Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Что такое школа? Продолжение

«Выглядывающим из танка» посвящается.

Коллеги, сегодня в продолжение темы я хочу описать то, как функционирует школа, которая видится мне идеальной.

Букварный период и «Учись учиться»

Ребёнок поступает в начальную школу. Он не один, таких много, поэтому всех делят на группы. Можно по-прежнему называть их классами, но нумерация будет иной, так как номер класса не будет привязан к порядковому году обучения.

Сначала ребёнок обучается чтению, письму, счёту. На этом этапе работа учителя с классом ведётся традиционно, существенных изменений нет.

Когда завершается букварный период, фронтальное обучение прекращается. Детям предоставляется курс «Учись учиться». Для первоклассника это - работа на пару недель. Но уже здесь начинается индивидуализация. Кто-то справится быстрее, а кому-то потребуется три или четыре недели. Это не важно. Главное, чтобы ребёнок уверенно освоил этот курс, потому что вся последующая его учёба будет проходить с использованием умений, полученных на этом курсе.

Контрольный лист

Далее ребёнок, успешно освоивший курс «Учись учиться», получает от учителя свой первый контрольный лист. Это – персональный путеводитель ученика по предмету. Его размер может быть любым, но, как правило, контрольный лист создаётся на одну большую тему.

На самом деле для ученика это будет не первый контрольный лист, а второй, потому что первый его контрольный лист был в курсе «Учись учиться», и школьник уже знает, как с ним работать.

Вместе с контрольным листом ученик получает учебник и задачник по этому предмету. Они всегда хранятся в классной комнате на отдельном стеллаже. Чистые листы бумаги – тоже всегда в доступном для всех учеников месте. 

Ученик последовательно выполняет задания контрольного листа – читает учебник, пишет короткие эссе, делает зарисовки, лепит из пластилина, решает задачки и т.д. Так работают все школьники. Изначально у них одинаковые контрольные листы, но у каждого он – свой.

Выполнив очередное задание, ученик делает пометку в контрольном листе (ставит текущую дату и свою подпись). Выполнив очередное письменное задание, ученик кладёт его на край своего стола и переходит к следующему пункту контрольного листа.

Роль учителя

Учитель на уроке, кроме того, что внимательно наблюдает за классом, проверяет письменные работы учащихся, ставит пометку в контрольном листе ученика о зачёте (дату и свою подпись) и возвращает листок ученику, либо возвращает задание на доработку.

Учитель всё успевает, потому что 1) он в теме, 2) задания небольшие, 3) детки работают автономно и с разной скоростью, а потому очень быстро равномерно распределяются по контрольному листу. К тому же, к проверке могут привлекаться ученики, которые уже успешно выполнили это задание. Учитель сам выбирает, кто кого будет проверять в каждом отдельном случае. Подтверждение выполненного задания в контрольном листе в такой ситуации ставит не учитель, а назначенный ученик, что попутно поднимает его ответственность. Но это целесообразно применять, скорее, со второго года обучения, а может только уже в основной школе.

По завершении контрольного листа ученик получает устную проверку от учителя по ключевым данным изученной темы. Если есть ошибки и недочёты, то учитель от руки выписывает ученику дополнительный контрольный лист на устранение пробелов. Когда проверка пройдена, ученик со своим контрольным листом направляется к экзаменатору.

Лучше, если это будет отдельная классная комната и отдельный учитель. Он усаживает ученика за стол, даёт ему вариант экзаменационного задания к данному контрольному листу и чистую бумагу.

Ученик выполняет задание, получает отметку в контрольном листе и возвращается в класс. Если результат положительный (зачёт), то учитель выдаёт ученику следующий контрольный лист. И если технология была соблюдена, то итог не может быть иным.

Вот вкратце о том, как, на мой взгляд, должно быть построено школьное обучение.

Сразу оговорюсь, что идея и сама Технология обучения – не мои. Я лишь их продвигаю. Проблема в том, что никто, кроме меня, сегодня не видит, насколько органично эта технология вписывается в нашу школу. Пусть ещё не совсем идеально, но, без сомнения, она значительно лучше того, что в школе есть сегодня.

Нюансов много. Потребуется не одна статья, чтобы описать только те, которые я знаю. И ещё столько же, чтобы вы сами описали остальные.

Преимущества такой Технологии обучения

В завершение этой статьи хочу назвать лишь очевидные преимущества применения Технологии обучения в массовой школе.

1.      Максимально обеспечена индивидуальность обучения при сохранении количественного соотношения учитель-ученик. Ученик на уроке не привязан к классу ни по скорости своего обучения, ни по содержанию своего обучения.

2.      В одной классной комнате могут одновременно заниматься ученики разного возраста и по разным предметам, если класс оснащён разными материалами и учитель подготовлен. Как следствие, малокомплектная школа возвращается в село, а значит, село будет жить!

3.      Ученик никогда не пропустит ни одну тему, даже если будет вынужден прогулять несколько дней в школе. Даже если он вынужденно сменит школу или место жительства, при условии, что другая школа входит в единое образовательное пространство страны, и ученик прибыл туда со своими контрольными листами.

4.      Ученик вынужден работать на уроке. Отсидеться на галёрке не получится. Мы перестаём взращивать пассивных ждунов и инфантов.

5.      Ученик вынужденно учится читать с пониманием прочитанного, иначе он не продвинется ни в одном предмете.

6.      Детская мотивация к учебе просто космическая. И от противного тоже: я видел, как они ревностно следят за успехами друг друга и стараются не отставать.

7.      Продолжительность урока можно существенно увеличить. Дети не устают. Уроки по 60 минут мне было сложно закончить даже с второклашками, так как дети сильно увлекались процессом. Одна девочка забыла, что ей надо уйти пораньше в бассейн, хотя пришла в школу со спортивной сумкой.

8.      Нет неуспевающих. Успевать не за кем. И второгодников нет. Само понятие «второгодник» теряет смысл.

9.      Школьная оценка «канает» в лету. Успешность каждого ученика оценивается индивидуальными статистиками, которые высчитываются им лично. Ученик сам себя оценивает, и никто больше! Гора с плеч учителя.

10.     Домашние задания не нужны, всё выполняется в школе. Как следствие, не нужны тяжелые портфели, а количество бесплатных учебников в стране сокращается минимум вдвое (один комплект на учебный кабинет).

11.     Учителю не требуется готовиться к каждому уроку, да ещё учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика. КПД работы учителя удваивается, так как он может всё своё рабочее время проводить с учениками и не таскать работу домой. Фактически это означает изменение количественного соотношения учитель-ученик в сторону уменьшения количества учеников на одного учителя. А это – и поддержка затрудняющихся детей, и внеклассная работа по предмету, и проекты, и учительский резерв, и, на худой конец, майские указы.

12.     Расписание уроков перестаёт быть головной болью для администрации. Дети приходят в школу без домашней подготовки и готовы заниматься любым предметом (все контрольные листы хранятся в школе), так что заменить любого учителя и любой урок теперь – не проблема. Надо только стимулировать учителей быть универсалами (удваивать ставку, например) и держать дежурных учителей.

13.     Учитель чувствует себя человеком. Исчезли причины для конфликтов с учениками и их родителями. Он счастлив от того, что может научить всех. У него есть результат, есть успех, а ведь это очень важно для душевного здоровья. Учитель возвращается в свою семью.

14.     Наверное, самое главное. Внедрение этой технологии не требует огромных дополнительных затрат и радикальных изменений. В масштабах школы это - переподготовка учителя, 2-3 месяца. В масштабах страны – создание исчерпывающего, избыточного набора самых разных государственных программ для общеобразовательной школы со всем учебно-методическим сопровождением. Работа для академиков РАО, которые давно уже деньги зря получают, пора отрабатывать.

Я вижу один недостаток у этой технологии. Она уничтожает разросшийся институт репетиторов. (Кстати, вот ещё одно преимущество использования этой технологии – родителям не надо тратить семейный бюджет на репетиторов, а детям – своё свободное время на двойную работу).

Иных минусов применения этой технологии в нашей массовой школе я найти не могу. Прошу вас, коллеги, помочь мне с этим, чтобы мне было о чем ещё поразмышлять.


Автор

Андрей Шалаев

Все материалы автора

Количество подписчиков: 6

Подписаться Отписаться

Комментарии (27)

  1. Александр Стариков 2 Ноября, 2017, 20:23

    :)
    "«Выглядывающим из танка» посвящается". - во время боя из танка не выглядывают...

    в каком состоянии нужно быть, чтобы описать энтот опус? :-D

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Москва, Россия

    • Андрей Шалаев 2 Ноября, 2017, 21:39

      Старик, ты не в теме.
      Смотри здесь: https://pedsovet.org/beta/article/obrazovanie-cto-proishodit-na-samom-dele-i-cto-delat-vzglad-iz-tanka

      Статус в сообществе: Участник

      На сайте: 8 месяцев

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Александр Стариков 2 Ноября, 2017, 22:08

      УВАЖАЕМЫЙ!
      Если Вы обращаетесь ко мне, как старшему по возрасту - "старик" - это отрадно...

      но к старшему не обращаются на "ты" - или этикету не обучены? а может родители подкачали...
      ссыль, которую Вы предоставили - это пьяный бред обиженной училки (по другому её не назвать). Причём обиженной не только работой, но и жизнью. Это первое.
      Второе. Чтобы что-то и как-то судить об образовании - нужно жить и быть в ней. Никто же не судит Вас как вести предпринимательские дела.
      Так какого ..... Вы лезете все!!! Или заняться больше нечем - поднимайте экономику и ВВП страны - это ВАШ удел

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Андрей Шалаев 2 Ноября, 2017, 23:06

      Александр Алексеевич!
      Меньше всего я хотел Вас обидеть.
      Судя по фото, Вы не старше меня, поэтому обращение "старик" применил в значении "дружище", "брат", "коллега". На "ты", - потому что сам Сорбонну не кончал, а по тексту понял, что и Вы - тоже. Я был бы не против, если бы ко мне обратились так же. Может, потому, что фамилия у меня другая. За это прошу прощения.
      Что касается второго, то увидеть и разрешить любую ситуацию можно, только выйдя из неё. Находясь в ситуации, ничего не сделать.
      За своё предпринимательство оправдываться не стану, а Вы ничего обо мне не знаете, чтобы судить меня.
      И последнее. Вы оскорбили учителя. Она здесь совершенно ни при чём. И она действительно переживает за школу.
      Я прошу у неё прощения за то, что заставил Вас написать про неё эту гадость.

      Статус в сообществе: Участник

      На сайте: 8 месяцев

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Александр Стариков 2 Ноября, 2017, 22:10

      Вы мне больше не интересны

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Андрей Шалаев 2 Ноября, 2017, 23:07

      Александр, не лукавьте.
      Я был Вам неинтересен изначально.

      Статус в сообществе: Участник

      На сайте: 8 месяцев

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

  2. Вадим Монахов 2 Ноября, 2017, 20:27

    Очень наивно.
    1. Замечания по данной схеме обучения я уже делал в прошлой статье. Спрашивается, зачем было обсуждение, если на замечания нулевая реакция?
    2. Для детей-аутистов данная схема, может быть, и подошла бы. Для обычных нормальных детей один урок, может быть, они бы в таком полном безмолвии и без обратной связи выдержали бы. Но два урока такая схема уже бы не выдержала.
    3. Предложенная схема чисто умозрительная. Никто не мешает проверить её для начала хотя бы в виде кружка. Уверен, что одной четверти будет достаточно, чтобы автор серьёзно задумался об исправлении схемы.
    4. Необходимость домашних заданий на ВИП активно обсуждалась. Например, для физ.-мат. лицеев такая необходимость очевидна. Так что системы не стыкуются. Российские лицеи дают лучшее в мире физ.-мат. образование, а обычные школы по этому показателю вторые-третьи в мире, и намного опережают столь любимые некоторыми финские школы. Да, у нас в обычных школах очень плохое обучение, и гораздо хуже, чем было в СССР - но в финских всё ещё намного хуже.
    Разрушать имеющуюся относительно хорошо работающую систему (плохо работающую, но всё же лучше, чем в других странах) на заведомо худшую?
    5. Предлагая схему "идеальной" школы неплохо бы объяснить, по какой причине такой успех у российских школ и особенно у лицеев и гимназий, и неуспех у почти всех остальных вариантов систем. Это не значит, что следует идеализировать наши школы, это значит, что следует явно формулировать их достоинства и недостатки, а также достоинства и недостатки альтернативных систем школьного образования. И пытаться совместить достоинства одних и других. Ведь мы же говорим об идеальной школе, не так ли?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Андрей Шалаев 2 Ноября, 2017, 21:47

      Вадим, всё не зря.
      Ответы на все Ваши вопросы или почти все у меня есть. Вы их найдёте в следующих публикациях.
      У Вас нет и не может быть реальности по поводу того, о чём я пишу. Вы оперируете только своими умозаключениями. Мой критерий - только личный опыт.
      Я знаю, что моя информация очень тяжело лезет в голову, Вы - не первый. Только поэтому эта технология до сих пор не используется. Будьте терпеливы и настойчивы. Тогда к десятой публикации Вы, возможно, увидите то, что вижу я.
      Спасибо за участие.

