Безграничная профессия

Можно ли вести уроки до 9 вечера? Или собрать в одном классе 50 учеников? Бывают ли школы без домашних заданий? Есть ли такие страны, где учитель — это профессия мечты? И чего не хватает для полного счастья педагогам, которые живут в самом солнечном городе США? Учителя из разных стран рассказывают читателям «Педсовета» о своей работе.

Казахстан. Физика на английском и 16,5 тысяч в месяц

В Казахстане родители очень уважают толковых педагогов, потому что таких тут немного, рассказывает Капитолина Акназарова, преподаватель английского языка. Помимо ведения уроков у казахских учителей, как и у их коллег в России, много «бумажной» работы и внеклассных дел. Ежегодно учителям нужно вникать в очередные нововведения в системе преподавания. Одно из последних — это преподавание части школьных предметов на английском языке. Но проблема в том, что учителей, способных вести ту же физику или математику на английском, практически нет, говорит Капитолина. Помимо этого систему образования стараются американизировать: переходят на оценки в баллах, вводят ежеквартальное тестирование.

Зарплата учителя в начале 2017 года составляла в среднем 99 тыс. тенге или 16,5 тыс. рублей в месяц (1 рубль = 6 тенге), по данным Минобразования Казахстана. Жизнь в Казахстане дешевле, чем в России, но все же денег хватает только на самое необходимое, признается Капитолина. В итоге многие подрабатывают репетиторством. В 2018 году власти обещают учителям увеличить оклады на 30 %.

Чехия. Без домашних заданий и цветов первого сентября

Учитель в Чехии занимает верхние строчки рейтингов самых благородных профессий, но находится на одном из последних мест по уровню зарплат, рассказывает Елена Романенко, три года работавшая учителем в школе. Каждая школа составляет свою учебную программу. Многим учителям это не нравится, потому что при переходе из школы в школу могут возникнуть проблемы. Большинство учителей при нагрузке 21-22 часа в неделю имеют две предметные специальности. Иногда их комбинации не поддаются объяснению, например: музыка и химия, физкультура и математика. Делается это для того, чтобы при желании учитель за счет второй специальности мог «набрать» полную ставку.

У чешского учителя нет дополнительных обязанностей, кроме ведения уроков, даже домашних заданий, которые нужно проверять, по сравнению с российской школой нет вообще. Здесь никуда не спешат: за урок математики ученики успевают решить раза в три меньше задач, чем в России, а суббота и вовсе — выходной день. Зато летние каникулы на месяц короче, чем у нас. а осенние и весенние длятся два-три дня. К тому же, чешские учителя обязаны соблюдать кучу формальностей: даже царапины учеников фиксируются в специальном журнале. И первого сентября вам не принесут букет цветов, если только вы не учитель первоклассников.

Германия. «Предпочитаю не говорить, что я - учитель»

Профессия учителя в Германии перестает быть престижной, делится Оливер Цвëрнер, учитель математики из Гамбурга. «Люди думают, что учителя – лентяи, у них много каникул и они работают только до обеда. Имидж этой профессии, по моим ощущениям, в Германии довольно плох. На вечеринках я даже предпочитаю не говорить, что я учитель», — признается он. Некоторые родители относятся к учителям как к поставщикам услуг. А вот отношения с учениками, по крайней мере, в своей школе Оливер оценивает положительно.

В среднем гамбургский учитель проводит в школе 20 часов в неделю. Помимо ведения уроков в обязанности учителя входит проверка письменных работ, подготовка к занятиям, разговоры с родителями, конференции, путешествия с учениками, экскурсии и курсы повышения квалификации. Зарплата зависит от типа школы и степени занятости — в среднем около 2500 евро. На эти деньги в Германии можно хорошо жить, говорит Оливер Цвëрнер. Главное, что беспокоит учителей, — это плохо оборудованные школы, претензии родителей, отсутствие признания профессии в обществе и сильный стресс на работе в пиковые моменты.

Южная Корея. Время — деньги

Профессия учителя в Корее остается достаточно уважаемой, говорит Татьяна Казанцева, преподаватель в корейской школе. В среднем учебный день для корейского школьника длится с 9 до 17 часов, но некоторые дополнительные занятия могут заканчиваться и к 9 часам вечера. Все это время учителя находятся в школе. Труд преподавателя в стране оплачивают очень хорошо, говорит Татьяна. По данным «Education at a Glance 2015», учитель зарабатывает около 2500 долларов в месяц. Школьный учитель может позволить себе отдых в заграничной стране, может купить хороший автомобиль. Главное, чего не хватает корейским учителям, — это свободного времени. Недовольство педагогов вызывает и система сертификации в профессии: для того, чтобы стать учителем, недостаточно высшего образования — нужно сдать экзамен на сертификат. «Одна моя подруга три года сдавала такой экзамен», — приводит пример Татьяна Казанцева.

Франция. Подорванный авторитет и 60 часов на работе

Престиж профессии учителя во Франции падает, признается Изабель Баблу, учитель из парижского пригорода. Появляется все больше родителей, которые открыто критикуют учителей. «Морально ситуация в школах стала очень тяжелой после терактов 2015 и 2016 года. Учителей начали обвинять в том, что именно из-за них не удалась интеграция детей мигрантов во французское общество», — объясняет Мишель Дебренн, директор Французского центра  Новосибирского госуниверситета. Учителя, которые работают в смешанных классах (а таковые почти все, особенно в крупных городах), говорят, что на уроках стало сложно затрагивать некоторые темы.

Если отвлечься от политики, то жизнь французского учителя в целом тоже непростая. Зарплата от 2000 до 2500 евро считается во Франции очень средней. Работа отнимает порядка 60 часов в неделю. Из них собственно преподавание — это 36 часов. Еще 18 часов отводится на самообразования и 6 часов — на собрания. Именно слишком большая нагрузка, в том числе и на учеников, сейчас вызывает недовольство у преподавателей школ во Франции.

Италия. Долгая дорога к профессии мечты

Учитель в Италии — это профессия, к которой стремятся и которую сложно получить, говорит Ольга Кузнецова, директор Итальянского центра Новосибирского госуниверситета. Чтобы преподавать в школе, нужно окончить магистратуру, а затем пройти по конкурсу, который раз в несколько лет проводит Министерство образования. По итогам конкурса формируются региональные рейтинги учителей. Ориентируясь на них, директора школ выбирают преподавателей. «И некоторые люди, сдав экзамен, годами ждут и надеются, что их позовут работать в школу. Промежуточным вариантом может стать работа учителем на замену. У меня есть знакомые, которые уже несколько лет работают в таком режиме. В июле они, как правило, не знают, что с ними будет в следующем учебном году», — рассказывает она.

Ритм жизни итальянского учителя сильно зависит от региона: на севере он более динамичный. Раз в месяц преподаватели встречаются на собрании всех учителей, которые преподают в конкретном классе. Здесь даже решение об оценках конкретному ученику принимается коллегиально. Опытный преподаватель зарабатывает порядка 1800 евро. Это меньше, чем во Франции и Германии, и итальянские учителя, конечно, недовольны. Но объективно это очень хорошая зарплата для Италии, где жизнь в целом не сильно дороже, чем в России.

США. Отпуск в Европе и тетради за свой счет

В солнечной Калифорнии, где в почете юристы и программисты, учителя продолжают пользоваться авторитетом, говорит Яна Дуган, учитель в школьном районе округа Марин. Поскольку высшее образование в стране платное, то многие учителя в начале карьеры выплачивают студенческие займы и мало что могут себе позволить. Если же не нужно платить банкам, то учитель в Калифорнии — это типичный представитель среднего класса: он может купить дом в ипотеку, раз в год съездить в отпуск в Европу.

Обычный рабочий день учителя длится 7 часов. Многие учителя ведут клубы по разным предметам или просто помогают детям выполнять домашние задания. Сильное недовольство учителей вызывает недостаточное финансирование школ, когда урезают неакадемические предметы. В некоторых школах по этой причине может совсем не быть уроков музыки или рисования. Другой проблемой остается неравенство образования в богатых и бедных районах. «Работая в нескольких школах, я часто вижу этот контраст: в какой-то школе в классе iPad на каждого ученика, свой бассейн и музыкальный ансамбль, а где-то даже компьютерного класса толком нет, а только несколько компьютеров в библиотеке», — рассказывает Яна Дуган. Кстати, многие учителя в Калифорнии на свои деньги покупают для класса карандаши, наглядные пособия, тетради. Раньше эти расходы можно было списать при подаче налогов, но с 2018 года администрация Трампа урезала эту возможность.

Латинская Америка. Агрессивная среда

Для учителей Южной Америки престиж профессии остался далеко в прошлом, признается преподаватель английского языка из Аргентины Марьяна Суарез. Причиной стали социальные и политические проблемы. Да и сами ученики не отличаются примерным поведением. Преподаватель государственной школы в Аргентине должен работать как минимум 4 часа в день, но большинство учителей работает и по 8 часов, чтобы побольше заработать. Средняя зарплата учителя — 15 тыс. песо в месяц (около 750 долларов). «Но этих денег недостаточно. Например, в магазине на покупку основных продуктов на неделю уйдет 2000-3000 песо», — говорит Марьяна. Главные проблемы аргентинских учителей — это плохие условия в школах, отсутствие помощи правительства, агрессия от детей и родителей, а также проблемы с наркотиками.

Немного лучше себя чувствуют преподаватели частных школ. Стивен Бердсли из США преподает английский язык в Эквадоре и Мексике. Уроки занимают 3-5 часов в день. Зарабатывать можно не меньше 400 долларов в месяц. Этого достаточно, чтобы более-менее скромно жить в стране и иногда путешествовать по ней. Но даже в частных школах учителя сталкиваются с нехваткой материалов для уроков. «Например, я работаю в классе, где у меня нет возможности включать аудио. Приходится импровизировать или приносить технику с собой»,  — приводит пример Стивен.

Гвинея. 50 учеников в классе и зарплата в сто долларов

К учителям в африканской Гвинее относятся с уважением, говорит Асия Халитова, африканист и дипломат. В 2017 году она вела в гвинейских школах уроки, посвящённые сказкам Пушкина. Однако зарплаты учителей в государственных школах очень низкие, в среднем — около 100 долларов в месяц. В частных школах — до 300 долларов. Такие низкие доходы — норма для Гвинеи (страна входит в список наименее развитых государств мира). Обычная школа здесь напоминает барак, занятия часто проводятся в темноте и без кондиционеров, потому что нет электричества. В классе занимается около 50 человек. В школах нет библиотек, учебников мало, они, как правило, поставляются в рамках международных проектов. Государство выделяет на поддержку образования мизерные деньги.

В стране остро стоит проблема грамотности. «В селах детей стимулирует ходить в школы организация Всемирная продовольственная программа за счет строительства столовых при школах и организации питания школьников», — рассказывает Асия Халитова. Учителя гвинейских школ часто выходят на митинги и забастовки, требуя включить свою профессию в бюджетную сферу. Это могло бы дать им хоть какие-то социальные гарантии.

Подписаться на авторский канал Ольги Лошкаревой

Новости образования
Вам будет интересно: