужден, разрешите просто походить по коридору во время урока. Двигаясь, ребенок дополнительно стимулирует зоны головного мозга, которые позволяют «включаться» в работу хотя бы на короткие промежутки времени.
  2. Такой ребенок гиперчувствителен, он воспринимает слишком много сигналов одновременно. Поэтому лучше всего снизить количество отвлекающих стимулов и дробить задачи на части, а указания давать только последовательно: сделал первое – приступай ко второму и т. д. По этой же причине во время урока дверь и окна в классе лучше закрыть, а занятие не стоит прерывать «срочными» сообщениями учителю от тех, кто не в классе.
  3. Работа «лицом к лицу» и тактильный контакт. Определите для ученика место в классе, с которого учитель будет максимально в поле его зрения, например, впереди в центре класса. В течение урока учитель может индивидуально обращаться к ребенку, положить руку ему на плечо, коснуться руки. Это будет действовать как сигнал, помогающий «включить» внимание.
  4. Понаблюдайте за ребенком, чтобы понять его индивидуальный ритм концентрации внимания и используйте это «окно работоспособности» с максимальной эффективностью.  Обычно первые 10-20 минут урока ребенок не способен к восприятию информации, затем наступает короткий период 5-10 минут, когда он может усваивать учебный материал, затем — снова выпадает из учебного процесса.
  5. Эффективны будут разные способы резко привлечь внимание ребенка. «В одной коррекционной школе я наблюдала за филигранной работой учителя с гиперактивным ребенком. Два-три раза за урок (важно не использовать это прием слишком часто, чтобы он оставался «рабочим») преподаватель использовал так называемые «якори внимания»: резкий хлопок в ладоши, громкий щелчок пальцами или стук по парте звонким предметом, и ребенок после этого на короткий промежуток времени включался в работу. Одному ребенку, с которым я работала на развитие внимания и памяти, помогало использование песочных часов: мы использовали их при выполнении заданий, и это позволяло ему сфокусировать внимание на короткий промежуток времени, после которого наступал период передышки с двигательными и пальчиковыми играми», - приводит примеры Светлана Логинова.

Кстати, энергию гиперактивного ребенка можно использовать и на пользу всего класса: вспомните пример с тряпкой для доски. Он может собрать тетради с одного ряда, принести воды, полить цветок, сходить в учительскую за какими-нибудь нужными бумагами. Таким образом, ребенок одновременно двигается, что для него очень важно, и делает что-то действительно нужное.

При определенных усилиях со стороны педагогов гиперактивный ребенок может учиться в обычном классе и не доставлять другим слишком много неприятностей. «На сегодняшний день по нарушениям, осложняющим обучение в школе, имеется много литературы и информации в интернете. Накоплен опыт взаимодействия с гиперактивными детьми, разработаны методики обучения. Заинтересованный педагог всегда найдет необходимые материалы по теме СДВГ. Собственный педагогический опыт и наработки коллег – бесценный ресурс для выработки подходящей стратегии обучения «особенного» ребенка», – убеждена Галия Камольдинова. Бороться с проблемой, а не с ребенком, – вот главная внутренняя установка преподавателя.

Но есть ситуации, которые должны насторожить учителя. «Если вы заметили, что ребенок агрессивен, часто дерется или не может общаться с одноклассниками, не имеет друзей, то стоит сообщить об этом родителям или школьному психологу», – говорит специалист. «Тревожными сигналами» также станут вспышки гнева и злости, плаксивость, замкнутость, неуверенность в себе, страхи и высокая тревожность.

Заблуждение четвертое: «Ничего хорошего из него не выйдет»

На этот счет психологи весьма оптимистичны. Они считают, что у большинства детей симптомы гиперактивности исчезают или значительно сглаживаются к подростковому возрасту. Связано это с развитием головного мозга и компенсацией слабых звеньев в его работе, объясняет Светлана Логинова. Однако даже во взрослом возрасте такие люди могут быть невнимательны, вспыльчивы, нетерпеливы. Это не мешает человеку успешно адаптироваться в обществе за счет других сильных сторон. Часто преодолеть слабые стороны помогает спорт.

«На консультации отец гиперактивного ребенка рассказывал про себя, что в детстве его водили по психиатрам с такой же проблемой, лечили медикаментами и считали, что с ним просто невозможно справиться. В семь лет его отдали в секцию боевого искусства. Поначалу ему было очень сложно, ходил через слезы и только под напором родителей, но через год втянулся, появились первые успехи, тогда же и в школе появились значительные улучшения. Сейчас, будучи уже взрослым мужчиной и отцом, остались такие сложности как невнимательность, рассеянность и забывчивость, но в целом это успешный мужчина - семьянин и ответственный работник», – приводит пример Светлана Логинова.

Есть и известные исторические примеры. Джиллиан Линн, постановщица мюзикла «Призрак оперы», один из самых знаменитых британских хореографов прошлого века, в семь лет считалась совершенно безнадежной ученицей и чуть не попала в школу для умственно отсталых детей. К счастью, родители вовремя увидели ее тягу к танцам и отдали дочь в хореографическую школу.

Конечно, далеко не факт, что ученик с плохим почерком из вашего класса станет мировой знаменитостью, но можно сказать точно: с такими психическими проблемами можно жить, если ребенок вовремя получит лечение и коррекцию. Серьезные опасения могут вызывать лишь сопутствующие поведенческие и эмоциональные проблемы, если вовремя не обратить на них внимания.

Новости образования
Вам будет интересно: