Неделю назад Deutsche Bank выступил с прогнозом на ближайшие десятилетия: в мире началась новая эпоха, эпоха беспорядка и хаоса. А прежняя эпоха, эпоха глобализации, которая длилась примерно с 1980 года, закончилась. Безвозвратно. Во всех странах идут массовые протесты, связанные с неадекватной реакцией правительств на коронавирус (то, что у нас называется «коронабесием»). Дезорганизованы экономика, государственное и муниципальное управление, повседневная жизнь и работа населения. Плющит и Европу и США. В России хаос еще не достиг своего апогея, мы и тут запаздываем. Но в конце года нас накроет, что называется, по полной. Можно ожидать даже исчерпания бюджетных ресурсов, неплатежа зарплат бюджетникам, массового экономического обвала. К сожалению, наступающий хаос прямо затрагивает и образование.
Российскую школу колбасит все сильнее и сильнее, быстро нарастает посткоронавирусный хаос. Конец прошлого учебного года был скомкан неудачным переходом на дистанционное обучение, длительной неопределенностью в отношении ЕГЭ, отменой ОГЭ. Сейчас в школах пытаются внедрить санитарные нормы, мало совместимые с действующей моделью фронтального обучения в гигантской школе, классно-урочным методом, требуют от учителя бессмысленной и унизительной беготни по этажам. Кроме того, классы в шахматном порядке закрывают на карантин, когда выявляется инфицированный учащийся, переводится на дистанционку, что намного повышает градус хаоса. Ближайшие сентябрьские выборы, которые на базе школ и снова потребуют перехода в них на дистанционное обучение, определенно, подольют масла в огонь.
Ожидается, что после выборов снова будет объявлена самоизоляция, поскольку не исключены протесты по типу белорусских, и, одновременно, вспышка заболеваемости коронавирусом, с которой не будет справляться наша оптимизированная медицина.
Учителя столкнулись с полной неуправляемостью школьников после самоизоляции и летнего пребывания «у бабушек в деревне», творческим безумством чиновников и массово увольняются из школ. Большинство из них видят себя в качестве независимых репетиторов, учителей малых семейных школ. В результате массовые школы оказываются не в состоянии обеспечивать учебный процесс в прежних масштабах, учителя требуют сокращения урока (академического часа) до 30 минут. А дети? Они просто скачут через парты и дерутся прямо в ходе занятий.
Параллельно ускоряется уход учащихся на семейное обучение. Мамочки считает, что в домашних условиях они смогут обеспечить более качественное освоение их чадами учебной программы, материалов учебников, чем во время школьных занятий. И конечно, обеспечить здоровье детей. Это, конечно, настоящий абсурд: сама по себе мысль о том, что надо осваивать и запоминать материал учебника, некой мифической «школьной программы» — это бред. Зачем? Чтобы поступить на бюджет в престижный вуз на престижную специальность?
Но где они, престижные вузы? И какие специальности теперь будут престижны? Необходимо понимать, что в каждом вузе, даже МГУ, ныне творится примерно такой же нарастающий ужас. Сыплется сама модель, при которой образование в традиционном понимании сохраняет какой-то смысл. Оно продолжается сейчас, скорее, по инерции, в силу романтической веры, что все вернется в исходное состояние, как и было раньше.
Но это не так, не вернется. При самом благополучном ходе событий ситуация нормализуется не менее чем за 2-3 года. Но ждать столь фантастического, благополучного развития событий нет никаких оснований. Наступившая турбулентность — на десятилетия, нет причин не доверять Deutsche Bank.
Что же делать в этой непростой ситуации?
Первое, что следует сделать — включить, что называется, мозги, и начинать думать, что реально требуется делать в новых условиях и что не требуется.
А требуется, прежде всего, переосмысливать многие вещи, которые ранее казались очевидными (да и теперь кажутся), а на самом деле неверны.
Например, нужно понять, зачем детям учиться в школе? Ну, а после этого, можно пытаться ответить и на вопрос, чему там должны учить.
Сейчас конечно, любой взрослый вам ответит, что в школе нужно учиться, чтобы сдать ЕГЭ и поступить в вуз. Все!
Ну, а зачем поступать в вуз?
Ответ на этот вопрос не столь очевиден. Терпит полный крах представление о том, что какой-то там диплом или аттестат — это именно то, что нужно для жизни нашим детям. Нет, это, может быть, и соответствовало требованиям времени, когда наличие диплома вуза было редким исключением из общего правила и когда человек, просто закончивший вуз, казался окружающим небожителем. Такое было в 1950-х и 1960-х годах, а потом, в 1970-е стало постепенно меняться…
В те времена-то и сложилось такое заблуждение, что поступление в вуз и обучение там — это просто предел мечтаний. Нет, теперь уже все далеко не так. Вузовское образование имеют почти все, и все они уже понимают, что не в вузовском дипломе счастье (но и не в его отсутствии). Вуз во многом дает ненужные, теоретические знания, неприменимые на практике. Не случайно несколько лет назад прошла кампания переименования вузов из «учреждений высшего профессионального образования» просто в «учреждения высшего образования». То есть вузы дают только общее образование, безотносительно к какой-то профессии. Насколько полезны знания приобретаемые в вузе — это зависит только от самого студента.
В большинстве профессий теперь после вузовского образования нужно пройти обучение на множестве курсов (платных и дорогих!), которые как раз и дают практически применимые полезные знания, которые, извините, помогают деньги зарабатывать…
Аналогичная ситуация складывается и в среднем общем образовании, в школе. Оно является практически не нужным, и это не более, как просто пребывание в классе детей и подростков, чтобы они просто не шатались по улицам. Это камера хранения, способ передержки, доведения до относительной зрелости в 18 лет молодежи, чтобы она сама начинала понемногу думать о своем будущем, брать за него ответственность и становиться самостоятельной.
Ведь если посмотреть — в нашей школе даже никогда и не было никакой определенной системы обучения… Так, отдельные методики по отдельным предметам. И в отдельных учебных заведениях. Уроки, сложившиеся еще в эпоху Яна Амоса Коменского в XVI веке, отметки, возникшие как компенсация отмененных телесных наказаний в 1860е годы. По всем нашим стандартам работы учителя, он сам может выбирать ту методику, которая ему больше нравится, и даже директор школы и завучи ему не указ. А в итоге школа — это болото методических придумок, примитивных наработок, чтобы как-то проще было проводить уроки. И самый главный вопрос школьной системы: отпускать ученика во время урока в туалет или не отпускать, пусть терпит.
Нынешний кризис образования — самое время решить, что здесь нужно, а что не нужно, и в каком количестве. Всем нам следует отказываться от старых рутинных представлений о обязательной школьной программе, в переходить к формированию в образовательном процессе самостоятельности, ответственности, честности и порядочности, ну и, не в последнюю очередь, общих навыков работы в условиях бизнес-предприятий, а также основ реальных профессий…
Если вам нравятся материалы на Педсовете, подпишитесь на наш канал в Телеграме, чтобы быть в курсе событий раньше всех.
Подписаться