Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Что такое школа. Снова о технологии обучения

В теории педагогики главным средством обучения называется школьный учебник. И это правильно. Но насколько это средство работает сегодня? Мой личный опыт говорит, что нынешние учебники в лучшем случае более похожи на пособие для учителя. Даже родители не всегда могут разобраться в том, что там написано. Что уж говорить о детях.

Тут и неудачная вёрстка, и нарушение последовательности изложения материала, и использование без пояснения таких слов, которые взрослым-то не всегда известны. Самостоятельно работать с таким учебником школьнику практически невозможно. Поэтому ему постоянно требуется толмач (читай - учитель).

Думаю, что это одна из причин, по которой сегодня звучат призывы вернуться к вчерашней школе. Кто постарше помнят, какие раньше были простые и понятные учебники. Сегодняшние же больше похожи на научные труды, понятные разве что самому автору.

В чем суть моего предложения

Берём хороший школьный учебник. Предположим, такой нашёлся (если нет, то придётся скомпилировать свой). Добавляем к нему ставшую уже традиционной рабочую тетрадь. И (Внимание!) дополняем этот комплект Контрольным листом.

Здесь требуется пояснение. Идея Контрольного листа не моя, но об этом – в другой раз.

Контрольный лист (КЛ) – это путеводитель или, как сейчас модно говорить, дорожная карта ученика по изучению данной темы.

В контрольном листе указано название изучаемой темы, цель её изучения, примерные сроки изучения, предварительные требования, необходимые материалы и собственно последовательность действий – указания ученику, что он должен делать: какие материалы изучить, какие упражнения выполнить, какие проверки получить и т.д.

Каждый ученик получает свой КЛ. Для одного предмета, одного класса, одного уровня образования Контрольные листы одинаковые по всей стране, но у каждого ученика – свой собственный. И это – документ. Выполнив очередной пункт КЛ, ученик делает отметку в КЛ (ставит дату и свою подпись) и переходит к следующему пункту. Если пунктом предусмотрена сдача проверки, то помимо ученика подпись ставит учитель или другой назначенный учителем проверяющий ученик.

Сам учитель выступает в роли консультанта. Он не между учеником и предметом, он рядом, - сбоку или даже сзади. Он наблюдает за всеми, направляет застрявших учеников к нужным материалам, проверяет выполненные работы. Он ничего не объясняет! И здесь – тот самый первый плюс:

Учителю теперь нет необходимости готовиться к урокам

Время на подготовку к урокам он может потратить на работу с классом. А, значит, на класс можно поставить два учителя. Но это только на первое время, потому что когда учителя и школьники освоятся с новой технологией обучения, учитель сможет управляться один со всем классом: более шустрые ученики будут принимать проверки и тренировать тех, кто помедленнее, в результате скорость обучения разных учеников будет выравниваться.

Когда все задания КЛ выполнены, ученик получает проверочную работу. Только справившись с ней, он получит следующий КЛ и только тогда продолжит двигаться дальше по предмету. Если ученик не справился с проверкой, учитель выписывает ему КЛ на коррекцию, в котором, исходя из анализа проверочной работы, указывает, какие моменты ученику следует переизучить. Выполнив коррекцию, ученик снова сдаёт проверку. И в этом – второй плюс:

Ученик никогда не двинется дальше, пока не усвоит текущий этап

Третий плюс. Сколько бы ученик ни пропустил уроков (по болезни или по иной причине), в какой бы город России ни переехал, вернувшись в класс, он продолжит с того места, где остановился. А накопившееся отставание от класса будет стимулировать его работать активнее.

Четвёртый плюс. Быстрые ученики не скованы классом и могут двигаться и в два, и в три раза быстрее остальных. Закончив программу своего класса, они без проблем могут начать программу следующего класса, либо начать углубленное изучение предмета, либо заняться другим предметом, либо уйти на каникулы. Нет необходимости формировать портфолио ученика из дипломов и грамот.  Достаточно представить документ об образовании, в котором указано, сколько и какие курсы успел освоить ученик за время обучения в школе.
Совсем быстрых учеников можно сразу направлять в специальные школы для одарённых детей, где совсем другие Контрольные листы и учебники.

Пятый плюс - нет второгодников. Не закончил ученик программу своего класса, - может заниматься дальше летом или продолжить с 1 сентября, но со своим же классом. А может и с любым другим, если ему свой класс или свой учитель не нравится. Даже если в исключительном случае (например, ЗПР, с которой по каким-то причинам не справились) ученик к концу девятого класса освоил только программу восьми или семи классов, это будут ОСВОЕННЫЕ предметы и ПОЛУЧЕННЫЕ знания, стимулирующие дальнейшее самообразование, а не уничтожающая личность профанация.

Шестой плюс. В одной классной комнате в одно время могут заниматься дети разного возраста и по разным предметам (если позволяет оборудование кабинета и подготовка учителя). Это особенно полезно для сельских малокомплектных школ. Их не придется закрывать. А, значит, село будет жить!

Седьмой плюс: Дети становятся активными субъектами образования

Уже не отсидишь урок, спрятавшись «на камчатке». И смысл прогулов утрачивается. Дети быстро становятся ответственными и взрослеют. Потому что теперь в первую очередь от них зависит их успех в обучении. На учителя и на болезнь теперь не свалишь. Инфантилизм истребляется на корню. А самостоятельная добыча знаний и личные достижения просто взрывают детскую мотивацию к учёбе. Я – свидетель, я это видел.

Восьмой плюс: дети читают!

Они не могут не читать, потому что книга действительно становится главным средством обучения. И, хотят они того или нет, они быстро научаются читать с пониманием прочитанного. А, значит, приобретают способность к самообразованию.

Девятый плюс – нет проблем с расписанием уроков. Форс-мажор с временным отсутствием учителя легко разрешается. Так как учителю не требуется подготовка к уроку, то произвести срочную замену отсутствующего педагога не сложно и безболезненно. А запасных учителей в школе теперь хватает (см. первый плюс).

Ещё один плюс (можно уже не считать, их слишком много, чтобы перечислить сегодня все) – запустить такую реформу в массовую школу ничего не стоит. Требуется небольшая переподготовка учителей, а учебники так или иначе надо переписывать. Придётся потрудиться над Контрольными листами, но в масштабах страны это не проблема.

Минусы этой технологии называть не стану, потому что я их не встретил. Не исключаю, что в комментариях их «выявится» немало. Хочу только предостеречь сразу о следующем.

Минусом этой технологии точно не станет кажущееся уменьшение значимости педагога. Да, он перестаёт быть для ученика источником знаний. (По большому счёту, он уже давно перестал им быть). Но, гораздо важнее и сложнее быть проводником ученика к знаниям, направить свои усилия не на то, чтобы передать ученику информацию, а на то, чтобы помочь ему получить знания самостоятельно, помочь ему справиться с препятствиями и достичь личной победы. Это дорогого стоит. И благодарность ученика и родителей за это будет настоящая, искренняя и огромная. Помножьте на то, что успеха в обучении добьётся каждый ваш ученик (технология позволяет) и примерьте картинку на себя.

Второе предостережение. Не следует допускать мысли о том, что учиться самостоятельно по учебнику доступно не всем школьникам. Соглашусь, что богатый педагогический опыт кричит: такое невозможно, это - фантазии.

Именно это мыслезаключение и только оно мешает нам сегодня сделать прорыв в школьном образовании. Отсутствие личного положительного опыта на этот счёт означает только то, что учитель действует неправильно, что вся система школьного образования неправильна.

Мы все, так или иначе, на каждом уроке стараемся двигать дальше тех учеников, которые успели нахвататься проблем и просто уже НЕСПОСОБНЫ двигаться дальше. По-другому нам нельзя, такова наша школа. Но единственный способ «оживить» этих учеников – вернуться с ними назад, найти те препятствия, с которыми они когда-то не справились, устранить их и восстановить пропущенное образование. Без этого не обойтись.

Предлагаемая технология имеет инструменты для такого восстановления и высвобождает время педагога, чтобы решать эту задачу не на бегу.


Автор

Андрей Шалаев

Все материалы автора

Количество подписчиков: 36

Подписаться Отписаться

Комментарии (20)

  1. Анна Литвинова 20 Февраля, 2018, 6:25

    Единственный минус - это отсутствие мотивации. Зачем учиться - вот в чем вопрос? Если знаншьзачем, можно вынести любое как....

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 4 года

    Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Приморский край, Россия

    • Андрей Шалаев 20 Февраля, 2018, 12:01

      Анна, Вы можете со мной не соглашаться, но мотивация школьника зависит только и единственно от возможности побеждать. Если ученик знает, что может справиться с задачкой, он будет играть в эту игру. Если нет, - он будет избегать учения.
      Как в спорте.
      У спортсмена не будет мотивации выступить на олимпиаде, если он точно знает, что не победит.
      Спортсмен не будет тренироваться с полной отдачей, если у него нет уверенности, что его допустят до олимпиады купленные функционеры.

      Ученик должен знать, что учение ему по силам. Тогда он будет "в игре", будет мотивация.
      Я наблюдал за детьми, когда они находятся в состоянии игры на уроке.
      Если решаемые задачи им по плечу (в том числе задачи освоения нового материала), их невозможно оторвать от занятий, они будут работать, не уставая, и час, и больше. А когда они упираются в стену непонимания, интерес сразу пропадает. Нужно им помочь, чуть-чуть подсадить, и дальше они снова "летят" сами, их не надо искусственно мотивировать.
      И это были дети, которые в обычной школе не один раз оставлялись на повторное обучение.

      Участвовать в таком процессе доставляет истинное удовольствие не только ученику, но и учителю. Это стоит попробовать хотя бы раз. Обычный урок никогда не даёт таких осознаний.

      Вопрос "зачем учиться?" не возникает, если учёба позволяет ученику быть успешным на уроке.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Татьяна Сучкова 20 Февраля, 2018, 12:34

      Если бы мотивация была бы только "спортивным интересом" - и проблем бы не было. Но мотивация зависит еще и от общей обстановки в стране (зачем учиться, если это не влияет на размер зарплаты, даже хуже того - понижает ее, на открытие бизнеса не хватает денег, а на хорошую работу работу берут по блату), и от интереса ребенка к конкретному предмету (есть узкоспециализированные дети), и от отношения родителей к ребенку! Многим детям учитель нужен не как толмач, и не как толкач, и уже тем более не контролер, а как источник внимания к нему, к ребенку. Самостоятельно они работать не будут, т.к. не будут получать этого внимания, в чем бы оно не заключалось.
      А вот все остальное - это прекрасно. Только этого не введут никогда. Потому что тогда придется признать изначальное неравенство способностей (возможностей) детей и закрепить его законодательно. И кто знает, что за этим последует.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 12 лет

      Род деятельности: Конфиденциально

      Регион проживания: Конфиденциально

    • Андрей Шалаев 20 Февраля, 2018, 14:19

      Татьяна, спасибо за участие.

      Когда Вы говорите об общей обстановке в стране, про зарплату, открытие бизнеса, хорошую работу, то Вы, вероятно, озвучиваете свои мысли и имеете ввиду свою мотивацию. Здесь я с Вами полностью согласен.
      Дети же в 1-9 классах об этих вещах ещё точно не думают, по крайней мере применительно к себе. За это время их можно обучить и бизнес открывать, и на обстановку в стране влиять, и хорошую специальность себе выбрать.

      Про узкоспециализированных детей в школе тоже как бы неуместно говорить. Ведь общее образование потому и ОБЩЕЕ, что оно одинаково для всех, а, значит, доступно и обязательно к усвоению каждым человеком. Его задача - сделать нас одним ОБЩЕством.
      Узкая специализация школьников появляется только потому, что в каких-то предметах они не встречают препятствий (точнее, учитель умело проводит их через препятствия), а в каких-то предметах препятствия никто не помогает преодолеть, потому что учитель просто не знает о них.
      Возьмите "ребёнка-гуманитария" и как следует проясните с ним определение слова "химия". Не исключаю, что уже только после этого отношение ребёнка к предмету может измениться. Да даже смена учителя может в корне поменять узкоспециализированность ребёнка. Именно поэтому я и предлагаю школьнику изучать предметы непосредственно по учебнику, а не через учителя.

      Что касается родителей. Я за то, чтобы не привлекать родителей в школу. В таком случае у педагогов отпадает необходимость обучать и воспитывать ещё и их.
      Родители обеспечивают, чтобы ребёнок был сытый, одетый, обутый и отдохнувший. С остальным мы в школе справимся сами. В том числе и с домашними заданиями. Безо всяких репетиторов.
      Школьное обучение не должно быть проблемой родителей. Они могут обучать детей чему-то помимо школы и обязаны воспитывать их личным примером. Обсуждение успехов в школе должно быть в семье положительным фоном для семейного общения и не более.

      Про недостаток учительского внимания.
      Когда учитель перестанет быть "загнанной лошадью" в ежедневных попытках сделать невозможное (я имею ввиду подготовки к урокам и фронтальное обучение), он направит всё своё внимание на учеников. Этого внимания, не отягощённого негативными эмоциями, дети ждут от нас. Они готовы работать самостоятельно и с увлечением будут делать это, если знают, что рядом всегда есть человек, который поможет.
      Представьте себе что Фёдор Конюхов отправился в кругосветное путешествие, не сказав никому об этом. Каковы его шансы выжить? Сравните теперь с ситуацией, когда у него в кармане спутниковый телефон, а на расстоянии сотни миль - команда, готовая быстро прийти на помощь. Путешественник будет всегда до последнего стараться справиться с проблемой самостоятельно, чтобы победить. Но он точно не погибнет. Ему не позволят.

      Про изначальное неравенство способностей (возможностей) детей я Вас не понял. Если оно и есть, то у большинства детей оно незначительно. У любой неспособности есть причина, которую можно устранить, тем самым устраняя эту неспособность. Беда в том, что учителя не знают про эту причину, и только поэтому возможности и способности большинства детей убывают с каждым классом. Именно учителя являются причиной такой деградации. По незнанию.
      Никаких изначальных неспособностей у здоровых детей нет, все они - приобретённые. Со всеми неспособностями школьников можно справиться. И это - наша работа.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Татьяна Сучкова 22 Февраля, 2018, 9:01

      Вы говорите про сферических детей в вакууме.
      А на практике у нас здоровых детей в классе хорошо если треть. Действительно здоровых, не имеющих проблем с памятью, например. И если ребенок к девятому классу не может правильно написать даже свою фамилию (а встречаются и такие) - не учителя в том виноваты, и не было никакой деградации. И говорить, что эти различия незначительны - верх цинизма. Это означает обрекать этих детей с самого начала на прозябание, т.к. если считать, что таких нет, то ничего для них делаться и не будет.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 12 лет

      Род деятельности: Конфиденциально

      Регион проживания: Конфиденциально

    • Андрей Шалаев 22 Февраля, 2018, 22:29

      Татьяна, вот Вам история.

      К нам пришёл ученик, семиклассник. Он ни разу не оставлялся школой на повторное обучение: мама "улаживала" школу. Мальчишка читал по слогам и так же плохо писал. Но прекрасно рисовал.
      Мы его протестировали, он показал уровень второго класса. Оттуда и начали.
      Работали с использованием Технологии обучения, где в основе лежит прояснение непонятых слов.
      В процессе работы сразу выяснилось, что ребёнок не различает понятия "перед" и "после".
      Как Вы думаете, может ли школьник быть успешным, если такие базовые понятия уровня детского сада им не усвоены?
      Пришлось немало потрудиться, но пацан "пошёл". И если раньше он сбегал со школьных уроков, то теперь, начав понимать и применять изучаемый материал, он стал наоборот стремиться к обучению.
      Успех - вот естественный мотиватор любого школьника, да и взрослого тоже.
      Вы сами тоже быстро забросите любое обучение, если не будете достигать в нём успеха, не так ли?

      Мы, педагоги, учились в школе успешно. Нам трудно понять тех, кому повезло меньше. Но это вовсе не значит, что они больны или "неравны". С ними просто нельзя работать неправильно.
      Если учитель говорит ученику неизвестные слова, тот ничего не поймёт и, естественно, ничего не запомнит.

      Другая история.
      Как-то я занимался со своим младшим, второклассником домашней работой по Окружающему миру. Изучают термометры. Спрашиваю его, что такое шкала? Он отвечает: "корка". Я - какая корка? Он - ну корка от учебника... Вот как бывает. И в этом - всё "неравенство".

      Я согласен с Вами, что винить учителей не следует. Виновна наша система образования, которая не дала учителям правильного инструмента для работы и, как Вы верно написали, "обрекает этих детей с самого начала на прозябание".

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Денис Тимошенков 22 Февраля, 2018, 17:09
      Единственный минус - это отсутствие мотивации. Зачем учиться - вот в чем вопрос? Если знаншьзачем, можно вынести любое как....
      мотивация школьника зависит только и единственно от возможности побеждать. Если ученик знает, что может справиться с задачкой, он будет играть в эту игру. Если нет, - он будет избегать учения.
      Как в спорте.

      Любой ученик может прочитать книгу. Он справиться с этой задачей. Но... Почему то читают хорошо если 1-2 человека в классе.

      Игра это хорошо. Но помимо умения играть, нужно уметь нудно и долго выполнять конкретную задачу. Неинтересную. Но надо. И даже если все перевести в игру, то наступает время, когда игры заканчиваются. Нужно работать. Долго, нудно. Но надо. И решать задачи, которые не по плечу. И быть успешным, в независимости от ситуации.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Андрей Шалаев 22 Февраля, 2018, 23:15

      Денис, привет!

      Вы абсолютно правы, что читать дети, в большинстве своём, не умеют. Даже если с техникой чтения всё в порядке, то с пониманием прочитанного, как правило, большая проблема.

      Но умение читать - это УМЕНИЕ. А любое умение оттренировывается.

      Теперь представьте, что сразу после завершения букварного периода все первоклашки начинают заниматься по учебникам. Не учитель рассказывает, а они сами читают, самостоятельно изучают по книге новый материал. Не говорите, что это невозможно. Поначалу, конечно, тяжело. Мой старший после неудачного опыта учёбы в первом классе обычной школы начал во втором классе заниматься именно таким образом, по Технологии обучения. Сначала долго мучился. Недели две. А потом пошёл, пошёл, и чем дальше, тем увереннее и быстрее. Всю начальную школу он изучил по учебникам и Контрольным листам. Прекрасно читает. Сейчас он уже студент-первокурсник.

      Что касается нудного, долгого и неинтересного обучения, то этого следует непременно избегать. Учёба не должна быть такой. Если она стала такой, то лучше вовсе не учиться.

      Когда обучение организовано правильно, то оно лёгкое, интересное и быстрое, именно как игра. И всегда - успешное. По-другому нам сегодня уже нельзя.

      И такое правильное обучение ВОЗМОЖНО!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

  2. Александр Либерман 21 Февраля, 2018, 17:18

    "Дети быстро становятся ответственными и взрослеют. Потому что теперь в первую очередь от них зависит их успех в обучении. На учителя и на болезнь теперь не свалишь. Инфантилизм истребляется на корню. А самостоятельная добыча знаний и личные достижения просто взрывают детскую мотивацию к учёбе. Я – свидетель, я это видел." - очень громкое заявление при всеобщем инфантилизме, особенно в школьной и студенческой среде.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 месяцев

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: —

    • Андрей Шалаев 21 Февраля, 2018, 23:52

      Согласитесь, Александр, что инфантилизм - вещь приобретённая. И приобретается она в том числе в школе, на уроках.

      Инфантильность первоклассника соответствует его возрасту, если под инфантильностью понимать "детскость", неспособность самостоятельно решать свои проблемы и, как следствие, боязнь или отсутствие ответственности.

      Избавить от этих качеств призвано обучение и воспитание.
      Если говорить про массовую школу, то сегодня здесь весь уклад жизни способствует, напротив, продуцированию и стимулированию инфантильности: учитель всегда укажет, что и как нужно делать; учитель всегда укажет, что нужно знать и как себя вести; учитель всегда "разжуёт" новый материал и всегда за всё ответит. Ученику не надо думать, не надо действовать самостоятельно и можно вообще ничего не делать, аттестат будет.

      В результате к выпускному классу помимо уже названных признаков инфантильности добавится ещё и уверенность ученика в том, что "все ему должны".

      Таковы сегодня почти все выпускники массовой школы. Поэтому и студентов других почти не бывает.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Александр Либерман 22 Февраля, 2018, 17:31

      Андрей, не соглашусь. Инфантилизм приобретается не обязательно в школах...могу предположить, что в современном обществе (будет вернее). И от этих качеств обучение и воспитание не призваны избавлять (у них другие задачи).
      В современном мире присутствует тренд на религиозное мышление (не нужно увязывать понятие с церковью, речь идет о мышлении связанным с верой, вместо научного познания). Детей лишают возможности познавать, заставляя верить и быть исполнителями чужой воли (не знаю уж какой - божественной или учительской). а уверенность связана именно с этим самым религиозным мышлением, когда ребенок уверен что мир ему должен.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 месяцев

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: —

    • Андрей Шалаев 23 Февраля, 2018, 0:09

      Александр, согласен с Вами, что у обучения и воспитания есть другие задачи. Но именно обучение и воспитание, в том числе школьные, выступают инструментом умственного и духовного взросления ребёнка.

      Если мы не даём ребёнку проявлять самостоятельность в школе, на уроках, он не научится самостоятельно решать свои проблемы и брать на себя ответственность. Он не повзрослеет, а, значит, станет инфантильным.

      Подмеченный Вами всеобщий инфантилизм в школьной среде является следствием как раз излишнего управления ребёнком в школе.

      Я предлагаю не браться за всё современное общество и за весь современный мир с его падающими трендами. Это непосильная задача.

      В своей статье я предлагаю конкретно передать школьникам (не родителям, а именно школьникам) ответственность за своё образование. Если это сделать сегодня, то завтра (увы, не сегодня и не сейчас) мы избавимся от всеобщей инфантильности и в школьной, и студенческой среде.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Александр Либерман 6 Марта, 2018, 12:59

      "Подмеченный Вами всеобщий инфантилизм в школьной среде является следствием как раз излишнего управления ребёнком в школе." - так ведь не только ребенком в школе излишне управляют, но и учителем, а еще на улице всякие заборы, ПДД, рекламы также несут функцию управления общественным сознанием.
      Нельзя ответственность перекладывать на неокрепшие мозги. Это всеобщая передача ответственности детям приводит к тому, что их тупо бросают на произвол. Лекционная студенческая форма в школе, особенно младшей совершенно не годится. Ребенка как не крути нужно заставлять учиться и вести его, иначе он не будет это делать сам. У него еще нет опыта овладения знаниями, методики - ее сначала нужно освоить и только потом он сможет самостоятельно добывать знания пользуясь инструментарием.
      поэтому то, что вы предлагает сверхвредно и завтра мы получим сверхинфантильных в школьной и студенческой среде.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 месяцев

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: —

    • Андрей Шалаев 6 Марта, 2018, 21:18

      Александр, сверхвредно, когда ребёнок полурока прячется, чтобы его не спросили, а вторую половину урока отдыхает, слушая сказки. Этим он приучается ничего не делать в школе. Именно поэтому позже, став студентом, он учится только в сессию и отдыхает весь семестр.

      Личная ответственность ученика за собственное обучение должна воспитываться с первого класса. Тем более, что в этом возрасте приучить школьника к ответственности проще, чем в старших классах, когда безответственность уже сделает его необучаемым. В первом классе его и приучать не надо, ребёнок приходит в школу за этой ответственностью. И если мы ему её не даём, излишне опекаем и не учим самостоятельности, - он быстро перестаёт интересоваться учёбой.

      Заставлять ребёнка учиться - последнее дело. Точнее, бесполезное дело. До этого доходит тогда, когда ребёнка не научили учиться и позволили ему накопить кучу непонятого. Поможет только одно - вернуться в начало и сделать всё заново, но правильно. Абсолютно согласен, что сначала - научить учиться и только потом позволить самостоятельно добывать знания.
      Что касается лекционной формы обучения, то она одинаково вредна для обучения и в школе, и в вузе. Особенно если общение с аудиторией ведётся через тумбочку с конспектом. Лекции подходят для однородной, подготовленной аудитории для обобщения полученных знаний.

      Ваша оценка "сверхвредно" является умозаключением. Я на практике получаю противоположный результат.

      Думаю, изложение моих мыслей в данной статье не сильно удачно и поэтому не понятно. У меня есть другие статьи на эту же тему. У меня все статьи на эту тему. Если Вас заинтересовало, приглашаю Вас в рубрику "Что такое школа?"

      Спасибо за участие.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

  3. Юлия Максимова 6 Марта, 2018, 8:00

    Простите блондинку, и вот так из урока в урок, изо дня в день, из года в год сидеть и читать хороший учебник?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 месяцев

    Род деятельности: Родитель

    Регион проживания: —

    • Саид Насреддинов 6 Марта, 2018, 11:51

      "...из года в год сидеть и читать хороший учебник?" - для блондинок Жванецкий сделал исключение: " - Ты - женщина, ты должна раз - лежать, и два - тихо".

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 месяцев

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

  4. Светлана Решетняк 6 Марта, 2018, 12:24

    История показывает, что любая авторская школа остаётся авторской в единичных школах, ибо требует кардинально изменённого подхода к программам, способу ведения урока, т.к. опирается на индивидуальные особенности преподавателя, определяющие эту новую методу. В классе с 30 учениками, занимающимися практически самостоятельно, пусть и с хорошими учебниками, контрольными листами, отслеживание сиюминутного уровня понимания требует больших эмоциональных и , следовательно, энергетических затрат и, следовательно, не может осуществляться педагогом в течении 4-5 уроков подряд. Кроме того, устранить разницу в понимании материала при любых методах преподавания возможно до определённого уровня - читать быстро или медленно можно научить всех, но уже "медленно или быстро" определяется особенностями речи, темперамента..., а способность к синтетическому мышлению, к самостоятельному и произвольному соединению знаний из разных разделов в математике, например, возможно развить у весьма малой части учащихся. Из любой авторской школы учитель возьмёт близкое ему по педагогическим воззрениям, увидит полезное - возьмёт обязательно ( все мы хотим научить, у всех есть педагогический кураж), но никогда не возьмёт всё целиком, так как по своей сути учитель - творец. Взяла бы предложенное А.Шалаевым как один из способов проведения урока, но не как систему в целом ( это только моё мнение).
    Ещё одно возражение. Приведу абзац из статьи:
    "Сам учитель выступает в роли консультанта. Он не между учеником и предметом, он рядом, - сбоку или даже сзади. Он наблюдает за всеми, направляет застрявших учеников к нужным материалам, проверяет выполненные работы. Он ничего не объясняет!"
    Эту идею отвергаю самым решительным образом, т.е. это хорошо в единичном уроке такой концепции, но не как метод. Учить мышлению, т.е. устанавливать логические связи- главная задача образования в любом предмете, а это невозможно без обсуждения, полемики, дискуссии.Слушая логические построения учителя, начинаешь пытаться выстраивать их сам. Все великие учёные говорили о ком-то, кто оказал главное влияние на выбор науки, на развитие их, как учёных, многие физики вспоминают огромное влияние совместных обсуждений на семинарах. в лабораториях и т.д., т.е. игнорировать прямое общение, живое обсуждение по меньшей мере странно, и никакой более успевающий одноклассник не заменит учителя в этом. Любой из нас, учителей, скажет, какое влияние на понимание предмета играла сама личность преподавателя - харизма, логичная аргументация, как нестандартная мысль открывала какое-то новое понимание предмета. Я о чём? В предложении автора понятно желание мотивировать на самостоятельное добывание знания, но предложение выбрасывает одно из главных в нашем деле - прямое обсуждение непонятого в живом общении и уменьшает влияние на ученика учителя как интересной, творческой, открывающей неожиданные горизонты в понимании личности. Понятно, что это моё личное мнение, с которым можно и не соглашаться.

