«Учитель работает с детьми, он несет важнейшую миссию. Сегодня у нас дети, завтра у нас народ», — заявила Васильева в день назначения на должность министра.
Своей основной задачей она назвала заботу о «главных игроках в процессе образования» — учителях.
Замечательные слова, сказанные не менее замечательным министром в самом начале своего замечательного «долженствования», не могли не затронуть самую чёрствую учительскую душу. Воспрянув духом, с замиранием сердца, принялись ждать они всяческих благ, уважения, самые смелые даже уповали на повышение зарплат своих. Ведь человек, выбравший осуществление важнейшей миссии, не может думать только о добывании хлеба насущного.
Как-то не сочетается работа на двух ставках, репетиторство, суета в погоне хотя бы за небольшим стимулирующим фондом и вынужденный отъезд на север с напыщенным словом миссия. Но уважаемый министр не заставила себя долго ждать.
«Учитель, врач и священник — это не специальность, это служение», — сказала Васильева на встрече с патриархом Московским и всея Руси Кириллом 29 августа.
То есть слово служение как бы снимает все вопросы о материальном факторе. Какой стимулирующий фонд? У вас высокая миссия служения народу русскому! Какое повышение заработной платы? Вы служите высокой цели воспитания ЧЕЛОВЕКА! Вам доверили миссию! Никакой материальной заинтересованности быть не может.
А ещё министр образования очень высоко оценила воспитательную функцию школы. Из нее, по словам Васильевой, должен выходить человек, «у которого есть нравственный стержень». Но, как и кто будет осуществлять этот прекрасный замысел?
Посмотрим правде в глаза
Существует в нашей стране не только линия МКАД, есть ещё один рубеж, более суровый – Уральские горы. Сразу за ними расположилась небольшая Курганская область, которой, кстати, исполняется в этом году 75 лет. В ней тоже учатся школьники, которые вот-вот станут народом, и работают учителя, которые как раз выполняют миссию и осуществляют служение. Ибо нельзя же всерьёз назвать адекватным вознаграждением 9 800 руб. за ставку (высшая категория, высшее образование, то есть максимум) + уральские (их как раз съедает налог). Есть ещё пресловутый стимулирующий фонд. Какие волшебства с ним могут происходить, можно проследить на примере учителей из Звериноголовского района, из-за решения которых выйти на забастовку несколько чиновников расстались с должностями. Из стимулирующего фонда учителей просто платили зарплату техническому персоналу.
С принятием нового МРОТа ставка этого же персонала становится 9489 . То есть теперь все, кто работает в школе, хоть с указкой, хоть со шваброй - все равны в плане материального вознаграждения! Хотя нет, у учителей всё же есть ряд серьёзных преференций: они могут вести хоть 40 часов в неделю, то есть больше 2 ставок, а технический персонал - только 1,5. А ещё у учителей есть опять же стимулирующий фонд, правда, разный всё время, и что с ним будет дальше - непонятно.
«В Курганской области, по данным на начало декабря, было 211 вакансий для педагогов, в том числе 149 вакансий в сельской местности. Школам региона наиболее остро не хватает учителей математики, русского и иностранного языков», - рассказал директор департамента образования и науки Наталья Бобкова. (источник) «Между тем на начало учебного года вакансий для педагогов было порядка 400. За последние годы в Зауралье дефицит педагогов вырос, «но не катастрофически», - отмечают в департаменте.
Недостаточно сделать ремонт в школе и купить компьютеры, нужны люди, нужны профессионалы, но профессионал себя уважает, и работать за 3 копейки не хочет. Впрочем, нам объявили, что майские указы выполнены, значит, вопрос с зарплатами снят, профессионалов просят не беспокоиться.
Учителя работают на 2 ставках, потому что, пока вакансия закроется, кто-то должен хоть как-то вести уроки, отсюда - катастрофическая нагрузка учителей.
Но министр считает, что... цитирую: «Знаете, 35, 45 часов в неделю - это единичные случаи. Мы ведем статистику, знаем ситуацию».
И эти пожилые, в своей массе люди, проводящие по 5-6 уроков в день, напрягая остатки сил, должны осуществлять великий замысел министра.
«Я буду делать все возможное, чтобы внеурочное время было направлено на воспитание и формирование школьника как человека», — заявила Васильева, добавив, что школьные учителя должны посвящать дополнительное время с учениками воспитанию в них гражданственности, а не «натаскивать на ЕГЭ».
Какие причины и возможности у курганского учителя, который не молод, задавлен непосильной нагрузкой, положение которого сравняли с техническим персоналом, выполнять высокие замыслы министра?
А тут ещё грядёт новая беда – форма аттестации, при которой пожилых тётенек, многие из которых получили свои добротные дипломы ещё во времена СССР, как в средневековье , подвергнут пыткам профессиональной задачей, видеосъёмкой урока и диагностической работой, на которую повлекут бедолаг из сельской местности за 100-150 км., на школьном автобусе со скоростью 60 км., в час. Школа – место для сильных педагогов, слабым и больным здесь места нет!