ИКТ-компетентность Юлии Николаевны Понятовской, учителя начальных классов СОШ №1 города Данкова Липецкой области, давно выходит за рамки знания обязательных компьютерных программ. Ее класс успевает учиться не только в школе, но и в сети. Мы попросили Юлию Николаевну дать шесть рекомендаций для тех, кто хочет попробовать себя в сетевых проектах.
1. Просмотреть программу на учебный год и изучить стандарты
Сетевые проекты – это учебная деятельность, выполняемая удаленно командами учеников из разных городов или даже стран. Команды объединены одной темой и задачей и постоянно взаимодействуют друг с другом. Но проект должен быть неотрывен от процесса школьного образования, поэтому Юлия Николаевна перед началом учебного года отмечает те темы, которые могут быть актуальными для сетевых проектов.
2. Разработать свой проект или присоединиться к существующему
«Сетевые проекты можно посмотреть на сайте www.nachalka.com. Там есть темы актуальных проектов, а также прошлогодние материалы. Несколько проектов я придумывала самостоятельно. Для этого я сначала проходила обучение по Intel. Постом уже создавала телекоммуникационные проекты для детей», - говорит Юлия Николаевна.
Так был создан весенний проект по окружающему миру «Весна идет, весне дорогу!». Пятьдесят команд школьников со всей России изучали приход весны в своем регионе: измеряли глубину снега, отмечали и фотографировали свои наблюдения. Результаты команд публиковались, и они немало удивили детей: если на Камчатке еще лежал снег, в Краснодаре – набухали почки.
3. Собрать команду
«Проект не должен быть неприятным обязательством после уроков. Ребята участвуют только по собственному желанию. Обычно команда состоит из пяти-шести детей, кто-то может присоединиться по ходу проекта», - рассказывает Юлия Николаевна.
После сбора команды учитель обязательно получает письменное разрешение родителей на участие в таком мероприятии.
После Юлия Николаевна с учениками разбирает необходимые материалы – что предстоит сделать, какие есть инструкции, корректирует программу. Чем хорош проект, отмечает учитель, дети учатся работать в группе, выполнять задания по инструкциям, проверять друг друга и себя.
4. Организовать работу команды
Некоторые проектные моменты обсуждаются на уроках. Здесь подключаются интерактивные помощники –доска, стол и документ-камера. С их помощью ребята демонстрируют выполненные задания – презентации и фотографии. Например, в STEAM-проекте (S - science, T - technology, E - engineering, A - art и M – mathematics) «Унылая пора, очей очарованье» по идее Юлии Николаевны, ребята делали для другой команды презентацию загадок, зашифрованных в виде QR –кодов, а другая команда присылала ответы в виде поделок из природных материалов. Но проекты — это не просто игра, но и серьезная работа. Школьники собирали гербарий, который должен был соответствовать требованиям задания, и команда оценивала свою работу именно по заданным критериям.
5. Подвести итоги
Сетевой проект длится примерно полтора месяца. После Юлия Николаевна подводит итоги со своими учениками и отмечает, сколькому они научились:
«Что в проекте мне по-настоящему нравится – эмоции детей и те знания, которые они получают. Проекты хорошо развивают кругозор, объединяют коллектив и позволяют раскрыть способности детей, которые на школьном уроке сложно проявить. Оказывается, что один ученик прекрасно ориентируется в картах, другой великолепно умеет делать презентации, а третий – фотографировать. Я и сама учусь вместе с ними».
6. Строить планы
Юлия Николаевна считает: «Даже если учитель первый раз участвует в телекоммуникационном проекте, это может многому ему научить – повышается ИКТ-компетентность, изучаются новые инструменты, например, сервис «Learning Apps». Нужно обязательно пробовать, ориентироваться на опыт других учителей, строить планы и учиться новым формам обучения!»
Подписаться на канал Интерактивные технологии
Партнерский материал