Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Четыре навыка, которые развивают шахматы

В России вопрос «почему детей нужно учить играть в шахматы?» вроде бы не актуален. Польза шахмат общеизвестна, вплоть до того, что врачи применяют их как средство, отдаляющее синдром Альцгеймера у взрослых и преодолевающее отставание в развитии у детей. Умом шахматы все принимают, а вот сердцем не всегда – ведь научиться играть в шахматы легко, но научиться играть хорошо – весьма трудно. Однако каждому стоит постараться освоить эту игру, особенно детям. Разберемся, почему.

Навыки коммуникации

В современном мире навыки коммуникации играют первостепенную роль. К ним относится способность легко налаживать новые контакты с людьми, умение поддержать любой разговор и оставаться приятным собеседником, не забывая и об умении договариваться и настаивать на своем. В подростковом возрасте эти навыки прекрасно развиваются при активных занятиях шахматами. У некоммуникативных школьников происходит расширение круга общения, появляются новые возможности полноценного самовыражения и, что крайне важно, самореализации, повышается самооценка. Также занятия шахматами дают возможность необщительным детям преодолеть замкнутость, научиться продолжать общение и вне шахматной игры.

Помимо этого, активно развиваются вербальные навыки: несмотря на то, что на протяжении партии соперники, как правило, общаются крайне сдержанно, активно задействуются участки мозга, ответственные за владение языком и коммуникацией. Ещё шахматы способны снижать уровень подростковой агрессивности, трансформируя её в здоровый соревновательный дух.

Навык нестандартного мышления

Шахматы – это игра, в основе которой лежит сложная многоуровневая логика и оригинальный игровой мир, функционирующий по своим собственным строгим законам и правилам. Но главный феномен шахмат заключается в активном стимулировании нестандартного мышления. Например, один из игроков жертвует фигурами, маскируя стратегию своей игры, усыпляет бдительность противника, а в решающий момент за два-три хода кардинально меняет ситуацию на шахматной доске: шах и мат. Подготовка ловушек и контрударов для соперника, сокрытие собственных планов игры и т.д. выступают отличным тренажером «думай-не-как-все».

Интеллектуальные навыки

Шахматы – это непревзойденный тренажер для человеческого интеллекта. Ведь во время партии задействуются оба полушария человеческого мозга, и одновременно используется и логическое, и абстрактное мышление

Кроме этого шахматы отлично тренируют логику. Ход каждой фигуры взаимосвязан с предыдущими и последующими передвижениями и вместе они представляют собой единую схему. Но, разумеется, план игры может измениться на протяжении партии, ведь приходится ориентироваться на существующее положение дел и активность развития шахматной баталии. В этой ситуации логическое мышление развивается само собой: игра обеспечивает способность пользоваться логическими конструкциями, в том числе и после завершения партии, когда многие игроки вновь продумывают и анализируют правильность своих ходов.

Ещё один навык, который развивается при занятиях шахматами – это анализ. Без умения оценивать положение дел на шахматной доске не получится продумать план дальнейших действий на основе актуальной ситуации. Ровно то же самое и происходит в жизни: мы анализируем получаемую информацию, проводим работу над своими ошибками, что позволяет нам достигать поставленных целей. А шахматы благотворно влияют на один из самых важнейших интеллектуальных навыков.

Шахматы прекрасно тренируют память человека. Во время игры наш мозг одновременно задействует и долговременную, и оперативную память. Игрок должен запоминать свои последующие шаги, просчитать ряд возможных ходов противника, запоминать типовые позиции. Все это требует крайне интенсивной интеллектуальной деятельности.

При игре в шахматы и у детей, и у взрослых развивается внимательность. Каждый неосторожный ход может привести к потере фигуры или даже поражению. Регулярные занятия помогают развить неусидчивым детям концентрацию и внимание. Прогресс требует времени, но постепенно он принесет плоды: ребенок станет более спокойным и научится сосредотачиваться.

Последним интеллектуальным навыком, который развивают шахматы, является системное мышление, т.е. умение мыслить организованно. Шахматные тренировки постепенно дисциплинируют человека, учат выстраивать логические цепочки шагов с учетом ситуации на доске. Эта игра способна дать игроку возможность выйти за существующие рамки, расширить горизонты и создавать сложные и длительные комбинированные ходы.

Гибкие навыки

Целью каждой шахматной партии является победа над соперником, неизбежным оказывается и волевое противостояние игроков. Выбор лучшего хода из множества возможных, защита от неожиданных атак противника, умение оставаться хладнокровным и сосредоточенным в самые ответственные моменты игры положительно влияют на характер ребенка.

Предполагаемый каждым игроком сценарий игры, имеет свою конечную цель, к которой и стремятся участники. Тренировки формируют у игроков умение добиваться поставленных целей, преодолевая сопротивление соперника. Шахматы развивают умение находить наиболее короткие пути достижения желаемого, не тратя время на отвлекающие нюансы игры.

Также повышается обучаемость – никто не любит проигрывать. Когда после игры игроки начинают прорабатывать и продумывать шаги, то зачастую учащиеся обращаются к новой информации или пособиям. Но учебники, как правило, дают лишь общие схемы и советы по игре. Каждая партия уникальна и игроку придется самостоятельно прорабатывать полученные знания и научиться применять их в игре.

Знаменитый шахматист Сергей Карякин  объявил «Вызов Гроссмейстера» для педагогов. До 17 декабря можно принять принять участие в конкурсе, популяризирующим обучение игре в шахматы, и выиграть главный приз - поездку в Лондон на международную выставку  новых технологий в образовании BETT.

Условие - создать 2-х минутное видео, в котором будут показан опыт шахматных уроков с использованием технологий Promethean, и отзывы учеников о таком способе обучения.

Подписаться на канал Интерактивные технологии

Партнерский материал 


Автор

Филипп Уланов

Все материалы автора

Количество подписчиков: 1

Подписаться Отписаться

Комментарии (13)

  1. Вадим Монахов 12 Декабря, 2018, 20:48

    >Навык нестандартного мышления
    >Интеллектуальные навыки
    - Понятно, что в младших классах шахматы помогают развивать ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ навыки логического мышления. А вот дальше трудно однозначно сказать, приносят ли они больше вреда или всё-таки в чём-то полезны.
    Резерфорд при приёме на работу новых сотрудников всегда интересовался, любят ли они играть в шахматы. И если те отвечали положительно, отказывал им, так как считал, что шахматы отучают людей нестандартно и творчески мыслить и убивают интеллект. Глядя на Гарри Каспарова я склоняюсь к мысли, что Резерфорд прав.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Валерий Чернухин 13 Декабря, 2018, 6:20
      >Навык нестандартного мышления
      >Интеллектуальные навыки
      - Понятно, что в младших классах шахматы помогают развивать ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ навыки логического мышления. А вот дальше трудно однозначно сказать, приносят ли они больше вреда или всё-таки в чём-то полезны.
      Резерфорд при приёме на работу новых сотрудников всегда интересовался, любят ли они играть в шахматы. И если те отвечали положительно, отказывал им, так как считал, что шахматы отучают людей нестандартно и творчески мыслить и убивают интеллект. Глядя на Гарри Каспарова я склоняюсь к мысли, что Резерфорд прав.

      Согласен с скептицизмом относительно шахмат. Действительно, перворазрядники оказываются запущенными троечниками, в том числе и по математике.
      Шахматы развивают. Вопрос в том, для каких сторон развития они действительно эффективны и в каком возрасте. Об этом в заметке говорится крайне обтекаемо и без фактов. А жаль, было бы интересно узнать. Но для этого статья должна быть не лозунгово-хвалебной, а фактологически-конкретной.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • Сергей Сафронов 13 Декабря, 2018, 9:40
      >Навык нестандартного мышления
      >Интеллектуальные навыки
      - Понятно, что в младших классах шахматы помогают развивать ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ навыки логического мышления. А вот дальше трудно однозначно сказать, приносят ли они больше вреда или всё-таки в чём-то полезны.
      Резерфорд при приёме на работу новых сотрудников всегда интересовался, любят ли они играть в шахматы. И если те отвечали положительно, отказывал им, так как считал, что шахматы отучают людей нестандартно и творчески мыслить и убивают интеллект. Глядя на Гарри Каспарова я склоняюсь к мысли, что Резерфорд прав.
      Согласен с скептицизмом относительно шахмат. Действительно, перворазрядники оказываются запущенными троечниками, в том числе и по математике.
      Шахматы развивают. Вопрос в том, для каких сторон развития они действительно эффективны и в каком возрасте. Об этом в заметке говорится крайне обтекаемо и без фактов. А жаль, было бы интересно узнать. Но для этого статья должна быть не лозунгово-хвалебной, а фактологически-конкретной.

      Валерий, это цикл статей, скоро на канале будут материалы из "жизни практиков", так что там будут и конкретные примеры. Потихонечку тему раскроем.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 18 лет

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Валерий Чернухин 13 Декабря, 2018, 16:54
      >Навык нестандартного мышления
      >Интеллектуальные навыки
      - Понятно, что в младших классах шахматы помогают развивать ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ навыки логического мышления. А вот дальше трудно однозначно сказать, приносят ли они больше вреда или всё-таки в чём-то полезны.
      Резерфорд при приёме на работу новых сотрудников всегда интересовался, любят ли они играть в шахматы. И если те отвечали положительно, отказывал им, так как считал, что шахматы отучают людей нестандартно и творчески мыслить и убивают интеллект. Глядя на Гарри Каспарова я склоняюсь к мысли, что Резерфорд прав.
      Согласен с скептицизмом относительно шахмат. Действительно, перворазрядники оказываются запущенными троечниками, в том числе и по математике.
      Шахматы развивают. Вопрос в том, для каких сторон развития они действительно эффективны и в каком возрасте. Об этом в заметке говорится крайне обтекаемо и без фактов. А жаль, было бы интересно узнать. Но для этого статья должна быть не лозунгово-хвалебной, а фактологически-конкретной.
      Валерий, это цикл статей, скоро на канале будут материалы из "жизни практиков", так что там будут и конкретные примеры. Потихонечку тему раскроем.

      Ждём. Спасибо.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • Вадим Монахов 13 Декабря, 2018, 18:40

      Сергей, единственное, что можно гарантированно сказать про пользу игры в шахматы, игры в шашки, игры в го, вышивания крестиком, занятия оригами и т.д.: если детям это нравится, это гораздо лучше, чем отсутствие мотивации к чему-либо.
      И если с детьми занимается увлечённый человек, мотивируя их к развитию - это всегда хорошо.
      Но не надо создавать культ шахмат - Новые Васюки. Илюмжинов вот в Калмыкии в точности по Ильфу и Петрову действовал, и это ещё один явно наблюдаемый пример не слишком хороших последствий чрезмерного увлечения шахматами. Цитирую прессу про известного шахматного Президента: "Семнадцать лет правления Илюмжинова, метко прозванные журналистами «пещерным национализмом степного хана», окончились сокращением населения республики на 11,3%, ростом смертности, преступности и безработицы. Регион занимает последние места в России по размеру валового регионального продукта и остается одним из наиболее депрессивных и неблагополучных в стране.
      Еще один памятник эпохи Илюмжинова – заброшенный «Город шахмат» в Элисте".

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

    • Sergey Passionar 13 Декабря, 2018, 22:28
      >Навык нестандартного мышления
      >Интеллектуальные навыки
      - Понятно, что в младших классах шахматы помогают развивать ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ навыки логического мышления. А вот дальше трудно однозначно сказать, приносят ли они больше вреда или всё-таки в чём-то полезны.
      Резерфорд при приёме на работу новых сотрудников всегда интересовался, любят ли они играть в шахматы. И если те отвечали положительно, отказывал им, так как считал, что шахматы отучают людей нестандартно и творчески мыслить и убивают интеллект. Глядя на Гарри Каспарова я склоняюсь к мысли, что Резерфорд прав.
      Согласен с скептицизмом относительно шахмат. Действительно, перворазрядники оказываются запущенными троечниками, в том числе и по математике.
      Шахматы развивают. Вопрос в том, для каких сторон развития они действительно эффективны и в каком возрасте. Об этом в заметке говорится крайне обтекаемо и без фактов. А жаль, было бы интересно узнать. Но для этого статья должна быть не лозунгово-хвалебной, а фактологически-конкретной.
      Валерий, это цикл статей, скоро на канале будут материалы из "жизни практиков", так что там будут и конкретные примеры. Потихонечку тему раскроем.

      Помнится в Интергуру был настоящий ГУРУ по школьным шахматам с железными аргументами. Его бы сюда привлечь...

      "Илюмжинов также предложил закрепить право на получение дополнительных баллов при поступлении в вузы абитуриентам, которые являются победителями шахматных чемпионатов всероссийского и международного уровней и ввести в рамках конкурса «Учитель года России» специальную номинацию для педагогов, обучающих школьников игре в шахматы. " и на балалайке с свистком, иначе я не согласен.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 месяц

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: —

  2. Наиль Рафиков 13 Декабря, 2018, 12:01

    Мы как то ввели в школе уроки шахмат. В 7 классе. 1 час в неделю. Особых таких наблюдений и исследований не вели. Просто играли и всё. Года 4 мы так продолжали, ну а затем нас прищучили. Пришлось прикрыть это дело. Урок заменили чем то другим, типа ОДНКР.)))

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 10 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Башкортостан, Россия

    • Дежурный редактор 13 Декабря, 2018, 17:38

      Наиль, спасибо за комментарий, а как обосновывали, что не надо? И пробовали ли Вы интегрировать шахматы в классические предметы типа математики?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Журналист

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Sergey Passionar 13 Декабря, 2018, 22:31
      Мы как то ввели в школе уроки шахмат. В 7 классе. 1 час в неделю. Особых таких наблюдений и исследований не вели. Просто играли и всё. Года 4 мы так продолжали, ну а затем нас прищучили. Пришлось прикрыть это дело. Урок заменили чем то другим, типа ОДНКР.)))
      Наиль, спасибо за комментарий, а как обосновывали, что не надо? И пробовали ли Вы интегрировать шахматы в классические предметы типа математики?

      Я знал доктора наук внедрявшего в математику завязывание шнурков, перспективнее

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 месяц

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: —

    • Наиль Рафиков 13 Декабря, 2018, 22:49

      А без всяких обоснований. Я ушел с поста директора. (Выбрал информатизацию). Ну не мог же я по ночам изучать компьютер, а днем гоняться за кочегарами, техничками и тд. Получил мощную перегрузку. С другой стороны пошла своеообразная "башкиризация", сопровождавшаяся необходимостью часов на национальный компонент. Тем временем школа получила аж 5 компьютеров. И мне в качестве бонуса сразу дали 4 ч кружка в неделю. И я эти часы сделал все компьютерными, с целью снятия первоначального барьера боязни. Ни у кого домашнего пк пока не было (только у меня) и все хотели работать с компьютерами. Тогда я разделил детей на 4 дня по одному часу после обеда по графику (Я их посадил по 2 уч на ПК - получилось каждый день прогонял по 16 детей с 16-00 ч до 18-00 ч). Обязательной процедурой стала 15 минут игры в шахматы. Так продолжалось 3 года. Затем уже жизнь усложнилась. И тут уже, мне, как информатику, было не до шахмат. Начал обучать учителей с 4-х соседних школ по очереди компьютерной грамотности. Затем пришел интернет. Тут уже все началось заново по кругу....

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Башкортостан, Россия

    • Наиль Рафиков 13 Декабря, 2018, 23:21
      Мы как то ввели в школе уроки шахмат. В 7 классе. 1 час в неделю. Особых таких наблюдений и исследований не вели. Просто играли и всё. Года 4 мы так продолжали, ну а затем нас прищучили. Пришлось прикрыть это дело. Урок заменили чем то другим, типа ОДНКР.)))
      Наиль, спасибо за комментарий, а как обосновывали, что не надо? И пробовали ли Вы интегрировать шахматы в классические предметы типа математики?

      А зачем все таки был внедрен урок шахмат? Как, впрочем, наряду с другими мероприятиями, направленными на снятие напряженности между детьми, учителями и детьми, родителями и учителями. Время же было напряженное. 90-е годы. Приезжали семьи из Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Таджикистана.
      Вы бы видели как они на первых порах уплетали варенье на столах. Большими ложками и подолгу. А глаза, глаза. Довольные и рот до ушей. А варенье мы делали из всего. Даже из тыквы. А сахар зарабатывали прополкой свеклы (до 30 мешков).
      Ну да ладно. Был у меня один учитель по химии. Химия достаточно тяжелый предмет. И учителю приходилось проявлять волевые усилия и строгость. А это вызывало "недовольство". Тогда и пришла мне идея дать ему урок шахмат, где он мог проявить свои "качества доброго дедушки". Получилось. Да и шахматы вроде бы как игра, в то же время создавали своеобразный развивающий эффект. Да дружба крепла. Он и сам любил шахматы. Эта идея получила развитие. Математик ведет ИЗО, еще кто то еще строгий ведет музыку. Вот такой своеобразный баланс получился: строгость-уважение, требовательность-мажор и веселье. В конечном итоге получилось что то такое семейного типа. Так нам удалось свести до минимума напряженность, психоз и получать, если не зарплату, так хотя бы педагогическую удовлетворенность.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Башкортостан, Россия

    • Наиль Рафиков 13 Декабря, 2018, 23:44
      Мы как то ввели в школе уроки шахмат. В 7 классе. 1 час в неделю. Особых таких наблюдений и исследований не вели. Просто играли и всё. Года 4 мы так продолжали, ну а затем нас прищучили. Пришлось прикрыть это дело. Урок заменили чем то другим, типа ОДНКР.)))
      Наиль, спасибо за комментарий, а как обосновывали, что не надо? И пробовали ли Вы интегрировать шахматы в классические предметы типа математики?

      Кстати мне удалось интегрировать не шахматы, а Черчение в ИЗО. Мы не могли спокойно смотреть на исчезновение черчения. (Если вы заметили в начале внедрения ЕГЭ не только черчение, даже геометрию чуть "не грохнули"). Рядом с нами моногород с вертолетным заводом. До последних дней работы в школе я преподавал черчение. (как говорится назло мировому империализму, пытающемуся уничтожить наш инженерный класс и, как следствие, промышленность). В итоге нам удалось создать стройную линию: ИЗО-геометрия-черчение. Дети спокойно поступают в авиационный институт и радуются жизни. Приезжают и взахлеб рассказывают, как они помогают однокашникам выполнять задания по черчению. Удивляются, до какой степени могут быть у студентов кривые руки, не умеющие держать такой простой инструмент, как карандаш.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Башкортостан, Россия

  3. Александр Устюжанин 17 Декабря, 2018, 14:27

    Все полезности тех или иных курсов заканчиваются, когда они переходят в разряд обязательных. Не надо ничего делать обязательным. Нравится ребенку, пусть он ходит и занимается, нет, и не надо. А у нас извечная идея - всех сделать одинаково умными и развитыми. ВСЕХ, обычно заканчивается НИКОГО. Поэтому здравый смысл и целесообразность.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 лет

    Род деятельности: Заместитель руководителя в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Кировская область, Россия