Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Амонашвили: что не так с нашей школой?

Александр Могилев выполняет свое обещание - в ответ на ваши лайки он подготовил продолжение своих заметок с семинара Шалвы Амонашвили. Начало читайте по ссылке.

Читаю новости образования: «Учитель побил ученика и сломал ему наушники», «Ученик побил учителя, директор школы уволен», «Школьник напал с ножом на учителя и одноклассников», «Мать ударила сына-инвалида в грудь за то, что тот не хотел заниматься математикой дополнительно. Сын умер», «Девочка убежала из дома из-за плохих отметок», «Мальчик покончил с собой из-за предстоящих экзаменов», «Российские школьники больше всех в мире испытывают стресс от учебы», ну и, конечно, о бесконечном булинге, травле детей другими детьми, который часто возникает с подачи педагогов.

Эти новости, конечно, совсем не напоминают новости с переднего края просвещения и образования, больше они похожи на новости из сумасшедшего дома. Мы реально создали сумасшедший дом из наших школ (и других учебных заведений), но самое страшное в этом знаете что? Что кому-то, и, причем довольно большому количеству людей, это может показаться нормальным, в порядке вещей.

Понимание того, что с нашей школой что-то не так, пришло не сегодня и принесли его не пресловутые либералы, которых так любят ругать люди противоположной политической ориентации (вопрос на понимание: как точно назвать противников либерализма?). Это произошло в конце 1950-х годов и было связано с ощущением, что довоенная школа не соответствует требованиям времени, ведь, как ожидалось, ее выпускники будут жить уже при коммунизме. Миф о самом лучшем в мире образовании в СССР тогда еще не был придуман в отделе пропаганды ЦК КПСС.

Концепция школы устарела, как это здание, считает Александр Могилев. Изображение Michael Gaida с сайта Pixabay

Главное, что не нравилось в тогдашней школе: отсутствие связи с современностью, то есть с современным состоянием науки и профессиональной деятельности. Школьники, поступая в вуз, не могли выбрать подходящую специальность, а поступив – не могли там учиться. Им не хватало взрослости, ответственности, самостоятельности. Также вызывало проблемы воспитание в школе пассивной жизненной позиции, в результате которой молодые люди оставались привязаны к родителям, не проявляли инициативу, лидерские качества, не брали на себя ответственность, предпочитая сливаться с серой ведомой массой.

И вот, прошло уже почти 70 лет, а все реформы, проводившиеся за это время (а было не менее 4-х крупных реформ) провалились. И не просто провалились, все стало еще хуже!

Одним из первых ученых-экспериментаторов по обновлению школы стал в 1960-е годы Шалва Александрович Амонашвили, тогда еще молодой аспирант. В условиях Грузии он взялся за проблему гуманизации школы. Его работы не затрагивали первооснов школы, таких как классно-урочная организация обучения, он взялся за гармонизацию взаимоотношений учителей и учащихся и быстро нащупал одно из основных проблемных мест школы: ее оценочность, привязанность к учебной программе. Его эксперимент много раз пытались закрыть, но каждый раз он «отбивал» у властей свои экспериментальные площадки, «своих» учителей и детей. Амонашвили написал множество книг, создал мощное сообщество последователей, которые так же, как он, включились в процесс гармонизации отношений учителя и школьника, но на ситуацию в целом его эксперименты сильно не повлияли.

Пропасть между учеником и учителем стала больше, вместо гармонизации и гуманизации отношений учитель-ученик произошла их деградация и формализация.

Одной из проблем советской школы стало то, что в ней сложилась ориентация на передачу знаний, быструю массовую подготовку будущих инженеров и военных в условиях их быстрого выбывания в результате войн и репрессий. Задачи развития и воспитания отодвигались на неопределенное будущее. А потом стало лень этим заниматься, решили, что все и так хорошо.

Придумали концепцию развивающего обучения и воспитывающего тоже. Но только это оказалось ошибкой, глупостью. Из разряда, что Земля плоская и стоит на трех слонах или, там, черепахах. Если нужно развивать и воспитывать – то нужно именно развивать и воспитывать, а не забивать голову учащихся разнородными сведениями и не танцевать с бубном.

Ныне в школе главным фактором стал образовательный стандарт, учебная программа. Их нужно пройти любой ценой, а дети - лишь средство их прохождения. Это антигуманный, формальный подход. На самом деле программа, стандарт – это, по выражению Амонашвили, кладбище научных знаний, когда они уже не живые, добытые в исследовании, а мертвые, превратившиеся в догму, формализованные. Эти знания в действительности никому не нужны, они уйдут, будут бесследно забыты, но из-за них у маленького человека складывается дурные отношения с окружающим его миром. Из-за них его ждут одни неприятности.

Амонашвили пришел к логичному выводу, что дети плохо учатся потому, что их плохо учат. Потому что дети новые, а педагогика старая, какой и была последние 200-300 лет. А еще точнее, потому что на заветы классиков педагогики наплевали и забыли.

Иоган Песталоцци в конце XVIII века требовал, чтобы школа развивала как ум, мышление, умение думать, так и чувства, умение радоваться, любить, страдать, уважать, прощать, а также работать руками, многое самостоятельно и красиво делать. При этом природа буквально толкает ребенка на поиски среды, которая будет развивать и воспитывать ребенка. И если это специально подготовленная взрослыми среда, направленная на развитие – значит, ребенку повезло. Но если созданием этой среды никто не озаботился, то воспитателем станет… улица, двор, подворотня, безнадзорное хулиганское сообщество с курением, алкоголем и наркотиками… И, сейчас, когда ребенок зачастую лишен контактов с ровесниками, очень частой стала ситуация, когда его нужно защищать от родителей.

Ребенок буквально ищет взрослого, у которого он может научиться взрослости. И учитель – это тот взрослый, которого он должен найти, в школе, в которой обеспечивается закрытый, защищенный учебно-воспитательный процесс… Учитель должен стать другом для ребенка, чтобы ребенок не искал других, опасных для себя друзей. Дружба с ребенком дает возможность участвовать в его жизни и влиять на все стороны его развития и роста. Нам нужно перейти к психологии согласия с ребенком вместо психологии управления (это уже Выготский). Но…

Наша школа и учителя упорно стоят на своем, что взрослые все решают за детей и подростков и упорно становятся не в позицию друга, а в позицию начальника и контролера.

Особенно вредной практикой современной школы являются отметки. Не оценки! Оценки, наоборот, нужны, нужна обратная связь от учителя к ученику – взгляд, жест, прикосновение, поддерживающая и подбадривающая реплика. А вот отметка – формальное числовое выражение оценки – вот что действительно вредно. Она ни о чем не говорит, ей просто нужно довериться – двойке или пятерке. Нынешняя отметка стала заменой розог и кнута, порки, которая была в школах отменена параллельно с крепостным правом.

Избивать учеников должны теперь родители, а не учитель. Учитель теперь отправляет отметку родителям для принятия мер. Поэтому отметки носят репрессивный характер. Это все пятерки, от которых отнимают балл за баллом за всевозможные просчеты и ошибки ребенка. Эта практика только усиливает подчиненное положение ребенка, его ощущение бессилия и незначительности в этом мире.

Что такое электронный дневник? Это еще одна степень контроля, прямой донос родителям из школы, чтобы ребенок чувствовал себя под колпаком. А в действительности детям нужна свобода и возможность самостоятельно себя оценивать, ощущение своей значительности, самостоятельности и самодостаточности. «Не заполняйте, не используйте электронные дневники!» — буквально заклинает Амонашвили школьных учителей.

Что же остается? Остается ждать, пока нынешнее общество и образование не рухнут под грузом своих проблем. Это обязательно произойдет, может быть даже быстрее, чем кажется. И не просто пассивно ждать – но и работать не покладая рук. Над созданием альтернативного, гуманистического образования.


Автор

Могилев Александр Владимирович

Все материалы автора

Количество подписчиков: 161

Подписаться Отписаться

Комментарии (27)

  1. Lubova Barker 5 Марта, 2020, 10:11

    ... С благодарностью и уважением к автору за то, что делитесь своими колоссальными заметками с семинара знаменитого, Шалвы Амонашвили. Заставили задуматься по поводу «оценок»...

    Учитель-ученик, «рассоха»,
    с школой, «чтот» не так, уже давно.
    По заветам классиков гуманных, без «подвоха»,
    гуманизм «вне блага», всё равно.

    Учились плохо и учили плохо,
    не взяли и не дали, не смогли.
    А может от оценок суматоха?..
    “Зацифровались”, чёрт возьми.)))

    Доверьтесь двойке и без вздоха)))
    «Ученик-учитель» попробуй подружи.
    Снять репрессии, «страх оценочный», неплохо.
    Жизнь бесценна, где двойки там пятёрки «миражи».

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 месяцев

    Род деятельности: Родитель

    Регион проживания: California, США

  2. Виктор Рябцовский 5 Марта, 2020, 13:20

    Согласен с автором, что современный ученик поставлен в положение, когда он не имеет права на ошибку. Классно-урочная система приближается к своему концу, на смену должна прийти система, которая позволит за счет применения интеллектуальных помощников и консультантов сделать образование на уровне у каждого ученика своя программа, своя скорость освоения знаний. Нет одинаковых людей, все разные, скорость освоения информации у всех тоже разная, значит цель образования должна быть дать возможность учится в комфортной среде и с идеальной скоростью подачи информации для каждого индивидуума. Упор должен быть на глубокое понимание и применение знаний в среде максимально близкой к практике.

    Огромное количество знаний дается в шаге от их практического применения, это крайне ошибочный подход, надо обязательно сделать этот шаг, ценность знания сразу многократно возрастает, появляется стимул к получению знаний. В школе произошла ликвидация развития практических навыков подрастающего поколения, вместо реальной работы по изготовлению практических принадлежностей из-за отсутствия материальной базы перешли на склеивание "бумажных изделий", обклеивание бутылок и других ненужных вещей. Все это ведет к полному отрыву будущих граждан от реальной деятельности, не видел в школах, в которых учились и учатся мои дети ни одного станка, кроме швейной машинки. Вопрос, а что эти навыки уже не нужны? Мы готовим участников или потребителей, если потребителей, то все в порядке.

    Важнейшим элементом должен стать анализ ситуаций. Приведу пример, руководителю производства абсолютно все равно, как рассчитывается выпускаемая продукция, главное, чтобы она укладывалась в требования контроля по допускам, надежности и долговечности и выглядела так, чтобы было приятно пользоваться и безопасно. Никто не доказывает теорем на производстве, а решают задачи производственные задачи, конструкторы проектируют исходя из требований к выпускаемому изделию, там тоже нет теорем, но зато есть огромный список, чему должно соответствовать выпускаемое изделие, а вот здесь вступают в силу другие законы и методы, которые как правило отличаются от того, что изучают в школе, никто не доказывает равенство или подобие треугольников, для этого есть допустимая погрешность отклонения от нормы, там нужна совершенно другая математика, в основе которой лежит теория матричного исчисления.

    В экономике, социологии, в анализе исторических фактов, в построении математических моделей нужны знания по статистике и опять по матрицам, при прогнозировании все то же самое, но именно здесь в школе дают полный ноль. Научился решать мудреные уравнения и что, где это можно применить, вряд ли найдется значительное количество выпускников, которые смогут дать положительный ответ. Сегодня этому легко научить машину, будет успешно сдавать на отлично или на 100 баллов, учить пора тому, без чего человеку будет сложно освоиться в реальном мире, чтобы через 10-20 лет выпускники одновременно с аттестатом не получали статус социального пенсионера, который может до конца жизни существовать на социальное пособие, так как самая большая проблема будет стать востребованным в изменяющемся мире.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 лет

    Род деятельности: Предприниматель

    Регион проживания: Московская область, Россия

  3. Александр Либерман 5 Марта, 2020, 13:36

    Советская школа при всех своих перегибах и перекосах работала. Результатом была армия инженеров и специалистов в различных областях. Полномасштабная деградация началась уже в российских реалиях, когда результатом образования стала армия торгашей и женщин с низкой социальной ответственностью. Где работает вся молодежь? - "свободная касса" и тысячи магазинов.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 2 года

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: —

    • Александр Могилев 5 Марта, 2020, 14:07

      А комиссарам пора бы остаться в прошлом, на гражданской войне... Именно из-за неприятия изменений в обществе, его развития, и происходит то, что происходит - оставшаяся в 30-х годах школа, отставшая минимум на век, а то и на три...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Руководитель в организации высшего образования

      Регион проживания: Воронежская область, Россия

    • Александр Либерман 5 Марта, 2020, 14:48

      Чего собственно и вам желаю. Изменения могут быть разные. Вы не первый и вы не последний играете всю ту же пластинку заведенную в 80-ые, только вот лучше не становится от ваших красочных слов о пустом. Говорильня в отличие от реальных дел.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: —

  4. Александр Гулев 5 Марта, 2020, 15:59

    "...оставшаяся в 30-х годах школа, отставшая минимум на век, а то и на три..." А.Могилев.
    __________________________________________________________________________________________________
    Г-н А.Могилев! Предложите наконец что-нибудь конкретное взамен классно-урочной системы.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 4 месяца

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Кемеровская область, Россия

    • Виктор Рябцовский 5 Марта, 2020, 18:15

      "Предложите наконец что-нибудь конкретное взамен классно-урочной системы."
      Я могу предложить, разделить все предметы на обязательные, а остальные по выбору, причем сделать доступным предметы за пределами школьной программы через интернет портал. Интернет есть у большинства учеников, почему не сделать доступными лекции лучших профессионалов по своему предмету. Для контроля знаний и приема ОГЭ и ЕГЭ создать постоянно действующие центры, где можно сдать и пересдать экзамен по любому предмету. Разве подобный подход ухудшит ситуацию в образовании. Вот тогда можно отказаться от массы пустой информации, которую вбивают в школе на ОБЖ и еще ряде предметов. Почему не дать будущим гражданам изучать математику, физику, информатику, химию, биологию с профессионалами, уровень знаний которых намного выше уровня школьного учителя. Применение современных средств распознавания речи позволяет довести уровень Яндексовской Алисы до уровня интеллектуального помощника по целому ряду предметов. Какая польза от высиживания в классе для ученика, который обогнал одноклассников на 5-6 лет, приведу пример готовил ученика 7 класса к чемпионату России (результат серебряная медаль) по спортивному программированию, за один год прошли материал по 3 курс МИФИ для IT специалистов, что такой ученик может узнать нового за весь оставшийся период обучения в школе?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Александр Гулев 6 Марта, 2020, 1:48

      Виктор! Что бы обсуждение было более предметным, не могли бы Вы для начала, дать определение классно-урочной системы.

      Какие по Вашему мнению задачи решает данная форма организации учебного процесса?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 4 месяца

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Кемеровская область, Россия

    • Виктор Рябцовский 6 Марта, 2020, 9:22

      Александру Гулеву.
      Вы же не будете утверждать, что можно подготовить на уровне класса чемпиона страны или мирового первенства по проектам в области физики, информатики или математики. Основной недостаток данной системы в том, что крайне сложно одновременно обучать заторможенного и ученика, который впереди планеты всей. Вы конкретно, что предлагаете? Пока ничего! Речь идет о широком применении современных технологий в образовании, у меня смартфон в ближайшее время будет лучше решать задания ОГЭ и ЕГЭ, чем среднестатистический ученик вашего класса, если конечно ваши ученики все не сдают на 100 баллов, но я о таком не слышал. Вы против использования технических средств в поднятии уровня подготовки, ведь так можно не только остановить прогресс, но и вернуться в каменный век. Ведь каменный век закончился, это не когда камни кончились.

      Давайте по существу, что надо сделать, чтобы поднять уровень подготовки учащихся? Классно-урочная система рано или поздно уйдет в историю, предлагайте альтернативу. Я предлагаю следующее, ориентироваться на индивидуальные программы подготовки с учетом уровня знаний и навыков конкретного индивидуума, вы против? Чем плохо, если на уроке физики будут работать Гулев и 30 его электронных клонов, каждый ученик получит электронного наставника и консультанта. Включите логику Александр. Приходится убеждать учителя, поэтому мне не удивительно, что когда разговариваешь с выпускниками школы приходится опускаться на несколько уровней, чтобы поняли хотя бы, о чем речь идет. Машины сами себя начинают ремонтировать, замена неисправных элементов происходит в блоках управления за доли миллисекунд, а у нас выпускник школы не в состоянии найти обрыв в проводке. Вот так его учат физике в школе, одна теория, и почти нулевая практика. Спрашиваю у сына вы проходили этот материал (параграф №38 "Модуляция и детектирование"), ответ - нет мы пропустили и пошли дальше. Уровень подачи материала ПОТРЯСАЮЩИЙ!!! Самые востребованные темы в элементарнейшем изложении не проходим. О каких гаджетах и устройствах к смартфонам можно говорить, если в школе дают такой уровень знаний? Поделитесь своими достижениями в подготовке, сколько у вас 100 балльников в среднем в год. Тогда может я приму ваши рекомендации, буду внуков учить по методике Александра Гулева.

      Главный недостаток классно-урочной системы в том, что она убивает желание учиться у самых продвинутых учеников, нет такого ресурса у учителя в школе, чтобы управлять классом, так как он вынужден тратить основное время на самых слабых учеников, одного, двух он еще может поддержать из числа успешных учеников используя индивидуальные задания, и меня так учили, но современная школа опустилась до такого уровня, что учителя не дотягивают до уровня продвинутых учеников, и те банально отсиживают уроки - учиться то нечему. Надеюсь, вы сами это можете наблюдать, у меня подобных примеров множество. Учитель сам должен учиться постоянно, мы пришли к тому, что машина понимает уже не язык программирования, а алгоритмы написанные на языке математики, и это самый массовый продукт промышленности для современного человека - обыкновенный смартфон. Интересно сколько понадобится времени, чтобы это пришло в отечественную школу?

      Урок - откуда это пришло? Может использовать не синоним наказания, а например занятие. Занятие гораздо более подходящее название для образовательного процесса. Какой смысл учиться у учителя, если учитель знает меньше ученика. Это нонсенс! Но почему то все рассматривается не с позиций знания, а с позиции отдания уважения труду учителя, но ведь он ничему иногда не учит, так как дает то, что давно ученику известно.

      Приведу высказывание профессионального математика отдавшего 20 лет отечественной школе Михаила Ареста:
      "Чем же стала элементарная математика? Она превратилась в искусство решения головоломных задач. И это в то время, когда ЮНЕСКО требует давать такое знание, которое позволяет решать жизненные задачи."
      В этом отношении мое мнение совпадает с мнением автора этих строк не только по математике, но и гораздо шире, а именно по всем предметам, решению реальных и жизненных задач надо учить именно в школе.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Александр Либерман 6 Марта, 2020, 12:20
      "...оставшаяся в 30-х годах школа, отставшая минимум на век, а то и на три..." А.Могилев.
      __________________________________________________________________________________________________
      Г-н А.Могилев! Предложите наконец что-нибудь конкретное взамен классно-урочной системы.
      "Предложите наконец что-нибудь конкретное взамен классно-урочной системы."
      Я могу предложить, разделить все предметы на обязательные, а остальные по выбору, причем сделать доступным предметы за пределами школьной программы через интернет портал. Интернет есть у большинства учеников, почему не сделать доступными лекции лучших профессионалов по своему предмету. Для контроля знаний и приема ОГЭ и ЕГЭ создать постоянно действующие центры, где можно сдать и пересдать экзамен по любому предмету. Разве подобный подход ухудшит ситуацию в образовании. Вот тогда можно отказаться от массы пустой информации, которую вбивают в школе на ОБЖ и еще ряде предметов. Почему не дать будущим гражданам изучать математику, физику, информатику, химию, биологию с профессионалами, уровень знаний которых намного выше уровня школьного учителя. Применение современных средств распознавания речи позволяет довести уровень Яндексовской Алисы до уровня интеллектуального помощника по целому ряду предметов. Какая польза от высиживания в классе для ученика, который обогнал одноклассников на 5-6 лет, приведу пример готовил ученика 7 класса к чемпионату России (результат серебряная медаль) по спортивному программированию, за один год прошли материал по 3 курс МИФИ для IT специалистов, что такой ученик может узнать нового за весь оставшийся период обучения в школе?
      Виктор! Что бы обсуждение было более предметным, не могли бы Вы для начала, дать определение классно-урочной системы.

      Какие по Вашему мнению задачи решает данная форма организации учебного процесса?



      Главный недостаток классно-урочной системы в том, что она убивает желание учиться у самых продвинутых учеников, нет такого ресурса у учителя в школе, чтобы управлять классом, так как он вынужден тратить основное время на самых слабых учеников, одного, двух он еще может поддержать из числа успешных учеников используя индивидуальные задания, и меня так учили, но современная школа опустилась до такого уровня, что учителя не дотягивают до уровня продвинутых учеников, и те банально отсиживают уроки - учиться то нечему.

      Виктор то что вы описываете - это современное российское образование. Классно-урочная система в СССР совершенно о другом. Советская система предполагала ориентирование на средних учеников. Для одаренных предполагались дополнительные кружки и система подготовки в виде всесоюзных олимпиад по предметам, балбесами призвана была заниматься пионерская система и старшие вожатые школ, а также классные руководители. Проблема внимания компенсировалась тем что с учениками работали разные учителя. Один может не удерживать внимание ученика, но другой в силу темперамента и характера имел контакт именно с данным учеником с которым могли не взаимодействовать другие учителя. Для этого были педагогические советы в школе. То есть была создана цельная педагогическая система, научно обоснованная. Другое дело каким образом к своим обязанностям подходил конкретный коллектив педагогов и директора школ. Но инструмент (советская школьная система) который был у учителей - был вполне рабочим.
      Сейчас такого инструмента у учителей нет, есть членовредительство со стороны чиновников и различных проходимцев желающих заработать на образовании. Поэтому и не работает повсеместно классно-урочная система, она разрушена. Это все равно что если вы сядете в танк Т-34 с постамента в парке техники и скажете что танк отвратительный, не едет. Логично что он не поедет, он же без запчастей, без горючего, без смазки, только видимый каркас - муляж. Так и здесь - муляж классно-урочной системы.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: —

    • Виктор Рябцовский 6 Марта, 2020, 13:59

      Александр я страшный педант, к этому привела сама жизнь. Т34 - не муляж, а реально существующий объект, за который я сяду, включу зажигание... правда танки я не водил, а вот инженерные машины да, даже готовил курсантов для МО. Школа тоже не муляж, а реально существующий объект, в чем разница, она в том что работает это по различным программам или как говорят математики по различным моделям. Пишите точнее.
      Муляж (французское moulage, от mouler - формовать), точное воспроизведение (слепок) какого-либо объекта. Затраты на муляж как правило отличаются на порядок или более от стоимости объекта. Поэтому военные часто применяют для отвлечения противника от истинного объекта.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Александр Либерман 6 Марта, 2020, 16:43

      Виктор, если в Т-34 не будет внутренностей и горючего - то танк не поедет даже если бы вы умели водить танки или трактор. Школа может и реально существующий объект, а вот наполнение вызывает глубокие сомнения.
      Учитывая тот факт, что вы съехали с темы обсуждения на ёрничание - вы внутренне осознали свою неправоту и вам нечем ответить, кроме кривляний касаемо слово "муляж".

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: —

    • Оксана Горбачева 6 Марта, 2020, 13:54
      "...оставшаяся в 30-х годах школа, отставшая минимум на век, а то и на три..." А.Могилев.
      __________________________________________________________________________________________________
      Г-н А.Могилев! Предложите наконец что-нибудь конкретное взамен классно-урочной системы.
      "Предложите наконец что-нибудь конкретное взамен классно-урочной системы."
      Я могу предложить, разделить все предметы на обязательные, а остальные по выбору, причем сделать доступным предметы за пределами школьной программы через интернет портал. Интернет есть у большинства учеников, почему не сделать доступными лекции лучших профессионалов по своему предмету. Для контроля знаний и приема ОГЭ и ЕГЭ создать постоянно действующие центры, где можно сдать и пересдать экзамен по любому предмету. Разве подобный подход ухудшит ситуацию в образовании. Вот тогда можно отказаться от массы пустой информации, которую вбивают в школе на ОБЖ и еще ряде предметов. Почему не дать будущим гражданам изучать математику, физику, информатику, химию, биологию с профессионалами, уровень знаний которых намного выше уровня школьного учителя. Применение современных средств распознавания речи позволяет довести уровень Яндексовской Алисы до уровня интеллектуального помощника по целому ряду предметов. Какая польза от высиживания в классе для ученика, который обогнал одноклассников на 5-6 лет, приведу пример готовил ученика 7 класса к чемпионату России (результат серебряная медаль) по спортивному программированию, за один год прошли материал по 3 курс МИФИ для IT специалистов, что такой ученик может узнать нового за весь оставшийся период обучения в школе?
      Виктор! Что бы обсуждение было более предметным, не могли бы Вы для начала, дать определение классно-урочной системы.

      Какие по Вашему мнению задачи решает данная форма организации учебного процесса?
      Александру Гулеву.
      Вы же не будете утверждать, что можно подготовить на уровне класса чемпиона страны или мирового первенства по проектам в области физики, информатики или математики. Основной недостаток данной системы в том, что крайне сложно одновременно обучать заторможенного и ученика, который впереди планеты всей. Вы конкретно, что предлагаете? Пока ничего! Речь идет о широком применении современных технологий в образовании, у меня смартфон в ближайшее время будет лучше решать задания ОГЭ и ЕГЭ, чем среднестатистический ученик вашего класса, если конечно ваши ученики все не сдают на 100 баллов, но я о таком не слышал. Вы против использования технических средств в поднятии уровня подготовки, ведь так можно не только остановить прогресс, но и вернуться в каменный век. Ведь каменный век закончился, это не когда камни кончились.

      Давайте по существу, что надо сделать, чтобы поднять уровень подготовки учащихся? Классно-урочная система рано или поздно уйдет в историю, предлагайте альтернативу. Я предлагаю следующее, ориентироваться на индивидуальные программы подготовки с учетом уровня знаний и навыков конкретного индивидуума, вы против? Чем плохо, если на уроке физики будут работать Гулев и 30 его электронных клонов, каждый ученик получит электронного наставника и консультанта. Включите логику Александр. Приходится убеждать учителя, поэтому мне не удивительно, что когда разговариваешь с выпускниками школы приходится опускаться на несколько уровней, чтобы поняли хотя бы, о чем речь идет. Машины сами себя начинают ремонтировать, замена неисправных элементов происходит в блоках управления за доли миллисекунд, а у нас выпускник школы не в состоянии найти обрыв в проводке. Вот так его учат физике в школе, одна теория, и почти нулевая практика. Спрашиваю у сына вы проходили этот материал (параграф №38 "Модуляция и детектирование"), ответ - нет мы пропустили и пошли дальше. Уровень подачи материала ПОТРЯСАЮЩИЙ!!! Самые востребованные темы в элементарнейшем изложении не проходим. О каких гаджетах и устройствах к смартфонам можно говорить, если в школе дают такой уровень знаний? Поделитесь своими достижениями в подготовке, сколько у вас 100 балльников в среднем в год. Тогда может я приму ваши рекомендации, буду внуков учить по методике Александра Гулева.

      Главный недостаток классно-урочной системы в том, что она убивает желание учиться у самых продвинутых учеников, нет такого ресурса у учителя в школе, чтобы управлять классом, так как он вынужден тратить основное время на самых слабых учеников, одного, двух он еще может поддержать из числа успешных учеников используя индивидуальные задания, и меня так учили, но современная школа опустилась до такого уровня, что учителя не дотягивают до уровня продвинутых учеников, и те банально отсиживают уроки - учиться то нечему. Надеюсь, вы сами это можете наблюдать, у меня подобных примеров множество. Учитель сам должен учиться постоянно, мы пришли к тому, что машина понимает уже не язык программирования, а алгоритмы написанные на языке математики, и это самый массовый продукт промышленности для современного человека - обыкновенный смартфон. Интересно сколько понадобится времени, чтобы это пришло в отечественную школу?

