Что такое совместное внимание, как его можно отследить и измерить с максимальной точностью и как оно помогает учителю и ученику, рассказала Pedsovet.org психолог Анна Шварц, участник конференции «Психология и технологии в математическом образовании», которая проходит 18-21 марта в офисе Яндекса в Москве. Как исследователь в институте им. Г. Фроделяйна и старший научный сотрудник факультета психологии МГУ Анна уже несколько лет изучает совместное внимание между учеником и учителем и готова поделиться знаниями с учителями-практиками.
Исследования совместного внимания начались в 1970-80-х и, в первую очередь, были связаны с дошкольниками. Сейчас же началась активная разработка этой темы для школьного образования.
Как научить правильно смотреть на вещи?
Профессионализм почти в любой области — это не только знания, но и умение видеть материал иначе, сразу замечать нужное, распознавать значимое: так, радиолог заметит трешину в кости, биолог — принадлежность растения к определенному виду, а математик — свойства геометрических фигур. Современная наука научилась следить за тем, куда именно смотрит человек, с помощью специального оборудования, которое отслеживает положение зрачка и рассчитывает направление взгляда. Исследователи в области образования с энтузиазмом используют эту технологию и исследуют, как можно ее использовать в образовании.
На основе данных, полученных приборами, можно создать модель «правильного», экспертного движения глаз, которую затем показать ученикам. Оказалось, с биологическим и медицинским материалом такой подход работает, а в математике — при решении логических или геометрических задач — нет. Почему так происходит и как можно адаптировать эту простую педагогическую идею?
Для обучения математике надо не просто перенаправить взгляд ученика, а достичь совместного внимания. Когнитивная психология объясняет его так: два человека смотрят вместе на один и тот же объект и знают, что они специально смотрят на него вместе. Представим себе, что цель взрослого — научить ребёнка называть игрушки, лежащие перед ними. Ребёнок смотрит на предмет, и в этот момент взрослый говорит: «Это жираф». А в следующий момент ребёнок переводит взгляд на другой предмет, и взрослый так же называет его. Эта стратегия оказывается более эффективной, чем сказать «Смотри туда, видишь, там жираф».
Что же происходит при живом общении учителя и ученика?
Возьмём самый простой пример – Декартовы координаты. Например, точка 4:1. Ученик сначала будет смотреть на точку, а потом его научат совершать действие — искать её по осям, сначала по одной, потом по другой. Однако детальный анализ показывает: вместо того, чтобы следить за действиями учителя в момент X, ребёнок уже предугадывает, где окажется взрослый в следующий момент, чтобы успеть с ним синхронизироваться. То же верно и для младенцев: мы не может сказать, что взрослый перенаправляет внимание ребенка, скорее они подхватывают фокус друг друга, ориентируясь то на направление взгляда, то на предметы в руках.
Какие выводы для образования можно ожидать?
Изложение теории на уроки математики или рассказ, как решать определённый тип задач — это всегда надежда, что ребёнок поспеет за учителем, а, значит, предугадает его ход мысли. Однако, если разрыв между уровнем данного урока и знаниями ученика чуть больше, чем хотелось бы, так не получится.
Но есть альтернатива: сначала давать практические задачи, и в тот момент, когда ребёнок уже занят их решением — то есть мы поставим его в условия, где он сам думает над материалом и анализирует возможные ходы — дать подсказку в русле его мышления.
Тогда и будет достигаться действительно совместное внимание, а не просто следование за указаниями учителя. Идея заключается не в том, чтобы настроить взгляд ученика, а чтобы подстроить материал под текущий его фокус.