Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Если учитель – не государев человек

О том, каким должен быть учитель, ведутся споры столько времени, сколько существует эта профессия. Но в последнее время в нашей стране к учителю приковано особое внимание, и все чаще заводятся разговоры о том, что учитель – государев человек.

Недавно я слушала запись интервью одного руководителя в сфере образования. И меня резанули его слова о том, что учитель, соглашаясь работать в государственной школе, тем самым становится винтиком большой государственной машины, обязанным выполнять государственный заказ.

Есть заказ у государства на развитие инженерного образования? Значит, все учителя должны приложить все усилия, чтобы вырастить  как можно больше будущих инженеров, даже если кто-то из них считает, что нам нужнее балерины или поэты, а их ученики демонстрируют склонность как раз к балету или стихосложению.  

Выдали учителю новый учебник истории? Он не может позволять себе в учебном процессе трактовки и оценки исторических событий, отличные от тех, что изложены в учебнике, даже, если он считает, что его трактовки вернее и основываются на достоверных источниках.  

Поставлена перед учителем цель привлечь максимальное количество школьников в РДШ?  Учитель не может манкировать этими своими обязанностями, даже, если он считает, что РДШ – это никому не нужная формальная структура.

То есть учитель – это транслятор мнения государства по всем вопросам и исполнитель государственных заказов, не имеющий права на собственное мнение, если оно отлично от мнения государства. Вернее, в рамках выполнения своих профессиональных обязанностей не имеющий права это мнение высказывать, если оно есть.

И это понимание роли учителя не уникально, оно присутствует у многих представителей власти, чиновников системы образования, директоров школ и у самих учителей, то есть представление об учителе, как о винтике государственной машины, призванном выполнять госзаказ, становится общим местом. Уверена, что в будущем оно будет распространяться все шире и со временем станет единственно верным представлением. 

Хорошо, когда учитель полностью разделяет все ценности, идеи, трактовки, приоритеты государства, тогда никакого конфликта нет, учитель спокойно делает свою работу. А что делать тому учителю, который все-таки по некоторым, а то и многим вопросам имеет свое мнение, отличное от государственного? 

Путь 1. Мимикрия

Выполнять свою работу,  делая и говоря то, что требует от тебя государство. Свое мнение держать при себе. 

Плюсы: нет риска быть уволенным.

Минусы: есть вероятность созревания и прорыва внутреннего конфликта. Эффективность работы будет ниже, чем могла бы быть, потому что убедительно транслировать детям то, во что не веришь, очень сложно.

Путь 2.  Балансирование на лезвии ножа

Стараться совмещать выполнение своей работы с приверженностью собственному мнению.  То есть в тех ситуациях, когда госзаказ требует говорить или делать то, что противоречит собственным убеждениям, искать компромиссы или альтернативные варианты.

Плюсы: Душевный покой, никаких внутренних конфликтов.

Минусы: Высокая вероятность конфликтов с администрацией школы, жалоб от родителей.

Путь 3. Избегание

Увиливать от необходимости говорить и делать то, что требует государство, но что противоречит собственным убеждениям.

Плюсы: Душевный покой, никаких внутренних конфликтов.

Минусы: Очень сложный путь, по которому не всегда возможно следовать.

Путь 4. Поиск убежища

Искать ту образовательную организацию, которая даст возможность реализовывать имеющийся педагогический потенциал, не ставя перед необходимостью выполнять государственный заказ и транслировать государственную идеологию.

Плюсы: Возможность делать любимое дело. Отсутствие необходимости мимикрировать, врать, становиться изгоем.

Минусы: Очень сложно найти такую образовательную организацию, имеющую нужную вакансию.

Путь 5. Увольнение

Уйти из системы образования и реализовываться в чем-то другом.

Плюсы: Отсутствие необходимости мимикрировать, врать, становиться изгоем.

Минусы: Если работа с детьми – это призвание и внутренняя потребность, уход из образования может стать глубокой психологической травмой.

Может быть, кто-то нашел и шестой путь? 


Автор

Светлана Лаврентьева

Все материалы автора

Количество подписчиков: 18

Подписаться Отписаться

Комментарии (20)

  1. Александр Усанов 27 Октября, 2017, 16:19

    Да этот руководитель в сфере образования просто прямым текстом говорит, что государство это кучка властьимущих проходимцев, а не народ и типа учителя должны их заказ выполнять как кучки проходимцев. Недавно смотрел видео в соцсетях - один руководитель от гибдд отчитался перед СМИ - "в этом году мы собрали 1млн.руб. штрафов, а в следующем году мы планируем собрать 1млн. 250тыс руб. И мы сделаем все чтобы выполнить наши планы" (штрафы они планируют собрать)))). Беда эти проходимцев, что учителя до сих пор считают что заказчиком должен быть народ. Когда-нибудь им точно прилетит ответка...террор будет пожестче чем при большевиках.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 10 месяцев

    Род деятельности: Сотрудник в организации дополнительного образования

    Регион проживания: Московская область, Россия

  2. Татьяна Кузьмина 27 Октября, 2017, 20:46

    На мой взгляд, государство, в том числе и нынешнее руководство образованием, пока бросает из стороны в сторону. В начале перестройки стране нужны были экономисты и юристы, эти профессии усиленно пропагандировались. ВУЗы выпустили огромное число специалистов этих профессий. Среди них много было и специалистов в кавычках, еле-еле закончивших институты. Таких это полузнаек. Ведь поступить в ВУЗ мог почти каждый: не по знаниям, так за деньги. Сейчас взят курс на инженеров. Несомненно они нужны государству, и я считаю, что в данный момент очень нужны. Нужно развивать производственный сектор. Но нам нужны и аграрии, которые вырастят для народа чистую продукцию. Может тогда и здоровье нации несколько повысится? Нам нужны и учителя,творческие, заинтересованные своей профессией. Поэтому школа вместе с родителями должны пытаться помочь ребенку найти то, что ему будет интересно делать в жизни. Государство состоит из людей. Какие люди - такое и государство. И наоборот.

    Статус в сообществе: Конфиденциально

    На сайте: 4 месяца

    Род деятельности: Конфиденциально

    Регион проживания: Конфиденциально

  3. Иван Черепанов 27 Октября, 2017, 20:50

    Не похоже, что у государства есть реально приоритеты в том смысле, в котором они здесь понимаются. Если нужно развивать производственный сектор, то зачем разбомбили СПО и много таких же вопросов. Аграрии? Но село вымирает не только из-за безработицы.

    Вот слепые избиратели - это хорошо бы. Ещё некритичные покупатели. На это спрос в стране есть. Давайте, государственные люди, подготовим таких побольше.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 15 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  4. Ludmila Usanova 28 Октября, 2017, 1:52

    Вряд ли государственным людям удастся полностью добиться желаемого, потому что учителей государство содержит не как государственных людей.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель старшей школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Забайкальский край, Россия

  5. Владимир Ульянов 28 Октября, 2017, 12:37

    Государев человек - чиновник минобраза на разных уровнях. а мы - расходный материал. Печально это.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 10 месяцев

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Россия

  6. Вадим Монахов 28 Октября, 2017, 22:48

    А я не согласен с самим термином "государев человек". У нас нет государя-царя, хотя местные начальники порой и ощущают себя царьками. Многие видят государем Путина - но при всех его недостатках (а их много) он отнюдь не государь, и, самое главное, и не пытается быть государем. В качестве примера можно привести свободную перепубликацию в российской прессе карикатуры на Путина в образе царя с обложки журнала The Economist. Разве государь такое бы позволил? И именно поэтому государи имели гораздо более слабую, распадающуюся власть. Так что не надо нам государей.
    Более того, "государев человек" - это добровольный раб государя. А учитель не должен быть рабом! Духовный раб может воспитать только рабов - или рабов в виде господ (господин и раб мыслят совершенно одинаково, что неоднократно доказывалось историей). Собственно, статья как раз о том, как учителю не стать рабом.
    Самое забавное, что достаточно жить по закону и отстаивать действия по закону - и многие проблемы решаются. Но это непросто, согласен. А профсоюзы (реальные, типа профсоюз "Учитель") для того и создаются, чтобы в таких случаях стоять на стороне соблюдения закона.
    И ещё один момент: основой рабской зависимости от местных царьков является бедность. И это касается не только учителей. Бедный человек не может ни возразить незаконно действующему начальству, ни отстаивать свою точку зрения, так как из-за этого он рискует потерять всё. Ведь он и так живёт от аванса до зарплаты и от зарплаты до аванса, место жительства сменить не может (нет денег купить жильё в новом месте), и нет денег прожить несколько месяцев в поиске новой работы. Понятно, что профсоюз не может решить эту системную проблему, он может только чуть сгладить её последствия. Так что при всех недостатках реализации майских указов Путина только их реализация может решить указанную системную проблему. И общий рост богатства общества. Это, может быть, и печально - но такова реальность. Но, чтобы совсем не расстраиваться, отмечу: чем выше будет зарплата учителей, тем проще будет добиваться выполнения законов, и тем свободнее будет становиться учитель. И ему станет "должно сметь свои суждения иметь".

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  7. Сергей Метелев 28 Октября, 2017, 23:22

    > Недавно я слушала запись интервью одного руководителя в сфере образования. И меня резанули его слова о том, что учитель, соглашаясь работать в государственной школе, тем самым становится винтиком большой государственной машины, обязанным выполнять государственный заказ.

    Хотелось бы поточнее. Кто давал интервью? Что именно было сказано, желательно дословно.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 месяцев

    Род деятельности: Сотрудник в организации послевузовского образования или науки

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Светлана Лаврентьева 28 Октября, 2017, 23:49

      Я написала именно то, что хотела написать. Фрагмент интервью передан не дословно, но очень близко к тексту. Фамилию и имя говорившего называть не вижу необходимости, поскольку изложение этой точки зрения слышала неоднократно из разных уст. Посему в данном случае ФИО не имеют значения.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Иван Черепанов 28 Октября, 2017, 23:52

      ну да, и обсуждаем мы не персону, а идею. Всё верно.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 15 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Сергей Метелев 29 Октября, 2017, 8:40

      Ну вот можно аналогию провести. Например монтёр дядя Вася говорит, что американцы совсем уже не видят краёв. Его мнение, без указания источника, предлагается к обсуждению американским гражданам. На том основании, что такая точка зрения широко распространена в мире говорят, что конкретные слова и конкретного человека, который точку зрения высказал, не надо называть.

      И вот, что делать? Американцам предлагают три варианта. То ли уверять всех, что они хорошие, то ли бежать из Америки, то ли игнорировать.
      ============

      Дело в том, что очень важно 1) кто сказал и 2) что именно сказал. Настроения можно обсуждать, когда это настроения широкой публики, которая между собой говорит что хочет. Когда речь идёт об управленческом аппарате, всё же там не так много людей, которые реально принимают решения и мнение которых по тому или иному вопросу, высказанное в частном порядке, стоило бы обсуждать.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 месяцев

      Род деятельности: Сотрудник в организации послевузовского образования или науки

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  8. Иван Черепанов 28 Октября, 2017, 23:44

    ...чем выше будет зарплата учителей, тем проще будет добиваться выполнения законов, и тем свободнее будет становиться учитель.

    Поэтому мне такой сценарий и не кажется вероятным

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 15 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  9. Наталья Фурсова 29 Октября, 2017, 7:07

    Если учитель не имеет права на собственное мнение, то он раб или компьютерная программа. Ах, как бы хотелось мошенникам, которые узурпировали власть, чтобы учитель поступал только так, как ему прикажут, и выпускал ещё кучу таких же мошенников или согласных с ними. (И желательно, чтобы не платить ему ничего за предательство профессии и потерю совести.) И то что предлагается сделать, прикрываясь интересами общества, очень смахивает на жёсткое тоталитарное государство, которому советский строй, всеми либералами руганый-переруганный за отсутствие демократии и оболванивание граждан, в подмётки не годится. Совесть, господа, потеряли. А когда уходит совесть, она обязательно забирает с собой и стыд. Не держите других за дураков, все подобные предложения шиты белыми нитками.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 10 месяцев

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Алтай, Россия

  10. Oda ___ 31 Октября, 2017, 0:11

    Светлана Витальевна, Вы затронули тему, на мой взгляд, исключительной важности.

    Можно, конечно, написать : учитель пусть занимается детьми, а директор ломает голову по всем перечисленным пунктам. Можно даже найти лояльного адекватного директора, опытного в вопросах нахождения компромисса, мудрого в подборе команды и задействовании административных ресурсов ( связи с минобра, с нужными выпускниками, и т.д.))

    Тем более, что вирус идеологизации поражает сегодня школы и виден с порога: вертушки и чопы оплачены в таких школах партийными фракциями (плакаты, флайеры этих фракций - тут же), портреты президента-мэра-губернатора украшают холл и кабинет директора ( гос.символика - флаг, герб, гимн, всё, достаточно, хотя тоже непонятно зачем - кабинет мэрии это, приёмная президента?)) Портрет-то зачем, это же всеми считывается понятно как)) Тематика школьных мероприятий: в некоторых школах сохранился милитаристский смотр строя и песни, гто - чистый возврат в прошлое - готов к труду и обороне, почему не к миру, к самообразованию, к счастью?)) РПЦ тут же рядом, и т.п. - глупость бесконечна.

    Всей учительской страной не заимигрируешь, это понятно, и на всех интересных школ с правильными директорами не хватит, конечно. Остаётся уходить во «внутреннюю эмиграцию», всегда являющуюся признаком авторитарного или тоталитарного режима, господствующего в стране/школе; примеров таких учителей - сквозь эпохи - библиотеки. И судьбы у них непростые. Вопрос в приоритетах - нельзя же и на ёлку влезть и, скажем мягко, кожу не ободрать.

    Тема внутренней свободы, как всем известно,) философская категория, одна из сложнейших тем человеческого бытия, давшая миру великое множество литературных сюжетов, столько же человеческих драм, но и примеров остроумного ироничного проживания в таких условиях; в рамках педсовета.орг её можно, конечно, обсуждать, но и только.)

    Очень хорошо возвращает душевное равновесие нобелевская речь И.Б. Не знаю, насколько уместно будет привести не короткую цитату:

    Великий Баратынский, говоря о своей Музе, охарактеризовал ее как обладающую "лица необщим выраженьем". В приобретении этого необщего выражения и состоит, видимо, смысл индивидуального существования, ибо к необщности этой мы подготовлены уже как бы генетически. Независимо от того, является человек писателем или читателем, задача его состоит в том, чтобы прожить свою собственную, а не навязанную или предписанную извне, даже самым благородным образом выглядящую жизнь. Ибо она у каждого из нас только одна, и мы хорошо знаем, чем все это кончается. Было бы досадно израсходовать
    этот единственный шанс на повторение чужой внешности, чужого опыта, на тавтологию - тем более обидно, что глашатаи исторической необходимости, по чьему наущению человек на тавтологию эту готов согласиться, в гроб с ним вместе не лягут и спасибо не скажут.
    Язык и, думается, литература - вещи более древние, неизбежные, долговечные, чем любая форма общественной организации. Негодование, ирония или безразличие, выражаемое литературой по отношению к государству, есть, по существу, реакция постоянного, лучше сказать - бесконечного, по отношению к временному, ограниченному. По крайней мере, до тех пор пока государство позволяет себе вмешиваться в дела литературы, литература имеет право вмешиваться в дела государства. Политическая система, форма общественного устройства, как всякая система вообще, есть, по определению, форма прошедшего времени, пытающаяся навязать себя настоящему (а зачастую и будущему), и человек, чья профессия язык, - последний, кто может позволить
    себе позабыть об этом. Подлинной опасностью для писателя является не только
    возможность (часто реальность) преследований со стороны государства, сколько
    возможность оказаться загипнотизированным его, государства, монструозными
    или претерпевающими изменения к лучшему - но всегда временными - очертаниями.
    Философия государства, его этика, не говоря уже о его эстетике - всегда "вчера";

    Всякая новая эстетическая реальность уточняет для человека реальность этическую. Ибо эстетика - мать этики; понятие "хорошо" и "плохо" -- понятия прежде всего эстетические,
    предваряющие категории "добра" и "зла". В этике не "все позволено" потому, что в эстетике не "все позволено", потому что количество цветов в спектре ограничено. Несмышленый младенец, с плачем отвергающий незнакомца или, наоборот, тянущийся к нему, отвергает его или тянется к нему, инстинктивно совершая выбор эстетический, а не нравственный.
    Эстетический выбор всегда индивидуален, и эстетическое переживание - всегда переживание частное. Всякая новая эстетическая реальность делает человека, ее переживающего, лицом еще более частным, и частность эта, обретающая порою форму литературного (или какого-либо другого) вкуса, уже сама по себе может оказаться если не гарантией, то хотя бы формой защиты от порабощения.
    Ибо человек со вкусом, в частности литературным, менее восприимчив к повторам и ритмическим заклинаниям, свойственным любой форме политической демагогии. Дело не столько в том, что добродетель не является гарантией шедевра, сколько в том, что зло, особенно политическое, всегда плохой стилист. Чем богаче эстетический опыт индивидуума, чем тверже его вкус, тем четче его нравственный выбор, тем он свободнее - хотя, возможно, и не счастливее.


    Далее: http://lib.ru/BRODSKIJ/lect.txt

    Статус в сообществе: Конфиденциально

    На сайте: 9 лет

    Род деятельности: Конфиденциально

    Регион проживания: Москва, Россия

  11. Татьяна Сучкова 31 Октября, 2017, 7:47

    Да о чем тут вообще можно говорить. Как к нам ко всем относятся? Да как к быдлу.
    Пойдешь в поликлинику - талонов нет. Пойдешь в магазин - еда несъедобная.
    А что? Граждане и так перебьются.
    В бюджете 2018 года на здравоохранение и образование отвели 6,85, а на содержание чиновников и силовиков - 37%
    Вот и ответ вам, кто мы на самом деле.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 лет

    Род деятельности: Конфиденциально

    Регион проживания: Конфиденциально

  12. Артур Ашихмин 31 Октября, 2017, 9:51

    Скоро учителей приравняют к госслужащим, каждому всучат классный чин, вот тогда и завоете ! На самом деле- какие-то льготы , которые есть у госслужащих- это ж практически миф ! К примеру- какие есть льготы и выгоды у судебного пристава ? Никаких ! Даже льготной пенсии нет ( а у педагогов есть). Правда проездной дают на гор. транспорт ( на самом деле дают одному из трёх- ибо не хватает ). Вот собственно и всё.
    Зато у этих самых госслужащих есть всякие "кодексы поведения", где прописаны всякие интересные вещи, типа запрета на критику начальства (да,да, это вполне официально и не первый год уже).

    По поводу "плана по сбору штрафов"- Это ж не секрет, что у "гаишников" есть план по "протоколам". То есть за смену сотруднику надо выписать 10 (так было, когда я сам там работал) протоколов/постановлений о адм.правонарушениях. Вот этот начальник и рапортует о "повышенных обязательствах"- поднимет своим подчинённым норму- и всё !

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 месяцев

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Пермский край, Россия

    • Александр Усанов 31 Октября, 2017, 10:32

      Артур, одно дело не официально...свой внутричок хоть и известный всем...А другое дело официально. Если официально, значит должно иметь законодательную базу. Это тоже самое если чиновники начнут выходить и рапортовать о выполнении норм по сбору взяток. Ну бред же. так и со штрафами было, а теперь уже нет - норма.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 месяцев

      Род деятельности: Сотрудник в организации дополнительного образования

      Регион проживания: Московская область, Россия

  13. Сергей Метелев 31 Октября, 2017, 23:12

    У нас, к сожалению, принято свято верить в то, что все чиновники взяточники, что в правительстве глупцы и т.п. Это вот тоже наследие советской власти и одна из самых тяжёлых форм. Понятно, что гос. устройство от идеального очень далеко, но и не надо самим воспринимать государство как тот самый самолёт из палок, который просто захватили "неправильные" люди. Проблемы гораздо более сложны, чем элементарное отсутствие доброй воли что-то сделать. Как с учёбой: писать работы на уровне Людвига Фаддеева многие хотели бы, но здесь недостаточно просто упорства. Есть ещё независящие от человека вещи, вдохновение, удача. (Хотя, конечно, когда бросаешь даже пытаться, то становится не о чем и говорить и нечего ждать.)

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 месяцев

    Род деятельности: Сотрудник в организации послевузовского образования или науки

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Roman Kom 9 Ноября, 2017, 21:40

      это не так сложно сделать министром здравоохранения медика со стажем от 10 лет причем не из частной клиники, министром культуры человека имевшего прямое отношение например к преподаватльской деятельности и к культуре. Но нет у нас везде кумовство, бестолковые мутко по 2 штуки, министры-доценты чьи диссертации впоследствии признаются не несущими никакой смысловой нагрузки.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 3 месяца

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: —

    • Сергей Метелев 9 Ноября, 2017, 22:30

      С этим я соглашусь. Но вершина айсберга это лишь часть проблемы и далеко не самая большая. Самое главное --- безответственность, на всех этажах. Говорят, что украдёшь рубль посадят, украдёшь миллион будет первым парнем на деревне. И вот и думай чего добиваться после этого. Чтобы по рублю можно было тырить? Безответственность никому не нравится. Но как только включается ответственность, это тоже никому не нравится. Вот с той же аттестацией. Что такое аттестация? "Включили" ответственность. Да, я понимаю, криво, косо, но фактически только лишь "включили" ответственность и не более того. Может быть сейчас плохо, но в перспективе 10 или 20 лет будет хорошо от того, что люди свою ответственность начинают чувствовать. То же самое ФГОС. Между прочим я знаю, что на новые должности научные люди теперь принимаются по конкурсу. То есть составляется требование, какой человек нужен. И все желающие могут попробовать подать свою заявку. И может быть получить должность. И это по всей стране, единая система. И это потенциально очень хорошо. Но почему-то об этом вообще не говорят. Как и в целом об удачных решениях принятых властью.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 месяцев

      Род деятельности: Сотрудник в организации послевузовского образования или науки

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  14. Валерий Ганузин 31 Октября, 2017, 23:18

    "Если учитель – не государев человек."

    Государя-батюшки нет, поэтому и учитель не государев человек(+++

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Ярославская область, Россия