      Урок - откуда это пришло? Может использовать не синоним наказания, а например занятие. Занятие гораздо более подходящее название для образовательного процесса. Какой смысл учиться у учителя, если учитель знает меньше ученика. Это нонсенс! Но почему то все рассматривается не с позиций знания, а с позиции отдания уважения труду учителя, но ведь он ничему иногда не учит, так как дает то, что давно ученику известно.

      Приведу высказывание профессионального математика отдавшего 20 лет отечественной школе Михаила Ареста:
      "Чем же стала элементарная математика? Она превратилась в искусство решения головоломных задач. И это в то время, когда ЮНЕСКО требует давать такое знание, которое позволяет решать жизненные задачи."
      В этом отношении мое мнение совпадает с мнением автора этих строк не только по математике, но и гораздо шире, а именно по всем предметам, решению реальных и жизненных задач надо учить именно в школе.

      Вмешаюсь.
      Сколько победителей (ладно, призеров)? Единицы! Вот они действительно могут изучать продвинутый курс физики, информатики (вставить нужный предмет), если пожелают и смогут (внимание) самостоятельно сделать. Не забываем, что одновременно для всех идеальных тренажёров (как и наставников) не существует.

      Для всех остальных массовые школы, для более мотивированных и способных — лицеи, для определившихся — профильные ОУ для старших классов при ВУЗе.
      ---
      Сегодня на Ютубе в открытом доступе лекции уроки самых разных учителей/преподавателей практически по любому курсу школы/ВУЗа, однако, какие ролики набирают миллионы просмотров? На 6 марта (за сутки) миллион и более просмотров набрали такие ролики как: "Сергей Светлаков и Вера Брежнева", "Боль и унижение при оживлении [авто]", "Дерби. Манчестер...", ""Беременная в 16", "NILETTO [музыка]" и так каждый день.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Томская область, Россия

    • Виктор Рябцовский 6 Марта, 2020, 14:24

      Оксана, в том, что вы пишите, как раз весь ужас сегодняшней системы образования. Вопрос, а чем будут заниматься эти люди через 20 лет? Высока вероятность, что это будут социальные пенсионеры, которые не в состоянии найти работу, но все они могут потреблять видео и медиа продукцию и существовать на социальное пособие. Владельцам компаний будут нужны люди с головой, которые могут что-то создавать и продвигать на рынок. Продвижение на рынок - это тоже работа. Я более старой формации десятки лет учился создавать, теперь осваиваю и продвижение на рынок, хотя это намного менее интересная работа, но жизнь диктует свои законы. Мало кто обращает внимание на призывы ЮНЕСКО и ООН о прогнозах исчезновения сотен миллионов рабочих мест в течение 6-10 лет, а поверьте актуальность будет расти в геометрической прогрессии или близко к ней, это точно не прямая. Катастрофически низкий уровень образования оставит огромные массы без работы. Вот о чем надо говорить молодежи при каждой возможности.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Александр Гулев 6 Марта, 2020, 14:14

      Уважаемый Виктор! К сожалению Вы не смогли или не захотели ответить на мой совершенно невинный вопрос: дать определение классно-урочной системы, и какие по Вашему мнению задачи решает данная форма организации учебного процесса? Считаю этот вопрос принципиально важным, поскольку любая дискуссия начинается с согласования понятий и определений. Вынужден повторить свой вопрос в надежде получить ответ, с учетом Вашей педантичности. В противном случае продолжение дискуссии теряет всякий смысл.

      P.s. Ответ на мой вопрос легко найти в любом учебнике по педагогике.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 4 месяца

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Кемеровская область, Россия

    • Виктор Рябцовский 6 Марта, 2020, 16:03

      Александр Гулев, у меня встречное предложение, дайте самостоятельно определение классно-урочной системы, я принимаю ваше определение и мы его обсудим, вы развивайте вашу мысль, пока нет никаких конкретных предложений. Я готов выслушать ваши аргументы в защиту классно-урочной системы, но полагаю, что время ее истекает в текущем веке, как и время заигрывания с бесполезными и утрачивающими свое назначение доказательствами в геометрии, точнее с тем, что создано до Рождества Христова, об этом уже писал Виктор Садовничий, но поклонников у классно-урочной системы еще много, как и у геометрии времен Евклида, только в жизни это нигде не применяется(это про знания школьной математики). Из всей школьной математики используются только тригонометрия и мнимые числа, все остальное использование днем с огнем надо искать. Вам сударь, я даю карт бланш. Ваши аргументы.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 9 лет

      Род деятельности: Предприниматель

      Регион проживания: Московская область, Россия

    • Александр Гулев 6 Марта, 2020, 17:13

      Уважаемый Виктор! Давайте все таки соблюдать очередность. Надеюсь Вы не станете отрицать, что первым вопрос задал Вам я, стало быть и отвечать Вы должны первым! (настоящие педанты поступают именно так.) Но Вы под разными предлогами пытаетесь уйти от прямого ответа на прямой вопрос, и правильно делаете. Почему правильно делаете - догадаться не сложно. В этой связи у меня больше нет к Вам никаких вопросов и спасибо за внимание.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 4 месяца

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Кемеровская область, Россия

    • Александр Либерман 6 Марта, 2020, 16:45

      Александр, зато Виктор смог излиться касаемо определения слова "муляж", даже перевод предоставил с французского.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: —

    • Александр Гулев 6 Марта, 2020, 17:55

      "Александр, зато Виктор смог излиться касаемо определения слова "муляж", даже перевод предоставил с французского."
      ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
      Я тоже обратил на это внимание.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 4 месяца

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Кемеровская область, Россия

    • Александр Могилев 5 Марта, 2020, 18:57

      Александр, я сам работаю вне классно-урочной системы. Приглашаю, приезжайте и посмотрите сами. Что касается "предложите" - еще не настал миг, масса интересующихся педагогов, и главное, площадок, работающих по неурочной системе, недостаточно... Пока надо накапливать критическую массу.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Руководитель в организации высшего образования

      Регион проживания: Воронежская область, Россия

    • Александр Либерман 6 Марта, 2020, 12:24

      Александр, если вы работаете вне классно-урочной системы, то как же вы можете давать оценку классно-урочной? Работать и заниматься педагогической деятельностью - разные вещи.
      Прежде чем накапливать критическую массу, нужно иметь научно-обоснованную систему. Или вы снова хотите двинуть народ в некуда, а потом как Ельцин со слезами каяться, что не смог оправдать надежды.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: —

    • Александр Могилев 6 Марта, 2020, 13:53

      Либерман, я - профессор, доктор педагогических наук, работал во всех системах. Научное обоснование для неурочной системы 100 лет уже как имеется. Учите, как говорится, материальную часть. Разговор приобретет смысл, когда вы ликвидируете собственную безграмотность и у вас прояснится в голове.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Руководитель в организации высшего образования

      Регион проживания: Воронежская область, Россия

    • Александр Либерман 6 Марта, 2020, 16:39

      Профессор, а глупости пишите. Нынче в РАН академиков тьма тмущая, только вот невидно результатов аналогичных академикам 50-80-ых годов.
      Хотя нет, виден результат. Все академики присели на кормушках при хозяевах. Соответственно результат такой какой укажет хозяин. Согласитесь, не лукавьте.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: —

    • Александр Могилев 6 Марта, 2020, 17:00

      Все дело, Либерман, в культуре. То есть её отсутствии, что Вы тут упорно демонстрируете. Это, кстати, “впечатляющие“ результаты советского образования. Культура дискуссии, широкий кругозор, позитивизм - это все не про советскую школу. Любая наука бессильна перед злобой и хамством.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: Руководитель в организации высшего образования

      Регион проживания: Воронежская область, Россия

    • Александр Либерман 6 Марта, 2020, 19:30

      Александр, так вы профессор по культуре? Или все же по педагогике. Не могу понять. Или может медицине? Вы так лихо диагнозы ставите.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: —

  5. Валерий Ганузин 6 Марта, 2020, 19:13

    Милые женщины!
    Поздравляю вас с праздником весны и счастья. Здоровья, успехов и домашнего тепла.

    В качестве виртуального подарка примите, пожалуйста,музыкальное поздравление:

    1. Уникальное исполнение Вивальди английским ансамблем Red Priest - Vivaldi Fours Seasons - Spring - Allegro
    https://www.youtube.com/watch?v=V8wL1AR7iqo&list=RDV8wL1AR7iqo&index=1
    Ансамбль назван в честь Антонио Вивальди, который был рыжим и работал священником.

    2. Вальс сэра Энтони Хопкинса, написанный 50 лет назад, исполняется впервые оркестром Иоганна Штрауса под руководством Андре Рье:
    https://www.youtube.com/watch?v=Z982cExlFzA

    .
    С уважением, Валерий Михайлович.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Ярославская область, Россия

  6. Александр Городинский 17 Марта, 2020, 0:11

    Меня привлекло заглавие статьи и, конечно, авторитет Шалва Амонашвили. Читая текст Александра Владимировича, переживаю вместе с ним проблемы...

    ...Прочитав комментарии, сложилось впечатление, что проблем в образовании стало НЕ(!) меньше, проблемы стали острее и ...непреодолимее...

    Александр Владимирович, если вы согласитесь открыть страницу для формирования структуры актуальной школы, рад буду принять участие. Давайте сделаем это без лишних слов. (Думаю -- не продуктивно осуждать недостатки российского современного образования. Что от этого толку?..)

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 13 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Colorado, США