Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Четыре совета, как разнообразить преподавание литературы

В этом году исполнилось 220 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина,, который фактически изобрёл тот русский язык, на котором мы сейчас говорим. Но большинство школьников воспринимает его, да и других классиков, как портрет на стене кабинета литературы: жил когда-то человек, который написал книгу, и теперь учитель заставляет её читать.

Разумеется, есть заинтересованные дети, которые с удовольствием читают все программные произведения, высказывают своё мнение и пишут сочинения. Большая часть выдаёт классике «вотум недоверия». Ну зачем читать историю, написанную человеком, который умер двести-три лет назад?

Любой словесник знает, что литература не учит читать. Она учит мыслить. Просто нужна форма, которая вызовет интерес к содержанию. Мы собрали советы бывалых педагогов, которые помогают пробудить интерес к литературе без “плясок с бубнами”.

Нарисовать комикс

Фото с сайта pixabay

Кассовые сборы последних «Мстителей» красноречиво подтверждают, что истории, основанные на комиксах, отлично воспринимаются массовой аудиторией. Не будем забывать, что другое название этого жанра – графический роман, и среди этих книг даже есть лауреат Пулитцеровской премии («Маус» Арта Шпигельмана).

Преимущество комикса в том, что необходимо выбрать максимально точную иллюстрацию, изображающую ситуацию, и подписать её минимумом слов. А значит, ребёнок должен выбрать только главное, самостоятельно принять решение, что нужно отсечь. Например, как лучше графически изобразить разговор Онегина с Татьяной в финале романа? А как изобразить письмо Татьяны в комиксе?

Скорее всего, ученики помладше с удовольствием будут рисовать. Те, кто постарше, могут отреагировать без особого энтузиазма, поэтому можно предложить им написать синопсис к комиксу. Или пойти ещё дальше – создать, например, мультивселенную «лишних людей»: Чацкий, Онегин, Печорин, Базаров, Раскольников. А если представить, что все персонажи русской классики – супергерои, то какими способностями можно их наделить? Какие из этих сверхсил были бы востребованы в то время?

Устроить поэтический баттл

Фото с сайта pixabay

Если прозу школьники ещё читают, то с поэзией дела обстоят хуже. Кажется, что кроме красивых слов она больше ничего не содержит, поэтому стихи можно смело пропустить (ну хорошо, выучить и проговорить наизусть на оценку).

Чтобы показать детям, что настоящая поэзия – тяжёлый труд, проявление истинного таланта, можно устроить поэтический баттл. Большинство подростков смотрели версус Оксимирона и Славы КПСС, а кто не смотрел, тот слышал от приятелей. Не лишним будет напомнить, что самого Пушкина, на минутку, можно назвать первым фристайлером. Пусть попробуют переплюнуть Александра Сергеевича.

Можно предложить двум наиболее инициативным (или, наоборот, хулиганистым – они как раз часто удивляют неожиданными талантами) ученикам подготовиться к определённой теме и попробовать обойти соперника в поэтической дуэли. Сначала, конечно, будут стесняться, поэтому не исключено, что учителю придётся подать пример. Попробуйте – даже если стихотворные экспромты будут не без шероховатостей, своих учеников вы точно покорите.

Разнообразить неизбежные тестирования

Тестовый формат для литературы кажется совершенно неподходящим, но образовательная система требует от школьников развития определённых навыков, в том числе и умения выполнять упражнения с выбором варианта или записью краткого ответа. Максимум таких заданий ждёт учеников ближе к 9 классу, но немалый объём рассчитан и на начальную школу. Чтобы не отбить у детей желание заниматься литературой, можно предлагать им интересные и нетипичные вопросы, например, на онлайн-платформах.

В базе цифрового образовательного ресурса ЯКласс есть задания по литературному чтению для 2 – 4 классов. К примеру, с четвёртым классом можно провести занятие по теме «Чем удивителен средневековый скрипторий?», проработав фрагмент романа Умберто Эко «Имя розы».

Пример вопроса на сайте ЯКласс

Если у ребёнка возникнут трудности, он всегда может воспользоваться кнопкой «Подсказка». Другие вопросы по теме предполагают выбор ответа или запись в специальное поле.

А если дети устали, их внимание рассеяно, то всегда можно открыть раздел «Игры» и провести время весело и с пользой, отвечая на вопросы по литературным произведениям.

Пример раздела «Игры» на сайте Якласс

Перенести действие произведения в наши дни

Фото с сайта pixabay

Кем бы работал князь Андрей в наши дни? Как бы выглядел профиль Чичикова в Инстаграм? Какие современные медиа читал бы Штольц?

Проблема восприятия школьниками классики в том, что они не понимают, каким образом все эти книги связаны с их реальностью. А учитель может помочь им понять скуку Печорина, лень Обломова, принципиальность Пети Гринёва, перенеся героев в наши дни.

Для реализации такого подхода можно предложить школьникам разные задания: создать страничку ВКонтакте для какого-нибудь героя, разыграть фрагмент произведения «на новый лад». В этом случае участвовать могут все, даже те, кто не любит публичных выступлений. Можно собрать группу сценографов, сценаристов, которые адаптируют эпизод к современности, костюмеров.

Перейти в раздел Литературное чтение на ЯКласс

Партнерский материал

Подписаться на канал ЯКласс


Автор

Наталья Кулик

Все материалы автора

Количество подписчиков: 5

Подписаться Отписаться

Комментарии (23)

  1. Ludmila Usanova 14 Июня, 2019, 0:46

    Анекдот вспомнился:
    " Современный урок литературы.
    Учитель:
    - Дети, сегодня пишем комменты к "Евгению Онегину" Пушкина. Не забывайте фильтровать базар!"

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Учитель старшей школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Забайкальский край, Россия

  2. Вадим Монахов 14 Июня, 2019, 0:56

    Неужели интеллект детей столь низок, что они понимают только лубочные картинки (=комиксы)? Это деградация (американизация) детей зашла столь далеко, или некоторых из тех, кто их учит?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 10 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Светлана Решетняк 14 Июня, 2019, 10:46

      Посмотрите, Вадим, учебник по математике для 1 класса- обучение по комиксам! Откуда взять абстрактное мышление? С ужасом думаю, что и моё чадо с этого сентября по этим комиксам учиться будет. На год отложили первый класс, чтобы поработать по Пчёлко, а уж потом, куда деваться, будем картинки рассматривать - цветные, смешные, красочные...

      Статус в сообществе: Конфиденциально

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Конфиденциально

      Регион проживания: Конфиденциально

    • Валерий Чернухин 14 Июня, 2019, 15:42
      Неужели интеллект детей столь низок, что они понимают только лубочные картинки (=комиксы)? Это деградация (американизация) детей зашла столь далеко, или некоторых из тех, кто их учит?

      Нет, это В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ низок интеллект учителей, которые всерьёз считают детей дураками. Без вариантов.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • Саид Насреддинов 14 Июня, 2019, 15:54

      Вадим, за последние 20 лет я не встретил никого, кого бы интересовал размер (высота) интеллекта детей и его динамика – я изучал его (от скуки) 12 лет в Твери на базе детских садов и школ Московского района. В "День Города" - в городском парке.

      Единственное, в чём убедился – встречаются фантастически разумные, хитрые и сообразительные дети – но не часто. Юридических прав на глубокие исследования у меня не было и денег – тоже.

      Распределение интеллекта учителей и детей приблизительно совпадают.

      Одна золотая медаль и одна серебряная по физике в Риге – это почти ничего для 100-миллионной страны с китайскими интерактивными досками, принтерами и ПК.

      «Сириус» существует, но я не понимаю – зачем?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

  3. Светлана Решетняк 14 Июня, 2019, 17:21

    Да простит меня автор, но слова "Кассовые сборы последних «Мстителей» красноречиво подтверждают, что истории, основанные на комиксах, отлично воспринимаются массовой аудиторией" вызвали искренний смех, так как подумала, что и человекоподобные , то бишь приматы, смотрели бы с огромным удовольствием также и от восторга хлопали бы себя по всем частям тела. Ну не надо то, что естественно для детсадовского возраста, внедрять в школу.
    Моя мечта - найти школу для внука без развлекаловки, с разумной дисциплиной, где учение было бы посильным, но серьёзным трудом. Сравнила оглавление в конце арифметики Пчёлко и математики 1 класса современной- увлекательное и ужасающее чтение - огромная разница на выходе после 1 класса по математике, например. Правда ( вот беда, о ужас!) картинок весёлых маловато, ну как же обходились без комиксов, бедные дети...
    P.S. Статья о литературе, а я о математике, но и в литературе разговоры "Кем бы работал князь Андрей в наши дни? Как бы выглядел профиль Чичикова в Инстаграм? Какие современные медиа читал бы Штольц?" такая же развлекаловка вместо осмысления с помощью учителя особенностей той эпохи, обращения к истории. Видно , устарела, мышление клиповое не сформировалось, мы не картинками-комиксами свою мысль будили...

    Статус в сообществе: Конфиденциально

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Конфиденциально

    Регион проживания: Конфиденциально

    • Сергей Жбанов 14 Июня, 2019, 22:05

      Светлана, что за тепличное воспитание? Внук же всё равно столкнётся с теми, кто обучался по комиксам и испытает когнитивный диссонанс. А потом ещё учительница добавит: "Бабушка тебя неправильно учила. Нужно делать так, либо 2 поставлю". Я вот, например, со следующего учебного года вообще перехожу на сингапурскую методику - самую продуктивную в мире методику на данный момент =)
      кстати, знаю несколько консервативных школ, которые бы вас устроили (правда, некоторые платные)

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Липецкая область, Россия

    • Светлана Решетняк 15 Июня, 2019, 7:55

      Сергей, готова к словам " А потом ещё учительница добавит: "Бабушка тебя неправильно учила. Нужно делать так, либо 2 поставлю", на пятёрки и не рассчитываю, да и вообще считаю, что синдром отличника губителен для развития особенно в началке.
      По опыту детей и внуков знаю, что мой авторитет у них преодолеет и это, а с учителями , опять же по опыту, удавалось находить общий язык- всё-таки встречаются два профессионала.
      Сергей! Огромная просьба рассказать (или ссылку) - в чём особенность сингапурской методики? Читала, конечно, но мнение преподавателя, её использующего, очень интересно.

      Статус в сообществе: Конфиденциально

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Конфиденциально

      Регион проживания: Конфиденциально

    • Ксения Русанова 5 Июля, 2019, 14:19

      Светлана, Вы даже не представляете, как Вы правы, желая дать своему внуку традиционное классическое образование. В лучших частных и государственных школах мира образование остаётся традиционным. Все эти развлекалочки и "новшества", нововведения, необыкновенные педагогические технологии предлагается вводить в школах для обучения "плебса". Себе мировая элита (не та, которая из мира политического и эстрадного шоу), а настоящая, интеллектуальная) выбирает систему "старика" Яна Амоса Коменского.
      В начале этого года в США произвела фурор статья о том, что обычное человеческое общение, без гаджетов и компьютеров, живьём, - это привилегия богатых, элитарных слоёв населения Земли. Удел остальных, то есть бедных, - фанатичное поклонение современной технике, заменяющей им всё. Для богатых это всего лишь одно из средств коммуникации в определённых случаях, для бедных и примитивных - смысл существования, единственный доступный досуг.
      В элитных школах обучают так же, как и сотни лет до нашей эпохи: человеческое общение учителей и учащихся, диалог глаза в глаза, небольшой, но насыщенный по содержанию комплекс учебных дисциплин, формирование адекватной самооценки. А новаторская педагогика выполняет совершенно другие задачи. Умные люди, конечно, давно уже заметили, какие именно.
      В этом году в нашем городе наибольшее количество золотых медалей получили ученики двух школ, в которых директорами являются весьма возрастные дамы под 80 лет, советской закалки, с нерушимыми представлениями о том, какой должна быть истинная школа, Учиться там очень сложно, трудно, при этом родители готовы стоять на цыпочках перед учителями, но и знания у детей замечательные. Так вот обеих директрис уже несколько лет подряд пытаются "свалить", отправить на пенсию. Не нужны сейчас ТАКИЕ! И только мощная поддержка родителей и влиятельных выпускников спасает этих женщин от ненужного им пока пенсионного прозябания.

      Статус в сообществе: Конфиденциально

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Саид Насреддинов 5 Июля, 2019, 17:28

      Насчёт "травмирующего ребёнка влияния Достоевского" - мой сын в восьмом классе в ужасе пришёл ко мне: " - Папа, нам задали домашнее сочинение по "Преступлению и наказанию" - а я не могу его прочитать - меня тошнит! Что делать?".

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Ксения Русанова 5 Июля, 2019, 22:18

      У моих детей не было таких проблем. Как раз "Преступление и наказание" проходило лучше многих остальных классических произведений. Единственное, что могу сказать: ваш сын ещё не готов к восприятию такого рода литературы, хочет задержаться в детстве, не желает погрязать в той некрасивости бытия, о которой написан роман. Я сама не люблю хвастовства типа "мои ученики самые лучшие", "ЕГЭ сдали легко, раз плюнуть", "они всё понимают" и прочая ерунда. Но о Достоевском так интересно говорить на уроках, с ним в такую бездну заглядываешь, что это невольно завораживает и многих навсегда отторгает от возможных ужасов в реальной жизни. Объясните, что Достоевский писал свои книги отнюдь не для детей. Но мы в наших школах изучаем эти произведения в очень юном возрасте, потому что потом будет поздно - слишком много отвлекающих моментов в нашей современной жизни. Не успеешь оглянуться - ты с ног до головы погряз в достоевщине.
      Я росла в очень тёплой семье, где был создан замечательный, комфортный, радостный климат детства. Достоевский дался мне довольно тяжело тогда: он совершенно не согласовывался с той солнечной и многоцветной реальностью, которая была у меня тогда. Но шли годы, и я подумала не раз потом, как хорошо, что я прочитала о Раскольникове в 15 лет.

      Статус в сообществе: Конфиденциально

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Самарская область, Россия

    • Вадим Монахов 6 Июля, 2019, 2:52
      Да простит меня автор, но слова "Кассовые сборы последних «Мстителей» красноречиво подтверждают, что истории, основанные на комиксах, отлично воспринимаются массовой аудиторией" вызвали искренний смех, так как подумала, что и человекоподобные , то бишь приматы, смотрели бы с огромным удовольствием также и от восторга хлопали бы себя по всем частям тела. Ну не надо то, что естественно для детсадовского возраста, внедрять в школу.
      Моя мечта - найти школу для внука без развлекаловки, с разумной дисциплиной, где учение было бы посильным, но серьёзным трудом. Сравнила оглавление в конце арифметики Пчёлко и математики 1 класса современной- увлекательное и ужасающее чтение - огромная разница на выходе после 1 класса по математике, например. Правда ( вот беда, о ужас!) картинок весёлых маловато, ну как же обходились без комиксов, бедные дети...
      P.S. Статья о литературе, а я о математике, но и в литературе разговоры "Кем бы работал князь Андрей в наши дни? Как бы выглядел профиль Чичикова в Инстаграм? Какие современные медиа читал бы Штольц?" такая же развлекаловка вместо осмысления с помощью учителя особенностей той эпохи, обращения к истории. Видно , устарела, мышление клиповое не сформировалось, мы не картинками-комиксами свою мысль будили...
      Светлана, Вы даже не представляете, как Вы правы, желая дать своему внуку традиционное классическое образование. В лучших частных и государственных школах мира образование остаётся традиционным. Все эти развлекалочки и "новшества", нововведения, необыкновенные педагогические технологии предлагается вводить в школах для обучения "плебса". Себе мировая элита (не та, которая из мира политического и эстрадного шоу), а настоящая, интеллектуальная) выбирает систему "старика" Яна Амоса Коменского.
      В начале этого года в США произвела фурор статья о том, что обычное человеческое общение, без гаджетов и компьютеров, живьём, - это привилегия богатых, элитарных слоёв населения Земли. Удел остальных, то есть бедных, - фанатичное поклонение современной технике, заменяющей им всё. Для богатых это всего лишь одно из средств коммуникации в определённых случаях, для бедных и примитивных - смысл существования, единственный доступный досуг.
      В элитных школах обучают так же, как и сотни лет до нашей эпохи: человеческое общение учителей и учащихся, диалог глаза в глаза, небольшой, но насыщенный по содержанию комплекс учебных дисциплин, формирование адекватной самооценки. А новаторская педагогика выполняет совершенно другие задачи. Умные люди, конечно, давно уже заметили, какие именно.
      В этом году в нашем городе наибольшее количество золотых медалей получили ученики двух школ, в которых директорами являются весьма возрастные дамы под 80 лет, советской закалки, с нерушимыми представлениями о том, какой должна быть истинная школа, Учиться там очень сложно, трудно, при этом родители готовы стоять на цыпочках перед учителями, но и знания у детей замечательные. Так вот обеих директрис уже несколько лет подряд пытаются "свалить", отправить на пенсию. Не нужны сейчас ТАКИЕ! И только мощная поддержка родителей и влиятельных выпускников спасает этих женщин от ненужного им пока пенсионного прозябания.
      Насчёт "травмирующего ребёнка влияния Достоевского" - мой сын в восьмом классе в ужасе пришёл ко мне: " - Папа, нам задали домашнее сочинение по "Преступлению и наказанию" - а я не могу его прочитать - меня тошнит! Что делать?".

      >" - Папа, нам задали домашнее сочинение по "Преступлению и наказанию" - а я не могу его прочитать - меня тошнит! Что делать?".
      - А меня вообще от Достоевского тошнит. И от Сервантеса. И от Диккенса. Хотя других классиков читал с удовольствием.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Саид Насреддинов 6 Июля, 2019, 12:06

      "- А меня вообще от Достоевского тошнит."

      Спасибо за шкалу бинарной оценки текста, Вадим:
      [ -1. Прочитано с тошнотой,
      1. Прочитано с Удовольствием].

      Для придир я бы добавил ещё две-три ступени:
      0. Прочитано с трудом (Майн Рид - 6 томов, Герберт Уэлс- 4 тома, летом, перед 8 классом),
      2. Прочитано с восторгом ( Леонид Соловьёв и Соловьёв Владимир Александрович, Сказка о Тройке, "Трудно быть богом", Обитаемый Остров, Понедельник начинается в Субботу)
      3. Прочитано с Абсолютным Восторгом - Сода-Солнце, "Золотой дождь", Мастер и Маргарита, а из классики – «Вся королевская рать».

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Вадим Монахов 6 Июля, 2019, 13:36
      Да простит меня автор, но слова "Кассовые сборы последних «Мстителей» красноречиво подтверждают, что истории, основанные на комиксах, отлично воспринимаются массовой аудиторией" вызвали искренний смех, так как подумала, что и человекоподобные , то бишь приматы, смотрели бы с огромным удовольствием также и от восторга хлопали бы себя по всем частям тела. Ну не надо то, что естественно для детсадовского возраста, внедрять в школу.
      Моя мечта - найти школу для внука без развлекаловки, с разумной дисциплиной, где учение было бы посильным, но серьёзным трудом. Сравнила оглавление в конце арифметики Пчёлко и математики 1 класса современной- увлекательное и ужасающее чтение - огромная разница на выходе после 1 класса по математике, например. Правда ( вот беда, о ужас!) картинок весёлых маловато, ну как же обходились без комиксов, бедные дети...
      P.S. Статья о литературе, а я о математике, но и в литературе разговоры "Кем бы работал князь Андрей в наши дни? Как бы выглядел профиль Чичикова в Инстаграм? Какие современные медиа читал бы Штольц?" такая же развлекаловка вместо осмысления с помощью учителя особенностей той эпохи, обращения к истории. Видно , устарела, мышление клиповое не сформировалось, мы не картинками-комиксами свою мысль будили...
      Светлана, Вы даже не представляете, как Вы правы, желая дать своему внуку традиционное классическое образование. В лучших частных и государственных школах мира образование остаётся традиционным. Все эти развлекалочки и "новшества", нововведения, необыкновенные педагогические технологии предлагается вводить в школах для обучения "плебса". Себе мировая элита (не та, которая из мира политического и эстрадного шоу), а настоящая, интеллектуальная) выбирает систему "старика" Яна Амоса Коменского.
      В начале этого года в США произвела фурор статья о том, что обычное человеческое общение, без гаджетов и компьютеров, живьём, - это привилегия богатых, элитарных слоёв населения Земли. Удел остальных, то есть бедных, - фанатичное поклонение современной технике, заменяющей им всё. Для богатых это всего лишь одно из средств коммуникации в определённых случаях, для бедных и примитивных - смысл существования, единственный доступный досуг.
      В элитных школах обучают так же, как и сотни лет до нашей эпохи: человеческое общение учителей и учащихся, диалог глаза в глаза, небольшой, но насыщенный по содержанию комплекс учебных дисциплин, формирование адекватной самооценки. А новаторская педагогика выполняет совершенно другие задачи. Умные люди, конечно, давно уже заметили, какие именно.
      В этом году в нашем городе наибольшее количество золотых медалей получили ученики двух школ, в которых директорами являются весьма возрастные дамы под 80 лет, советской закалки, с нерушимыми представлениями о том, какой должна быть истинная школа, Учиться там очень сложно, трудно, при этом родители готовы стоять на цыпочках перед учителями, но и знания у детей замечательные. Так вот обеих директрис уже несколько лет подряд пытаются "свалить", отправить на пенсию. Не нужны сейчас ТАКИЕ! И только мощная поддержка родителей и влиятельных выпускников спасает этих женщин от ненужного им пока пенсионного прозябания.
      Насчёт "травмирующего ребёнка влияния Достоевского" - мой сын в восьмом классе в ужасе пришёл ко мне: " - Папа, нам задали домашнее сочинение по "Преступлению и наказанию" - а я не могу его прочитать - меня тошнит! Что делать?".
      >" - Папа, нам задали домашнее сочинение по "Преступлению и наказанию" - а я не могу его прочитать - меня тошнит! Что делать?".
      - А меня вообще от Достоевского тошнит. И от Сервантеса. И от Диккенса. Хотя других классиков читал с удовольствием.
      "- А меня вообще от Достоевского тошнит."

      Спасибо за шкалу бинарной оценки текста, Вадим:
      [ -1. Прочитано с тошнотой,
      1. Прочитано с Удовольствием].

      Для придир я бы добавил ещё две-три ступени:
      0. Прочитано с трудом (Майн Рид - 6 томов, Герберт Уэлс- 4 тома, летом, перед 8 классом),
      2. Прочитано с восторгом ( Леонид Соловьёв и Соловьёв Владимир Александрович, Сказка о Тройке, "Трудно быть богом", Обитаемый Остров, Понедельник начинается в Субботу)
      3. Прочитано с Абсолютным Восторгом - Сода-Солнце, "Золотой дождь", Мастер и Маргарита, а из классики – «Вся королевская рать».

      Саид, как говорится, "На вкус и цвет все фломастеры разные. Кому-то нравятся, кому-то нет".
      Я, например, считаю "Машину времени" и "Пищу богов" Уэллса абсолютными шедеврами социальной фантастики, а "Войну миров" и "Человека-невидимку" шедеврами. Вполне современными до сих пор.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Саид Насреддинов 6 Июля, 2019, 16:32

      "На вкус и цвет все фломастеры разные" – разумеется: я всю жизнь жалел, что не осилил «Машину времени» и «Пищу богов» - не было их в моём четырёхтомнике, а в библиотеках не попадались – «Солярис» Лема 1961 года я просто купил в букинисте Ленинграда за рупь с копейками, а в моём родном городе книжные полки магазинов были забиты абсолютным барахлом и томами из с/с Диккенса.

      В моё школьное время Достоевского в программе не было – он появился около 1994 года.

      Тему "травмирующее ребёнка влияние Достоевского" приподняла (и сразу же опустила, заменив текст) Ксения Фёдоровна. Я эту тему продолжил потому, что некоторые тексты могут искалечить психику школьника. Например, после фильма ужасов 1931 года «Доктор Джекил и мистер Хайд» (Ленинград, ВО-83, 1974 год) кошмары мне снились несколько лет.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Вадим Монахов 6 Июля, 2019, 17:28

      >Например, после фильма ужасов 1931 года «Доктор Джекил и мистер Хайд» (Ленинград, 1974 год) кошмары мне снились несколько лет.
      - ну, нынешнее поколение более закалённое. И, полагаю, замечательный фильм "Ван Хельсинг" и ещё более замечательный мультфильм "Унесенные призраками" пострашнее будут. Причём если "Ван Хельсинг" взрослый фильм, то "Унесенные призраками" детский мультфильм.
      А одним из самых страшных ужастиков за всё время существования кинематографа, как известно, был фильм "Прибытие поезда на вокзал города Ла-Сьота" 1895 года (вошёл в список «Самых страшных сцен кинематографа» по версии сайта Filmsite.org ).
      Так что с Достоевским дело не в том, что он писал ужастики (и ужастики могут вести к прогрессу, добру и милосердию), а в том, что он вёл читателя к мракобесию и делился с ними своими душевными болезнями.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Светлана Решетняк 7 Июля, 2019, 14:45

      Саид, отличная градация, добавлю ещё одну - с ужасом , но взахлёб (Жозеф Фуше Цвейга). Это из параллельного со школьным чтения в детстве.

      Статус в сообществе: Конфиденциально

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Конфиденциально

      Регион проживания: Конфиденциально

    • Саид Насреддинов 7 Июля, 2019, 20:44

      Светлана, это только на первый взгляд в радуге семь цветов, а на самом деле спектр - непрерывный. Наша с Вадимом шкала - условно ориентировочная.

      Насчёт параллельности чтения: без возражений. Даже ЗА! - обеими руками.

      Насчёт перпендикулярности/ортогональности чтения: должна быть! То есть - книги, отмеченные всякими премиями и просто по наводке друзей и знакомых уровней Два и Три.

      Вот такая школьно-параллельно-ортогональная система роста/развития ребёнка, а не только на фуфле школьной программы с тошнотворными элементами.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Светлана Решетняк 6 Июля, 2019, 19:10

      Ксения, спасибо за поддержку!

      Статус в сообществе: Конфиденциально

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Конфиденциально

      Регион проживания: Конфиденциально

  4. Sergey Passionar 5 Июля, 2019, 15:50

    https://www.facebook.com/hellozag/videos/1247814508711316/
    СССР.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 5 месяцев

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: —

  5. Светлана Решетняк 7 Июля, 2019, 9:53

    Две недели провела в деревне, как всегда за помощью прибежали соседи. К привычной математике добавилась литература- девочка из колледжа должна была написать 10 сочинений к экзамену в формате ЕГЭ ( 350 слов по чёткой схеме, от которой нельзя было отступить ни на шаг). Стали "творить". И началось - Св.Вал., так нельзя, надо сказать вот такие слова, последовательность только такая, 3 аргумента из лит. классики нельзя, надо только 2 и т.д. А темы философские, каждая генерирует не одну "проблему", мыслей "вагон"... Написали 10 сочинений с примерами нестандартными, неожиданными из классической и советской литературы ( думаю, немало удивив учителя), но все мысли , оформленные в указанном стиле ( не более 350 слов да ещё с указанными обязательно словами "согласна с автором", " я считаю" и т.д.) потеряли глубину, стали стандартными . Протестовала , но мне дитя сказала, что только так и надо ( девчонка уже обожглась, написав свои мысли однажды, а весьма не глупа, умеет обобщать). Из 24 писавших 5 двоек, 12 троек, 7 четвёрок ( в том числе и моя), отлично не было поставлено никому. Формально выдержанное по критериям сочинение с моей точки зрения ужасно, и я решила найти в инете образец на "5", после чего ещё раз убедилась в бессмысленности с точки зрения литературы этого задания. Зачем читать Достоевского с его вселенскими вопросами, если в результате нужно написать такое сочинение?

    https://4ege.ru/russkiy/57152-sochineniya-k-sborniku-36-variantov-ege-2019-po-russkomu-yazyku.html
    Прочитайте изумительный отрывок из Гранина ( текст №19) и рекомендуемое на "5" сочинение по этому тексту...

    P.S.Добавлю фразу перед текстом сочинения в статье: "Сочинение написано в соответствии с новыми критериями оценивания 2019."

    Статус в сообществе: Конфиденциально

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Конфиденциально

    Регион проживания: Конфиденциально

    • Ольга Проценко 7 Июля, 2019, 12:06
      Две недели провела в деревне, как всегда за помощью прибежали соседи. К привычной математике добавилась литература- девочка из колледжа должна была написать 10 сочинений к экзамену в формате ЕГЭ ( 350 слов по чёткой схеме, от которой нельзя было отступить ни на шаг). Стали "творить". И началось - Св.Вал., так нельзя, надо сказать вот такие слова, последовательность только такая, 3 аргумента из лит. классики нельзя, надо только 2 и т.д. А темы философские, каждая генерирует не одну "проблему", мыслей "вагон"... Написали 10 сочинений с примерами нестандартными, неожиданными из классической и советской литературы ( думаю, немало удивив учителя), но все мысли , оформленные в указанном стиле ( не более 350 слов да ещё с указанными обязательно словами "согласна с автором", " я считаю" и т.д.) потеряли глубину, стали стандартными . Протестовала , но мне дитя сказала, что только так и надо ( девчонка уже обожглась, написав свои мысли однажды, а весьма не глупа, умеющая обобщать). Из 24 писавших 5 двоек, 12 троек, 7 четвёрок ( в том числе и моя), отлично не было поставлено никому. Формально выдержанное по критериям сочинение с моей точки зрения ужасно, и я решила найти в инете образец на "5", после чего ещё раз убедилась в бессмысленности с точки зрения литературы этого задания. Зачем читать Достоевского с его вселенскими вопросами, если в результате получить такое сочинение.

      https://4ege.ru/russkiy/57152-sochineniya-k-sborniku-36-variantov-ege-2019-po-russkomu-yazyku.html
      Прочитайте изумительный отрывок из Гранина ( текст №19) и рекомендуемое на "5" сочинение по этому тексту...

      P.S.Добавлю фразу перед текстом сочинения в статье: "Сочинение написано в соответствии с новыми критериями оценивания 2019."

      Скорее всего, это делается с той целью, чтобы поручить в ближайшем будущем проверку работ компьютеру. Очень удобно - гаджет учит, гаджет же и экзаменует... На выходе - оцифрованные личности, лишённые творческого начала, так как воспитать, развить творческую личность может лишь другая творческая личность. Опять таки - и проблема с учителями отпадёт...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Краснодарский край, Россия

  6. Андрей Тихов 17 Июля, 2019, 10:23

    Не буду говорить о литературных предпочтениях: негоже тут бельём полоскать. Но литература не только мыслить учит, она жить учит во все времена. Читай и учись... На чужих ошибках учись. Время меняется. Люди - нет.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 15 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Белгородская область, Россия