    Статус в сообществе: Конфиденциально

    На сайте: 11 месяцев

    Род деятельности: Конфиденциально

    Регион проживания: Конфиденциально

    • Андрей Шалаев 6 Марта, 2018, 21:56

      Светлана, Вы видите предназначение учителя в том, чтобы быть для ученика "интересной, творческой, открывающей неожиданные горизонты в понимании" личностью. Здесь Вы не одиноки, многие педагоги так себя видят.
      Я вижу иначе.
      По мне, для учителя гораздо важнее увидеть личность в ученике, показать ему ЕГО возможности, заставить поверить в себя, нежели демонстрировать ему свою личность. Если ученика освободить от всех его тормозов, он начинает выдавать такие "неожиданные горизонты в понимании", которые ни мы, ни наши учителя в своё время не смогли увидеть. Вот в этом я вижу высший пилотаж учителя. А если у педагога ещё и харизма есть, то ему вообще незачем говорить. Достаточно взгляда или просто присутствия.

      Общение учителя с учениками должно быть, но не на уроке получения новых знаний. Новые знания ученик должен добывать сам. А вот на уроках обобщения и применения знаний, - пожалуйста, обсуждай, дискутируй, предлагай, доказывай, пробуй.

      Про 30 учеников в классе Вы зря. Технология обучения позволяет снизить это число в два раза. А одному работать с пятнадцатью учениками, обученными учиться, - уже реально.

      Про педагогическое творчество я писал в своей предыдущей статье. И про отличие технологии обучения от методики преподавания тоже где-то было. Приглашаю Вас в рубрику "Что такое школа?".

      Спасибо за участие.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Светлана Решетняк 6 Марта, 2018, 23:41

      Спасибо за ответ. Вот с чем я не могу согласится - с предлагаемыми вами этапами.
      "Общение учителя с учениками должно быть, но не на уроке получения новых знаний. Новые знания ученик должен добывать сам. А вот на уроках обобщения и применения знаний, - пожалуйста, обсуждай, дискутируй, предлагай, доказывай, пробуй."
      По мне логичнее 3 следующих этапа в начале изучения некоторой темы: сначала учитель, затем самостоятельная работа, затем учитель и ученик (обсуждение, ответы на вопросы...) Далее возможны комбинации. Поэтому я и говорила о точечном применении вашего метода, который бесспорно нужен как часть педагогического процесса, как необходимая часть. И красоваться в качестве интересного объекта мысли нет, конечно, впрочем, в моём комменте об этом речь и не шла - ученики очень чувствуют фальшь, их треском блестящих фраз не возьмёшь.
      Как часть, но не самодовлеющая ( учитель сбоку и сзади),ваш подход безусловно необходим, да и используется как часть процесса в той или иной степени всеми педагогами. А вот идея с контрольным листом хороша.

      Статус в сообществе: Конфиденциально

      На сайте: 11 месяцев

      Род деятельности: Конфиденциально

      Регион проживания: Конфиденциально

  5. Георгий Зайцев 14 Марта, 2018, 21:33

    Автору надо бы изучить монографию П. В. Симонова "Мотивированный мозг" (Наука, 1987).
    Тогда бы он понял, что так называемые учебники (в них нет жизни и нет самого ученика) написаны без учета потребностей учащихся, а пересказ текста из учебника есть ничто иное как профанация в школьном образовании.
    И учебники, и весь педагогический процесс должен строиться на основе учета актуализирующихся потребностей учащихся (по Симонову). Тотальная профанация в системе образования этому препятствует.
    Самый страшный учебник - это педагогика. Мусор! Мертвечина! В нем не показано главное - зависимость судьбы человека от воспитания.
    Самый лучший учебник педагогики "Детство. Отрочество. Юность." Л. Толстого. но его не изучают в педвузах.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 месяцев

    Род деятельности: Социальный педагог в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Псковская область, Россия