Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Читают, но не понимают. Почему?

Этот вопрос часто задают педагоги и родители. Вроде ребёнок умеет читать, но в то же время не может совершить самые элементарные действия: определить тему текста (о чём говорится) и сформулировать главную мысль (что говорится, основные смыслы), составить план (разделить текст на смысловые части и озаглавить их).

Как-то я предложила в качестве теста группе семиклассников прочитать текст из ВПР за курс начальной школы (три абзаца) и выполнить к нему задания. Из 10 человек ни один не смог сформулировать главную мысль, чаще всего называли тему; простой план из трёх пунктов худо-бедно составили, но многие формулировки оставляли желать лучшего. Не смогли сформулировать вопрос, который поможет определить, как читатель понял текст. Почему не смогли? Почему не в состоянии прочитать короткое задание к упражнению или контрольной и чётко, последовательно его выполнить? Причины могут быть самые разные, назову несколько.

Дети не владеют некоторыми необходимыми знаниями о тексте. Например, о том, что существуют три уровня текстовой информации: та, что сообщается в явном виде (фактуальная), та, что в явном виде в тексте не сообщается, но мы её находим «между строк» (подтекстовая), и основные смыслы текста, главная мысль (это концептуальная информация, её либо самостоятельно формулирует читатель, либо автор даёт в готовом виде). Понять текст можно лишь тогда, когда вычитаешь все три уровня информации.

Как следствие, опираясь только на фактуальную информацию, понимают содержание текста поверхностно. Умению вычитывать в любом тексте все уровни информации нужно специально учить, причём не только на уроках литературного чтения и литературы, но и на других предметах. Не нужно думать, что в начальной школе ребёнка полностью научили читать: есть приёмы чтения, которые можно освоить только в более старшем возрасте. Я совершенно уверена, что учить и учиться читать нужно постоянно, это один из составных элементов учебного процесса.

Дети все тексты читают одинаково, не зная, что есть разные виды чтения: изучающее, ознакомительное, просмотровое, что нужно выбирать вид и приёмы чтения в зависимости от текста и цели чтения. В художественных произведениях фактуальная и подтекстовая информация одинаково важны, на их основе грамотный читатель самостоятельно интерпретирует текст, формулирует его основные мысли, соотносит собственную интерпретацию с объективным авторским смыслом. В тексте же учебно-научном, как правило, главная мысль сформулирована, основная информация сообщается в явном виде, и цели чтения этих текстов разные, и приёмы будут отличаться, и результат.

Приведу пример. Ребёнку нужно прочитать, понять и запомнить правило или определение из учебника, чтобы затем применять. Значит, текст нужно прочитать изучающим чтением. Вот алгоритм изучающего чтения текстов правил и определений, он есть в наших учебниках по русскому языку для начальной школы, но этот алгоритм универсальный и применим к любым учебным текстам, независимо от предмета и класса.

Шаг 1. Определяем, сколько в тексте смысловых частей. (Их столько же, сколько абзацев.)

Шаг 2. Задаём вопрос к каждой смысловой части текста. (Не отвечаем на готовые вопросы учителя, а именно сами формулируем вопросы к тексту. Это будут вопросы и к фактуальной, и к подтекстовой информации.)

Шаг 3. Записываем эти вопросы и получаем план текста. (Заодно узнаём, как составлять план!)

Шаг 4. Пересказываем текст с опорой на план и ключевые слова. (В текстах правил и определений ключевые слова обычно выделены.) Убеждаемся, что план и ключевые слова очень нужны: они помогают понять текст, запомнить его и построить связное высказывание. Если работаем с группой детей, лучше организовать пересказ в парах, чтобы каждый мог потренироваться.

Шаг 5. Передаём содержание в виде несплошного текста (схемы, таблицы, опорного конспекта, рисунка – кому как удобно).

Такая работа не занимает много времени, особенно когда ученики уже владеют этим алгоритмом, но результат стоит того, чтобы попробовать. Уже в процессе работы дети не только глубоко и всесторонне понимают текст, но и осмысленно его запоминают плюс попутно учатся составлять план и строить устное связное высказывание, работать с текстовой информацией, представлять её в разных формах, осваивают приёмы изучающего чтения.

Екатерина Бунеева,
доктор педагогических наук, автор учебников,
создатель Домашней онлайн-школы грамотности «Всё правильно»


Автор

Екатерина Бунеева

Все материалы автора

Количество подписчиков: 5

Подписаться Отписаться

Комментарии (11)

  1. Татьяна Сучкова 28 Апреля, 2019, 11:34

    И как это я, будучи ребенком, могла и озаглавить текст (любой), и выделить главную мысль, и выделить подразделы и озаглавить их в соответствии с содержанием, и подтекст увидеть, НЕ ЗНАЯ НИЧЕГО ИЗ ТОГО, о чем тут пишет автор? Может быть, я просто в детстве достаточно много читала интересных мне книг, а?
    А это все - просто искусственные подпорки для тех, у кого навык чтения просто не сформирован в должном объеме?
    И когда я начинаю выяснять у детей, почему не понято то или иное задание, чаще всего оказывается, что: 1) в тексте есть слова, смысла которых дети не знают, придают им смысл неправильный; 2) в тексте есть слова, а то и целые предложения, которые детьми просто пропущены при чтении.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 12 лет

    Род деятельности: Конфиденциально

    Регион проживания: Конфиденциально

    • Светлана Решетняк 28 Апреля, 2019, 14:12

      А этот пункт особенно хорош:
      "Шаг 5. Передаём содержание в виде несплошного текста (схемы, таблицы, опорного конспекта, рисунка – кому как удобно)."
      Похоже на обучение анатомии в мединституте или на составление блок-схемы, хотя знаю многих классных программистов, которые блок-схему уже после составления программы пишут для проверяющих. Уж кто как устроен - кто только с подпорками, а кто вольно дышит- в одно русло не стоит направлять...

      Статус в сообществе: Конфиденциально

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Конфиденциально

      Регион проживания: Конфиденциально

  2. Валерий Ганузин 28 Апреля, 2019, 11:40

    "1) в тексте есть слова, смысла которых дети не знают, придают им смысл неправильный;"

    Уважаемая Татьяна Михайловна!
    Полностью согласен с Вами с п.1. Особенно грешат такими словами учебники для учащихся начальной школы.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Анненкова Анна 28 Апреля, 2019, 16:59

      Как же я ностальгирую по временам, когда учебники для начальной школы писал коллектив авторов. Экспертной комиссией придирчиво принималось и оценивалось всё: от текста до иллюстраций.
      Зато сейчас учебники - это бизнес, приносящий очень хороший доход издательствам. Спешат товарищи заработать, вот и "грешат" в учебниках.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель начальной школы в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Россия

    • Валерий Чернухин 28 Апреля, 2019, 17:08
      "1) в тексте есть слова, смысла которых дети не знают, придают им смысл неправильный;"

      Уважаемая Татьяна Михайловна!
      Полностью согласен с Вами с п.1. Особенно грешат такими словами учебники для учащихся начальной школы.
      Как же я ностальгирую по временам, когда учебники для начальной школы писал коллектив авторов. Экспертной комиссией придирчиво принималось и оценивалось всё: от текста до иллюстраций.
      Зато сейчас учебники - это бизнес, приносящий очень хороший доход издательствам. Спешат товарищи заработать, вот и "грешат" в учебниках.

      Да, сейчас то, что называется учебниками, это бизнес, но не рынок. Почувствуйте разницу.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

  3. Николай Мимеев 29 Апреля, 2019, 13:52

    Это очень лёгкий вопрос.
    Не понимают потому, что исчезли в математике текстовые задачи.

    Два товарища идут по одной и той-же дороге и в одном направлении,причём второй нагоняет первого,который вышел на 15 мин.раньше и успел пройти 1 км до выхода второго.Второй проходит за 1 час 4,5 км; его сопровождает собака,которая,догнав товарища,ушедшего вперёд,возвращается к хозяину,снова догоняет первого и возвращается ко второму,и так бегает до тех пор,пока один товарищ не нагонит другого.Сколько километров пробежала собака,если скорость её 5,6 км в час?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: Владимирская область, Россия

    • Саид Насреддинов 29 Апреля, 2019, 14:37

      Николай, собака попалась какая-то низкоскоростная - наверно, некормленая... за два часа беготни еле-еле 11 км.

      Насчёт лёгкости непонимания : лет пять назад жена с внуком решали текстовые задачи - и довольно сложные - на пароходные гонки по рекам и озёрам. Если внука не трогать и не мешать - он часа два "мечтал" (отдыхал под разными углами) на стуле над задачей, потом решал - правильно - за три-четыре минуты.

      Фокус в том, что определения явления (состояния) "понимания" ни в одном словаре нет. Встречая непонятное слово, внук бежал к бабушке, хотя под рукой был полный комплект словарей. Но протянуть руку и открыть словарь внуку не приходило в голову - с бабушкой проще, да и алфавит знать не надо.

      Есть учительский взгляд на состояние понимания, но шаги со второго по пятый невыполнимы (даже мной) именно из-за его отсутствия и нежелания личности напрягаться - в случае с моим внуком - до 2х часов над трёхминутной задачей.

      Да и мне пришлось в пятницу полчаса соображать, как растолковать коллеге-менеджеру дурацкий параметр "децибел" на пальцах - я то привык к нему за 50 лет, а он встретился с ним впервые.

      P.S. "У любой сложной проблемы существует простое, понятное всеми, но неправильное объяснение" - мне не удалось установить автора этой мысли.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Саид Насреддинов 29 Апреля, 2019, 15:12

      ... исчезли в математике текстовые задачи.

      ...Перед приготовлением салата к шабашу на Лысой Горе Баба Яга по ИНТЕРНЕТУ разослала приглашения особо почетным гостям. Но джип HUMMER Ивана Царевича завяз в болоте у самой Лысой горы настолько прочно, что, промучившись с ним всю ночь, Иван Царевич с первыми лучами Солнца решил добираться до вершины пешком, так как имел спортивный разряд кандидата в Мастера по альпинизму. Погода была прекрасная - птички, - цветочки, и до вечера было далеко.

      Иван Царевич не спешил, два раза подкреплялся из узелка чем Бог послал, и один раз даже вздремнул под кустиком пару часов, но успел к вечеру вовремя. Всю ночь танцевал рэйв, твист и шейк с русалками и ведьмочками, напился пепси-колы на троих со Змеем Горынычем, выбил зуб Соловью Разбойнику, намял бока Хоме Бруту, - в общем, повеселился отлично. Утречком, с первыми лучами Солнца, отправился обратно по той же самой дороге и к полудню был уже возле своего джипа, на котором неожиданно легко вылез из трясины и покатил восвояси.

      ВОПРОС: найдется ли на дороге место, которое Иван Царевич проходил при подъеме и спуске в одно и то же время? (Например, по своим часам - кварцевые, противоударные,
      заговоренные, пылевлагозащитные, на семи философских камнях, фирмы TENZOR). ДОКАЗАТЬ, что такое место найдётся ВСЕГДА.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Светлана Решетняк 29 Апреля, 2019, 23:49

      "Не понимают потому, что исчезли в математике текстовые задачи."

      Задача из учебника Пчёлко ( математика 1 класс, 1959 год):

      "Мальчик разложил 17 цветных карандашей так: 2 в одну коробку, остальные в 3 коробки поровну. Сколько карандашей в каждой из 3 коробок?"
      Большое количество текстовых задач уже с начала обучения в 1 классе, навык функционального чтения вырабатывается с самого начала обучения.

      А теперь откройте учебник Моро ( 1 класс) и сравните! Почувствуйте разницу, как говорят, но зато сколько разноцветных картинок и текста в начале, который малыши ещё не могут прочитать, ну и геометрических понятий поднапустим с первых уроков... Вот смотрю на учебник 1959 года и вижу, как бьют в цель, не отвлекаясь на всякие ужимки...

      P.S. И как это детишки в 1959 году обходились без сочинений на тему "Мир глазами кузнечика"? Правда, понимать условие задачи было нормой.

      Статус в сообществе: Конфиденциально

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Конфиденциально

      Регион проживания: Конфиденциально

  4. Галина Бурова 29 Апреля, 2019, 18:49

    Опять господа Бунеевы хотят свои учебники в Федеральный перечень пропихнуть, только вот понять бы, сколько СМЫСЛОВЫХ частей в их весьма нелогичных учебниках...

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Иркутская область, Россия

    • Саид Насреддинов 29 Апреля, 2019, 21:03

      Спасибо - теперь мне ПОНЯТНО, почему Елена Бунеева не привела ни единого примера использования описанных пяти шагов.

      И ни единой ссылки на то, где это УЖЕ умеют делать.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия