В школах введут киберспорт. Это серьезно?

Институт развития Интернета (ИРИ) на этой неделе  направил в Министерство просвещения предложения о введении в факультативную программу школ занятий по киберспорту для подростков. Ведомство оперативно обещает их рассмотреть, беспокоясь о здоровье школьников.

Атмосфера киберспортивного клуба будет, возможно, перенесена в школу. Фото pixabay.com

Некоммерческая организация, созданная Администрацией Президента в 2015 году для развития цифровой экономики, предлагает Министерству просвещения пилотный проект в рамках федеральных проектов «Современная школа» и «Цифровая образовательная среда». 

Свою инициативу ИРИ обосновывает с разных сторон.  Во-первых, заботой о кадрах для страны.

«25 процентов создателей новых вирусов, вредоносных сайтов — вчерашние подростки, которые начали просто интересоваться программированием. Путь эффективного представителя ИТ-сферы начинается с самообразования и прокладывается ещё в период обучения в школе», — говорит генеральный директор Института Сергей Петров.

Во-вторых, изменением содержания образования - предлагается осовременить «Информатику» и даже трансформировать предмет «Технология» в занятия по робототехнике и виртуальной реальности. В-третьих, это способ бороться с сетевой зависимостью и фобиями подростков, предупреждать их попадание в  сети «синих китов и кибербуллинга. ИРИ приводит также опыт Швеции и Норвегии, где киберспорт включён в обязательные программы в ряде школ.

Учитывая, что предложения о расширения школьной программы поступают регулярно, можно было бы снова отнестись к инициативе с юмором. Педсовет даже составил список этих инициатив от разных ветвей власти и общественных организаций, которые не вмещаются ни в какое школьное расписание. Тем не менее, это предложение исходит от достаточно влиятельной во власти структуры. Пресс-служба Минпросвещения уже выступила с сообщением, что готова предложения рассмотреть, отметив важность вопроса безопасности и здоровьесбережения детей.

Мы попросили эксперта в игровых технологиях, основателя движения «КиберРоссия» Романа Поволоцкого рассказать, насколько инициатива жизнеспособна.

«Не понимаю, какая выгода от этого школьнику, родителю, педагогу, школе и обществу в целом, - сразу заметил Роман. - Дети вместо того, чтобы получать какие-то знания, будут  просто играть в компьютерные игры? - Для чего нужен факультатив: они уже ходят или могут записаться в компьютерный клуб или поиграть дома?».

Эксперт предположил, что, возможно, таким образом осуществляется попытка повысить значимость киберспорта в профессиональном сообществе педагогов, бизнес пытается легализовать эту активность, отделив в общественном сознании от других, не столь «полезных» компьютерных инициатив.

«Киберспорт - это результат интересов вполне себе конкретных компаний - издателей и разработчиков компьютерных игр, - объясняет Поволоцкий.

  Вся индустрия живет за счет огромной аудитории подростков, которая не может реализовать себя в жизни,а находит себя в виртуальной реальности. Конечно, их бизнес-задача привлечь как можно было больше пользователей этих игр.  Собственно, соревновательный эффект и был придуман, чтобы состязание завлекло умы еще большего числа молодых людей».

Из огромного количества игроков в киберспорте зарабатывают единицы, объясняет эксперт. «Растить киберспортсменов со школьной скамьи бессмысленно, они и так вырастают без какого-то участия в этом плане регулирующих органов».

Роман признал в беседе, что сами по себе ролевые компьютерные игры - эффективный  социальный симулятор. Ребенок может попробовать огромное количество социальных ролей, чего в реальной жизни невозможно осуществить. Может развить в себе умение работать в команде, последовательно продвигаться к победе, наблюдательность, внимательность, дисциплину, хорошую реакции.«Игровая среда формирует интерактивную вовлеченность, чего нельзя добиться книгами например». 

Поволоцкий считает, что компьютерный спорт помогает выявлять таланты, обладающие лидерскими качествами. «Важно не сколько заниматься самой индустрией, а подумать, как использовать сообщество интересных ребят, которые увлечены играми, чтобы сформировать из них технологическую элиту в будущем”.

По мнению Поволоцкого, факультативное время в школе - дорого, его лучше потратить на нечто более ценное с точки зрения образования детей.

STEM и STEAM