Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Что такое школа? Системно-деятельностный подход

Почему, что бы ни предлагалось и ни менялось в школе, оно оказывается хуже того, что было раньше, и мы снова начинаем вспоминать старую добрую советскую школьную систему? Уже и родители учеников пошли из тех, кто советской школы не застал, и новые учителя родом из девяностых, а всё равно «раньше было лучше, давайте всё вернём».

Вернуть уже не получится. Страна другая, люди другие, и это - хорошо.

Дело за малым – создать школу другую. Пока не получается. В чём причина?

На мой взгляд, начало положено правильное. ФГОСы прописали верную концепцию, на основе которой должна строиться новая школа. Системно-деятельностный подход воспитывает в ребёнке самостоятельность и активность, с одной стороны, а с другой стороны, - обеспечивает возможность индивидуализации обучения. Это как раз то, что сегодня необходимо.

Почему же учителя так ругают новые стандарты образования?

Да потому, что от этих ФГОСов до нынешней школы – пропасть. Эти ФГОСы никак не вписываются в сегодняшнюю школу, как их применить - никто не знает. Нет, применить, конечно, можно. Но такой ФГОСовский урок получается на порядок дороже, чем старосоветский. Если вчерашнему (и сегодняшнему) учителю для подготовки одного урока отводился один час, то для подготовки одного ФГОСовского урока требуется минимум день. Поскольку этот день никто учителю не даёт, то и ФГОСовский урок мы не получаем.

Учитель может раз в год потратить личное время и создать этакий шедевр педагогической эквилибристики. Праздник получится, и результат будет. Но сделать это можно только раз, чтобы утешить своё руководство и пройти очередную аттестацию. Слишком хлопотно.

Ещё одна беда, которая пришла с отказом от советской школы – проверки. Отчётность педагога – один из способов проверяющих собрать информацию. Для чего?

Да всё для того же. Школа не даёт нужного результата. Кто виноват? Конечно, учитель. А чем он там вообще занимается? – Получите проверку.

Всё бы ничего, учитель - не преступник, чтобы бояться проверок. Но снова идёт трата времени педагога, которую никто не компенсирует. И есть большое сомнение в том, что кто-то читает учительские отчёты, а их анализ как-то помогает улучшению школы.

Проблема отчётов меня не сильно беспокоит. Отчёты отомрут сами, если правильно организовать работу, когда объективные результаты школьников наглядно показывают, где есть затык, если он вдруг приключился.

Хочу обсудить более важную проблему внедрения деятельностного подхода в образовательный процесс

На самом деле именно здесь сокрыты огромные резервы, как учителей, так и учеников.

Системно-деятельностный подход предполагает активное участие школьника в добывании знаний. Если так, то любое объяснение учебного материала учителем становится «вне закона». Кто сказал, что это плохо? Почему мы решили, что ребёнок не в состоянии самостоятельно разобраться с предметом?

Конечно, пока он не умеет читать и писать, он зависит от учителя. В этот период обучение будет мало отличаться от привычного: фронтальная работа учителя со всем классом до тех пор, пока все детки не научатся читать с пониманием простые тексты и разборчиво писать.

Как только это случится, детей обучают самостоятельной работе с книгой и «включают» системно-деятельностный подход. К концу первого года обучения школьник может и должен уметь самостоятельно работать с учебными материалами. Дальше идёт оттачивание этого умения на самостоятельном изучении ребёнком всей программы начальной школы.

А что учитель? Он рядом. Он всегда направит и поможет (не подскажет!), если у ученика возникнут сложности. Но он никогда не будет вмешиваться, если дела у школьника идут хорошо.

Я много писал об этом на Педсовете. Мало кто верит в возможность такого обучения, и в этом – главная проблема. Главнее даже, чем отсутствие подходящих учебных материалов.

Сложности с самостоятельностью сегодня бывают у тех детей, которые успели вкусить традиционной школы. Они привыкли быть следствием и поначалу сидят и ждут «начала концерта». Но это быстро проходит.

Если у ребёнка сразу не получается справляться, то бывают и слёзы. Зато, когда он освоился, учителю лучше не вмешиваться. Детям очень нравится всё делать самостоятельно, и они ревностно отстаивают такую свою возможность «быть взрослыми».

Уже здесь у школьников начинаются индивидуальные траектории в изучении разных предметов. Кто-то убегает вперёд, кто-то тормозит. Учитель не удерживает стремительных и помогает справиться с препятствиями тем, кто отстаёт от рекомендованного графика.

Никакие оценки учителя не нужны. Ученик справился с заданием – идёт дальше, не справился – переизучает материал до полного понимания, пока не сможет легко применять изученное.

Выполнил программу одного класса по предмету – переходи к следующему. Выполнил программу начальной школы – переходи в основную. Или уйди досрочно на каникулы. Ждать никого не надо.

Видишь, что отстаёшь от рекомендованного графика – останься на дополнительное занятие, попроси помощи учителя. Не учебный год управляет твоей успеваемостью, а твой собственный выбор.

По существу, нет никаких классов. Есть программы. Их завершение является показателем успеваемости. Ты можешь за девять лет обучения завершить только программу начальной школы. Это будет твой выбор или показатель твоих возможностей. Никто не вправе тебя осуждать или заставлять сделать больше.

Если тебе трудно, учитель поможет справиться. Для этого он рядом. Но ты должен этого захотеть. Если не хочешь, - можешь вообще в школу не ходить. Посещаемость – показатель, но не ответственность школы. Это – выбор и ответственность ученика и его родителей (по закону). А также тех служб, которые призваны следить за исполнением закона.

При таком раскладе ученик (и родители) вправе решить, на какие уроки школьник будет ходить в школу, а какие будет изучать дома и в школе только писать контрольные. Либо какие-то курсы в школе не выберет вовсе, если они не являются обязательными, или ребёнок нашёл им замену (например, уроки физкультуры).

Ученик, наконец, может выбрать учителя, присутствие на уроке у которого будет для него максимально комфортным. Ведь для изучения предмета ему теперь не нужно присутствие одноклассников, достаточно одного напарника. Не нужна и ежедневная подготовка учителя к уроку.

Обязанность учиться здесь соединяется с правом и свободой выбора, в результате чего рождается ответственность ученика за своё образование. Вот что нам даёт системно-деятельностный подход.

Если ты хочешь получать высшее образование и уже выбрал, какое, - набери спецкурсов по нужным предметам, изучение которых обеспечит тебе высшие баллы ЕГЭ, и занимайся усердно. Учитель рядом, он направит к правильным материалам, если застрянешь.

При таком подходе сами ЕГЭ становятся ненужными. Если школа подтверждает, что ученик освоил спецкурсы, знание которых необходимо для поступления в конкретный вуз, то этот ученик может стать абитуриентом этого вуза без экзаменов и оценок.

А чтобы не было слишком много абитуриентов в стране, достаточно внедрить системно-деятельностный подход в высшее образование. Одно дело выспаться на лекциях и пойти пить пиво и совсем другое, когда тебе надо весь день работать в аудитории и самостоятельно изучать сопромат или римское право. На такое согласятся только цельные и упёртые.

А если и вырастет количество желающих получить настоящее высшее образование, то нет ничего плохого в том, что в стране будет больше образованных людей. Затраты окупятся, если это будут действительно обученные люди, а не просто «кадры» с дипломом в кармане на всякий случай.

Я не фанат ЛДПР и её лидера Владимира Вольфовича Жириновского, но его казалось бы вздорное предложение отменить ЕГЭ и принимать в вузы всех желающих становится разумным и осуществимым, если и в школах, и в вузах будут работать новые ФГОСы и полноценно применяться системно-деятельностный подход.

Подписаться на авторский канал Андрея Шалаева


Автор

Андрей Шалаев

Все материалы автора

Количество подписчиков: 33

Подписаться Отписаться

Комментарии (13)

  1. Сергей Инкин 18 Мая, 2018, 11:37

    Хорошо бы, для начала, в Гос. Думе внедрить системно-деятельностный подход.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Башкортостан, Россия

    • Андрей Шалаев 18 Мая, 2018, 15:21

      Сергей, как-то в одном бизнес-тренинге мне довелось слушать истории от успешных людей. Запомнилось одно выступление. Спикер говорил (не цитата): "Сначала я хотел изменить весь мир, потом - свою страну, потом - свой город, свою улицу, своих соседей. Но в какой-то момент я понял, что мне нужно изменить себя."

      Наша Гос.Дума ровно такая, какой мы её избрали. Если кто-то её не избирал, то она ровно такая, какой он её не избрал.

      Гос.Дума выполняет свою работу, она реально меняет страну, но одна она ничего не сделает, если мы не будем в этом активно участвовать. Участвовать там, где мы находимся.

      Хотя бы будем позитивны и активны, не позволяя себя останавливать тем, которые временны и порочны.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

  2. Вадим Монахов 18 Мая, 2018, 12:27

    На "Эти ФГОСы никак не вписываются в сегодняшнюю школу, как их применить - никто не знает. Нет, применить, конечно, можно. Но такой ФГОСовский урок получается на порядок дороже, чем старосоветский"
    - автор, похоже, совсем не знает нынешние ФГОС. Открою ему страшную тайну (о чём, впрочем, ранее уже говорилось на ВИП - вроде бы, Александр Горячев это подчёркивал): ФГОС абсолютно не регламентирует формат проведения уроков. Старый советский урок - это вполне себе "урок по ФГОС", если в итоге получаются требуемые ФГОС результаты.
    А из "системно-деятельностного подхода" во ФГОС имеется только преамбула. В самом ФГОС этот самый системно-деятельностный подход вообще никак не обозначен!
    Так что мифы про "уроки по ФГОС" - это буйные фантазии недалёких чиновников из системы образования, пытающихся придумать "инновационность".

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Андрей Шалаев 18 Мая, 2018, 15:25

      Вадим, автор - это я, Андрей Шалаев. Мы с Вами совсем недавно общались в комментариях к моей предыдущей статье. И этот Ваш пост получился продолжением того нашего разговора.

      Я изучал ФГОСы. Недостаточно досконально в части предметного наполнения, но стратегические посылы - вполне внимательно.

      Наше с Вами отличие в трактовании документа связано с тем, что я выстраиваю смысл каждого предложения из анализа значений составляющих его слов. Всех без исключения.

      Когда же текст читается так, как предлагаете Вы, т.е., не обращая внимания на некоторые слова, то смыслов у предложения будет ровно столько, сколько читателей, потому что каждый читатель будет пропускать те слова, которые он не считает значимыми. И каждый читатель увидит в тексте ровно тот смысл, который он хочет увидеть.

      ФГОС действительно не регламентирует формат проведения уроков, и я указываю на это, когда называю причины его непопулярности. Смысл моей статьи как раз в том, чтобы предложить для обсуждения один из возможных форматов урока.

      Что касается "старого советского урока", то никогда он не даст в итоге требуемые ФГОС результаты. Если, конечно, мы говорим обо всех детях, а не об отдельных или отобранных учениках.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Вадим Монахов 18 Мая, 2018, 17:46

      Андрей, я взял цитату из вашего текста и показал, что ваше понимание проблемы неадекватно. Что вообще нет такого понятия как "урок по ФГОС".
      Что же до вашего нового утверждения "Что касается "старого советского урока", то никогда он не даст в итоге требуемые ФГОС результаты", то оно, очевидно, противоречит тому факту, который я много раз подчёркивал: в ведущих лицеях и гимназиях учат как раз в формате "старого советского урока", и результаты гораздо лучше, чем у "инновационных" форматов.
      Видимо, вы это осознали, так как добавили "Если, конечно, мы говорим обо всех детях, а не об отдельных или отобранных учениках." Но и тут мои наблюдения таковы: если в самой обычной школе в формате "старого советского урока" учит хороший учитель (как правило, ставший учителем ещё в советское время до начала эпохи деграданса), результаты очень хорошие. У меня самого дети с 1 по 7 класс учились в обычной школе (гимназии, но самой обычной), и только потом поступили в один из ведущих физ.-мат. лицеев. Так вот, основной причиной подать документы в эту школу было то, что там была хорошая учительница математики, и в целом поддерживалась советская система обучения, без "инноваций". И это вполне себя оправдало (хотя математику в 7 классе пришлось подтягивать, чтобы поступить: ходить на математический кружок и целое лето решать кучу задач, от простых к сложным).
      Так что основная посылка у вас ложная. Но я отнюдь не идеализирую советскую форму урока: например, в Сингапуре она другая, и с сингапурскими детьми вполне успешно работает. Да и в России многие дети уже сильно отличаются от советских по менталитету и моделям поведения - они часто могут рассматриваться как девиантные, но что есть, то есть. И даже с нормальными детьми наверняка возможны гораздо более успешные формы работы, чем "обычный советский урок", но мы о них пока даже не подозреваем - см., например, рассказ Генри Каттнера "Все тенали бороговы…"
      http://modernlib.ru/books/kattner_genri/vse_tenali_borogovi/read/ - в нём эта мысль донесена очень красиво.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  3. Эльвира Сахарова 18 Мая, 2018, 12:40

    Андрей Аркадьевич, название статьи новое, а содержание... Вы всё о своём. И Ваш энтузиазм, вера в лучшее удивляют, а кого-то, быть может, и заставляют зажечься, поверить в то, что всё реализуемо, осуществимо... Я, скорее, пессимист, называющий себя реалистом. Вот всё понятно, просто. Но как на практике в масштабах нашей страны это "провернуть"? Может, не в ту дверь стучитесь?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 3 месяца

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Нижегородская область, Россия

    • Андрей Шалаев 18 Мая, 2018, 15:28

      Эльвира, на самом деле, не всё просто, и не всё понятно. Есть над чем поработать, прежде чем выходить на "масштабы".

      Про другие "двери" я знаю. Ключей от них нет, пока подбираю отмычки.
      Но не перестаю думать, что и в этой нашей стене не все двери заперты.

      Учитель не может быть пессимистом, не наговаривайте на себя.
      А реалисты - мы все, и только потому, что создаём эту реальность. Такой, какой мы хотим её видеть.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

  4. Sergey Passionar 18 Мая, 2018, 13:01

    "Система образования плоха и становится хуже и потому еще, что компетентность и человеческие качества администраторов и чиновников, образующих, поддерживающих и изменяющих эту систему оставляет желать лучшего (не путать с учителями). Система восходящего мусоропровода срабатывает и в системе образования. Когда единственной целью администратора, будь то завуч или работник департамента, является вылизывание задницы начальника и набивание своего кармана, какой продукт можно ожидать на выходе? Так школа и бьется между идиотами снизу и ретроградами сверху."
    https://www.gazeta.ru/column/yardaeva/11752831.shtml?p=comments#my_comments

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 15 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Москва, Россия

    • Андрей Шалаев 18 Мая, 2018, 15:29

      Sergey, зачем было цитировать этот злобный комментарий. Уж лучше бы ссылку на саму статью дали. Мы же на Педсовете, а не в кабаке.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

  5. Сергей Инкин 19 Мая, 2018, 7:36

    "Sergey, зачем было цитировать..."...

    Так это так и есть. Вы пишите, что: "Страна другая, люди другие, и это - хорошо." Но то что 90% населению живет на грани нищеты и бедности, причем работая - это норма? $200 в месяц - такова цена работающему человеку в России.
    Совершенно отсутствует связь "хорошо учился-хорошая работа-хороший заработок". В кап. обществе выживает хитрейший и сильнейший. Вот так. И вообще, никто из политиков уверенно не ответил на вопрос: "Какой строй сейчас в России?". Учителя превратили в клерка, со сразу нанесенной печатью садиста и педофила. Как учитель будет сеять патриотизм, если нет авторитета и уважения (что было 20-30 лет тому назад)? И все это - "хорошо"? Школа - отражение общества в миниатюре. О ТВ - отдельный разговор. С экранов - убийства/секс/наркотики/дорогая жизнь. Это, как я понимаю, то, к чему нужно стремиться? Фильм без трупов/секса - уже скучно? Посмотрите "шикарные" фильмы: Изображая жертву, Нелюбовь, Аритмию, Ученика. Это то, к чему нужно стремиться? Так мы так и живем. Мат сыпется как из ведра. "Это задумка автора". Но, заметьте, фильмы о войне, снятые в СССР отлично смотрятся и без нецензурных слов. О ЕГЭ рассказать?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Башкортостан, Россия

    • Андрей Шалаев 19 Мая, 2018, 21:23

      Сергей, Вы возвращаете меня к тому, о чём я уже Вам писал в первом ответе.
      Да, нам довелось жить в эпоху перемен. По оценке некоторых предков - не самое лучшее время.
      Давит по-взрослому. Больше бывает, наверное, только на войне.

      Есть расхожее сравнение: если надавить на лимон, то из него потечёт лимонный сок; если надавить на человека, то из него полезет то, из чего он состоит.
      Сегодня, даже если не давят обстоятельства, человек в большой степени волен делать то, из чего он состоит. Присутствует момент вседозволенности.

      В такое время труднее приходится тем, кто остаётся человеком. Но именно от них зависит то, куда завтра вырулит история. И в школе такие если не все, то большинство. Так было всегда. Быть может, именно благодаря выдержке учителей страна и переживёт очередную смуту.

      Ждать осталось немного. В ближайшие шесть лет многое поменяется. Я так вижу.
      Есть люди, которые меняют страну к лучшему, они работают. Нам надо их поддерживать своим трудом и сохранять спокойствие и уверенность. Для детей мы остаёмся стабильным терминалом, образцом чести, достоинства и целостности. Нам нельзя проявлять слабость.

      Давайте не делать акцент на минусах, они без нас слишком хорошо видны, с ТВ или без ТВ.
      Лучше смотреть на плюсы, придумывать плюсы, мечтать о плюсах, создавать плюсы.
      Нам иначе нельзя, мы работаем с будущим.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

  6. Марина Еремина 22 Мая, 2018, 19:43

    Уважаемый автор всё время об одном и том же - как совсем убрать из школы учителя.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 5 месяцев

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Краснодарский край, Россия

    • Андрей Шалаев 22 Мая, 2018, 22:33

      Марина, спасибо за уважение.

      Да, я всё время об одном и том же. Но, как видно, снова тщетно пытаюсь донести до Вас, что учитель может быть в школе счастливым.
      Для меня счастливый учитель означает, что все его ученики с удовольствием занимаются и преуспевают.

      Без учителя в школе нельзя, это абсолютно точно. Но "загнанные лошади" в роли школьного учителя - ещё хуже.

      Предположу, что Вам в школе не сильно сладко. Если бы было не так, Вы бы не отказались поделиться с Педсоветом информацией о себе. Ну, не кокетство же это Ваше "не хочу"?

      Пожалуйста, перечитайте ещё раз, может что-то осталось недопонятым?

      Спасибо за участие.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия