Три препятствия реновации российского среднего образования

Метапредметный подход к образованию становится всё более популярным за рубежом, но "тормозит" в российских школах.  Что же мешает введению междисциплинарного обучения, которое продиктовано современными вызовами времени? Тому есть три причины:  сопротивление педагогов, сложившаяся система итоговой аттестации в 9 и 11 классах, а также консервативность родителей. Так считает директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. 

По ее мнению, российскому школьному образованию просто необходим междисциплиарный подход, который все более популярным становится за рубежом. В российских школах плохо развивается проектная деятельность и исследовательские практики, которые не "натаскивают" детей на предметы, а рассматривают явления через призму различных областей знаний. Такой подход меняет роль учителя в образовательном процессе. Российские же учителя, преподающие в школах, воспитаны как учителя-предметники. "Для того чтобы педагоги начали работать по-новому, их надо оснастить современными методиками, перестроить принцип подготовки педагогических кадров, чтобы они по-другому понимали свои задачи работы с детьми. Пока система готовит предметников, а вся работа в школе подстроена под предметное образование, ничего не изменится. Эта проблема - один из мощных механизмов сопротивления в системе образования", - считает Абанкина.

Препятствует развитию междисциплинарного подхода и система итоговой аттестации. Логика сдачи предметных ЕГЭ не развивает в ребенке критического мышления, не предусматривает возможности детям представить свои проекты и исследования. Детям не надо проходить социальную практику, чтобы подтвердить аттестат о среднем образовании. 

Третий тормозящий фактор - консервативность родителей, сравнивающих нынешнюю школу с той, в которой учились они. "Требования к ученикам очень высокие: родители зачастую не могут понять заданий. И начинается: «Даже я не мог решить! Что им там задают? Чему учат детей?». Родительское сообщество должно вести конструктивную беседу со школой: знать, что происходит в образовательных учреждениях, и понимать, почему их детям нужна другая система образования", - уверена эксперт. Она привела в пример Германию, которая в начале 2000 года оказалась на последнем месте среди европейских стран по уровню среднего образования. За три года ситуация была преодолена благодаря аналитечскому диалогу с обществом. В России, считает Абанкина, очень узкая социальная база тех, кто готов поддержать изменения, нет серьезной социальной группы, которая смогла бы указать государству на ошибки.

По словам Ирины Всеволодовны, она не считает современными реформы, которых придерживается министр образования Ольга Васильева - "новая старая школа", развивающая традиции фундаментального образования без радикальных нововведений.

"Васильева хочет вернуть в школы трудовое воспитание, уроки астрономии. Она также призвала максимально унифицировать учебные программы. Я считают эти реформы консервативными. Это не ответ на современные вызовы и обновления", - резюмировала Абанкина.

Источник

Новости образования