Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Академик РАО: проверка скорости чтения доводит школьников до заикания

Никакие скоростные характеристики не могут быть критерием оценки школьников начальных классов. Такое мнение высказала директор Института возрастной физиологии РАО, профессор Марьяна Безруких, выступая на экспертном семинаре "Безотметочное обучение в начальной школе: за и против", который состоялся накануне в Российской академии образования.

Эксперт рассказала, что она проанализировала все крупные инновации, которые были внедрены в начальное образование за последние 50 лет (включая безотрывное письмо, скоростное чтение и пр.).

- До сих пор эти инновации никто не отменил, они сами потихоньку отмирают. Но, не смотря на то, что в стандартах начальной школы нет утвержденных нормативов скорости чтения, практически во всех наших школах скорость чтения до сих пор проверяют с секундомером в руках, ‒ цитирует  эксперта РИА Новости.

При этом по ее словам, проверка скорости чтения доводит школьников до парезов лицевых мышц, заикания и тяжелых неврозов. Более того, директор Института возрастной физиологии РАО считает, что чтение вслух со скоростью выше 80-90 слов в минуту ‒ бессмысленное занятие, поскольку слуховой анализатор не воспринимает информацию в таком темпе. 

- В любом классе 25 процентов детей ‒ это медлительные дети, ‒ подчеркнула она, добавив, что выполнение задания на скорость создает нервозную обстановку для таких детей.


Автор

Светлана Лаврентьева

Все материалы автора

Количество подписчиков: 123

Подписаться Отписаться

Комментарии (27)

  1. Валерий Чернухин 21 Сентября, 2018, 14:48

    "При этом по ее словам, проверка скорости чтения доводит школьников до парезов лицевых мышц, заикания и тяжелых неврозов".
    1. Проверка длится несколько минут.
    2. Если И ПРАВДА внезапно возникает заикание при этой проверке, то приведите данные или НЕ ВРИТЕ.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: Иное

    Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • Светлана Решетняк 21 Сентября, 2018, 16:41

      Про заикание не знаю, но что норма сколько-то знаков в минуту -дурь, уверена. Смысл чтения в понимании текста, а не в скороговорке. Когда от моих требовали пулемётного чтения, я сразу сказала - не заморачивайтесь, главное, как вы его поняли, а 4, 3
      или 5 за скорость не волновала ни бабушку, ни родителей.

      Статус в сообществе: Конфиденциально

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Конфиденциально

      Регион проживания: Конфиденциально

    • Саид Насреддинов 24 Сентября, 2018, 19:20

      "...скоростные характеристики не могут быть критерием оценки школьников начальных классов" - МОГУТ!

      Да, с данными у людей небогато:

      1. https://www.youtube.com/watch?v=rxpk6ZIO6hk

      2. https://www.youtube.com/watch?v=dbfILa0Up4A

      3. https://www.youtube.com/watch?v=fqNwb1I0Ii4

      Рекорд скорости - 99 секунд - первая ссылка, "не наша дама изощряется"

      Чуть хуже - на 8 секунд - вторая, наша дама - пытается повторить.

      Третья ссылка - нормальный мужской вариант. Симпатичный.

      Вот и пусть первоклассник выбирает - сходить с ума или погодить.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

  2. Марина Прудникова 21 Сентября, 2018, 21:16

    У моего ребёнка начиналась истерика за несколько дней, с момента объявления о проверке скорости чтения. Уверенна, что его неуверенность в себе и в жизни идёт, в том числе и отсюда. Хотя мама с папой никогда не требовали "прыгать выше головы".
    Когда я прошу пятиклассников прочитать текст, наблюдаю следующую картину: бормочут буквы наперегонки, но ни на один вопрос потом ответить не могут.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Ямало-Ненецкий АО, Россия

  3. Вадим Монахов 22 Сентября, 2018, 0:29

    Сегодня вёл занятие со студентами второго курса. Это отнюдь не школьники младших классов. Как обычно, по очереди задавал студентам вопросы, в том числе по материалу, который только что рассказал. Из полутора десятков человек внезапно обнаружился один, который легко отвечал на вопросы, которые адресовались не ему, и совершенно терялся, когда я обращался непосредственно к нему. Потел, бледнел, не мог ответить на простейшие вопросы. В результате вместо того, чтобы задавать вопросы всем по очереди, пришлось немного что-то рассказать, и сразу задавать по этому материалу вопрос данному студенту. После пятого вопроса он начал приходить в себя и более-менее спокойно отвечать. Поэтому я смог продолжить нормальное проведение занятия с поочерёдными вопросами другим студентам.
    Это обычная ситуация: умение преодолевать волнение не вырабатывается само собой, необходимо частое повторение ситуации, со спокойным объяснением преподавателем, что ничего страшного нет ни в такой реакции, ни в неправильном ответе или не сдаче теста, и т.п. Чтобы ситуация стала привычной и не вызывала шокового состояния.
    Ещё сильнее подобная реакция бывает при вызове к доске, когда студент (или студентка) должен на ходу объяснить работу сложного алгоритма или сам написать сложный код, с подробным объяснением того, что он делает.
    Подобные ситуации с младшекурсниками случаются регулярно, обычно с девушками, но иногда и с юношами. Два года подобной практики, а затем выступления на семинарах перед группой с рассказомио своей научной работе и доклады на студенческих конференциях полностью излечивают подобные недостатки школьного образования.
    В школе обычно не учат выступать и общаться. Но в СПб имеется дискуссионный клуб школьников «Дебаты» - это замечательное соревнование команд, обучающее умению общаться и обосновывать свою точку зрения. Некоторое время назад движение бурно развивалось, и дебаты даже показывали по телевидению. Но, видимо, властям не очень понравилась выработка у школьников самостоятельности мышления, и движение приглушили, хотя и не задушили.

    В общем, чтобы научиться выступать, необходима практика выступлений, только и всего. А бояться можно всего. Например, того, кто сидит в пруду. Одна из задач школы - научить не бояться того, кто сидит в пруду. В основном школа с этим справляется, хотя бывают и исключения из правила.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 9 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Санкт-Петербург, Россия

  4. Светлана Решетняк 22 Сентября, 2018, 9:27

    Точно! В школе дети не говорят , боятся всего и вся, а больше всего выставления оценок по поводу и без. Только вчера на курсах две девчонки остались и рассказывали, как страшно просто спросить, а если спросят по ходу объяснения, то посмотрят, говорят, и дальше объясняют, не отвечая на вопрос. Может, ответ на вопрос (а не понята , бывает, просто какая-то мелочь) сделает дальнейшее объяснение понятным, но учитель торопится. План урока - священная корова.

    Статус в сообществе: Конфиденциально

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Конфиденциально

    Регион проживания: Конфиденциально

    • Елена Романова 22 Сентября, 2018, 11:44

      Надеюсь, мои ученики не боятся спрашивать и на перемене, и на уроке. Это ужасно - быть учителем, внушающим страх!

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Архангельская область, Россия

    • Светлана Решетняк 22 Сентября, 2018, 11:54

      Да, Елена, это на самом деле страшно. Как вам прозвища, которыми наградили учащиеся двух учителей - "фрекенбок", "нагайна"? Оторопь берёт.

      Статус в сообществе: Конфиденциально

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Конфиденциально

      Регион проживания: Конфиденциально

  5. Валентина Шишканова 22 Сентября, 2018, 12:34

    В школе дети постоянно спрашивают: когда же будет техника чтения? Эта процедура многим нравится. Дети не боятся этого. На вопросы по тексту отвечают, т.е. читают осмысленно. Учим читать с выражением, пониманием. Читать вслух детей тоже надо учить, чтобы слова проговаривали, а не проглатывали. От детей не требуется "пулеметного" чтения. А как же чтение текстов по ролям? пересказ? чтение стихов наизусть? Детей надо учить так, чтобы они не боялись, а чувствовали себя в школе комфортно.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Заместитель руководителя в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Нижегородская область, Россия

    • Валерий Чернухин 22 Сентября, 2018, 16:34
      В школе дети постоянно спрашивают: когда же будет техника чтения? Эта процедура многим нравится. Дети не боятся этого. На вопросы по тексту отвечают, т.е. читают осмысленно. Учим читать с выражением, пониманием. Читать вслух детей тоже надо учить, чтобы слова проговаривали, а не проглатывали. От детей не требуется "пулеметного" чтения. А как же чтение текстов по ролям? пересказ? чтение стихов наизусть? Детей надо учить так, чтобы они не боялись, а чувствовали себя в школе комфортно.

      Хоть один позитив. Спасибо.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Иное

      Регион проживания: Новосибирская область, Россия

  6. Татьяна Рогова 23 Сентября, 2018, 13:30

    "Пулеметную очередь" адекватный учитель требовать не будет. А вот особо яростным противникам развития технической стороны чтения (естественно с пониманием прочитанного) советую взять учебники 5-6 класса и посчитать на досуге кол-во слов в параграфах по истории, биологии, литературных текстах и пр. учебных материалах, предназначенных для ознакомления (запоминания) в день, разделить это на 50-70 слов ( у кого-то и 35 сл/в минуту) и получить время, которое ребенку надо будет затратить на выполнение д/з. Посчитали? Осталось ли такого ребенка хоть 5 мин свободного времени? Или он круглые сутки делает уроки? На практике таких детей нет. А вот "провалы" в устных предметах в 5 классе - факт проверенный временем. Во всем должен быть принцип разумности. Грамотная работа по расширению поля чтения, развитие интереса к чтению и как результат - наращивание скорости чтения, никого еще не сделала заикой. Выход из началки в среднюю школу заведомо неуспешных детей , считаю признаком безграмотности учителя, прикрывающего свою некомпетентность заботой о психике детей.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 3 года

    Род деятельности: —

    Регион проживания: Россия

  7. Ольга Тагирова 24 Сентября, 2018, 12:49

    Так странно читать подобные цитаты. Если ребенок не умеет шнуровать ботинки, значит его не надо этому учить?
    То же и со чтением.
    А если педагог не умеет успокоить ученика и принять его как самого любимого, даже если он не может читать с высокой скоростью, то может этого педагога нужно чему то научить?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 4 года

    Род деятельности: —

    Регион проживания: Россия

    • Валерий Ганузин 24 Сентября, 2018, 21:32

      "Если ребенок не умеет шнуровать ботинки, значит его не надо этому учить?"
      Уважаемая Ольга!
      А зачем его учить шнуровать ботинки? Сейчас почти все на молниях и липучках. Может и надо учить ребенка пользоваться новыми приемами чтения, а не устраивать соревнования в классе по "шнурованию ботинок"? Важнее, например, научить ребенка понимать прочитанный текст.
      ***********************************
      ""Пулеметную очередь" адекватный учитель требовать не будет."
      Уважаемая Татьяна!
      У нас в школе была учитель физики, которую дети звали "Вера-пулемет". Она говорила так быстро, что никто ничего не мог записать. Но ее такой стиль преподавания нисколько не огорчал. Хотя человек она была хороший, помогала часто школьникам в различных конфликтных ситуациях, дополнительно занималась с отстающими по физике и т.д.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Саид Насреддинов 24 Сентября, 2018, 21:44

      Уважаемый Валерий Михайлович!

      Я чуть выше дал две ссылки на быстроговорящих женщин...

      1. https://www.youtube.com/watch?v=rxpk6ZIO6hk
      2. https://www.youtube.com/watch?v=dbfILa0Up4A

      Насколько Вера-пулемёт говорила быстрее?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Валерий Ганузин 24 Сентября, 2018, 22:04

      Уважаемый Саид Леонидович!
      Скорость у нашей Веры (отчество не помню) была примерно как у второй девушки-исполнительницы. Услышать и понять было можно, но записать никак никто не мог. Возможно это смогла бы сделать стенографистка, но таких среди нас не было.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Саид Насреддинов 24 Сентября, 2018, 22:59

      Уважаемый Валерий Михайлович!

      Приведённые мной примеры - на мой взгляд - курьёзы, даже на русском языке на хороших колонках при достаточной громкости текст с первого раза воспринимается не весь. Эталоном исполнения считаю диск Анатолия Шагиняна "Песни людские" - интернет адреса которого постоянно меняются - оригинал, не самый чистый звук, но без нарезки:

      https://teatr.audio/shaginyan-a-pesni-lyudskie

      Моё глубокое заблуждение (предрассудок) - скорость речи должна обеспечивать понимание людям, а не лавину звуков при отвратной дикции: кто больше съест пирожков за 5 минут - попадёт в книгу мировых рекордов Гиннеса!

      Чем заниматься планово-програмным маразмом, лучше бы в начальной школе слушали "Маленького принца "в исполнении Марии Бабановой и Алексея Консовского - воспитательный эффект которого неизмеримо велик. И дикция актёров ... хорошая.

      http://www.staroeradio.ru/audio/7710 - но почему этого не происходит?

      Вариант, к сожалению, сильно урезанный...для двух дисков размером "гранд"/4 стороны. Почему урезали шедевр, отбили руки Венере Милосской и пенис - Аполлону?
      Ноги бы выдернул кастратору, но сначала - выдернул бы руки... выброшены начало гениальной сказки - планеты с Пьяницей, Фонарщиком, Географом и много другого.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Валентина Сердюкова 25 Сентября, 2018, 8:49

      Заставить ребёнка в школе быстро читать фигню - более благородная задача, чем поедание пирожков на скорость независимо от качества начинки.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 2 года

      Род деятельности: Родитель

      Регион проживания: Россия

    • Светлана Решетняк 25 Сентября, 2018, 12:42

      "Заставить ребёнка в школе быстро читать фигню - более благородная задача,"- не только не благородная , но и чрезвычайно вредная, так как "фигня" будет восприниматься как нечто стоящее.

      Статус в сообществе: Конфиденциально

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Конфиденциально

      Регион проживания: Конфиденциально

    • Саид Насреддинов 25 Сентября, 2018, 18:28

      "...быстро читать фигню - более благородная задача" - согласен.

      А если у некоторых (или у многих?) после этого "благородства" на всю жизнь будет возникать тошнота при мысли что- нибудь прочитать?

      Я не помню ни единой интересной книги из школьной программы - когда после 9-го класса литераторша диктовала на лето "рекомендательный список из 20 названий" я после 3 или 4 пункта отложил ручку. " - Почему перестал записывать? - спросила учительница. - У меня нет и не будет времени на список, в который входит такое фуфло/муть, как "Туманность Андромеды", ответил я.

      Обсуждение списка на этом закончилось и после никогда не возобновлялось...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Ольга Тагирова 25 Сентября, 2018, 9:06

      Уважаемый Валерий, может пример со шнурками не очень удачный, но пользоваться острыми предметами мы тоже учим детей, или вы предложите покупать все нарезанное?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 4 года

      Род деятельности: —

      Регион проживания: Россия

    • Александр Горячев 25 Сентября, 2018, 9:36

      "...пользоваться острыми предметами мы тоже учим детей..."
      На скорость?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 10 лет

      Род деятельности: —

      Регион проживания: Москва, Россия

    • Саид Насреддинов 26 Сентября, 2018, 9:02

      Мы детей ещё и в музыкальных школах учим!

      " - Лунную Сонату вдвое быстрей сыграть можешь?

      - Молодец!

      - А втрое быстрее? ...Гениально!

      - А похоронный марш?..."

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

  8. Мария Корешкова 24 Сентября, 2018, 21:53

    Мой сын начал читать много, с удовольствием в конце 4 класса - сломал в мае ногу и в гипсе взял Жюля Верна, "Таинственный остров". И зачитал так уж зачитал, книжки приходилось отбирать на ночь.
    В пятом классе осенью начались контрольные проверки.
    И .... скорость чтения оказалась неприлично низкой. Но ведь в 4 классе все было хорошо? Потом я выяснила, почему так: скорость чтения "про себя" намного выше скорости речи. Ситуация проверки, чужие строгие учителя - нервничает, начинает заикаться, теряет глазами текст.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 10 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации среднего профобразования

    Регион проживания: Москва, Россия

    • Валерий Ганузин 24 Сентября, 2018, 22:07

      Уважаемая Мария Джановна!
      Ко всему, при проверке м.б. и не интересный, трудно понимаемый текст, который дети и читают медленно.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Ольга Тагирова 25 Сентября, 2018, 9:01

      Не обязательно читать быстро и оценку за это у нас не ставили, тем более, что она не должна так сильно волновать.
      Если отличник по математике не умеет быстро бегать на уроках физкультуры, разве это трагично?
      Просто надо научиться оценки по предметам не переносить на оценку жизни.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 4 года

      Род деятельности: —

      Регион проживания: Россия

  9. Юрий Панов 25 Сентября, 2018, 10:35

    В сентябре проверяют не только учеников, но и директоров и учителей, МЧС готово довести всех до заикания. Отклонения в речи уже наблюдаются на уроках учителей

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Новосибирская область, Россия

    • Татьяна Сучкова 25 Сентября, 2018, 12:04

      Да. Язык заплетается, глаз дергается, ноги подгибаются, руки дрожат. Министерская проверка пройдена.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 12 лет

      Род деятельности: Конфиденциально

      Регион проживания: Конфиденциально