В программе «Отражение» на ОРТ гостем был Евгений Ямбург, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, академик Российской Академии образования, директор московского Центра образования №109. Разговор коснулся многих актуальных тем российского образования.
Говоря о результатах опроса «Левада-центра», когда выяснилось, что вдвое уменьшилось количество учителей, довольных своей работой, Евгений Александрович сказал:« Но я вам должен сказать, будучи в профессии больше 40 лет, что возможность самореализации, возможность творчества человека греет не меньше, чем заработная плата. И как только усиливаются методы и функции контроля над учителем, связанные с недоверием к учителю, вот тут начинается, конечно, депрессия довольно серьезная. А эта тенденция наблюдается. [...] Самый простой способ, бюрократический – устроить учителям такое ЕГЭ, контролировать их и так далее. Я не против контроля. Но когда эта функция гиперболизируется, если нет доверия, понимаете, даже самый тяжелый труд… А, кстати говоря, это действительно многогранный, тяжелейший труд. И Братья Стругацкие не зря в своих романах на лестнице профессий на самую высшую ступень ставили учителя.
Но самый тяжелый труд дает удовлетворение, когда не уничтожается творчество, когда нет совершенно дурной стандартизации. А это происходит сегодня».
В разговоре была затронута и тема аттестации учителя. Ямбург отметил: «Самая тонкая вещь – это оценка квалификации учителя. Вот в Финляндии оценивает профессиональное сообщество. До тех пор, пока чиновник будет единственным игроком на этом поле, унижение неизбежно».
Высказался эксперт и о бюрократизации образования: «Вот это такая беда. Тем более это нигде не прописано никаким законодательством. То есть вот эта бюрократическая система начинает сама работать на себя. Но тут есть одна тонкость. Ведь функция контроля так гиперболизирована, потому что введена была диференцированная заработная плата. И разговор с фининспектором о поэзии довольно сложен. Если вы какие-то баллы начисляете, нужно доказать, что не потому что я люблю Марьванну, а Петра Петровича ненавижу. Поэтому здесь вырастает эта формальная сторона. Дальше начинают подсчитывать рейтинги школ и многие другие вещи. Это, конечно, угнетает.
Тем более молодому специалисту, которому столько надо еще прочитать, походить к коллегам-мастерам на уроки и так далее. Это безусловный бич.
И, вы знаете, самое интересное, поверьте… Я ведь общаюсь и с коллегией министерства. Сколько бы ни писал специальных писем министр образования предыдущий и новый о том, что недопустимо перегружать отчетами, но это глас вопиющего в пустыне. Потому что управление в значительной степени децентрализовано. И вопрос аттестации учителей – это не вопрос федерации. Это вопрос региона. Это их полномочия. Поэтому когда я вижу, что в одних регионах сдается портфолио килограмм 50, которое некогда читать, а в другом бедолага-учитель отвечает на 500 вопросов компьютеру, конечно, это извращение. Но здесь надо наводить порядок. И в этой ситуации, поверьте, я выступаю за профессиональную централизацию управления. Потому что это же зависит от того, кто батька в этом регионе и какой дискурс он задает».