      Статус в сообществе: Участник

      На сайте: 8 месяцев

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Вадим Монахов 2 Ноября, 2017, 22:19
      Очень наивно.
      1. Замечания по данной схеме обучения я уже делал в прошлой статье. Спрашивается, зачем было обсуждение, если на замечания нулевая реакция?
      2. Для детей-аутистов данная схема, может быть, и подошла бы. Для обычных нормальных детей один урок, может быть, они бы в таком полном безмолвии и без обратной связи выдержали бы. Но два урока такая схема уже бы не выдержала.
      3. Предложенная схема чисто умозрительная. Никто не мешает проверить её для начала хотя бы в виде кружка. Уверен, что одной четверти будет достаточно, чтобы автор серьёзно задумался об исправлении схемы.
      4. Необходимость домашних заданий на ВИП активно обсуждалась. Например, для физ.-мат. лицеев такая необходимость очевидна. Так что системы не стыкуются. Российские лицеи дают лучшее в мире физ.-мат. образование, а обычные школы по этому показателю вторые-третьи в мире, и намного опережают столь любимые некоторыми финские школы. Да, у нас в обычных школах очень плохое обучение, и гораздо хуже, чем было в СССР - но в финских всё ещё намного хуже.
      Разрушать имеющуюся относительно хорошо работающую систему (плохо работающую, но всё же лучше, чем в других странах) на заведомо худшую?
      5. Предлагая схему "идеальной" школы неплохо бы объяснить, по какой причине такой успех у российских школ и особенно у лицеев и гимназий, и неуспех у почти всех остальных вариантов систем. Это не значит, что следует идеализировать наши школы, это значит, что следует явно формулировать их достоинства и недостатки, а также достоинства и недостатки альтернативных систем школьного образования. И пытаться совместить достоинства одних и других. Ведь мы же говорим об идеальной школе, не так ли?
      Вадим, всё не зря.
      Ответы на все Ваши вопросы или почти все у меня есть. Вы их найдёте в следующих публикациях.
      У Вас нет и не может быть реальности по поводу того, о чём я пишу. Вы оперируете только своими умозаключениями. Мой критерий - только личный опыт.
      Я знаю, что моя информация очень тяжело лезет в голову, Вы - не первый. Только поэтому эта технология до сих пор не используется. Будьте терпеливы и настойчивы. Тогда к десятой публикации Вы, возможно, увидите то, что вижу я.
      Спасибо за участие.

      Итак, это было не приглашение к обсуждению, как я надеялся в отклике к первой статье, а очередное вещание очередного "гуру", снисходящего до слушателей и обещающего просветление после прослушивания всего курса лекций. Неинтересно. Отписываюсь.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Андрей Шалаев 2 Ноября, 2017, 22:26

      Печально.
      Но, почему-то я думаю, что Вы вернётесь. Или незаметно останетесь рядом.
      Вы ведь тоже, как и я, "больны" школой.
      А про "гуру" это Вы зря. И Вы знаете об этом.
      Спасибо за общение.
      Не прощаюсь.

      Статус в сообществе: Участник

      На сайте: 8 месяцев

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

  3. Елена Громова 2 Ноября, 2017, 20:27

    На какие классы рассчитана такая методика? Начальная школа? А учитель вообще что-нибудь рассказывает в такой школе? А дети только письменно отвечают, а устно что-нибудь рассказывают? А разве они не должны научиться слушать друг друга? И я, все-таки, плохо себе представляю, что ученик второго класса напишет даже короткое эссе просто прочитав учебник и инструкцию.
    А как быть с иностранным языком? Все-таки здесь главное слушать и говорить.
    Также не согласна, что учителю почти не надо готовиться. Одному ребенку, чтобы понять тему, надо выполнить пять заданий, а другому двадцать пять. Значит учитель должен эти задания подобрать для каждого ребенка.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 10 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Москва, Россия

    • Андрей Шалаев 2 Ноября, 2017, 22:04

      Забегая вперёд, только для Вас, Елена.
      Методика работает для всех, кто умеет читать и писать.
      Учитель ничего не рассказывает на обычном уроке в такой школе. Категорически ничего! Иначе он украдёт у ученика его победу, его открытие. Учитель только направляет ученика к тем материалам, где есть ответ на его вопрос.
      Слушать друг друга школьники учатся на отдельном курсе.
      Первые эссе второклассников - как и первый блин. Со второго - уже можно публиковать.
      Уроки иностранного отличаются от обычных уроков в такой школе. Но ещё больше они отличаются от уроков иностранного языка в сегодняшних школах.
      Чтобы понять тему, ребёнку нужно понять все слова в этой теме. А они - одинаковые для всех. Задания нужны для выработки навыков применения УСВОЕННЫХ знаний, поэтому задания тоже одинаковы. Учителю не надо готовиться к уроку, ему достаточно владеть своим предметом и всеми имеющимися в классе материалами.
      Вам тяжело понять, я знаю. Могу помочь только следующими публикациями.
      Спасибо.

      Статус в сообществе: Участник

      На сайте: 8 месяцев

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

  4. Наталия Николаева 2 Ноября, 2017, 21:49

    Во-первых, не успешные ученики, всё равно, будут. Во-вторых, как Вы думаете, будут ли детки соблюдать тишину? Очень сомневаюсь. Особенно, если в классе есть гиперактивные дети, а то и просто невоспитанные. Согласна с авторами предыдущих комментариев, так как сама преподаю английский язык. и, наконец, как будет Ваша методика работать в классах с инклюзивным образованием?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 месяц

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Москва, Россия

    • Андрей Шалаев 2 Ноября, 2017, 22:21

      Наталия, почему Вы решили, что "не успешные ученики, всё равно, будут"? Откуда у Вас такой постулат? И не создаёте ли Вы сами неуспешных детей этим своим постулатом?
      Успешными будут все, кого допустила к школе ПМПК.
      И зачем Вам тишина на уроке? В такой школе урок - это улей. Учитель находится в постоянном, в том числе вербальном общении с детьми. Но не со всеми сразу, а с каждым по отдельности.
      А гиперактивные и невоспитанные дети не учатся сегодня в школе только потому, что с ними никто не работает. Точнее, никто не знает, почему они такие, и как с ними работать.
      Что касается инклюзивного образования, то только в такой новой школе оно по-настоящему и возможно.

      Статус в сообществе: Участник

      На сайте: 8 месяцев

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

  5. Дмитрий Новиков 3 Ноября, 2017, 10:15

    Такая фигня, когда работник школы (возможно даже охранник или отставник военный) сидит в комнате и зорко молча следит за детьми, выполняющими под роспись задания на листке бумаги, ВОЗМОЖНА В ОДНОМ СЛУЧА - У ДЕТЕЙ ВЫСОКАЯ МОТИВАЦИЯ НА ПОЛУЧЕНИЕ ЗНАНИЙ И ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ!
    Даже если вы весь 1 класс обучали ребенка учиться - без мотивации 6-7 летний ребенок САМ ИЗУЧАТЬ таблицу умножения или уравнения движения - Не Будет... Чтобы доказать это, достаточно рассмотреть результаты обучения английскому - ни свободно говорить, ни писать выпускники российских школ не могут, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ НЕСКОЛЬКИХ ШКОЛ Москвы, ориентированных на поступлегие в МГИМО, Лумумбы и др
    И еще тех, кому английский интересен: общается по инету, планируется переезд и т.д.

    Отсюда главный вопрос - как мотивировать детей на обучение простых российских детей?
    Дело в том, что существуют отдельные этнические группы, внутри которых Историчеки сложилась высокая мотивация к достижению положения в обществе, карьере... Естествено, что данная методика для таких детей очень хороша! Еще можно, чтобы плдстегнуть результаты, начать публично выставлять рейтинг учеников, фактически стравливая их друг с другом на интелектуальном уровне... Дети в таких группах будут лезть из кожи вон, чтобы доказать всем ( и в первую очередь родственникам) свое превосходство над остальными...
    Но это приведет через полгода - год к нервным срывам, нервному истощению детей, развитию у них тяжелых потологий.
    У жены (она детский врач) ОЧЕНЬ ЧАСТО оказываются дети из лицеев и гимназий - лечение сложное и долгое.

    Так описанная методика пока - Город Солнца, утопия. Если найдется способ безболезненной мотивации детей без нац.особенностей, без унижения их или других детей - тогда Да! А пока это опасная утопия...

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 2 месяца

    Род деятельности: Родитель

    Регион проживания: Московская область, Россия

  6. Сергей Метелев 3 Ноября, 2017, 18:34

    Мне очень нравится. Я бы в такой школе хотел учиться. Желаю удачи в этом начинании.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 5 месяцев

    Род деятельности: Сотрудник в организации послевузовского образования или науки

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Андрей Шалаев 3 Ноября, 2017, 19:09

      Сергей, спасибо. Очень вовремя.
      Ваша позиция мне интересна не только по моим публикациям.

      Статус в сообществе: Участник

      На сайте: 8 месяцев

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

  7. Валерий Ганузин 3 Ноября, 2017, 20:00

    Уважаемый Андрей Аркадьевич! Спасибо за участие в дискуссии. Мало кто из авторов материала это делает здесь. У меня к Вам вопрос. Почему понадобилась Часть 2? В первой части велась хорошая дискуссия по Вашей теме. Что не устроило?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Андрей Шалаев 3 Ноября, 2017, 23:09

      Валерий, здравствуйте.

      Я рад, что Вы здесь и что у Вас есть вопросы. Правда, ответы на них мне кажутся очевидными.
      Если бы дискуссия по первой статье была интересной, Вы бы наверняка в ней поучаствовали, не сомневаюсь.
      А если бы она была ещё и по моей теме, то и я бы в ней поучаствовал тоже.

      Я не укоряю участников обсуждения, потому что в первой статье, по сути, были общие слова. Если Вы внимательно посмотрите комментарии к ней, то не увидите ни одного вопроса. Спрашивать было нечего, потому что я ещё ничего конкретного не сказал, и именно поэтому понадобилась "Часть 2". Возможно, разочарую, но это было не последнее продолжение.

      Как можно обсуждать идею, если не выслушать её до конца? Если даже ещё вопрос не родился? Разве что, пользуясь случаем, поболтать о чём-то своём. Или, выразив непонимание, запросить объяснений.

      Наверное, можно было бы содержание второй части дать кусочками в комментариях. Но тогда понять что-либо в нём было бы ещё сложнее, а объяснять свою мысль пришлось бы каждому участнику дискуссии по отдельности.
      Это моё мнение.
      Спасибо.

      Статус в сообществе: Участник

      На сайте: 8 месяцев

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

  8. Татьяна Кузьмина 4 Ноября, 2017, 0:17

    Уважаемый Андрей Аркадьевич! Мне кажется, что в массовой школе эта методика не будет работать, т. к. учитель не может на одном уроке следить за работой учеников, которые будут выполнять совершенно разные задания. Простите, глаза начнут разбегаться. Так можно работать с группой 5-6 учеников. Где взять столько учителей? Их сейчас не хватает при условии довольно больших классов. В моем классе сейчас 28 учащихся. Честно говоря, не представляю себя в роли учителя, реализующего то, что Вы предлагаете. Одно мне нравится в Вашей методике, очень нравится: каждый ребенок идет тем темпом, которым успевает усваивать материал. Но тогда на выходе из каждого класса и школы в целом разными детьми будет освоен различный количественно материал. Кто-то за 9 лет пройдет всю программу общей обязательной школы, а кто-то только 5 классов.

    Статус в сообществе: Конфиденциально

    На сайте: 1 месяц

    Род деятельности: Конфиденциально

    Регион проживания: Конфиденциально

    • Андрей Шалаев 4 Ноября, 2017, 2:15

      Татьяна, здравствуйте.

      Ещё раз оговорюсь, что не хочется забегать вперёд и урывками обо всём рассказывать в комментариях, но, видимо, придётся это делать. Позже я в своих статьях подробнее напишу об этом, а сейчас - вкратце.

      Конечно, завтра у Вас не получится. И у детей - тоже. Нужна подготовка. Но она на удивление несложная. Для детей - Вы уже знаете какая, для учителей - тоже есть специальный курс.
      Открою главный секрет этой технологии: ученику не нужно мешать, пока его дела идут хорошо. Как это определить и как помочь при затруднениях - темы для отдельных статей, давайте не сейчас.

      Теперь смотрите.
      В каждую единицу времени на уроке у Вас больше половины детей будут заниматься самостоятельно, не нуждаясь в Вашем участии. Поверьте, так будет, когда они овладеют Технологией обучения. Это - не мыслезаключение, это - опыт. Они будут работать увлечённо и результативно. Вы даже сейчас знаете, кто это будет.

      Слишком шустрых учеников, чтобы они не убегали слишком далеко вперёд, Вы возьмёте к себе в помощники проверять письменные ответы. Им это нравится, и они с этим справляются.

      Те, кто будут затрудняться работать самостоятельно (а их уже меньше половины класса), не останутся такими навечно. Если затрудняются, значит, ещё не научились применять технологию. Им нужно будет помочь на начальном этапе, позанимавшись с ними дополнительно. Технология этой помощи описана, но об этом тоже не теперь.
      Время на такую индивидуальную помощь у Вас будет, потому что Ваша подготовка к урокам отменяется.
      Но, повторюсь, такая помощь требуется школьнику только на стадии овладевания Технологией обучения. Когда он научится самостоятельно распознавать свои препятствия и применять технологию, он сможет работать полностью самостоятельно. КАЖДЫЙ сможет работать самостоятельно. Вам останется только проверять результаты и менять контрольные листы.

      Нехватки учителей не будет, скорее наоборот. Ведь учителя надо чем-то занять в свободное от подготовки уроков время. Как вариант - сокращать наполняемость классов, чтобы работы хватило всем.

      Что касается темпов обучения, у меня есть заключение методической службы нашего города. Не знаю, где они взяли эти данные, но на запрос городской администрации об этой технологии они дали официальный ответ, в котором в числе прочего указано, что Технология обучения позволяет сократить срок обучения в средней школе аж на четыре года. По моим наблюдениям, эта оценка похожа на правду, так что все Ваши ученики успеют выполнить программу основной школы за 9 лет. Проблема будет в том, чтобы обеспечить доп.программами тех, кто выполнит эту программу за 7 лет. Но, согласитесь, это уже совсем другая проблема. Да и проблемой её уже не назовёшь...

      Статус в сообществе: Участник

      На сайте: 8 месяцев

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

  9. Виктор Рябцовский 4 Ноября, 2017, 0:35

    А если ученик уперся в проблему и не в состоянии ее решить, какие действия учителя в этом случае. Я знаком с методиками, когда учитель ничего не объясняет, но это виртуозы своего дела, они могут наводящими вопросами подвести ученика к решению проблемы. Надо отметить, что освоение требует значительной практики и навыков для учителя, основная масса без предварительной подготовки просто получит результаты хуже, чем при традиционных формах обучения, хотя жизнь доказала, что индивиды достигают результатов, которые недостижимы никакими другими традиционными методами. Жизнь показала, что здесь нужна серьезная методическая подготовка, учителя без нее становятся противниками подобного подхода, и система эффективно работает только у отдельных энтузиастов.

    Сегодня нужно развивать современные технологии передачи знаний, но это не самая главная задача, важнее соответствие школьной программы современным требованиям, так как необходима серьезная ревизия учебного материала, часто он утратил свою актуальность, мы смогли отказаться от логарифмической линейки, так как это не актуально сегодня, но пока не пришли к осознанию того, что сегодня нужны математические модели и математические пакеты для расчета заданий и задач. Высшая школа при изучении ТОЭ (теоретические основы электротехники) дает задания, где надо владеть методами решения электрических схем, когда просто нереально решить все в тетради. Необходимо понимать внутренние механизмы расчета применяемых математических пакетов, иначе утрачивается связь решения даже простых примеров с использованием матриц и комплексных чисел. Возникает неуверенность в действиях, а в конечном итоге нет гарантии нормального усвоения материала. В школе эти навыки не развиваются совсем, ведь на экзамене по математике можно пользоваться только ручкой и листом бумаги и никакой вычислительной техники. Но как сегодня можно рассчитать все на пальцах, в реалии это просто невозможно, уровень сложности и глубины расчетов увеличился в разы, нужен другой подход, но отечественная школа его просто не признает. Мы никак не можем сделать следующий шаг в своем развитии. А жизнь стремительно идет вперед, результат - получаем инженеров, которые слабо владеют современными методами расчета с применением вычислительной техники. Возникает вопрос, если человек испытывает проблемы там, где машина по определенному алгоритму решает, то зачем там человек? Некоторые из моих коллег удивляются моему подходу, говоря, ты хочешь везде исключить человека и заменить его машиной. Но ведь это естественный путь прогресса, и с этим надо считаться.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 месяцев

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: Московская область, Россия

    • Андрей Шалаев 4 Ноября, 2017, 3:20

      Виктор, вся прелесть этой системы в том, что она опирается не на учителя, а на ученика.
      От учителя требуется только хорошо знать свой предмет, владеть всеми учебными материалами и строго следовать технологии. А это доступно каждому педагогу, что, согласитесь, тоже здорово.

      Здесь учитель не тянет ребёнка за собой и не толкает его сзади, он находится рядом и движется вместе с учеником, оставаясь чуть-чуть позади. Он показывает, куда идти, и помогает убрать камни с дороги.

      Его незаметное присутствие очень важно, но многое зависит ещё от качества учебных материалов. Вот здесь должны поработать особенные люди, те самые педагоги-новаторы, учителя года, которых в стране единицы и которые способны создать учебник-шедевр. Потому что в Технологии обучения учитель не имеет права транслировать знания ученику. Только самостоятельно ученик может добывать знания, используя все доступные на уроке печатные и иные материалы.
      Успех ученика в самостоятельном добывании знаний - вот единственный и незаменимый источник его мотивации.

      Проблемы, с которыми сталкиваются ученики, хорошо описаны в Технологии обучения, как и способы справляться с ними. Я хочу об этом написать в следующей статье. Позвольте мне не делать этого сейчас.

      Что касается содержания образования, то я считаю, что это - второй вопрос. Если мы не знаем, КАК научить ребёнка, то какая разница, чему мы его не научим?

      Тем не менее, я согласен с Вами, что решать вопрос содержания нужно параллельно с внедрением Технологии обучения, потому что новые, настоящие учебники для школы нужно писать уже сейчас, без них технология работать не сможет.

      Статус в сообществе: Участник

      На сайте: 8 месяцев

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Валерий Чернухин 4 Ноября, 2017, 5:22
      А если ученик уперся в проблему и не в состоянии ее решить, какие действия учителя в этом случае. Я знаком с методиками, когда учитель ничего не объясняет, но это виртуозы своего дела, они могут наводящими вопросами подвести ученика к решению проблемы. Надо отметить, что освоение требует значительной практики и навыков для учителя, основная масса без предварительной подготовки просто получит результаты хуже, чем при традиционных формах обучения, хотя жизнь доказала, что индивиды достигают результатов, которые недостижимы никакими другими традиционными методами. Жизнь показала, что здесь нужна серьезная методическая подготовка, учителя без нее становятся противниками подобного подхода, и система эффективно работает только у отдельных энтузиастов.

      Сегодня нужно развивать современные технологии передачи знаний, но это не самая главная задача, важнее соответствие школьной программы современным требованиям, так как необходима серьезная ревизия учебного материала, часто он утратил свою актуальность, мы смогли отказаться от логарифмической линейки, так как это не актуально сегодня, но пока не пришли к осознанию того, что сегодня нужны математические модели и математические пакеты для расчета заданий и задач. Высшая школа при изучении ТОЭ (теоретические основы электротехники) дает задания, где надо владеть методами решения электрических схем, когда просто нереально решить все в тетради. Необходимо понимать внутренние механизмы расчета применяемых математических пакетов, иначе утрачивается связь решения даже простых примеров с использованием матриц и комплексных чисел. Возникает неуверенность в действиях, а в конечном итоге нет гарантии нормального усвоения материала. В школе эти навыки не развиваются совсем, ведь на экзамене по математике можно пользоваться только ручкой и листом бумаги и никакой вычислительной техники. Но как сегодня можно рассчитать все на пальцах, в реалии это просто невозможно, уровень сложности и глубины расчетов увеличился в разы, нужен другой подход, но отечественная школа его просто не признает. Мы никак не можем сделать следующий шаг в своем развитии. А жизнь стремительно идет вперед, результат - получаем инженеров, которые слабо владеют современными методами расчета с применением вычислительной техники. Возникает вопрос, если человек испытывает проблемы там, где машина по определенному алгоритму решает, то зачем там человек? Некоторые из моих коллег удивляются моему подходу, говоря, ты хочешь везде исключить человека и заменить его машиной. Но ведь это естественный путь прогресса, и с этим надо считаться.
      От учителя требуется только хорошо знать свой предмет, владеть всеми учебными материалами и строго следовать технологии. А это доступно каждому педагогу, что, согласитесь, тоже здорово.

      Ваше утверждение очень оптимистично. Не будет особого преувеличения, например, чтобы сказать, что некоторые предметы (по крайней мере биологию и химию) знать ХОРОШО крайне сложно. И значительная часть учителей все же не так хорошо знает свой предмет. И знать свой предмет, по крайней мере в этом случае достаточно не просто.
      Математику и физику выучить всё же намного проще, там меньше информации, и она более систематизирована.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • Виктор Рябцовский 4 Ноября, 2017, 9:05

      Научить мы можем и классическим способом, но потеряем эффективность обучения, приведу примеры из собственной жизни, закончил первый институт, где просто учился и был средним студентом. Затем возник интерес на стыке различных областей знаний, пытался освоить сам, результат не удовлетворил, пошел во второй институт уже за знаниями, все учил самостоятельно но по программе и даже больше, делал проекты иногда по всем темам, которые предлагались, правда один раз заработал переутомление первый раз в жизни(решил 400 заданий вместо 3). Это я к тому, что если есть огромный стимул, то ученик прекрасно учится.

      Второй случай сейчас консультировал студента 1 курса по информатике, знания со школы близкие к нулю, но у него есть интерес, дал задачу на инженерном уровне и он при направляющих указаниях тянет, а ведь это уровень на порядок выше знаний однокурсников. Желание знать имеет фантастическое значение для успеха. Сегодня небольшая часть молодежи после окончания университета осознает, что надо учиться постоянно, если хочешь быть на уровне и другого пути нет. Но таких пока немного. Согласен с вами в том, что учитель должен идти рядом, но это пока более искусство, чем навык. Сам присутствовал при подобном обучении сына, но сказать, что владею этим навыком не могу, нужна практика, а главное нужны центры для массовой подготовки педагогов этим технологиям передачи знаний.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 месяцев

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Московская область, Россия

  10. Андрей, предлагаю Вам скооперироваться в организации реально "правильного" процесса обучениявоспитания. Для знакомства покажу Вам 19 минут моё видео... Оно вот про что... Как-то раз я наткнулся на анонс Соловейчика-сына о том, что он начинает создавать линейку е-учебников. Я подумал "э? у меня есть кое-какие идеи про это - надо их озвучить", - в этом видео я их озвучиваю - https://youtu.be/sMIjL5MQthk

    Но это видео всего лишь для знакомства. А кооперироваться я предлагаю Вам в реализации реального "расшколенного" учебного процесса, эскизное описание которого я сделал вот здесь -
    http://www.paarschool.com/7obuch/sr.php

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Пенсионер

    Регион проживания: Land Baden-Württemberg, Германия

    • Валерий Ганузин 18 Ноября, 2017, 15:52

      Григорий Олегович! Рад Вас снова видеть на сайте Педсовет. Совсем недавно спрашивал на Педсовете о Вас. С возвращением!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 6 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия