Назад К другим статьям
#Учиться #Жить

Только 3% людей с ОВЗ получают высшее образование. Почему?

Только 3% людей с ОВЗ получают высшее образование. Почему?
#Подборки #Читателям

17 августа, 10:33

Статья подготовлена с участием эксперта:

Ильдар Нуриев
Ильдар Нуриев

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина предоставил отчет по данным мониторинга условий получения высшего образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. Мониторинг проводился в апреле – мае 2017 в рамках госконтракта Минобрнауки России. Какие выявлены закономерности и чем их можно объяснить?


По результатам исследования, в котором принял участие 871 вуз страны, 16 703 инвалидов и лиц с ОВЗ получали высшее образование в момент проведения мониторинга, что составляет 0,46% от всех обучающихся в этих учреждениях. При этом, поданным Федерального реестра инвалидов, число инвалидов в возрастной группе от 18 до 30 лет (именно в этом возрасте большинство людей получает образование по программам бакалавриата и магистратуры) на 1 мая 2017 года составляет 542 380. Т.е. всего 3% рассматриваемой группы получает высшее образование. При этом число людей с ОВЗ, подающих документы на поступление, коррелирует с количеством обучающихся: в 2016 году заявлений от абитуриентов с ОВЗ в вузы поступило 5139, а общее число инвалидов в возрасте 15-18 лет (потенциальных абитуриентов)  составляет 116 485. Таким образом, всего 4% потенциальных абитуриентов пытается поступить в вузы. С чем это может быть связано?

Одними из основных причин видятся недостаточное информационно-методическое и кадровое обеспечение процесса обучения студентов с ОВЗ. В соответствии с федеральным законодательством абсолютно каждый вуз должен быть способен принять абитуриентов с ОВЗ на любую программу подготовки (если нет профессиональных ограничений). Более того, абитуриенты-инвалиды имеют льготы при поступлении в высшие учебные заведения. Именно поэтому мы предполагаем, что информационное сопровождение вопроса может быть неудовлетворительным. Другими словами, подростки с ОВЗ попросту могут не знать об имеющихся возможностях и установленных правах.

Во-первых, на сайте образовательной организации должен быть раздел, посвященный инклюзивному образованию. Это действительно важно, поскольку сегодня именно сайт является основным источником информации для всех абитуриентов. Подобный раздел имеют 80% университетов, принявших участие в мониторинге; у 72,7% размещены акты и положения об организации инклюзивного образования.

Во-вторых, с  точки зрения информационного сопровождения возможностей для поступления и обучения в вузе немалую роль играют паспорта доступности знаний, из которых абитуриент с ОВЗ может понять, сможет ли он обучаться по той или иной программе, применимы ли будут впоследствии полученные знания. Подобные паспорта на сегодняшний день утверждены у 61% вузов.

В третьих, мы предполагаем, что возможность получить более подробную информацию именно об инклюзивном образовании, для того, чтобы быть уверенным в его успешности, также играет значительную роль в вопросе. Так, только у 31,8% от всех вузов в штатном расписании есть структурное подразделение, отвечающее за работу с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью. Большинство ВУЗов экономит на внимании к проблеме исследования, предпочитая обходиться наличием в штате ответственного за организацию сопровождения обучения студентов с ОВЗ и инвалидностью. Подобных «ответственных организаторов» в штатном расписании имеет сегодня 586 ВУЗов (67,28% от общего числа ВУЗов и 98,82% от числа обучающих лиц указанной категории).

Другой формой подготовки кадров к работе со студентами инвалидами является обеспечение прохождения профессорско-преподавательским составом курсов повышения квалификации по теме – 53,9% университетов отчиталось в направлении своих сотрудников на подобные курсы.

Таким образом, как видно из анализа первой части проведенного мониторинга, подход вузов к инклюзивному образованию по большей мере формальный, когда выполняются минимальные требования. Однако стремительное повышение интереса государства к условиям получения высшего образования лицами с ОВЗ и инвалидностью вселяет надежду на изменения.