Назад К другим статьям
#Учиться #Жить

Зачем этому миру коллаж?

Зачем этому миру коллаж?

21 сентября, 13:00

#Подборки #Читателям

21 сентября, 13:00

Статья подготовлена с участием эксперта:

Фотография автора

Ольга Кирсанова

Основатель сообщества российских коллажистов «Режь да клей»

Что делать, если хочется выразить себя в изобразительном искусстве, но нет способностей к рисованию? Попробуйте создать коллаж! Нет, это не детская аппликация, а одно из направлений современного искусства, которое, к тому же, часто используется в арт-терапии. Ольга Кирсанова, основатель сообщества российских коллажистов «Режь да клей» и первого в России фестиваля коллажа, рассказала, где черпать вдохновение коллажисту, как использовать коллаж в обучении, и поделилась секретами создания шедевров в этой медитативной технике.

Коллаж — для людей (и образования)!

У многих коллаж до сих пор ассоциируется с аппликациями, которые обычно делают в детском саду. Когда мы организовывали первый в России тематический фестиваль два года назад, то столкнулись с непониманием. Было непросто донести до людей, что коллаж — это искусство, а не попытка впасть в детство. Посмотрите вокруг: практически вся современная реклама сделана в этом стиле. Сюда относятся и киноафиши — для их создания коллаж использовался ещё в советские времена, тогда это называли фотомонтаж. Кроме того, иллюстраторы и художники-аниматоры активно используют эту технику в своей практике.

Суть коллажа в том, что ты из всего можешь сделать всё. Это позволяет смотреть на обычные вещи по-новому и понимать, как их можно использовать в своих работах. К тому же, ресурсы чаще всего ограничены — надо включать фантазию, чтобы из имеющихся материалов создать что-то красивое. На мой взгляд, это прекрасный навык. Коллажист смотрит на мир как на материал для своей будущей работы: можно хоть на хлебе делать коллажи или «вмораживать» картинки в лёд — подойдёт практически любая основа.


Коллаж Ольги Кирсановой

Коллаж уместен в разных сферах жизни, его легко интегрировать практически в любое событие. Эта техника отлично подходит, например, для тимбилдинга. На наших первых встречах коллажистов мы устраивали коллаборации. Кто-то один начинал делать коллаж, затем передавал соседу — работа проходила по кругу через всех участников, каждый добавлял что-то своё. В идеале, в конце должна получаться цельная картинка, но это не всегда происходило, ибо работали по принципу «кто в лес, кто по дрова». А цель таких коллабораций в том, чтобы научиться уважать и ценить работу друг друга и действовать вместе для достижения общей цели.

У меня нет педагогического образования, но я уверена: школьникам тоже пригодился бы коллаж. Если бы мне, когда я была школьницей, задали сделать коллаж на тему исторических событий, то было бы куда интереснее погружаться в материал, создавая героев, подбирая антураж. 

Думаю, коллаж можно использовать в проектном обучении. Например, создавать небольшие книжки или иллюстрации по изучаемой теме. Неоспоримое достоинство коллажа в том, что за него, в отличие от рисования, может взяться любой, не обладая какими-то особенными навыками. Это такой быстрый вход в творчество — без рамок и излишних переживаний о своей криворукости.

Кто такие коллажисты, и чем они занимаются

Профессиональный мир коллажа невелик. Существует два основных способа монетизировать своё творчество: продажа работ и выполнение заказов. Первый вид заработка относится к миру искусства. Стратегия действий коллажиста такая же, как у художников, правда, продать коллаж часто сложнее, чем картину: люди ещё не привыкли к этому виду искусства. Второй способ заработать на своем творчестве — работа на заказ, этим занимаются иллюстраторы и дизайнеры.

В современном коллаже, как и во всём искусстве, очень много вторичного. Есть достаточно известные художники, годами развивающие авторскую технику, и у них даже появляются подражатели. 

На мой взгляд, коллажи нужно делать про то, что тебе близко. Например, я люблю похихикать, и поэтому практически все мои коллажи населены смешными персонажами. Кто-то создает абстракции, кто-то иллюстрирует тексты на социальные темы и выдаёт такие сильные работы, что от них хочется рыдать. Каждый использует коллаж для своих целей. 


Коллаж Ольги Кирсановой

Когда я только начинала, я делала цифровые коллажи про друзей и никому их не показывала. Видела в своем увлечении что-то вроде арт-терапии до тех пор, пока не попала на воркшоп американского иллюстратора. Там я наконец поняла, что можно не просто клеить смешные картинки для близких, а делать коллажи, понятные широкой аудитории. Я перешла с цифровых работ на бумажные, стала выкладывать их в Инстаграм и следить за деятельностью других художников.

Увидев, что зарубежные коллажисты проводят встречи, сидят в кафе, барах и вместе что-то клеят, мне стало завидно и грустно, ибо в России чего-то похожего не было. Поэтому я взяла инициативу в свои руки и основала сообщество российских коллажистов «Режь да клей». Вместе с мужем мы сделали сайт, начали искать художников и формировать это самое сообщество: проводили живые встречи в Москве и публиковали на сайте портфолио и другие коллажные вещи. 

Через два года встреч и весёлых посиделок стало понятно: надо расти, учиться, стремиться к высотам. В 2017 году я организовала первый коллажный интенсив, а преподавать пригласила лучших отечественных коллажистов. Затем провела ещё несколько курсов, а потом поняла, что наши с сообщниками обширные знания и умения тянут минимум на месяц интенсивного обучения. И эта большая программа стала ядром первого фестиваля коллажа в России Режь да клей ФЕСТ, который я провела в Москве летом 2019 года. У нас было семь больших курсов, 10 воркшопов и лекции. А этим летом состоялся уже второй Режь да клей ФЕСТ с новой, но такой же обширной, образовательной программой.


Режь да клей ФЕСТ 2020, фото Ольги Кирсановой

Ресайклинг и поток фантазии

Вдохновение для своих коллажей я черпаю из того, что вижу вокруг. Это может быть журнал, картинка в интернете или мои же собственные старые материалы. Конечно, иллюстраторы и дизайнеры, для которых коллаж — профессия, работают по-другому, ориентируясь на конкретный заказ. У меня это больше зов души.

Расходным материалом для творчества может стать что угодно. Например, как-то муж купил новую видеокарту, упакованную во вспененный полиэтилен странной формы. Я его экспроприировала и превратила в основу для коллажа. Некоторые используют для своих работ обои — всё зависит от фантазии художника. Один корейский коллажист, например, создает картины исключительно из газет: берет повестку дня, вырезает фотографии и делает из них прекрасные работы.

У моего папы осталась большая картотека ещё со времен его аспирантуры, всё написано на перфокартах. Он мне её отдал, и я планирую когда-нибудь использовать её как основу для коллажей. Помимо прочего в работах можно использовать кальку или детские рисунки. Например, Кристина Клемешова делает прекрасные коллажи в коллаборации с сыном, проект называется «Лев рисует, Кристина клеит». Рисунки дитя, дополненные коллажами, выглядят шикарно. 


Коллаж Кристины Клемешовой

Для создания коллажей подойдут старые книги. Когда я только начинала коллажировать, многие недоумевали, как у меня рука поднимается разрезать книги или учебники. Сейчас многие просто выкидывают старые издания, так почему бы не дать им вторую жизнь? Вокруг нас много визуальных образов, и если фотографы и художники генерируют что-то новое, то коллажисты перерабатывают то, что уже есть и даже то, что никому не нужно. Помимо классического понимания экологичности и ресайклинга (многие художники принципиально не покупают новые материалы для своих работ, обходясь только найденным), переработка визуальных образов — это тоже экологично. 

«Методика экстремального погружения в коллаж по методу Оли К.»

Сейчас в России не существует адекватных книг по коллажу, которые раскроют все премудрости этого искусства и покажут мир современного коллажа. Периодически я мониторю Интернет на предмет новых материалов о коллаже, и мне попадаются методички, которые учителя написали для других учителей — но там сплошной грустный формализм. Сейчас я готовлю к выходу свою книгу, которая называется «Настольная книга коллажиста» — она уже на этапе вёрстки. Там я излагаю свою методику погружения в коллаж, показываю разные приёмы создания персонажей, портретов, пейзажей и прочего. Книга поможет безболезненно погрузиться в коллаж с нуля.


Коллаж Ольги Кирсановой

Моя методика называется «Экстремальное погружение в коллаж по методу Оли К.». Она состоит всего из шести упражнений и строится на том, что люди делают все эти упражнения из одной и той же фотографии. 

Если вы решили заняться коллажем, просто берите ножницы, клей, журналы и начинайте резать. Изучение истории коллажа и долгие раздумья тут не помогут. 

Смотрите вокруг и продолжайте резать да клеить!

Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.

Подписаться