Страница добавлена в Избранное

Страница удалена из Избранного

Для добавления в Избранное необходимо авторизоваться или зарегистрироваться.

Я – блестящий учитель?

«Я – блестящий учитель, у меня прекрасные ученики!». Да, именно с этими словами надо входить в класс на каждый свой урок. И многие мои коллеги так и делают. Но что мы имеем в виду, когда говорим: «блестящий учитель»?

Думаю, в каждой школе есть учителя, которых дети, мягко говоря, недолюбливают, но домашние задания начинают делать именно с этого предмета, даже, если, например, этот предмет математика, а школа с углубленным изучением иностранных языков или наоборот. На уроке полная тишина, никаких проблем с дисциплиной, учитель медленно и торжественно (этакий Генералиссимус) обводит взглядом замерший в напряженном ожидании класс… «К доске пойдет…, - пауза -, … Иванов!». Вздох облегчения, обреченный Иванов бредёт к доске, и вполне уверенный в себе, неглупый парень начинает заикаться под испепеляющим взглядом Генералиссимуса. Это не эпизод из «Ералаша», это вполне реальная картинка из школьной жизни. Самое смешное в этой ситуации, то, что этот предмет дети, как правило, знают.

Значит «Генералиссимус» – блестящий учитель? Ведь основную свою задачу – научить детей, он выполняет блестяще. Но многие ли из этих неплохо знающих предмет ребят любят его и решают связать с ним свое будущее? По моим наблюдениям, таких практически нет.

На другой урок ребята идут с удовольствием, на учителя смотрят с восторгом, учитель на них с любовью, понимая все их проблемы и сложности. За несделанные домашние задания ставит в журнал точку карандашом, если на следующий раз опять нет задания, то ставит на место точки жирную точку, на следующий раз точку ручкой, а потом забывает, что эта точка значит. Имея малейшую возможность похвалить ученика, обязательно похвалит, при плохом ответе обязательно скажет: «Это, безусловно, случайность, а в следующий раз будет пятерка.». Ну а раз случайность, то зачем эту двойку ставить в журнал? И не ставит. Ну просто душка, а не учитель. Ребята его искренне любят, на уроке чувствуют себя уверенно, но предмет не знают. Не знают совершенно, несмотря на высокие оценки. Но именно на этих уроках формируется у ребят чувство уверенности в себе, самоуважение и вера в свои силы.

Значит, все-таки «душка» – блестящий учитель?

Уверенность в себе, самоуважение – это прекрасно! И, если наши выпускники вышли из школы без этих качеств, то грош нам всем цена. Но бывает, что этими качествами все и ограничивается: довольный собой, уверенный в своих силах молодой человек не может двух слов связать по-английски, безграмотно пишет по-русски, Фонвизина ищет на карте, не знает с кем была Отечественная война, но хранит в своём сердце самые тёплые воспоминания о школе и о нас - учителях. Мы - блестящие учителя? Но зачем в таком случае вообще тратить время на уроки? Может быть лучше гулять с учениками, дышать свежим воздухом, пить чай, говорить о жизни, иногда, раза два в неделю проводить опрос по темам прошлых бесед и ставить им за любой ответ пятерки для повышения самооценки?

Я все-таки по старинке считаю, что школа должна детей учить. Но как это сделать, не ломая их, не запугав и не задавив? Как заставить их учиться, не умаляя их свободу личности? Возможно ли результативное образование без прессинга? Ведь оно во многом построено на преодолении себя, а это не просто, не каждый может заставить себя это делать, нужна, мягко выражаясь, поддержка из вне. Как в спорте: дети приходят туда сами, хотят стать чемпионами, но для этого нужно сделать столько, сколько можешь и ещё чуть-чуть. Через силу, через не могу. На каждой тренировке. И делают это всегда под жестким нажимом тренера. Вы когда-нибудь видели нежного тренера? Школа, конечно, не спортивная секция, но аналогии уместны, ведь учеба невозможна без определенного преодоления себя, без постоянных занятий тем, чем надо, а не тем, чем хочется; без состояния неуспеха, без осознания его и преодоления, которое возможно, только, если вкалывать, вкалывать и вкалывать. Возможно это без давления на ученика? Учитель-генералиссимус считает, что не возможно. И давит. Дети предмет знают, но теряют что-то очень важное в своем личностном развитии.

Учитель-душка не давит, у детей с личностным развитием все в порядке, но знать они ничего не знают.

А может быть я все усложняю? Есть учителя, которые говорят: «Надо относиться к детям, как токарь относиться к своему станку. Дети – такие же станки.» Эти учителя относятся к ученикам без излишней эмоциональности, я бы сказала, что эмоциональность там просто отсутствует. Но процесс идет. Материал объясняется, оценки выставляются. Кто что заслужил, тот то и получает. Дети к таким учителям относятся вполне уважительно, материал, в общем, знают. Самолюбие их на этих уроках не страдает. Все довольны. Так и надо? Это и есть золотая середина? То есть учитель-«токарь» и есть – «блестящий учитель»? А все остальное –суета?


Автор

Наталья Федотова

Все материалы автора

Количество подписчиков: 0

Подписаться Отписаться

Комментарии (20)

  1. Марина Еремина 19 Октября, 2018, 19:39

    Извне - пишется слитно.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 месяцев

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Краснодарский край, Россия

  2. Валерий Ганузин 19 Октября, 2018, 20:53

    "...учитель-«токарь»... точит мозги ученикам. Он не учитель, а блестящий мучитель...

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Ярославская область, Россия

    • Саид Насреддинов 20 Октября, 2018, 8:43

      Я вам мозги не пудрю - уже не тот завод...

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

  3. Елена Романова 19 Октября, 2018, 21:51

    На мой взгляд, профессия учителя сродни профессии садовника: где нужно - подкормить, где нужно - опору подставить, где-то прищипнуть лишние побеги, где-то убавить воды и света. Вот только «сорняков» у учителя быть не должно. Он должен найти подход и к «культурному растению», и к «дичку». Вспомнилась сказка Андерсена «Садовник и господа». Учитель в похожей ситуации: критиков и поучающих полно, но вот вырастить «сад» из самых обычных «растений» получается далеко не у каждого. И зачем учителю блестеть? Блеск - это поверхностное. Учителю нужно светить и греть, не обжигая. Ой, что-то я совсем в символы ушла - пятница, вечер)))

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Архангельская область, Россия

    • Валерий Ганузин 19 Октября, 2018, 22:01

      Уважаемая Елена Викторовна!
      Святые слова. Но и "блестящих" на веку хватает. Но не все то золото, что блестит...
      **********************************
      "...вырастить «сад» из самых обычных «растений» получается далеко не у каждого..."

      "Год сменяет год, а проблема становится все острее. Думаю, чо "в лоб" ее решить невозможно. Нужно менять СОДЕРЖАНИЕ СОБРАЗОВАНИЯ,
      Редюхин Владислав Иванович 12.02.2013 в 06:09"

      https://www.direktor.ru/article.htm?id=51

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 7 лет

      Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

      Регион проживания: Ярославская область, Россия

  4. Сергей Циренщиков 19 Октября, 2018, 23:22

    "Блестящий"?
    Сколько "халва" не повторяй, во рту сладко не станет.

    Да и что может "блестеть"?
    Лысина, пиджак, брюки, слюна, глаза, сопли... - особенно "педагогические" про "слезинку одного ребенка".
    Что за бред!
    Сегодня узнал - учительница 3-го класса уходит из школы.
    "прекрасные ученики" довели... + их мамки-няньки, воспитавшие ГЕНИАЛЬНОГО (своего) ребенка, которого гадкая школа (с учительницей) только портит.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Саид Насреддинов 20 Октября, 2018, 11:30

      "Да и что может "блестеть"?" - В данном случае - блестящий образец ленивости: при значительной безграмотности - лень авторше было нажать кнопочку "правописание".

      У меня авто-редактор нашёл дюжины полторы ошибок и многие - правильные.

      И при таком взрывном бинарном дефекте - ленивость плюс безграмотность - входить в класс с молитвой "Я БЛЕСТЯЩИЙ" - ?

      Тогда что такое мазохизм? Смесь маразма с идиотизмом в пропорции 3/1 ?

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

  5. Евгения Тихомирова 20 Октября, 2018, 8:14

    Очень не нравятся учителя . которые активно используют
    "забубённые" методы... Учителя-бубны. бубнят и бубнят...
    прописные истины... (это мой термин использовала
    на международной конференции, понравился и запомнился участникам)
    А вообще-то. в практике подготовки учителя
    исчезла составляющая... личностное развитие...
    прежде всего своё.. Труд тяжелый... не всем под силу...
    Современное образование - это не компьютеры, не тьютеры, это люди:
    знающие, понимающие, принимающие, помогающие, показывающие...

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Самарская область, Россия

  6. Елена Сазоненко 20 Октября, 2018, 8:22

    Сейчас что-то изменилось в нашем сознании...
    Не знаю как у вас, но у моих учеников все прекрасно с самооценкой, уверенности хоть отбавляй, даже двойки в девятом классе почти по всем предметам их не заставляют задуматься над “жизнью”...
    Что там невыученные уроки, знание предмета. Во всех своих неудачах обвиняют учителей, мол, кричит, плохо объясняет, да и вообще скучно и это мне не нужно...
    Я согласна с вами, нужно менять, возможно и содержание образовательных программ и все остальное, но прежде всего нужно менять отношение к нам учителям...
    Я верю, что все мои ученики найдут свою нишу в жизни, жизнь их сложится так, как они сами того захотят и вспоминать они будут не раз нашу школу добрым словом. Но я с осторожностью жду следующих пять-семь лет, ведь именно после этого времени они приходят уже как специалисты, и не исключено, что они придут в школу уже как учителя...
    Задуматься есть над чем... Имеено так , “Блестящий” учитель или как, может показать только время и результат нашей деятельности...

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Преподаватель в организации дополнительного образования

    Регион проживания: Ростовская область, Россия

    • Фаиля Мусиевна Ситдикова 20 Октября, 2018, 10:18

      Уважаемая коллега! Трудно вникнуть в смысл написанных слов, когда в небольшом тексте столько орфографических ошибок: "что то", "не выученные уроки", "найдут нищу", "сложется", "прийдут"... О пунктуации просто молчим! Есть предложение: сообщение набирать "в ворде", потом уже (после тщательной проверки) выкладывать его на всеобщее обозрение. К сожалению, для многих учеников то, что " так написано в Интернете" более действенно, чем правила русской орфографии, прописанные в учебниках.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 8 лет

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Башкортостан, Россия

    • Саид Насреддинов 20 Октября, 2018, 11:35

      " Трудно вникнуть в смысл написанных слов,.."

      Глубокоуважаемая Фаиля Мусиевна, Вы абсолютно правы: особенно трудно вникнуть в смысл, когда его нет: намёком этому может послужить нолик в графе "количество подписчиков автора".

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Чеченская, Россия

    • Светлана Решетняк 21 Октября, 2018, 15:32

      "Уважаемая коллега! Трудно вникнуть в смысл написанных слов, когда в небольшом тексте столько орфографических ошибок..."

      Если в тексте видеть только ошибки ( профессиональная деформация преподавателей русского и литературы), то увидеть действительно ценное в статье не представляется возможным. Часто вижу в комментах ( не только на этом сайте) желание ткнуть лицом в грязь, а вот ответа по сути чаще не дождаться. Думаю, что 90 % граждан России не имеют права высказывать своё мнение письменно с точки зрения преподавателей русского.

      Статус в сообществе: Конфиденциально

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Конфиденциально

      Регион проживания: Конфиденциально

  7. Владимир Головняк 20 Октября, 2018, 18:12

    И только чиновники твердят: "Ты ничтожество, ты никто. Как бы с тебя денег содрать, послав за свой счёт на очередные внеочередные курсы".

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 6 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Краснодарский край, Россия

  8. Елена Ковалева 21 Октября, 2018, 4:02

    Автор допускает только одинаковое по отношению ко всем ученикам поведение. А почему учитель не может быть "генералиссимусом" к двоечникам, и не столь суровым по отношению к мотивированным ученикам?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 8 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Новосибирская область, Россия

  9. Светлана Решетняк 21 Октября, 2018, 9:24

    "Школа, конечно, не спортивная секция, но аналогии уместны, ведь учеба невозможна без определенного преодоления себя, без постоянных занятий тем, чем надо, а не тем, чем хочется; без состояния неуспеха, без осознания его и преодоления, которое возможно, только, если вкалывать, вкалывать и вкалывать."
    Можно быть не злобным, но требовательным, т.е. порицать за невыполненное и хвалить за хорошо сделанное. Умение ученика преодолеть трудность и порадоваться за достижение цели - главное в педагогике. Пример из жизни. Отдали внука в бассейн . Ходит несколько месяцев- не плывёт. Посмотрела тренировку, поняла , что ещё много времени будут делать простые упражнения, не вызывающие сколь-нибудь существенного напряга. Поскольку в молодости профессионально занималась плаванием, взяла дело в свои руки, стала ходить с внуком в бассейн, тренировки проводила достаточно жёсткие с той точки зрения, что не получается - терпи, пробуй ещё раз. Результат - 10 занятий хватило, чтобы плыл 10 метров подобием брасса и кролем. Тренера не ругаю, у него 10 детей и родители, которые, не дай бог, увидят "насилие над ребёнком". Спрашиваю - тяжело? Говорит, у тебя устаю сильно, но буду с тобой в бассейн ходить. Успех через преодоление окрыляет.

    Статус в сообществе: Конфиденциально

    На сайте: 1 год

    Род деятельности: Конфиденциально

    Регион проживания: Конфиденциально

  10. Сергей Циренщиков 21 Октября, 2018, 9:33

    Что значит "одинаковое отношение ко всем"?
    Учитель, для автора, идиот?
    Или как это раньше называлось "христосик"?
    Как не подделывай свои чувства, дети ЗАМЕЧАЮТ ЛОЖЬ!
    А многие современные "зацелованные в попу" дети от кого должны получить представление о их нравственных качествах?
    Если родители СЛЕПЫ! "Слепая материнская любовь"...

    Нет уж!
    Как сказано в Библии? - "Каждой твари - по паре"!
    Учитель не обязан "любить", он обязан "учить"!
    Как можно "любить" того, кто СОЗНАТЕЛЬНО издевается над тобой, другими детьми?

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Смоленская область, Россия

  11. Валерий Ганузин 21 Октября, 2018, 9:50

    "Как можно "любить" того, кто СОЗНАТЕЛЬНО издевается над тобой, другими детьми?"
    ***********************************************************
    Уважаемый Сергей Игнатьевич!
    Любовь бывает разная, даже к тому, кто над тобой издевается. Пусть не любит, но учить-то надо...
    *********************************
    "Уходят парни от невест.
    Невесть зачем из отчих мест
    три парня подались на Запад.
    Их кто то выдаёт. Их цапают.
    41 й год. Привет!
    «Суд идёт! Десять лет.

    «Возлюбленный, когда же вернёшься?!
    четыре тыщи дней – как ноша,
    четыре тысячи ночей
    не побывала я ничьей,
    соседским детям десять лет,
    прошла война, тебя всё нет,
    четыре тыщи солнц скатилось,
    как ты там мучаешься, милый,
    живой ли ты и невредимый?
    предела нету для любимой –
    ополоумевши любя,
    я, Рута, выдала тебя –
    из тюрьм приходят иногда,
    из заграницы – никогда…»

    …Он бьёт её, с утра напившись.
    Свистит его костыль над пирсом.

    О, вопли женщины седой:
    «Любимый мой! Любимый мой!»

    Андрей Вознесенский.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 лет

    Род деятельности: Преподаватель в организации высшего образования

    Регион проживания: Ярославская область, Россия

  12. Сергей Циренщиков 21 Октября, 2018, 10:08

    Наслаждение от унижения это одна из форм мазохизма.
    "Многим нравится переживать также нравственную боль, получая удовольствие от стыда, унижения, подчиненности, от собственной беззащитности и уязвимости. "
    Кому-то нравится?

    И еще...
    Воспитанный в атмосфере всеобъемлющей любви, особенно если он её НЕ ЗАСЛУЖИВАЕТ, сталкиваясь с иным к себе отношением обвиняет в этом весь мир, но не ищет причину в себе.
    Так проще... Так научили, так воспитали.

    Как итог - "Керчь".

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 11 лет

    Род деятельности: Учитель в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Смоленская область, Россия

    • Вита Шпакова 22 Октября, 2018, 20:52

      Совершенно согласна с Вами. Почему-то тоже именно такая ассоциация прошла после прочтения статьи. Подлость и хамство не имеют возраста.

      Статус в сообществе: Пользователь

      На сайте: 1 год

      Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

      Регион проживания: Воронежская область, Россия

  13. Ирина Ступина 30 Октября, 2018, 21:28

    Я думаю, что "блестящий учитель" - это просто красивая фраза самоуверенного человека. Конечно, настоящий учитель должен находить золотую середину, чтобы, не унижая достоинства ученика и не ломая его, научить основам своего предмета. Вместо жёсткости генералиссимуса нужна разумная требовательность и система контроля. А чтобы знали предмет, нужно ещё и заинтересовать им и научить мыслить на каждом уроке. Здесь одной жёсткостью не обойтись.
    Учителя должны уважать. Любовь и всё остальное на уровне эмоций - слишком субъективная оценка.

    Статус в сообществе: Пользователь

    На сайте: 7 месяцев

    Род деятельности: Учитель средней школы в общеобразовательной организации

    Регион проживания: Московская область, Россия