Ребенок не знает, куда ему поступать и сомневается в своем выборе, или видение достойной профессии явно не совпадает с мнением родителей. Что делать?
Анатолий Волчек, социальный педагог, тьютор, автор проекта удаленного психолого-педагогического консультирования «Перемена» не жалует профоориентационные тесты, а использует антропопрактики.
Анатолий Волчек на стенде PROMETHEAN на выставке «Город образования».
Антропопрактики как педагогический инструмент
В современном мире задачи прогнозирования трудно реализуемы. Мир бросает молодым людям новые, а главное, внезапные вызовы. Здесь и вступают в дело антропопрактики. Антропопрактика — это специальная работа в пространстве субъективной реальности человека, которая реализуется через встречу и работу с рефлексией человека. Если проще — это работа, направленная на развитие у ученика самопонимания.
Чтобы помочь ребенку разобраться с его навыками, возможностями и желаниями, нужно доверие с его стороны. А кому он доверяет? Откровенничать с родителями может не каждый школьник, а учитель в школе не всегда успевает выполнять эту роль. Поэтому на помощь приходят тьюторы и наставники.
Давайте разберемся в отличиях. Тьютор обычно обеспечивает индивидуальную разработку образовательной программы, он обязан быть педагогом. Наставник — нет. Он делится с ребенком своей картиной мира и тем самым помогает ему сформировать свою. Однако с такой помощью подростку гораздо легче понять, чем он на самом деле хочет заниматься.
Очень часто, говорит Анатолий, проблема в том, что школьники и их родители не всегда полностью представляют, в чем суть профессии. Тьютор помогает и с этим. «Если ребенок, например, выбирал профессию инженера, для этого необходимо понять, чем на самом деле занимается инженер, специфику его деятельности. Ведь направлений в инженерии немало: „инженер-технолог“, „генный инженер“, „военный инженер“. Затем мы с учеником разбираем сильные и слабые стороны этой профессии. Последняя часть работы — планирование».
Тьютор призывает своих учеников всегда пробовать свою выбранную профессию: «Я работал с девочкой, которая хотела стать онкологом. Когда мы начали разбирать эту профессию, я спросил, не боится ли она вида крови. Девочка уверенно сказала, что нет. Когда спросил, почему она так уверена, выяснилось, что она уже два года работает волонтером в медицинском учреждении. Очень здорово, когда ребенок уже знаком со спецификой своей будущей профессии».
Бывает, что школьник резко меняет сферу интересов. Если ваш ученик хотел всегда быть экологом и неожиданно решил поступать на журналистику только потому, что ему нравится Юрий Дудь, предложите ему записать ролик в стиле любимого блогера. Пусть ученик продумает вопросы и запишет на свой телефон интервью с учителем географии. Возможно, это действительно ему понравится, и он сможет развивать уже нужные навыки (коммуникабельность, написание сценария, монтаж видео). Но может быть и такое, что он поймет, что это не самое простое занятие после второго вопроса в интервью.
Школьные знания и VUCA-реальность
Сейчас в мире более 40000 профессий. Сколько останется через 10 лет — неизвестно. Есть специальный термин VUCA-мир (акроним английских слов volatality (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность), ambiguity (неоднозначность), который характеризует реальность. «Если наши родители устраивались на работу по специальности сразу после института и зачастую не меняли место работы, сейчас такого уже нет и в будущем не предвидится», — отмечает Анатолий.
Школам нужно менять свой подход. Учитывая, что тьюторство и наставничество останется не массовой профессией, доступной каждому российскому ученику.
«Знания в школе, безусловно, важны, — отмечает Анатолий, — но не менее важно сейчас развивать в детях креативное мышление, мобильность и активную гражданскую позицию. Именно это ценится в нашем непостоянном VUCA-мире».
Если у вас в программе стоят несколько уроков профориентации, Анатолий рекомендует, например, такую методику:
1. Предложите классу разбиться на группы по интересам и склонностям: пусть в одной группе будут гуманитарии, во второй «технари», а в третьей фанаты корейской группы BTS.
2. Каждая группа может выбрать определенную профессию — копирайтер, программист, преподаватель корейского языка. Задача каждой группы — письменно аргументировать выбор своей профессии, отметить ее преимущества.
3. Устройте небольшой баттл. Каждой группе теперь нужно будет найти недостатки профессии. Пусть те, кто записывали, почему разработчик приложений или автор статей — самая лучшая работа в мире, доказывают обратное. Все должно быть также аргументировано.
4. Сделайте ход конем. Пусть гуманитарии найдут преимущества в технической профессии, а «технари» подумают о деле репетитора корейского.
Так ребята смогут более трезво взглянуть на выбор своей профессии и задать себе вопрос: «Действительно ли мне это близко?»
Анатолий советует учителям и школьником использовать интерактивные технологии. Если у вас в классе есть интерактивная доска или панель, записывайте аргументы, дополняйте доводы ссылками, видео и графикой, рисуйте схемы и ментальные карты, возвращайтесь к результатам прошедших дискуссий, будет интересно и полезно отследить динамику. Можно прямо на уроке устроить интерактивную экскурсию в «Электронный музей профессий».
Подписаться на канал Интерактивные технологии
Партнерский материал
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться